Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.12.2003 по делу N А79-6933/03-СК1-6669 <О возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств и процентов за нарушение сроков возврата налога>

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда ЧР от 11.02.2004 N А79-6933/03-СК1-6669 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2003 г. по делу N А79-6933/03-СК1-6669

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала - Чувашского отделения N 8613 г. Чебоксары к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары о возврате из бюджета 18851 руб., при участии представителей заявителя, ответчика,

установил:

Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Чувашского отделения N 8613 г. Чебоксары обратился в суд с иском
к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары о возврате из бюджета 18851 руб., в том числе излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 16983 руб. и 1868 руб. процентов за нарушение сроков возврата налога. На судебном заседании представитель банка заявила ходатайство об увеличении суммы процентов по состоянию на 22.12.2003, просив взыскать 18977,48 руб., в том числе 16983 руб. налога, 1993,87 руб. процентов.

Суду представитель истца пояснил следующее.

Чувашским отделением N 8613 Сбербанка РФ согласно налоговым декларациям в 2000 - 2002 годах перечислено в бюджет 16990,45 руб. налога с владельцев транспортных средств, исчисленного исходя из ставок, установленных ст. 5 Закона ЧР от 15.06.1998 “О республиканском дорожном фонде Чувашской Республики“.

В связи с признанием Конституционным Судом РФ 10.04.2002 незаконным положения п. 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ заявитель 04.01.2003 представил в налоговый орган уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы и обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов в размере 16983,61 руб.

Заявитель считает, что Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары письмами от 04.02.2003 и 25.04.2003 отказала в возврате уплаченных сумм со ссылкой на отмену ст. 5 закона ЧР от 15.06.1998 с 01.01.2003 неправомерно, поскольку согласно Определению Конституционного Суда налог с владельцев транспортных средств должен уплачиваться по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, ставки налога, установленные ст. 5 Закона ЧР от 15.06.1998 N 12 в части их превышения по сравнению с установленным
федеральным законодателем применению не подлежат. По уточненным налоговым декларациям сумма налога составила 6,84 руб., в том числе в 2000 году - 1,24 руб., в 2001 году - 2,3 руб., в 2002 году - 3,3 руб.

Учитывая, что ставки налога указаны в ценах до деноминации рубля, при исчислении налога с владельцев транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства от 18.09.1997 N 1182 применены ставки налога, рассчитанные исходя из нового масштаба цен с применением коэффициента 0,001. В связи с чем подлежит возврату излишне уплаченный налог за 2000 - 2002 годы в сумме 16983,61 руб.

На основании п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ за нарушение срока возврата налога за период с 05.02.2003 по 30.09.2003 подлежат уплате проценты в сумме 1868 руб.

Представитель налогового органа исковые требования банка не признал полностью. Суду пояснил, что Определениями Конституционного Суда от 10.04.2003 положения п. 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не подлежат применению, как не соответствующие Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6, 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ решения Конституционного Суда РФ вступает в силу немедленно после его провозглашения. Таким образом, ответчик считает, что положения п. 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные п. 1 данной статьи, а также положения законов субъектов Российской Федерации, установленные названным законом, утрачивают силу
и не подлежат применению с 10.04.2002, то есть с момента провозглашения определений Конституционного Суда.

Ответчик считает, что если ставки налога, установленные Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в установленном порядке не изменялись, налогоплательщик не вправе самостоятельно изменять ставки налога.

Ссылка заявителя на необходимость деноминации ставок, определенных Законом несостоятельна, так как изменение ставок возможно только в установленном порядке. Кроме того, постановление Правительства РФ N 1182 касалось перерасчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам по состоянию на 01.01.1998, исходя из нового масштаба цен. В данном иске предметом спора является уплата налогов за 2000 - 2002 годы.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Чувашским отделением N 8613 Сбербанка РФ согласно представленным налогоплательщиком декларациям по налогу с владельцев транспортных средств в период 2000 - 2002 года уплачен налог в сумме 16990 руб., в том числе за 2000 год в сумме 2581 руб., за 2001 год - 5830 руб., за 2002 год - 8579 руб.

Данный факт подтвержден представленными банком подлинными документами о перечислении денежных средств в бюджет (л.д. 19-35), ответчиком не оспорен.

