Законы и бизнес в России

<Информация> Управления МНС РФ по Хабаровскому краю от 08.02.2001 <О Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)>

Фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, признавшего главу 24 Единый социальный налог Налогового кодекса РФ утратившей силу.

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ИНФОРМАЦИЯ

от 08 февраля 2001 года

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО

НАЛОГА (ВЗНОСА)

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Главой 24 “Единый социальный налог (взнос)“ Налогового кодекса Российской Федерации и разъясняют порядок исчисления и уплаты
в государственные социальные внебюджетные фонды единого социального налога (взноса) (далее - налог).

1. Налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.

Следовательно, нормативные правовые акты по порядку исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды), обязанность по уплате которых возникла после введения в действие Главы 24 Кодекса, не применяются.

2. При применении статьи 235 Кодекса следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:

2.1. Работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

а) организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“;

в) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса относятся физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

г) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

д) крестьянские (фермерские) хозяйства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем, крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, наделено правами юридического лица.

Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:

1) Глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;

2) Крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.

При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае ими представляется в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.

Обязанности налогоплательщика - работодателя возлагаются в этом случае как
на крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, так и на глав крестьянских фермерских хозяйств - индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.

Обязанности налогоплательщика - как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:

- главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя,

- главу крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В данном случае глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства и производит лишь распределение полученного совместно дохода между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

2.2. Индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 8 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации“, физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, при условии регистрации их в качестве предпринимателей.

Таким образом, аудиторы являются плательщиками налога в качестве индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками налога.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Например, индивидуальный предприниматель нанял по трудовому договору работника. В данном случае, он как работодатель должен уплачивать налог с выплат, начисленных работнику, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В налоговый орган по месту постановки на учет он должен представлять ежемесячно расчеты по авансовым платежам и по итогам года налоговую декларацию как работодатель, а также налоговую декларацию как индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов за
вычетом расходов.

Не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Если организация или индивидуальный предприниматель наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, то они являются плательщиками налога с этих видов деятельности.

3. При применении пункта 1 статьи 236 Кодекса следует учитывать, что:

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.

Таким образом, подлежат налогообложению:

- выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме;

- иные безвозмездные выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме (премии, стипендии, стоимость наград или призов, и т.п.), осуществляемые налогоплательщиками - работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического
лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

Выплаты в натуральной форме не признаются объектом налогообложения в части сумм до 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц, если они выплачены в виде сельскохозяйственной продукции и (или) товарами для детей.

К объектам налогообложения, поименованным в пункте 2 статьи 236 Кодекса, относятся, в том числе, выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (домашнем) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.

Объектом налогообложения для главы крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства - работодателей являются выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников;

Объектом налогообложения для крестьянского (фермерского) хозяйства является доход главы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.

4. При применении статьи 237 Кодекса следует учитывать, что:

В соответствии со статьями 25 и 26 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ в 2001 году освобождаются от уплаты единого социального налога (взноса) в части, исчисляемой и уплачиваемой в Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации с денежного довольствия, продовольственного
и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также в 2001 году федеральные суды и органы прокуратуры освобождаются от уплаты единого социального налога (взноса) с денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания, в части, исчисляемой и уплачиваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налог исчисляется каждым работодателем отдельно.

При расчете налоговой базы работодатели должны учитывать все категории работников (внешних совместителей, работников, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам).

При расчете налоговой базы учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).

5. При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что не подлежат налогообложению государственные пособия, установленные, в частности:

- Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“;

- Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей“;

- Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ из средств работодателя;

- Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“.

Не подлежат налогообложению также выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета (санаторно-курортное и оздоровительное лечение, пенсии, социальные пособия, пособия по безработице и т.д.).

Пособия, выплачиваемые не в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления подлежат налогообложению в полном объеме.

6. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что:

6.1. Не подлежат налогообложению:

6.1.1. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, установленные в частности:

- Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“;

- Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1 “Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей“.

6.1.2. Компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, установленные в частности:

- Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“;

- Законом РСФСР от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“;

- Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“;

- Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской
Федерации;

- Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“.

