Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 12.01.2006 по делу N А79-11134/2005 <О признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Чувашской Республике, г. Шумерля, о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2006 по делу N А79-11134/2005 данное решение отменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 января 2006 г. по делу N А79-11134/2005

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации Шумерлинского района ЧР г. Шумерля ЧР к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Чувашской Республике г. Чебоксары о признании недействительным решения от 20.09.2005 N 627,

установил:

администрация Шумерлинского района Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС N 8 по ЧР о признании недействительным решения от 20.09.2005 N 627.

В заседании
суда представитель заявителя требования по заявлению поддержал, суду пояснил следующее. Считаем решение незаконным, поскольку отсутствует вина организации в совершении налогового правонарушения, и обжалуемое решение нарушает права, законные интересы администрации и неопределенного круга лиц, финансирование которых должно производиться из бюджета. Бюджет района является дотационным.

Представители ответчика считают обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

21 июня 2001 г. Управлением Министерства юстиции РФ по ЧР в качестве юридического лица зарегистрирована администрация Шумерлинского района.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на имущество за 2004 год, представленной в Инспекцию администрацией Шумерлинского района.

По результатам проверки составлен акт от 16.05.2005 N 08/250 и вынесено решение N 627 от 20.09.2005 о привлечении администрации Шумерлинского района к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 257935 руб. по налогу на имущество. Также решением заявителю доначислен налог на имущество в сумме 1329956 руб. и начислены пени в сумме 92266 руб. 56 коп. Основанием для доначисления налога, начисления пени и привлечения к ответственности послужило то, что налоговый орган посчитал, что администрация неправомерно воспользовалась льготой по налогу на имущество, установленной п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ, при исчислении налога за 2004 год.

Заявитель не согласился с вышеуказанным решением и обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от налога на имущество организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Как следует из материалов дела, заявитель воспользовался указанной выше льготой в отношении инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в отсутствие финансирования из местного бюджета, то есть неправомерно.

В соответствии со статьей 379 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу п. 4 ст. 382 Налогового кодекса РФ налогоплательщики налога на имущество обязаны исчислять суммы авансового платежа по налогу по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 Кодекса.

Согласно положениям статьи 386 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Материалы дела свидетельствуют, что заявителем в Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 8 по ЧР представлялись по итогам отчетных периодов 2004 года расчеты по авансовым платежам по налогу имущества с указанием льготы по п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган возражений со своей стороны не имел по вопросу исчисления налога и пользования указанной льготой
налогоплательщиком. Доказательств обратного суду Инспекцией не представлено.

Таким образом, налогоплательщик на протяжении 2004 года считал, что правомерно пользуется льготой по п. 6 ст. 381 Налогового кодекса РФ.

В статье 32 Налогового кодекса РФ указано, что налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом (ст. 82 НК РФ).

Статьей 88 Налогового кодекса РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления
и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В силу п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 2 ст. 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что вины администрации Шумерлинского района в занижении налога на имущество за 2004 год нет, поскольку данное правонарушение произошло вследствие ненадлежащего исполнения налоговым органом обязанностей, определенных статьями 32, 82, 88 Налогового кодекса РФ, при проверке расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество по итогам отчетных периодов 2004 года, то есть правонарушение совершено по вине налогового органа. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали
основания для вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, то есть решение подлежит признанию недействительным.

Требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика, при этом суд учитывает, что налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины (ст. 333.37 НК РФ), а заявителю была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным решение от 20.09.2005 N 627 Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Чувашской Республике г. Шумерля о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.