Постановление Администрации ЯНАО от 11.11.2009 N 605-А (ред. от 19.05.2011) “Об утверждении ведомственной целевой программы “Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы“
Начало действия редакции - 26.05.2011.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные постановлением Правительства ЯНАО от 19.05.2011 N 318-П, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в “Красном Севере“ (спецвыпуск) - 26.05.2011).
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 г. N 605-А
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ“
(в ред. постановления Администрации ЯНАО
от 18.02.2010 N 85-А,
постановлений Правительства ЯНАО
от 27.01.2011 N 40-П, от 19.05.2011 N 318-П)
В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО “О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа“, дальнейшего совершенствования систем прогнозирования и стратегического планирования Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу “Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы“.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю.В.НЕЕЛОВ
Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 11 ноября 2009 г. N 605-А
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2010 - 2012 ГОДЫ“
(в ред. постановления Администрации ЯНАО
от 18.02.2010 N 85-А,
постановлений Правительства ЯНАО
от 27.01.2011 N 40-П, от 19.05.2011 N 318-П)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 19.05.2011 N 318-П)
---------------T----------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ¦
¦субъекта ¦(далее - Департамент) ¦
¦бюджетного ¦ ¦
¦планирования ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ведомственная целевая программа “Развитие системы ¦
¦программы ¦прогнозирования и стратегического планирования ¦
¦ ¦социально-экономического развития Ямало-Ненецкого ¦
¦ ¦автономного округа на 2010 - 2012 годы“ (далее - ¦
¦ ¦Программа) ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦цель: ¦
¦ ¦Повышение качества прогнозирования и стратегического ¦
¦ ¦планирования социально-экономического развития ¦
¦ ¦Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный ¦
¦ ¦округ). ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦- нормативное и правовое обеспечение процессов ¦
¦ ¦прогнозирования и стратегического планирования ¦
¦ ¦социально-экономического развития автономного округа; ¦
¦ ¦- совершенствование методической, информационной, ¦
¦ ¦технической и кадровой поддержки процесса стратегического ¦
¦ ¦планирования ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Целевые ¦степень выполнения годовых прогнозов по ключевым ¦
¦индикаторы и ¦показателям социально-экономического развития автономного ¦
¦показатели ¦округа достигнет 95% ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Характеристика¦1. Разработка законов и нормативных правовых актов ¦
¦программных ¦автономного округа, регламентирующих процесс ¦
¦мероприятий ¦стратегического планирования. ¦
¦ ¦2. Выполнение работ по корректировке стратегии ¦
¦ ¦социально-экономического развития автономного округа. ¦
¦ ¦3. Обеспечение среднесрочного и долгосрочного ¦
¦ ¦прогнозирования занятости населения в производственных ¦
¦ ¦отраслях. ¦
¦ ¦4. Создание графической модели социально-экономического ¦
¦ ¦развития автономного округа. ¦
¦ ¦5. Создание системы мониторинга и анализа социально- ¦
¦ ¦экономического развития автономного округа (“Мониторинг ¦
¦ ¦Ямал“). ¦
¦ ¦6. Изготовление и распространение типографской, видео- и ¦
¦ ¦иной продукции об автономном округе и стратегических ¦
¦ ¦документах автономного округа. ¦
¦ ¦7. Организация и участие в форумах, семинарах и ¦
¦ ¦конференциях, посвященных стратегическому планированию ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2010 - 2012 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Объемы ¦ ¦
¦финансирования¦ ¦
¦- всего, ¦всего - 79500,0 тыс. рублей, ¦
¦в том числе - ¦в том числе ¦
¦текущая ¦- текущая деятельность - 79500,0 тыс. рублей ¦
¦деятельность ¦ ¦
+--------------+----------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦в результате реализации Программы будут исполнены основные¦
¦конечные ¦положения Закона автономного округа от 27 апреля 2011 года¦
¦результаты ¦N 49-ЗАО “О прогнозировании, стратегическом и программном ¦
¦реализации ¦планировании социально-экономического развития ¦
¦Программы ¦Ямало-Ненецкого автономного округа“, начнет действовать ¦
¦ ¦целостная система стратегического планирования, ¦
¦ ¦позволяющая более эффективно использовать государственные ¦
¦ ¦ресурсы на развитие автономного округа и повышение ¦
¦ ¦благосостояния населения автономного округа ¦
L--------------+-----------------------------------------------------------
I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
В 2009 году Указом Президента Российской Федерации была создана правовая основа стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой систему концептуальных положений по формированию основных направлений внешней и внутренней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформировавшая систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, с учетом утвержденной Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была образована комплексная система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными и региональными органами государственной власти.