В тех случаях, если организация по собственной инициативе покупает работнику квартиру и передает ему в собственность, производит оплату коммунальных услуг, топлива либо осуществляет возмещение работнику указанных расходов, то на данные выплаты начисление налога должно производиться в общеустановленном порядке.

6.1.3. Компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия, установленные в частности:

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах“;

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации“;

- Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“;

- Федеральным законом от 03.12.1994 N 55-ФЗ “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции“;

- Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации“;

- Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“.

6.1.4. Компенсационные выплаты (пособия), связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, установленные в частности:

- статьями 36 и 75 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации“;

- Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“;

- Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“.

В случае же отзыва работника из отпуска ему должен быть произведен перерасчет выплаченных сумм, а оставшаяся часть отпуска использована в согласованный между работником и администрацией срок.

При этом производится новый расчет
заработка. Выплата в этом случае не рассматривается как компенсация за неиспользованный отпуск и налог на нее должен быть начислен в общеустановленном порядке. В аналогичном порядке производится начисление налога на оплату ежегодного отпуска, включаемого в фонд оплаты труда, под видом так называемой “компенсации за неиспользованный отпуск“.

6.1.5. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня в рамках должностных обязанностей, осуществляемых работником, установленные в частности:

- статьей 117 КЗоТ (за износ (амортизацию) принадлежащего работнику инструмента);

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий);

- Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. Размеры этих выплат регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1996 N 504 “О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации“;

- статьей 200 КЗоТ;

- Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“;

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации“.

6.1.6. Компенсационные выплаты, связанные с выплатой выходного пособия, установленные в частности:

- статьей 40.3 КЗоТ;

- Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“;

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации“;

- Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“.

6.1.7. Расходы работника при командировках и переезде на работу в другую местность, возмещаемые работодателем в соответствии со статьей 116 КЗоТ.

Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе, либо переезде на работу в другую местность осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.1981 N 677 “О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность“.

Порядок и условия командирования работников определен Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 “О служебных командировках в пределах СССР“.

Нормы возмещения командировочных расходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 “О нормах возмещения командировочных расходов“, Письмом Минфина России от 12.05.1992 N 30 “О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах“, Приказом Минфина России от 13.08.1999 N 57н “Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации“.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 64 “О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации“ для работников Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направляемых в командировки для проведения работ по борьбе с особо опасными заболеваниями животных - сапом, бруцеллезом, сибирской язвой, бешенством и туляремией, предусмотрена выплата суточных в размере 6% от их месячных должностных окладов, установленных в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, но не свыше двукратного установленного размера суточных.

6.1.8. Расходы работодателей, возмещаемые работникам, при использовании ими личного транспорта в служебных целях, установленные в частности:

- Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах“;

- Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“.

Порядок выплаты компенсации работникам за использование ими легковых автомобилей в служебных целях регламентирован Письмом Министерства финансов РФ от 21.07.1992 N 57 “Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок“. Нормы данной компенсации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 414 “О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях“ и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2000 N 16н “Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок“.

На выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, налог начисляется в установленном порядке.

На суммы компенсационных выплат, выплаченных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, начисление налога производится в установленном порядке.

6.2. Подлежат налогообложению:

6.2.1. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня, не установленные законодательством Российской Федерации, а также суммы, выплаченные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности:

- Постановлением Совета Министров СССР от 13.11.1979 N 1014 “Об условиях труда рабочих, служащих, занятых в лесной промышленности и лесном хозяйстве“;

6.2.2. Компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, порядок и условия выплаты которых регламентирован Приказом Федеральной службы занятости населения от 06.03.1995 N 44;

6.2.3. Компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.04.1993 N 471 “О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации“ и Приказом Федеральной службы занятости России от 26.05.1993 N 67;

6.2.4. Выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно;

6.2.5. Надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываются в составе среднего заработка;

При проверке правильности оплаты командировочных расходов, как и других расходов, влияющих на исчисление налога, налоговый орган вправе получить от налогоплательщика необходимые дополнительные сведения и объяснения.

