Законы и бизнес в России

Постановление Кабинета Министров ЧР от 03.07.2002 N 187 “О программе “Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003 - 2005 годы“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Кабинета Министров ЧР от 28.02.2008 N 42, вступающего в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2002 г. N 187

О ПРОГРАММЕ “КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ“

В целях создания эффективного механизма реализации кадровой политики как важнейшего фактора развития аграрной сферы, повышения эффективности агропромышленного производства и обеспечения его квалифицированными специалистами Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу “Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2003 - 2005 годы“ (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

3. Министерству экономического развития
и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.

Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать администрациям районов Чувашской Республики разработать районные программы развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

5. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с ежегодным представлением информации в Кабинет Министров Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

Н.ПАРТАСОВА

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 03.07.2002 N 187

ПРОГРАММА

“КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ“

ПАСПОРТ

программы “Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса

Чувашской Республики на 2003 - 2005 годы“

Наименование - “Кадровое обеспечение агропромышленного

Программы комплекса Чувашской Республики на 2003 -

2005 годы“

Основание для - постановление Правительства Российской

разработки Программы Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 “О

совершенствовании кадрового обеспечения

агропромышленного комплекса“, Основные

направления агропродовольственной политики

Правительства Российской Федерации на 2001

- 2010 годы. Послание Президента Чувашской

Республики Н.В.Федорова “К стратегии

развития Чувашской Республики“

Государственному Совету Чувашской

Республики в 2002 году

Государственный - Министерство сельского хозяйства Чувашской

заказчик Программы Республики

Основной разработчик - Министерство сельского хозяйства Чувашской

Программы Республики

Цели и задачи - создание организационных, экономических,

Программы правовых и социальных условий для

обеспечения агропромышленного комплекса

республики высококвалифицированными

кадрами, организация их качественной

подготовки и переподготовки в учебных

заведениях, подбора и расстановки на

важнейших участках производства,

закрепления молодых специалистов на селе,

повышение ответственности руководителей

всех уровней за работу с кадрами;

создание единой и стройной системы

доведения до сельскохозяйственных

товаропроизводителей научно-технических

достижений и передового производственного

опыта: Республиканский центр

сельскохозяйственного консультирования -

межрайонные сельские консультационные

центры - сельскохозяйственные

товаропроизводители;

адаптация образовательного комплекса и

инфраструктуры кадровой работы к

требованиям научно-технических программ

реализации аграрной реформы, на более

отдаленную перспективу - достижение

мирового уровня качества аграрного

образования и его конкурентоспособности

Сроки реализации - 2003 - 2005 годы

Программы

Основные мероприятия - определение общей потребности в

Программы специалистах для сельскохозяйственных

организаций республики;

развитие договорных отношений в системе

подготовки, переподготовки, повышения

квалификации специалистов;

создание эффективного функционирования

системы работы с номенклатурой и резервом

кадров руководителей и специалистов на

всех уровнях управления агропромышленного

комплекса республики;

дальнейшее совершенствование системы

целевой договорной подготовки

специалистов, обучающихся за счет средств

федерального бюджета и организаций

трудоустройства выпускников;

создание эффективной и постоянно

действующей системы оценки (аттестации)

руководителей и специалистов на основе

разработки и внедрения профессиональных

стандартов и критериев;

разработка системы организации стажировок

специалистов агропромышленного комплекса и

производственной практики студентов

аграрных образовательных учреждений;

совершенствование учебного процесса на

основе интеграции образования,

производства и науки;

разработка нормативных правовых актов,

содержащих социальные и экономические

мотивы закрепления квалифицированных

кадров на селе;

формирование единой интегрированной

системы информационно-консультационной

службы (ИКС) агропромышленного комплекса,

разработка научно-обоснованной стратегии

развития многоуровневой и многовариантной

модели службы, реализация мероприятий по

координации деятельности в рамках схемы:

“наука - инновации - производство -

образование - социальная сфера“;

восстановление и укрепление кадровых служб

всех уровней квалифицированными

специалистами

Исполнители и - Министерство сельского хозяйства Чувашской

соисполнители Республики

Программы Министерство образования Чувашской

Республики

Министерство экономического развития и

торговли Чувашской Республики

Министерство финансов Чувашской Республики

Государственный комитет Чувашской

Республики по делам молодежи

Департамент Федеральной государственной

службы занятости населения по Чувашской

Республике

Чувашская государственная

сельскохозяйственная академия

федеральное государственное

образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования специалистов

“Чувашский институт переподготовки и

повышения квалификации руководящих кадров

и специалистов агропромышленного

комплекса“

аграрные образовательные учреждения

(средние специальные, профессионально-

технические училища, учебно-курсовые

комбинаты)

ГУП “Республиканская ИКС АПК “АРИС“

администрации районов и городов

Объемы и источники - финансовые затраты на реализацию Программы

финансирования составят в 2003 - 2005 годах 58261,3 тыс.

Программы рублей, в том числе:

средства федерального бюджета 35547,9 тыс.

рублей;

средства республиканского бюджета

Чувашской Республики 1890 тыс. рублей;

средства муниципальных бюджетов 610 тыс.

рублей;

внебюджетные источники 20213,4 тыс.

рублей, в том числе:

зарубежные инвестиции 11819,7 тыс. рублей;

средства сельскохозяйственных организаций

1750 тыс. рублей

Ожидаемые конечные - обеспечение эффективного функционирования

результаты Программы организаций агропромышленного комплекса,

улучшение их финансово-экономического

положения за счет укрепления всех звеньев

квалифицированными кадрами;

увеличение качественного состава

руководителей и специалистов с высшим

образованием;

снижение сменяемости руководителей и

специалистов;

увеличение закрепляемости молодых

специалистов в производстве, уменьшение

текучести кадров рабочих массовых

профессий

Контроль за - контроль за ходом выполнения Программы

исполнением осуществляет Министерство сельского

Программы хозяйства Чувашской Республики с ежегодным

информированием Кабинета Министров

Чувашской Республики к 1 апреля до 2006

года

ПРОГРАММА

“КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ“

Введение

Современное агропромышленное производство предъявляет новые, более высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям, обладать высокой профессиональной мобильностью. Повышение эффективности работы аграрного сектора экономики во многом зависит от обеспечения отрасли кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способными внедрять новые технологии и организационные структуры производства.

На достижение этих целей направлены постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 “О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса“, Послание Президента Чувашской Республики “К стратегии развития Чувашской Республики“ Государственному Совету Чувашской Республики в 2002 году.

Однако ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, снижение эффективности производства, неплатежеспособность хозяйств снижают престижность сельскохозяйственного труда, обостряют проблему обеспечения агропромышленного комплекса высококвалифицированными кадрами руководителей, специалистов, рабочих.

В сельскохозяйственном производстве уменьшается численность специалистов, в том числе с высшим образованием, ухудшается качественный состав руководителей и главных специалистов хозяйств, на должностях руководящих работников и специалистов растет число лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования.

Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость разработки более действенного механизма обеспечения агропромышленного производства квалифицированными кадрами.

Программой предусматривается комплекс мер по укреплению кадрового потенциала всех звеньев агропромышленного комплекса (далее - АПК) республики, создание организационных, экономических, правовых и социальных условий для обеспечения предприятий и организаций отрасли квалифицированными кадрами путем их целенаправленной и качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, создания резерва кадров руководителей, закрепления молодых специалистов на селе.

I. Обоснование Программы

1.1. Состояние проблемы кадрового обеспечения АПК Чувашской Республики

Кадровое обеспечение сельского хозяйства является важнейшим компонентом аграрной политики, направленной на надежное продовольственное обеспечение республики, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, формирование развитых продовольственных рынков, повышение уровня доходов работников, качества жизни сельского населения и решения других жизненно важных задач. Поэтому необходимо сформировать соответствующий этим целям кадровый корпус, все звенья которого состояли бы из высокопрофессиональных, ответственных и преданных своему делу специалистов.

На необходимость формирования новой концепции кадрового обеспечения АПК направлены следующие нормативные правовые акты:

Закон Российской Федерации “Об образовании“, предполагающий превращение образовательного комплекса в сложную социально-экономическую систему, находящуюся в тесном взаимодействии с производством;

постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 117 “О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса“, определяющее концептуальные направления кадровой политики;

Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики, обозначившее задачи по целенаправленной работе с кадрами как инвестиционной политики настоящего и будущего.

