Решение Собрания депутатов Янтиковского района ЧР от 04.02.2002 “О концепции территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Янтиковского района Чувашской Республики“
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ЯНТИКОВСКОГО РАЙОНАЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2002 года
О КОНЦЕПЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СХЕМЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЯНТИКОВСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Районное Собрание депутатов решило:
1. Одобрить концепцию территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Янтиковского района Чувашской Республики.
2. Предложить администрации района представить проект концепции территориальной комплексной схемы градостроительного планирования Янтиковского района на республиканский открытый конкурс среди районов и городов на лучшую комплексную схему градостроительного планирования развития территорий района и лучший проект генерального плана города Чувашской Республики.
Глава самоуправления
Янтиковского района
А.В.ДАНИЛОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Концепция
(в рамках реализации
Указа Президента
Чувашской Республики
от 21.05.2001 N 45)
Введение
Территориальная комплексная схема градостроительного планирования (“Схема“), как в целом по Республике Чувашии, так и по отдельным административным районам и городам, разрабатывается в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики за N 45 от 21.05.2001 “О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры“. Имеются задания глав районных администраций и отдельных городов на выполнение данной работы.
“Схема“ выполняется в сложный экономический период становления российской государственности. Следует отметить достаточно высокий жизненный потенциал Республики, что подтверждается ее современным рейтингом в составе субъектов РФ, а также целым рядом показателей, характеризующих ее особенности и ресурсы.
В основу построения “Схемы“ заложены социальные факторы повышения качества жизни населения, что является важнейшим системообразующим условием развития экономико-хозяйственного механизма Республики. Данная стадия “Концепция“ разрабатывается по материалам экспедиционного обследования специалистами института Урбанистики (г. Санкт-Петербург) при участии Чувашгражданпроекта, Чувашагропромпроекта и доработанные администрацией Янтиковского района.
Концепция “Схемы“ по Янтиковскому району разработана архитектурно-планировочной мастерской N 1 (АПМ-1) РосНИПИУрбанистики в период с ноября 2001 г. по январь 2002 г. и доработана администрацией Янтиковского района.
Руководитель АПМ-1 - Енина О.С.
Руководитель проекта - Петухова Л.Т.
Рабочая группа Янтиковского района - Прокопьев В.В.
Гурина Р.А.
Федоров О.И.
Раздел 1. Краткие сведения о муниципальном образовании
1.1. Общие сведения о районе
Янтиковский район расположен в восточной части республики и граничит на севере с Урмарским районом, на западе - с Канашским, на востоке и с юга с Татарстаном.
Район сельскохозяйственный.
Площадь района 52,5 тыс.га, в том числе: сельскохозяйственные угодья занимают 30,9 тыс. га (59%), леса занимают 12,4 тыс. га (23,6% от общей площади), из них леса Гослесхоза - 11,6 тыс. га.
В районе 10 сельских администраций и 31 населенный пункт. Общая численность населения на 01.01.2002 составляет 19,6 тыс. человек. Центр района - село Янтиково с численностью 3,9 тыс. человек. Плотность населения района - 37,3 человек на кв. км.
1.2. Краткая характеристика природных условий
и природных ресурсов
Климат района умеренно-континентальный с устойчивой морозной зимой и теплым сухим летом. Район относится к строительно-климатической зоне - II-В. Расчетная температура для отопления - минус 32 град. C . Комфортный период для летнего отдыха длится 3 месяца (VI - VIII), для зимнего отдыха - также 3 месяца (ХII - II). Преобладают ветры северо-западных направлений.
В агроклиматическом отношении район характеризуется значительной теплообеспеченностью, в отдельные годы возможны засухи. В связи с частыми метелями и с большим снегопереносом на полях следует проводить мероприятия по снегозащите.
Территория района расположена в пределах Чувашского плато, которое расчленено многочисленными оврагами и реками на ряд пологих увалов. Длина оврагов изменяется от 0,1 - 0,2 км до 3,0 - 4,0 км, при глубине от 2 - 6 м до 15 - 20 м. Длина овражно-балочной сети района достигает 700 км, густота - 1,29 км на кв. км. Площадь сильно и средне-эродированных земель - 36,6% от общей площади района.
Реки района представляют собой малые водотоки - р. Аль, Ута, Аниш и др. - левобережные притоки приграничной р. Кубня. В водном режиме рек четко выражено весеннее половодье. Малые реки периодически пересыхают летом и полностью перемерзают зимой.
На территории района есть озеро Элькуль-Аль. Оно находится в 2-х километрах западнее с. Алдиарово и 3-х км от железнодорожной станции Шоркистры. Озеро имеет 280 м в длину и 220 м в ширину. Зеркальная площадь составляет 4,0 га, глубина составляет 10,5 м (средняя глубина - 6,9 м). Оно имеет правильную округлую форму. Происхождение озера не выяснено, но безусловно оно карстового происхождения на известняке. Вода на озере чистая и прозрачная. Часто вода из озера вытекает большим ручейком и попадает в реку Аль. На дне озера видимо имеются мощные ключи. По берегам растет высокая трава, на поверхности роскошно цветут цветы. В озере много разной рыбы.
Другое замечательное место близ реки Турмышка недалеко от д. Латышево, которое называется Хура сал - Черные ключи. Место отдыха.
Озеро Аль и Черные ключи считаются памятниками природы Чувашии, которые занесены в Красную книгу республики.
Ресурсы поверхностных вод крайне ограничены. Использование их, и, прежде всего, для сельскохозяйственных целей, возможно только посредством регулирования.
Подземные воды приурочены как к комплексу четвертичных отложений, так и к комплексу трещиноватых известняков и доломитов верхнепермского возраста (Татарский водоносный горизонт). Верхний водоносный горизонт в значительной степени сдренирован, хотя и широко используется местным населением посредством колодцев. Горизонт характеризуется низкой водообильностью и подвержен поверхностному загрязнению.
Татарский водоносный горизонт широко используется посредством скважин для целей водоснабжения. Глубина скважин до 60 - 100 м, воды напорные, производительность скважин в среднем составляет 1,0 - 6,0 л/сек. Следует отметить, что ниже залегают подземные воды повышенной минерализации и при длительной и неправильной эксплуатации скважин возможен подсос соленых вод.
В границах района разведаны Бахтиаровский и Надеждинский участки Канашского месторождения подземных вод. Разведанные запасы по категориям А + В + С составляют соответственно 14,8 тм3/сут. и 15,0 тыс. м3/сут. В настоящее время эксплуатируется Канашским МУП “Водоканал“ Бахтиаровский участок для водоснабжения г. Канаша.
В целом территория района относится к зоне недостаточно обеспеченной подземными водами. Возможная производительность сосредоточенного водозабора - 1 - 5 тыс. м3/сут.
Из минерально-сырьевых ресурсов на территории района разведаны месторождения кирпичных глин - Янтиковское II, Гришинское, и известняков - Можарское, пригодных для производства муки для известкования почв.
Месторождение Янтиковское II эксплуатируется ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“, а на базе Можарского месторождения работает ООО “Янтиковский известковый карьер“.
На территории Чувашской Республики, по оценке накопленной информации по результатам поисково-оценочных работ выделено более 30 локальных структур, перспективных на нефть и газ. Из общего количества, 6 площадей подготовлены к бурению, две из них - Турмышская и Южно-Турмышская расположены в пределах Янтиковского района. Исследования проводит ЗАО “Корпорация Синтез“. Необходимо дальнейшее проведение геолого-разведочных работ.
Основным ресурсом района являются сельхозугодья. Лесные массивы района могут рассматриваться как рекреационный ресурс.
1.3. Численность населения и трудовые ресурсы
Численность населения района составляет 19,6 тыс. человек, за последние годы наблюдается динамика сокращения численности населения с одной стороны, за счет превышения числа умерших над родившимися (254 против 177 в 2001 году), так и за счет оттока в основном трудоспособного населения (100 человек в 2001 году), в другие регионы.
Распределение по демографическим показателям показывает, что дети до 14 лет - 21%, подростки - 4,5%, взрослые - 74,5% (14,5 тыс. человек), из них пенсионеров - 5,9 тыс. человек.
Средний возраст населения района 39 лет.
Трудовые ресурсы района - 9,6 тыс. человек (49,0%), численность занятых в экономике - 7,8 тыс. человек (40%), из них:
в производственной сфере - 4,8 тыс. человек (62%), из них 3,4 тыс. человек - 71% занято в сельском хозяйстве;
в непроизводственной сфере - 3,1 тыс. человек (38%), в т.ч. в бюджетной сфере - 1,9 тыс. человек. Это свидетельствует о слабом развитии непроизводственной сферы и сферы услуг. Высокий процент занятых сельским трудом свидетельствует о низкоэффективной производительности в этой сфере.
Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 01.01.2002 - 108 человек, или 107% к предыдущему году.
