Законы и бизнес в России

Постановление главы администрации г. Новочебоксарска ЧР от 27.12.2005 N 424 “О Городской целевой программе развития образования в г. Новочебоксарске на 2006 - 2010 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НОВОЧЕБОКСАРСКА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2005 г. N 424

О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В Г. НОВОЧЕБОКСАРСКЕ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

В целях обеспечения современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2005 N 144 “О республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы“, руководствуясь ст. 28.5 Устава самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).

2. Определить заказчиком Программы Управление образования администрации г. Новочебоксарска.

3. Всем структурам и подразделениям администрации г. Новочебоксарска обеспечить
своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Управление образования администрации г. Новочебоксарска.

Глава администрации

г. Новочебоксарска

Чувашской Республики

В.В.АНДРЕЕВ

Утверждена

постановлением

главы г. Новочебоксарска

от 27.12.2005 N 424

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. НОВОЧЕБОКСАРСКЕ

НА 2006 - 2010 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Городская целевая программа развития

Программы образования в г. Новочебоксарске на 2006 -

2010 годы

Основания Закон Российской Федерации “Об образовании“,

для разработки Концепция модернизации российского

Программы образования на период до 2010 года,

одобренная распоряжением Правительства

Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N

1756-р, законы Чувашской Республики “Об

образовании“, “Об утверждении Комплексной

программы экономического и социального

развития Чувашской Республики на 2003 - 2010

годы“, Комплексный план реализации Стратегии

социально-экономического развития Чувашской

Республики до 2010 года, утвержденный

постановлением Кабинета Министров Чувашской

Республики от
15 апреля 2003 г. N 97 (с

изменениями, внесенными постановлением

Кабинета Министров Чувашской Республики от 16

июня 2004 г. N 137), постановление Кабинета

Министров Чувашской Республики от 21 февраля

2005 г. N 39 “О Концепции инновационного

развития Чувашской Республики“, постановление

Кабинета Министров Чувашской Республики от 1

июня 2000 г. N 109 “О Концепции национальной

школы Чувашской Республики в современной

системе обучения и воспитания“. Постановление

Кабинета Министров Чувашской Республики от

14.06.2005 N 144 “О Республиканской

целевой программе развития образования в

Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы“

Основной Управление образования администрации

разработчик г. Новочебоксарска

Программы

Цель Программы Обеспечение современного качества

образования, направленного на развитие

инновационной культуры выпускника школы в

соответствии с актуальными и перспективными

потребностями личности, общества и

государства

Задачи Программы Развитие инновационной образовательной

инфраструктуры, обеспечивающей

преемственность всех уровней образования и

успешную социальную интеграцию выпускников

школы в общество;

формирование современных механизмов

ресурсного обеспечения развития системы

образования;

совершенствование методов и механизмов

анализа и прогнозирования развития системы

образования на основе внедрения инновационных

технологий исследований, мониторинга и оценки

качества образования; развитие новых форм

государственно-общественного управления

образованием, обеспечивающих взаимодействие

органа местного самоуправления,

образовательных учреждений, бизнеса,

общественных и иных организаций

Сроки реализации 2006 - 2010 годы

Программы

Перечень Разработка и реализация инновационных моделей

приоритетных управления и организации дошкольного, общего

мероприятий и дополнительного образования;

внедрение эффективных механизмов ресурсного

обеспечения развития системы образования;

формирование и внедрение современной системы

общественного управления образованием;

создание эффективной системы мониторинга,

статистики и оценки качества образования,

организация исследований развития системы

образования

Исполнители Управление образования администрации г.

мероприятий Новочебоксарска;

Программы Управление здравоохранения физической

культуры и спорта администрации г.

Новочебоксарска;

Отдел
культуры и молодежной политики

администрации г. Новочебоксарска;

образовательные учреждения

Ожидаемые Наличие развитой инновационной

конечные образовательной инфраструктуры;

результаты позитивная динамика изменения уровня

реализации инновационной культуры участников

Программы образовательного процесса;

появление новых управленческих и

образовательных практик, позитивно влияющих

на повышение качества образования;

охват системой дошкольного образования 95%

детей дошкольного возраста;

полный охват детей дошкольного возраста

предшкольной подготовкой;

охват услугами системы дополнительного

образования до 95% школьников;

готовность 80% учащихся к осознанному выбору

индивидуальной образовательной траектории в

профессиональном пространстве социума;

достижение компьютерной грамотности у 100%

школьников и 100% учителей на уровне учителей

на уровне навыков работы с информацией;

владение каждым выпускником школы одним

иностранным языком на уровне функциональной

грамотности;

обеспечение образовательных учреждений

компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся;

практическое применение 80% педагогических

работников инновационных образовательных

технологий в процессе обучения и воспитания

учащихся;

качественное многопрофильное психолого-

педагогическое, медико-социальное

сопровождение участников образовательного

процесса;

появление инновационных моделей и практик

научно-методического сопровождения развития

образовательных систем и процессов;

наличие разнообразных форм общественного

управления качеством образования;

функционирование системы оперативного

получения достоверной информации о состоянии

развития системы образования, индивидуальных

достижениях учащихся, педагогических

работников;

практика публичных докладов о результатах

деятельности образовательных систем

Система Управление образования администрации г.

организации Новочебоксарска ежегодно к 1 февраля до 2011

контроля года информирует о ходе выполнения Программы

за исполнением главу г. Новочебоксарска

Программы

Введение

Программа развития образования в г. Новочебоксарске на 2006 - 2010 годы (далее - Программа) является организационной основой реализации Программы развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы в г. Новочебоксарске.

Программа разработана на основе анализа современного состояния образования города в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р, с законами Российской Федерации и Чувашской Республики “Об образовании“.

Проект Программы, индикаторы эффективности ее реализации обсуждены на совещаниях руководителей образовательных учреждений и одобрены Советом Управления образования администрации г. Новочебоксарска.

I. Анализ состояния системы образования и обоснование

изменения ее программным методом

Качественная оценка результатов и опыта предыдущих этапов развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить позитивный шаг по целому спектру направлений развития образования, в том числе по внедрению нового механизма финансирования школ, прежде всего, по началу реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, по введению единого государственного экзамена (далее ЕГЭ), развитию информационно-коммуникативных технологий, по разработке нормативно-правовой базы обновления содержания образования, по началу обновления ресурсной базы и становлению современной материально-технической базы, по повышению квалификации педагогических кадров.

Основное общее образование города представлено следующими муниципальными образовательными учреждениями:

- Гимназия N 6, обеспечивающая дополнительную углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля.

- Лицей N 18, обеспечивающий повышенную подготовку обучающихся по предметам естественно-научного профиля.

- Четыре школы с углубленным изучением отдельных предметов - N 5, 11, 14, 20.

- Одиннадцать средних общеобразовательных школ - N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17, 19.

- Школа N 16 с классами углубленного изучения предметов эстетического цикла.

- Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 15 VIII вида.

- Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 1.

Дополнительное образование осуществляется в следующих муниципальных образовательных учреждениях управления образования:

- Центр творчества детей и юношества;

- Детско-юношеские спортивные школы N 1, 2.

