Законы и бизнес в России

Послание Президента ЧР Государственному Совету ЧР от 28.12.2005 “Думать по-новому, работать творчески“

ПОСЛАНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Н.ФЕДОРОВА

ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДУМАТЬ ПО-НОВОМУ, РАБОТАТЬ ТВОРЧЕСКИ

Хисепле депутатсем, хакла ентешемерсем!

Уважаемые депутаты, дорогие соотечественники!

В некотором смысле нарушая традиции, я принял решение обратиться с Посланием к Государственному Совету и к народу Чувашии не в начале, а буквально накануне нового календарного года. Качественно новое состоит в том, что по целому ряду вопросов каждый - не только сидящие в этом зале, но и буквально каждый живущий в республике гражданин, вне зависимости от пола, статуса и иных социальных различий, - должен входить в новый год, осознавая, что год все-таки должен стать этапным в жизни Чувашии. Потому что предстоящий 2006-й - важнейший для всего
Российского государства - год реформы местного самоуправления, по большому счету призванной изменить сознание граждан, их понимание личной меры ответственности за все, что их окружает. Для республики это год начала реализации второго этапа Стратегии социально-экономического развития Чувашии до 2010 года, год реализации объявленных Президентом России приоритетных национальных проектов, год, который потребует концентрации всех наших сил и слаженной, эффективной работы всех уровней власти и каждого жителя Чувашии - тех, кто действительно любит свою землю и хочет не на словах, а пусть малым, но практическим делом своим помочь Родине. Поскольку в наступающем через 4 дня новом году не будет ни одного дня на раскачку, я пришел к выводу о необходимости обратиться к вам с Посланием сегодня.

ИТОГИ ГОДА: ОБЕСПЕЧЕНА КАЧЕСТВЕННАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

Традиционно остановлюсь на некоторых итогах уходящего года.

2005 год отмечен многими заметными событиями в жизни нашей республики. Это - празднование 60-й годовщины Победы, завершение целого ряда не просто крупных, а исторической значимости проектов и объектов социально-культурного, инфраструктурного и производственного назначения, а также выборы глав районов, городов, поселений и депутатов в качественно новые органы местного самоуправления.

Оценивая социально-экономические показатели уходящего года (за январь - ноябрь), следует выделить высокие темпы роста жилищного строительства (123,3 против 105,9% по России), инвестиций в основной капитал (111,1 против 110,2%), оборота розничной торговли (116,1 против 111,8%).

На общероссийском уровне сложились темпы роста объемов промышленного производства. Стабилизируется положение в аграрном секторе. Индекс производства продукции сельского хозяйства по крупным и средним сельскохозяйственным организациям составил 106,6%, около 70% сельхозпредприятий получили прибыль.

Особо необходимо выделить показатели, характеризующие практические позитивные процессы в жизни жителей Чувашии: рост реальных располагаемых денежных
доходов населения составил 111% (по России 109%), численность безработных снизилась на 7,8%. Инфляция была ниже, чем по России, - 107% против 110%.

Среди городов и районов республики лучших экономических результатов добились города Чебоксары и Канаш, Моргаушский, Чебоксарский и Ядринский районы.

Законотворчество имеет системный и плановый характер. В этом году Государственным Советом Чувашской Республики принято более 70 законов, направленных на развитие деловой активности, решение актуальных социальных вопросов и реализацию новых принципов организации местного самоуправления.

Министр финансов России Алексей Леонидович Кудрин охарактеризовал Чувашию как регион, имеющий самую прозрачную систему финансового администрирования и качественное управление финансами. А по данным исследований влиятельного журнала “Коммерсантъ Власть“, Чувашия заняла четвертое место в рейтинге среди 89 регионов России по качеству жизни, уступив только Санкт-Петербургу, Москве и Татарстану. Эксперты оценивали, прежде всего, не размер зарплаты, а такие качественные показатели, как продолжительность жизни, младенческая смертность, ввод жилья на одного жителя, школьное строительство, долги по заработной плате, расходы населения на жилищно-коммунальные услуги, заболеваемость населения. Причем они отметили, что эти данные отражают не только текущую ситуацию, но и прогноз на ближайшее будущее.

В Год парков и садов мы вместе заложили новую традицию - весной и осенью проводить в республике День дерева. В городах и районах уже посажено более двух миллионов деревьев и кустарников, заложено более 500 новых парков, скверов, аллей и памятных посадок. Мероприятия Дня дерева несут в себе и практический, и философский смысл - ведь это работа по благоустройству, озеленению, охране окружающей среды и экологии и одновременно праздник единения, обновления и очищения.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: ПЕРВЫЙ ЭТАП (2003 - 2005 ГОДЫ) ЗАВЕРШЕН

Не может не удовлетворять тот
факт, что система стратегического планирования, положенная в основу деятельности чувашского правительства с первых дней его работы, приносит свои ощутимые результаты.

Сегодня я могу говорить об успешном завершении первого этапа реализации одного из важнейших программных документов по организации нашей жизнедеятельности - Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, которую вы, уважаемые депутаты, одобрили законом в виде Комплексной программы социально-экономического развития. Задачи, которые мы ставили перед собой на этом этапе, решены.

Ожидаемые итоги 2005 года в основном соответствуют целевым установкам Стратегии. Значительно перевыполнены показатели по росту инвестиций в основной капитал (оценочно 2005 год к 2002 году - 145,8%, планировали 126%), объемов розничного товарооборота (143,5%, по плану - 126,5%), выдержаны темпы роста ВРП (121%, планировали 120,8%). Важнейшим итогом является неуклонное повышение уровня жизни людей, что соответствует установкам Стратегии. Наблюдается опережающий рост денежных доходов населения и заработной платы по сравнению с ростом цен. Предусматривалось доведение размера среднемесячной заработной платы в 2005 году до 3965 рублей, фактически уже в январе - ноябре текущего года она составила более 5 тыс. рублей, при этом заработная плата в 2005 году (оценочно) к 2002 году увеличится в 2,1 раза (по Стратегии - в 1,6 раза). Параметры первого этапа Стратегии социально-экономического развития республики не только выполнены, но и в основном перевыполнены, за единственным исключением, что не просто вызывает озабоченность, а требует принятия дополнительных мер. Это - существенное отставание по росту объемов сельскохозяйственного производства от параметров, заложенных в Стратегии (оценочно 2005 год к 2002 году 102,5%, а планировали 115,8%). Самый проблемный участок здесь - животноводство, впрочем, как и во всей стране. Поэтому
меры по поддержке животноводства, предложенные Президентом России, дают не только надежду, но и шанс исправить положение нашим руководителям, ответственным за развитие этой отрасли.

Важно отметить, что в республике созданы условия для реализации высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки роста. Отработаны механизмы государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

В настоящее время в Чувашии реализуются 133 инвестиционных проекта общей стоимостью около 30 млрд. рублей. Наиболее крупными среди них являются: развитие территории Чебоксарского речного порта, строительство биотехнологического предприятия в Шумерлинском районе, реконструкция биологических очистных сооружений для городов Чебоксары и Новочебоксарск, строительство жилья для развития ипотеки с использованием кредитных линий Райффайзенбанка. В соответствии с Соглашением между ОАО “РЖД“, ОАО “Промтрактор“ и Кабинетом Министров Чувашии создаются мощности по производству перспективных моделей грузовых вагонов на Канашском вагоноремонтном заводе.

