Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 09.12.2009 N 1996 “О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа“

Начало действия документа - 09.12.2009.

Снят с контроля (постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 16.03.2010 N 2153).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2009 г. N 1996

О КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Рассмотрев проект Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании части 2 статьи 17 и части 1 статьи 26 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа с учетом замечаний и предложений (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 февраля 2000 года N 866 “О
Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе“ (Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2000, февраль, N 3/2).

3. Направить данное Постановление для официального опубликования.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа

С.Н.ХАРЮЧИ

Утверждена

постановлением Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 9 декабря 2009 г. N 1996

КОНЦЕПЦИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Содержание проблемы

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Концепция) является системой современных принципов и приоритетов, учитывающих интересы коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - малочисленные народы), направленных на использование исторического опыта и культурного потенциала малочисленных народов в интересах и во благо всего многонационального населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Концепция призвана стать основой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Ямало-Ненецкого автономного округа при решении задач социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и регулирования межнациональных отношений, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Концепция основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, других нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, законов и иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Исторически сложившаяся система расселения и быта малочисленных народов за последнюю четверть века значительно трансформировалась под влиянием интенсивной разработки стратегических энергоресурсов. Интенсивный рост городов и рабочих поселков в местах традиционного проживания малочисленных народов вызвал их миграционную подвижность, которая зачастую имела вынужденный характер. В настоящее время на территории автономного округа удельный вес городского населения составляет 82,8%, сельского - 17,2%.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. в Ямало-Ненецком автономном округе (далее -
автономный округ) проживают 35029 человек из числа малочисленных народов, 75% из них проживает в сельской местности, более 14 тысяч человек ведут кочевой образ жизни. Основные группы малочисленных народов в автономном округе - ненцы (71,8%), ханты (23,3%), селькупы (4,5%). В автономном округе наравне с малочисленными народами ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционными промыслами представители народа коми.

Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов автономного округа являются: оленеводство, рыболовство, промысловая охота, клеточное звероводство, собирательство, художественные промыслы и народные ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, чумов и т.п.

Традиционный образ жизни и хозяйствования малочисленных народов отличают основанный на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации способ жизнеобеспечения, обеспечивающий неистощительное (возобновляемое) природопользование, характеризующийся бережным использованием объектов животного, растительного мира, сохранением духовного единения с природой, что определяет их особую роль в сохранении и защите окружающей среды.

Необходимость принятия Концепции обусловлена изменением политической, социально-экономической ситуации в стране и в мире. Принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р Концепция устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации определила долгосрочные направления государственной политики в отношении малочисленных народов.

Оценка эффективности деятельности

органов государственной власти автономного округа

в отношении малочисленных народов

Мероприятия, реализовывавшиеся в рамках утвержденной постановлением Государственной Думы автономного округа от 23.02.2000 N 866 Концепции развития коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Концепция 2000 г.), ориентировались на создание максимально благоприятных социальных, экономических условий, политических гарантий и гарантий сохранения традиционного образа жизни, развитие видов традиционной хозяйственной деятельности, систематизацию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам малочисленных народов.

На сегодняшний
день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы и социально-экономическому развитию малочисленных народов.

Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа предусматриваются как организационно-правовые, так и социально-экономические меры, направленные на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов.

На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая следующие Законы автономного округа: “О защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе“, “О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа“, “О факториях в Ямало-Ненецком автономном округе“, “Об оленеводстве“, “О фольклоре коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе“, “О перечне труднодоступных, отдаленных местностей и территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе“ и другие.

В окружном бюджете предусматриваются значительные финансовые средства и механизмы поддержки малочисленных народов посредством окружных целевых программ: “Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2011 годы“; “Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы“; “Жилище“ на 2006 - 2010 годы (включающей подпрограмму “Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера“); “Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы“; “Содействие занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2010 годы“; “Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)“; “Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008 - 2010 годы“ и другие.

