Законы и бизнес в России

Решение Шемуршинского районного Собрания депутатов ЧР от 05.08.2005 N 5 “О Муниципальной программе по содействию занятости населения в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы“

ШЕМУРШИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 5 августа 2005 г. N 5

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ В ШЕМУРШИНСКОМ РАЙОНЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА 2005 - 2010 ГОДЫ

Шемуршинское районное Собрание депутатов решило:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу по содействию занятости населения в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы.

2. Контроль за выполнением решения возложить на управление экономики и развития рыночных структур администрации Шемуршинского района.

Глава самоуправления

Шемуршинского района

В.П.ФАДЕЕВ

Утверждена

решением

Шемуршинского районного

Собрания депутатов

Чувашской Республики

от 05.08.2005 N 5

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ШЕМУРШИНСКОМ РАЙОНЕ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ

Введение

Муниципальная программа содействия занятости населения в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы (далее - Программа) разработана в
соответствии с Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39 “Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003 - 2010 годы“, Указом Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 года N 1 “О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности“, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2004 года N 83 “О плане мероприятий по реализации Указа Президента Чувашской Республики “О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности“, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2005 года N 138 “О Республиканской программе содействия занятости населения в сельской местности Чувашской Республики на 2005 - 2010 годы“.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

В Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года “Великие свершения требуют великих замыслов“ одним из приоритетных направлений социального развития в сельской местности обозначены меры по обеспечению эффективной занятости, расширению рынка труда, активизации человеческого потенциала.

Сельская территория - сложная социально-экономическая система общества, в связи с чем стратегия изменения ситуации в сфере занятости во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем развития сельской инфраструктуры, развития производства и поддержания предпринимательства. В Шемуршинском районе сохраняется отставание от среднереспубликанского уровня среднемесячной заработной платы в крупных и средних организациях.

Население Шемуршинского района за последние четыре года уменьшилось на 470 человек, или на 2,8%, однако численность населения трудоспособного возраста выросла на 5,4% и составила в 2004 году 8737 человек. При этом численность занятых на предприятиях и организациях уменьшилась с 5500 до 2800 человек, но
наряду с этим возросла численность крестьянских (фермерских) хозяйств с 24 до 62 хозяйств по району. За 2001 - 2004 года также увеличилось число предпринимателей с 182 до 288 человек в 2004 году.

За последние годы из-за изменения социально-экономических условий существенно сократилось число занятых в сельской местности, вместе с тем в сложившейся ситуации на рынке труда еще не исчерпан потенциал развития предпринимательской инициативы и различных форм самозанятости населения.

На фоне снижения уровня занятости в сельской местности имеет место дефицит специалистов в сельскохозяйственном производстве, одной из причин которого является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специализации. Современное производство предъявляет новые, более высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны обладать высокой профессиональной мобильностью в условиях развивающейся сельской инфраструктуры. Низкий уровень подготовки и квалификации кадров в сельской местности негативно сказывается на состоянии дел с культурой производства, условиями и охраной труда в организациях, проблемы с которыми, в свою очередь, отражаются на перспективах их выживаемости в сложившихся рыночных условиях.

На 1 января 2005 года численность зарегистрированных безработных в Шемуршинском районе составила 166 человек. Уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 2001 годом вырос с 1,4 до 1,9%.

По социально-демографическому составу доля женщин в общей численности безработных граждан составляет 49%, мужчин 51%. Проблема трудоустройства высвобождающейся рабочей силы в сельской местности является приоритетной задачей и будет еще более актуальной в ближайшей перспективе из-за внедрения более современной высокопроизводительной техники, технологии, без которых невозможно повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

С высвобождением персонала организаций сельской местности возникают условия для расширения возможностей по реализации
предпринимательских способностей наиболее активной частью населения. С 2001 года по 2004 год доля занятости в предпринимательстве и самозанятости в общей численности занятых возросла с 3,7% до 7,2%. На 1 января 2005 года количество крестьянских (фермерских) хозяйств достигло 62, личных подсобных хозяйств - 5737.

В целях содействия занятости населения в районе требуют решения проблемы:

развития отраслей экономики в районе, несельскохозяйственных видов деятельности и соответствующей инфраструктуры;

мотивации к труду, сохранения и создания новых рабочих мест;

- создания правовых, административных, институциональных и экономических условий для развития производства и предпринимательства;

- упорядочения трудовой миграции и различных видов самозанятости;

- переподготовки и повышения квалификации занятых, повышения конкурентоспособности сельских кадров на рынке труда;

- привлечения и закрепления для работы в секторах экономики специалистов, выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования;

- развития информационно-консультационного и правового обслуживания, в том числе по вопросам предпринимательства и ведения личных подсобных хозяйств;

- активизация сельского туризма, досуга и занятости сельского населения в культурных мероприятиях.