Несмотря на принимаемые меры по осуществлению единой государственной политики в области кадрового обеспечения агропромышленного производства, в последние годы в системе АПК произошла недооценка роли кадрового потенциала.

За прошедшие десять лет из-за падения объемов производства, изменения социально-экономических условий и обострения демографической ситуации существенно сократилось число занятых в сельскохозяйственном производстве работающих специалистов, ухудшился их качественный состав и профессиональный уровень.

По состоянию на 1 января 2002 г. в сельской местности проживает 38,4% жителей республики, из них только 50,2% относится к категории трудоспособного населения. По сравнению с 1994 годом численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 24 тыс. человек.

Заметно ухудшился и качественный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций республики.

Так, удельный вес руководителей сельскохозяйственных организаций, имеющих высшее образование, в 2001 году составил 70% против 83% в 1991 году, среди главных специалистов доля лиц с высшим образованием снизилась до 48% против 64%.

Среди главных инженеров сельскохозяйственных организаций республики не имеют специального образования (практики) 8% от их общего числа, а среди главных экономистов, главных агрономов, главных зоотехников - соответственно по 4%.

Никакие организационные, экономические и технологические меры не обеспечат необходимой отдачи, если на предприятиях не будет компетентных руководителей и специалистов. Несоответствие огромного производственного потенциала профессионализму управленческого корпуса является тормозом проведения реформ в АПК.

В Яльчикском районе доля главных специалистов, имеющих высшее образование, составляет 30% от их общего количества, в Алатырском районе - 31%, в Ибресинском районе - 36%, в Красночетайском, Порецком, Урмарском районах - по 40%.

Агрономическая служба как направляющая и определяющая сила в повышении культуры земледелия, в организации научного подхода возделывания земли не обеспечена кадрами. Если в Чебоксарском, Моргаушском районах на каждую сельскохозяйственную организацию приходится в среднем 1,5 агронома, Алатырском и Красноармейском районах - 0,7, то в Порецком и Урмарском районах - 0,6, а в 68 хозяйствах республики вообще нет агрономов.

Из-за отсутствия квалифицированных специалистов не улучшается селекционно-племенная работа в хозяйствах Ибресинского, Батыревского, Шемуршинского, Янтиковского, Вурнарского, Козловского районов.

На начало текущего года в сельскохозяйственных организациях республики были вакантными около 700 должностей руководителей и специалистов, в том числе 135 - зоотехников, 172 - экономистов.

Почти 7% руководителей хозяйств и предприятий АПК, 8% главных специалистов и около 46% руководителей и специалистов среднего звена не имеют специального образования.

Вместе с тем, из числа практиков в вузах и техникумах обучается по заочной форме всего лишь 8 руководителей хозяйств, 40 главных специалистов, 25 руководителей среднего звена.

В последние годы прослеживается явная тенденция к “старению“ руководителей, специалистов хозяйств и предприятий АПК. За последние десять лет количество руководителей хозяйств и предприятий АПК, достигших пенсионного возраста, увеличилось в 2,6 раза, главных специалистов - в 1,3 раза. В то же время доля руководителей хозяйств и предприятий АПК моложе 30 лет составляет в настоящее время лишь 1,6% (в 1991 году - 6%), среди главных специалистов - 10%, а среди руководителей среднего звена - 8%.

Ухудшение кадровой ситуации в АПК республики характеризуется и такими показателями, как сменяемость руководителей. За десять последних лет в республике сменилось более 90% руководителей, а за 3 года - более 50%. Только за 2001 год в Аликовском районе сменилось 46% руководителей. Частая сменяемость руководителей не отражается на улучшении их качественного состава. Во многих случаях на замещение должности руководителей приходят недостаточно профессионально подготовленные, а нередко и случайные люди. По состоянию на 1 января 2002 г. 17 - 19% руководителей сельскохозяйственных предприятий Ибресинского, Урмарского, Порецкого районов составляют практики.

Низка закрепляемость молодых специалистов на селе. Ежегодно аграрными образовательными учреждениями республики выпускается около тысячи специалистов, в том числе 420 человек с высшим образованием, 600 человек со средним специальным образованием. Однако по данным управлений сельского хозяйства администраций районов в сельскохозяйственные организации прибыло работать в 2000 году 6,8% выпускников аграрных образовательных учреждений, в 2001 году - 10,5%.

Полностью разрушена государственная система распределения специалистов после окончания учебных заведений. Есть общие причины, которые усиливают этот процесс: реформы в сельском хозяйстве не дали желаемых результатов, нарушены формы социальной защиты молодых специалистов. Ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, неплатежеспособность хозяйств снижают престижность сельскохозяйственного труда, еще более обостряют проблему обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами руководителей и специалистов.

На должностях руководителей среднего звена работает 1924 специалиста, из них 46% не имеют среднего профессионального образования, а в Ибресинском, Порецком, Аликовском, Красночетайском районах их доля составляет от 56 до 63%.

Дефицит квалифицированных кадров массовых профессий в животноводстве составляет в последние годы около 8 тыс. человек, механизаторских кадров - более 2,3 тыс. человек.

Безусловно, одной из основных причин заметного ухудшения в последние годы показателей по обеспеченности АПК республики квалифицированными кадрами является разрушение сложившейся системы работы с кадрами.

Положение усугубляется отсутствием в настоящее время в штатном расписании большинства администраций районов и многих хозяйств специалистов и служб по работе с персоналом. Среди работников кадровых служб АПК республики лишь 17% имеют высшее образование, а 14% от их общего числа составляют практики.

Крайне отрицательное влияние на решение проблемы кадрового обеспечения АПК республики, восстановление эффективной системы работы с сельскохозяйственными кадрами оказывает и нынешнее социально-экономическое положение большинства подразделений АПК, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе. Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров на новые профессии и специальности, ни самообразованию.

Осознавая, что потеря квалифицированных кадров, способных вести отрасль на должном уровне, приобретает почти необратимый характер, и, в конечном итоге, это может вызвать процесс распада всех отраслей сельскохозяйственного производства, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики постановлением коллегии от 20 апреля 2000 г. N 49 “Об основных направлениях работы с кадрами в АПК Чувашской Республики“ определило концептуальные направления кадровой политики, целью которой является формирование кадрового потенциала в профессионально-квалифицированном и деловом отношениях, соответствующего задачам, формам и методам проведения кардинальных преобразований в аграрной сфере.

Для реализации поставленных задач Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики начата подготовка специалистов в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и аграрных образовательных учреждениях республики (40% от общего количества студентов-первокурсников, обучающихся за счет средств федерального бюджета) на целевой договорной основе: работодатель - студент - вуз. Целевые места определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием“, договором между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и аграрным образовательным учреждением и отражаются в Правилах приема в конкретное аграрное образовательное учебное заведение. Договорная подготовка специалистов распространяется и на студентов-старшекурсников. Для этого Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики доводит до образовательных учреждений потребность хозяйств в специалистах с указанием размера среднемесячной зарплаты и социальных условий, льгот, также проводит ярмарки вакансий с участием представителей муниципальных органов власти и организаций АПК. Подписаны долгосрочные соглашения о подготовке специалистов между Чувашской государственной сельскохозяйственной академией и администрациями Аликовского, Моргаушского, Мариинско-Посадского, Урмарского и Ибресинского районов.

Разработана программа работы с резервом кадров, в рамках которой ежегодно планируется подготовить до 25 менеджеров на базе Чувашского института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК и Российской академии кадрового обеспечения АПК. Определены базовыми лучшие сельскохозяйственные организации республики для стажировки молодых руководителей предприятий, специалистов из числа резерва, а также для прохождения практики студентами аграрных образовательных учреждений по изучению новых технологий.

Второй год проводится обучение отдельной группой перспективных управленцев АПК, прошедших конкурсный отбор, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1997 г. N 774 “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации“.

В соответствии с Договором между Министерством сельского хозяйства Земли Баден-Вюртемберг (Германия), Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики ежегодно не менее 20 специалистов АПК могут изучить систему сельскохозяйственного производства Германии. В настоящее время 15 специалистов сельского хозяйства республики находятся на 6-месячной стажировке в Земле Баден-Вюртемберг.