Банк 04.01.2003 представил в Инспекцию Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району города Чебоксары уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы, при этом налогоплательщик со ссылкой на Определения Конституционного Суда РФ от 10.04.2003 обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 16983,61 руб., в том числе в 2000 году в сумме 2580,21 руб., в 2001 году - 5827,7 руб., в 2002 году в сумме
8575,7 руб.

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары письмом от 04.02.2003 со ссылкой на ст. 79 Федерального закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, указав, что п. 5 ст. 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ утрачивает силу и не подлежит применению с 10.04.2002 (с момента провозглашения Определений Конституционного Суда), сообщила банку, что обязанность по уплате налога, исполненная до момента вступления в силу определений Конституционного Суда не подлежит пересмотру.

Письмом от 25.04.2003 Инспекция дополнительно сообщила, что уточненные расчеты по налогу с владельцев транспортных средств не могут быть приняты к рассмотрению, поскольку Определения Конституционного Суда от 10.04.2003 N 104, 107 приняты применительно к конкретным субъектам Российской Федерации. Уплата налога с владельцев транспортных средств на территории Чувашской Республики не производится только с 01.01.2003 - дня отмены статьи 5 Закона ЧР “О республиканском дорожном фонде Чувашской Республики“.

Не согласившись с налоговым органом, банк обратился в суд с данным заявлением.

Заявление налогоплательщика подлежит частичному удовлетворению ввиду следующего.

Налог с владельцев транспортных средств исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Пункт 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ устанавливает конкретные ставки налога в денежном выражении в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Вместе с тем пунктом 5 этой статьи установленные пунктом 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона Чувашской Республики “О республиканском дорожном фонде Чувашской Республики“ от 14.02.1992 предусмотрены более высокие
ставки налога на владельцев транспортных средств, чем в пункте 1 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, причем не в твердом размере, а в процентном отношении к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда.

Заявителем налог уплачен в соответствии со ставками налога, предусмотренными законом Чувашской Республики.

Однако Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога.

Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ к федеральным налогам относит налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации (подпункт “м“ пункта 1 статьи 19). Перечень этих налогов, включая налог с владельцев транспортных средств, установлен Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, который утрачивает силу с 1 января 2001 года (статья 5 Федерального закона от 5 августа 2000 года “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“).

Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а именно: с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривает установление дорожного налога и транспортного налога как региональных налогов (налогов субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным
или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку.

Конституционный Суд РФ, сделав такой вывод в Определении от 10.04.2002 N 104-О “По жалобе гражданина Борисова Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 3 и 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ и статьи 1 Закона Псковской области “О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 год“, положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8 октября 1997 года, от 11 ноября 1997 года и от 30 января 2001 года, признал утратившим силу и не подлежащим применению, как не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).

В соответствии со ст. 79 Закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ решение Конституционного Суда Российской Федерации вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В случае если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган
или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации (часть четвертая в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 N 4-ФКЗ).

Таким образом, с 01.04.2002 положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ утрачивают силу и не должны применяться.

С учетом исчисления налога после 10.04.2003 в соответствии со ставками, установленными пунктом 1 статьи 6 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ уплате в 2002 году подлежал налог в сумме 4377,64 руб. (л.д. N 40). Банк перечислил в бюджет 8579 руб., в связи с чем правомерно требование о возврате 4201,36 руб.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенного в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Излишне уплаченный налог в сумме 4201,36 руб. не возвращен в установленный законом срок, в связи с чем с учетом дня подачи заявления налогоплательщика о возврате 04.01.2003 правомерно начисление
процентов с 05.02.2003 Заявитель начисляет проценты по 22.12.2003, удовлетворению подлежат проценты в сумме 626,62 руб.

Ссылка заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен“, согласно пункту 7 которого все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженность по этим платежам пересчитываются по состоянию на 01.01.1998, исходя из нового масштаба цен, не принимается судом во внимание. Пересчет ставок налогов Постановление не предусматривает, в установленном порядке изменения в Закон РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в отношении ставок налога законодателем не вносились.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 110, 189 АПК РФ, суд

решил:

Инспекции Министерства РФ по Московскому району г. Чебоксары возвратить Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице филиала - Чувашского отделения N 8613 г. Чебоксары излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств в сумме 4201,36 руб., 626,62 руб. процентов за период с 05.02.2003 по 22.12.2003, всего в сумме 4827,98 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.