Примеров удачных инвестиций в совершенствование производства у нас много. Внедрение новых технологий в ОАО “Чебоксарский агрегатный завод“ позволяет использовать чугун и сталь практически всех марок, увеличить на 40% мощности по выпуску жидкого металла, на 25% снизить себестоимость и повысить качество отливок, значительно уменьшить вредные выбросы в атмосферу города. Запуск в ООО “Промтрактор-Промлит“ новой германской формовочной линии значительно увеличивает выпуск высококачественного литья, в том числе железнодорожного. На ОАО “Химпром“ новые технологии позволили оптимизировать энергозатраты, сократить количество сточных вод, повысить безопасность производства и увеличить выпуск экспортной продукции на 10%. Инвестиции в ООО “Чебоксарская птицефабрика“ способствовали внедрению технологии гусеводства и утководства, а в перспективе - развитию глубокой переработки продукции всего птицеводства и выход на всероссийский, европейский и азиатский рынки.

За счет средств бюджетов в 2003 - 2005 годах введены в эксплуатацию более 1,8 млн.
кв. метров жилья, 17 общеобразовательных школ, Президентский перинатальный центр, 3 амбулаторно-поликлинических учреждения на 550 посещений в смену, без малого 300 офисов врача общей практики, 150 модельных библиотек, около 6,5 тыс. км газовых сетей, газифицировано порядка 100 тыс. домов/квартир. Построены первые очереди набережной пассажирских причалов в Чебоксарском речном порту, психоневрологического интерната в пос. Атрать, учебный корпус Чувашского государственного педагогического университета, спортивный стадион в пос. Кугеси, очистные сооружения канализации в Ядрине и Козловке, новые водоводы. Завершена реконструкция Чувашского национального музея, Государственного русского драматического театра, железнодорожных вокзалов в Чебоксарах и Шумерле, здания Республиканского центра социальной адаптации. Введены в эксплуатацию автомобильные дороги с твердым покрытием общей протяженностью 105 км и ряд других объектов.

Начата реализация республиканской целевой программы “Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой на 2005 - 2008 годы“, на финансирование которой в текущем году в соответствии с моим указом было запланировано направить 500 млн. рублей из бюджета, а удалось привлечь больше - 524,3 млн. рублей. Введено в эксплуатацию за первый же год более 120 км водопроводных сетей, выполнен огромный объем изыскательских и проектных работ.

Чтобы эффективно выполнять второй этап Стратегии, не снижать темпы развития, инвестиционной привлекательности, из важных задач для представителей бизнеса Чувашии выделю одну, без быстрого решения которой со многими из вас скоро солидные партнеры и банки не будут иметь дела.

Для обеспечения завтрашнего дня наших предприятий и дальнейшего наращивания потенциала “несырьевой“ республики жизненно необходима актуализация их выхода на рынок капитала с целью привлечения дополнительных инвестиций для развития. Мы уже имеем положительный пример ОАО “Промтрактор“, которое в этом году реализовало на биржевом рынке корпоративные
облигации на 1,5 млрд. рублей. Но большинство компаний до сих пор не готово работать по-современному, поскольку там нет эффективной системы управления, нет прозрачности финансового состояния, нет действенных механизмов защиты интересов акционеров. Низкое качество корпоративного управления крайне негативно влияет на инвестиционные возможности предприятий, а значит, на обновление производственных фондов, расширение производства и их конкурентоспособность.

Мы не можем заставить наших бизнесменов и предпринимателей ввести новые принципы управления и стандарты прозрачности. Но, распространяя опыт наиболее успешных предприятий и настраивая механизмы взаимодействия государственных институтов и частного бизнеса соответствующим образом, мы обязаны создать такую среду, чтобы в первую очередь собственникам и менеджменту предприятия было понятно и, более того, выгодно повышать его капитализацию. Чтобы было выгодно стремиться к достижению мировых показателей производительности труда, соблюдению правил лучшей корпоративной практики. Эффективной здесь может быть работа со специальными рейтинговыми агентствами, банками, профессиональными финансовыми консультантами, аудиторскими компаниями.

Как государственные органы, ответственные за должную оценку всех имеющихся у организации активов, так и любой эффективный собственник, желающий строить свое взаимодействие с государством, должны быть заинтересованы в прозрачной и адекватной оценке - как капитала, так и отдачи на этот капитал.

Вопиющей является ситуация, когда, например, швейное предприятие, располагающее цехами в центре Чебоксар общей площадью 2500 кв. метров, оценивается в 3 млн. рублей. Или когда крупный комбинат в Новочебоксарске, располагающийся на территории в 50 гектаров, оценивает все свои основные фонды в 70 млн. рублей. Собственники занизили их стоимость примерно в десять раз. Все мы знаем с вами сегодняшние рыночные цены на недвижимость, которые, кстати, также являются отражением потенциального интереса внешних инвесторов к экономике республики. Недопустимо сегодня таким
интересом не воспользоваться. Кабинет Министров должен учитывать эти факторы при осуществлении взаимодействия с частными предприятиями и уж тем более при оказании им государственной поддержки.

Здесь должны быть ясные и понятные всем правила взаимоотношений власти и бизнеса. Нет прозрачности в деятельности предприятия - нечего просить помощи у государства. Нет собственной профессиональной и, в хорошем смысле, агрессивной деятельности на рынке капитала - нельзя ожидать соответствующей поддержки от нас. Нет честной и должной капитализации активов - значит, вы вредите и предприятию, и республике. Доброе и честное имя предприятия, как и у порядочного человека, - само по себе огромный капитал. Оно создает значительную часть бренда выпускаемой продукции. А бренд и имидж, репутация - важнейшие и мощнейшие инструменты в конкурентной борьбе на рынке.

На втором этапе выполнения Стратегии мы должны ожидать активного выхода предприятий на рынок капитала, роста инвестиций в экономику, сопровождающегося увеличением доходов и населения, и бюджетов. Если Чувашия сделала прозрачной деятельность власти, систему общественных финансов, то теперь - очередь за предприятиями. Они обязаны сделать прозрачной свою деятельность. Наши рекомендации и даже требования по выходу на рынок капитала путем использования самых современных, доступных и дешевых инструментов, включая выпуск корпоративных ценных бумаг и акций в открытую подписку, должны быть весьма настойчивы, поскольку уже сам факт подобной эмиссии заставит предприятие стать транспарентным в соответствии с требованиями финансового рынка и законодательства. А это не только создаст качественно более благоприятные условия для привлечения инвестиций, в том числе зарубежных, включая международные банки, инвестиционные фонды и, безусловно, стратегических инвесторов, но и будет способствовать адекватной оценке имеющегося у республики потенциала с целью его
наиболее эффективного использования и развития.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Стоит обратить внимание на то, что направления и запланированные результаты, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Чувашии до 2010 года, полностью соответствуют приоритетным национальным проектам, объявленным Президентом России. Поэтому и Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Ефимович Фрадков, и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов отметили, что Чувашия здесь в выгодном стартовом положении. Многие мероприятия, предусмотренные приоритетными национальными проектами, у нас в республике реализуются уже несколько лет.