В области сохранения и популяризации фольклора малочисленных народов проводятся межрегиональные фестивали фольклорных, этнических, национальных коллективов, выставки традиционного национального искусства. Осуществляется поддержка учреждений
культуры, системы дополнительного образования, а также физических лиц, занимающихся развитием традиционных художественных промыслов, популяризирующих искусство малочисленных народов. Традиционными стали окружные мероприятия, такие как: “Праздник народов Севера“ (г. Новый Уренгой); окружной фестиваль фольклора малочисленных народов (г. Салехард); детский фестиваль художественного творчества малочисленных народов “Солнце на ладони“ (г. Салехард); окружной детский фольклорный фестиваль “Дети Севера“ (Надымский район); окружные соревнования оленеводов на Кубок Губернатора автономного округа (г. Надым), народные праздники “Ворна хатл“, “Лун кутап хатл“, межрегиональный фестиваль коми-ижемцев “Чужан войтыр“; декады культуры финно-угорских народов и другие.

На языках малочисленных народов выходят газеты “Няръяна Нгэрм“ (ненецкая), “Лух Авт“ (ханты), радио- и телепрограммы.

В настоящее время в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов автономного округа работают 38 учреждений культурно-досугового типа, имеющих 48 зрительных залов на 6796 мест, в том числе Окружной центр национальных культур и 7 районных центров национальных культур, 2 агиткультбригады, 8 краеведческих музеев, 49 общедоступных библиотек с общим фондом 624,2 тысячи экземпляров, в том числе 22 общедоступные библиотеки имеют фонды на языках малочисленных народов.

Охрана здоровья и оказание медицинской помощи малочисленным народам отдаленных сельских территорий и кочующему населению (первичная медико-санитарная медицинская помощь, служба родовспоможения и скорая медицинская помощь) осуществляется учреждениями здравоохранения. К ним относятся 5 передвижных медицинских отрядов, 23 фельдшерско-акушерских пункта, 14 фельдшерских пунктов, 45 разъездных фельдшерских пунктов, врачебные амбулатории, центральные районные и участковые больницы.

Необходимо отметить, что в автономном округе создана система учета и анализа основных показателей жизнедеятельности малочисленных народов - “Банк данных о социально-экономическом положении коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа“. Программно-целевыми и иными методами оказывается поддержка организациям, осуществляющим виды традиционной
хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности.

Усилилась роль гражданского общества с участием окружного общественного движения Ассоциации “Ямал - потомкам!“ и иных общественных организаций малочисленных народов в исполнительных органах государственной власти автономного округа, органах местного самоуправления, Законодательного Собрания автономного округа и Общественной палате автономного округа.

Администрация автономного округа заключила соглашения с ОАО “Газпром“ и его дочерними компаниями, ОАО “Новатэк“, НК “ЛУКойл“ и иными ресурсодобывающими компаниями, в которых немало внимания уделено решению проблем малочисленных народов. Заметное место в экономике автономного округа займет перспективный мегапроект “Урал промышленный - Урал Полярный“.

Развиваются межрегиональные отношения по социально-культурному сотрудничеству малочисленных народов.

На территории автономного округа выпасается самое крупное в мире стадо северного домашнего оленя - более 700 тысяч голов, что составляет 40% от общероссийского поголовья.

Результатами целенаправленной политики органов государственной власти в отношении малочисленных народов являются:

1) комплексная правовая база, позволяющая гарантировать права малочисленных народов автономного округа;

2) рост численности кочующего населения;

3) заинтересованность малочисленных народов в ведении традиционного образа жизни;

4) снижение уровня безработицы среди малочисленных народов;

5) высокий уровень владения малочисленными народами родными языками;

6) значительный рост количества общин малочисленных народов, повышение их заинтересованности в осуществлении видов традиционной хозяйственной деятельности.

Оценивая достигнутые результаты деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на реализацию положений Концепции 2000 г., можно сделать вывод, что поставленные задачи во многом выполнены. Назрела необходимость уточнения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития и принципов политики автономного округа в отношении малочисленных народов, которые позволят продолжить мероприятия, направленные на защиту исконной среды обитания, на сохранение и развитие видов традиционной хозяйственной деятельности. Данные вопросы особенно актуальны в районах с интенсивным промышленным освоением. В соответствии с постановлением Законодательного
Собрания автономного округа от 09.12.2009 N 1990 “О стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года“ от роста промышленного производства, освоения новых месторождений полезных ископаемых зависит развитие автономного округа в целом. От постановки и практического решения правовых вопросов зависит социально-экономическое развитие малочисленных народов.

