Законы и бизнес в России

Решение Ханты-Мансийского районного суда от 19.01.2009 N 2-10/09 <О признании незаконным пункта 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска от 07.12.2007 N 416> (изготовлено 26.01.2009)

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

Тюменской области 19 января 2009 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Панфиловой А.Ю.,

с участием заместителя Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Бакшеева И.В., представителя Думы г. Ханты-Мансийска Ларман Ф.К., предоставившей доверенность N 5 от 12 января 2009 года, представителя главы г. Ханты-Мансийска Филиппович М.Ю., предоставившей доверенность N 49 от 19 января 2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/09 по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта, изданного органами местного самоуправления,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Думы города Ханты-Мансийска N 416 издано
07.12.2007, а не 20.12.2007.

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями о признании пункта 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска N 416 от 20 декабря 2007 года (с изменениями от 26 сентября 2008 года), незаконным, об обязании Думы города Ханты-Мансийска опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете “Самарово-Ханты-Мансийск“.

Требования мотивированы тем, что представительным органом г. Ханты-Мансийска 26.09.2008 принято решение N 597 “О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска“.

В соответствии с пунктом 5 вносимых изменений пункт 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска N 416 от 20.12.2007, правом на приватизацию служебных жилых помещений обладают лишь отдельные категории граждан: проживающие в служебном жилье не менее 5 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и подпадающие под действие ч. 2 ст. 103 ЖК РФ; Проживающие в служебном жилье не менее 5 лет и проработавшие в организации не менее 15 лет.

Право иных граждан - нанимателей служебных жилых помещений, не отнесенных к указанным выше категориям, на приватизацию служебного жилья иным Положением ограничено и фактически полностью исключено.

Установленные Положением ограничения нарушают предоставленное проживающим в служебных жилых помещениях гражданам право его приватизации при соблюдении установленных федеральным законодателем условий, так как вводят дополнительные ограничения на возможность реализации данных прав.

Пункт 4 ст. 18 Положения принят представительным органом местного самоуправления с превышением установленной законом компетенции, поскольку основания и условия
принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться только федеральными властями либо органами власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании заместитель Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Бакшеев И.В. на заявленных требованиях настаивает, повторив доводы, приведенные в заявлении.

Представитель Думы г. Ханты-Мансийска Ларман Ф.К. возразила против заявленных требований, ссылаясь на ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, пояснила, что органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Представитель главы г. Ханты-Мансийска Филиппович М.Ю. поддержала позицию представителя Думы г. Ханты-Мансийска.

Заслушав представителей сторон, изучив и проанализировав письменные материалы дела, суд полагает, что требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению ввиду нижеследующего.

Представительным органом г. Ханты-Мансийска 26.09.2008 принято решение N 597 “О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска“.

Пункт 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска N 416 от 20.12.2007, в действующей редакции опубликован в газете “Самарово - Ханты-Мансийск“ N (454) от 10.10.2008.

В соответствии с пунктом 5 вносимых изменений пункт 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска N 416 от 20.12.2007 (далее Положение), изложен в следующей редакции:

“Глава города вправе принимать решение о приватизации служебных жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, при условии, если нанимателем является гражданин, проживающий не менее 5 (пяти) лет
в данном муниципальном служебном жилом помещении, при этом не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого решения, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства, относящийся к категории граждан, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также если наниматель проработал не менее 15 (пятнадцати) лет в организации, в связи с трудовыми отношениями в которой ему предоставлено муниципальное служебное жилое помещение и прожил в таковом не менее 5 (пяти) лет“.

Вместе с тем, установленные данным пунктом правовые нормы о приватизации служебных жилых помещений противоречат Конституционным принципам равенства граждан федеральному законодательству, а потому подлежат признанию недействующими.

Согласно указанному пункту правом на приватизацию служебных жилых помещений обладают лишь отдельные категории граждан:

Проживающие в служебном жилье не менее 5 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и подпадающие под действие ч. 2 ст. 103 ЖК РФ; Проживающие в служебном жилье не менее 5 лет и проработавшие в организации не менее 15 лет.

Право иных граждан - нанимателей служебных жилых помещений, не отнесенных к указанным выше категориям, на приватизацию служебного жилья иным Положением ограничено и фактически полностью исключено.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантировало равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ по общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Таким образом, граждане, проживающие в служебном жилом помещении, не имеют права требовать от органов местного самоуправления приватизации занимаемых ими служебных жилых помещений в обязательном порядке.

Одновременно собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Федеральным законом проживающим в служебном жилье гражданам предоставлено право обратиться с соответствующим заявлением к собственнику жилого помещения для получения разрешения на приватизацию жилья. При этом данное право граждан федеральным законом не ограничивается ни в какой форме, разрешение на приватизацию служебного жилого помещения может быть дано любому занимающему такое жилье гражданину, вне зависимости от срока проживания в нем либо срока работы в организации, социального статуса гражданина, состояния его здоровья и других обстоятельств, либо отказано.

Таким образом, федеральным законодателем не установлено каких-либо иных оснований для приватизации служебного жилого помещения, помимо факта проживания в нем гражданина и воли собственника жилья.

Установленные Положением ограничения нарушают предоставленное проживающим в служебных жилых помещениях гражданам право его приватизации при соблюдении установленных федеральным законодателем условий, так как вводят дополнительные ограничения на возможность реализации данных прав.

Ограничения препятствуют гражданам
в осуществлении ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье из государственного и муниципального жилищного фонда в собственность, а следовательно владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также возможности требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечения одинаковых правовых предпосылок для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации), что фактически свидетельствует об отступлении от провозглашенного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод граждан и дискриминации их в зависимости от места жительства, срока проживания, социального статуса и служебного положения (срока службы).

Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией РФ права граждан на жилище, право собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому нормативно-правовой акт
не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

Кроме того, пункт 4 ст. 18 Положения принят представительным органом местного самоуправления с превышением установленной законом компетенции.

Частью 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ установлено право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по установлению дополнительных оснований либо условий для приватизации служебных жилых помещений.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов “органов местного исправления“ имеются в виду слова “органов местного самоуправления“.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного исправления, но только в соответствии с федеральными законами. Указанное четко определено и в ч. 10 ст. 35, ст. 51 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, на которые ссылается в своих возражениях представитель Думы г. Ханты-Мансийска.

Регламентация приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации закреплена в специальных актах. Статьей 217 Гражданского кодекса РФ закреплено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Закон РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ определяет основные принципы осуществления приватизации муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации.

Права правового регулирования либо введения дополнительных условий и основания для приватизации муниципального жилищного фонда, не установленные законодательством, органам местного
самоуправления данным Законом не передавались. Собственнику муниципального жилого фонда лишь дано право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (ст. 4 Закона РФ “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“).

Исходя из положений п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство о приватизации относится к ведению Российской Федерации (ст. 71, пункт “ж“ Конституции РФ).

Приведенная правовая позиция также нашла подтверждение и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г.).

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться только федеральными властями.

В связи с чем следует признать, что Думой г. Ханты-Мансийска п. 4 ст. 18 Положения принят с превышением установленной Законом компетенции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 251 - 253 ГПК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“,

решил:

Заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать пункт 4 ст. 18 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска N 416 от 20 декабря 2007 года (с изменениями от 26 сентября 2008 года), незаконным.

Обязать Думу города Ханты-Мансийска опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете “Самарово-Ханты-Мансийск“.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено
26 января 2009 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда

А.А.ЛИТВИНОВА