В настоящее время в школах города обучается 12730 учащихся, что на 1017 учащихся меньше, чем в 2004 - 2005 учебном году. За последние четыре учебных года количество учащихся сократилось на 3610 учащихся:

Динамика численности учащихся в школах г. Новочебоксарска

Рисунок не приводится.

Наибольшее количество учащихся принято в гимназию N 6 (1054 ученика), в школу N 17 (1036 учащихся), в школу N 8 (886 учащихся). Более семисот учащихся обучается в школах N 5, 12, 13, 18. От шестисот до семисот учащихся - в школах N 2, 4, 9, 14, 16, 20. От пятисот до шестисот - в школах N 3, 10, 11, 19. Самое небольшое количество учащихся в школе N 1.

Количество учащихся в школах г. Новочебоксарска

в 2005 - 2006 учебном году

Рисунок не приводится.

Количество учащихся в 2005 - 2006 учебном году по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом сократилось во всех школах, за исключением школ N 5, 19, 20, где число обучающихся увеличилось соответственно на 33, 17, 3 человека.

Позитивным явлением для развития системы образования города является увеличение приема учащихся в первые классы. В сентябре 2005 года в школы города пришло 1128 первоклассников, что на 74 ученика больше, чем в сентябре 2004 года. Однако общее количество первоклассников пока не достигло уровня 2002 - 2003 учебного года, разница с которым составляет более ста человек:

Динамика приема учащихся в 1 классы школ

Рисунок не приводится.

Наибольшее количество первоклассников принято в 2005 - 2006 учебном году в школах N 8 (96 человек), 5 и 13 (соответственно 86 и 85 учащихся), 12, 17, 19 (соответственно 73, 73, 75 учащихся). Наименьшее количество поступивших в первые классы в школах N 1, 3, 10, 11.

Прием учащихся в 1 классы школ в 2005 - 2006 уч. году

Рисунок не приводится.

Средняя наполняемость классов учащимися имеет стойкую тенденцию к сокращению: в 2005 - 2006 учебном году этот показатель сократился по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом на 0,3 ед., а за последние четыре года на 0,7 ед.:

Динамика наполняемости классов учащимися

Рисунок не приводится.

Самая высокая наполняемость классов учащимися в школах N 8 (26,1), 6 (25,7), 18 (25,4). Соответствует норме в 25 человек наполняемость классов в школах N 9, 11.

Ниже общегородского показателя наполняемость классов в школах N 1, 2, 3, 4, 5, 10, 12, 16, 19.

Количество учащихся на одного учителя сокращается и в 2005 - 2006 учебном году равно 12,7 ед. За последние четыре года данный показатель сократился на 0,5 ед.:

Динамика количества обучающихся на 1 учителя

Рисунок не приводится.

Выполняя законы Российской Федерации и Чувашской Республики “Об образовании“, педагогические коллективы школ принимают меры по предоставлению прав на продолжение образования всем выпускникам 9 классов.

В 2004 - 2005 учебном году девять классов закончило 1874 выпускника. Из них 1854 выпускника, что составляет 99%, продолжили свое образование. В том числе 1107 учащихся (59,1%) - в 10 классах, 376 учащихся (20,1%) - в техникумах и колледжах, 371 выпускник (19,8%) - в учреждениях начального профессионального образования.

Статистика убеждает, что приоритетным направлением продолжения образования выпускниками 9 классов является продолжение их обучения в 10 классах школ. За последние четыре года прием в 10 классы возрос на 4,4%:

Продолжение обучения в 10 классе

Рисунок не приводится.

Поступление выпускников 9 классов в техникумы и колледжи за последние два года остается стабильным. Ими охвачено 20,1% выпускников. За последние пять лет (с 2001 г.) число выпускников 9 классов, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, увеличилось на 2,5%:

Продолжение обучения в техникумах

Рисунок не приводится.

Одновременно снижаются образовательные запросы жителей города на учреждения начального профессионального образования. В 2005 году в профтехучилища поступило 19,8% выпускников 9 классов, что на 2,5% меньше данного показателя в 2004 году. В целом за последние четыре года количество выпускников, поступивших в ПУ, сократилось на 6%:

Продолжение обучения в профтехучилищах

Рисунок не приводится.

За последние годы в городе значительно расширены возможности получения вариативного образования. В 2005 - 2006 учебном году школы работают по учебным планам следующих направлений:

1. По учебным планам, разработанным на основе базисных учебных планов Минобразования Чувашской Республики, утвержденных приказом от 14 июля 1998 года N 268. По данным планам организовано обучение в 1-11 классах по традиционным программам, по программам развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, по программам школ-гимназий, лицея, профильных классов, классов компенсирующего обучения.

Родителями учащихся начальной школы востребована методика развивающего обучения. Так, в десяти школах города обучение 1133 учащихся начальной школы ведется по программе “Школа 2100“ (школы N 1, 3, 5, 6, 9, 13, 14, 17). Методика развивающего обучения по системе Л.В.Занкова освоена учителями начальных классов школ N 2, 6, 8, 9, 10, 19, 20; по данной методике занимается 659 школьников. Школа N 12 является опорной школой республики по организации обучения учащихся начальных классов по системе Эльконина-Давыдова.

По федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312, и новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденному приказом от 10 июня 2005 года N 473. По данным учебным планам ведутся занятия в 1-х классах ряда школ, в классах предпрофильного и профильного обучения.

В рамках Республиканской Программы модернизации образования и городской Программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений проводится целенаправленная работа по профилизации обучения .

В 2005 - 2006 учебном году 1100 учащихся 8 - 11 классов школ N 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 18 занимаются в профильных классах, обучение в которых организовано по учебным планам 1998 года.

В городе накоплен опыт организации предпрофильного и профильного обучения в рамках экспериментальной площадки Минобразования Чувашской Республики. Данный эксперимент апробировался в течение трех лет в школах N 12, 19, 20. В 2005 - 2006 учебном году предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по новому учебному плану организована в школах N 3, 4, 12, 14, 17, 18, 19, 20. Всего предпрофильным обучением охвачено 693 ученика, для которых укомплектовано 27 классов. В рамках предпрофильной подготовки школами разработаны более ста элективных курса, которые прошли рецензию муниципальной комиссии.

Профильное обучение учащихся ведется в школах N 12, 18, 19, 20. Всего в городе открыто 19 профильных классов, занимающихся по новым базисным учебным планам. В этих классах обучается 463 старшеклассника. 79% профильных классов сориентированы на естественно-научные предметы: это физико-математические классы в школах N 12, 18, 19, 20, химические классы в лицее N 18, информационно-технологические классы в школах N 13, 19. Два профильных класса имеют социальную направленность: социально-экономический в школе N 12, социально-гуманитарный в школе N 19. В школе N 20 скомплектованы два универсальных класса.

В 2005 - 2006 учебном году государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 предпрофильных классов будет проведена по новой процедуре - по системе независимого тестирования, что обеспечит более качественное комплектование профильных классов города. При приеме в 10 профильные классы будут учитываться портфолио учащихся. Портфолио в 2006 году будут оформляться всеми выпускниками 9 классов, желающих получить профильное образование в старших классах школ.