7. Не подлежат налогообложению суммы расходов, возмещаемые в связи с переездом лиц в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и выездом из этих районов, определенные статьями 33 и 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“.

Нормы возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также размеры компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей определены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.1993 N 1141 “О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей“.

Не подлежат налогообложению расходы, возмещаемые отдельным гражданам и членам их семей, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по переезду, провозу имущества и найму помещения, которые регламентированы Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

8. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что:

8.1. Под стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством следует понимать события и явления, квалифицированные как таковые в решениях вышеуказанных органов.

Так, например, положениями Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1995 N 547 “Об экстренных мерах по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате землетрясения в Сахалинской области“ предусмотрено оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам.

8.2. Не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой работникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации. При этом факт совершения террористического акта должен подтверждаться приговором суда.

9. При применении подпункта 4 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые прикомандированным лицам, лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, а также иным лицам, не состоящим в трудовых отношениях с государственными учреждениями или организациями, подлежат налогообложению в установленном порядке.

10. При применении подпункта 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что:

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 48), Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон о медицинском страховании).

Законом о медицинском страховании не предусмотрена выплата страхового обеспечения застрахованному лицу. Если же по договору на добровольное медицинское страхование работников были произведены выплаты денежных средств застрахованным работникам, то на суммы, перечисленные организацией - работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога должно быть произведено в общеустановленном порядке. При этом согласно статье 242 Кодекса датой получения дохода будет считаться день начисления выплат в пользу работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются выплаты).

11. При применении подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что:

Не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам для указанных организаций.

12. При применении подпункта 9 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодателем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“.

В соответствии с указанным Законом лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.

Предприятия, учреждения, организации также оплачивают стоимость проезда и провоза багажа членам семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

Для перевозки детей, выезжающих для санаторно-курортного лечения и отдыха из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются льготные тарифы, определяемые Правительством Российской Федерации.

13. При применении подпункта 10 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что:

В соответствии со статьями 21 и 24 Федерального закона от 19.09.1997 N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов и референдумов, а их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Указанные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Председатель такой комиссии занимает должность в ней на постоянной (штатной) основе. Член избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом решающего голоса может работать в ней на постоянной (штатной) основе.

Указанным лицам, а также работникам аппаратов комиссий устанавливается денежное содержание и соответственно на оплату труда этих лиц избирательные комиссии начисляют налог в общеустановленном порядке.

Членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным на период подготовки и проведения выборов от основной работы, сохраняется средний заработок по месту этой работы. В этих случаях налог также уплачивается по месту основной работы. За них избирательными комиссиями налог начисляется только на дополнительную оплату труда за счет средств, выделенных на проведение выборов, установленную в соответствии с пунктом 12 статьи 24 вышеназванного Закона.

Члены комиссий с правом совещательного голоса назнача“тся в эту комиссию зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением или блоком. По смыслу Закона член комиссии с правом совещательного голоса не работает в ней на постоянной основе и вознаграждение за работу получает за счет средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных фондов объединений и блоков.

В соответствии с пунктом 10 статьи 238 Кодекса на суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, налог не начисляется. Не начисляется налог и на доходы, получаемые физическими лицами (не состоящими в трудовых отношениях) от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

14. При применении подпункта 11 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях применения данного подпункта под законодательством Российской Федерации следует понимать Федеральные законы и Постановления Верховного Совета Российской Федерации:

- для прокурорских работников (статья 41.3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации“);

- для работников лесного хозяйства (статья 108 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ). При этом, ношение должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации форменной одежды осуществляется в соответствии с пунктом 11 раздела III “Положения о государственной лесной охране Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 N 850;

- для сотрудников таможенных органов (статья 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ “О службе в таможенных органах Российской Федерации“);

- для судебных приставов при исполнении служебных обязанностей (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ “О судебных приставах“). При этом, судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих;

- для работников ведомственной охраны (статья 10 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ “О ведомственной охране“);

- для работников государственной службы карантина растений Российской Федерации (статья 19 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ “О карантине растений“);

- для сотрудников милиции (статья 17 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“);

- для должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 4 статьи 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“;

- для сотрудников налоговой полиции (статья 38 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1).

Подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдача которой не установлена законодательством Российской Федерации, в том числе:

- для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 563 “О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля миграционной службы России“);

- для работников налоговых органов, которым присвоены классные чины на основании пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации“, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2000 N 484 “О форме одежды работников Министерства Российской Федерации по налогам и сборам“);

- для государственных инженеров-инспекторов гостехнадзора (пункт 14 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291);

- для работников Российской транспортной инспекции (пункт 12 Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 26.11.1991 N 20);

- для личного состава подразделений военизированных горноспасательных частей при исполнении служебных обязанностей (пункт 22 Положения о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.1995 N 47);

- для государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений (пункт 10 “Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1998 N 1200);

- для государственных инспекторов по охране природы (подпункт 30 пункта 6 “Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 838);

- для работников центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации, его территориальных органов и работников отдельных организаций транспортного комплекса (подпункт 44 пункта 9 “Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2000 N 1038);

- для государственных ветеринарных инспекторов, других должностных лиц Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (пункт 16 “Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706);

- для работников службы инкассации и охраны Сберегательного банка Российской Федерации, выдаваемой в соответствии с “Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации“, утвержденными Приказом Центрального банка Российской Федерации от 18.06.1997 N 02-263.

15. При применении подпункта 12 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость льгот по бесплатному проезду, установленная законодательством Российской Федерации для:

- работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“. Порядок и условия предоставления указанной льготы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.1996 N 729 “О порядке и условиях бесплатного проезда на федеральном железнодорожном транспорте работников этого вида транспорта“;

- студентов, обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании“;

- граждан, занятых на работах с химическим оружием, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.11.2000 N 136-ФЗ “О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием“.

Суммы возмещения стоимости льгот по проезду, не установленные законодательством Российской Федерации, подлежат налогообложению в установленном порядке.

16. При применении подпункта 13 пункта 1 статьи 238 Кодекса следует учитывать, что в случае, если члену профсоюза выплаты за счет членских профсоюзных взносов будут производиться чаще одного раза в три месяца, независимо от выплачиваемой суммы, то такие выплаты подлежат налогообложению. Суммы, выплаченные членам профсоюза в размере, превышающем 10000 рублей в год, также подлежат налогообложению.

17. При применении пункта 2 статьи 238 Кодекса следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, а также возмещения (оплата), произведенные после 1 января 2001 года работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Документами, подтверждающими право на применение указанной льготы, являются рецепт, выданный лечащим врачом, а также товарный (кассовый) чек на приобретение медикаментов, вне зависимости от даты выдачи рецепта.

При отсутствии указанных документов суммы возмещения (оплата) приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, указанные выплаты подлежат налогообложению.

18. При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса следует иметь в виду, что от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп.

Правомерность использования организациями указанной льготы подтверждается при представлении ими совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).

В соответствии с пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 N 965 “О порядке признания граждан инвалидами“, в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Указанная в данном пункте Методических рекомендаций льгота не распространяется на работодателей - индивидуальных предпринимателей и иных категорий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса.

19. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 239 Кодекса следует иметь в виду, что от уплаты налога освобождаются следующие категории работодателей - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

а) общественные организации инвалидов (в том числе, созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель;

б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.

В случае изменения численности работающих инвалидов и их фонда заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период;

в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Льготы по уплате налога предоставляются учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Указанные в настоящем подпункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 884 “Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)“.

20. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 239 Кодекса следует учитывать, что льготируются индивидуальные предприниматели в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.

В случае, если в результате переосвидетельствования индивидуальный предприниматель - инвалид теряет право на получение инвалидности, налоговым органом в общеустановленном порядке производится расчет авансовых платежей по налогу. При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого он находился на инвалидности.

Например: предполагаемый доход инвалида III группы на 2001 год составит 500000 рублей.

Налоговая льгота составляет 100000 рублей.

С 1 сентября 2001 года индивидуальный предприниматель теряет право на инвалидность.

Налоговая льгота составит (100000: 12) x 8 = 66666 рублей.