Система стратегического планирования предполагает формирование способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития, в связи с чем возникла необходимость создания на территории автономного округа полноценной системы стратегического планирования и механизмов реализации установленных стратегических целей и приоритетов. Система стратегического планирования в автономном округе начала создаваться в 2008 году, когда был принят основополагающий Закон автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО “О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа“. В этом же году постановлением Государственной Думы автономного округа от 14 ноября 2008 года N 1541 утверждена Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 343-А утверждена Схема территориального планирования автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 19.05.2011 N 318-П)
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года N 49-ЗАО “О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа“ установлены основы стратегического планирования в автономном округе, система отношений и стратегических документов, посредством принятия и исполнения которых реализуются стратегические цели развития автономного округа. Создание полноценной, действующей системы стратегического планирования в автономном округе направлено на формирование долгосрочных решений и позволит:
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 19.05.2011 N 318-П)
- обеспечить стабильность в обществе;
- укрепить государственную и общественную безопасность;
- улучшить качество жизни населения;
- устойчиво развиваться экономике автономного округа;
- повысить конкурентоспособность региона.
Действующие в настоящее время в автономном округе методики прогнозирования основных макроэкономических показателей социально-экономического развития автономного округа в целях разработки проекта окружного бюджета путем индексирования и экспертных оценок не дают необходимой точности расчетов. Также недостаточно автоматизирована база данных статистических показателей, необходимая для анализа социально-экономических процессов, что затрудняет аналитическую работу.
Высокий уровень стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу требует внесения ежегодных корректировок в основные стратегические документы. Кроме этого, учитывая масштабность и значимость регионального стратегического пакета документов, требуется надлежащий уровень их проработки с участием научно-исследовательских институтов.
Поэтому органам власти и местного самоуправления автономного округа предстоит сформировать полноценную систему постоянного мониторинга и прогноза социально-экономического развития автономного округа, позволяющего своевременно отслеживать изменения, происходящие в мире и России, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени путем внесения корректировок в стратегические документы автономного округа и последующей концентрации ресурсов на решении проблем в экономике и социальной сфере.
Создание полноценной действующей системы стратегического планирования включает:
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 19.05.2011 N 318-П)
- создание программно-аппаратных комплексов по мониторингу и прогнозу событий в социально-экономической жизни региона с учетом событий в России и мире;
- подготовку высококвалифицированных кадров в органах государственной власти автономного округа и муниципальных образований;
- подготовку нормативно-правовой базы по формированию и исполнению стратегических документов, контроля и ответственности за их исполнение;
- привлечение научно-исследовательских институтов, экспертных организаций для формирования прогнозов и приоритетов.
Решение данных проблем на настоящем этапе наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы.
II. Цели и задачи Программы
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 19.05.2011 N 318-П)
Цель Программы: повышение качества прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа.
Задачи Программы:
- нормативное и правовое обеспечение процессов прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа;
- совершенствование методической, информационной, технической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования.
III. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
Основным критерием оценки эффективности выполнения Программы является качественная подготовка документов по стратегическому планированию социально-экономического развития.
Эффективная реализация поставленных задач позволит сформировать качественный пакет стратегических документов социально-экономического развития региона, позволяющий оценить основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, своевременно вносить необходимые изменения в принятые стратегические документы, уточнять ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа.
В результате Программа позволит создать целостную систему стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа, позволяющую более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
------------------------------------T-------T--------T--------------------¬
¦ Основные показатели реализации ¦Единица¦Удельный¦ Плановый период ¦
¦ Программы ¦ изме- ¦ вес, % +------T------T------+
¦ ¦ рения ¦ ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+-----------------------------------+-------+--------+------+------+------+
¦Степень выполнения годовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прогнозов, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-------+--------+------+------+------+
¦Индекс промышленного производства ¦ % ¦ 0,30 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 95 ¦
+-----------------------------------+-------+--------+------+------+------+
¦Объем инвестиций (в основной ¦ % ¦ 0,30 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 95 ¦
¦капитал) за счет всех источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-------+--------+------+------+------+
¦Среднегодовой индекс ¦ % ¦ 0,20 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 95 ¦
¦потребительских цен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------+-------+--------+------+------+------+
¦Денежные доходы населения ¦ % ¦ 0,20 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 95 ¦
L-----------------------------------+-------+--------+------+------+-------
IV. Перечень и описание программных мероприятий
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 19.05.2011 N 318-П)
1. Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планировании и исполнения стратегических документов.
Одним из основных мероприятий Программы, способствующим развитию системы прогнозирования и стратегического планирования, является разработка и совершенствование правовой базы автономного округа в сфере стратегического планирования. Развитие правовой базы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации Программы и направлено на создание условий для качественного и своевременного составления стратегических документов.