В рамках реализации Соглашения между Министерством сельского хозяйства Земли Бавария и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики лучшие специалисты АПК республики имеют возможность прохождения в Германии стажировки по изучению немецкой технологии и сельхозтехники с последующим участием этих людей в создаваемом в Чувашской Республике совместном предприятии - центре сельскохозяйственной техники. Также 2 специалиста АПК приглашены на практику в Институт плодоводства г. Фрайзинг по изучению технологии переработки фруктов и ягод.

В целях изучения международного опыта в подготовке специалистов АПК и организации обмена практикантами, студентами, аспирантами и доцентами на уровне магистерской учебной программы по аграрному менеджменту Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и Чувашская государственная сельскохозяйственная академия подписали договор с Университетом прикладных наук Вайнштефан о долгосрочном и всестороннем сотрудничестве. Финансирование Проекта осуществляет Министерство сельского хозяйства Земли Бавария. Реализация данного Проекта в последующем даст возможность лучшим студентам сельскохозяйственной академии, выдержавшим конкурсные испытания, получения двух дипломов о высшем образовании, включая диплом международного образца о присвоении квалификации “Мастер аграрного менеджмента“. Пятеро выпускников Чувашской государственной сельскохозяйственной академии уже имеют возможность продолжения учебы в Германии, поступив в текущем году в Университет прикладных наук, где обучаются 95 студентов из 15 государств.

Также ежегодно не менее 5 - 7 студентов Чувашской государственной сельскохозяйственной академии в соответствии с международной программой “Лого“ проходят стажировку на предприятиях Германии.

Завершился первый этап учебы руководителей с итоговой аттестацией по защите бизнес-планов финансового оздоровления руководимых ими хозяйств.

Цель аттестации - определить приоритетные направления развития сельскохозяйственной организации на основе анализа финансово-экономической ситуации, позволяющие наращивать производство, повышать результативность и конкурентоспособность, эффективно использовать бюджетные и заемные средства, а также укрепить кадровый корпус руководителей через меры морального и материального стимулирования.

Всего прошли обучение 389 руководителей сельскохозяйственных организаций, или 78% от их общего количества. Организованно прошли обучение руководители Моргаушского (96,5% от общего количества), Шемуршинского (85%), Янтиковского (82%), Комсомольского (81%) районов, в то же время обучились лишь 22% руководителей Порецкого района, 29% - Урмарского, 31% - Красноармейского районов.

По итогам защиты бизнес-планов развития хозяйств аттестационная комиссия Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики присвоила I квалификационную категорию 132 руководителям и внесла рекомендации на рассмотрение трудовых коллективов об установлении им надбавки в размере 100% к должностному окладу, соответственно вторую квалификационную категорию присвоила 60 руководителям (размер надбавки 75%), третью - 32 (50%). В настоящее время доплату получают 26% руководителей организаций.

Кроме того, аттестация руководителей позволит управлениям сельского хозяйства администраций районов оказывать более действенное влияние на процедуру выборов руководителей сельскохозяйственных предприятий с целью обеспечения избрания на эти должности кандидатов с высокими профессиональными, деловыми и морально-этическими качествами.

В целях пропаганды престижности сельских профессий Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики проводит республиканские конкурсы профессионального мастерства среди сельской молодежи. Их лауреаты нередко занимают призовые места на российских конкурсах. Так, на 19 Всероссийском конкурсе мастеров машинного доения коров в номинации “Мастер машинного доения среди молодых женщин“ второе призовое место заняла мастер машинного доения СХПК “Чемеево“ Моргаушского района Попугаева Н.В.

В 2001 году, к уже ставшим традиционными, проведены конкурсы: “Лучший молодой механизатор Чувашской Республики“, “Лучший молодой животновод“, “Молодой мастер высокого урожая“, чествование которых состоялось на республиканском молодежном форуме “Араскал“.

Развивается система поддержки и поощрения одаренной молодежи в виде выплаты именных стипендий Минсельхоза России (впервые с прошлого учебного года стипендия назначена 11 студентам аграрных образовательных учреждений республики в размере 3-х МРОТ) и именных стипендий Президента Чувашской Республики.

Реализация Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 51 “О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике“ позволит привлечь перспективных специалистов в сельскохозяйственные организации и значительно укрепить кадровый потенциал АПК.

Настоящая Программа призвана способствовать решению задач по укреплению кадрового потенциала агропромышленного производства, созданию условий для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения АПК республики.

1.2. Современные требования к кадрам и кадровой политике в АПК

В современных условиях становления рыночных механизмов в АПК, при сохраняющемся дефиците финансовых ресурсов, невозможности в короткие сроки восстановить материально-техническую базу управленческий ресурс является одним из основных и наиболее эффективных факторов стабилизации и развития агропромышленного производства.

Новая кадровая политика в АПК по своей важности и актуальности должна стоять в одном ряду с основными государственными программами по восстановлению и развитию АПК.

Особенности современного этапа работы с кадрами в АПК связаны с сокращением государственного вмешательства, отказом от директивных методов управления кадровыми процессами, значительным расширением самостоятельности и возрастанием ответственности местных агропромышленных формирований, хозяйств, предприятий за обеспечение кадрами, поддержание и повышение их “рофессионального уровня.

Акцент в работе с кадрами перемещается сегодня не на увеличение числа, а на повышение компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости руководителей и специалистов, их умение работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Одним из основных направлений кадровой политики в современных условиях является обновление системы воспроизводства кадрового корпуса руководителей сельскохозяйственных предприятий.

В отличие от прежней системы управления, когда руководители хозяйств и предприятий АПК в значительной степени занимались вопросами организации производства, снабжения, контроля за получением и выполнением плановых объемов финансирования и материально-технического обеспечения, главная роль современного руководителя заключается в выборе стратегии и тактики экономического развития производства, основанного на рыночном спросе, а также работе с людьми.

Сейчас как никогда важны профессиональная компетентность, активность и новаторский подход в решении поставленных задач.

Одним из важнейших каналов укрепления корпуса руководителей должна стать подготовка их надежного резерва - менеджеров.

Особого внимания требует вопрос переподготовки руководителей и специалистов АПК, а также выпускников вузов для целевого их использования в качестве резерва руководителей и внешних (антикризисных) управляющих.

В условиях коренных изменений производственных отношений, структурной перестройки в АПК, когда заметно осложнилось, а порой практически невозможно эффективное использование ряда профессий и специальностей в АПК, неизбежно возникает необходимость переобучения и даже неоднократной смены профессий многими работниками.

Суть кадровых преобразований связана с разработкой принципиально новых концептуальных положений кадрового обеспечения АПК, критериев и принципов формирования профессионально-квалификационной структуры совокупного работника, методологии оценки деятельности кадровых служб, целевых программ, использования трудового и творческого потенциала кадров отрасли, работы с резервом.

Отсюда и новое понимание роли, статуса, прав и ответственности кадровых служб за подготовку кадров по приоритетным направлениям агропромышленного производства, углубленное изучение передового отечественного и зарубежного опыта работы с персоналом, должностной рост наиболее достойных и подготовленных руководителей и специалистов, приток молодых квалифицированных работников, обладающих созидательной активностью, современным экономическим мышлением и инновационным подходом к делу.

Работа кадровых служб должна обеспечивать координацию взаимодействия образовательного процесса и социального заказа АПК на основе изучения структуры образовательного спроса и механизма взаимодействия подготовки и переподготовки кадров, их профессионально-должностного продвижения.

В функции кадровых служб должны входить постоянное изучение конъюнктуры рынка труда, современное предоставление учебным заведениям информации о текущей и перспективной потребности в кадрах, совместное принятие решений об увеличении или сокращении объемов подготовки специалистов по конкретным специальностям.

В связи с расширением объемов прогнозно-аналитических работ, оперативно-организаторских функций, необходимостью постоянного изучения динамики кадровых процессов, сокращением численности управленческих кадров необходимо широкое внедрение в работу кадровых служб средств компьютеризации, создание автоматизированных рабочих мест.