Налогооблагаемая база составит 500000 - 66666 = 433334 рубля.

21. При применении пункта 2 статьи 239 Кодекса следует учитывать, что:

Согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, могут обладать правами на государственное пенсионное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, в случае если данные положения предусмотрены договором либо соглашением сторон (например, Соглашение стран СНГ от 09.09.1994 “О гарантиях прав граждан в области выплат социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов“, подписанное государствами - участниками СНГ: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Грузия).

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в Российской Федерации.

Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является место жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-X “О правовом положении иностранных граждан в СССР“ различают иностранных граждан, постоянно проживающих (имеющих вид на жительство, выданный органом внутренних дел Российской Федерации) и временно пребывающих на территории Российской Федерации, которые только регистрируют заграничные паспорта.

Что касается граждан бывшего СССР, то Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 18), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 и действующими в отношении граждан бывшего Союза ССР, прибывших из государств - участников СНГ и государств Балтии (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 290), установлено, что по месту жительства граждан на территории Российской Федерации делается отметка о регистрации в паспорте.

В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности, могут уплачивать налог в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.

С целью выяснения факта возникновения для работодателя обязанности производить уплату налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации, т.е. имеет ли иностранный гражданин отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

При этом в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 “О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и соответственно распространение для работодателя обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.

При этом, предприятия с иностранными инвестициями платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников, в том числе из государств - участников СНГ, перечисляют в соответствующие фонды стран из постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.

Вышеназванные положения применяются при условии, если международными договорами Российской Федерации не установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации о пенсионном страховании и обеспечении.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 28.07.1991 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.

Что касается уплаты налога в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.1998 N 1488 утверждено “Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации“. При этом пунктом 2 указанного Положения установлено, что этот документ не распространяется на иностранных граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, то есть на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.

Таким образом, налог, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым так и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется.

В соответствии со статьей 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимые этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.

На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации, и работающим по договорам гражданско-правового характера, налог в Фонд социального страхования Российской Федерации не начисляется.

Обращаем внимание, что уплата налога иностранными представительствами, филиалами иностранных компаний, находящихся на территории Российской Федерации за иностранных граждан, работающих в этих представительствах или филиалах, зависит от условий социального страхования, определенных международными договорами Российской Федерации со страной, из которой прибыл иностранный работник. При отсутствии таких договоров уплата налога должна определяться условиями договора (контракта), заключенного с иностранным работником. Если условиями договора (контракта) предусмотрено, что социальное страхование иностранных работников должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, то эти представительства или филиалы начисляют и уплачивают налог в данный Фонд в общеустановленном порядке.

22. При применении пункта 1 статьи 241 Кодекса следует учитывать, что ставки налога, указанные в данном пункте, применяются налогоплательщиками - работодателями:

- в 2001 году при условии, что фактический размер выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации во втором полугодии 2000 года, превышает 25000 рублей.

При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете взносов в государственные внебюджетные фонды, у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты.

Кроме того, при расчете выплат в среднем на одного работника не учитываются выплаты работников, являющихся инвалидами I, II, III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“ на вышеуказанные выплаты страховые взносы в 2000 году не начислялись.

- в 2002 и последующих годах при условии, что в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника превышает 50000 рублей.

При расчете вышеуказанного условия принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Федерации. В расчете учитываются также выплаты, произведенные работникам - инвалидам I, II, III групп.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника, у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Налогоплательщики, не соответствующие указанным критериям, уплачивают налог в текущем налоговом периоде по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Кодекса при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

При рассмотрении вопроса об отнесении сельхозпроизводителей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации“, в соответствии с которой к сельскохозяйственному товаропроизводителю относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.

При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 N 1212 “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации“.

23. При применении пункта 2 статьи 241 Кодекса следует учитывать, что:

23.1. Если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре.

Например, организация начала свою деятельность с 01.07.2001.

Налог за июль - декабрь 2001 года должен исчисляться исходя из ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 241 Кодекса при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Величина налоговой базы в среднем на одного работника, накопленная за четвертый квартал 2001 года, составила 13500 рублей.

