Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 14.08.2009 N 124 “Об утверждении Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры“

Утратил силу в связи с изданием постановления Губернатора ХМАО - Югры от 11.03.2011 N 37.

ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2009 г. N 124

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Для обеспечения добросовестного и эффективного исполнения государственными гражданскими служащими Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должностных обязанностей:

1. Утвердить Кодекс профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (прилагается).

2. Руководителям государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить соблюдение государственными гражданскими служащими автономного округа Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвердить Кодексы
профессиональной этики муниципальных служащих.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора - руководителя Администрации Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Кривых В.Д.

Губернатор автономного округа

А.В.ФИЛИПЕНКО

Приложение

к постановлению Губернатора

автономного округа

от 14.08.2009 N 124

КОДЕКС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Кодекс профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Кодекс) - система морально-этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гражданские служащие автономного округа), замещающих должности в государственных органах автономного округа.

Кодекс определяет:

основные морально-этические принципы поведения, которые должны соблюдать гражданские служащие автономного округа, независимо от замещаемой должности;

этические ценности, которыми должны руководствоваться в своей деятельности гражданские служащие автономного округа;

поведение гражданских служащих автономного округа при осуществлении профессиональной деятельности.

1.2. Кодекс основан на нормах поведения гражданских служащих автономного округа, изложенных в Федеральных законах от 27.05.2003 N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ (с изменениями на 01.12.2007), от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ (с изменениями на 18.07.2009), от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Указе Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих“ (с изменениями на 16.07.2009), а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

1.3. Настоящий Кодекс:

призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства;

служит основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гражданская служба автономного округа), уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании;

призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими автономного округа своих
должностных обязанностей, помочь гражданскому служащему автономного округа правильно ориентироваться в противоречивых ситуациях, связанных со спецификой его работы;

является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере гражданской службы автономного округа;

выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью гражданских служащих автономного округа.

1.4. Гражданин, поступающий на гражданскую службу автономного округа, знакомится с положениями настоящего Кодекса. Соблюдение настоящего Кодекса является нравственным долгом гражданского служащего автономного округа независимо от замещаемой должности гражданской службы автономного округа.

II. Основные морально-этические и нравственные принципы

поведения гражданских служащих автономного округа

1. Служение государству

1.1. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего автономного округа - руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

1.2. Гражданский служащий автономного округа не имеет права подчинять государственный интерес частным интересам индивидов или интересам политических, общественных, экономических и любых других групп.

2. Служение общественным интересам

2.1. Гражданский служащий автономного округа не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

2.2. Действия гражданского служащего автономного округа не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения. Ни при каких обстоятельствах они не должны подвергаться дискриминации.

2.3. Конфликт между интересами различных социальных групп гражданский служащий автономного округа должен рассматривать с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости и моральных ценностях.

3. Уважение к личности

3.1. Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности, а также являются нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего автономного округа.

3.2. Гражданский служащий автономного округа должен
уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать одних граждан путем предоставления другим гражданам необоснованных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

3.3. Гражданский служащий автономного округа обязан обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина.

4. Принцип законности

4.1. Гражданский служащий автономного округа обязан осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Морально недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, по любым другим, даже благородным, мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего автономного округа.

4.2. Нравственный долг гражданского служащего автономного округа обязывает не только его самого строго соблюдать все нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.

5. Принцип лояльности

5.1. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать принцип лояльности - осознанное, добровольное соблюдение установленного государственным органом автономного округа служебного распорядка; верность, уважение и корректность по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам; поддержание имиджа властных структур, постоянное содействие укреплению их авторитета.

Нравственным долгом для гражданского служащего автономного округа в случае его принципиального несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным государственным органом, где он служит, является освобождение замещаемой должности и (или) увольнение с гражданской службы автономного округа.

5.2. Гражданский служащий автономного округа не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, если это не входит в его служебные обязанности, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики
государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо как на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, так и за его пределами.

5.3. Гражданский служащий автономного округа обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.

6. Принцип политической нейтральности

6.1. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в качестве государственного служащего в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, если это не входит в его должностные обязанности, в том числе не подписывать любые политические или идеологические документы, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.

6.2. Нравственной обязанностью гражданского служащего автономного округа является необходимость полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей, на принимаемые им решения.

6.3. Гражданский служащий автономного округа не должен допускать использование материальных, административных и других ресурсов государственного органа для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач. Особенно тщательно он должен соблюдать нейтральность во время избирательной кампании; его нравственным долгом является неиспользование своего положения и полномочий для предвыборной агитации в свою пользу или пользу других кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

III. Требования к соблюдению

морально-этических и нравственных норм

1. При выполнении служебных обязанностей гражданский служащий автономного округа обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, быть независимым в своих выводах и решениях, добросовестно выполнять свою работу.

2. Гражданский служащий автономного округа должен всемерно содействовать формированию позитивного облика государственного органа и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб авторитету государственного органа. Личная репутация гражданского служащего автономного округа является основой авторитета государственного
органа.

3. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего автономного округа, непременные условия его служебной деятельности.

4. Нравственным долгом гражданского служащего автономного округа является корректность, вежливость, доброжелательность и внимательное отношение ко всем лицам и гражданским служащим как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни.