Новизна и сложность задач кадровой службы АПК делают жизненно необходимым решение вопросов профессиональной переподготовки самих работников кадровых служб, овладения ими знаниями трудового законодательства, социологии, психологии труда и управления методами системного анализа, демографического прогнозирования, социальной и производственной педагогики, маркетинга и менеджмента, культуры деловых взаимоотношений, экономики образования, компьютерной грамотности.

Учитывая, что кадровая работа должна приобретать все более системный и комплексный характер, актуальной становится задача расширения ее социальной базы, внедрения демократических технологий, обеспечивающих гибкое взаимодействие и партнерство со структурами, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на решение кадровых вопросов.

В этой связи видится целесообразным формирование общественных советов по кадровой политике и аграрному образованию, куда вошли бы руководители учебных заведений, работники кадровых служб, руководители органов управления АПК.

Деятельность этих советов должна ориентироваться на поиск рациональных технологий кадровой работы, а представительство образовательных учреждений и кадровых служб всех уровней позволит комплексно отслеживать и оценивать кадровую ситуацию в АПК и совместными усилиями находить пути ее оздоровления.

II. Основные цели и задачи Программы

В условиях аграрной реформы стратегическим направлением кадровой политики становится новая идеология организации управленческой работы по кадровому обеспечению агропромышленного производства, важнейшим звеном которого является переход к программным методам регулирования.

Он обусловлен необходимостью иметь концептуальные основы функционирования инфраструктуры кадрового обеспечения с ее финансовыми, правовыми, материально-техническими и организационными механизмами, позволяющими оперативно управлять кадровыми процессами.

Основные цели Программы:

формирование кадрового потенциала, способного обеспечить эффективность функционирования АПК республики в современных условиях на основе создания обновленной, соответствующей требованиям рыночной экономики системы подбора, подготовки и использования кадров в АПК;

развитие аграрного производства и улучшение социально-экономических условий на селе посредством распространения знаний, создание единой и стройной системы доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей научно-технических достижений и передового производственного опыта, создание Республиканского центра сельскохозяйственного консультирования и межрайонных сельских консультационных центров;

обеспечение широкого доступа работников АПК к образовательным и информационным ресурсам, максимального приближения образовательной системы и системы кадрового обеспечения АПК к интересам и запросам заказчиков - предприятий и организаций, входящих в АПК республики;

восстановление механизма управляемости всеми подразделениями АПК республики путем усиления государственного влияния на систему подбора, расстановки и закрепления кадров на решающих участках производственной и социальной сферы села.

Программа предполагает решение следующих основных задач:

восстановление и укрепление кадровых служб всех уровней квалифицированными специалистами, подготовленными к работе в современных условиях, обеспечение их тесного взаимодействия и координации работы;

определение кадровой потребности предприятий и организаций АПК на основе анализа динамики развития кадрового потенциала в АПК республики;

внедрение принципиально новых подходов к системе совместного планирования, прогнозирования кадрового обеспечения АПК с участием органов управления и предприятий АПК, образовательных и научных учреждений республики через создание республиканского и местных советов по кадровой политике и аграрному образованию;

восстановление и обеспечение эффективного функционирования системы работы с номенклатурой и резервом кадров руководителей и специалистов на всех уровнях управления в АПК республики;

создание эффективной и постоянно действующей системы оценки руководителей и специалистов АПК;

организация и обеспечение эффективности работы информационно-консультационных служб для предприятий и организаций АПК с использованием в этих целях потенциала аграрных образовательных учреждений и науки;

создание Республиканского центра сельскохозяйственного консультирования и межрайонных сельских консультационных центров с возложением на них задач по формированию инновационных предложений и их освоению в производстве, координации информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей, подготовке и повышению квалификации кадров, разработке единой системы подготовки и переподготовки кадров для ИКС, введение в учебных заведениях курсов по информационно-консультативному обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей;

дальнейшее совершенствование системы целевой договорной подготовки специалистов для АПК республики, обучающихся за счет средств федерального бюджета и организации трудоустройства выпускников;

обеспечение перехода на систему многоканального финансирования аграрных образовательных учреждений республики;

разработка и реализация мер по участию образовательных учреждений, их учебных, учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств в реализации федеральных, республиканских и местных программ развития сельскохозяйственного производства, финансируемых из соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов;

создание и развитие учебно-научно-производственных комплексов в составе аграрных учебных заведений, научно-исследовательских центров, учреждений дополнительного профессионального образования, базовых хозяйств и предприятий с широким применением современных интенсивных образовательных технологий, дистанционного обучения;

организация изучения и распространения передового опыта работы аграрных образовательных учреждений, органов управления АПК всех уровней, кадровых служб предприятий и организаций по кадровому обеспечению всех звеньев агропромышленного производства и управления в современных условиях;

совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельских товаропроизводителей и работников перерабатывающих, обслуживающих отраслей, обеспечивающей непрерывность их обучения в течение всей трудовой деятельности;

повышение уровня мотивации труда работников АПК, обеспечивающего высокую эффективность производства, переработки и реализации продукции;

совершенствование нормативной правовой базы о социальных гарантиях и льготах для руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, закрепления молодых специалистов в сельской местности;

расширение возможностей изучения отечественного и международного опыта ведения хозяйства в рыночных условиях для руководителей и специалистов АПК, а также фермеров путем организации проведения для них стажировок и семинаров.

III. Система программных мероприятий

Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс организационных, правовых, экономических мер по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формированию качественного резерва кадров, закреплению молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях.

Система программных мероприятий направлена на решение главной проблемы - формирование компетентных кадров не только хорошо знающих организацию и технологию современного производства, отечественный и зарубежный опыт ведения хозяйства (отрасли), но и владеющих элементами психологии и этики управления, рыночной экономики и маркетинга, способных глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной и коммерческой деятельности, и представлена следующими направлениями:

организационное и материально-техническое обеспечение, включающее разработку реальной потребности в специалистах и кадрах массовых профессий для организаций АПК; совершенствование нормативной правовой базы по созданию эффективной системы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, формирования качественного резерва кадров; интеграцию различного типа аграрных учебных заведений, позволяющую обеспечить универсальную подготовку кадров и их профессиональную мобильность. Основные преимущества единого образовательного комплекса - концентрация ресурсов, преемственность и скоординированность обучающих программ, корректировка перечня специальностей и профессий, большее соответствие содержания образования реальным производственным потребностям;

концепция развития системы непрерывного профессионального образования. Основным направлением деятельности учебных заведений, входящих в систему непрерывного профессионального образования, должно стать установление договорных отношений с заказчиком кадров с взаимной ответственностью сторон за качество обучения и обеспечение его необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Наряду со средствами заказчика система непрерывного профессионального образования должна получать необходимую поддержку из государственного бюджета.

Необходимо также разработать экономический механизм, который позволил бы, во-первых, постоянно стимулировать работника к повышению своего профессионального мастерства, во-вторых, побуждал руководителей предприятий, учреждений и организаций заботиться о совершенствовании квалификации кадрового потенциала и, в-третьих, делал бы экономически невыгодным низкое качество подготовки работников, то есть повышение качества и эффективности образовательного процесса;

развитие информационно-консультационной службы, предусматривающее формирование единой интегрированной системы ИКС АПК, разработку экономико-математических моделей развития производства, распространение опыта новых ресурсосберегающих технологий, формирование рынка информационно-консультационных услуг, оказание методической и организационно-технологической помощи в формировании на селе малого и среднего предпринимательства, мониторинг деятельности предприятий АПК;

совершенствование работы с персоналом, предусматривающее комплекс мероприятий, направленных на формирование и эффективное использование кадрового потенциала АПК республики, создание системы кадрового обеспечения АПК, позволяющей мобильно адаптировать структуру и качество подготовки кадров к меняющимся условиям характера производства и рынка труда;

международное сотрудничество и использование зарубежного опыта в работе по кадровому обеспечению АПК, предусматривающее интенсивный обмен студентами, стажерами, преподавателями, обучение за рубежом специалистов АПК, фермеров передовым технологиям, использованию вычислительной техники, менеджменту, маркетингу, банковскому делу, создание совместных предприятий.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, внебюджетных источников, зарубежных инвестиций.