Для успешной реализации национального проекта в сфере образования еще в предшествующие годы в республике созданы необходимые организационно-правовые условия, современная учебно-материальная база школ, аккумулирован опыт инновационной деятельности образовательных учреждений, лучших управленческих и образовательных практик. Работать над этим проектом мы начали с разработки и реализации республиканской программы “Новая школа“ в 1996 году, потому что очень хорошо осознавали: только создание школы XXI века может стать главным катализатором долгосрочных системных преобразований и в экономике, и в обществе. Нам нужно не вообще образование, а доступность для всех качественного образования. За эти годы реструктурировано 207 школ. 178 базовых школ оснащены самым современным учебным оборудованием, комплектуются высококвалифицированными кадрами. Более 9 тыс. детей подвозятся в эти школы специально закупленными 198 школьными автобусами. Созданные социокультурно-образовательные комплексы снизили негативное отношение населения к реструктуризации, они становятся центрами духовной культуры сельских жителей.

Сделан существенный прорыв в использовании постоянно развивающихся образовательных интернет-ресурсов и организации оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса. В настоящее время один современный компьютер приходится на 28 учащихся, Россия по этому показателю сегодня отстает от Чувашии в два раза. 85% школ имеют доступ к сети Интернет,
в 54% средних школ есть свой сайт. Создан Республиканский центр дистанционного обучения, в городах и районах действуют соответствующие ресурсные центры.

Важным элементом системы поддержки инновационных программ школ и педагогов является эффективная работа с одаренными детьми. В истекшем году в различных интеллектуальных состязаниях всех уровней участвовало более 82 тыс. учащихся (51% школьников). Победителями и призерами всероссийских олимпиад стали 10 школьников, впервые завоевана золотая медаль на Международной естественно-научной олимпиаде учащимся 10 класса лицея N 44 Андреем Андреевым.

Для стимулирования инновационной активности молодых учителей, студентов, молодежи в республике учреждены более тысячи президентских стипендий, действует система президентских премий. Дополнительно мной подписан указ о поддержке и развитии инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования, которым учреждены ежегодные гранты для 30 педагогических работников по 10 тыс. рублей и для 20 образовательных учреждений - по 200 тыс. рублей.

Проделана значительная работа по укреплению материально-технической базы школ. Создан Республиканский союз попечителей образования, более половины школ имеют попечительские советы, действуют управляющие советы. Но они должны быть созданы везде.

В 2006 году необходимо завершить переход всех образовательных учреждений на финансовую самостоятельность и обеспечить реализацию принципа “деньги следуют за обучающимся“. С этой целью органам местного самоуправления следует провести весь комплекс организационных работ по завершению перехода школ, дошкольных учреждений на нормативное бюджетное финансирование, одновременно решив вопросы установления нормативов на эксплуатационные расходы с учетом энергосбережения.

Необходимо совершенствование системы оплаты труда учителей, направленное на повышение качества образования, а не на количество проведенных уроков.

Вопросы воспитания подрастающего поколения должны быть для общества важнее всего остального. И поэтому необходимо не просто механически раздать доплату за классное руководство, а принципиально пересмотреть методологию организации воспитания в школе, сделав упор на превращение ее в центр развития духовности и культуры.

Нам предстоит создать соответствующую технологическую инфраструктуру, в том числе и республиканский образовательный портал, который объединит все уровни образовательных учреждений и обеспечит свободный доступ участников образовательного процесса ко всем имеющимся российским и международным электронным образовательным ресурсам.

***

Проведенные в последние годы мероприятия по созданию специализированных медицинских центров, по реорганизации системы медицинского обслуживания на селе дали ощутимые результаты в здравоохранении Чувашии. С введением службы семейной медицины на порядок увеличились объемы оказываемой амбулаторной помощи, а качественная врачебная помощь стала максимально приближенной к месту жительства и работы сельских жителей.

Дальнейшее развитие получили современные медицинские технологии в кардиохирургии, травматологии, нейрохирургии, онкологии. Открытие в 2005 году второй очереди Президентского перинатального центра, оснащенного новейшим оборудованием по мировым стандартам, завершило формирование единой вертикальной системы оказания медицинской помощи матерям и детям. В Чувашии в 2,5 раза увеличилась выживаемость недоношенных детей, почти на треть снизилось рождение детей с врожденной патологий, не допущено ни одного случая материнской смертности, показатели младенческой и перинатальной смертности - одни из самых низких в России.

Одним из основных направлений приоритетного национального проекта в области здравоохранения является дополнительная диспансеризация работающего населения. У нас и здесь имеется свой наработанный опыт. Проведенные в первичном звене оздоровительные мероприятия по 4 классам заболеваний привели за последние 3 года к снижению первичного выхода на инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний на 19,3%, от гипертонической болезни - на 14,6%, в 2 раза - от заболеваний органов дыхания, на 30% снизилось число осложнений сахарного диабета, показатель запущенности онкологических заболеваний уменьшился в 1,5 раза. Такими тенденциями в охране здоровья населения по праву можно гордиться.

В 2006 году мы коренным образом изменим работу скорой медицинской помощи: помимо обновления автопарка и медицинского оборудования, служба получит основанную на современных телекоммуникационных технологиях диспетчерскую службу, аналога которой нет в России. Она позволит связать в единую систему разрозненные отделения скорой медицинской помощи.

На указанные цели в рамках проекта Всемирного банка, привлеченного нами по результатам всероссийского конкурса, выделяется около 60 млн. рублей. А кроме того, теперь уже в рамках национального проекта в сфере здравоохранения планируем получить автомашины скорой медицинской помощи еще на 37 млн. рублей.

Принимаемые меры позволят нам в течение двух лет добиться снижения временной и стойкой утраты трудоспособности на 10%, а также увеличить ожидаемую продолжительность предстоящей жизни в Чувашии с 66,1 года до 66,5 года. А если еще учесть, что нам доверяет и на нас рассчитывает Президент России Владимир Владимирович Путин, который вчера в Кремле официально поручил Правительству Российской Федерации поддержать предложение руководства Чувашской Республики о строительстве в столице Чувашии Чебоксарах федерального центра высоких медицинских технологий, за что состязались все регионы, то наш долг - добиться еще большего в охране здоровья нации!

***

Чувашия уверенно наращивает объемы жилищного строительства, при этом ежегодные темпы роста жилищного строительства достигли более 15%. По вводу жилья на одного человека наша республика опережает все регионы Приволжского федерального округа, включая Татарстан и Башкортостан, а также такие богатые регионы, как Москва и Тюменская область.

Выполняя собственные программы ипотечного жилищного кредитования, Чувашская Республика уже несколько лет является в этой сфере одним из лидеров Российской Федерации. В 2004 - 2005 годах для развития жилищного строительства впервые под наши гарантии были привлечены кредитные ресурсы европейских банков.

В настоящее время в рамках этого проекта в Новочебоксарске построены два жилых дома общей площадью 33 тыс. кв. метров. Нами поставлена цель не только привлечь внешние инвестиции в развитие жилищного строительства, но и осуществить пилотный проект по строительству недорогого быстровозводимого жилья с малогабаритными квартирами для жилищного фонда социального назначения.

В текущем году Президент Российской Федерации поставил задачу увеличить объем жилищного строительства к 2008 году на 30%. Мы же еще раньше поставили задачу по росту объемов жилищного строительства на 50%. А это - почти миллион квадратных метров жилья в год.