Важным звеном в реализации стратегических приоритетов автономного округа будет являться их бюджетная обеспеченность, в связи с чем, планируется участвовать в реализуемой Министерством финансов Российской Федерации Программе реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации.
2. Выполнение работ по корректировке стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа, будет производиться с учетом полученных результатов по прогнозам развития ситуации по основным тематическим разделам стратегии.
Корректировка Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года с учетом последних изменений в общественно-политической и экономической сферах позволит более качественно подготовить Программу социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.
3. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 09 июня 2009 года N Пр-1468 о мерах по совершенствованию разработки баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики намечено создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в производственных отраслях экономики по планированию потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
4. Создание графической модели социально-экономического развития автономного округа.
Целью реализации мероприятия является информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений региональными органами власти и состоит в решении следующего комплекса задач:
- визуализация мониторинга социально-экономических и финансовых показателей с целью контроля и комплексного анализа текущей социально-экономической ситуации на региональном уровне;
- анализ территориальной информации и выявление тенденций и закономерностей;
- прогнозирование состояния отраслевых (производственных) и региональных комплексов и выделение диспропорций на рынках и соответствующих точек роста в социально-экономической системе;
- системное моделирование социально-экономического развития региона на основе комплекса взаимосвязанных имитационных и оптимизационных моделей.
5. Создание системы мониторинга и анализа социально-экономического развития автономного округа (“Мониторинг Ямал“). Целью данного мероприятия является обеспечение автоматизации мониторинга социально-экономических процессов в регионе, прогнозирование развития ситуации для принятия управленческих решений исполнительными органами государственной власти автономного округа.
6. Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции об автономном округе и стратегических документах автономного округа.
Реализация мероприятия направлена на информационное обеспечение деятельности органов власти автономного округа по стратегическому планированию, подготовку и издание документов стратегического планирования, книг и брошюр и другой типографской и видеопродукции о стратегических планах по развитию автономного округа.
7. Организация и участие в форумах, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
В целях повышения информированности органов власти автономного округа о методах и результатах стратегического планирования в регионе и Российской Федерации, изменениях в федеральном законодательстве и его применении планируется участие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в форумах, семинарах и конференциях, посвященных стратегическому планированию.
Таблица 1
Перечень программных мероприятий
(тыс. руб.)
----T----------------------------------T--------T--------T--------T-------¬
¦ N ¦ Наименование программного ¦2010 год¦2011 год¦2012 год¦ Всего ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦1. ¦Разработка законов и нормативных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦правовых актов автономного округа,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регламентирующих процесс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратегического планирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦2. ¦Выполнение работ по корректировке ¦ ¦ ¦5000,0 ¦5000,0 ¦
¦ ¦стратегии социально-экономического¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦3. ¦Обеспечение среднесрочного и ¦ ¦11000,0 ¦5000,0 ¦16000,0¦
¦ ¦долгосрочного прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятости населения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производственных отраслях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦4. ¦Создание графической модели ¦ ¦9000,0 ¦500,0 ¦9500,0 ¦
¦ ¦социально-экономического развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦5. ¦Создание системы мониторинга и ¦ ¦35000,0 ¦10500,0 ¦45500,0¦
¦ ¦анализа социально-экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развития автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(“Мониторинг Ямал“) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦6. ¦Изготовление и распространение ¦ ¦1000,0 ¦1000,0 ¦2000,0 ¦
¦ ¦типографской, видео- и иной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции об автономном округе и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стратегических документах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦автономного округа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦7. ¦Организация и участие в форумах, ¦ ¦1000,0 ¦500,0 ¦1500,0 ¦
¦ ¦семинарах и конференциях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦посвященных стратегическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦планированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------+--------+--------+--------+-------+
¦ ¦ИТОГО ¦ ¦57000,0 ¦22500,0 ¦79500,0¦
L---+----------------------------------+--------+--------+--------+--------
V. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 3 года, с 2010 года по 2012 год.
VI. Перечень имущества, приобретаемого в рамках Программы
В рамках Программы за счет средств окружного бюджета будут осуществляться работы, приобретаться программное обеспечение и аппаратные средства, подлежащие оформлению в государственную собственность автономного округа.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 19.05.2011 N 318-П)
VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности решения проблемы
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 19.05.2011 N 318-П)
В результате реализации Программы будут исполнены основные положения Закона автономного округа от 27 апреля 2011 года N 49-ЗАО “О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа“, начнет действовать целостная система стратегического планирования, позволяющая эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения автономного округа.