Законы и бизнес в России

Определение Верховного суда Чувашской Республики от 04.10.2004 N 33-1684-04 <Об оставлении без удовлетворения кассационной жалобы на решение Ленинского районного суда ЧР от 26 августа 2004 г.>

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 октября 2004 г. N 33-1684-04

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Гафарова Р.Р.

судей Карлинова С.В.

и Морозовой И.Н.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Козлова А.Н. о признании частично недействующим пункта 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“, частично недействующими пунктов 2, 3, 4, 9, 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38, недействующим постановления администрации города Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары“, поступившее по кассационной жалобе заявителя на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 августа 2004 г., которым постановлено:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

Признать недействующим со дня принятия постановление администрации города Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

Признать недействующим со дня принятия пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской
Республики от 03.04.1997 N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“ в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.11.1998 N 520 “О внесении изменений и дополнений в “Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары“, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38“ в части слов: “утвержденным Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары“.

Признать недействующим со дня принятия пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“ в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 29.03.2000 N 984 “О внесении изменений и дополнений в “Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары“, утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38“ в части слов: “согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г. Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров“ и слов “согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением “Чувашгосэнергонадзор“.

Заявление Козлова А.Н. в остальной части оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

Козлов А.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 “О правилах Мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“, постановления администрации города Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории города Чебоксары“.

Требования мотивированы тем,
что указанные правовые акты нарушают право заявителя на торговлю печатной продукцией из сборно-разборной торговой палатки и противоречат законодательству, кроме того, постановление администрации города Чебоксары N 1255 не было опубликовано.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

Впоследствии заявитель уточнил заявление в части недействительности указанного решения и Правил, просил признать недействительными: пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997 г. N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“ в части возложения на глав районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары, пункт 2 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары в части слов: “утвержденным Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары“ - по тому основанию, что оспариваемый пункт Правил не опубликован; пункт 3 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары в части разрешения торговли с палаток и лотков только в местах свободной торговли; пункт 4 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары в части слов “все индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствии организации требованиям санитарных правил“; пункт 9 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“ в части слов: “Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района“; пункт 14 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары
в части слов “согласование на эксплуатацию электроустановок с Центром Госсанэпиднадзора г.Чебоксары ассортиментного перечня реализуемых товаров“ и слов “согласование на эксплуатацию электроустановок с Государственным учреждением “Чувашгосэнергонадзор“ - по тому основанию, что оспариваемый пункт Правил не опубликован.

В судебном заседании заявитель Козлов А.Н. заявление поддержал по изложенным основаниям.

Представитель заинтересованных лиц, Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР и администрации города Чебоксары, Яковлева Э.А. просила отказать заявителю в удовлетворении его заявления за необоснованностью, объяснив, что оспариваемые правовые акты приняты в пределах компетенции органов местного самоуправления, соответствуют законодательству и не нарушают право заявителя на предпринимательскую деятельность.

Прокурор, участвующий в деле, просил прекратить производство по делу в части признания недействительными постановления N 1255 и пункта 14 Правил мелкорозничной торговли, отказав в удовлетворении остальной части заявления.

Судом вынесено указанное выше решение, которое частично обжаловано заявителем Козловым А.Н. по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения Козлова А.Н., судебная коллегия приходит к следующему.

Постанавливая данное решение, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал им надлежащую правовую оценку. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе и письменные, оценены судом правильно, в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Заявитель Козлов А.Н. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством, выданным Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому
району города Чебоксары.

Судом первой инстанции установлено, что Чебоксарским городским Собранием депутатов принято решение от 3 апреля 1997 г. N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“, которое вместе с Правилами опубликовано в газете “Чебоксарские новости“ от 8 апреля 1997 года в номере 61 (1415).

Названным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары (приложение 1 к Решению), а также поручено главам администраций Калининского, Ленинского, Московского районов, Центру Госсанэпиднадзора в г. Чебоксары, Калининскому, Ленинскому, Московскому РОВД, сектору по защите прав потребителей, Управлению архитектуры и градостроительства, Государственной налоговой инспекции по городу Чебоксары обеспечить контроль за соблюдением Правил и принять меры по запрещению несанкционированной торговли на территории города.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РСФСР от 19.04.1991 называется “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, а не “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“.

Как следует из преамбулы Правил мелкорозничной торговли, Правила разработаны в соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей“ от 09.01.1996, на основании п. 6 ст. 27 Закона Чувашской Республики “Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике“, Закона РСФСР “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“ от 19.04.1991 и действующими правилами торговли.

Статья 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (с изменениями и дополнениями), действовавшая на день принятия названного Решения, определяла предметы ведения местного самоуправления. Так, к ведению муниципальных образований были отнесены вопросы местного значения, к которым в том числе отнесены: комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (пп. 4 п. 2); организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (пп.
7 п. 2); регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований (пп. 9 п. 2); контроль за использованием земель на территории муниципального образования (пп. 11 п. 2); благоустройство и озеленение территории муниципального образования (пп. 16 п. 2); создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пп. 21 п. 2).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РСФСР от 19.04.1991 называется “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, а не “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“.

Принятие нормативно-правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление управления по этим вопросам было отнесено к полномочиям местных органов государственной власти подпунктом 1 части 2 статьи 4 Закона РСФСР “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“ от 19.04.1991, действовавшим на день принятия названного Решения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РСФСР от 19.04.1991 называется “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, а не “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом положений ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года и Закона РСФСР “О санитарно-гигиеническом благополучии населения“ от 19 апреля 1991 года о полномочиях органов местного самоуправления в решении вопросов, отнесенных к их ведению, представительный орган местного самоуправления - Чебоксарское городское Собрание депутатов ЧР, вправе издавать нормативные правовые акты, содержащиеся в Правилах мелкорозничной торговли правовые нормы по указанным вопросам следует признать установленными, а Правила - принятыми полномочным органом.