***

Поддержка сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводителей была и остается основным содержанием нашей Стратегии развития. В приоритетном национальном проекте “Развитие агропромышленного комплекса“ определены меры по ускоренному развитию животноводства и стимулированию развития малых форм хозяйствования на ближайшее будущее. Указанные направления полностью соответствуют не только конкретным задачам, но и полномочиям новых органов местного самоуправления.

В республике подготовлены инвестиционные проекты по развитию свиноводства и мясного скотоводства, в которых предусматриваются закупка племенных животных и современных технологий, формирование интегрированных структур для кормопроизводства, производства и переработки сырья, определены конкретные участники проектов и проводится организационная работа по оформлению кредитов для их реализации. Кроме того, должна быть проведена реконструкция молочно-товарных и свиноводческих ферм с привлечением инвестиционных кредитов на сумму около 850 млн. рублей.

В целях развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе предусматривается комплекс мер по расширению материально-технической и финансовой базы его мелкотоварного сектора путем создания потребительских кооперативов по хранению, реализации и переработке произведенной продукции и сырья, в первую очередь плодоовощной продукции.

Долг местной власти - поддержать крестьян, помочь им адаптироваться к рыночным условиям. На местах необходима заметная поддержка не только коллективных и фермерских, но и личных подсобных хозяйств путем организации закупок сельскохозяйственной продукции, содействия в получении льготных кредитов как сезонных, так и для приобретения племенных животных, элитных семян и техники.

В рамках реализации национального проекта гарантируется субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам не только для сельхозпредприятий. Уже с 1 января начинается кредитование личных подсобных хозяйств. Практически каждый наш селянин имеет возможность получить кредит до 300 тыс. рублей, а государство будет субсидировать процентную ставку в размере полной ставки рефинансирования. Обязанностью глав районов и поселений является ведение настойчивой разъяснительной и результативной организационной работы среди населения. Вот вам и новые дополнительные рычаги по развитию агропромышленного сектора Чувашии. Государство готово поддержать финансовыми ресурсами сельскохозяйственное производство, но необходимо на местах организовать практическую работу. Тогда и бюджет вашего поселения тоже получит возможность для дальнейшего развития. Развитие малого предпринимательства, поддержка личных подсобных хозяйств, помощь людям в становлении своего дела - одна из главных задач местной власти.

Говорю ответственно, что ставлю задачу не просто достичь контрольных показателей, предусмотренных национальными проектами, - мы обязаны расширить рамки этих проектов и достичь результатов, которые позволят Чувашии лидировать в этих областях.

ЭФФЕКТИВНОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ -

ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

В 2005 году завершается выполнение программы реформирования государственной гражданской службы Чувашской Республики. Сегодня можно с уверенностью сказать, что нам удалось сформировать работоспособную систему управления на уровне республики. Хотя, безусловно, необходимо продолжать совершенствование системы и укреплять республиканскую власть высококвалифицированными кадрами, особенно из числа молодых специалистов.

На очень достойном уровне поставлена у нас и работа с федеральной властью. Главным показателем хорошего взаимодействия субъекта федерации и федерального центра является вовлеченность в федеральные программы и инвестиционные проекты. С этой точки зрения наша республика всегда в числе востребованных и передовых. Потому что нам доверяют. Доверяют добросовестности, квалификации, особо выделяя при этом качество государственного управления в Чувашии. Неоднократно государственные органы Чувашской Республики в этой части получали высокую оценку Президента, Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Эффективной система управления может быть лишь тогда, когда слаженно работают все уровни власти - федеральная, республиканская и местная.

Неотделимая от государства, но самостоятельно обязанная народу местная власть, напрямую связанная с населением, является важнейшей опорой социальной и политической стабильности в обществе.

Организация системы местной власти - не столько управленческая, сколько общественная и экономическая необходимость. К сожалению, многие у нас привыкли к иждивенчеству, в наше сознание прочно вошло мнение, что проблемы конкретного поселения нужно решать только в районе, в Чебоксарах или в Москве. Новая система организации местного самоуправления должна переломить эту ситуацию. Ведь поселенческий уровень создан исходя из того, что он является одним из наиболее действенных инструментов для решения вопросов повседневной жизни людей. Поэтому приоритетными задачами местной власти являются налаживание постоянного и всестороннего практического взаимодействия с гражданами и формирование их практической ответственности за происходящее на территории поселения. Передача на местный уровень большинства полномочий по поддержанию и развитию общественной инфраструктуры должна привести к снижению издержек, а самостоятельность муниципальных бюджетов - стимулировать инициативу на местах и социально-экономическое развитие территорий. Эти задачи являются ключевыми и для реализации второго этапа Стратегии социально-экономического развития республики.

Мы сознательно не пошли на отсрочку введения Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Республика сделала основательно просчитанный выбор. Чувашская пословица гласит: “Пер куна юлна ес пин куна юлать“, что означает: “Отложишь на один день, пролежит три года“.

В Чувашии подготовлена необходимая нормативно-правовая база для нормального функционирования органов местного самоуправления. Государственный Совет и Кабинет Министров Чувашской Республики выполнили огромный объем законотворческой работы. Избраны новые органы местного самоуправления. Избраны главы и представительные органы всех 317 муниципальных образований, в том числе в 291 вновь образованном сельском и городском поселении. Мандаты доверия получили 569 депутатов районов и городских округов, 3378 депутатов в поселениях. То есть, как я полагаю, во власть прибыло более четырех тысяч активных и неравнодушных к судьбе родной земли патриотов Чувашии! Все они - огромная дополнительная сила для создания эффективно работающих постоянных депутатских комиссий уровня поселений по благоустройству и соблюдению санитарных и экологических норм, по борьбе с самогоноварением и пьянством, а значит, и с отравлением людей, и с бытовыми преступлениями. Такие комиссии должны работать вместе с участковыми уполномоченными, представителями районных администраций, налоговых, природоохранных и других надзорных служб.

Также мы сознательно пошли на усиление роли главы муниципального образования, передав ему полномочия главы администрации. Этот вариант принят всеми муниципальными образованиями республики. Благодаря внесенным в федеральный закон поправкам глава сельского поселения одновременно является и председателем Собрания депутатов, и главой местной администрации. В результате в Чувашской Республике сформирована действительно ответственная власть, обязанная и в целом способная решать непростые вопросы местного значения.

Лишь немногие регионы пошли по нашему пути, когда представительные органы и главы всех муниципальных образований избираются на всеобщих выборах прямым голосованием. Большинство субъектов Российской Федерации, в том числе в Приволжском федеральном округе, выбрали смешанную модель - депутаты всех уровней избираются непосредственно и выбирают глав из своего состава.

У нас всенародно избранный глава муниципального образования несет прямую персональную ответственность перед избирателями, отдавшими за него свой голос. Многое, если не все, сегодня зависит от этой центральной фигуры. Кстати, о кадрах, то есть о вас, находящихся в этом зале уважаемых главах поселений. Я поручил Кабинету Министров обеспечить полную компьютеризацию и интернетизацию 291 администрации поселений на условиях софинансирования с администрациями районов в течение одного месяца. Если среди вас еще случайно сохранились не овладевшие навыками работы с компьютером и Интернетом, то в течение ян“аря вам необходимо обучиться, используя центры общественного доступа и модельные библиотеки, которые мы создали повсеместно. В противном случае вы как глава провалите исполнение своих должностных обязанностей.