В школах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20 осуществлен переход на новые базисные учебные планы для организации обучения 777 первоклассников.

В лицее N 18 и школе N 20 учебный процесс во всех классах организован по новому базисному учебному плану.

Углубленное изучение предметов осуществляется в школах N 5, 6, 11, 14, 16, 18, 20. Им охвачено 840 учащихся.

Во всех школах города введено раннее (во 2 - 4 классах) изучение иностранного языка. Все учащиеся данных параллелей изучают иностранный язык в школах N 6, 9, 18, 20. Более 90% учащихся начальной школы изучают иностранные языки в школах N 5, 16, более 80% - в школах 2, 4, 10, 11, 12, 13, 17, 19. Наименьшее количество учащихся начальных классов, изучающих иностранные языки, в школах N 1, 3, 8 (соответственно 24, 17, 60%).

Раннее изучение иностранного языка в 2005 - 2006 учебном году

Рисунок не приводится.

Сопоставительный анализ раннего изучения иностранного языка в 2004 - 2005 и 2005 - 2006 учебных годах показывает, что в целом по городу количество учащихся начальных классов, изучающих иностранные языки, увеличилось:

2004 - 2005 учебный год - 71,1%

2005 - 2006 учебный год - 81,7%.

В 83% учебных заведений организовано раннее (с начальных классов) изучение информатики, которым охвачено 57% учащихся 2 - 4 классов. Наибольший охват ранним обучением информатики в школах N 6, 9 (по 100%), в школах N 4, 16 (более 80%).

Количество учащихся 2 - 4 классов, изучающих информатику

в 2005 - 2006 учебном году

Рисунок не приводится.

Активизировалась инновационная деятельность педколлективов школ, участвующих как в массовых экспериментах, например, единый госэкзамен, так и в экспериментах более индивидуального назначения.

Практически все школы города в рамках эксперимента Минобразования России отрабатывают методику преподавания математики по учебникам Дорофеева и Шарыгина. Школа N 10 участвует в республиканском эксперименте по совершенствованию структуры и содержания физической культуры, педагогический коллектив школы N 17 - в проекте Европейского Союза “Обучение здоровью в образовательных учреждениях России“, учителя лицея N 18 - в региональном эксперименте “Школа ступеней обучения“, педагогический коллектив школы N 19 - в эксперименте Министерства образования России “Компетентностный подход к содержанию образования“. Воспитанники гимназии N 6 показывают великолепные результаты, участвуя в Международном конкурсе “Молодежь и знания“.

Одним из важных критериев оценки эффективности учебного процесса является единый государственный экзамен. Образовательные учреждения города участвуют в ЕГЭ с 2000 года.

Единый государственный экзамен в 2005 году сдавало 1145 учащихся. Итоги ЕГЭ свидетельствуют о повышении качества обучения в школах города. Так, возросло количество отличных и хороших результатов, показанных на ЕГЭ выпускниками 11 классов школ:

2004 год - 69%

2005 год - 74%.

Достаточно эффективен данный показатель в гимназии N 6 (92%), школах N 12 (87%), N 4 (86%), N 16 (83%), лицее N 18 (81%), школах N 13 (80%), N 1, 3 (по 75%).

Количество отличных и хороших результатов на ЕГЭ 2005 года

(от общего числа сдавших экзамен)

Рисунок не приводится.

Анализ результатов обязательного ЕГЭ по математике и наиболее массового экзамена по русскому языку показывает, что самые высокие результаты на ЕГЭ в следующих школах:

---------------T------------------------------T-------------------------¬

¦ Показатели ¦ Математика ¦ Русский язык ¦

+--------------+------------------------------+-------------------------+

¦По качеству ¦Шк. N 4, 6, 12, 16 (более 80%)¦Шк. N 6, 12 (более 90%) ¦

¦знаний ¦ ¦ ¦

+--------------+------------------------------+-------------------------+

¦По среднему ¦Шк. N 4, 6, (более 65 баллов) ¦Шк. N 6 (более 70 баллов)¦

¦баллу (из 100)¦ ¦ ¦

+--------------+------------------------------+-------------------------+

¦По средней ¦Шк. N 4, 6, 11, 12, 16, 18 ¦Шк. N 6 (4, 6) ¦

¦оценке (из 5) ¦(более 4) ¦ ¦

L--------------+------------------------------+--------------------------

Впервые в городе зарегистрировано четыре стобалльных результата (школы N 5, 6, 18).

Увеличилось по сравнению с 2004 годом количество выпускников, сдавших ЕГЭ на 90 и более баллов: 2004 год - 40 человек, 2005 год - 48. Наибольшее их количество в гимназии N 6 (9 человек) и в лицее N 18 (19 человек).

Единый государственный экзамен дал реальную возможность каждому выпускнику выйти на уровень качественного высшего профессионального образования за счет получения стабильно высокого образования в школе. Ежегодно увеличивается количество выпускников, ставших студентами учреждений высшего профессионального образования, увеличилось на 13%:

Динамика поступления выпускников 11 классов в ВУЗы

Рисунок не приводится.

Стали студентами вузов более 90% выпускников школ N 5, 6, 12, 20, более 80% - выпускников школ N 3, 4, 8, 11,13, 14, 16, 17, 18.

Одним из показателей качества образования являются результаты предметных олимпиад. Увеличивается количество участников городской и республиканской олимпиад. По сравнению с 2002 годом на 70 участников больше стало число участников городской олимпиады, на 32 - республиканской (22,4%). Всего участников республиканской олимпиады: 2002 год - 49; 2003 год - 65; 2004 год - 77; 2005 год - 81, количество призеров республиканской олимпиады составило по годам: 15; 18; 14; 9 соответственно. Учащиеся города ежегодно занимают призовые места во Всероссийской и межрегиональной олимпиадах стали 3 ученика в 2002 году; в 2003 году - 6; в 2004 году - 3; в 2005 году - 2. Из них победителями и призерами были: 2002 год - 1 (33,3%); 2003 год - 4 (67%); 2004 год - 3 (100%). В 2005 году не было победителей и призеров на Всероссийских и межрегиональных олимпиадах. В 2004 году Оферкин Игорь и Тимофеев Олег из лицея N 18 стали призерами Международной олимпиады по физике.

Ежегодно в городской олимпиаде призовые места занимают гимназия N 6 и лицей N 18. Все 4 года подряд очень хорошие результаты у школ N 17 и 13. Неплохие результаты олимпиад имеют школы N 11, 19, 20 и 8.

Интеллектуальные состязания школьников не ограничиваются традиционными олимпиадами. Сотни учащихся города участвуют в российских очно-заочных интеллектуальных играх “Российский медвежонок“, “Кенгуру“, в республиканской игре “Чувашская ласточка“. В 2004/2005 учебном году в этих интеллектуальных играх участвовало пять с половиной тысяч новочебоксарских школьников. В список лучших по Чувашии вошли 30 учащихся школ N 6, 8, 9, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Международная математическая олимпиада “Турнир городов“ собирает на конкурс учащихся математических классов. В весеннем турнире участвовало 166 учащихся из 10 школ. Юными математиками города завоевано 17 дипломов, большая их часть принадлежит учащимся лицея N 18.