Уровень жизни населения в целом по району невысокий. Номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника составляет 706,3 руб. в месяц при прожиточном уровне в среднем на душу населения - 1294 руб. в месяц (54,6%). Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума по официальным данным - 8,8 тыс. человек (45%).
1.4. Бюджет района и налоговые сборы
Доходная часть бюджета района за 2001 год составила 42668 тыс. рублей, или исполнения на 99,5%, в том числе поступления собственных доходов - 6134 тыс. рублей, или 94,3% к годовому уточненному плану. Из республиканского бюджета в виде трансферта получено 22876 тыс. рублей, взаимных расчетов 13363 тыс. рублей. В целом бюджет района на 85% дотационный.
Расходная часть бюджета района исполнена на 99%. Все бюджетные сферы района профинансированы в полном объеме к предусмотренному, кроме жилищно-коммунального хозяйства - финансирование составило 73%.
Задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы на 01.01.2002 не имеется, непогашенной за 2001 г. осталась задолженность по энергоресурсам за: газ - 163 тыс. рублей, электроэнергию - 84 тыс. рублей, уголь - 1512 тыс. рублей.
Анализ расходной части бюджета Янтиковского района.
В 2001 году 75,5% бюджета района (Рис. 2 и таблица 1) использовалось на финансирование социальной сферы. Это, в основном, содержание учреждений образования, здравоохранения и культуры; заработная плата работников; выплаты государственных пособий на детей.
Таблица 1.
----T-------------------------------------T----------T-----------¬
¦ ¦Расходы бюджета Янтиковского района, ¦ 2000 г. ¦ 2001 г. ¦
¦ ¦ тыс. руб. ¦ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 1 ¦Органы местного самоуправления ¦ 2819 ¦ 3505 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 2 ¦Правоохранительная деятельность ¦ 168 ¦ 275 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 3 ¦Строительство, госинвестиции ¦ 240 ¦ 882 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 4 ¦Сельское хозяйство ¦ 4899 ¦ 2365 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 5 ¦Жилищно-коммунальное хозяйство ¦ 2195 ¦ 2900 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 6 ¦Образование ¦ 11703 ¦ 17211 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 7 ¦Культура, искусство, кинематография ¦ 1243 ¦ 1580 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 8 ¦Здравоохранение и физическая культура¦ 5272 ¦ 6163 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ 9 ¦Социальная политика ¦ 7458 ¦ 7272 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦10 ¦Целевые бюджетные фонды ¦ 188 ¦ 289 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦11 ¦Прочие расходы ¦ 168 ¦ 143 ¦
+---+-------------------------------------+----------+-----------+
¦ ¦ ИТОГО¦ 36353 ¦ 42668 ¦
L---+-------------------------------------+----------+------------
Структура расходов бюджета Янтиковского района в 2000 году
Рисунок не приводится.
Структура расходов бюджета Янтиковского района в 2001 году
Рисунок не приводится.
Доходы бюджета Янтиковского района за 2001 год
Рисунок не приводится.
В целом по району инспекцией ГНИС по району мобилизовано налоговых платежей в бюджеты всех уровней - 16,6 млн. рублей, что на 4,7 млн. рублей больше 2000 года, рост составил 39%. Контрольные задания по сбору налогов выполнены по: федеральному бюджету - на 163%, республиканскому бюджету - 101%, районному бюджету - 110%.
Кроме того поступил единый социальный налог - 13,6 млн. рублей.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации: N 140 от 23.05.2001 проведена реструктуризация задолженности по 5-и налогоплательщикам на сумму 505 тыс. рублей, сельскохозяйственным предприятиям на сумму 9045 тыс. рублей, N 699 от 01.10.2001 задолженности внебюджетных фондов - 6562 тыс. рублей. Работа по реструктуризации задолженности продолжается.
1.5. Система управления общественными финансами
Продолжается работа по организации районной информационной системы, которая представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности в интересах муниципальных органов, предприятий, учреждений Янтиковского района.
Районная информационная система представляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности в интересах муниципальных органов, предприятий, учреждений и граждан Янтиковского района.
Имеющиеся информационные системы в районе базируются на устаревших технологиях и не удовлетворяют возрастающим требованиям. До половины своего рабочего времени работники сельских администраций отделов муниципального органа затрачивают на поиск и повторную обработку информации, уже существующей в информационных системах разного уровня, а сельские администрации для передачи отчетов и справок вышестоящей инстанции постоянно ездят в райцентр.
Назрела необходимость в создании единой технологической среды сбора, накопления и анализа информации. На этапе реализации районной информационной системы создается распределенная интегрированная база данных и соответствующая инфраструктура его поддержки-коммуникационная сеть и компьютерные комплексы.
Районная информационная система позволит упростить, сделать более эффективными и менее затратными процедуры взаимодействия граждан и сотрудников органов власти, например, исключить необходимость или, по крайней мере, сократить время получения различных справок, выписок из хозяйственной книги и др.
Районная информационная система позволит установить непосредственную связь между государственными, муниципальными органами и коммерческими организациями, сократит необходимость использования бумажных документов и таким образом снизить издержки и ускорить процесс сбора и обработки необходимой информации (сбор отчетности, выдача справок, коммерческая база данных и др).
Цели и задачи
1. Интеграция информационных систем и ресурсов организаций, предприятий и учреждений района, организация и оптимизация их взаимодействия (формирование единой базы данных района).
2. Повышение эффективности и оперативности управления, снижение издержек и затрат на функционирование государственных и муниципальных органов района (организация электронного документооборота органов власти, организаций и предприятий района).
3. Обмен опытом, повышение квалификации и профессиональное совершенствование сотрудников органов власти и учителей СОШ (организация единой системы обучения и переподготовки персонала).
4. Повышение уровня информационного обеспечения предприятий и организаций района, повышение их конкурентоспособности, соответствия современным стандартам (создание современной телекоммуникационной сети).
Имеющиеся информационные системы в районе базируются на устаревших технологиях и не удовлетворяют возрастающим требованиям. Назрела необходимость в создании единой технологической среды сбора, накопления и анализа информации. На этапе реализации районной информационной системы создаются распределенная интегрированная база данных и соответствующая инфраструктура его поддержки - коммуникационная сеть и компьютерные комплексы.
В администрацию района поступили 5 современных компьютеров, но этого недостаточно на развитие информационных систем, необходимо поступление еще 5 компьютеров.
Система управления общественными финансами в районе делает первые трудные шаги. В настоящее время введение индикаторов улучшения состояния системы управления, реализация мероприятий, создающих потенциал для перехода на более качественный уровень управления, находится на стадии становления.
С 1 января 2002 года введена система казначейского исполнения бюджета района и реализуется процедура текущего и предварительного контроля целевого использования бюджетных средств.
Принято постановление главы администрации района о проведении в 2002 году открытых тендеров в целях доведения доли расходов бюджета района более 70% осуществляет по их результатам.
Тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве проводится в соответствии с республиканскими стандартами.
В 2001 году решением Собрания депутатов района утверждена муниципальная долговая книга, на 2002 год утвержден предельный размер муниципальных долгов в сумме 8205,6 тыс. рублей, предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям - 3430,1 тыс. рублей, предельный объем заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета - 2661,6 тыс. рублей, что соответствует параметрам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предельный размер дефицита бюджета района на 2002 год установлен в сумме 521,1 тыс. рублей, или 6,3% к объему собственных доходов бюджета района.
В 2001 году бюджетные кредиты представлены юридическим лицам в размере, не превышающем более 3% от объема расходов бюджета района - 1000 тыс. руб.
Решением Собрания депутатов района утверждена программа муниципальных заимствований на 2002 год.
Платежеспособность и кредитоспособность бюджета района соответствует нормальному функционированию жизнедеятельности района. Долговое планирование выдержано в соответствии с требованиями и ограничениями Бюджетного кодекса РФ.
Кредиторская задолженность бюджетных учреждений увеличилась на 16,1% и составила 8234,9 тыс. рублей, из них бюджетная - 7,3% в объеме 7508,9 тыс. рублей. По отдельным видам достигнуто снижение кредиторской задолженности: по электроэнергии на 67,8%, оплате природного газа - 33,5%, оплате коммунальных услуг - 2%, трансферту населения - 80,2%. Поставлена задача по снижению кредиторской задолженности по минимуму к 1 октября 2002 года.
Несмотря на ограниченность бюджета района удалось сформулировать районную инвестиционную программу.