Осуществление ряда полномочий органов местного самоуправления требует не только наличия квалифицированных и опытных специалистов в администрациях поселений, но и отлаженных механизмов взаимодействия, поэтому мы предусмотрели переходный период, в течение которого наиболее сложные функции органов местного самоуправления, в порядке исключения, могут быть переданы с поселенческого уровня на уровень муниципального района.

Вы все должны стремиться к такому положению, когда местное самоуправление осуществляет свои полномочия в основном за счет собственных доходов. Мы будем требовать этого и финансово стимулировать глав, способных обеспечить это. Прошли те времена, когда главы сельских администраций, перекладывая ответственность, по всем проблемным вопросам обращались к районным или республиканским властям. Теперь главам поселений и депутатам представительных органов надо работать сообща и добиваться выполнения поставленных целей. Не зря к поселенческим бюджетам прикрепляются конкретные доходные источники. Новый закон значительно, можно сказать, “урезает“ административную власть и отдает больше полномочий самоорганизации населения.

Нашим республиканским законом предусмотрена очень широкая поддержка органов самоуправления, включая формирование Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, Республиканского фонда финансовой поддержки поселений для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений, Республиканского фонда компенсаций - для финансирования делегированных органами государственной власти Чувашской Республики полномочий, Республиканского фонда софинансирования социальных расходов - для стимулирования приоритетных расходов и поддержки реформ в социальной сфере и Республиканского фонда муниципального развития - для поддержки и стимулирования развития общественной инфраструктуры. Но вы обязаны еще и сами развивать налоговый потенциал поселения, района! И это не только организация работы по сбору налогов. Самое главное - активное поощрение предпринимательской инициативы, развитие производств и услуг.

Во всех развитых странах опорой национальной экономики является малый и средний бизнес. И на местах виднее, что можно и нужно еще сделать в этом направлении. Что показывает анализ? Только в Канашском, Красноармейском, Красночетайском, Моргаушском, Цивильском, Янтиковском районах, городах Чебоксары и Шумерля приняты муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. Всего за 11 месяцев 2005 года поддержку из бюджета республики в форме субсидирования процентных ставок по кредитам получили 119 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 9,3 млн. рублей, из которых 59% занимают предприниматели Чебоксар и Новочебоксарска. На протяжении последних лет системно развивали налоговую базу Батыревский, Вурнарский, Ядринский районы. А остальные муниципалитеты, судя по статистике, или отдыхают, или ждут манны небесной? А ведь есть очень простые для реализации и эффективные для экономики района примеры. В Вурнарском районе, например, половина муниципального заказа реализуется через субъекты малого предпринимательства, что позволяет наращивать доходы местного бюджета, ведь почти все налоги они платят в районный бюджет.

Малое предпринимательство обеспечивает гарантированное поступление налогов в бюджеты всех уровней. Кстати, за 9 месяцев 2005 года общая сумма налогов, поступивших от субъектов малого предпринимательства, возросла на 37,7%. Кроме того, показатели развития малого бизнеса свидетельствуют о его социальной роли в экономике, ведь он создает новые рабочие места. Малый бизнес вы должны рассматривать как важный фактор обеспечения эффективной занятости населения, что особенно важно в сельской местности, повышения правовой и общей культуры, возрождения народных промыслов и т.д.

Несмотря на то, что в полномочия органов местного самоуправления входят установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения, настоятельно рекомендую воздержаться от непродуманных налоговых экспериментов. Введение новых налогов и сборов на местном уровне требует тщательной экономической проработки.

Важным механизмом финансовой поддержки муниципальных образований со стороны республиканского бюджета будет принцип софинансирования. На практике это означает, что финансирование муниципальных проектов из средств республиканского бюджета будет осуществляться преимущественно на совместных началах. И чем больше будет способно вложить в проект муниципальное образование, тем большим может быть финансовое участие республики. Такой принцип позволит избежать иждивенческой позиции органов местного самоуправления и послужит стимулом для развития экономической активности и инициативы местной власти. Еще раз обращаю внимание глав самоуправления всех уровней на самый главный принцип нашего взаимодействия: объем помощи из республиканского бюджета для решения проблем вашей территории будет находиться в прямой зависимости от результатов вашего социально-экономического управления, то есть от того, как у вас наращиваются объемы сельскохозяйственного производства, жилищного строительства, предпринимательства, как улучшается благоустройство и другое.

Экономической базой местного самоуправления является муниципальная собственность, и все органы местного самоуправления должны настроиться на ее рациональное и эффективное использование. Следует быстрее завершить решение вопроса передачи имущественных комплексов от одного уровня местного самоуправления к другому. Для этого требуется безотлагательная и кропотливая работа по его инвентаризации и регистрации имущественных прав.

Хочу предостеречь глав муниципальных образований от чрезмерного увлечения созданием МУПов и других подобных организаций. Также хотел бы предостеречь и от излишней не просчитанной по последствиям активности по продаже объектов муниципальной собственности. Перспективной формой использования имущества может стать его передача в долгосрочную аренду, но только проверенным и эффективным коммерческим управляющим организациям и индивидуальным предпринимателям. Такая форма позволит обеспечить управление муниципальным имуществом на основе рыночных принципов, сохранность объектов муниципальной собственности, а также избежать лишних издержек.

В сельских поселениях главный ресурс - это земля. Сохранение ее плодородия, грамотное и рациональное использование земли - залог успешного развития. В республике есть пустующие земли, и именно органы местного самоуправления обязаны создать необходимые условия, чтобы они обрабатывались, приносили доходы землепользователю и в бюджет. Сегодня мы констатируем крайне неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения. По данным их мониторинга, за счет распространения оврагов площадь пашни и пастбищ в республике ежегодно сокращается от половины до тысячи гектаров, что равносильно ликвидации одного крупного фермерского хозяйства. Решение данной проблемы - первоочередная обязанность органов местного самоуправления.

Также важнейшей задачей органов местного самоуправления стало формирование земельного кадастра на основе кадастра Чувашской Республики и оформление всех необходимых документов на право владения и распоряжения муниципальными землями.

В целях регулирования системы предоставления участков под застройку в соответствии с Градостроительным кодексом администрациям муниципальных районов, городских округов и поселений необходимо сформировать генеральные и ситуационные планы, разработать правила, методики, стоимостные показатели, а также широко информировать об этом застройщиков, все население.

Обеспечение прозрачности при исполнении местного бюджета - задача номер один. Каждый житель муниципального образования должен знать, на что расходуются народные деньги и как. Должно стать нормой обсуждение самых важных документов на публичных слушаниях с участием всех желающих, где каждый вправе высказать свое мнение. Бюджетная дисциплина предусматривает не только обсуждение проектов бюджета и отчетов о его исполнении на публичных слушаниях, но и ежеквартальное опубликование сведений о ходе исполнения местного бюджета.

Таким образом, сегодня новый закон дает стимул людям, проживающим в поселениях, к самостоятельным действиям. А чтобы инициатива рождалась все-таки внизу, на том же самом поселенческом уровне, у граждан должна хотя бы появиться мысль о том, что жить нужно по средствам, как в семье, и стремиться зарабатывать, если есть нужда решить какую-то общую проблему.

Федеральный закон устанавливает широкий перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления поселений. При этом он объемен не только в финансовом, но и в организационном плане.

Хочу подробнее остановиться на некоторых вопросах, эффективного решения которых мы вместе с населением будем жестко требовать от каждого руководителя местного самоуправления.