Распоряжением главы администрации города за последние два года семидесяти двум победителям и призерам городских и республиканских олимпиад была назначена именная стипендия главы администрации. Детям выплачено 77 тыс. 800 рублей. Именную президентскую стипендию получала ученица школы N 14 Дарина Мария, специальной стипендии за особую творческую устремленность был удостоен ученик школы N 20 Тарев Дмитрий.

За последние годы увеличилось количество школ, обеспечивающих ранее изучение информатики и иностранного языка. В 2005 году таким обучением охвачено 72% учащихся, а в 2004 - 70%. По сравнению с 2001 годом рост составил в 3,5 раза.

На фоне сформировавшейся системы поддержки и развития одаренных детей наиболее актуальной является повышение качества образования в обычных общеобразовательных классах. Результаты психолого-педагогических исследований говорят о трудностях в обучении у около 40% учащихся. Более 1/3 учащихся имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только каждый пятый старшеклассник имеет оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о низкой готовности их к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора.

В современном обществе востребованы такие качества у людей, как способность к нестандартному мышлению, к выдвижению идей и их реальной оценке, умение работать в проектном режиме, коммуникативность и т.д. Достижение этих результатов возможно только при переходе к компетентностному подходу и другим инновациям. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской, информационной, социальной.

За последние годы с 2002 по 2005 в рамках реализации целевой программы “Компьютеризация городских и поселковых школ“ и республиканской целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003 - 2005 годы“, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июля 2003 года N 169 в школы города поступили 289 компьютеров:

в 2002 году - 134, из них по программе - 125 из республиканского бюджета;

в 2003 году - 40, из них по программе - 38 из городского бюджета;

в 2004 году - 72, из них 18 - в рамках реализации проекта “Поставки компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ Российской Федерации“, 51 из городского бюджета;

в 2005 году - 43, из них 23 - в рамках оснащения базовых школ по организации профильного обучения.

На конец 2005 года все школы города, включая МОУ “Специальная (коррекционная) школа N 15 VIII вида“ имеют по оборудованному компьютерному классу, а в школах N 20, 17, 12, 3, 18 проводится работа по переоборудованию дополнительных кабинетов. В настоящее время на один компьютер приходится 42,5 ученика, все школы подключены к сети Internet по технологиям DSL и ADial-Up, а также проводится работа по монтажу оборудования в отдельных школах для выхода во всемирную сеть через Radio-Fzhernt. Идет процесс создания центра дистанционного обучения. Благодаря всему этому школьники и учителя имеют возможность общения со своими сверстниками и коллегами во всем мире, повышают уровень своей профессиональной подготовки и обученности, участвовать в дистанционных олимпиадах и проектах, обогащают свою языковую практику.

С принятием Закона Чувашской Республики “О языках в Чувашской Республике“ одним из направлений в работе остается забота о сохранении и развитии чувашского языка, поддержание его престижа как государственного языка, создание материально-технических условий для его изучения в общеобразовательных учреждениях города. В 18 общеобразовательных учреждениях 12604 ученика и одной компенсирующей школе 126, всего 12730 учащихся изучают предметы национально-регионального компонента. Количество старшеклассников, изучающих чувашскую литературу один час в неделю, составляет 2167.

“Культура родного края“ как отдельный предмет изучается в 5 - 9 общеобразовательных классах, а в профильных классах этот предмет изучается интегрировано.

“Чувашское слово“ изучают:

- в 1-х классах - 1128 учеников по двухчасовой программе;

- во 2 - 4 классах - 3373 ученика по трехчасовой программе;

- в 5 - 9 классах - 6062 ученика по трехчасовой программе.

Школы укомплектованы кадрами, имеющими соответствующее образование: с высшим образованием - 86 учителей (92,5%), со средним-специальным - 7 учителей (4,5%). Из них после окончания ЧГУ - 39 учителей, ЧГПУ - 46. Всего обучением чувашскому языку заняты 93 учителя.

В целях повышения качества обучения чувашскому языку в общеобразовательных учреждениях города классы делятся на подгруппы при наполняемости классов 25 и более учащихся кабинеты оснащаются техническими средствами, демонстрационными материалами, детской литературой, практик“ется проведение ежегодных школьных и городских олимпиад.

Учащиеся активно участвуют в проведении фестивалей “Цветы Чувашии“, “Серебряный голос“, выступают в фольклорном ансамбле при ЦТДиЮ.

Во многих школах города оборудованы краеведческие музеи (N 5, 10, 12, 14 и в гимназии N 6). В школах N 1, 2, 3, 9, 16, 17 оформлены мини-музеи.

Для учителей проводятся различные тематические семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия, практикуется проведение встреч с авторами учебников, научно-практических конференций, смотров-конкурсов кабинетов, выставок дидактических и демонстрационных материалов. В городе работают консультанты по определенным направлениям, до всех учителей чувашского языка доведены адреса передового опыта. На семинарах учителя делятся своим опытом по внедрению новых форм и методов работы.

Качества знаний учащихся, выступления на городских и межрегиональных смотрах-конкурсах, на олимпиадах являются результатом профессионального роста педагогов. В 2004 году ученик 10 класса школы N 3 занял первое место в Межрегиональном конкурсе.

Все общеобразовательные учреждения обеспечены учебниками с 1 по 11 классы и частично методическими пособиями. В 2005 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского компонента составила 87%, федерального компонента - 98%. Социальная поддержка обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников осуществлялась за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Но пополнение и обновление учебного фонда школьных библиотек происходит также за счет внебюджетных средств (около 75% нового поступления ежегодно). По состоянию на 01.06.2005 общий объем учебного фонда в школах составляет 229615 экземпляров.

Поступление учебников федерального и республиканского

компонентов из различных источников финансирования

в 2001 - 2004 годы

Рисунок не приводится.

Объем фонда художественной и методической литературы в школах состоит из 228492 экземпляров. Хотя книгообеспеченность (среднее число книг на одного читателя) в библиотеках составляет 20, но обращаемость (среднее число выдач одной книги) литературы маленькая, так как очень слабо пополняется фонд художественной литературы.

За последний период основным звеном политики в области образования стала работа по дальнейшему совершенствованию физического воспитания, укреплению здоровья детей, учащейся молодежи. Вопросам сохранения здоровья детей придается первостепенное значение, в городе осуществляется принцип непрерывности физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности детей, начиная с посещения детского дошкольного учреждения и заканчивая выпускным классом. В детских садах налажен врачебный контроль за состоянием здоровья и физическим развитием детей, регулярно проводятся Дни здоровья, городские детские спартакиады “Малютка“, соревнования “Папа, мама и я - спортивная семья“, “Веселые старты“ и многое другое.

Работа по совершенствованию навыков организационной подготовленности далее продолжается при переходе детей в общеобразовательные учреждения. Из общего числа учащихся более 70% охвачены различными формами занятий физической культурой и спортом. В течение учебного года в городе было проведено со школьниками более 60 различных спортивно-массовых мероприятий: фестивалей, конкурсов, турниров и соревнований. Стало традицией проведение в городе Спартакиады школьников на Кубок главы администрации по 14 видам спорта, Спартакиады среди допризывной молодежи по 10 видам спорта. По итогам прошедшего года победителем в городской Спартакиаде признана МОУ “СОШ N 17“. В Спартакиаде среди допризывной молодежи победителем стала МОУ “Гимназия N 6“.

