Законы и бизнес в России

Решение Ханты-Мансийского районного суда от 24.03.2008 N 2-509/08 <О признании недействующей статьи 29 Устава Ханты-Мансийского района>

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 марта 2008 г. N 2-509/08

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО Тюменской области в составе:

Председательствующего судьи Клименко Г.А.

С участием прокурора Бакшеева И.В.

При секретаре Басировой О.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта, изданного органами местного самоуправления,

установил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слова “города“ имеется в виду слово “района“.

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, изданного органами местного самоуправления. Указав в заявлении, что представительным органом Ханты-Мансийского района на основании ч. 3 ст. 44 ФЗ “Об общих принципах
местного самоуправления в РФ“ N 131-ФЗ от 06.10.2003 решением N 372 от 25.05.2005 принят Устав муниципального образования Ханты-Мансийский район. Устав города опубликован в газете “Наш район“ N 28 от 14.07.2005. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 44 Закона Уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования. Статьей 5 Устава МО Ханты-Мансийский район определена структура органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, которую составляют: представительный орган МО - Дума Ханты-Мансийского района; Глава МО - глава Ханты-Мансийского района; Исполнительно-распорядительный орган МО - администрация Ханты-Мансийского района. Одновременно ст. 29 Устава Ханты-Мансийского района предусмотрено наличие контрольного органа муниципального образования - контрольно-счетной палаты Ханты-Мансийского района. В соответствии со ст. 38 Закона наличие контрольного органа МО в структуре органов местного самоуправления не является обязательным. В ст. 5 Устава Ханты-Мансийского района контрольно-счетная палата не включена. Таким образом, контрольно-счетная палата Ханты-Мансийского района не является органом местного самоуправления Ханты-Мансийского района и ст. 29 Устава не соответствует п. 4 ч. 1 ст. 44, ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Закона, а также
ст. 5 Устава Ханты-Мансийского района, принятой непосредственно во исполнение требований перечисленных норм. При таких обстоятельствах Устав МО не может содержать положений, регулировать вопросы функционирования и деятельности иных органов местного самоуправления МО, помимо включенных в структуру органов местного самоуправления МО. Прокурор просит суд признать ст. 29 Устава МО Ханты-Мансийский район, принятого решением Думы Ханты-Мансийского района от 25 мая 2005 года N 372, противоречащей Федеральному закону и недействующей с момента ее принятия. Обязать Думу Ханты-Мансийского района опубликовать сообщение о принятом решении в газете “Наш район“.

В судебном заседании представитель Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры Бакшеев И.В. заявление поддержал в полном объеме.

Представитель органа, издавший нормативный правовой акт, - Думы Ханты-Мансийского района Воронцов А.В. заявление прокурора признал в полном объеме.

Представитель 3 лица - Глава Ханты-Мансийского района, представитель Администрации Ханты-Мансийского района Пернай В.В. заявление признал в полном объеме.

Суд принимает признание заявления участниками процесса.

Суд, заслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, считает, что заявление обоснованное и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, представительным органом Ханты-Мансийского района на основании ч. 3 ст. 44 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“ N 131-ФЗ от 06.10.2003 решением N 372 от 25.05.2005 (далее - Закон) принят Устав муниципального образования Ханты-Мансийский район, опубликованный в газете “Наш район“ N 28 от 14.07.2005.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 44 Закона Уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования,
иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона - изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав муниципального образования.

Статьей 5 Устава МО Ханты-Мансийский район определена структура органов местного самоуправления Ханты-Мансийского района, которую составляют: представительный орган МО - Дума Ханты-Мансийского района; Глава МО - глава Ханты-Мансийского района; Исполнительно-распорядительный орган МО - администрация Ханты-Мансийского района.

В то же время статьей 29 Устава Ханты-Мансийского района предусмотрено наличие контрольного органа муниципального образования - контрольно-счетной палаты Ханты-Мансийского района.

В соответствии со ст. 38 Закона наличие контрольного органа МО в структуре органов местного самоуправления не является обязательным.

В ст. 5 Устава Ханты-Мансийского района контрольно-счетная палата не включена.

Таким образом, контрольно-счетная палата Ханты-Мансийского района не является органом местного самоуправления Ханты-Мансийского района и ст. 29 Устава не соответствует п. 4 ч. 1 ст. 44, ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Закона, а также ст. 5 Устава Ханты-Мансийского района, принятой непосредственно во исполнение требований перечисленных норм.

При таких обстоятельствах Устав Муниципального образования не может содержать положений, регулировать вопросы функционирования и деятельности иных органов местного самоуправления муниципального образования, помимо включенных в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта, изданного органами местного самоуправления, - удовлетворить.

Признать статью 29 Устава муниципального образования Ханты-Мансийский район, принятого
решением Думы Ханты-Мансийского района от 25 мая 2005 года N 372, противоречащей Федеральному закону и недействующей с момента ее принятия.

Обязать Думу Ханты-Мансийского района опубликовать сообщение о принятом решении в газете “Наш район“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней.

Судья

Г.А.КЛИМЕНКО