Благоустройство - одна из важнейших миссий именно местного самоуправления. Ведь чистота и порядок больше зависят не от денег, а от силы истинной любви к родной земле, от уважения собственного человеческого достоинства. Нужно создать такие условия, чтобы была обеспечена ухоженность и вокруг отдельного дома, и всей улицы, и мест отдыха населения, и территорий предприятий. Чтобы каждый житель гордился своей деревней, своим селом или городом.

С принятием в 2001 году Указа “О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике“ заметно изменился облик многих населенных пунктов. Достаточно сказать, что наша столица город Чебоксары и город Канаш становились победителями Всероссийского конкурса “Самый благоустроенный город России“. Министр экономического развития Российской Федерации Герман Оскарович Греф в ходе недавнего визита в Чувашию поставил Чебоксары по благоустройству в один ряд с Москвой и Санкт-Петербургом. Это не только признание федерального чиновника, но и признание человека, много видевшего и знающего. Однако перед нами стоит цель более значительная - сделать примером для России всю территорию Чувашской Республики.

Пора навести порядок на улицах малых городов, поселков, сел и деревень. У нас почти везде масса самовольно построенных гаражей и хозяйственных объектов, масса незаконного складирования строительных материалов на землях общего пользования и в городах, и в деревнях. Сужение проезжей части и эксплуатация тяжелой техники в распутицу превращают улицы населенных пунктов в непроходимые препятствия. Там, где власть работает, где граждане заинтересованы в сохранении улиц, временно ограничивается движение транспорта. Увы, пока это лишь единичные факты, а граждане в основном думают, что приедет “дядя из района“ и выгребет весь мусор, который они накопили. Поэтому перед главами вновь образованных сельских и городских поселений стоит первоочередная задача: привести в нормативное состояние улицы и существующие свалки - очистить улицы населенных пунктов от грязи и мусора, активно привлекая для этого всех жителей - и на субботники, и путем проведения общественных работ, предусмотренных федеральным законом.

За опытом далеко ходить не надо: в Моргаушском районе ежегодно объявляется конкурс на лучший населенный пункт и образцовое индивидуальное хозяйство. Старосты населенных пунктов мобилизуют людей на уборку территорий, улиц, благоустройство кладбищ, ремонт прудов и т.д. Итоги конкурса подводятся районной комиссией. Определяются три самые лучшие деревни и по одному лучшему частному дому в каждой из 19 сельских администраций. Победителям выделяются денежные премии. Решением Собрания депутатов часть призовой суммы выделяется старосте победившего населенного пункта. Вопрос о том, сколько дней в году каждый совершеннолетний житель должен отработать на благоустройство деревни, решается на сходах граждан. Почему это не делается во всех районах и городах? Ведь не зря сказано: “Халахпа версен, хапха усма пулать“ - “Миром дунуть, ворота открываются“.

Проезжая по многим населенным пунктам Чувашии, замечаешь, как они похорошели в последнее время - Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, Вурнары, Ядрин, Шемурша, Яльчики и многие другие. Однако заезжаешь в Аликовский район, и появляется ощущение, что время здесь остановилось. Населенные пункты не благоустроены. В Год парков и садов здесь практически ничего не сделано! Село Аликово в этом отношении - самый неухоженный районный центр Чувашии.

Цивильский район - одно из муниципальных образований, имеющих значительный налоговый потенциал, чему способствуют развитая транспортная инфраструктура, близость к столице республики, наличие стабильно работающих предприятий. На его территории два научно-исследовательских института, занимающихся серьезными разработками в области развития агропромышленного комплекса, но и сельское хозяйство, и экономика хромают. Почему?

Цивильск находится в красивом месте на перекрестке федеральных дорог, по которым ежедневно проезжают тысячи людей, а что они видят? Грязь, мусор, развалившиеся изгороди. Какой инвестор захочет вкладывать деньги в такой район? При этом и глава района, и глава города Цивильска сами живут неплохо, исправно получая из бюджета зарплату, премии, но очень плохо исполняя свои прямые служебные обязанности.

А вот глава Шемуршинского района организовал работу учреждений, предприятий, организаций и всех жителей райцентра так, что еженедельное проведение субботников по уборке территории вошло в норму в жизни шемуршинцев. В итоге за прошедшие годы райцентр продолжает хорошеть, я могу его назвать самым ухоженным райцентром Чувашии. Заслуживает внимания опыт работы органов территориального общественного самоуправления города Новочебоксарска и уличных комитетов города Канаша.

В Чувашии всегда судили о деловых качествах человека по состоянию его личного хозяйства: если дом красивый, ухоженный сад, чистая придомовая территория, значит, хозяин достоин уважения, с ним можно иметь дело. Такое же правило действует и в отношении любого поселения. Ориентиром здесь является сама Чувашия - будучи дотационным регионом России, благодаря многим инициативам, а также активному участию в реализации пилотных проектов мы достигли высокого кредитного рейтинга.

Нас готовы кредитовать или за нас могут поручиться, выступить гарантами международные финансовые институты без участия федерального центра. Да, живем мы пока небогато, но мы ухожены, чисты, честны, прозрачны, поэтому и привлекательны для развития бизнеса и получения инвестиций - вот одна из важнейших формул успеха для нас всех. Поэтому теперь и главам, и депутатам, и рядовым гражданам необходимо перенести этот ценный опыт, наработанный республикой, на уровень всех муниципальных образований.

Наиболее сложной на сегодняшний день остается проблема дорог внутри населенных пунктов. Теперь содержание и строительство дорог и инженерных сооружений в границах населенных пунктов относятся к ведению поселений. Именно здесь существует проблема содержания проезжей части улиц и дорог, выходящих на федеральные, республиканские и районные магистрали, а также соединяющих жилые улицы с производственными объектами, местами отдыха и досуга людей. При этом на первом этапе не обязательно устраивать асфальтовое покрытие - вполне приемлемо использовать щебеночные покрытия, а иногда достаточно поднять дорожное полотно и органам самоуправления жестко регулировать движение техники по проезжей части улиц и внутрипоселенческим дорогам в зависимости от погоды и времени года.

Конечно, без помощи района или республики, только силами поселений, кардинально решить проблему дорог не представляется возможным, поэтому мы готовы объединять усилия и прежде всего с теми главами поселений, которые способны организовать на это жителей и определить свою долю финансового участия. Это возможно как на уровне районов, путем соответствующих соглашений, так и на уровне республики, направлением инвестиций, определяемых на конкурсах с условиями софинансирования и соучастия жителей поселений.

В строительной отрасли мы поставили перед собой амбициозную задачу - наращивать темпы жилищного строительства и довести объемы ежегодного ввода жилья до одного миллиона квадратных метров в год. Без активного участия органов местного самоуправления достигнуть желаемого результата будет сложно. Они обязаны создавать условия для жилищного строительства, обеспечивая разработку генеральных планов развития территорий, отвод земельных участков, развитие коммунальной инфраструктуры, должны привлекать надежных инвесторов, застройщиков, стимулировать приобретение квартир посредством ипотечного жилищного кредитования, а также строительство индивидуальных жилых домов.