В проводимой республиканской Спартакиаде школьников Чувашской Республики на Кубок Президента Чувашской Республики в 2004 - 2005 учебном году 6-й раз подряд победителем стал г. Новочебоксарск. Городская команда является победителем республиканских “Президентских состязаний“ и традиционного легкоатлетического пробега на призы газеты “Советская Чувашия“. В проводимом Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики республиканском смотре физической подготовленности учащейся молодежи 2004 - 2005 учебного года среди общеобразовательных учреждений 1 место занял 10-Б класс МОУ “СОШ N 17“ г. Новочебоксарска.

Традиционным в городе стало проведение среди общеобразовательных учреждений городских смотров-конкурсов “День здоровья“ в честь начала нового учебного года, “Голубая дорожка“, “Лыжня здоровья“ и многие другие.

Одними из ведущих спортивных школ в нашей республике являются МУДО “ДЮСШ N 1“ и МУДО “ДЮСШ N 2“. По итогам прошедшего года МУДО “ДЮСШ N 1“ (директор Л.В.Москов) признана победителем республиканского смотра-конкурса среди спортивных школ.

В последние годы большое значение уделялось обучению педагогических работников новым здоровьесберегающим технологиям. Образовательными учреждениями, ставшими пилотными площадками проектов Европейского союза, “Обучение здоровью“, “ХОУП“, “TASIS“ разработан необходимый методический инструментарий и подготовлены тренеры по обучению здоровью.

В городе уделяется должное внимание организации летнего труда и отдыха учащихся образовательных учреждений. Практикуются новые формы: профильные отряды, научно-исследовательские экспедиции, археологические, поисковые отряды. Работают подростковые клубы по месту жительства “Ровесник“, “Альтаир“, “Отечество“. Для детей с девиантным поведением был организован загородный лагерь “Суворовская школа“ на базе оздоровительного лагеря “Лазурный“, на базе ЦСПСД спортивно-патриотический лагерь.

За последние годы здоровье детей ухудшилось. Выросли такие заболевания детей, как заболевания сердечно-сосудистой системы, аллергические заболевания, наблюдается рост учащихся с нарушением осанки, отстающих в физическом развитии, заболевания органов зрения. По результатам углубленных осмотров 88% имеют отклонения в состоянии здоровья. К первой группе здоровья относится около 22,6% школьников, ко второй - 59,1%, к третьей - (хронические заболевания) - 18,2%.

Состояние здоровья школьников по результатам профилактических осмотров за период 2000 - 2004 годы (в сравнении):

--------------------------------------T--------------T--------------¬

¦ Заболевания ¦2000 год (в %)¦2004 год (в %)¦

¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Патология сердечно-сосудистой системы¦ 14,7 ¦ 22,5 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Заболевания нервной системы ¦ 9,2 ¦ 10,3 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Заболевания органов зрения ¦ 24 ¦ 25,1 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Заболевания костно-мышечной системы ¦ 21 ¦ 25,8 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Аллергические заболевания ¦ 1,3 ¦ 1,5 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Эндокринной системы ¦ 8,8 ¦ 9,8 ¦

+-------------------------------------+--------------+--------------+

¦Заболевания органов пищеварения ¦ 6,2 ¦ 6,6 ¦

L-------------------------------------+--------------+---------------

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

- образ жизни и факторы окружающей среды;

- несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормам;

- перегрузка учебных программ;

- недостаточное или несбалансированное питание;

- распространение нездоровых привычек;

- стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей.

В школах организовано горячее питание учащихся. За последние 5 лет наблюдается рост охвата горячим питанием учащихся.

-----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Кол-во учащихся,¦ 7727 ¦ 8914 ¦ 9356 ¦ 9682 ¦ 10758 ¦ 7015 ¦

¦охваченных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦различными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦формами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦организованного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦летнего отдыха ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Охват горячим ¦ 35% ¦ 42,3% ¦ 45,2% ¦ 48,8% ¦ 52,9% ¦ 68% ¦

¦питанием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

Система дополнительного образования - важное звено в воспитании многогранной, нравственно и физически здоровой личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование является важнейшим компонентом образовательный среды в образовательном пространстве г. Новочебоксарска. И главную роль в этом играет ЦТДиЮ, наряду с ДЮСШ N 1 и N 2.

Центр творчества детей и юношества является учреждением инновационного типа, где созданы все условия для полноценной деятельности педагогов и их воспитанников.

В Центре созданы условия для развития творческих способностей детей, учащихся и молодежи в области интеллектуальной, творческой, оздоровительно-физкультурной деятельности, детского туризма, экологии и краеведения, организационно-массовой работы. Участие детей в различных мероприятиях позволяет успешно сочетать учебно-воспитательные задачи с развитием творческих способностей, активно заниматься учебно-исследовательской деятельностью, научной работой, повышением образовательного уровня. Центр обеспечивает занятость во внеурочное время подростков и молодежи всех образовательных учреждений г. Новочебоксарск. Ежегодный охват детей и юношества такими мероприятиями составляет более 35000 человек. Центр осуществляет руководство функционированием шести подростковых клубов по месту жительства (комнат школьника).

Деятельность Центра по созданию условий для развития творческих способностей детей и юношества наряду с другими осуществляют пять его подразделений: комплексы декоративно-прикладного и технического творчества, социальной и воспитательной работы, отделы экологии, туризма и краеведения, спортивный, инновационно-методический.

С 1999 года ЦТДиЮ присвоен статус базового учебно-методического центра для учреждений системы дополнительного образования республики, а с 2000 года ЦТДиЮ является базовым педагогическим учреждением Академии педагогических и социальных наук (г. Москва). Педагоги и воспитанники Центра принимают активное участие в жизни города в различных областях образовательной деятельности - интеллектуальной, творческой, спортивной, героико-патриотической. Лучшие воспитанники Центра успешно защищают честь республики на всероссийских и международных соревнованиях, фестивалях, конкурсах и научных конференциях.

Налаживание взаимовыгодного сотрудничества направлено на развитие Центра, повышение качества учебно-воспитательного процесса, обеспечение тесного сотрудничества с органами управления образованием. Центр ведет активную работу в этой области. Налажена система социального партнерства со многими городскими, республиканскими и др. организациями, учреждениями, ассоциациями и т.д., а также со многими общеобразовательными учреждениями города.

Особенно успешной стала совместная деятельность в работе с интеллектуально одаренными школьниками и молодежью. ЦТДиЮ осуществляет свою деятельность в тесной связи с вузами ЧР и РФ. Открытая научная конференция школьников “Наука. Творчество. Развитие“ проводится с 1997 года и стала одним из самых популярных и престижных интеллектуальных конкурсов для школьников. Количество ее участников растет из года в год (таблица 1).