Инвестиционная программа
Янтиковского района на 2002 год
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Наименование программ ¦Сумма, предусмотренная¦
¦п/п¦ ¦ в райбюджете на ¦
¦ ¦ ¦ 2002 г. (руб.) ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦1. ¦Продолжение строительства здания¦ 300000 ¦
¦ ¦Янтиковской средней¦ ¦
¦ ¦общеобразовательной школы на 864¦ ¦
¦ ¦учащихся ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦2. ¦Завершение строительства Яншихово-¦ 100000 ¦
¦ ¦Норвашской сельской врачебной¦ ¦
¦ ¦амбулатории ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦3. ¦Капитальный ремонт фтизиатрического¦ 100000 ¦
¦ ¦корпуса ЦРБ ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦4. ¦Реконструкция водопроводной системы ¦ 135813 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦5. ¦Проектирование комплексной схемы¦ 112000 ¦
¦ ¦градостроительного планирования¦ ¦
¦ ¦развития Янтиковского района ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦6. ¦Реконструкция канализационных сетей в¦ 100000 ¦
¦ ¦с. Янтиково ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦7. ¦Подготовка котельных к осенне-зимнему¦ 288000 ¦
¦ ¦периоду (с переводом на газ) ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦Итого ¦ 1135813 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
В целом при эффективности и целевом использовании бюджетных средств, соблюдения утвержденной программы муниципальных заимствований, требований представлению муниципальных гарантий, сведения до минимума кредиторской задолженности местный бюджет на 2002 год дает функционировать жизнедеятельности района, но не дает возможности вкладывать необходимые средства в инвестиционные программы по различным отраслям народного хозяйства.
Раздел 2. Современное состояние района, инженерные обеспечения
2.1. Промышленность района
Производством промышленной продукции заняты 3 предприятия ОАО “Янтиковский молочный завод“, ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“, ОАО “Техсервис“. Динамика промышленного производства характеризуется устойчивым ростом. Индекс его физического объема к соответствующему периоду предыдущего года составил 123%, в суммарном выражении - 30234 тыс. рублей, в т.ч. по:
ОАО “Янтиковский молочный завод“ - 25742 тыс. руб. - 120%;
ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“ - 2676 тыс. руб. - 143%;
ОАО “Техсервис“ - 1815 тыс. руб. - 148%.
Перспективы развития ОАО “Янтиковский молочный завод“
------------------------T----T----T----T----T----T----T----T----------¬
¦ ¦Ед. ¦2000¦2001¦2002¦2003¦2004¦2005¦2005 г. к ¦
¦ ¦изм.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2001 г., %¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦Производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦в натуральном выражении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦Переработка молока ¦ т ¦6252¦6030¦6600¦7300¦7500¦7700¦ 128 ¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦Масло животное ¦ т ¦ 75¦ 108¦ 110¦ 120¦ 130¦ 130¦ 120 ¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦Сыр обезжиренный ¦ т ¦ 253¦ 240¦ 250¦ 280¦ 300¦ 320¦ 133 ¦
+-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+----------+
¦Молоко для отгрузки ¦ т ¦ 987¦1136¦1250¦1310¦1370¦1430¦ 126 ¦
L-----------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----------
В 2001 году производство молока во всех категориях хозяйств увеличилось на 12%, но в то же время переработка молока на заводе сократилась на 4% против уровня 2000 года, это произошло из-за того, что молоко с частного и общественного сектора уходит за пределы района.
Перед руководством района и завода стоит задача недопущения дальнейшего сокращения поступления молока на завод, для чего необходимо принять следующие меры:
- вести разъяснительную работу среди производителей молока о необходимости оставлять молоко в районе;
- установить оптимальную цену за сданное молоко;
- организация соревнования среди сдатчиков;
- разработать меры материального и морального поощрения для населения и сельскохозяйственных предприятий.
Экономическая эффективность увеличения мощности ОАО “Янтиковский молочный завод“.
Принятые меры позволят достигнуть увеличения:
- поступления молока на завод к 2005 году на 28%;
- выпуска масла животного на 20%;
- выпуска сыра обезжиренного на 33%;
- молока для отгрузки на 26%.
3. Прибыль от реализации - 7000 тыс. руб.
4. Рентабельность - 13%.
Янтиковский кирпичный завод.
ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“ расположен в с. Янтиково Янтиковского района Чувашской Республики. В 1960 году на паевых взносах колхозов начали строить в с. Янтиково кирпичный завод при Янтиковской МТС. Первоначальная мощность завода составляла 1,0 - 1,5 млн. штук кирпича в год. Затем завод входил в состав Янтиковского СМУ. С 1975 года кирпичный завод стал самостоятельным предприятием. В 1994 году был приватизирован и преобразован в акционерное общество закрытого типа “Кирпичный завод “Янтиковский“.
В настоящее время утверждена мощность завода в 2,7 млн. штук керамического кирпича в год. Производственная структура предприятия: карьер, формовочное, сушильное отделение, отделение обжига, склад готовой продукции.
Предприятие сезонного действия выпускает керамический кирпич полнотелый методом пластического формования. Сушка сырца ведется в сушильных сараях в естественных условиях. Обжиг осуществляется в 14-камерной кольцевой печи. В качестве топлива завод использует привозной каменный уголь. Электроэнергией завод обеспечивается от государственной энергосети. Водоснабжение от производственного управления ЖКХ.
Применяемая в настоящее время на заводе технология производства кирпича сезонного характера с использованием морально и физически устаревшего оборудования, массового ручного труда не позволяет значительно увеличить выпуск готовой продукции, улучшить ее качество.
Для достижения проектных показателей работы завода, в отличие от ныне действующего производства, требуется лишь организация работы по непрерывному циклу.
Обеспечение сырьем и основными материалами будет осуществляться от существующих в настоящее время источников. Месторасположение глины расположено в 0,5 км от территории завода.
С реконструкцией кольцевой печи для обжига кирпича на природный газ ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“ с сезонного характера переходит на круглогодичный режим работы. В связи с этим увеличится число рабочих мест, что позволит трудоустроить незанятую часть населения района, особенно молодежь.
С внедрением новой технологии производства кирпича увеличится объем выпускаемой продукции до 9 млн. штук в год. Значительно улучшится качество готовой продукции и увеличится спрос на нее, уменьшится трудоемкость выполняемых работ, снизится себестоимость единицы продукции, увеличится размер получаемой прибыли, повысится уровень рентабельности предприятия.
С увеличением объема производства увеличивается объем реализации продукции, соответственно увеличится размер платежей в бюджеты всех уровней.
Составить конкуренцию за счет более высокого качества, лучшего внешнего вида, более низкой цены готовой продукции.
С переходом завода на природный газ совершенствуется технологический процесс производства кирпича. Уменьшается выброс загрязняющего вещества в атмосферу. Появляется возможность строительства и ввода в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений, повысится эффективность существующих очистных установок, появится возможность модернизировать и реконструировать, ликвидировать некоторые источники загрязнения.
Основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“
-------------------------------T---------T-------T-------T-------T---------¬
¦ Показатели ¦ Единица ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦Прогноз- ¦
¦ ¦измерения¦ ¦ ¦ ¦ные пока-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦затели ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2005 г. ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦1. Выпуск продукции ¦тыс. шт. ¦ 3416 ¦ 3122 ¦ 3123 ¦ 9000 ¦
¦ ¦тыс. руб.¦ 1352 ¦ 1855 ¦ 2675 ¦ 7490 ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦2. Объем отгруженной продукции¦тыс. шт. ¦ 3930 ¦ 2849 ¦ 2767 ¦ 9000 ¦
¦ ¦тыс. руб.¦ 1482 ¦ 1658 ¦ 2276 ¦ 7490 ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦3. Затраты на производство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ а) всего ¦тыс. руб.¦ 1337 ¦ 1676 ¦ 2432 ¦ 4426 ¦
¦ б) на единицу продукции ¦руб. ¦ 391 ¦ 537 ¦ 779 ¦ 492 ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦4. Средняя реализационная цена¦руб. ¦ 452 ¦ 710 ¦ 987 ¦ 1000 ¦
¦с учетом НДС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦5. Среднесписочная численность¦чел. ¦ 55 ¦ 55 ¦ 58 ¦ 80 ¦
¦работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦6. Прибыль от реализации¦тыс. руб.¦ +20 ¦ +98 ¦ +151 ¦ +1328 ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+---------+-------+-------+-------+---------+
¦7. Рентабельность ¦% ¦ 2 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 30 ¦
L------------------------------+---------+-------+-------+-------+----------
Прогноз финансовых результатов
ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“
----------------------------------T----------T--------T-----------¬
¦ Показатели ¦Единица ¦ Уголь ¦ Газ ¦
¦ ¦измерения ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦1. Норма расхода топлива на обжиг¦ т/м ¦ 0,261¦ 240 ¦
¦1 тыс. шт. кирпича ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦2. Цена ¦ руб. ¦1200 ¦ 0,44 ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦3. Стоимость топлива на обжиг¦ руб. ¦ 313 ¦ 106 ¦
¦1 тыс. шт. кирпича ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦4. Снижение з“трат на топливо на¦ % ¦ ¦ 66% ¦
¦1 тыс. шт. кирпича ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦5. Предполагаемый размер снижения¦ %/ ¦ ¦ 35%/2383 ¦
¦затрат на производство продукции ¦тыс. руб. ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+----------+--------+-----------+
¦6. Средний объем производства¦тыс. руб./¦ ¦ 3220/2,8 ¦
¦продукции ¦раз ¦ ¦ ¦
L---------------------------------+----------+--------+------------
ОАО “Техсервис“ испытывает трудности из-за нехватки финансовых средств, большого процента износа основных и оборотных средств. Необходима финансовая поддержка для внедрения линии диагностики автомобилей, тракторов, ремонта топливных и масляных насосов.