Закон возлагает на органы местного самоуправления городов и поселений обязанность как по организации учета, так и по обеспечению жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих в городах и поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Здесь нам необходимо продумать организацию, включая финансирование, строительства домов муниципального жилого фонда, квартир, которые должны предоставляться по договорам социального найма. Задачи непростые, средства необходимы немалые, и успех конкретного города, района, поселения будет в решающей степени зависеть от активности местных глав и депутатов по развитию своей территории. Включая и создание инвестиционной привлекательности, и наличие прозрачных процедур по оформлению документов для предоставления земельных участков и разрешений на строительство, и контроль за деятельностью застройщиков и подрядчиков, и широкую разъяснительную работу. С учетом именно такой активности органов местного самоуправления будет определяться и объем достаточно существенной финансовой помощи в строительстве жилья со стороны республиканских властей.

По новому федеральному закону качество оказания всего комплекса жилищно-коммунальных услуг - от обеспечения услугами отопления до вывоза бытовых отходов и организации уличного освещения - теперь является показателем состоятельности или несостоятельности местной власти, главы поселения и депутатов.

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства переживает большие перемены, и на органы местного самоуправления как уровень публичный власти, ответственный за качество предоставления этих услуг, ложится вся ответственность за создание комфортных условий проживания населения.

В 2006 году страна переходит на новые формы управления предоставлением услуг в многоквартирных домах управляющими компаниями, и задачей органов местного самоуправления является грамотный и экономически обоснованный подход к решению проблемы. Здесь надо поощрять предпринимательскую инициативу, провести акционирование предприятий жилищно-коммунального комплекса, разделив функции заказчика и исполнителя предоставления услуг, создавать конкурентные условия для их предоставления.

Хочу обратить внимание на необходимость взвешенного и грамотного подхода к формированию тарифов на услуги ЖКХ в муниципальных образованиях. В каждом конкретном случае необходимо находить баланс между задачами по предотвращению разорения предприятий ЖКХ и финансовыми возможностями жителей городов и поселений. Этот вопрос чрезвычайно важен для любой территории, и он не терпит популизма и безответственности.

Существуют достаточно серьезные проблемы в эксплуатации муниципальных инженерных сетей и жилищного фонда в поселениях, где создавать полноценное предприятие ЖКХ экономически невыгодно. В данном случае необходимо идти по пути кооперации усилий нескольких поселений.

Мы приступили к реализации республиканской целевой программы по обеспечению жителей Чувашии качественной питьевой водой, выделив из бюджета значительные средства - более 500 млн. рублей в этом году и более одного миллиарда в следующем. Мы инициативно взяли на республиканский уровень задачу - довести до потребителей качественную воду за счет бюджета республики, а водопроводные сети должны получить рачительного хозяина в лице муниципалитета.

Прямо указанное в законе полномочие органов местного самоуправления - организация освещения улиц. Здесь существуют нормы освещенности, установленные строительными и санитарными правилами, которые юридически закреплены. Замечу, что это более важный и фундаментальный вопрос, чем привыкли думать многие. Современное уличное освещение населенных пунктов важно не только с точки зрения удобства для жителей поселений и их безопасности, оно создает у людей хорошее настроение, я уже не говорю о влиянии уличной праздничной иллюминации, которая может и должна появиться во всех населенных пунктах. Вы обязаны знать: там, где эффективно используется подсветка фасадов общественных зданий и офисов, украшаются гирляндами деревья, не только приятно гулять. Это улучшает у людей настроение, это положительно сказывается (обратите внимание) на криминогенной обстановке, на производительности труда. А также создает инвестиционную привлекательность города, района и поселения, что, в свою очередь, является экономической основой для развития самоуправления.

К вопросам местного значения относятся также организация транспортного обслуживания населения в районах, городах и поселениях, создание условий для обеспечения их жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также организация ритуальных услуг.

В их решении органам местного самоуправления следует стремиться к созданию здоровой конкуренции и обеспечению максимально высокого качества предоставляемых услуг при их минимальной стоимости, необходимо поддерживать предпринимательскую инициативу в этой сфере, поскольку здесь не только обеспечивается решение вопросов общественной инфраструктуры поселений, но и формируются дополнительные доходы местного бюджета.

И на отдельную нравственную высоту я бы поставил содержание городских и сельских кладбищ. Грош вам цена, уважаемые главы городов и поселений, депутаты, если вы не способны содержать их в чистоте и ухоженности. Кабинет Министров прошу взять этот вопрос на контроль как один из существенных критериев оценки деятельности главы и депутатского корпуса при выделении инвестиций городам и поселениям из республиканского бюджета.

Задачей, эффективное решение которой возможно на муниципальном уровне, являются развитие физкультуры и спорта, организация массового отдыха жителей населенных пунктов.

Эта работа требует пропаганды здорового образа жизни. Нашей целью является активное вовлечение граждан, особенно молодежи, в занятия массовой физкультурой и спортом. Надо развивать спортивные традиции, но здесь есть и новые примеры - достаточно вспомнить массовость проведенных в Чувашии “Кросса наций“ и забега “Лыжня России“ в 2004 и 2005 годах. Десятки тысяч любителей спорта приняли участие в этих соревнованиях.

Культурно-массовая работа должна возродить практику повсеместного проведения деревенских “акатуев“ - Дней деревень. В этих праздниках участвуют не только жители населенных пунктов, но и гости, уроженцы этих местностей. На них чествуют работников сельского хозяйства, семейные династии, определяют лучших людей в отдельных отраслях хозяйства. Эти праздники должны стать символом единения жителей, мероприятием, направленным на развитие исторических традиций и патриотическое воспитание молодежи. Активная организация таких праздников - прямая обязанность органов местного самоуправления.

Благоприятные условия жизни граждан предусматривают обязанность органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. А эти ситуации могут возникнуть в любой момент. Так, из-за недосмотра со стороны республиканских и местных органов власти, безответственности руководителей сельскохозяйственных предприятий и служебных упущений федеральных надзорных и природоохранных органов сложилось недопустимое положение с содержанием скотомогильников, которых на территориях районов насчитывается около 900 единиц. В таком же состоянии находятся места хранения около сотни тонн давно запрещенных и непригодных пестицидов и неизвестного количества агрохимикатов. Кабинету Министров необходимо безотлагательно собрать всех ответственных должностных лиц и принять комплекс срочных мер по предотвращению ЧП.

По федеральному закону на уровень поселений переданы и полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и осуществлению мероприятий по гражданской обороне. Пока “не клюнет красный петух“, мало кто задумывается о необходимости соблюдения мер пожарной безопасности. Поэтому здесь от главы поселения зависит очень многое. Сумеет ли он убедить население соблюдать правила, страховаться, быстро организовываться и действовать в случае беды, обеспечить прибытие пожарных и техники? Еще раз обращаю внимание на то, что по закону именно глава муниципального образования - должностное лицо, ответственное за решение данной проблемы.

Обеспечение безопасных условий жизни граждан - проблема многогранная и требующая вложения определенного объема средств местного бюджета. Способ решения данной проблемы находится также в более активной деятельности населения - посредством участия в добровольных пожарных дружинах, принятия решений о привлечении средств самообложения граждан, искоренения равнодушного отношения к нарушителям норм и правил, использования возможностей кооперации усилий нескольких поселений и даже районов по соглашениям. “Тытма пелсен, сахал та перекетле пулать“, тессе чавашсем“, - “Если умело пользоваться, и малого хватит надолго“, - эта народная мудрость для нас. Но актуальна и другая: “Под лежачий камень вода не течет“. Поэтому в тех поселениях, где не будет творчества, активности и инициативы, не будет и результатов.

