Законы и бизнес в России

Постановление Думы ХМАО - Югры от 19.09.2008 N 3595 “О внесении в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“

ДУМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2008 г. N 3595

О ВНЕСЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ“

Рассмотрев проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“, в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, руководствуясь статьей 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“.

2. Назначить официальным представителем Думы Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации В.М.Асеева, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Направить указанный законопроект и настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.М.Асееву, А.В.Сарычеву, Л.Я.Симановскому, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Г.Д.Олейнику, В.А.Пичугову.

4. Направить указанный законопроект и настоящее Постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Председатель Думы

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

В.С.СОНДЫКОВ

Проект

вносится Думой

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007; 4008, N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251) следующие изменения:

1. Часть 1 статьи 23.1 после цифр “15.3 - 15.12,“ дополнить словами “статьями 15.14 - 15.16 (в отношении получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов), статьей“.

2. Абзац третий части 5 статьи 28.3 после цифр “15.14 - 15.16“ дополнить словами “(в отношении получателей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации)“.

3. Часть 6 статьи 28.3 после слов “органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,“ дополнить словами “статьями 15.14 - 15.16 (в отношении получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов)“.

Президент

Российской Федерации

Д.А.МЕДВЕДЕВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ“

Статьи 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного указанным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства согласно статьям 282 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяются в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.

Согласно статьям 289 - 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушения бюджетного законодательства влекут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава преступления.

Таким образом, Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусматриваются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению мер административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

Такое положение согласуется со статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой к предметам ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим
федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вышеизложенная позиция подтверждается и судебной практикой. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 30 мая 2007 года N 50-Г07-12 и 17 октября 2007 года N 88-Г07-14 со ссылкой на статьи 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указала на отсутствие у законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Необходимо отметить, что указанные судебные определения приняты позднее определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 года N 137-о, в котором указывалось, что субъект Российской Федерации может установить, какой из органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять юрисдикционные полномочия при наличии совершенных в отношении средств регионального и местного бюджетов административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии соответствующего воспроизведения диспозиций указанных норм об административной ответственности в законе субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время не определяет, какой орган уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

Статьей 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители наделены полномочиями по составлению протоколов, являющихся основаниями для наложения штрафов. Однако орган, уполномоченный рассматривать указанные протоколы и собственно налагать административные штрафы, Бюджетным кодексом Российской Федерации
не определен.

Статья 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномочивает органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, на рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ подготовлен с учетом изложенных обстоятельств: отсутствия определенного федеральным законодательством органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, несогласованности позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации и отсутствия единообразной судебной практики в данном вопросе.

Законопроект предполагает наделить мировых судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14 - 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, на основании протоколов, составленных должностными лицами, уполномоченными субъектами Российской Федерации. Предполагается, что такими должностными лицами будут являться должностные лица органов, исполняющих соответствующие бюджеты (в отношении получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), и должностные лица контрольно-ревизионных органов субъектов Российской Федерации (в отношении получателей средств территориальных государственных внебюджетных фондов).

Приложение

к проекту федерального закона

“О внесении изменений

в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях“

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ“

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Приложение

к проекту федерального закона

“О внесении изменений

в Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях“

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ

В СВЯЗИ С
ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ“

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.

Проект

вносится Думой

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ“

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N ________ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“, внесенный Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы _____________________________________.

3. Комитету Государственной Думы ____________________ доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Б.В.ГРЫЗЛОВ