Законы и бизнес в России

Решение ЧРСПЭК от 08.12.2005 N 13 “О мерах по активизации работ по организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, сооружений и иных объектов в Чувашской Республике“

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

РЕШЕНИЕ

от 8 декабря 2005 г. N 13

О МЕРАХ ПО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ВОКРУГ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ,

СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Чувашская республиканская санитарно-противоэпидемическая комиссия, оценив работу по реализации на территории Чувашской Республики санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“, ходе выполнения постановления Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 23.12.2003 N 20-п “Об оптимизации размеров санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружений и иных объектов на территории Чувашской Республики“, отмечает, что за период с 2003 по 2005 годы Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, районными и городскими администрациями организована
работа по разработке и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил по Комплексным территориальным схемам градостроительного планирования территорий Чувашской Республики, Янтиковского и Канашского районов, генеральному плану г. Чебоксары.

За период с 2003 по 2005 годы предприятиями и организациями республики разработано и представлено на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в территориальное управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике 25 проектных материалов по организации санитарно-защитных зон. Разработано 285 проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих атмосферный воздух веществ, в которых предусматриваются мероприятия, направленные на недопущение ухудшения проживания населения в зонах влияния предприятий.

В то же время, в связи с отсутствием в проектных материалах мероприятий по организации санитарно-защитных зон предприятий и сооружений, выносу предприятий, оказывающих неблагоприятное воздействие на среду обитания и здоровье человека, за границу жилой застройки, организации санитарных разрывов от автомагистралей и железных дорог до границы жилой застройки, функционального зонирования территорий поселений на селитебные, промышленные, а также по проектам территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий 13 районов и генеральным планам 4 городов (гг. Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля) выданы санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии их санитарным правилам и нормативам. До настоящего времени не представлены на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекты территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий Аликовского, Порецкого, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского районов.

До сих пор Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики не разработана республиканская программа “Об организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, сооружений и иных объектов Чувашской Республики“, предусмотренная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.09.2002 N 246 “О Плане действий по гигиене окружающей среды Чувашской Республики на 2002 - 2005 годы“.

Не на должном уровне решается вопрос создания санитарных разрывов от транспортных
коммуникаций за счет строительства объездных автодорог, минуя населенные пункты и жилые микрорайоны.

Следует отметить, что на территории Чувашской Республики 164 промышленных предприятия, сооружения не имеют нормативных размеров СЗЗ в соответствии с требованиями санитарных правил. В пределах границ СЗЗ проживает около 29 тыс. человек, здесь же функционируют детские сады, лечебно-профилактические учреждения со стационарами, а также коллективные сады. Наибольшее количество населения проживает на территориях СЗЗ промышленных предприятий, коммунально-складских объектов в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Вурнарском, Алатырском, Шумерлинском, Ибресинском, Ядринском районах.

В то же время администрации городов и районов, руководители хозяйствующих субъектов за период 2004 - 2005 г. не приняли должных мер по переселению жителей с территорий СЗЗ. Только в г. Чебоксары проведен снос 3 жилых домов барачного типа по ул. Водопроводной, располагавшихся в зоне влияния ОАО “ЧЗСМ“. Благодаря настойчивым требованиям органов Госсанэпиднадзора в 2004 г. с территории промзоны в г. Новочебоксарск выведен МУЗ “Новочебоксарский кожвендиспансер“ со стационаром.

Большая часть предприятий, не имеющих нормативные границы СЗЗ, не принимают мер по разработке проектов организации СЗЗ с индивидуальными уменьшенными границами СЗЗ, с учетом сложившейся градостроительной ситуации, в связи с чем возникают препятствия для принятия решений по строительству жилья и объектов социальной инфраструктуры в зоне влияния этих предприятий. В настоящее время только 14 предприятий завершают разработку и обоснование проектов СЗЗ с установлением индивидуальной (уменьшенной) величины СЗЗ.

Из 610 промышленных предприятий и объектов, для которых требуется организация СЗЗ, только 261 предприятие организовали плановые лабораторные и инструментальные исследования в зоне влияния своих объектов и только 285 предприятий выполнили прогнозные расчеты загрязнения окружающей среды.

По данным мониторинга качества атмосферного воздуха в зонах влияния промышленных
предприятий за 2004 г. и 10 мес. 2005 г. обнаружены превышения гигиенических норм загрязняющих веществ в городах Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Цивильск, Шумерля, в Цивильском, Козловском районах.

Администрациями городов и районов, руководителями хозяйствующих субъектов не принимаются должные меры по разработке территориальных программ по созданию на территориях СЗЗ предприятий и сооружений зон и полос древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

В связи с имеющимися проблемами по выполнению работы по организации санитарно-защитных зон издано постановление Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 28.11.2005 N 18 “О дополнительных мерах по активизации работ по организации санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, сооружений и иных объектов в Чувашской Республике“, которое подлежит обязательному исполнению.

Чувашская республиканская санитарно-противоэпидемическая комиссия решает:

1. Признать, что заинтересованными министерствами, главами районных и городских администраций, руководителями хозяйствующих субъектов различных форм собственности мероприятия по реализации санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“, постановления Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 23.12.2003 N 20-п “Об оптимизации размеров санитарно-защитных зон промышленных предприятий, сооружений и иных объектов на территории Чувашской Республики“ проводятся в неполном объеме.

2. Предложить Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики совместно с районными и городскими администрациями включить в разрабатываемую республиканскую целевую программу “Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы“ раздел “Организация санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, сооружений и иных объектов Чувашской Республики“.

3. Рекомендовать Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, районным и городским администрациям активизировать в 2006 году проведение работы по разработке, корректировке проектов территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, генеральных планов городов и
предоставлению их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

4. Главам администраций районов и городов Чувашской Республики:

4.1. Разработать и утвердить в 2006 году Правила застройки и землепользования на территориях городских и сельских поселений, предусматривающих придания объектам статуса несоответствия правилам, до приведения объектов в соответствие с градостроительным и санитарным законодательством.

4.2. Разработать в 1 квартале 2006 г. и приступить к реализации территориальных программ по созданию на территориях СЗЗ предприятий и сооружений зон и полос древесно-кустарниковых насаждений.

5. Руководителям хозяйствующих субъектов различных форм собственности:

5.1. Разработать и утвердить в установленном порядке, в течение 1 полугодия 2006 г., проекты строительства и организации санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями нормативных документов.

5.2. Организовать в срок до 1 октября 2006 г. проведение натурных исследований загрязнения атмосферного воздуха, почвы, физических факторов (шум, вибрация, ЭМП) в зоне влияния предприятия, выполнить прогнозные расчеты загрязнения окружающей среды, разработать проект по обоснованию и установлению индивидуальной, уменьшенной границы санитарно-защитной зоны или принять решение о выносе предприятия, сооружения и иного объекта, размещение которого противоречит требованиям санитарного законодательства, за пределы жилой застройки и населенных мест.

6. Главному врачу ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике“ Ямалтдинову Р.К. обеспечить мониторинг за состоянием среды обитания в зонах влияния предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с утвержденными планами-графиками контроля, проводить исследования по оценке состояния здоровья населения, проживающего в зонах влияния наиболее проблемных предприятий, прогнозные расчеты рисков их здоровья и своевременно информировать о санитарно-эпидемиологической ситуации Территориальное управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике.

Председатель Чувашской республиканской

санитарно-противоэпидемической комиссии,

министр здравоохранения и социального

развития Чувашской Республики

Н.В.СУСЛОНОВА