Законы и бизнес в России

<Разъяснение> УМНС РФ по ЧР от 29.11.2002 “Транспортный налог“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 29 ноября 2002 года

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

На государственном учете в Чувашской Республике, по данным органов, регистрирующих транспортные средства, состоит 193761 единица автомототранспортных средств, 19819 единиц самоходных транспортных средств и тракторов, около шести тысяч маломерных судов. Фактически из них эксплуатируются и проходят ежегодный технический осмотр соответственно 92,3%, 73%, 35%. Все собственники транспортных средств до 1 января 2003 года являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств и налога на имущество физических лиц.

С 1 января 2003 года Федеральным законом от 24.07.02 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ вводится транспортный налог, в то же время отменяется налог с владельцев транспортных средств.

Что же ждет граждан после 1 января 2003 года?

Первое. Статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются все лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. К группе налогоплательщиков относятся и лица, передавшие свои машины по доверенности. Доверенность права собственности не меняет, поэтому транспортный налог будет платить собственник.

Второе. Перечень объектов налогообложения в соответствии с ст. 358 НК РФ существенно расширен и детализирован, но не является исчерпывающим. Подлежат налогообложению практически все транспортные средства, включая водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

Интересно новшество, содержащееся в п. 2 ст. 358 НК РФ и касающееся транспортных средств, не признаваемых объектом налогообложения.

Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

- назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);

- принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

- принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

Третье. Размеры налоговых ставок устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В ст. 361 НК РФ, по сравнению с ранее принятыми законодательными актами, характеристики транспортных средств изменены. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили легковые и грузовые, автобусы и т.п.) налоговые ставки варьируются в зависимости от мощности
транспортного средства. Согласно п. 2 ст. 361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз.

Наряду с повышением (понижением) ставок ст. 361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельной категории транспортных средств - например, автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в 25 раз.

Согласно п. 2 ст. 362 сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Например, гражданин приобрел в собственность легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с. Транспортное средство будет зарегистрировано 17 февраля 2003 года. Базовая ставка налога в соответствии со ст. 361 НК РФ по такому виду транспортных средств определена в размере 5 руб. в год за каждую лошадиную силу мощности двигателя. Сумма налога рассчитывается следующим образом:

5 руб. x 90 л.с. x 10 : 12 мес. = 375 руб.

До 1 января 2003 года размер налога с владельцев транспортных средств с аналогичной мощностью двигателя 90 л.с. составлял 90 руб.

Выводы читатель может сделать самостоятельно. К тому же с 1 июля 2003 года в России вводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а это тоже дополнительное бремя для владельца.

Четвертое. Если ранее владельцы старых транспортных средств, годами находившихся в нерабочем состоянии, не проходили техосмотр, и в связи с этим налог не уплачивался, то транспортный налог с 1 января 2003 года владельцы платить обязаны. Это определено ст. 357 НК РФ. Получив от налоговой службы уведомление о размере и сроке уплаты налога и
не выполнив его, гражданин становится, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, нарушителем Налогового кодекса с вытекающими отсюда пенями, штрафами. Поэтому транспортные средства, длительное время (год и более) не эксплуатирующиеся или находящиеся в стадии утилизации, видимо, целесообразнее снять с учета в регистрирующих организациях (ГИБДД, Инспекция по маломерному флоту, Госсельтехнадзор и т.д.) и не подвергаться налогообложению.

Последнее. В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортного средства признается:

- для речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Зам. руководителя Управления,

советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Ф.МУРАТОВА