К задачам, которые предстоит решать в ближайшие годы, следует отнести:

совершенствование нормативных правовых условий в области традиционного природопользования для приоритетного доступа малочисленных народов к природным ресурсам, необходимым для ведения традиционного образа жизни;

совершенствование механизма предоставления общинам малочисленных народов земельных участков на территориях традиционного природопользования для осуществления видов традиционной хозяйственной деятельности;

дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей взаимоотношения малочисленных народов с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Принципы устойчивого развития

Устойчивое развитие малочисленных народов строится на принципах:

гарантий прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

комплексности решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов;

единой политики органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов;

обеспечения эффективного участия малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;

признания значения земли, других природных ресурсов и благополучия окружающей среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

рационального использования земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

признания права малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

участия представителей малочисленных народов и их объединений в принятии решений по вопросам, затрагивающим права и интересы
при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

необходимости оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

возмещения ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов;

системности, последовательности и реализуемости мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.

Цель и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является создание условий для устойчивого развития малочисленных народов, имеющего поступательный и постоянный характер, выраженного в стремлении к достижению уровня развития общества, позволяющего удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом ущерба возможностям будущих поколений. Достижение цели предполагается на основе решения следующих задач:

сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов и развития хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности при сохранении экологического баланса;

сохранения и дальнейшего развития видов традиционной хозяйственной деятельности, повышения эффективности использования природных ресурсов автономного округа;

стабилизации экономического состояния и повышения экономической эффективности деятельности общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования и профессиональной подготовки малочисленных народов;

повышения качества жизни, улучшения здоровья, создания системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей малочисленных народов;

активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности малочисленных народов, развития торговых, финансовых и хозяйственных связей, интеграции в региональную экономику.

Основные направления реализации Концепции

Для достижения целей и задач Концепции будут реализованы следующие основные направления:

1. Развитие материальной базы видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции должно предусматривать:

расширение сети факторий и увеличение функционального использования факторий (стационарные забойные пункты, корали, обеспечение фельдшерскими
акушерскими пунктами, средствами связи, введение на факториях инновационных технологий), создание возможностей банковского обслуживания кочующего населения на факториях, стабилизация цен на основные продукты питания в целях недопущения необоснованного их удорожания и предотвращения социальной напряженности среди населения;

укрепление материально-технической базы общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности;

улучшение социально-экономического положения малочисленных народов, занятых в агропромышленном комплексе автономного округа;

внедрение инновационных технологий, современной техники и оборудования, реконструкция и строительство цехов по глубокой переработке сырья видов традиционной хозяйственной деятельности;

поиск новых рынков сбыта продукции видов традиционной хозяйственной деятельности.

2. Создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, формирование механизмов государственной поддержки общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, должно предусматривать:

обеспечение льготного доступа общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности, к кредитам;

создание и развитие сети организаций различных форм собственности по снабжению, сбыту и переработке продукции видов традиционной хозяйственной деятельности;

повышение доходов сельского населения путем получения прибыли от реализации продукции видов традиционной хозяйственной деятельности;

развитие экологического и этнологического туризма, производства сувенирной продукции;

создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства в области ремесленной деятельности, в том числе палат и центров ремесел, обеспечение их деятельности;

обучение представителей малочисленных народов первоначальным навыкам ведения бизнеса;

финансовую, имущественную, консультационную, информационную помощь общинам малочисленных народов и другим организациям, осуществляющим виды традиционной хозяйственной деятельности, а также поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников путем включения соответствующих мероприятий в окружные и муниципальные целевые программы.