Анализ участия школьников города в конференции

-------------T------T------T------T--------T--------T--------T--------T--------¬

¦ Годы¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦2001 год¦2002 год¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦

¦Показатели ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+------+------+------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Количество ¦ 79¦ 107¦ 138¦ 173/206¦ 204/254¦ 205/254¦ 315/360¦ 282/333¦

¦работ/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦участников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+------+------+------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Количество ¦ 4/7¦ 4/11¦ 4/12¦ 4/19¦ 4/21¦ 4/20¦ 4/22¦ 4/22¦

¦секций/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦подсекций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+------+------+------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Количество ¦ ¦ 34¦ 38¦ 41¦ 46¦ 48¦ 65¦ 63¦

¦экспертов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+------+------+------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Количество ¦ 34¦ 61¦ 55¦ 60(78)¦ 95 + 14¦ 85 + 20¦ 122¦ 119¦

¦лауреатов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамот ¦ поощр. ¦ ¦ ¦

L------------+------+------+------+--------+--------+--------+--------+---------

Успешно выступают наши школьники на различных республиканских и всероссийских научных конференциях:

республиканская конференция-фестиваль “EXCELSIOR!“ (таблица 2);

республиканская детская экологическая конференция;

региональная конференция по особо охраняемым территориям;

всероссийская конференция “Шаг в будущее“;

всероссийский конкурс юных исследователей природы;

всероссийская конференция “Моя малая родина“;

международная конференция “Старт в науку“ и другие. На всех этих конференциях школьники Новочебоксарска достойно представляли свой город и становились лауреатами и дипломантами.

Участие в республиканской конференции-фестивале “EXCELSIOR!“

------------T----T----T-----------T----------T-----------T----------T----T-----------¬

¦ Кол-во ¦1998¦1999¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦2004¦ 2005 ¦

+-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+-----------+

¦Участников ¦77 ¦60 ¦ 57 работ ¦62 работы ¦ 96 работ ¦ 76 работ ¦ ¦ 53 работы ¦

¦ ¦ ¦ ¦ (75 уч-в) ¦ (78 уч-в)¦(125 уч-в) ¦ (100 ¦ ¦ (63 уч-ка)¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уч-ков) ¦ ¦ ¦

+-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+-----------+

¦Прошли ¦38 ¦45 ¦ 37 работ ¦33 работы ¦ 51 работа ¦58 уч-ков ¦ ¦ 41 работа ¦

¦во 2 тур ¦ ¦ ¦(55 уч-ков)¦(42 уч-ка)¦(70 уч-в) ¦ ¦ ¦ (48 уч-в) ¦

+-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+-----------+

¦Дипломов ¦ 3 ¦ 7 ¦ 13 работ ¦ 6 работ ¦ 10 ¦ 15 ¦ ¦ 28 работ ¦

¦1 ст. ¦ ¦ ¦(19 уч-ков)¦ (7 уч-в) ¦(13 уч-в) ¦ ¦ ¦(34 уч-ка) ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новая ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ система ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценки, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дипломы 3-х¦

+-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+ степеней ¦

¦Дипломов ¦ 6 ¦14 ¦ 9 работ ¦ 14 работ ¦ 20 ¦ 21 ¦ ¦ ¦

¦2 ст. ¦ ¦ ¦ (14 уч-в) ¦ 16 (уч-в)¦ (26 уч-в) ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+ ¦

¦Всего ¦ 9 ¦21 ¦ 22 работы ¦ 20 работ ¦ 30 ¦ 36 ¦ ¦ ¦

¦дипломов ¦ ¦ ¦(33 уч-ка) ¦(23 уч-ка)¦(39 уч-в) ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------+----+----+-----------+----------+-----------+----------+----+------------

Детские и молодежные общественные организации, наряду с семьей и школой, являются основными институтами социализации личности ребенка, играют важную роль в его воспитании, развитии и самоопределении. Благодаря творческому подходу сложилась эффективная система работы детских организаций и объединений, которую координирует НГОДО “Надежда“, активно действующая при ЦТДиЮ.

В 2005 году НГОДО “Надежда“ по итогам республиканского конкурса была названа лучшей детской организацией Чувашской Республики.

Большая работа проводится в области организации здорового образа жизни. Особое внимание при этом уделяется следующим направлениям:

А) Физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт приобщают ребенка к культуре здорового образа жизни и воспитывают спортивный резерв нации. Центр не остается в стороне от этого направления. В спортивном отделе разработана программа “Спорт для всех“ и внедряется уникальная система приобщения огромных масс школьников, девчонок и мальчишек, не только к здоровому образу жизни, но и к серьезным занятиям спортом по направлениям: плавание, баскетбол, самбо, восточные единоборства, шахматы.

Б) Эколого-биологическое ДО направлено кроме укрепления здоровья еще и на развитие интереса к интеллектуальному творчеству и к охране природы. Благодаря системному подходу в этом направлении в центре достигнуты высокие результаты. Отделу ЭТиК в этом направлении помогает Администрация города и Экологический фонд г. Новочебоксарска; на территории Национального парка “Заволжье“ на средства городского экологического фонда заканчивается строительство городской биостанции на 60 мест.

В) Детский туризм и краеведение. Это движение объединено федеральной целевой программой “Отечество“ и становится источником личностного, духовного и социального развития детей.

Опыт Центра творчества детей и юношества города Новочебоксарска по организации отдыха, оздоровления и труда детей, подростков и молодежи признан как один из лучших в республике. При организации этой деятельности много внимания и сил отдается интеллектуально одаренным воспитанникам, подросткам девиантного поведения и всем подросткам и молодежи города.

Большое внимание в ЦТДиЮ уделяется эстетическому воспитанию юных горожан. На конкурсах, фестивалях, смотрах воспитанники вокальных, хореографических, театральных студий, ансамбль народных инструментов и детский духовой оркестр достойно представляют город Новочебоксарск, занимая призовые места.

На Всероссийском конкурсе УДО среди учреждений дополнительного образования Центр занял шестое место среди профильных учреждений.

В городе функционирует 41 дошкольное образовательное учреждение разных видов: детские сады, детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, личностного развития воспитанников, детские сады присмотра и оздоровления, комбинированного вида, компенсирующего вида и центр развития ребенка. Такая вариативная сеть дошкольных учреждений позволяет обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Дошкольным образованием охвачено 84,2% детей от 1 до 7 лет.

В 2005 году открыто 15 дополнительных групп на 225 мест. Решается проблема удовлетворения образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов. Открыты 2 группы индивидуально-дифференцированного развития детей.

Коррекционными группами и детскими садами охвачены 214 детей, имеющих отклонения в развитии.

Все дошкольные учреждения имеют лицензию, прошли аттестацию и государственную аккредитацию. Продолжает обновляться содержание дошкольного образования. Во многих детских садах реализуются программы нового поколения: “Радуга“, “Детство“, “Школа-2100“.

Организуются платные дополнительные услуги, которыми охвачено около 900 детей (в 2001 г. - 500 детей).

Обучением чувашского языка с 4 лет охвачено 3103 ребенка (в 2001 г. - 2980 детей), иностранного языка - 265 детей.