2.2. Сельское хозяйство
Янтиковский район входит в центральную природно-экономическую зону специализации, имеющую зерново-картофельное направление с развитым овощеводством, хмелеводством. Развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство.
Из общей площади района в 52,5 тыс. га сельхозугодья занимают 30,9 тыс. га (59,4%), из них пашни - 26,1 тыс. га (84,4%). Распаханность сельхозугодий достаточно высокая - 86% (используется 92% пашни).
Структуры посевных площадей:
зерновые - 51%
картофель и овощи (сахарная свекла, рапс) - 8,5%
технические культуры - 0,5%
кормовые культуры - 40%
В собственности граждан - 50% земель района. В государственной и муниципальной собственности - 50% земель, в том числе в аренде - 6% земель.
Сельскохозяйственным производством занимаются 21 кооператив, одно общество с ограниченной ответственностью, 16 фермерских хозяйств и хозяйства населения (личные подсобные хозяйства). Численность сельскохозяйственных кадров составляет 3,4 тыс. чел.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции
(все категории хозяйств), тыс. т
-------------------------T---------T---------T---------T---------¬
¦ Показатели ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦ 1999 г. ¦ 2000 г. ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Зерновые ¦ 36,8 ¦ 11,7 ¦ 7,0 ¦ 20,6 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Сахарная свекла ¦ 0,6 ¦ - ¦ 0,3 ¦ 1,8 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Картофель ¦ 19,9 ¦ 18,1 ¦ 15,1 ¦ 16,7 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Овощи ¦ 5,0 ¦ 2,1 ¦ 3,6 ¦ 4,7 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Хмель (т) ¦ 30,6 ¦ 15,8 ¦ 9,6 ¦ н/д ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Мясо (жив. вес/уб. вес) ¦ 3,3/2,1 ¦ 3,6/2,3 ¦ 3,4/2,2 ¦ 3,0/2,0 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Молоко ¦ 18,4 ¦ 18,8 ¦ 16,5 ¦ 16,1 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Шерсть (т) ¦ 30,1 ¦ 25,2 ¦ 26,1 ¦ 26,0 ¦
+------------------------+---------+---------+---------+---------+
¦Яйца (млн. штук) ¦ 4,0 ¦ 3,9 ¦ 4,5 ¦ 3,8 ¦
L------------------------+---------+---------+---------+----------
Янтиковский район занимает 2,9% территории республики, при этом удельный вес района в валовом производстве сельского хозяйства Чувашской Республики составляет - 2,6%.
Уровень сельскохозяйственного производства удовлетворяет потребности населения района по физиологической норме питания (с учетом расходов на семена, фураж и прочие) на 100% зерном, картофелем, овощами местного производства, молоком и молочными продуктами, мясом. Из района может вывозиться более 3 тыс. т зерна, 1,5 тыс. т овощей, 6,6 тыс. т молока, 0,5 тыс. т мяса.
Потенциальные возможности и перспективы развития
Основная цель - остановка спада производства, восстановление, стабилизация и развитие сельского хозяйства, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции, создание благоприятных условий для устойчивого развития сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность. Намечается поддержание темпов роста производства в первые 2 - 4 года 1 - 2%, а далее - 3%.
Растениеводство:
- восстановление почвенного плодородия сельхозугодий
- незначительное повышение посевных площадей до 3%; рост продукции за счет повышения урожайности сельхозкультур к 2005 г. - на 8%, к 2010 г. - на 15%, к 2020 г. - на 30%.
Животноводство: наличие кормовых угодий (пастбища, сенокосы, корма на пашне) позволяют увеличить поголовье крупного рогатого скота до 15 - 17 тыс. голов (30 - 50%) во всех категориях хозяйств; при улучшении качества кормов, улучшении племенной работы возможен рост продукции животноводства: молока на 25 - 30%, мяса - на 20 - 25%.
Плата за землю. Оборот земель
В 2000 г. общая сумма сбора земельного налога и арендной платы составила 431 тыс. руб. (доля платежей за землю в республике - 0,43%).
В настоящее время предусмотрен переход к налогообложению земельных участков в зависимости от его кадастровой стоимости - предполагается увеличение доходов в бюджет всех уровней до 5 раз.
Земли сельских поселений - 2776 га. Земли промышленности (за чертой населенных пунктов) - 21 га.
По принятому Земельному кодексу, при обороте земель промышленности (21 га) можно получить 330 тыс. руб. При обороте земель сельских населенных пунктов (2187 га) - 22,5 млн. руб.
Всего земель района в обороте - 4%, всего в сумме - 22,8 млн. руб.
Всего сельхозугодий в районе - 35,8 тыс. га, без сельхозугодий населенных пунктов - 33,9 тыс. га, при средней кадастровой оценке 15 тыс. руб./га, стоимость их составляет 508,5 млн. руб., при стоимости в 20 тыс. руб./га - 678 млн. руб.
Необходимо:
- продолжение осуществляемой государственной поддержки (дотации, льготное кредитование, лизинговый фонд и пр.).
- долгосрочные кредиты под залог недвижимости, земли, ипотечное кредитование (20 - 30 лет) и пр.
- упорядочение земельного законодательства в отношении земель сельхозназначения (за чертой населенных пунктов).
- установление договорных отношений между пользователями земли (земельных долей) и их собственниками.
- создание агроформирований (вертикально-интегрированных компаний цепочка: земля - производство - реализация - сеть магазинов, кафе и др.).
Концепция устойчивого экономического развития
сельского хозяйства
Район и дальше сохранит сельскохозяйственную специализацию. Несмотря на значительный спад производства за последние десятилетия в районе отмечается некоторая стабилизация в сельском хозяйстве. Так, за 2001 год производство зерна увеличилось на 33%, поголовье крупного рогатого скота на - 4, валовое производство молока на - 14% по сравнению с предыдущим годом.
Идет процесс обновления техники, товаропроизводители покупают по лизингу трактора, комбайны, кормоуборочную и почвообрабатывающую технику.
В районе имеются значительные внутренние потенциальные ресурсы и возможности для его устойчивого развития и улучшения условий жизни населения и повышения его уровня жизни.
Это прежде всего:
- наличие значительных трудовых ресурсов;
- наличие высокопродуктивных кормовых угодий;
- близость к городу Канаш, с которым можно установить деловые связи по совместной кооперации по сбыту и переработке сельхозпродукции;
- наличие энергетических ресурсов, хороших дорог.
Основные мероприятия по дальнейшему развитию сельского хозяйства
Увеличение производства продукции растениеводства предусматривается за счет повышения плодородия почв путем внесения органических и минеральных удобрений: при этом ежегодно:
- известкование кислых почв на площади - 1200 га
- фосфоритование - 1000 га
- комплекс работ по торфу 20 тыс. тн
внесение минеральных удобрений всего 2500 тн в действующем веществе, в том числе:
- азотных - 1000 тн
- фосфорных - 500 тн
- калийных - 1000 тн.
Внедрить в посевы высокоурожайные сорта с/х культур и высоких репродукций на площади 14 тыс. га.
Увеличение животноводческой продукции:
- при обеспечении достаточным высококачественным кормом при обеспеченности 35 центнеров кормовых единиц на одну условную голову скота;
- при совершенствовании племенной работы (налаживание учета, направленное выращивание ремонтного молодняка крупного рогатого скота);
- обеспечить ежегодно ввод первотелок в стадо не менее 20 - 25 первотелок с последующей выбраковкой малопродуктивных коров;
- систематически обновлять хряков-производителей, организовать индивидуальную случку свиноматок;
- добиться выхода поросят 20 - 25 голов от основных свиноматок;
- вести дальнейшую работу по обновлению сельскохозяйственной техники, используя лизинговый фонд;
- способствовать развитию сбытовой кооперации индивидуальных хозяйств.
2.3. Сфера обслуживания и торговля
В сфере обслуживания населения задействованы все сельскохозяйственные, промышленные предприятия, которые оказывают платные услуги населению, кроме того, в районе функционирует ОАО Бытовое обслуживание населения. По району объем платных услуг за 2001 год составил 3629 тыс. рублей, или 132% к соответствующему периоду прошлого года.
ОАО Бытовое обслуживание населения ряд лет находилось в очень трудном положении, отсутствие финансовых, оборотных средств, устаревшее оборудование, низкая дисциплина труда привели предприятие к грани банкротства. С 2001 года предприятие начало перестраиваться, сумели реструктуризировать часть задолженности по налогам, наладили каналы сбыта готовой продукции, в итоге объем оказываемых услуг на предприятии увеличился в 2,1 раза. Но проблемы остаются, остро нуждается ОАО БОН в льготных кредитных средствах для проведения газификации, приобретения оборудования, погашения задолженности по налогам.
