Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.10.2005 по делу N А79-7570/2005 <О взыскании суммы долга с учетом НДС в соответствии с договорами на содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, на очистку и вывоз твердых и жидких бытовых отходов>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 21.03.2006 по делу N А79-7570/2005 данное решение оставлено без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда ЧР от 15.12.2005 по делу N А79-7570/2005 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2005 г. по делу N А79-7570/2005

Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Козловское“ к Отделу Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики о взыскании 81140 руб. 80 коп.,

установил:

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “Козловское“ обратилось в арбитражный суд
с иском к Отделу Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики о взыскании 81140 руб. 80 коп.

В обоснование иска указано, что в соответствии с договорами от 01.02.2002 на содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, от 31.01.2002 на очистку и вывоз твердых и жидких бытовых отходов истец оказывал ответчику услуги и предъявлял к оплате счета-фактуры без начисления НДС. Во исполнение замечаний с налогового органа с июля 2002 года истец начал предъявлять ответчику счета-фактуры за оказанные услуги с начислением НДС. Счета-фактуры N 348 от 31.07.2002, 351 от 31.01.2002, 401 от 30.08.2002, 402 от 30.08.2002 оплачены ответчиком за исключением НДС. Отказ ответчика от оплаты НДС мотивирован тем, что тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения с учетом НДС установлен Постановлением главы администрации Козловского района N 522 с 01.09.2002. В силу ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком НДС. Расчеты с истцом за оказанные населению услуги производит ответчик. Действующее законодательство не предусматривает освобождения от налогообложения услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию жилищного фонда и вывозу твердых бытовых отходов.

Отзывом на исковое заявление ответчик иск не признал, указав следующее. В заключенных сторонами договорах оговаривалась стоимость работ по вывозу ТБО и обслуживанию жилого фонда без НДС. Ответчик является муниципальной организацией и частично финансируется из бюджета, иных средств, кроме сборов от населения по установленным тарифам, не имеет. Согласно ст. 55, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего на 2002 год, ст. 675 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, которое сдает гражданину в наем жилые помещения, не облагает НДС оборот по
реализации услуг в размере платы за наем, установленной органом местного самоуправления. До сентября 2002 года Козловская районная администрация устанавливала тариф для населения независимо от формы собственности жилья едиными на условиях социального найма. Все платежи начислялись как единый платеж квартплаты, в том числе и вывоз ТБО. Статьей 149 п. 10 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшего до 01.01.2004 установлено, что освобождаются от НДС услуги по предоставлению в пользование жилыми помещениями в жилом фонде всех форм собственности.

В судебном заседании представитель истца заявила об уменьшении размера исковых требований до 56751 руб. 00 коп. Исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения с НДС был утвержден постановлением главы администрации Козловского района от 12.04.2002 N 245, действия ответчика по исключению НДС из стоимости оказанных истцом услуг неправомерны.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что в постановлении главы администрации Козловского района от 12.04.2002 N 245 тариф для населения ошибочно указан с НДС, фактически из этого постановления следует, что тариф для населения составляет 90% от утвержденного экономически обоснованного тарифа без НДС.

Уменьшение размера исковых требований до 56751 руб. 00 коп. судом принято в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) были заключены договор подряда на содержание и ремонт жилищного фонда и придомовых территорий от 01.02.2002 и договор на очистку и вывоз твердых и жидких бытовых отходов N 71-а
от 03.01.2002.

Согласно п. 1 договора от 01.02.2002 и п. 1.1 договора N 71-а от 03.01.2002 истец обязуется выполнять следующие виды работ: осуществление текущего содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда заказчика и придомовых территорий, закрепленных за зданиями, составляющими этот фонд в соответствии с приложениями N 1, 1а, 2 к договору; саночистка территорий придомовых, обеспечение сбора и вывоз на полигон бытового мусора; осуществление вывоза твердых и жидких бытовых отходов от заказчика.

На оплату работ, выполненных в июле - августе 2002 года в соответствии с указанными договорами, истец предъявил ответчику счета-фактуры N 248 от 31.07.2002 на сумму 51222 руб. 24 коп. (в т.ч. НДС - 8537 руб. 04 коп.), N 351 от 31.07.2002 на сумму 210106 руб. 21 коп. (в т.ч. НДС - 15161 руб. 12 коп.), N 402 от 30.08.2002 на сумму 146328 руб. 06 коп. (в т.ч. НДС - 24388 руб. 01 коп.), N 401 от 30.08.2002 на сумму 51989 руб. 04 коп. (в т.ч. НДС - 8664 руб. 84 коп.).

Итого предъявленная истцом к оплате сумма НДС согласно счетам-фактурам составляет 56751 руб. 01 коп. Иск предъявлен в связи с отказом ответчика от оплаты указанной суммы НДС. По объему и качеству выполненных истцом работ спора нет.

В соответствии со ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ в период с
01.01.2002 по 01.01.2004 от налогообложения освобождаются реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).

Исходя из смысла указанных норм, от налогообложения освобождены средства, поступающие от населения в виде платы, взимаемой собственниками или уполномоченными им лицами за предоставленные в пользование жилые помещения; услуги по техническому и санитарному обслуживанию, осуществляемые за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуги по предоставлению жилья в общежитиях.

Дальнейшее перераспределение средств, поступивших от населения, в том числе оплата эксплуатационных услуг третьим лицам на основании заключенных с ними договоров, не освобождается от НДС.

Доводы ответчика о том, что орган местного самоуправления утвердил тариф на жилищно-коммунальные услуги для населения с НДС только с 01.09.2002, в связи с чем у ответчика отсутствует обязанность по уплате налога до указанного периода, являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе постановлением главы администрации Козловского района от 12.04.2002 N 245, установившим с 01.04.2002 тариф для населения с НДС в размере 63 руб. 90 коп.

Исходя из изложенного, ответчик обязан оплатить стоимость оказанных истцом услуг с учетом начисленного НДС. Исковые требования о взыскании 56751 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 333.22, пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового
кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Отдела Единого Заказчика по содержанию объектов жилищной сферы при администрации Козловского района Чувашской Республики в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Козловское“ 56751 руб. 00 коп. долга.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.