В 2003 - 2005 годах на реализацию Программы предполагается направить 58261,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 35547,9 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 1890 тыс. рублей, средства муниципальных бюджетов - 610 тыс. рублей, внебюджетных источников - 20213,4 тыс. рублей, в том числе зарубежные инвестиции - 11819,7 тыс. рублей, средства сельскохозяйственных организаций - 1750 тыс. рублей. Финансирование соисполнителей программных мероприятий будет осуществляться в пределах источников и средств, предусмотренных на текущее финансирование соответствующих органов исполнительной власти Чувашской Республики, муниципальных органов власти, а также организаций АПК.

--------------------------T--------T-----------------------------¬

¦ Источники ¦2003 - ¦ Стоимость (тыс. руб.) ¦

¦ финансирования ¦2005 гг.+---------T---------T---------+

¦ ¦ ¦ 2003 г. ¦ 2004 г. ¦ 2005 г. ¦

L-------------------------+--------+---------+---------+----------

федеральный бюджет 35547,9 11554,7 11910,1 12083,1

республиканский бюджет 1890 630 630 630

Чувашской Республики

муниципальные бюджеты 610 190 200 220

внебюджетные 20213,4 6674,8 6769,3 6769,3

источники,

в том числе:

зарубежные инвестиции 11819,7 3989,9 3914,9 3914,9

средства 1750 550 600 600

сельхозорганизаций

Итого: 58261,3 19049,5 19509,4 19702,4

V. Механизм реализации Программы и контроль

за ходом ее выполнения

Реализация основных мероприятий Программы осуществляется организациями АПК, органами местного самоуправления, обладающими самостоятельностью в решении вопросов кадрового обеспечения на своей территории, и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.

Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий, формирует и ежегодно направляет в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики сводную бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации мероприятий Программы, вносит по мере необходимости предложения по уточнению мероприятий и объемов финансирования Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

Взаимодействие Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики с исполнителями осуществляется на основе Программы, а в случае необходимости - на основе договоров и соглашений.

Основные исполнители Программы ежегодно разрабатывают и утверждают планы работ по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой мероприятий. Органы местного самоуправления ежегодно к 1 февраля представляют в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики информацию о ходе реализации ими Программы за истекший год.

На основании информации администраций районов, организаций АПК Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики составляет сводную потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов на перспективу и осуществляет согласование контрольных цифр подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за счет бюджетных средств с аграрными образовательными учреждениями республики.

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, контролирующий ход выполнения мероприятий.

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики ежегодно в установленном порядке представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики информацию о ходе реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.

Приложение

к программе “Кадровое обеспечение

агропромышленного комплекса

Чувашской Республики

на 2003 - 2005 годы“

МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ “КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА 2003 - 2005 ГОДЫ“

--------T-------------------------------T---------T----------------------T-------------------T---------------------------------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦Сроки ¦ Исполнители ¦ Источники ¦ Стоимость (тыс. рублей) ¦

¦ пп ¦ ¦испол- ¦ ¦ финансирования +--------T------------------------+

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦2003 - ¦ в том числе ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2005 гг.+-------T--------T-------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2003 г.¦ 2004 г.¦2005 г.¦

+-------+-------------------------------+---------+----------------------+-------------------+--------+-------+--------+-------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦

L-------+-------------------------------+---------+----------------------+-------------------+--------+-------+--------+--------

1. Организационное и материально-техническое обеспечение

1.1. Определение потребности в ежегодно, Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

специалистах, кадрах массовых январь администрации районов, бюджет

профессий для каждой организации АПК республиканский

организации АПК, района и в бюджет

целом для отрасли

1.2. Определение потребности в ежегодно, Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

подготовке и повышении январь администрации районов, бюджет

квалификации руководителей, организации АПК республиканский

специалистов, рабочих кадров бюджет

1.3. Разработка и внедрение 2003 г. РосНИИ кадры, федеральный текущее финансирование

методики определения Минсельхоз Чувашии бюджет

эффективных пропорций и республиканский

структуры подготовки бюджет

квалифицированных кадров

массовых профессий для АПК

республики

1.4. Разработка проектов актов октябрь Минсельхоз Чувашии республиканский текущее финансирование

Кабинета Министров Чувашской 2002 г. бюджет

Республики:

Положение о Республиканском

совете по кадровой политике в

системе АПК и аграрному

образованию;

Положение о базовых хозяйствах март Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

АПК республики для стажировки 2003 г. Чувашская бюджет

руководителей и специалистов государственная

из числа резерва и прохождения сельскохозяйственная

практики студентов; академия

О предоставлении 2003 г. Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

единовременных выплат молодым администрации районов, бюджет

специалистам, прибывающим на организации АПК

работу в сельскохозяйственные

организации после окончания

аграрных образовательных

учреждений

1.5. Проведение интеграции аграрных 2003 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

образовательных учреждений и Чувашская бюджет

сельскохозяйственных научно- государственная республиканский

исследовательских институтов сельскохозяйственная бюджет

академия,

ФГОУ ДПОС “Чувашский

институт

переподготовки

и повышения

квалификации

руководящих кадров и

специалистов АПК“,

сельскохозяйственные

техникумы,

профессиональные

технические училища,

учебно-курсовые

комбинаты

1.6. Обеспечение аграрных 2003 - Минсельхоз Чувашии федеральный текущее финансирование

образовательных учреждений 2005 гг. бюджет

компьютерной и оргтехникой,

современными средствами

обучения, учебно-научными

оборудованием и материалами

1.7. Обеспечение в первоочередном 2003 - Минсельхоз Чувашии федеральный текущее финансирование

порядке выделения финансовых 2005 гг. бюджет

средств учебно-опытным и республиканский

учебно-производственным бюджет

хозяйствам аграрных

образовательных учреждений для

закупки новой техники и

оборудования, в том числе на

лизинговой основе под гарантию

Кабинета Министров Чувашской

Республики

1.8. Создание экспериментальных 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

площадок в организациях АПК по 2005 гг. Чувашская бюджет

апробации и внедрению государственная республиканский

прогрессивных технологий: сельскохозяйственная бюджет

возделывания академия,

сельскохозяйственных культур; ФГОУ ДПОС “Чувашский

производства продуктов институт

животноводства переподготовки

и повышения

квалификации

руководящих кадров и

специалистов АПК“

1.9. Проведение научно- 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

практических конференций, 2005 гг. Госкоммолодежи бюджет

республиканских конкурсов Чувашии,

профессионального мастерства Чувашская

“Лучший пекарь“, “Лучший государственная

кондитер“, “Лучший сельскохозяйственная

механизатор“, “Лучший оператор академия,

машинного доения“, “Лучший ФГОУ ДПОС “Чувашский

техник-осеменатор“, “Оператор институт

по искусственному осеменению переподготовки

сельскохозяйственных животных“ и повышения

квалификации

руководящих кадров и

специалистов АПК“

1.10. Разработка и внедрение системы 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

подготовки и закрепления 2005 гг. Чувашская бюджет

кадров на договорной основе государственная республиканский

(образовательное учреждение - сельскохозяйственная бюджет

студент - работодатель) академия

1.11. Проведение в средствах 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

массовой информации конкурса 2005 гг. Мининформполитики бюджет

на лучшее освещение по Чувашии,

пропаганде передового опыта Госкоммолодежи

специалистов сельского Чувашии,

хозяйства РГУП “ИКС “АРИС“

2. Развитие системы непрерывного профессионального образования

2.1. Дополнительное профессиональное образование

2.1.1. Создание центра по изучению февраль Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

передовых технологий, новейшей 2003г. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

техники и оборудования институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“

2.1.2. Изучение, обобщение и 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский федеральный текущее финансирование

использование передового опыта 2005 гг. институт бюджет

работ руководителей, переподготовки республиканский

специалистов АПК Чувашии, и повышения бюджет

других регионов страны квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“

2.1.3. Внедрение выездных, договорных 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский внебюджетные 230 70 80 80

форм обучения специалистов 2005 гг. институт источники

агропромышленного комплекса переподготовки муниципальные 230 70 80 80

Ядринского, Цивильского, и повышения бюджеты

Чебоксарского, Мариинско- квалификации

Посадского районов руководящих кадров

и специалистов АПК“

2.1.4. Создание центров и проведение 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский внебюджетные 255 85 85 85