Решениями Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 26.11.1998 N 520, от 14.08.2002 N 709, от 29.03.2000 N 984 в Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары внесены изменения.

В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

Оспариваемый заявителем Козловым А.Н. пункт 2 Правил в редакции Решения от 26.11.1998 N 520, опубликованного в газете “Чебоксарские новости“ от 4 декабря 1998 г. в номере 210, изложен следующим образом: “Каждое стационарное предприятие мелкорозничной торговли открывается в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением главы администрации г.Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары“.

Вопрос открытия стационарных предприятий мелкорозничной торговли был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ.

Постановление администрации города Чебоксары N 1255, также оспариваемое заявителем, не было официально опубликовано, не вступило в законную силу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление администрации города Чебоксары N 1255 издано 06.07.1998, а не 06.07.1988.

С учетом этого, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 2 Правил, принятый на основании нормативного правового акта, не вступившего в законную силу и не подлежащего применению, воспроизводящий его содержание, также не должен подлежать применению, должен быть признан не действующим и признается судом таковым с момента принятия в части слов: “утвержденным Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 06.07.1988 N 1255 “О порядке открытия предприятий торговли и общественного питания на территории г. Чебоксары“.

Оспариваемый заявителем пункт 3 Правил предусматривает, что торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением главы администрации города, и рынках, а также в местах проведения массовых мероприятий по разрешению главы
администрации города, района в случае проведения районных мероприятий.

Заявитель Козлов А.Н. просит признать недействительным данный пункт Правил в части слов: “торговля с палаток и лотков разрешена только в местах свободной торговли“.

Вопрос об определении мест торговли с палаток и лотков как связанный с благоустройством города также был отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ. При этом не имеет значение перечень и наименование продаваемой с палаток и лотков продукции. В связи с этим являются необоснованными изложенные в заявлении доводы заявителя о том, что продажа печатной продукции, относящейся к числу социально значимых, не может ограничиваться местами свободной торговли. Отсутствие правового акта органа местного самоуправления об определении мест свободной торговли не препятствует обращению заявителя в орган местного самоуправления об определении таких мест и оспариванию бездействия органа местного самоуправления по данному вопросу в установленном порядке.

Оспариваемая норма пункта 3 Правил не противоречит статье 25 Закона РФ “О средствах массовой информации“ и Указу Президента РФ от 29.01.1992 “О свободе торговли“, которые не регулируют отношения по благоустройству городов, не нарушает право заявителя реализовывать печатную продукцию с учетом необходимости соблюдения правил благоустройства города Чебоксары и возможностью органа местного самоуправления принимать правовые акты по данным вопросам.

Заявителем оспаривается пункт 4 Правил в редакции Решения от 14.08.2002 N 709
опубликованного в газете “Чебоксарские новости“ от 22 августа 2002 г. в номере 151, который изложен следующим образом: “Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие мелкорозничную торговлю, должны иметь санитарно-эпидемиологической заключение, которое выдается Чебоксарским центром Госсанэпиднадзора, о соответствие организации требованиям санитарных правил“.

Согласно статье 39 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3); нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить санитарным правилам (пункт 4).

В статье 1 названного Закона дается понятие санитарно-эпидемиологического заключения, им является документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.

Оспариваемая заявителем норма пункта 4 Правил принята в пределах компетенции органа местного самоуправления согласно ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункт 7 пункта 2), соответствует требованиям статей 1 и 39 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и при мелкорозничной торговле, вне зависимости от продаваемой продукции - пищевой или непищевой, поскольку заключение подтверждает не только соответствие санитарным правилам продаваемой продукции, но и хозяйственной деятельности, оказываемых услуг в целом.

Заявителем Козловым А.Н. оспаривается пункт 9 Правил мелкорозничной торговли в редакции решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.11.1998 N 520 в части слов “Учитывать обеспеченность торговыми площадями данного района“. Однако данная норма должна приниматься в совокупности с нормой, содержащейся в первом предложением данного пункта, в котором указано, что при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли руководствоваться архитектурными требованиями к объектам мелкорозничной торговли и порядком их размещения. В данном случае подразумевается, что должны учитываться обеспеченность торговыми площадями района города при разработке, утверждении схем и размещении объектов мелкорозничной торговли. Оспариваемая заявителем норма, как связанная с благоустройством города, вопрос по которому был отнесен к ведению органов местного самоуправления, согласно статье 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ (подпункты 4, 7, 16, 21 пункта 2), отнесен к ведению органов местного самоуправления согласно статье 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, принята полномочным органом, не нарушает право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом правил благоустройства города Чебоксары.

Пункт 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 3 апреля 1997г. N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории города Чебоксары“ в части возложения на главы районных администраций города Чебоксары и другие органы обязанностей по принятию мер по запрещению несанкционированной торговли на территории города Чебоксары, оспариваемый заявителем, не создает для него права и обязанности, соответственно не может нарушать право заявителя осуществлять предпринимательскую деятельность. Поэтому в этой части заявление не подлежит удовлетворению.

При разрешении данного заявления суд первой инстанции достаточно полно проверил доводы и возражения сторон. В решении подробно изложены мотивы, по которым оно постановлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом обсуждения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение кассационной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Кассационную жалобу Козлова А.Н. на решение Ленинского районного суда Чувашской Республики от 26 августа 2004 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Р.Р.ГАФАРОВ