Закон ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 148-оз (ред. от 03.05.2011) “Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры“ (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 10.12.2008)
Изменения, внесенные Законом ХМАО - Югры от 03.05.2011 N 36-оз, вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.22 декабря 2008 года N 148-оз
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 10 декабря 2008 года
(в ред. Законов ХМАО - Югры
от 10.07.2009 N 113-оз, от 03.05.2011 N 36-оз)
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ).
Статья 1. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами “Об опеке и попечительстве“, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, “О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей“, “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 2. Органы опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, граждан, признанных в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также по патронажу над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, наделяются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - органы опеки и попечительства), определяемые Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Задачами органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры помимо установленных федеральным законодательством являются:
1) профилактика социального сиротства;
2) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) участие в оказании психолого-педагогической, социально-правовой, социально-методической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Статья 4. Полномочия Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
1. К полномочиям Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:
1) принятие законов в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
3) иные полномочия, закрепленные за законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
2. К полномочиям Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:
1) определение структуры органов опеки и попечительства;
2) принятие нормативных правовых актов в пределах установленной компетенции;
3) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
3. К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относятся:
1) управление в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;
2) формирование и обеспечение исполнения бюджета автономного округа в части расходов на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;
3) принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок помещения в организации под надзор детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок помещения в организации под надзор совершеннолетних недееспособных граждан, порядок участия органов опеки и попечительства в деятельности по профилактике социального сиротства, порядок содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 2 статьи 5 настоящего Закона, если иное не установлено федеральным законодательством;
(пп. 3 в ред. Закона ХМАО - Югры от 03.05.2011 N 36-оз)
4) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа.
Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. К полномочиям органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с федеральным законодательством относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;
12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства;
13) назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданином, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
14) осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством;
15) осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка на основании изданного органами опеки и попечительства акта;
(пп. 15 в ред. Закона ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
16) направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;
17) дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
18) защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;
19) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом;
20) дача согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту временного пребывания;
21) дача согласий на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
22) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;
23) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
24) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены;
25) разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
26) разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством;
27) дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
28) участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством;
29) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством;
30) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников;
31) сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;
32) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством;
33) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещении в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;
34) дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством;
35) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей;
36) выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством;
37) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
37.1) участие в уголовных делах в соответствии с федеральным законодательством;
(пп. 37.1 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
37.2) организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
(пп. 37.2 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
37.3) дача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина;
(пп. 37.3 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
37.4) ведение личных дел несовершеннолетних подопечных;
(пп. 37.4 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
37.5) заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства;
(пп. 37.5 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
37.6) выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов;
(пп. 37.6 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2009 N 113-оз)
38) осуществление иных полномочий в отношении несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных лиц, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
2. К полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:
1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства;
2) содействие в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
4) формирование регионального банка данных приемных семей;
5) формирование реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан.
Статья 6. Осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
22 декабря 2008 года
N 148-оз