Общий объем товарооборота вместе с оборотом общественного питания увеличивается с каждым годом и за 2001 год составил 60416 тыс. рублей, в том числе по Янтиковскому райпо - 51716 тыс. рублей, или 86% от всего объема товарооборота по району. Как видно, доминирующим предприятием торговли является райпо. В системе райпо функционирует 44 магазина, 12 точек общественного питания.
Райпо работает как многоотраслевое предприятие, имеет цеха: безалкогольных напитков, консервный, швейный, кондитерский, хлебозавод.
Оказывают услуги парикмахерские, аптечные, ремонт телерадиоаппаратуры, мебели. Наращивает объемы не только в суммарном, но и в натуральном выражениях, изыскивает новые пути и методы хозяйствования. На базе СХПК “Родник“ образовано общество с ограниченной ответственностью “Заря“, учредителем которого является райпо. Представлен в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики бизнес-план мукомольного комплекса, с вводом которого решится вопрос обеспечения мукой для хлебопечения, сельскохозяйственные предприятия смогут реализовать собранное зерно на взаимовыгодных условиях.
2.4. Экологическая ситуация
Анализ экономического состояния района показывает, что наряду с положительными моментами по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу и сокращением потребления поверхностных вод для нужд района проблемы остаются.
Обстановка в зоне влияния Бахтиаровского водозабора остается чрезвычайной, откуда обеспечивается питьевой водой г. Канаш. Водоотбор составляет 14 тыс. м3 в сутки и более 5 млн. м3 в год. Уровень подземных вод снизился с 5 - 7 м до 33 - 42 м от поверхности земли. В результате высохли родники и шахтные колодцы в окрестностях д. Бахтиарово. От работы водозабора образовалась депрессионная воронка подземных вод, вытянутая вдоль долины реки Ута, где осушение почвы происходит значительно быстрее, из-за чего ухудшились условия для вегетации растительности, урожайность сельскохозяйственных культур снизилась в 2,3 раза. Площадь водозабора составляет 40 кв. км.
На лугах возле д. Бахтиарово, занимаемых паводковыми водами, образовались суффозионные воронки. По данным института “Чувашгипроводхоз“ через эти воронки поверхностные воды уходят в подземные горизонты со скоростью менее 20 суток при норме 200 суток.
Основными загрязнителями атмосферного воздуха в районе являются котельные в отопительный сезон и автотранспорт. С переводом части котельных с твердого топлива на газ вредные выбросы сократились с 650 тн до 440 тн. Данные Центра Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике свидетельствуют об увеличении в атмосфере воздуха содержания вредных веществ выше гигиенических нормативов с 2,9% в 1998 году до 4,1%.
В целях улучшения экологической обстановки в районе необходимо организовать:
- в соответствии с новым СанПиН 2.2.1/2 11.1031-01 санитарно-защитные зоны вокруг ОАО “Техсервис“ - 3 класса в радиусе 300 м, ОАО “Янтиковский молочный завод“ - 4 класса в радиусе 100 м, биологические очистные сооружения - 200 м, полигон твердых бытовых отходов - 1 класса - 1000 м;
- проведение противоэрозионных мероприятий;
- восстановление водного режима Бахтиаровского водозабора путем строительства каскадных запруд в оврагах для сбора талой и дождевой воды и лесонасаждением около водоема;
- реконструкция действующих очистных сооружений для доведения очистки сточных вод до санитарных норм.
Раздел 3. Социальная сфера
2.5. Образование
В систему образования района входят 33 общеобразовательных учреждения, в т.ч. 22 образовательные школы, 2 учреждения дополнительного образования, 9 дошкольных учреждений.
В 2001 - 2002 учебном году в 22 школах обучаются 3433 учащихся. В целях улучшения качества знаний учащихся начального звена осуществлен переход на 4-летний срок обучения. Дальнейшее развитие получают инновационные процессы, появляются учреждения нового типа: лицеи и гимназии. С 1991 года осуществляется профильное обучение в педагогических классах Янтиковской средней школы и с 2000 года лицей гуманитарного направления Чувашского госуниверситета им. И.Ульянова, который с 2001 - 2002 учебного года переоформлен в профильный класс с углубленным изучением предметов. В 2001 году состоялся второй выпуск лицейского класса ЧГУ им. Ульянова при Шимкусской средней школе, 25 выпускников лицея стали студентами различных факультетов ЧГУ.
Стабильным остается качество образования в районе. В 2001 году 4 выпускника школ удостоились золотой медали “За особые успехи в учении“, 17 выпускников средних школ района награждены серебряной медалью. Число выпускников средних школ района, поступивших в высшие учебные заведения, составило 41%.
По программе “Компьютеризация сельских школ“ в образовательные учреждения района поступили 25 современных компьютеров.
Несмотря на достигнутые успехи проблемы в области образования остаются.
Янтиковская средняя общеобразовательная школа Янтиковского района является одной из передовых в республике, 4 октября 2002 года ей исполнится 140 лет. За этот исторический срок школа обучила и воспитала тысячи и тысячи юношей и девушек.
В здании школы имеется 580 учебных мест, а обучается в настоящее время 890 учащихся. Сегодня в школе нет никаких условий для достижения всеми детьми необходимого уровня подготовки, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей и родителей, реализации способностей учащихся.
Из-за нехватки помещений учащиеся начальных классов занимаются в приспособленных помещениях других зданий. В основном здании дополнительно оборудованы 6 классных кабинетов для занятий в группах, из-за чего ликвидированы световые холлы.
Столовая, спортзал, мастерская не соответствуют требованиям санитарных правил. В школе нет кабинета врача-педиатра, зубного врача, процедурного кабинета, кабинета психолога, методического кабинета.
Школьная библиотека находится в плохом помещении, нет места для хранения учебников, нет читального зала, актового зала. Все мероприятия, праздники, утренники, родительские собрания проходят в коридорах.
Гигиенические требования не соответствуют требованиям общеобразовательных учреждений.
Для улучшения материально-технической базы и учебно-воспитательного процесса в Янтиковской СОШ администрацией района совместно с Министерством народного образования Чувашской Республики в 1992 году был разработан и утвержден проект строительства средней школы на 864 учащихся.
В 1994 году было начато строительство нового здания школы силами МСО “Янтиковская“, общая сметная стоимость в ценах 1991 года 2213 тыс. рублей. Освоено на 01.01.2002 - 154 тыс. рублей в ценах 1991 года. Остаток в ценах 2001 года составляет 25441 тыс. рублей.
По причине отсутствия финансовых средств в районном бюджете продолжение строительства с 1996 года было приостановлено. Стройготовность объекта составляет 20%.
На строительство Янтиковской СОШ в районном бюджете предусмотрено 300 тыс. рублей в 2002 году. Администрация Янтиковского района надеется, что Янтиковская СОШ будет включена в Республиканскую инвестиционную программу.
Развитие образования на перспективу
Дальнейшее развитие системы образования направлено на формирование гармонично развитой, социально активной творческой личности.
Одной из первоочередных задач является укрепление материальной базы учреждений образования и создание базовых школ.
До 2005 года необходимо завершить строительство средней общеобразовательной школы на 864 места в с. Янтиково. Хотя в настоящее время идет тенденция к снижению количества учащихся в районе, в т.ч. и в Янтиковской СОШ (к 2005 году - 800 учащихся), но с 2007 года по данным демографических показателей количество учащихся должно возрастать. В связи с тем, что учреждения дополнительного образования сегодня функционируют в ветхих и аварийных зданиях, старое здание Янтиковской СОШ будет передано этим учреждениям.
Запланированы мероприятия по переводу котельных Турмышской СОШ, Турмышского детсада, Яншихово-Норвашской СОШ и детсада, Ивановской ООШ, Тенеевской НОШ.
Предусмотрены мероприятия по оптимизации сети общеобразовательных учреждений, в частности создание базовых школ - Тюмеревской, Чутеевской, Турмышской с реорганизацией Амалыковской, Новоишинской, Норваш-Кошкинской основных школ.
Информатизация является также приоритетом в развитии системы образования. Намечено подключение каждой средней школы к единой телекоммуникационной образовательной сети, создание и оснащение районного информационного центра, дальнейшее оснащение образовательных учреждений аппаратно-программными средствами.
Лицензирование, аттестация и аккредитация общеобразовательных учреждений - первоочередная задача сферы образования. Для проведения этих мероприятий потребуется 1 млн. рублей. Сюда включаются устройство автоматической пожарной сигнализации, молниезащиты, замер сопротивления, зарядка огнетушителей и приобретение новых, огнезащитная пропитка, искусственное освещение, устройство пожарных подземных водоемов и вентиляционных установок.