***

Завершая разговор о той миссии, которая возложена на сидящих в этом зале глав и ту большую армию депутатов, которая прибыла в ряды власти, хочу добавить еще вот что. Думаю, нелишним будет подчеркнуть, что административная реформа и реформа местного самоуправления в России, помимо того, что еще более жестко распределяют ответственность между всеми уровнями власти в стране, вводят в нашем государстве и новые понятия. С одной стороны, эти понятия носят экономический характер, но, с другой стороны, они должны изменить политические подходы к власти, как таковой. Все, о чем я говорил выше, - это, по сути дела, одна большая работа, которую в современном федеральном законодательстве уже по международным стандартам квалифицируют как предоставление услуг населению. И вот это качество предоставляемых услуг становится главным в работе не только федеральных и региональных органов, но и муниципального управления.

По мере вхождения России в мировую экономику, развития институтов рынка, усиления экономической и политической конкуренции в ней кардинально меняется вся система управления. Я говорил о том, как в новых условиях должны становиться прозрачными наши хозяйствующие субъекты, чтобы развиваться. А сегодня уже появилось понятие “муниципального менеджмента“. Одной из новых технологий современного управления, которая с успехом начинает применяться на муниципальном уровне, является менеджмент качества, основанный на стандартах ISO серии 9000, так называемый бенчмаркинг.

В 1991 году в Великобритании была опубликована Хартия гражданина, которая включает в себя множество показателей и индикаторов качества выполнения местными органами власти своих функций по обслуживанию клиентов, то есть граждан. Когда хартия используется в контексте новой модели регионального и муниципального управления, она дает основу для построения соответствующих стандартов обслуживания и для оценки деятельности местных органов власти. Поэтому муниципальные службы развитых стран в последние годы подверглись коренному изменению. В них происходит процесс восприятия новых технологий менеджмента, сотрудники учреждений озабочены снижением затрат, повышением эффективности, они стали учитывать изменения внешней среды и повышающиеся запросы потребителей услуг муниципальных структур.

В России эта тенденция усиливается тем, что система государственного и муниципального управления в целом трансформируется от командно-административных методов к экономическим и социально-психологическим. А любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс регионального и муниципального управления более прозрачным и эффективным, что, с одной стороны, может служить преградой для коррупции и бюрократии, а с другой, - создавать инвестиционно привлекательный имидж территории муниципального образования.

Уважаемые депутаты, дорогие соотечественники!

Многие у нас привыкли обвинять в собственных бедах, неудачах кого угодно, кроме самих себя. Но объективная реальность, сама жизнь доказывают, что тот результат, который мы имеем, - это результат наших собственных мыслей, поступков, наших действий и бездействия, результат соблюдения и несоблюдения главных общечеловеческих заповедей.

Мы с горечью отмечаем, что наше общество сегодня больно явлениями, которых не было у нашего народа. Это дети, брошенные потерявшими совесть родителями, беспризорные, дети-сироты, которым не нашлось места у родных и близких. Во все времена, в самую трудную годину, родня, близкие или даже не близкие, как раньше говорили - мир, брали на себя ответственность за содержание и воспитание обездоленных детей. Но что мы делаем сегодня, чтобы остановить эту беду, эту боль? Я не про государство в данном случае говорю, а про общество, про всех граждан - про их безразличие или соучастие чужой судьбе, тем более судьбе маленького человечка. Слава Богу, у нас есть и положительные примеры. Помогают возвращать веру Валерий Валентинович и Лилия Степановна Ивановы из Цивильска, которые, имея своих троих детей, приняли на воспитание еще троих ребятишек. Такая семья является примером милосердия и добра, высокой духовности, примером настоящего гражданского служения.

Несмотря на то, что эта тема не заложена в статьи закона о местном самоуправлении, я убежден, что во многом духовность и гражданственность, да и сами основы гражданского общества формируются в тех малых общественных образованиях и территориях, своего рода мини-цивилизациях, которыми и являются эти новые институты - самоуправляющиеся поселения. Духовность является основой наращивания силы и мощи народа, а значит, основой его достойного будущего. Реализация наших исторических планов и проектов требует не только напряженного труда, но и очень глубоких, творческих и нетривиальных решений. Но чтобы они были поняты и приняты народом, приносили всей республике успех, нам нужна фундаментальная, крепкая основа. Такой основой являются лучшие традиции и устои народа, его внутренняя самоорганизующаяся и непобедимая нравственная и духовная сила. Поэтому в процессе долгих и мучительных раздумий о судьбе народа Чувашии новый 2006 год качественно нового развития институтов самоуправления я решил объявить Годом духовного просвещения и сегодня подписал соответствующий указ.

Я надеюсь, что та тема, которая была поднята нами в сознании жителей республики еще в Год молодежи и здорового образа жизни, - тема сохранения и развития культуры - будет еще более активно развита в целом ряде государственных, муниципальных и общественных проектов в наступающем году. Я говорю о Культуре с большой буквы, о Культуре в самом широком значении - культуре поведения и речи, культуре качества товаров, производимых нашим бизнесом, о культуре бытовой жизни и культуре питания, о культуре сохранения здоровья и окружающей среды, о политической культуре и о культуре мышления, от которой изначально зависит все в жизни отдельного человека!

Достичь рывка в материальном плане без значительного рывка в изменении ментальности, без сохранения и роста духовности людей, без их духовной просвещенности - невозможно! К этому выводу пришли лучшие умы планеты, предрекая современной цивилизации даже гибель, если человечество не опомнится. Может быть, прогресс и развивается индивидуальным гением, но совершенно точно, что цивилизация сохраняется только коллективными усилиями. Оценивая итоги социально-экономического реформирования России, большинство исследователей в качестве главной причины неудач и ошибок не без основания называют технократический подход. Механический перенос даже самых лучших норм и практик развитых демократических стран в социокультурные реалии России не дал того же результата, что и на Западе. И более того, по мнению экспертов, неблагополучие вызвано не столько экономическим, скол“ко нравственным разорением. Смута затронула главное - дух российского народа. Подрыв духовной основы общества и длящаяся годами неопределенность превратились в орудие разрушения.

Но я бы хотел подчеркнуть, что даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит, более того - приводит и отдельного человека, и цивилизации на край гибели. Тот же Запад демонстрирует нам, что там, где в погоне за меркантильно-материальным забыли о Душе, о Морали, там приходит конец и стабильности, и материальному благополучию.

Чувашия - и исторически, и географически, и этнически - находится на стыке цивилизаций. Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что все-таки и главное, и основа для счастья и гармонии - это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего. Я позволю себе напомнить собравшимся, что слово “respublica“ в переводе с латинского означает “общественное дело“. А как говорит мой народ, “Мир хесер пулмасть“ - “Общество бесплодно не бывает“. Если мы все, живущие в нашей маленькой республике, будем ощущать личную и коллективную ответственность за все происходящее с нами же самими, а развитие подлинного местного самоуправления по сути направлено на достижение такого результата, - тогда у нас есть не только надежда, но и очень большой шанс обеспечить и нам самим, и нашим детям и внукам достойное будущее.

Благодарю за внимание.

Президент

Чувашской Республики

Н.ФЕДОРОВ

28 декабря 2005 года