научных исследований по 2005 гг. институт источники

направлениям: переподготовки

и повышения

экономическая и энергетическая квалификации внебюджетные 150 50 50 50

эффективность руководящих кадров источники

адаптивноресурсосберегающих и специалистов АПК“

технологий возделывания

сельскохозяйственных культур;

совершенствование системы внебюджетные 90 30 30 30

управления сельским хозяйством источники

республики в условиях рыночной

экономики; психология

успешного предпринимательства

в АПК Чувашской Республики;

концепция адаптивноландшафтных внебюджетные 140 40 50 50

систем земледелия Чувашской источники

Республики;

развитие законов и принципов внебюджетные 120 40 40 40

менеджмента в сельском источники

хозяйстве Чувашии

2.1.5. Определение потребностей в до 1 Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

дополнительных знаниях августа ФГОУ Д“ОС “Чувашский бюджет

руководителей и специалистов ежегодно, институт республиканский

сельскохозяйственных 2003 - переподготовки бюджет

организаций и предприятий 2005 гг. и повышения

пищевой и перерабатывающей квалификации

промышленности: руководящих кадров

переподготовка и повышение и специалистов АПК“,

квалификации руководителей и администрации районов

специалистов в соответствии

с потребностями в обучении в

количестве 865 человек

ежегодно

2.1.6. Подготовка резерва 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 1800,9 414,5 683,2 703,2

руководителей 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

сельскохозяйственных институт республиканский

организаций “Менеджмент в АПК“ переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.7. Профессиональная 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 1102,7 331,6 331,6 439,5

переподготовка 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

а) специалистов учетно- институт республиканский

экономических служб по переподготовки бюджет

программе “Аудиторы“ и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

б) специалистов ветеринарно- Минсельхоз Чувашии, федеральный 599,1 165,8 213,5 219,8

зоотехнической службы по ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

программе “Осеменаторы“ институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.8. Повышение квалификации молодых 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 330,9 97,3 116,8 116,8

руководителей, работающих до 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

3-х лет институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.9. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 1654,0 525,4 564,3 564,3

специалистов бухгалтерско- 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

экономической службы АПК институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.10. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 934 330,8 291,9 311,3

специалистов агрономической 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

службы АПК институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.11. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 1692,9 544,8 622,7 525,4

специалистов зооветеринарной 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

службы АПК институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.12. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 1109,1 389,2 311,3 408,6

специалистов инженерно- 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

технической службы АПК институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.13. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 585 195 195 195

специалистов кадровой службы 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.14. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 252,9 77,8 97,3 77,8

заведующих ферм 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.15. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 233,4 77,8 77,8 77,8

агрономов-апробаторов 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

институт республиканский

переподготовки бюджет

и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.16. Повышение квалификации 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский федеральный 583,8 194,6 194,6 194,6

специалистов Комитета по 2005 гг. институт бюджет

земельным ресурсам и переподготовки республиканский

землеустройству по Чувашской и повышения бюджет

Республике квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

Комитет по земельным

ресурсам и

землеустройству по

Чувашской Республике

2.1.17. Подготовка антикризисных 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский республиканский 1700 500 600 600

управляющих 2005 гг. институт бюджет

переподготовки внебюджетные

и повышения источники

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

администрации районов

2.1.18. Введение новых учебных 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский федеральный текущее финансирование

программ в переподготовке и 2005 гг. институт бюджет

повышении квалификации переподготовки республиканский

специалистов АПК: и повышения бюджет

квалификации внебюджетные 175,2 58,4 58,4 58,4

“Реформирование бухгалтерского руководящих кадров источники

учета предприятий АПК в и специалистов АПК“

соответствии с международными

стандартами“;

“Организация маркетинговой

деятельности на предприятиях

АПК“;

“Совершенствование планово-

экономической работы в

условиях реформирования АПК“

2.1.19. Реализация международного 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский внебюджетные 225 75 75 75

датско-российского проекта 2005 гг. институт источники

TACIS “Подготовка кадров по переподготовки зарубежные 75 75 - -

управлению охраной окружающей и повышения инвестиции

среды в бассейне реки Волга“ квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

Центр экологического

образования

2.1.20. Совершенствование работы 2003 - ФГОУ ДПОС “Чувашский федеральный 1854,9 618,3 618,3 618,3

учебного центра по охране 2005 гг. институт бюджет

труда. Организация и переподготовки республиканский

проведение учебы по охране и повышения бюджет

труда специалистов АПК квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“

ИТОГО: федеральный 12733,6 3962,9 4318,3 4452,4

бюджет

республиканский

бюджет

муниципальные 230,0 70,0 80,0 80,0

бюджеты

внебюджетные 3460,2 1123,4 1168,4 1168,4

источники,

в том числе

зарубежные 75,0 75,0 - -

инвестиции

ВСЕГО: 16423,8 5156,3 5566,7 5700,8

2.2. Высшее образование

2.2.1. Подготовка специалистов в 2003 - Чувашская федеральный текущее финансирование

Чувашской государственной 2005 гг. государственная бюджет

сельскохозяйственной академии, сельскохозяйственная внебюджетные

исходя из потребности на академия источники

планируемые объемы

производства - 425 человек в

год, в том числе по

специальностям:

“Агрономия“ - 75

“Зоотехния“ - 50

“Механизация сельского

хозяйства“ - 75

“Экономика и управление на

предприятии АПК“ - 50

“Бухгалтерский учет, анализ и

аудит“ - 50

“Автомобили и автомобильное

хозяйство“ - 25

“Ветеринария“ - 50

“Технология производства и

переработки

сельскохозяйственной

продукции“ - 25

“Механизация переработки

сельскохозяйственной

продукции“ - 25

2.2.2. Целевая договорная подготовка 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

специалистов с высшим 2005 гг. Чувашская бюджет

образованием из числа сельской государственная

молодежи для сельскохозяйственная

сельскохозяйственных академия,

организаций республики администрации районов,

(ежегодно не менее 110 сельскохозяйственные собственные 1750 650 600 600

человек) организации средства

сельхозорганизаций

2.2.3. Организация целевого приема и 2003 - Чувашская федеральный текущее финансирование

обучение по специальности 2005 гг. государственная бюджет

“Хмелеводство“ сельскохозяйственная

академия,

администрации районов,

сельскохозяйственные

организации

2.2.4. Разработка и внедрение 2003 - Чувашская федеральный текущее финансирование

механизма подготовки 2005 гг. государственная бюджет

руководителей и специалистов сельскохозяйственная

не менее 100 человек в год, академия,

имеющих среднее специальное администрации районов,

образование, по ускоренному сельскохозяйственные

курсу обучения, в том числе на организации

договорной основе

2.2.5. Разработка и внедрение системы 2003 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

трудоустройства выпускников в Чувашская бюджет

организациях АПК государственная республиканский

сельскохозяйственная бюджет

академия,

администрации районов,

сельскохозяйственные

организации

2.2.6. Развитие учебно-лабораторной 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

и материально-технической базы 2004 гг. Чувашская бюджет

подготовки специалистов по государственная

специальностям “Автомобили и сельскохозяйственная

автомобильное хозяйство“, академия,

“Ветеринария“ администрации районов,

сельскохозяйственные

организации

2.2.7. Завершение строительства 2005 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный 15000 5000 5000 5000

нового учебно-лабораторного Чувашская бюджет

корпуса для факультета государственная

механизации сельского сельскохозяйственная

хозяйства академия,

администрации районов,

сельскохозяйственные

организации

2.2.8. Реконструкция и модернизация 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

учебного полигона, оснащение 2005 гг. Чувашская бюджет

его современной учебной государственная

сельскохозяйственной техникой сельскохозяйственная

по основным видам академия,

сельскохозяйственных работ в администрации районов,

республике сельскохозяйственные

организации

ИТОГО: федеральный 15000 5000 5000 5000

бюджет

средства 1750 550 600 600

сельскохозяйственных

организаций

2.3. Среднее профессиональное образование

2.3.1. Подготовка специалистов в 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

средних специальных учебных 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

заведениях АПК, исходя из профессионального

потребности на планируемые образования,

объемы производства 630 сельскохозяйственные

человек ежегодно, в том числе техникумы

по специальностям:

“Экономика, бухучет и

контроль“ - 180 чел.

