Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 22.09.2003 N 3-68/03 <О признании частично недействующими со дня принятия абзаца 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.07.2001 N 161 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ и пунктов 1, 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.11.2001 N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“>

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 22 сентября 2003 г. N 3-68/03

Верховный суд Чувашской Республики в составе

председательствующего Семенова Н.В.,

при секретаре Толстовой О.Н.,

с участием прокурора Корсунова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Чувашской Республики о признании недействующими абзаца 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 года N 161 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 года N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 года N 161 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 года N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“, полагая их противоречащими федеральному законодательству как принятых Кабинетом Министров Чувашской Республики при отсутствии соответствующих полномочий, что, по мнению прокурора, ограничивает права органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать нормативы потребления населением коммунальных услуг.

В судебном заседании прокурор заявление поддержал.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики Артемьев В.Г., Улитин В.Г., Федоров П.В. заявление прокурора не признали и суду пояснили, что органы местного самоуправления вправе устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, однако этот порядок до настоящего времени не определен, что препятствует реализации органами местного самоуправления полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. При таких обстоятельствах орган исполнительной власти республики вправе осуществлять собственное правовое регулирование предмета совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованного лица, заключение по делу представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике Шушпановой Л.Ю., полагавшей заявление прокурора удовлетворить, Верховный суд Чувашской Республики приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, Кабинетом Министров Чувашской Республики со ссылкой на Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997 - 2003 годы, статьи 15 и 19 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ 13 июля 2001 года было принято постановление N 161 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, абзацем 2 пункта 3 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют нормативы потребления коммунальных услуг (кроме электроэнергии, природного и сжиженного газа, твердых видов топлива).

Указанная правовая норма в части слов “(кроме электроэнергии, природного и сжиженного газа, твердых видов топлива)“ противоречит федеральному законодательству.

Так, в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (в ред. от 6 мая 2003 года) органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг.

В целях реализации статьи 15 указанного Закона Правительством РФ 2 августа 1999 года принято постановление N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения“ (в ред. от 27 июня 2003 года), пунктом 8 которого также предусмотрено, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления.

Вышеизложенные правовые нормы согласуются
с положениями Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Так, в соответствии со статьей 2 названного Закона местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 1 Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Согласно же пункту 2 статьи 6 этого Закона к вопросам местного значения относятся содержание и использование муниципального жилищного фонда.

Следовательно, коммунальное обслуживание населения и, соответственно, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления.

В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Запрет на такое ограничение нашел закрепление также в статье 43 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Абзац 2 пункт 3 постановления Кабинета Министров ЧР от 13 июля 2001 года N 161 в части слов “(кроме электроэнергии, природного и сжиженного газа, твердых видов топлива)“ ограничивает установленное федеральным законодательством право органов местного самоуправления самостоятельно определять нормативы потребления коммунальных услуг.

Что касается остальной части оспариваемой прокурором правовой нормы, предусмотренных законом оснований признать ее недействующей не имеется, поскольку принята она по вопросу совместного ведения, федеральному законодательству не противоречит.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 1 и 2, а не пункты 2 и 3.

При отсутствии соответствующих полномочий приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики
30 ноября 2001 года пункты 2 и 3 постановления N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“. Пунктом 2 этого постановления утверждены нормативы потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов, а пунктом 3 расчет субсидий и предоставление льгот поставлены в зависимость от этих нормативов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 184-ФЗ принят 06.10.1999, а не 06.11.1999.

По смыслу пунктов 1 и 4 статьи 1, пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 ноября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (в ред. от 4 июля 2003 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, и при их осуществлении должно обеспечиваться соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, т.е. по предметам совместного ведения органы государственной власти субъекта РФ осуществляют свою деятельность в пределах своих полномочий.

Как указывалось выше, федеральным законодательством определение нормативов потребления коммунальных услуг однозначно отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Утвердив нормативы потребления топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии, природного и сжиженного газа, твердого топлива) при отсутствии на то полномочий, Кабинет Министров Чувашской Республики также ограничил самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Статья 15 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ не содержит запрета органам местного самоуправления устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг до определения Правительством РФ порядка их установления. Соответственно, не может быть принят во внимание довод заинтересованного лица о том, что отсутствие такого решения Правительства РФ препятствует реализации органами местного самоуправления этих полномочий.

Что касается пункта
3 постановления от 30 ноября 2001 года N 258, которым Кабинет Министров Чувашской Республики признал утратившими силу три своих постановления по вопросам коммунального обслуживания населения, не имеется предусмотренных законом оснований признать его недействующим. Признанные утратившими силу постановления не могут быть предметом судебной проверки, а орган, издавший нормативный акт, вправе лишить его юридической силы, если это не влечет нарушение прав граждан и организаций.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации акты субъектов РФ должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы.

Поскольку оспариваемые прокурором правовые нормы в указанной части противоречат федеральному законодательству, согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает их недействующими.

Эти нормы приняты Кабинетом Министров Чувашской Республики при отсутствии полномочий, потому они подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 года N 161 и от 30 ноября 2001 года N 258 были официально опубликованы в информационном бюллетене “Собрание законодательства Чувашской Республики“.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в указанном печатном издании после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь изложенным, ст. 253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

Признать недействующим со дня принятия абзац 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 года N 161 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в части слов “(кроме электроэнергии, природного и сжиженного газа, твердых видов топлива)“.

Отказать прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим в остальной части абзаца 2 пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 июля 2001 года N 161 “О совершенствовании
системы оплаты жилья и коммунальных услуг“.

Отказать прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 года N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2001 года N 258 “О нормативах потребления населением Чувашской Республики топливно-энергетических ресурсов“ в остальной части признать недействующим со дня его принятия.

После вступления решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в “Собрании законодательства Чувашской Республики“ в ближайшем планируемом издании после получения редакцией информационного бюллетеня текста сообщения о принятом решении.

С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном суде Чувашской Республики 28 октября 2003 года.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней, начиная с 29 октября 2003 года.

Председательствующий

СЕМЕНОВ Н.В.

Верно. Судья

СЕМЕНОВ Н.В.