Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.01.2006 по делу N А79-4382/2005 <Об оставлении без изменения определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года по делу N А79-4382/2005>
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2006 по делу N А79-4382/2005 данное постановление оставлено без изменения.АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 31 января 2006 г. по делу N А79-4382/2005
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива “Динамо“ на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года по делу N А79-4382/2005, принятому судьей по заявлению ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, г. Чебоксары к сельскохозяйственному производственному кооперативу “Динамо“ о включении в реестр требований кредиторов,
установил:
Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов СХПК “Динамо“ задолженности по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1786699 руб. 99 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 29.09.2005 признал СХПК “Динамо“ банкротом, открыл в нем конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвердил Ладыкову Т.И.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года заявление регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике удовлетворено. Включено в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива “Динамо“ требование регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, г. Чебоксары в размере 1786699 руб. 99 коп. задолженности с удовлетворением в первую очередь.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, СХПК “Динамо“ обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 14 декабря 2005 года и принять новый судебный акт.
СХПК “Динамо“ извещен надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своего представителя не направил.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствии СХПК “Динамо“ по имеющимся в деле документам.
Представитель ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, г. Чебоксары апелляционную жалобу не признал. По существу суду пояснил, что судом правомерно применены Федеральный закон Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 “Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей“. Пункт 1 статьи 135 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования. На основании изложенного просил определение суда от 14 декабря 2005 года оставить без изменения.
Выслушав представителя ГУ - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, г. Чебоксары, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены определения суда от 14 декабря 2005 года не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 29.09.2005 признал СХПК “Динамо“ банкротом, открыл в нем конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утвердил Ладыкову Т.И.
В соответствии со статьями 100 и 142 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ свои требования к должнику вправе предъявить кредиторы; требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов, указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 2 указанного закона кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из материалов дела следует, что заявлениями от 6 ноября 2005 года Николаева Р.П., от 8 ноября 2005 года Якимов А.М., от 10 ноября 2005 года Мурзаков Е.Г. выразили согласие на переход права требования в сумме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации в лице страховщика - Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)“ с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь.
При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон о социальном страховании) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.
В статье 135 Закона о банкротстве использован термин “повременные платежи“, однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона о социальном страховании).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Судом первой инстанции правомерно учтено, что, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало постановление N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, пунктом 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Согласно разделу 2 Методики капитализируемые платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Расчет размера капитализируемых повременных платежей проводится на момент принятия арбитражным судом заявления о признании страхователя банкротом и открытия конкурсного производства на каждого получателя путем умножения коэффициента капитализации на соответствующую социальную норму или экономический норматив формирования средств на обеспечение по страхованию.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 29.09.2005 СХПК “Динамо“ обязан капитализировать в ФСС Российской Федерации сумму в размере 1786699 руб. 99 коп. на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве Мурзакову Е.Г., Николаевой Р.П. и Якимову А.М.
СХПК “Динамо“ суду не представил, а в материалах дела отсутствуют документы о погашении ответчиком задолженности перед Государственным учреждением Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии на день признания кооператива банкротом или на день рассмотрения заявления.
Из изложенного следует, что Государственным учреждением Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии правомерно заявлены требования о взыскании капитализированных платежей с СХПК “Динамо“ в сумме 1786699,99 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
На основании изложенного определение суда от 14 декабря 2005 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14 декабря 2005 года по делу N А79-4382/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.