Спорт
В районе ведется работа по развитию физкультуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни среди населения. В течение года проведено 51 соревнование по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, мини-футбол, теннис, настольный теннис, легкая атлетика, лыжные гонки, гиревой спорт, шахматы, шашки, спортивное ориентирование, туризм, где приняло участие 4020 человек. Выполнено спортивных разрядов: мастер 1 разряда - 2 человека, массовые разряды - 320 человек.
В детско-юношеской спортивной школе при районном отделе образования по физкультуре и спорту занимаются 308 учащихся.
Постоянно велась работа по профилактике правонарушений и наркомании среди молодежи средствами физической культуры путем привлечения их в спортивные секции.
Для формирования здорового образа жизни населения все имеющиеся спортплощадки, спортзалы, возможности спорткомплекса в с. Янтиково должны использоваться в полной мере. В этом случае молодежь, подростки будут отвлечены от безделья, пьянства и наркомании, не попадут в преступную среду.
Важным условием социально-экономического развития является организация досуга населения. Отсутствие необходимой базы для полноценного отдыха одна из причин миграции молодежи из района.
Учитывая недостаток средств для развития дорогостоящих видов отдыха, необходимо акцентировать внимание на массовые виды отдыха. Создание катка в самом крупном населенном пункте района с. Янтиково позволит привлечь к занятиям физкультурой максимальное число жителей, продемонстрирует заинтересованность администрации в улучшении физкультурно-оздоровительной инфраструктуры района.
Для строительства катка площадью 0,18 га необходимы средства в сумме 400 тыс. руб.
2.6. Здравоохранение
Учреждениями здравоохранения района проводится работа по обеспечению максимально возможного уровня оказания медицинской помощи населению, выполнения целевых программ. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года.
По Закону “О ветеранах“ отпущено лекарств бесплатно на сумму 10 1,7 тыс. рублей, зубопротезировано 259 человек на сумму 182,9 тыс. рублей. Другим категориям граждан выписано и отпущено лекарств бесплатно на сумму 63,2 тыс. рублей.
Основными направлениями работы в области здравоохранения на ближайшую перспективу являются содержание роста социально значимых заболеваний, охрана здоровья матери и ребенка.
Но в системе здравоохранения много нерешенных проблем, не снижается заболеваемость туберкулезом, инфекционными болезнями, повысилась смертность детей до года. Не хватает лекарственных средств, диагностической аппаратуры.
Материально-техническое состояние объектов здравоохранения района находится в неудовлетворительном состоянии. Комплекс центральной районной больницы построен в 1983 году и с тех пор капитальный ремонт не проводился. Системы канализации, водопровода и отопления, вентиляции с большим процентом износа, из-за чего постоянные аварии.
Другая проблема - протекает крыша из-за этого в палатах очень сыро и холодно.
Из 3-х сельских врачебных амбулаторий 2 находятся в аварийном состоянии и нуждаются в переводе в другие здания (Яншихово-Норвашская и Тюмеревская), также из 24 фельдшерско-акушерских пунктов 5 (Алдиаровский, Беляевский, Русско-Норвашский, Бахтиаровский, Кармалинский) нуждаются в капитальном ремонте.
Развитие здравоохранения на перспективу
Учреждения здравоохранения получают новые направления в рамках реализации программы Международного банка реконструкции и развития в Чувашской Республике открытие сельских врачебных амбулаторий офиса врача общей практики в плане развития службы семейной медицины.
В 2002 году должны открыть 2 таких врачебных амбулатории:
- на базе строящейся Яншихово-Норвашской сельской амбулатории, для завершения строительства потребуется 1 млн. руб.;
- на базе действующего детского садика в с. Тюмерево, который загружен на 50%. Для реконструкции здания потребуется 1,5 млн. руб.
В дальнейшем будут открываться сельские врачебные амбулатории нового типа в населенных пунктах: с. Янтиково, Шимкуссы, Турмыши, Индырчи.
Для максимально возможного уровня оказания медицинской помощи населению необходима реконструкция центральной районной больницы, здание и вся коммуникационная система находятся в неудовлетворительном состоянии.
От укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения получим эффект:
- соблюдение температурного, вентиляционного режима для ускорения сроков лечения, сокращение выплат по больничным листам, уменьшение затрат на лечение;
- уменьшение затрат за электроэнергию, отопление;
- улучшение психологического климата в лечебных учреждениях, взаимоотношение медиков и больных.
В системе здравоохранения заняты 421 человек, в т.ч. 44 врача, 201 человек среднего медицинского персонала. Амбулаторный прием ведется по 18 специальностям. В 2001 г. было 153800 посещений больными. Отделением скорой медицинской помощи обслужено 2550 вызовов, флюорографическое обследование прошли 7742 человека - 75,5%.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
2.8. Жилищно-коммунальное хозяйство
Напряженная обстановка сохраняется в жилищно-коммунальном хозяйстве. Большой процент износа коммуникационной системы, несвоевременный расчет за выполненные объемы работ и наем жилых помещений усложняет работу жилищно-коммунального хозяйства. Качество оказываемых коммунальных услуг также не всегда на уровне. На балансе Янтиковского муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства“ (МУП УЖКХ) находится 39200 м2 жилой площади, начислено субсидий 319 семьям в сумме 554 тыс. руб.
Большое внимание уделялось выполнению мероприятий по экономному использованию энергоресурсов, идет реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Стоимость тарифа на коммунальные услуги доведены до уровня республиканского стандарта, т.е. 80%, которые до 1 октября 2002 года будут доведены до 90%.
2.9. Культура
В системе, подведомственной отделу культуры, функционируют 27 клубных учреждений (СДК, сельских клубов), ПКУ, централизованная библиотечная система с 21 филиалом, детская школа искусств, 3 народных музея, 5 народных коллективов.
В Домах культуры и клубах функционирует более 150 кружков клубов по интересам, отдел культуры, по делам молодежи направляет работу учреждений культуры, основываясь на положениях Закона ЧР “О культуре“, решениях Министерства культуры и по делам национальностей ЧР и местного самоуправления.
Социально-экономическое развитие общества неразрывно связано с созданием и сохранением культурных ценностей. Исходя из этого, учреждения культуры района, несмотря на трудное материальное положение, ведут определенную работу по культурному обслуживанию населения. Они организуют досуг детей, молодежи, взрослых, людей старшего поколения, привлекают их к участию в художественной самодеятельности, привлекают интерес к декоративно-прикладному искусству, выявляют одаренных детей и работают по их дальнейшему развитию.
Учреждения культуры района накопили определенный опыт работы по сохранению национальной самобытности чувашского народа. Проводятся народные праздники “Рождество“, “Масленица“, “Проводы зимы“, “Акатуй“, которые пользуются большой популярностью среди населения. В РДК прошел зональный республиканский семинар руководителей фольклорных коллективов, где показательным мероприятием выступил Ивановский и детский фольклорный коллектив РДК. В сельских учреждениях культуры проводятся фольклорные вечера, “Кашарни касе“, “Улах“. В РДК прошел фольклорный фестиваль педагогических коллективов под названием “Емерлех юрри“. Активное участие приняли в фестивале работники культуры района.
В домах культуры и клуба проводятся различные мероприятия, смотры, конкурсы, выставки, вечера отдыха и дискотеки для молодежи. Во время школьных каникул организуются дискотеки для детей.
В Янтиковской детской школе искусств обучаются 78 учащихся. При ДШИ действуют духовой оркестр, хор, которые участвуют во многих смотрах и конкурсах, праздниках. По традиции ДШИ ежегодно выступает с концертами в детских садах райцентра в рамках недели детской музыки. Выпускники продолжают обучение в учебных заведениях по профилю. Большие трудности в работе испытывает ДШИ из-за плохого состояния учебных классов и музыкальных инструментов.
За 2001 год библиотеки ЦБС обслужили 14311 читателей, книговыдача составила 301106 экземпляров книг, число посещений - 146082. Наряду с выдачей литературы, удовлетворением читательских требований на книги библиотеки проводят разнообразную работу среди читателей и населения.
Центральная библиотека продолжила работу по изучению и восстановлению чувашских народных обычаев и обрядов.
2.10. Инженерная инфраструктура
Электроснабжение
Электроснабжение потребителей Янтиковского района осуществляется от подстанции “Янтиково“ -110/35/10 кВ. ПС “Янтиково“ питается по ВА - 110 кВ “Янтиково“ I и II от ПС “Восточная“ г. Канаша. Протяженность ВЛ 16,1 км, ВЛ двухцепная на металлических и железобетонных опорах.
Кроме того, по территории района проходит ВЛ - 35 кВ “Лесная - Янтиково“ от ПС “Лесная“ г. Канаша. Протяженность линии 19,5 км. От данной ВЛ идет отпайка ВЛ - 35 на ПС 35/6 кВ “Бахтиарово“. Последняя предназначена для электроснабжения объектов насосной станции водозабора для г. Канаша.
