Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.01.2006 по делу N А79-16521/2005 <Об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарск произвести списание задолженности МУП “Водоканал“ по пеням и штрафам>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2006 по делу N А79-16521/2005 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда ЧР от 09.03.2006 по делу N А79-16521/2005 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2006 г. по делу N А79-16521/2005

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия “Водоканал“, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Коммунальная, 8, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Солнечная, 1, об обязании налогового органа произвести полное списание задолженности по пеням
и штрафам,

установил:

муниципальное унитарное предприятие “Водоканал“ (далее - МУП “Водоканал“) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску (далее - Инспекция или налоговый орган) об обязании налогового органа произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В обоснование требований заявитель указал, что МУП “Водоканал“ в соответствии с решением Инспекции N 59 от 20.11.2001 в течение четырех лет погашало реструктурируемую задолженность по налогам, сборам и своевременно уплачивало налоговые платежи в бюджет.

На основании пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, МУП “Водоканал“ обратилось в налоговый орган с письмом N 996 от 28.11.2005 о полном списании задолженности по пеням и штрафам. Письмом N 09-12/16620 от 12.12.2005 Инспекция отказала в списании заявителю задолженности по пеням и штрафам.

В судебном заседании представитель МУП “Водоканал“ заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просив суд обязать Инспекцию произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 15271779 руб. 51 коп., исходя из справки N 8335 по состоянию на 20.11.2005, пояснив, что письмом N 09-16/16620 от 12.12.2005 Инспекцией было отказано заявителю в полном списании задолженности по пеням и штрафам в связи с тем, что по состоянию на 20.11.2005 остаток неуплаченной суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, зачисляемый в местный бюджет по графику реструктуризации составил 1567 руб. 40 коп. и заявителем несвоевременно уплачивались текущие налоговые платежи на первое число месяца следующего
за истекшим кварталом.

Письмо N 1050 от 09.12.2005 МУП “Водоканал“ о зачете дополнительных платежей по налогу на прибыль по графику реструктуризации в сумме 1567 руб. 40 коп., уплаченного по платежному поручению N 1742 от 08.11.2005, Инспекция оставила без ответа. В указанном платежном поручении неверно был указан код бюджетной классификации при правильном указании бюджета налога. Неправильное указание кода бюджетной классификации не является основанием считать, что налог не уплачен. Данные обстоятельства подтверждает судебно-арбитражная практика.

В связи с несоблюдением графика погашения задолженности перед бюджетом Инспекцией не было принято решение о прекращении реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет.

Кроме того, Инспекция выразила благодарность МУП “Водоканал“ за добросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика, своевременность и полноту уплаты налогов и сборов в бюджеты всех уровней в 2003 году.

Представитель Инспекции в заседании суда требования, изложенные в заявлении не признала в полном объеме по доводам, указанным в отзыве, пояснив, что МУП “Водоканал“ не были выполнены условия, предусмотренные в пункте 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, а именно: не погашены дополнительные платежи по налогу на прибыль, зачисляемые в местный бюджет по графику реструктуризации в сумме 1567 руб. 40 коп.

Для списания Инспекцией задолженности по пеням и штрафам, МУП “Водоканал“ должны были быть выполнены условия, предусмотренные пунктом 5 вышеуказанного Порядка проведения реструктуризации, а также уплаты задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом до истечения четырех лет после принятия решения о реструктуризации, то есть до 20.11.2005.

По состоянию на
20.11.2005 остаток неуплаченной суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль, зачисляемый в местный бюджет по графику реструктуризации составил в сумме 1567 руб. 40 коп.

МУП “Водоканал“ по состоянию на 01.01.2002 не оплачены текущие платежи по налогу с продаж в сумме 757 руб. 66 коп., по оплате за пользование водными объектами в сумме 48575 руб. 70 коп. по состоянию на 01.04.2002, по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 3893 руб. 35 коп., по налогу на прибыль, зачисляемого в местный бюджет в сумме 407 руб. 66 коп., по НДС в сумме 15124 руб. 54 коп., по состоянию на 01.07.2002 по плате за выбросы вредных веществ в сумме 1061 руб. 75 коп., по состоянию на 01.01.2003 по НДС в сумме 15031 руб. 94 коп., по состоянию на 01.04.2003 по НДС в сумме 15031 руб. 94 коп., по налогу на имущество предприятий в сумме 472160 руб. 42 коп., по состоянию на 01.07.2003 по налогу на прибыль в Российской Федерации в сумме 15618 руб. 87 коп., по земельном налогу в сумме 401023 руб. 17 коп., по налогу на имущество предприятий в сумме 472160 руб. 42 коп., по состоянию на 01.10.2004 по НДС в сумме 2985 руб. 97 коп. С учетом данных обстоятельств Инспекция указывает на правомерность принятого решения об отказе заявителю в списании пени и штрафов.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности требований Инспекции на основании следующего.