3. Улучшение обеспечения малочисленных народов жильем, развитие предприятий социально-бытового и коммунального обслуживания должно предусматривать:

увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет средств, предусмотренных
в рамках компенсационных мероприятий ресурсодобывающих компаний;

увеличение объемов финансирования окружной программы по обеспечению жильем граждан из числа малочисленных народов, в том числе ведущих кочевой образ жизни;

создание объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

обеспечение качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет;

повышение эффективности локальной энергетики, предусматривающее строительство источников энергоснабжения малой мощности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

4. Обеспечение социальной защиты, доступности и качества образования, подготовки кадров из числа малочисленных народов должно предусматривать:

сохранение и совершенствование системы социальных гарантий, выплат и иных льгот;

совершенствование нормативной правовой базы по реализации образовательной и языковой политики в целях гармоничного формирования этнокультурной идентичности;

совершенствование системы обучения, направленной на укрепление организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности малочисленных народов;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении полноценного образования детям, чьи родители ведут кочевой образ жизни, в том числе создание кочевых детских садов, сохранение и развитие малокомплектных школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

полное оснащение школ-интернатов современными технологиями и учебными пособиями;

организация полноценного и доступного питания студентов в средних учебных заведениях автономного округа;

организация подготовки и переподготовки кадров из числа малочисленных народов;

содействие гражданам из числа малочисленных народов в получении высшего профессионального образования, сохранение количества бюджетных мест в высших учебных заведениях;

научное и учебно-методическое обновление содержания этнокультурного образования;

реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований в системе образования малочисленных народов;

профориентационная работа с молодежью в начальных и средних образовательных учреждениях с целью получения образования и последующего трудоустройства в традиционных отраслях хозяйствования.

5. Сохранение и развитие культуры, языков, традиций и обычаев малочисленных народов должно предусматривать:

создание условий для активного развития родных языков, сохранения малочисленными народами высокого уровня владения родными языками;

выявление и картирование священных, культовых мест и мест захоронений малочисленных народов;

реализацию мероприятий, направленных на сохранение языков и письменности путем публикаций учебной, научной и художественной литературы на языках малочисленных народов;

создание кино- и видеопродукции в целях популяризации культуры, традиций, обычаев малочисленных народов;

поддержку и развитие народных художественных промыслов;

поддержку фольклора малочисленных народов путем проведения фольклорных выставок, ярмарок, фестивалей, формирования архивного фонда фольклора, поддержки мастеров фольклорного жанра, поощрение мастеров к передаче молодому поколению своего опыта и мастерства;

развитие детских, юношеских и иных фольклорных ансамблей и другие мероприятия;

повышение общественной активности творческой интеллигенции.

6. Совершенствование системы здравоохранения и социального развития в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов должно предусматривать:

обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи жителям отдаленных сельских поселений и кочевому населению;

обеспечение муниципальных образований качественной связью и транспортом для приближения медицинской помощи к жителям отдаленных поселков и кочевому населению;

снабжение фельдшеров, участковых врачей, передвижных медицинских отрядов надежными средствами передвижения (снегоходы, вездеходы, плавательные средства);

расширение мер социальной защиты, улучшение условий труда, материального стимулирования, жилья, соцкультбыта медицинских работников;

создание условий работы медицинского персонала в межселенных территориях, укомплектование факторий на путях каслания оленеводов оборудованными балками, модульными помещениями;

укомплектование постоянно действующих передвижных медицинских отрядов портативной лечебно-диагностической аппаратурой;

развитие системы телемедицины (закупка оборудования для он-лайн конференций с труднодоступными, отдаленными местностями и т.п.);

повышение медико-санитарной грамотности населения, ответственности родителей за здоровье детей, расширение пропаганды здорового образа жизни среди молодежи.

7. Защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, образования территорий традиционного природопользования малочисленных народов должны предусматривать:

разработку и внедрение системы показателей качества жизни малочисленных народов для целей мониторинга их соответствия региональным и российским показателям;

создание условий для активного участия малочисленных народов в мероприятиях по охране окружающей среды, в том числе путем вовлечения в природоохранную деятельность общин малочисленных народов, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления малочисленных народов с передачей им отдельных полномочий органов местного самоуправления;

увеличение числа особо охраняемых природных территорий, в том числе образование территорий традиционного природопользования малочисленных народов регионального и местного значения;

совершенствование процедур согласования и консультаций с организациями малочисленных народов по проектам решений о предоставлении земельных участков под промышленное освоение в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