От ПС “Янтиково“ по ВЛ - 35 кВ электроэнергия передается на ПС “Шигали“ Урмарского района. Протяженность ВЛ - 19,5 км.
Подстанция “Янтиково“ (смонтирована в 1999 г.) в настоящее время загружена на 50%.
Учитывая вышеизложенное, район располагает значительными энергоресурсами.
Пути сообщения и транспорт
Единственный вид путей сообщения в Янтиковском районе - автомобильные дороги. По восточной границе района расположена республика Татарстан.
Вдоль северной границы Янтиковского района проходит двухпутная железнодорожная магистраль Канаш - Казань. Благоустроенная автодорога к станции отсутствует.
Расстояние от райцентра Янтиково до ж/д станции Шоркистры (Урмарский район) - 18 км.
Автомобильные дороги и автотранспорт
Райцентр Янтиково расположен на пересечении двух основных автодорог республиканского значения:
участок автодороги “Аниш“ (“Волга“ - Урмары - Янтиково - Канаш - Ибреси - Алатырь) пересекает республику с северо-востока на юго-запад, соединяя пять районов. На перспективу предусматривается реконструкция автодороги по нормативам III категории.
по автодороге Янтиково - Чутеево - Бол. Кайбицы обеспечивается выезд в республику Татарстан. Сообщение с г. Чебоксары осуществляется по автодороге Янтиково - Аниш и далее по федеральным автодорогам Цивильск - Ульяновск и “Волга“.
Поселок Янтиково имеет чрезвычайно тесную транспортную связь с г. Канаш. Расстояние Янтиково - Канаш - 17 км. Из Канаша ежедневно курсируют автобусы по 10 маршрутам - в Янтиково - Норваши, Тенеево, Шимкусы, Чутеево, Алдиарово, Буяново, Кичкеево, Амалыково, Кармалы. В райцентре построена автостанция.
Маятниковая миграция высокая - более 1000 чел. в день.
Протяженность автодорог общего пользования - 124,1 км. Все автодороги имеют усовершенствованное покрытие. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием очень высокая - 236,6 км. на кв. км.
Высокий уровень развития и благоустройства автодорожной сети района, высокая плотность автодорог; близость п. Янтиково к меридиональной федеральной автодороге Цивильск - Ульяновск следует рассматривать как основной внутренний ресурс потенциального развития Янтиковского района.
Общее количество автомобилей в Янтиковском районе - 1591 ед., в том числе в собственности граждан, включая легковые, грузовые, пикапы, фургоны и автобусы - 1087 ед.
Обеспеченность автомобилями - 80,8 ед. на 1 тыс. чел., или 68%, из них легковыми личными - 46,8 ед. на 1 тыс. чел. Аналогичный показатель по РФ 122 ед. на 1 тыс. чел. По Чувашии - 63,8 ед. на 1 тыс. чел.
Коммерческий объем перевозок (отправление) по всем видам транспорта 57,2 тыс. т.
В связи с ростом автомобилизации и, соответственно, интенсивности движения на основных республиканских автодорогах, в пределах населенных пунктов возникают задержки движения, снижение скоростей, перерасход топлива и увеличение загазованности воздуха. К числу первоочередных мероприятий, требующих значительных капиталовложений следует отнести строительство автодорожного обхода п. Янтиково. Обходная автодорога позволит пропустить основные потоки транспорта по автодороге “Аниш“, минуя селитебные территории пос. Янтиково.
Строительство обходной дороги на I очередь предполагается с северного участка, протяженностью 6,6 км в 2003 году, а после - строительство южного обхода протяженностью 3,6 км.
Газоснабжение
По территории района проходят отводы от газопровода Казань - Горький со сторон Урмары и Уренгой - Поморы - Ужгород со стороны г. Ка“аша.
АГРС с. Янтиково построена в 1996 г., диам. - 200 мм. Длина отвода 24,6 км. Проектная протяженность межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в Янтиковском районе составляет 576,0 км. В настоящее время построено 98 км газопроводов и переведены на природный газ 1095 жилых домов и квартир. Основная задача: до 2004 года строительство до каждого населенного пункта межпоселковых газопроводов.
Теплоснабжение
На территории района имеется 119 котельных, в том числе в с. Янтиково - 5. 45 котельных бюджетной сферы в других населенных пунктах. 69 котельных на производственных участках сельскохозяйственных кооперативов. Из-за финансовых проблем на сегодня не все котельные обеспечены углем и не эксплуатируются. Для нормального функционирования имеющихся котельных необходимый расход угля в год составляет 16050 т, при сжигании которого выброс загрязненных веществ составляет 1766 т. После перевода котельных на природный газ выброс составит 81 т, экономия денежных средств 10697 тыс. руб., в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству в с. Янтиково - 900 тыс. рублей.
Водоснабжение
Для обеспечения водой на территории района эксплуатируется 50 скважин, в том числе в с. Янтиково 6 скважин общей протяженностью свыше 40 км. Многие скважины и водонапорная система с большим процентом износа, часто ломаются, есть опасность попадания в водопроводную систему грязной воды и ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Чтобы исключить частых аварий на водопроводной сети требуется замена трубопроводов и запорной арматуры протяженностью 2 км.
В целях полного удовлетворения в питьевой воде населения с. Янтиково необходимо прорубить одну скважину и заменить 2 старые водонапорные башни.
Канализация
Протяженность канализационных сетей составляет 4,5 км. Имеется одно биологическое очистное сооружение, производительностью 700 куб. м/сут., которое было построено в 1986 году. В течение первых 4 - 5 лет очистка сточных вод соответствовала нормам предельно допустимой концентрации. Но после подключения к канализационному коллектору молочного завода, хлебозавода, кондитерского и консервного цехов Янтиковского райпо показатели качества поступающих стоков превышают ПДК в несколько раз.
Для доведения очистки сточных вод до нормативов необходима реконструкция действующих очистных сооружений с выполнением следующих работ.
1. Реконструкция системы трубопроводов с заменой запорной арматуры подачи воздуха в аэротенках.
13. Выполнение мероприятий по охране окружающей среды в Бахтиаровском водозаборе, необходимая сумма - 20 млн. руб.
14. Строительство автодорог с твердым покрытием в 2002 году в населенных пунктах Тенеево, Индырчи, в ближайшую перспективу в населенных пунктах Турмыши, Тюмерево, Норваш-Кошки, Русские Норваши, Кичкеево, Новое Ишино, необходимое ассигнование - 20 млн. руб.
15. Капитальный ремонт систем:
- теплоснабжения на - 0,8 млн. руб.
- водоснабжения на - 1,5 млн. руб.
- канализации на - 0,95 млн. руб.
16. Реконструкция биологического очистного сооружения с. Янтиково, необходимое ассигнование - 10 млн. руб.
17. Для нормального удовлетворения в питьевой воде населения с. Янтиково пробурить одну скважину на 0,5 млн. руб., 2 водонапорные башни на 0,3 млн. руб.
Раздел 4. Инвестиционный потенциал Янтиковского района
На рис. 3 (в таблице 2) показана динамика инвестиций в основной капитал в целом и в производственную сферу и жилье по району в ценах 2000 года. Видно, что в 1998 году произошел резкий спад инвестиций, практически в 2,6 раза и с тех пор их объем возрос незначительно.
Инвестиции в основной капитал в целом
и в строительство жилья по Янтиковскому району
в ценах 2000 года (с прогнозом до 2004 г.)
Рисунок не приводится.
имеются значительные внутренние потенциальные ресурсы для его устойчивого развития и улучшения условий жизни населения и повышения его уровня жизни.
- Высокий уровень развития и благоустройства автодорожной сети района, высокая плотность асфальтированных дорог.
- Близость к меридиональной федеральной автодороге “Цивильск - Ульяновск“ и наличие дороги республиканского значения “Аниш“.
- Близость крупного промышленного центра ЧР г. Канаша, с которым могут быть установлены не только миграционные потоки по трудовым и культурно-бытовым связям. Необходимо создание условий для обеспечения сельхозпродукцией при совместной кооперации по сбыту и переработке сельхозпродукцией, организации совместных агропромышленных комплексов.
- Наличие энергетических ресурсов. Производственные мощности подстанции “Янтиково“ (строительство 1999 г.) задействованы на 50%.
- Значительная степень газификации района - за 5 лет построено более 100 км межпоселковых газопроводов.
- Есть база для развития промышленного производства - ОАО “Техсервис“, ЗАО “Янтиковский кирпичный завод“, ОАО “Янтиковский молочный завод“, Янтиковский хлебозавод и др.
- Наличие значительных трудовых ресурсов.
- Имеются возможности для интенсификации сельского хозяйства - наличие высокопродуктивных кормовых угодий, стабилизация сельскохозяйственного производства.