Муниципальное унитарное предприятие “Водоканал“ зарегистрировано 15.04.1992 администрацией г. Новочебоксарска. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарску
27.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об МУП “Водоканал“ за основным государственным регистрационным номером 1022100911139.

Из материалов дела следует, что 20.11.2001 Инспекцией принято решение N 59 о реструктуризации задолженности МУП “Водоканал“ в соответствии с утвержденным графиком в сумме 27496,4 тыс. руб., в том числе по налогам и сборам в сумме 12134,0 тыс. руб., а также по пеням и штрафам в сумме 15362,4 тыс. руб., из них: по федеральным налогам в сумме 11863,4 тыс. руб., по пеням и штрафам в сумме 14987,8 тыс. руб.; по региональным налогам - по пеням и штрафам в сумме 19,0 тыс. руб. и по местным налогам в сумме 270,6 тыс. руб., по пеням и штрафам в сумме 355,6 тыс. руб.

Согласно письму N 996 от 28.11.2005 МУП “Водоканал“ обратилось в Инспекцию с просьбой о полном списании задолженности по пеням и штрафам.

Письмом N 09-16/16620 от 12.12.2005 Инспекция сообщила, что МУП “Водоканал“ не выполнены условия, предусмотренные пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, то есть заявителем не были погашены дополнительные платежи по налогу на прибыль, зачисляемые в местный бюджет по графику реструктуризации по состоянию на 20.11.2005 в сумме 1567 руб. 40 коп. и текущие платежи, указанные в письме Инспекции N 09-16/16620 от 12.12.2005 (л.д. 6).

С учетом указанных обстоятельств Инспекция отказала МУП “Водоканал“ в принятии решения о полном списании пени и штрафов.

Письмо МУП “Водоканал“ N 1050 от 09.12.2005 о зачете дополнительных платежей
по налогу на прибыль по графику реструктуризации в сумме 1567 руб. 40 коп., уплаченных по платежному поручению N 1742 от 08.11.2005, оставлено Инспекцией без ответа.

Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и при полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и при полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения
о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

В пункте 7 указанного Порядка проведения реструктуризации предусмотрено, что организация утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.

В соответствии с пунктом 8 названного Порядка проведения реструктуризации при возникновении предусмотренных в его пункте 7 обстоятельств решение о прекращении реструктуризации принимается в месячный срок.

Из содержания пункта 3 решения N 59 от 20.11.2001 следует, что Инспекция обязана предупредить руководство МУП “Водоканал“ об утрате предприятием права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в бюджет и что ею будут применены все меры принудительного взыскания недоимки, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности оно осуществляет уплату текущих платежей по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика.

Как подтверждают материалы дела, данное решение Инспекцией не было принято, несмотря на доводы налогового органа о несоблюдении МУП “Водоканал“ графика погашения задолженности перед бюджетом.

Как свидетельствуют материалы дела, налоговый орган в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в суд доказательств наличия у МУП “Водоканал“ недоимки по уплате текущих налоговых платежей и несвоевременности уплаты текущих налоговых платежей.

Кроме того, пункт 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а
также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, не предусматривает такого ограничения права налогоплательщика на списание задолженности по пеням и штрафам, которое законодатель связал бы со сроком погашения задолженности.

Согласно справке N 8335 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 20.11.2005 общая задолженность МУП “Водоканал“ по пеням и штрафам составила в сумме 15271779 руб. 51 коп.

На основании изложенного, суд считает, что Инспекция необоснованно отказала МУП “Водоканал“ в полном списании задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 15271779 руб. 51 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Инспекцию, которая в силу статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по данной категории дел.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Солнечная, 1, произвести списание задолженности муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Коммунальная, 8, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарску 27.11.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022100911139, по пеням и штрафам в общей сумме 15271779 руб. 51 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня его принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статья 180 АПК РФ).

Настоящее решение
может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.