5. Гражданский служащий автономного округа должен проявлять толерантность к людям вне зависимости от их национальности, вероисповедания, политической ориентации, уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

IV. Требования к гражданскому служащему автономного округа

при выполнении служебных обязанностей

1. Гражданский служащий автономного округа обязан использовать служебное время для достижения максимальной эффективности и четкости работы. При исполнении должностных обязанностей не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других лиц.

2. Гражданский служащий автономного округа обязан своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.

3. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать нормы служебной субординации в отношениях с руководством и подчиненными.

4. Нравственно недопустимо для гражданского служащего автономного округа использовать служебную информацию в неслужебной сфере, для достижения каких-либо личных корыстных целей.

5. Гражданский служащий автономного округа должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе.

6. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать нормы делового этикета в общении с гражданами и гражданскими служащими при исполнении служебных обязанностей.

7. Гражданский служащий автономного округа не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство человека.

8. Гражданскому служащему автономного округа следует соблюдать деловой стиль в одежде.

9. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать правила общения и
предоставления информации по телефону. Гражданский служащий автономного округа обязан начинать деловой телефонный разговор со слов приветствия и сообщения наименования государственного органа, замещаемой должности и своих фамилии, имени, отчества. Информация, предоставляемая гражданским служащим автономного округа по телефону, должна быть максимально краткой и сжатой.

10. Гражданский служащий автономного округа отвечает за организацию и состояние своего служебного места и соблюдение установленного порядка работы со служебными документами.

11. Гражданским служащим автономного округа запрещается выносить за пределы местонахождения государственного органа (его структурного подразделения) имущество, документы, предметы или материалы, принадлежащие этому органу, без соответствующего на то разрешения.

12. Перед уходом в отпуск или убытием в служебную командировку гражданский служащий автономного округа обязан оставить в надлежащем виде служебное место, средства оргтехники и другие материальные ценности, находящиеся в его распоряжении, передать неисполненные документы вышестоящему руководителю для принятия решения о поручении их другому исполнителю.

13. Гражданский служащий автономного округа обязан соблюдать правила пожарной безопасности, требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Гражданским служащим автономного округа запрещается курить в местах, специально не оборудованных и не отведенных для курения, находиться в помещении государственного органа в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

V. Коллегиальное поведение

1. Гражданский служащий автономного округа должен поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Недопустимы проявления аморальных форм поведения в коллективе.

2. Гражданский служащий автономного округа должен быть нетерпимым к проявлению различных форм грубости, унижению, бестактности, преднамеренной дискриминации в отношениях с руководством и коллегами.

3. При возникновении ситуации, требующей негативной оценки деятельности гражданского служащего автономного округа, критика должна быть высказана в корректной форме, без унижения чести и достоинства человека и в присутствии самого
гражданского служащего.

4. Гражданский служащий автономного округа должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, не подвергать обструкции законные процедуры выработки и реализации решений, участвовать в коллективной работе, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.

VI. Правила антикоррупционного поведения

1. Коррупционно опасное поведение

1.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего автономного округа запретов и ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.

1.2. Обязанностью гражданского служащего автономного округа является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций. Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении гражданского служащего автономного округа, содержащая конфликт интересов.

2. Конфликт интересов

2.1. Под конфликтом интересов на государственной гражданской службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) гражданского служащего автономного округа влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего автономного округа, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

2.2. В целях своевременного разрешения конфликта интересов гражданский служащий автономного округа обязан:

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

проинформировать в установленном порядке непосредственного руководителя и представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о
возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;

подчиниться окончательному решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.

2.3. Нравственным долгом гражданского служащего автономного округа, претендующего на замещение иной вакантной должности гражданской службы автономного округа, на которой высока вероятность возникновения конфликта интересов, является заявление им при подаче документов на конкурс сведений о характере и степени своей личной заинтересованности.

Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на замещение вакантной должности гражданской службы автономного округа, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

VII. Недопустимость корыстных действий

1. Гражданский служащий автономного округа не имеет права использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, управлении политическими партиями и организациями и других сферах деятельности, особенно в тех случаях, если это может нанести ущерб интересам государства и автономного округа. Гражданский служащий автономного округа не должен преследовать в своей деятельности достижение любых корыстных интересов.

2. В ходе своей служебной деятельности гражданский служащий автономного округа не может давать никаких личных обещаний, расходящихся с должностными обязанностями либо игнорирующих служебные процедуры и нормы.

3. Гражданский служащий автономного округа не имеет права пользоваться какими-либо благами и преимуществами для себя и членов своей семьи, которые могут быть предоставлены, чтобы воспрепятствовать честному исполнению им своих служебных обязанностей. Он не должен принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренными официальным регламентом.

Гражданский служащий автономного округа не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения. Морально недопустимо получать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды) в благодарность за
совершение каких-либо официальных действий.

4. Гражданский служащий автономного округа не должен использовать как средство извлечения личной выгоды какую-либо информацию, полученную конфиденциально во время исполнения служебных обязанностей.

5. Всякое общественно высказанное мнение о нарушении законов, норм морали рассматривается в отношении гражданского служащего автономного округа как этическое обвинение и не должно оставаться без внимания.

VIII. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса

1. За нарушение норм настоящего Кодекса гражданский служащий автономного округа несет моральную ответственность, а в случае совершения правонарушения - юридическую ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и автономного округа.

2. Нормы настоящего Кодекса учитываются при рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в отношении гражданских служащих автономного округа комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

3. Гражданский служащий автономного округа должен понимать, что систематическое нарушение норм настоящего Кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в государственных органах автономного округа.