Активизировалась работа по воспитанию здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом. Дошкольные учреждения участвуют в городских спортивных мероприятиях: “Малышиада“, “Веселые старты“, “Кросс наций“, являются в числе лучших в республиканском смотре-конкурсе “За здоровьем - в детский сад“, “Светофорик“. В детских садах проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости детей. Так, в 2001 году одним ребенком по болезни пропущено 7,1 дня, в 2004 году - 5,9 дня.

В современных условиях большую роль играет служба психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам.

В связи с процессами модернизации образования, реструктуризации школ роль специалистов в создании качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного процесса в учебно-воспитательных учреждениях города значительно возрастает. В образовательных учреждениях города работает 21 социальный педагог, 40 педагогов-психологов, 26 учителей-логопедов, 7 учителей-дефектологов. Все специалисты имеют высшее педагогическое образование. 4 социальных педагога имеют высшее социально-педагогическое образование, 40 педагогов-психологов имеют высшее психологическое образование, 6 учителей-дефектологов и 18 учителей-логопедов имеют высшее дефектологическое образование. 5 социальных педагогов, 1 педагог-психолог, 3 учителя-логопеда имеют высшую квалификационную категорию, 7 социальных педагогов, 3 педагога-психолога, 6 учителей-логопедов имеют первую квалификационную категорию; 3 социальных педагога, 10 педагогов-психологов, 10 учителей-логопедов имеют вторую квалификационную категорию.

В системе специального образования г. Новочебоксарска в настоящее время функционируют:

1 специальная (коррекционная) школа VIII вида N 15, в которой обучается 128 учащихся;

2 дошкольных образовательных учреждения для детей с нарушениями речи (МДОУ N 14 - 60 детей, МДОУ N 37 - 60 детей);

2 дошкольных учреждения комбинированного вида (МДОУ N 48 - 30 детей, МДОУ N 44 - 65 детей). Анализ последних пяти лет показывает, что очередность в специализированные МДОУ и группы растет, что говорит о необходимости увеличения количества подобных групп.

Одним из актуальных направлений развития системы специального образования является внедрение в широкую практику интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Существующие в общеобразовательных школах г. Новочебоксарска коррекционные классы можно рассматривать как пример подлинной интеграции детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В г. Новочебоксарске в настоящее время функционирует 32 подобных класса, в них обучается 323 учащихся. Сравнительный анализ работы ПМПК г. Новочебоксарска за последние пять лет свидетельствует об увеличении количества учащихся данных классов. Этот факт является отражением роста количества детей с речевой патологией, с одной стороны, и признанием эффективности классов подобного типа среди родителей - с другой. Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями говорит о целесообразности переноса акцента в оказании коррекционно-развивающей помощи на дошкольный и младший школьный возраст. Необходимо проводить работу по разработке новых форм интеграции специального образования в массовых детских садах и школьных учреждениях. В качестве реальной модели интегрированного обучения в системе общего образования могут стать учреждения комбинированного типа: это могут быть смешанные группы и классы, отдельные группы детей с особыми образовательными потребностями, группы кратковременного пребывания и т.п.

Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в образовании. По учреждениям образования г. Новочебоксарска в 2005 году на учет поставлены:

266 социально опасных семей, в них проживает 282 обучающихся;

330 многодетных семей - 578 детей;

154 - детей-инвалидов;

272 обучающихся состоит на внутришкольном учете, на учет в ПДН поставлен 31 обучающийся;

114 учащихся находятся под опекой и попечительством.

Своеобразие современного этапа общественного развития диктует необходимость переноса акцентов с интересов государства на интересы личности. Социальная защита и педагогическая поддержка детства могут быть представлены целостной образовательной технологией, способной нейтрализовать последствия негативных тенденций.

Национальная доктрина образования обращает внимание на тот факт, что по прогнозам государственной статистики, в 2011 году будет обучаться только 13 млн. учащихся, по данным парламентских слушаний (май 2000 г.) в РФ не посещает школу не менее 2,5 млн. детей.

В г. Новочебоксарск по итогам 1 четверти более 40 обучающихся не аттестованы по причине пропуска уроков без уважительной причины. Сегодня в России появились дети, не умеющие читать и писать. Есть такие случаи и в нашем городе. Девочка 12 лет не ходила в школу, семья прописана в Чебоксарском районе.

Современное российское образование столкнулось с целым рядом социальных, социодемографических и социокультурных проблем.

Особую значимость в этих условиях приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Именно по этой причине актуально и целесообразно обращение современной науки и практики к исследованию таких категорий педагогики, как социальная защита и педагогическая поддержка детства.

В образовательных учреждениях г. Новочебоксарска работает 21 социальный педагог. Основные направления деятельности социального педагога:

1) социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей;

2) социально-педагогическая защита прав ребенка;

3) обеспечение социально-педагогической поддержки в семье в формировании личности учащегося;

4) социально-педагогическое консультирование;

5) социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Изменение в системе образования диктует новые подходы и в области кадровой политики. Результаты мониторинга кадрового персонала в системе общего образования г. Новочебоксарска приведены в таблице:

Динамика показателей развития человеческих ресурсов

в системе общего образования г. Новочебоксарск

----T--------------------------------------------T-----------------¬

¦ N ¦ Наименование показателей ¦ Данные по годам ¦

¦п/п¦ +--------T--------+

¦ ¦ ¦2001 год¦2005 год¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦1. ¦Общая численность педагогических работников¦ 2345 ¦ 2019 ¦

¦ ¦в системе общего образования, человек ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦2. ¦Удельный вес педагогических работников с¦ 65,8 ¦ 69,0 ¦

¦ ¦высшим образованием, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦3. ¦Удельный вес педагогических работников, име-¦ ¦ ¦

¦ ¦ющих квалификационные категории, всего, % ¦ ¦ ¦

¦ ¦в том числе имеющих высшую квалификационную¦ ¦ ¦

¦ ¦категорию, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦4. ¦Удельный вес педагогических работников со¦ 12,7 ¦ 13,2 ¦

¦ ¦стажем работы до 5 лет, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦5. ¦Удельный вес педагогических работников со¦ 45 ¦ 45,3 ¦

¦ ¦стажем работы более 20 лет, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦6. ¦Удельный вес работающих пенсионеров среди¦ 7 ¦ 10,5 ¦

¦ ¦педагогических работников, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦7. ¦Удельный вес педагогических работников-¦ 95,6 ¦ 92,1 ¦

¦ ¦женщин, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦8. ¦Удельный вес педагогических работников, про-¦ ¦ ¦

¦ ¦шедших переподготовку и повышение квалифика-¦ ¦ ¦

¦ ¦ции, % ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+--------+--------+

¦9. ¦Удельный вес педагогических работников,¦ 97 ¦ 76 ¦

¦ ¦выбывших в другие отрасли экономики, чело-¦ ¦ ¦

¦ ¦век, % ¦ ¦ ¦

L---+--------------------------------------------+--------+---------

Усиливается тенденция старения педагогических кадров. При этом у большинства учителей в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с классическим менторским принципом взаимодействия с детьми.

Гендерные и возрастные особенности педагогических работников предопределяют необходимость использования инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации, аттестации и системы оплаты труда педагогов.