Проблемы занятости в сельской местности явно выражены и носят конкретный характер, в связи с чем требуется специальная программа, позволяющая обеспечить комплексное их решение с использованием программно-целевых методов, увязкой реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям, а также организовать управление процессами и контроль за выполнением мероприятий.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

Целями Программы являются содействие занятости населения в Шемуршинском районе Чувашской Республики, рост уровня жизни сельского населения, сокращение безработицы, снижение социальной напряженности в сельской местности. Исходя из поставленных целей, основными задачами Программы являются:

- создание и сохранение рабочих мест в сельской местности;

- развитие предпринимательства и личных подсобных хозяйств;

- повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан в сельской местности путем
содействия регулированию временной занятости и трудовой миграции;

- создание условий для мотивации к занятости в сельской местности;

- расширение профессиональной переподготовки безработных граждан;

- привлечение для работы в сельской местности профессионально подготовленных специалистов;

- информационно-методическое обеспечение занятости населения в сельской местности.

III. Система программных мероприятий

Программа ориентирована, в первую очередь, на потенциал хозяйствующих субъектов при соответствующей государственной поддержке, особенно в вопросах развития сельской инфраструктуры. Мероприятия Программы разбиты на 5 разделов.

1. Совершенствование нормативно-правового и договорного регулирования в целях содействия занятости населения сельской местности.

Предусматривается совершенствование механизма организации общественных работ и ярмарок вакансий, заключения территориально-отраслевых соглашений, самозанятости и трудовой миграции сельского населения.

2. Развитие отраслей экономики и предпринимательства с целью создания и сохранения рабочих мест.

Мероприятия раздела нацелены на содействие развитию социальной, инженерной и общественной инфраструктуры в сельской местности, предпринимательства, туризма. Предусматриваются предоставление преференций в виде снижения размера арендной платы за землю, объектов недвижимости и льгот по налогу на землю, а также меры, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в сельской местности, в том числе путем развития коллективно-договорных отношений в организациях.

3. Содействие временной занятости, самозанятости, трудовой миграции и досугу населения в сельской местности.

В рамках действующего законодательства предусмотрены меры по организации и поддержке личных подсобных хозяйств, общественных работ, надомного труда, трудоустройства несовершеннолетних граждан. За счет развития системы профессиональной ориентации, профессионального обучения безработных граждан в сельской местности, проведения ярмарок вакансий и предоставления им комплекса информационных услуг решается задача снижения напряженности на рынке труда в сельской местности. В целях отвлечения населения от проявлений антисоциального поведения, развития досуга и занятости их в культурных мероприятиях предусмотрена реализация ряда культурных проектов.

4. Развитие мотивации к труду, профессиональной
подготовки и переподготовки.

Мероприятия раздела направлены на создание условий для привлечения в сельскую местность профессионально подготовленных специалистов, в том числе руководителей, повышения квалификации персонала организаций и престижности сельскохозяйственных профессий. За счет совершенствования системы оплаты труда и приближения ее к величине прожиточного минимума предусматривается повышение уровня жизни населения в сельской местности.

5. Информационно-методическое обеспечение программных мероприятий.

Путем реализации мероприятий раздела обеспечивается системный подход в информационной работе с сельским населением. Предусматриваются мониторинг рынка труда и расчет баланса трудовых ресурсов в сельской местности, развитие информационно-консультационных услуг и методическая помощь работодателям.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Реализация мероприятий Программы в 2005 - 2010 годах будет обеспечиваться за счет консолидации финансовых средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Из федерального бюджета будет полностью финансироваться социальная поддержка безработных граждан и частично мероприятия по содействию трудоустройству населения в сельской местности. На профессиональное обучение безработных граждан предусматривается софинансирование из республиканского бюджета Чувашской Республики. К софинансированию мероприятий по содействию трудоустройства населения в сельской местности предполагается привлечение средств местных бюджетов и работодателей. На развитие инфраструктуры в сельской местности в основном привлекаются внебюджетные средства.

V. Механизм реализации Программы и контроль

за ходом ее выполнения

Государственным заказчиком Программы является администрация Шемуршинского района Чувашской Республики.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей мероприятий, направленные на повышение занятости и доходов населения в сельской местности.

Основным исполнителем является управление экономики и развития рыночных структур администрации района, которое координирует деятельность по выполнению программных мероприятий, контролирует использование финансовых средств муниципального бюджета, определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы. Исполнителями Программы являются заинтересованные отделы
и управления администрации района, Центр занятости населения и работодатели.

Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно к 5 февраля до 2011 года представляют в управление экономики и развития рыночных структур администрации Шемуршинского района информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования министерств и ведомств.

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий

реализации Программы

Эффективность Программы будет определяться позитивными изменениями занятости населения в сельской местности, обеспечением отраслей экономики в работниках требуемых профессий и квалификации, повышением уровня жизни в сельской местности, обеспечением социальных гарантий безработных граждан в сельской местности, совершенствованием работы администраций муниципальных образований и органов государственной службы занятости в этой области.

Реализация мероприятий позволит:

- увеличить занятость населения в сельской местности и трудоустроить не менее 480 человек;

- ежегодно временно трудоустраивать не менее 230 несовершеннолетних граждан в сельской местности в возрасте от 14 до 18 лет;

- обеспечить профессиональную переподготовку с последующим трудоустройством не менее 70 человек, проживающих в районе;

- при проведении ярмарок вакансий трудоустроить не менее 200 безработных граждан в сельской местности;

- привлечь к общественным работам около 80 жителей в сельской местности.