Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 09.12.2005 по делу N А79-9741/04-СК1-9150 <Об изменении определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.10.2005 по делу N А79-9741/04-СК1-9150>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИИменем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 9 декабря 2005 г. по делу N А79-9741/04-СК1-9150
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии на определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 9 ноября 2005 года, 6 октября 2005 года по делу N А79-9741/04-СК1-9150, принятого судьей по заявлению Государственного учреждения Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива им. Мичурина,
установил:
решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года СХПК имени Мичурина Моргаушского района Чувашской Республики признан несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Карандаева Т.В.
Государственное учреждение - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр кредиторов СХПК имени Мичурина требования в размере 460046,69 руб.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 6 октября 2005 года по делу N А79-9741/04-СК1-9150 включены в реестр требований кредиторов СХПК имени Мичурина требования Государственного учреждения - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии в размере 240143,64 руб. в первую очередь.
Не согласившись с вышеуказанным судебном актом, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить определение суда от 6 октября 2005 года.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии апелляционную жалобу поддержал. По существу суду пояснил, что судом не применены Федеральный закон Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 “Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей“. Виды обеспечения по страхованию установлены в пункте 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и включают в себя оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией застрахованного. На основании изложенного просил отменить определение суда от 6 октября 2005 года.
Представитель СХПК имени Мичурина в заседании суда просил суд апелляционной инстанции оставить определение суда от 6 октября 2005 года без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что определение суда является законным и обоснованным.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 6 октября 2005 года подлежит изменению.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года СХПК имени Мичурина Моргаушского района Чувашской Республики признан несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Карандаева Т.В.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике ежемесячно производит выплаты страхового обеспечения Нестерову А.В., пострадавшему от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в период работы в СХПК имени Мичурина, а также Ивановой О.Г., Столяровой Э.В. как лицам, имеющим право на ежемесячное страховое обеспечение в связи со смертью пострадавшего в результате наступления страхового случая.
В соответствии с пунктом 3 статьи 135 Федерального закона Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)“ с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь.
При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (далее - Закон о социальном страховании) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (главы II, IV Закона о социальном страховании).
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
Статьями 3, 18 Закона о социальном страховании обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Внесение указанных платежей на счет данного Фонда предусмотрено также пунктом 6 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
С учетом этого, а также исходя из природы возникших отношений, связанных с возмещением в порядке обязательного страхования вреда, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, к такому должнику от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей следует признать правильным.
В статье 135 Закона о банкротстве использован термин “повременные платежи“, однако в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому часть 1 статьи 135 Закона о банкротстве не может применяться без учета законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Закона о социальном страховании, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона о социальном страховании).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о социальном страховании), которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет отделения фонда, производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абзаца четырнадцатого статьи 2, главы VII Закона о банкротстве, пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права отделения фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения фонда перед работниками должника.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что, будучи специальным, Закон о банкротстве не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о социальном страховании порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало постановление N 863 “Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, пунктом 2 которого Фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления Фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, судом первой инстанций сделан ошибочный вывод о том, что требование отделения фонда в части, касающейся применения коэффициентов капитализации, и капитализации дополнительных расходов, не может быть включено в реестр требований кредиторов должника.
Как видно из материалов дела, на день признания СХПК имени Мичурина банкротом и открытия конкурсного производства право на получение содержания по случаю потери кормильца имеет Иванова О.Г., Столярова Э.В. до совершеннолетия и в соответствии со статьей 135 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ Нестеров А.В. Следовательно, с учетом Методики капитализированных платежей, подлежат выплате капитализированные платежи Ивановой О.Г. в размере 89832,52 руб. (213,89 руб. x 419,994), Столяровой Э.В. - 139958,91 руб. (353,42 руб. x 396,013), Нестерову А.В. - 230255,26 руб. (559,32 руб. x 411,670).
Из изложенного следует, что Государственным учреждением - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии правомерно заявлены требования о взыскании капитализированных платежей с СХПК имени Мичурина в сумме 460046,69 руб.
В части суммы 219903,05 руб., составляющих капитализированные платежи в виде дополнительных расходов, судом первой инстанции вынесено определение без учета требований Порядка внесения капитализированных платежей.
Таким образом, определение суда от 6 октября 2005 года подлежит изменению в части отказа во взыскании с СХПК имени Мичурина в пользу Государственного учреждения - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии 219903,05 руб. капитализированных платежей в виде дополнительных расходов как не соответствующее нормам материального права.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 9 ноября 2005 года, 6 октября 2005 года по делу N А79-9741/04-СК1-9150 изменить.
Включить в реестр требований кредиторов СХПК имени Мичурина требования Государственного учреждения - Республиканское отделение Фонда социального страхования по Чувашской Республике - Чувашии в размере 460046,69 руб. в первую очередь.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.