Ключевую роль в модернизации образования играет повышение профессионального уровня работников. Одним из средств стимулирования роста профессионального мастерства является аттестация педагогических и руководящих кадров. Она проводится на основе объективных качественных критериев и дифференцированных норм и показателей. Дать импульс творческой работе учителя - это тоже очень важная цель аттестации. Если в 2001 - 2002 учебном году аттестовано 399 работников (13%) от общего количества работников, в 2002 - 2003 учебном году 560 аттестованных (23%), в 2003 - 2004 учебном году - 429 (18%), в 2004 - 2005 учебном году - 324 (14,5%), в 2005 - 2006 учебном году - 320 (15%).

Участие педагогических и руководящих кадров в модернизации российского образования требует специальной подготовки и определенных изменений в системе повышения квалификации. В последние годы Чувашский республиканский институт образования большое внимание уделяет проведению целевых проблемных курсов, семинаров, круглых столов. В текущем учебном году работники образования проходят обучение по модулям, выбранным ими в начале учебного года, т.е. каждый на курсах получает то, что желает.

В 2001 - 2002 учебном году прошли курсы повышения квалификации 343 (14%) работника, в 2002 - 2003 уч. г. - 312 (13%), в 2003 - 2004 уч. г. - 305 (13%), в 2004 - 2005 уч. г. - (14%), в 2005 - 2006 уч. г. - 292 (13,5%).

Качественные системные изменения невозможны без подготовленных управленческих кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди 65 руководителей образовательных учреждений города 84,6% составляют женщины, 24,6% достигли пенсионного возраста, средний возраст руководителей составляет 52 года. Большинство руководителей регулярно повышает свой профессиональный уровень на различных курсах и семинарах, многие учреждения участвуют в различных проектах, экспериментах, внедряя опыт работы других и делясь с ними своим опытом.

Участие города в различных проектах способствовало выявлению отдельных школ, где не чураются инновационного развития (школы N 3, 6, 10, 12, 17, 18, 19, 20). В них работают творческие группы социально и интеллектуально активных педагогов и руководителей, участников проектов разного уровня.

Однако следует отметить, что у большинства руководителей “бразования разного уровня невысок уровень реальной квалификации менеджмента образования, компетентности, готовности к решению задач новыми средствами.

В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. Так, по сравнению с республиканским уровнем, в городе первым удалось увеличить плату за классное руководство. Ежегодно лучшие работники образования поощряются денежными премиями, ценными подарками. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится городской конкурс “Учитель, педагог года“, стимулируется активное участие педагогических работников в республиканских и всероссийских конкурсах профессионального мастерства.

За последние годы в систему образования вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы. Объем бюджета отрасли увеличился более чем в два раза и достиг 234 млн. руб. При этом капитальные расходы увеличились более чем в три раза. Средние расходы на обучение увеличились в 2004 году по сравнению с 2001 годом более чем в три раза.

Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в последние годы стало осуществление перехода на новый финансово-экономический механизм.

С 2001 года внедряется нормативное бюджетное финансирование школ в расчете на 1 учащегося, ежегодно утверждается Постановлением главы администрации г. Новочебоксарска ЧР перечень поправочных коэффициентов. 31% общеобразовательных учреждений имеют самостоятельные бухгалтерии.

С введением нормативного бюджетного финансирования руководители школ стали более профессионально оценивать финансовое состояние своих учреждений, планировать доходы и расходы, что позволило существенно увеличить объем привлечения внебюджетных средств в учреждения.

Норматив бюджетного финансирования

образовательных учреждений г. Новочебоксарска

Рисунок не приводится.

Основой для успешного управления образованием является правовая база. С 2003 года были приняты существенные для развития системы образования города постановления и распоряжения главы администрации города, приказы Управления образования, в школах приняты многие локальные акты, позволившие не только регламентировать деятельность образовательных учреждений, активизировать существующую сеть образовательных учреждений, но и обеспечить инновационное развитие системы образования.

Все большую значимость приобретает развитие системы анализа и статистики состояния образования, его качества и доступности. В Программе “Реструктуризация сети общеобразовательных школ г. Новочебоксарска на 2004 - 2006 годы“ была заложена основа мониторинга системы образования, где были выведены индикаторы качества, доступности и эффективности образования. Идет подготовительная работа по введению порядка о ежегодном публичном докладе образовательных учреждений.

Все большую значимость приобретает участие управлением образования общественности в лице потребителей образовательных услуг из числа родителей, представителей власти и бизнеса и просто заинтересованных лиц.

В настоящее время в школах N 2, 4, 5, 6, 10, 13, 14 имеются попечительские советы, в школах N 1, 11 - Советы школ, в школах N 3, 8, 9, 16, 17, 19 - родительский комитет, а в лицее N 18 организован фонд “Надежда“ с юридическим лицом. Также ведется работа по созданию общегородского Союза попечителей образования. В целях эффективного использования инновационной среды в системе образования в рамках проекта “Реформа системы образования“ и подпроекта “Развитие государственно-общественного управления образованием в Чувашской республике на 2005 - 2007 годы“ в городе открыты экспериментальные площадки по апробации моделей школьных попечительских, управляющих и других советов на базе МОУ “Гимназия N 6“ и МОУ “СОШ N 12“.

Тем не менее существующий механизм работы органов самоуправления не обеспечивает активного участия их в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений, ограничивая лишь решением финансовых и материально-технических проблем. Налицо также нежелание и (или) неготовность непосредственно руководителей образовательных учреждений поделиться некоторыми своими полномочиями.

Так, в системе образования города начата структурная перестройка сети школ, начато внедрение нового финансово-экономического механизма управления. Параллельно с оперативным, финансовым и материально-техническим насыщением образовательных учреждений формировалась ресурсная интеллектуально-технологическая база, которая способствовала активному наращиванию инновационного потенциала системы и созданию необходимых организационно-экономических условий для перевода ее в режим устойчивого развития.

Вместе с тем не произошло значительного повышения качества образовательных результатов в массовой практике, не удалось с достаточной степенью эффективности тиражировать передовые наработки отдельных учреждений в системе, как основу для качественных изменений всей системы образования.

Вследствие этого на фоне быстрых темпов инновационного развития системы образования города возникло противоречие между реальными качественными изменениями в организации деятельности образовательных учреждений, качеством продукта образовательной деятельности и возрастающими образовательными потребностями социума, запросами рынка труда и стратегическими целями и задачами инновационного развития республики.

Однако результаты интенсивной экспериментально-проектной деятельности, создание стабильной и устойчивой материально-технической базы, подготовка педагогических и управленческих кадров создали благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития системы образования, достижения высокого качества образовательных результатов и формирования интеллектуального капитала в сфере развития человеческих ресурсов.

При этом опорными точками роста должны стать переход к компетентностно-ориентированному образованию и ориентация на индивидуальные образовательные траектории, создание образовательной среды, способствующей успешному развитию социализации учащихся и воспитанников. Качественные изменения будут достигнуты через углубление инновационных процессов в системе образования, закрепление и тиражирование лучших управленческих и образовательных практик, разработку и реализацию новых моделей управления качеством образования.