“Агрономия“ - 60 чел.

“Правоведение“ - 60 чел.

“Технология молока и молочных

продуктов“ - 30 чел.

“Технология мяса и мясных

продуктов“ - 30 чел.

“Зоотехния“ - 30 чел.

“Ветеринария“ - 60 чел.

“Механизация сельского

хозяйства“ - 60 чел.

“Электрификация и

автоматизация сельского

хозяйства“ - 30 чел.

“Техническое обслуживание и

ремонт автомобильного

транспорта“ - 30 чел.

“Налоги и налогообложение“ -

30 чел.

2.3.2. Целевая подготовка 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

специалистов со средним 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

профессиональным образованием профессионального

из числа сельской молодежи для образования,

сельхозпредприятий республики сельскохозяйственные

в соответствии с техникумы

постановлением Правительства

Российской Федерации от 19

сентября 1995 г. N 942 “О

целевой контрактной подготовке

специалистов с высшим и

средним профессиональным

образованием“

2.3.3. Разработка механизма отбора, 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

направления и закрепления 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

выпускников средних профессионального республиканский

специальных учебных заведений образования, бюджет

АПК, обучающихся по целевым сельскохозяйственные

направлениям. Разработка техникумы

трехстороннего договора

(сельхозтехникум - студент -

работодатель)

2.3.4. Организация профориентационной 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

работы. Отбор выпускников 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

сельских школ, организация их профессионального республиканский

направления в средние образования, бюджет

специальные учебные заведения сельскохозяйственные

по остродефицитным профессиям техникумы

на целевые места, проведение

Дней открытых дверей в

сельскохозяйственных

техникумах

2.3.5. Содержание коммунальной сферы 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

средних специальных учебных 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

заведений АПК профессионального

образования,

сельскохозяйственные

техникумы

2.3.6. Укрепление учебно- 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 6000 2000 2000 2000

лабораторных баз средних 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

специальных учебных заведений профессионального

АПК образования,

сельскохозяйственные

техникумы

ИТОГО: федеральный 6000 2000 2000 2000

бюджет

2.4. Начальное профессиональное образование

2.4.1. Разработка проекта 2003 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

постановления Кабинета Минобразования бюджет

Министров Чувашской Республики Чувашии республиканский

“О развитии социального бюджет

партнерства в сфере начального

профессионального образования

Чувашской Республики“

2.4.2. Разработка рекомендаций для 2003 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

муниципальных органов власти, Минобразования бюджет

сельскохозяйственных Чувашии республиканский

организаций по подписанию бюджет

соглашения с аграрными

образовательными учреждениями

по подготовке, переподготовке

кадров массовых профессий, а

также вопросам трудоустройства

и адаптации выпускников на

производстве

2.4.3. Разработка программы развития 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

производственной сферы АПК 2005 гг. администрации районов бюджет

района, занятости населения и республиканский

формирования потребности в бюджет

кадрах массовых профессий

2.4.4. Переподготовка и повышение 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

квалификации работников, 2005 гг. администрации районов бюджет

мастеров производственного республиканский

обучения на базе Чувашской бюджет

государственной

сельскохозяйственной академии,

ФГОУ ДПОС “Чувашский институт

переподготовки и повышения

квалификации руководящих

кадров и специалистов АПК“

2.4.5. Организация стажировки 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

мастеров производственного 2005 гг. профтехучилища, бюджет

обучения в базовых хозяйствах учебно-курсовые республиканский

АПК комбинаты бюджет

2.4.6. Создание системы отбора и 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

направления сельской молодежи 2005 гг. Минобразования бюджет

в учебные заведения начального Чувашии, республиканский

профессионального образования профессионально- бюджет

в количестве 1500 чел. технические училища,

ежегодно администрации районов

2.4.7. Организация ежегодной 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

подготовки, переподготовки 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

кадров массовых профессий в профессионального республиканский

количестве 1200 чел., в том образования, бюджет

числе 650 чел. в сельскохозяйственные

профтехучилищах и лицеях, 550 техникумы,

чел. в учебно-курсовых профессионально-

комбинатах и средних технические училища,

специальных учебных заведениях учебно-курсовые

системы АПК комбинаты

2.4.8. Дальнейшее развитие учебно- 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

материальной базы учебно- 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

курсовых комбинатов, профессионального республиканский

сельскохозяйственных образования, бюджет

техникумов по подготовке и сельскохозяйственные местные бюджеты

повышению квалификации кадров техникумы,

массовых профессий профессионально-

технические училища,

учебно-курсовые

комбинаты

2.4.9. Отбор, направление и обучение 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

сельской молодежи по рабочим 2005 гг. ФГОУ среднего бюджет

специальностям в количестве профессионального республиканский

550 человек через Департамент образования, бюджет

федеральной службы занятости сельскохозяйственные

населения в Чувашской техникумы,

Республике профессионально-

технические училища,

учебно-курсовые

комбинаты

3. Развитие информационно-консультационной службы АПК

3.1. Разработка проекта закона 2003 г. Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

Чувашской Республики об “ ГУП “Республиканская бюджет

информационно-консультационной информационно- республиканский

службе АПК, других нормативных консультационная бюджет

актов, регулирующих служба

функционирование информационно- агропромышленного

консультационной службы комплекса “АРИС“

3.2. Создание и функционирование 2003 г. ГУП “Республиканская республиканский текущее финансирование

Республиканского центра информационно- бюджет

сельскохозяйственного консультационная

консультирования служба

агропромышленного

комплекса “АРИС“

3.3. Лицензирование деятельности 2003 г. Минобразования внебюджетные 0,5 0,5

информационно-консультационной Чувашии, источники

службы ГУП “Республиканская

информационно-

консультационная

служба

агропромышленного

комплекса “АРИС“

3.4. Создание и функционирование 2003 г. ГУП “Республиканская республиканский текущее финансирование

центра обучения кадров ИКС информационно- бюджет

консультационная

служба

агропромышленного

комплекса “АРИС“,

Чувашская

государственная

сельскохозяйственная

академия

3.5. Подготовка консультантов для 2003 г. ГУП “Республиканская внебюджетные 150,0 50,0 50,0 50,0

сельских консультационных информационно- источники

центров, в том числе: консультационная

агрономы - 21 служба

зоотехники - 21 агропромышленного

комплекса “АРИС“,

Чувашская

государственная

сельскохозяйственная

академия

3.6. Стажировка консультантов за 2003 - ГУП “Республиканская внебюджетные 750,0 250,0 250,0 250,0

рубежом 2005 гг. информационно- источники

консультационная

служба

агропромышленного

комплекса “АРИС“

3.7. Создание и функционирование 2003 - ГУП “Республиканская внебюджетные 90,0 30,0 30,0 30,0

районных (межрайонных) 2005 гг. информационно- источники

информационно-консультационных консультационная

центров, в том числе: служба

в Батыревском районе (на базе агропромышленного

управления сельского комплекса “АРИС“,

хозяйства), Вурнарском районе администрации

(на базе совхоз-техникума), Батыревского,

Алатырском районе (на базе Вурнарского,

совхоз-техникума) Алатырского районов

3.8. Открытие специального курса по 2003 г. ГУП “Республиканская федеральный текущее финансирование

основам организации и информационно- бюджет

функционирования ИКС АПК в консультационная республиканский

Чувашской государственной служба бюджет

сельскохозяйственной академии агропромышленного

комплекса “АРИС“,

Чувашская

государственная

сельскохозяйственная

академия

3.9. Издание информационного 2003 - ГУП “Республиканская внебюджетные 360,0 120,0 120,0 120,0

бюллетеня ИКС, тираж 1000 2005 гг. информационно- источники

экз., ежемесячно консультационная

служба

агропромышленного

комплекса “АРИС“

3.10. Обучение и подготовка 2003 - ГУП “Республиканская внебюджетные 216,0 72,0 72,0 72,0