Годовая налоговая база составит 13500 x 4 = 54000 рублей, что превышает 50000 рублей. Следовательно, организация имеет право на применение в 2002 году регрессивных ставок налога, предусмотренных пунктом 1 статьи 241 Кодекса.

23.2. При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.

23.3. Согласно пункту 2 статьи 241 Кодекса налогоплательщики - работодатели, получившие право применять в текущем налоговом периоде регрессивные ставки налога, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Кодекса, должны ежемесячно осуществлять контроль за величиной налоговой базы, накопленной с начала года.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника становится менее суммы, равной 4200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уплачивают налог за истекший месяц по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 241 Кодекса при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей, независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

При помесячном расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в зависимости от численности организации не учитываются выплаты 10 или 30 процентам работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Если по итогам следующего месяца величина налоговой базы в среднем на одного работника превысила сумму (4200 руб. x количество месяцев с начала года), то при исчислении налога работодатели вправе использовать в этом месяце регрессивные ставки налога, предусмотренные пунктом 1 статьи 241 Кодекса.

24. При применении пункта 3 статьи 243 Кодекса следует учитывать, что:

Налогоплательщики - работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики - работодатели, для которых не установлены сроки получения средств в банке на оплату труда, производят уплату авансовых платежей не позднее 15-го числа следующего месяца. В аналогичном порядке, не позднее 15-го числа следующего месяца, производят уплату налога налогоплательщики - работодатели, которые не имеют счетов в учреждении банков, а также производящие выплату зарплаты из выручки.

25. При применении пункта 7 статьи 243 Кодекса следует учитывать, что:

Уплата налога (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями в каждый фонд.

При этом, в соответствии с пунктом 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, уплата налога может производиться в суммах, округленных до целых рублей.

Отнесение начисленных сумм налога на затраты осуществляется в соответствии с:

- “Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552;

- “Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552;

- “Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08“1992 N 552.

26. При применении пункта 9 статьи 243 Кодекса следует учитывать, что:

Обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения, расчету налоговых льгот, исчислению и уплате налога, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 Кодекса.

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация.

27. При применении статьи 244 Кодекса следует учитывать, что:

27.1. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 244 Кодекса исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателями, производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 6 статьи 244 Кодекса.

Сумма авансовых платежей на текущий налоговый период определяется исходя из суммы предполагаемого дохода (с учетом расходов, связанных с его извлечением), указанного в налоговой декларации, подаваемой налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 229 Кодекса, или из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса.

Например, предполагаемый доход индивидуального предпринимателя в 2001 году составит 500000 рублей (указанный в налоговой декларации за 2000 год).

Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:

В ПФР - 40800 руб. + ((500000 руб. - 300000 руб.) x 5,5%) = = 51800 рублей.

В Федеральный фонд ОМС - 400 рублей.

В территориальный фонд ОМС - 7200 руб. + ((500000 руб. - 300000 руб.) x 0,9 %) = 9000 рублей.

Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:

ПФР - 51800 руб. = 25900 руб. + 12950 руб. + 12950 руб.

Федеральный фонд ОМС - 400 руб. = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.

территориальный фонд ОМС - 9000 руб. = 4500 руб. + 2250 руб. + + 2250 руб.

Всего налогоплательщиком должны быть уплачены не позднее 15.07.2001, 15.10.2001 и 15.01.2002 следующие суммы авансовых платежей:

За январь - июнь: 25900 руб. + 200 руб. + 4500 руб. = 30600

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За июль - сентябрь: 12950 руб. + 100 руб. + 2250 руб. = 15300

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За октябрь - декабрь: 12950 руб. + 100 руб. + 2250 руб. =

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

= 15300 рублей.

Сумма авансовых платежей за 2001 год составит:

30600 руб. + 15300 руб. + 15300 руб. = 61200 рублей.

27.2. В соответствии с пунктом 3 статьи 236 Кодекса для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Налог для данной категории плательщиков исчисляется налоговым органом с доходов, определяемых расчетным путем исходя из стоимости патента с применением ставки налога на доходы физических лиц, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса.