совершенствование мониторинга состояния окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, включая содействие внедрению практики общественных экологических экспертиз, этнологических исследований;

обеспечение реализации права малочисленных народов на проведение оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов, разработку механизма ее проведения и компенсационных мероприятий, направленных на устранение последствий, причиненных техногенным воздействием;

совместное управление ресурсодобывающих компаний, органов государственной власти и органов местного самоуправления и малочисленных народов по вопросам защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;

обеспечение информирования малочисленных народов об изменениях состояния окружающей среды в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

стимулирование внедрения новейших экологически безопасных технологий предприятиями промышленности, осуществляющими свою деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

обеспечение своевременной рекультивации земель, возмещения вреда окружающей среде в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

организация мероприятий социально-экономического характера, направленных на минимизацию негативных последствий интенсивного промышленного освоения, в том числе связанных со сменой традиционного образа жизни малочисленных народов.

Механизмы реализации Концепции

Механизмы реализации настоящей Концепции предусматривают:

формирование системы реализации Концепции органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления;

координацию работы и контроль за реализацией федеральных законов, законов автономного округа и иных нормативных правовых актов, целевых программ, касающихся социально-экономического и культурного развития малочисленных народов;

осуществление экспертизы законопроектов по оценке их влияния на положение малочисленных народов;

осуществление информационного обеспечения основных направлений Концепции в отношении малочисленных народов, освещения их проблем в средствах массовой информации и распространения объективных знаний об их истории, традициях и культуре;

осуществление государственной поддержки культурных, спортивных, молодежных объединений, детских организаций, содействие их развитию;

поддержку общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

взаимодействие органов государственной власти автономного округа с общественными организациями и объединениями малочисленных народов;

изучение экономических, демографических, правовых, социальных и психологических проблем малочисленных народов;

совершенствование социальной, экономической, демографической статистики, характеризующей положение малочисленных народов;

проведение научных исследований социально-экономического развития малочисленных народов.

В связи с принятием настоящей Концепции потребуется разработка и принятие законов автономного округа: “Об оценке воздействия на исконную среду обитания в Ямало-Ненецком автономном округе“; “О территориях традиционного природопользования регионального значения в Ямало-Ненецком автономном округе“ и иных нормативных правовых актов автономного округа.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предусматривают разделы в целевых программах, соответствующие основным направлениям реализации настоящей Концепции.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в сроки, установленные Администрацией автономного округа планом реализации Концепции с учетом реализации мероприятий Концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р.

Прогнозируемые результаты и показатели эффективности

реализации Концепции

Прогнозируемыми результатами настоящей Концепции должны стать:

совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы развития малочисленных народов;

повышение эффективности системы государственной поддержки малочисленных народов;

улучшение социально-экономических условий жизни малочисленных народов;

повышение конкурентоспособности продукции видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

снижение уровня безработицы в сельской местности среди малочисленных народов;

сохранение исконной среды обитания малочисленных народов.

Предварительная оценка ожидаемой эффективности реализации настоящей Концепции должна быть проведена с учетом установленных прогнозируемых результатов по критериям социальной и экономической значимости планируемых результатов.

К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям социальной значимости ее результатов относятся:

увеличение продолжительности жизни, снижение младенческой смертности, инфекционных болезней лиц, принадлежащих к малочисленным народам;
улучшение показателей качества и уровня жизни малочисленных народов;

увеличение числа лиц малочисленных народов, получивших среднее (полное) общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование;

подготовка высококвалифицированных научных и производственных кадров для видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

К числу ожидаемых показателей эффективности реализации настоящей Концепции по критериям экономической значимости ее результатов относятся:

объемы финансирования общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности;

объемы средств, ежегодно предусматриваемые в окружном бюджете на поддержание устойчивого развития малочисленных народов;

объемы производства продукции и товаров, произведенных общинами малочисленных народов и другими организациями, осуществляющими виды традиционной хозяйственной деятельности;

площадь земель, используемых общинами малочисленных народов;

восстановление (реабилитация) земель, выведенных из хозяйственного оборота в результате техногенного воздействия.