- Высокая заинтересованность местной администрации в выводе района из кризиса и создания более комфортных условий для проживания населения.
Основные мероприятия по дальнейшему экономическому развитию района (в т.ч. и на первую очередь) сводятся:
- Более полное использование мощностей существующих предприятий, производство конкурентоспособной продукции. Так, развитие хлебозавода и молокозавода может быть связано с расширением ассортимента и улучшением качества и выпуском конкурентоспособной продукции на местном рынке хлебобулочных и молочных изделий, с учетом обеспечения продукцией всего населения района.
- Создание агрохолдингов (на базе развитых промышленных производств, возможно в г. Канаше) - вертикально интегрированных компаний по цепочке земля - производство - реализация - сеть магазинов, кафе.
- За счет интенсификации сельскохозяйственного производства возможно изменение структуры занятости населения. Значительный потенциал высвобождения трудовых ресурсов, которые могут быть задействованы в промышленной и в непроизводственной сферах.
- Необходимо изменение структуры выпускаемой продукции, повышение ее качества, конкурентоспособности, активный поиск новых рынков сбыта. Создание устойчивых производственных связей с г. Канаш и др. районами Чувашской Республики.
- Местному руководству способствовать более облегченной системе регистрации предпринимателей.
- Увеличение производства продукции растениеводства за счет повышения плодородия почв путем внесения минеральных и органических удобрений, внедрения прогрессивных технологий, использование перспективных сортов семян, высоких репродукций сельскохозяйственных культур. ОАО “Сельхозхимия“ предусматривает эксплуатировать в ближайшее время известковый карьер на месторождении Можарское. Возможна реализация продукции в другие районы ЧР, а также и в другие области.
- Увеличение животноводческой продукции при наличии высокопродуктивных кормовых угодий, совершенствование племенной работы.
- Необходимо развитие сбытовой кооперации индивидуальных хозяйств. Это отсекло бы различных посредников, занимающихся скупкой и реализацией сельхозпродукции и вывозом ее за пределы района, не принося последнему никаких доходов.
- Дальнейшее развитие дорог за счет повышения их технической категории и автосервиса. Строительство обходной дороги вокруг п. Янтиково. Северный обход предполагается построить в 2002 - 2005 гг., южный - после 2006 г.
Дальнейшее развитие рынка в с. Янтиково.
Необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для развития сферы обслуживания (налоговые льготы для малого предпринимательства, упрощенная схема юридической регистрации предприятий).
- Качественное улучшение среды обитания. Дальнейшее развитие инженерной инфраструктуры (сетей водоснабжения, канализации, водопроводов), как в селе Янтиково, так и в других населенных пунктах и, как результат, приближение уровня проживания в них к городскому образу жизни. На перспективу, при подтверждении промышленных запасов нефти и газа возможен выход района на республиканский, а возможно, на федеральный уровень развития. Необходимо в ближайшие годы проведение геолого-разведочных работ по оценке запасов. Возможно размещение мини-НПЗ.
Раздел 6. Необходимые инвестиции для первоочередных
мероприятий (2002 - 2005 гг.)
Мероприятия Необходимые
инвестиции
1. Производственного назначения
Т/С ОАО “Техсервис“ 4,5 млн. руб.
- структурная перестройка
внедрения новых линий
К/З ЗАО “Янтиковский кирпичный 4,0 млн. руб.
завод“
- переоборудование,
увеличение мощности
С/Х ОАО “Сельхозхимия“ 4,5 млн. руб.
- ввод Можарского известкового
карьера
2. Непроизводственная сфера
1. строительство школы на 25,4 млн. руб.
864 учащихся, с. Янтиково
2. строительство северной 60,0 млн. руб.
объездной дороги, с. Янтиково
3. реконструкция очистных 0,45 млн. руб.
сооружений канализации
с. Янтиково
4. перевод теплоснабжения 3,5 млн. руб.
жилого квартала с. Янтиково от
газовой котельной ОАО
“Техсервис“ (закрытие двух
котельных)
5. перевод котельных на газ в 1,0 - 1,5 млн. руб.
с. Турмыши (4 котельные),
Салагаево, Шимкуссы и др.
6. строительство социального 30,0 млн. руб.
жилья
7. строительство автодорог 29 млн. руб.
8. строительство сетей 4,8 млн. руб.
водоснабжения
9. строительство сетей 0,5 млн. руб.
канализации
10. строительство внутрирайонных 126 млн. руб.
газопроводов
11. организация рынка 0,3 млн. руб.
12. Создание каскада прудов 20,0 млн. руб.
в санитарной зоне
Бахтиаровского водозабора
ИТОГО 314,45 млн. руб.
Необходимые инвестиции в непроизводственную сферу
по Янтиковскому району на период с 2002 по 2004 г.
-----------------------------------------T----------T---------T---------T---------T---------¬
¦ Наименование ¦ Всего ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Газификация, млн. рублей ¦ 1261 ¦ 16,1 ¦ 30,5 ¦ 36,0 ¦ 43,5 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Бюджетные средства (строительство¦ 115,0 ¦ 14,0 ¦ 28 ¦ 33 ¦ 40 ¦
¦газораспределительных сетей между¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦населенными пунктами), млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Средства предприятий и населения¦ 11,1 ¦ 2,1 ¦ 2,5 ¦ 3,0 ¦ 3,5 ¦
¦(строительство уличных сетей) млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Газификация, км ¦ 195,8 ¦ 34,5 ¦ 41,3 ¦ 50 ¦ 70 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Электрификация, млн. руб. ¦ 8,8 ¦ 2,1 ¦ 22 ¦ 0,74 ¦ 23 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в т.ч. за счет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ средств ОАО “Чувашэнерго“ ¦ 3,0 ¦ 0,71 ¦ 0,74 ¦ 0,73 ¦ 0,78 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ местного бюджета ¦ 2,9 ¦ 0,71 ¦ 0,78 ¦ 0,73 ¦ 0,76 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ средств населения ¦ 2,9 ¦ 0,7 ¦ 0,73 ¦ 0,73 ¦ 0,76 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦количество дворов (шт.) ¦ 186 ¦ - ¦ 60 ¦ 64 ¦ 62 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ Автомобильные дороги ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦1. Дороги между населенными пунктами, км¦ 10,26 ¦ 2,46 ¦ 2,5 ¦ 2,6 ¦ 2,7 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Стоимость млн. руб. ¦ 28,656 ¦ 7,056 ¦ 7,1 ¦ 7,2 ¦ 7,3 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Социальная инфраструктура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Жилищное строительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦всего, млн. руб. ¦ 164,7 ¦ 22,45 ¦ 32,64 ¦ 50,32 ¦ 59,29 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦кв. м ¦21580 ¦4880 ¦5100 ¦5600 ¦6000 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Строительство социального жилья¦ 20,41 ¦ 1,52 ¦ 4,26 ¦ 6,61 ¦ 8,02 ¦
¦(республиканский бюджет), млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦кв. м ¦ 3629 ¦ 469 ¦ 950 ¦1050 ¦1160 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Строительство жилья населением,¦ 144,29 ¦ 20,93 ¦ 28,38 ¦ 43,71 ¦ 57,27 ¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦кв. м ¦17951 ¦4411 ¦4150 ¦4550 ¦4840 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Водоснабжение и канализация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Строительство водопровода, млн. руб. ¦ 4,8 ¦ 0,4 ¦ 0,5 ¦ 1,7 ¦ 2,2 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в т.ч. за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ местного бюджета ¦ 0,7 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ прочих источников ¦ 1,8 ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ республиканского бюджета ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,0 ¦ 1,3 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Канализация, млн. руб. ¦ 0,950 ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦ 0,4 ¦ 0,25 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в т.ч. за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ местного бюджета ¦ 0,5 ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ республиканского бюджета ¦ 0,45 ¦ - ¦ - ¦ 0,3 ¦ 0,45 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Теплоснабжение, млн. руб. ¦ 5,0 ¦ 0,4 ¦ 1,5 ¦ 1,7 ¦ 1,4 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в т.ч. за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ местного бюджета ¦ 1,2 ¦ 0,4 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ республиканского бюджета ¦ 3,8 ¦ - ¦ 1,3 ¦ 1,4 ¦ 1,1 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Развитие образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦Строительство и капитальный ремонт школ,¦ 41,3 ¦ ¦ 0,3 ¦ 20,3 ¦ 20,7 ¦
¦млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦в т.ч. за счет средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ местного бюджета ¦ 0,9 ¦ - ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦
+----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+---------+
¦ республиканского бюджета ¦ 40,4 ¦ - ¦ - ¦ 20 ¦ 20,4 ¦
L----------------------------------------+----------+---------+---------+---------+----------
Газификация, млн. руб.
Рисунок не приводится.
Жилищное строительство
Рисунок не приводится.
Водоснабжение и канализация
Рисунок не приводится.
Канализация
Рисунок не приводится.
Теплоснабжение
Рисунок не приводится.