Согласно предпоследнему абзацу пункта 4 Приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27, при занятии гражданами одновременно несколькими видами предпринимательской деятельности патент должен быть оплачен отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов.

Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся одновременно несколькими видами деятельности и оплативших стоимость двух и более патентов, расчет налога производится от дохода, определенного расчетным путем исходя из суммарной стоимости выданных им патентов.

Например, индивидуальным предпринимателем получены патенты на два вида деятельности: стоимостью 35000 рублей, по которому доход составляет 269231 рублей = (35000 x 100: 13), и стоимостью 25500 рублей, по которому доход составляет 196154 рублей = (25500 x 100: 13). Общий доход предпринимателя составляет 492385 рублей = (296231 + 196154).

Исходя из шкалы ставок налога для индивидуальных предпринимателей, установленных пунктом 3 статьи 241 Кодекса, сумма налога за 2001 год составит 60712 рублей, в том числе:

в Пенсионный фонд Российской Федерации - 40800 руб. + ((492385 - 300000) x 5,5%) = 40800 руб. + 10581 руб. = 51381 рублей;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 400 рублей;

в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 7200 руб. + ((492385 - 300000) x 0,9%) = 7200 руб. + 1731 руб. = 8931 рублей.

27.3. Если индивидуальный предприниматель одновременно осуществляет различные виды деятельности, как с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, так и по ранее установленной системе налогообложения, уплата налога производится им также по совокупному доходу от всех видов деятельности в установленном порядке.

Например, предполагаемый доход индивидуального предпринимателя в 2001 году составит 100000 рублей (указанный в налоговой декларации за 2000 год). Кроме того, им получены патенты на два вида деятельности: стоимостью 70000 рублей, по которому доход составит 538462 руб. = (70000 x 100: 13) и стоимостью 60000 рублей, по которому доход составит 461538 руб. = (60000 x 100: 13).

Налоговый орган должен произвести исчисление сумм авансовых платежей на текущий налоговый период и выслать налогоплательщику налоговые уведомления.

Общая сумма дохода, подлежащего налогообложению, составит 1100000 руб. = (100000 + 538462 + 461538).

Исходя из шкалы ставок налога для индивидуальных предпринимателей, установленных пунктом 3 статьи 241 Кодекса, сумма налога за 2001 год составит 77600 рублей, в том числе:

в Пенсионный фонд Российской Федерации - 57300 руб. + ((1100000 - 600000) x 5,0%) = 57300 руб. + 25000 руб. = 82300 рублей;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 400 рублей;

в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 9900 рублей.

27.4. В случае если индивидуальный предприниматель начал применять упрощенную систему налогообложения с начала года, расчет налога производится исходя из годовой стоимости патента. Вместе с тем, если индивидуальный предприниматель начал применять упрощенную систему налогообложения со второго (третьего, четвертого) квартала и уплатил стоимость патента за три (два, один) квартала, расчет налога производится исходя из указанной в патенте его стоимости за три (два, один) квартала.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года (пункт 8 статьи 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“).

28. В соответствии с пунктом 3 статьи 244 Кодекса в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде, налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую налоговую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.

Предполагаемый доход индивидуального предпринимателя (указанный в налоговой декларации за 2000 год) в 2001 году составит 800000 руб.

Налоговый орган должен произвести исчисление сумм авансовых платежей на текущий налоговый период и выслать налогоплательщику налоговые уведомления.

Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, составит:

в ПФР: 67300 руб. = 57300 руб. + ((800000 руб. - 600000 руб.) x 5 %)

в Федеральный фонд ОМС - 400 рублей;

в территориальный фонд ОМС - 9900 рублей.

Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:

в ПФР: 67300 руб. = 33650 руб. + 16825 руб. + 16825 руб.

в Федеральный фонд ОМС: 400 руб. = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.

в территориальный фонд ОМС: 9900 руб. = 4950 руб. + 2475 руб. + 2475 руб.