специалистов по сбору, 2005 гг. информационно- источники

обработке и распространению консультационная

информации, в том числе: служба

оператор ПЭВМ - 250 агропромышленного

информационные комплекса “АРИС“

технологии - 15

ИТОГО: республиканский

бюджет

внебюджетные 1566,5 522,5 522,0 522,0

источники

4. Совершенствование работы с персоналом

4.1. Разработка Положения ноябрь Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

(рекомендации) о службе 2002 г. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

управления персоналом в институт республиканский

муниципальных органах переподготовки бюджет

управления агропромышленным и повышения

комплексом, в организациях АПК квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“

4.2. Разработка проекта Программы сентябрь Минсельхоз Чувашии республиканский текущее финансирование

работы с резервом кадров 2002 г. бюджет

руководителей для

муниципальных органов

управления агропромышленным

комплексом

4.3. Разработка методологической сентябрь Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

базы по оценке (аттестации) 2002 г. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

руководителей и специалистов институт республиканский

АПК на основе профессиональных переподготовки бюджет

стандартов и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

Республиканский центр

оценки персонала

4.4. Разработка рекомендаций для 2003 г. Минсельхоз Чувашии республиканский текущее финансирование

сельскохозяйственных бюджет

организаций по созданию фондов

подготовки, переподготовки и

повышения квалификации

работников, социальных льгот

по привлечению и закреплению

молодых специалистов

4.5. Формирование номенклатуры дел 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный текущее финансирование

на руководителей, резерв 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

кадров, создание и постоянное институт республиканский

пополнение их электронного переподготовки бюджет

банка данных и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“,

Республиканский центр

оценки персонала

4.6. Формирование резерва кадров на 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

руководителей и главных 2005 гг. администрации районов бюджет

специалистов управлений

сельского хозяйства,

администраций районов, их

постоянное обновление,

обучение

4.7. Повышение квалификации 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 739,4 233,5 233,5 272,4

работников управлений 2005 гг. администрации районов бюджет

сельского хозяйства муниципальные 380 120 120 140

администраций районов бюджеты

4.8. Проведение социологического 2002 г. Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

исследования по вопросам Республиканский центр бюджет

совершенствования работы с оценки персонала

кадрами АПК республики

4.9. Отбор кандидатов из числа 2003 - Минсельхоз Чувашии федеральный 900 300 300 300

резерва руководителей АПК для 2005 гг. бюджет

подготовки управленческих республиканский 90 30 30 30

кадров высшего звена в бюджет

соответствии с Указом

Президента Российской

Федерации от 23 июля 1997 г. N

774 “О подготовке

управленческих кадров для

народного хозяйства Российской

Федерации“ (ежегодно не менее

15 человек)

4.10. Организация стажировок 2003 - Минсельхоз Чувашии, федеральный 175,1 58,3 58,3 58,3

специалистов, зачисленных в 2005 гг. администрации районов, бюджет

резерв кадров руководителей, в ФГОУ ДПОС “Чувашский республиканский текущее финансирование

базовых хозяйствах республики, институт бюджет

других субъектов Российской переподготовки внебюджетные 180 60 60 60

Федерации, в зарубежных и повышения источники

организациях (ежегодно не квалификации

менее 50 человек) руководящих кадров

и специалистов АПК“

4.11. Полное субсидирование 2003 - Минобразования республиканский текущее финансирование

процентных ставок молодым 2005 гг. Чувашии, бюджет

специалистам с высшим Минфин Чувашии,

образованием, заключившим Минсельхоз Чувашии,

трудовой договор с Госкоммолодежи

сельскохозяйственными Чувашии

организациями АПК на срок не

менее 5 лет, в соответствии с

Указом Президента Чувашской

Республики от 6 марта 2002 г.

N 51 “О мерах по улучшению

государственной поддержки

молодых граждан в Чувашской

Республике“

4.12. Выплата специальных стипендий 2003 - Минобразования республиканский 1800 600 600 600

молодым специалистам 2005 гг. Чувашии, бюджет

сельскохозяйственной отрасли Минфин Чувашии,

за достижение значительных Минсельхоз Чувашии,

результатов в учебной, Госкоммолодежи

исследовательской, научной, Чувашии

производственной,

управленческой деятельности

(ежегодно не менее 100

стипендий в соответствии с

Указом Президента Чувашской

Республики от 6 марта 2002 г.

N 51)

4.13. Обеспечение выделения молодым 2003 - органы местного республиканский текущее финансирование

специалистам в собственность 2005 гг. самоуправления бюджет

земельных участков для ведения муниципальные

личного подсобного хозяйства бюджеты

4.14. Изучение и обобщение опыта 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

работы руководителей 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

организаций АПК с персоналом институт

переподготовки

и повышения

квалификации

руководителей и

специалистов АПК“

4.15. Разработка методических 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский текущее финансирование

рекомендаций регулирования 2005 гг. ФГОУ ДПОС “Чувашский бюджет

финансовых взаимоотношений институт

между организациями АПК и переподготовки

аграрными учебными заведениями и повышения

по вопросам подготовки, квалификации

переподготовки и повышения руководителей и

квалификации руководителей и специалистов АПК“

специалистов АПК

4.16. Внедрение информационно- 2003 г. Минсельхоз Чувашии, текущее финансирование

поисковой системы “Кадры АПК Республиканский центр

России“ оценки персонала

ИТОГО: федеральный 1814,5 591,8 591,8 630,7

бюджет

республиканский 1890,0 630,0 630,0 630,0

бюджет

муниципальные 380,0 120,0 120,0 120,0

бюджет

внебюджетные 180,4 60,0 60,0 60,0

источники

5. Организация международного сотрудничества

по вопросам обучения кадров и работы с персоналом

5.1. Ежегодная стажировка 2003 - Минсельхоз России, республиканский

специалистов АПК в количестве 2005 гг. Минсельхоз Чувашии, бюджет

25 чел. в Баден-Вюртемберге ФГОУ ДПОС “Чувашский внебюджетные 7752 2584 2584 2584

(Германия) институт источники

переподготовки в том числе:

и повышения зарубежные 6702 2234 2234 2234

квалификации инвестиции

руководящих кадров

и специалистов АПК“

5.2. Стажировка специалистов АПК в 2003 - Минсельхоз Чувашии республиканский

Баварии (Германия) 2005 гг. бюджет

внебюджетные 591 197 197 197

источники,

в том числе:

зарубежные 489 163 163 163

инвестиции

5.3. Реализация Международной 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский

программы в сфере аграрного 2005 гг. Чувашская бюджет

менеджмента и развитии государственная внебюджетные 3270 1090 1090 1090

сельских регионов с сельскохозяйственная источники,

Университетом прикладных наук академия в том числе:

Вайнштефан (Германия): ФГОУ ДПОС “Чувашский зарубежные 2970 990 990 990

обучение студентов и институт инвестиции

стажировка аспирантов, переподготовки

доцентов и повышения

квалификации

руководящих кадров

и специалистов АПК“

обеспечение предпосылок для

выдачи двойных дипломов

(создание единой

коммуникационной сети

программного обеспечения для

учебных материалов, изучение

иностранного языка)

5.4. Стажировка студентов в 2003 - Минсельхоз Чувашии внебюджетные 974,7 324,9 324,9 324,9

Институте плодоводства г. 2005 гг. источники

Фрайзинг (Германия) (зарубежные

инвестиции)

5.5. Стажировка студентов в 2003 - Минсельхоз Чувашии, республиканский

Германии в соответствии с 2005 гг. Чувашская бюджет

Международной программой государственная внебюджетные 669 223 223 223

“Лого“ сельскохозяйственная источники,

академия в том числе:

зарубежные 609 203 203 203

инвестиции

ИТОГО: республиканский

бюджет

внебюджетные 13256,7 4418,9 4418,9 4418,9

источники,

в том числе:

зарубежные 11744,7 3914,9 3914,9 3914,9

инвестиции

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ: 58261,3 19049,5 19509,4 19702,4

в том числе:

федеральный 35547,9 11554,7 11910,1 12083,1

бюджет

республиканский 1890 630 630 630

бюджет

муниципальные 610 190 200 200

бюджеты

внебюджетные 20213,4 6674,8 6769,3 6769,3

источники,

в том числе:

зарубежные 11819,7 3989,9 3914,9 3914,9

инвестиции

средства 1750 550 600 600

сельхозорганизаций