Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 16.12.2005 N 3-39/05 <Об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующими статьи 1; подпункта 1 п. 1 статьи 2 в части запрещения размещения объектов игорного бизнеса в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; подпункта 2 п. 1 ст. 2 Закона ЧР от 10.10.2005 N 33>

Определением Верховного Суда РФ от 24.05.2006 N 31-Г06-2 настоящее решение отменено в части отмены некоторых положений подпункта 1, подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона ЧР от 10.10.2005 N 33.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 16 декабря 2005 г. N 3-39/05

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, при секретаре, с участием прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлениям Общества с ограниченной ответственностью “Юта“, Общества с ограниченной ответственностью “Тамаши“, Н. о признании недействующими: статьи 1; подпункта 1 п. 1 статьи 2 в части запрещения размещения объектов игорного бизнеса в домах
жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; подпункта 2 п. 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики N 33 от 10 октября 2005 года “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“

установила:

ООО “Юта“, ООО “Тамаши“, Н., имеющие лицензии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, обратились в суд с заявлениями о признании недействующими: статьи 1; подпункта 1 п. 1 статьи 2 в части запрещения размещения объектов игорного бизнеса в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; подпункта 2 п. 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики N 33 от 10 октября 2005 года “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“.

В обоснование своих требований заявители указали, что в соответствии со ст. 1 оспариваемого Закона, организации и индивидуальные предприниматели должны согласовывать размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие объекты игорного бизнеса, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Эта норма Закона противоречит федеральному законодательству, регулирующему деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере игорного бизнеса, а именно Федеральному закону “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ, главе 29 части второй Налогового кодекса РФ, Положению
о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 года, которые такой обязанности для организаторов игорных заведений не устанавливают.

Статья 2 Закона устанавливает требования к размещению объектов игорного бизнеса. В соответствии с подпунктом 1 п. 1 указанной статьи, объекты игорного бизнеса запрещено размещать в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также ближе 500 метров от указанных учреждений. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 2 Закона, объекты игорного бизнеса запрещается размещать в зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики. Однако в соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищным фондом являются не дома, а совокупность всех жилых помещений, а Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений таких ограничений в размещении объектов игорного бизнеса не содержит.

Основным принципом осуществления лицензирования, в силу ст. 3 Закона РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, является обеспечение единого экономического пространства на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 этого же Закона требования к лицензионным видам деятельности, каковой является организация и содержание игорных заведений, могут устанавливаться только федеральным законодательством. Оспариваемые нормы Закона ЧР “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“ противоречат ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается
принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов хозяйствующих субъектов. Оспариваемые нормы Закона ограничивают их права, создавая необоснованные ограничения в сфере игорного бизнеса.

В судебном заседании представитель ООО “Юта“ и ООО “Тамаши“ и заявитель Н. требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представитель Государственного Совета Чувашской Республики, представители Президента Чувашской Республики требования не признали по тем основаниям, что оспариваемые заявителями нормы полностью соответствуют законодательству Российской Федерации и не противоречат Налоговому кодексу РФ, ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и Закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора прокуратуры Чувашской Республики, полагавшего заявления оставить без удовлетворения, Верховный суд Чувашской Республики находит требования заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственным Советом Чувашской Республики 27 сентября 2005 года принят Закон Чувашской Республики N 33 “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“. Закон вступил в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован в газете “Республика“ от 12 октября 2005 г. N 40 (559), в газете “Хыпар“ от 12 октября 2005 г. N 200 (24343)

Согласно статье 1 указанного Закона, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании полученной в установленном порядке лицензии предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, согласовывают размещение объектов игорного бизнеса с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие
объекты игорного бизнеса, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статьей 2 данного Закона установлены требования к размещению объектов игорного бизнеса. В соответствии с подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 2 Закона, объекты игорного бизнеса запрещается размещать:

1) в домах жилищного фонда, зданиях действующих образовательных, физкультурно-спортивных и медицинских учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений;

2) в зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики.

Заявителями оспариваются статья 1, подпункт 2 п. 1 ст. 2 в полном объеме, а подпункт 1 п. 1 ст. 2 частично, за исключением запрета размещения объектов игорного бизнеса в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как следует из преамбулы Закона Чувашской Республики “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“, он определяет порядок организации и размещения объектов игорного бизнеса на территории Чувашской Республики в целях защиты прав и свобод человека и гражданина до принятия федерального закона, регулирующего указанные правоотношения. Из содержания и смысла оспариваемых норм видно, что они касаются вопросов размещения объектов игорного бизнеса.

Исследовав вопрос о полномочиях Чувашской Республики по регулированию спорных вопросов и о соответствии оспариваемых норм Закона Чувашской Республики “Об
организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“ законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Верховный суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно пунктам “б“ и “к“ ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, административные правоотношения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне специального закона, устанавливающего общие правила организации и размещения игорных заведений, не имеется.

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

Законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно подпункту “б“ п. 1 ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым в Чувашской Республике является Государственный Совет Чувашской Республики.

Учитывая изложенное, Закон Чувашской Республики от 10 октября 2005 года N 33 “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“ принят Государственным Советом Чувашской Республики в пределах своих полномочий.

Доводы
заявителей о несоответствии оспариваемых норм Федеральному закону “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ, Положению о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 года, не могут быть признаны обоснованными.

Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности“ регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений определяет порядок лицензирования деятельности по организации и содержанию тотализаторов (посреднической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по организации приема ставок от участников взаимных пари и выплате выигрышей) и игорных заведений, в том числе букмекерских организаций (букмекеров), являющихся организаторами-участниками основанных на риске игр. Оспариваемые нормы Закона ЧР “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“ вопросы лицензирования деятельности по организации игорного бизнеса не регулируют, а регулируют правоотношения по размещению объектов игорного бизнеса. В связи с этим оснований для утверждения о том, что оспариваемыми нормами расширен перечень мест, запрещенных федеральным законодательством для размещения объектов игорного бизнеса, не имеется.

При определении мест, в которых запрещено размещение объектов игорного бизнеса, законодатель не связан с понятием жилищного фонда, данным в Жилищном кодексе РФ. При таких обстоятельствах, ссылки заявителей на Жилищный кодекс РФ несостоятельны.

Доводы о несоответствии оспариваемых норм Налоговому кодексу РФ и Закону “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ не могут быть приняты во внимание. Закон ЧР “Об организации игорного бизнеса в Чувашской Республике“ вопросы налоговых правоотношений не
регулирует, следовательно, он не может противоречить Налоговому кодексу РФ. В соответствии со ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации игорный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, не являющуюся реализацией продукции (товаров, работ, услуг). В силу указанной нормы, а также исходя из понятий товара и товарного рынка, данных в статье 4 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, деятельность по организации и содержанию игорного бизнеса не попадает под отношения товарного рынка, регулируемого Законом “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Кроме того, издание в целях защиты прав и свобод человека и гражданина норм, регулирующих порядок размещения на территории Чувашской Республики объектов игорного бизнеса, не свидетельствует о нарушении органами государственной власти субъекта Российской Федерации требований статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Таким образом, доводы заявителей о несоответствии оспариваемых норм Закона Чувашской Республики законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации являются несостоятельными.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

в удовлетворении заявлений Общества с ограниченной ответственностью “Юта“, Общества с ограниченной ответственностью “Тамаши“, Н. о признании недействующими статьи 1; подпункта 1 п. 1 статьи 2 в части запрещения размещения объектов игорного бизнеса в домах жилищного фонда, зданиях действующих физкультурно-спортивных учреждений, библиотеках, кинотеатрах, музеях и выставочных галереях, театрах, концертных организациях и дворцах (домах) культуры, магазинах, организациях общественного питания, производственных помещениях, а также на расстоянии ближе 500 метров от указанных учреждений; подпункта 2 п. 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики “Об организации игорного
бизнеса в Чувашской Республике“ N 33 от 10 октября 2005 года, отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный суд Чувашской Республики.