Всего налогоплательщиком должны быть уплачены не позднее 15.07.2001, 15.10.2001 и 15.01.2002 следующие суммы авансовых платежей:

За январь - июнь: 33650 руб. + 200 руб. + 4950 руб. = 38800

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За июль - сентябрь: 16825 руб. + 100 руб. + 2475 руб. = 19400

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За октябрь - декабрь: 16825 руб. + 100 руб. + 2475 руб. =

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

= 19400 рублей.

Сумма авансовых платежей за 2001 год составит:

38800 руб. + 19400 руб. + 19400 руб. = 77600 рублей.

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

Допустим, налогоплательщик подал в налоговую инспекцию новую налоговую декларацию, в которой указал, что его предполагаемый доход на 2001 год составит 360000 рублей. При этом он уже произвел уплату первого авансового платежа, но срок данного платежа, ранее начисленного ему налоговым органом, еще не наступил.

Налоговый орган не позднее 5 дней с момента подачи плательщиком новой налоговой декларации должен сделать перерасчет сумм налога с учетом ранее уплаченных и в случае излишне уплаченных сумм авансовых платежей налога произвести зачет в счет будущих платежей соответствии со статьей 78 Кодекса.

Налог, подлежащий уплате в каждый фонд, следует исчислять с налогооблагаемой базы 360000 рублей и составит:

в ПФР: 44100 рублей = 40800 руб. + ((360000 руб. - 300000 руб.) x 5,5%)

в Федеральный фонд ОМС: 400 рублей;

в территориальный фонд ОМС: 7740 руб. = 7200 руб. + ((360000 руб. - 300000 руб.) x 0,9%)

Авансовые платежи по периодам в каждый фонд (1/2, 1/4 и 1/4 годовой суммы авансовых платежей) составят:

в ПФР: 44100 рублей = 22050 руб. + 11025 руб. + 11025 руб.

в Федеральный фонд ОМС: 400 рублей = 200 руб. + 100 руб. + 100 руб.

в территориальный фонд ОМС: 7740 рублей = 3870 руб. + 1935 руб. + 1935 руб.

Всего налогоплательщику должны быть начислены по срокам уплаты не позднее 15.07.2001, 15.10.2001 и 15.01.2002 следующие суммы авансовых платежей:

За январь - июнь: 22050 руб. + 200 руб. + 3870 руб. = 26120

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За июль - сентябрь: 11025 руб. + 100 руб. + 1935 руб. = 13060

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

рублей.

За октябрь - декабрь: 11025 руб. + 100 руб. + 1935 руб. =

(ПФР + ФФОМС + ТФОМС)

= 13060 рублей.

Всего за 2001 год сумма авансовых платежей составит: 52240 руб. = 26120 руб. + 13060 руб. + 13060 руб.

Учитывая, что налогоплательщик произвел уплату налога за январь - июнь в размере 38800 рублей, производится перерасчет суммы налога, подлежащей уплате по двум оставшимся срокам уплаты авансовых платежей 15.10.2001 и 15.01.2002.

Так как у налогоплательщика имеется переплата в фонды в следующем размере:

38800 руб. - 26120 руб. = 12680 руб., в том числе по фондам:

в ПФР: 33650 руб. - 22050 руб. = 11600 рублей;

в Федеральный фонд ОМС: 200 руб. - 200 руб. = 0 рублей;

в территориальный фонд ОМС: 4950 руб. - 3870 руб. = 1080 рублей,

то по второму сроку следует перечислить:

в ПФР: 11025 руб. - 11600 руб. = - 575 рублей (переплата);

в Федеральный фонд ОМС: 100 руб. - 0 руб. = 100 рублей;

в территориальный фонд ОМС: 1935 руб. - 1080 руб. = 855 рублей.

По третьему сроку начислено 13060 руб. в том числе по фондам:

в ПФР: 11025 рублей - 575 рублей = 10450 рублей;

в федеральный фонд ОМС: 100 рублей;

в территориальный фонд ОМС: 1935 рублей.

29. При применении пункта 6 статьи 244 Кодекса следует учитывать, что:

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляется коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса.

Например, адвокат Дмитриев П.П., являясь инвалидом III группы, работает в юридической консультации.

Налоговая база для адвокатов определяется как сумма доходов, полученная ими за налоговый период за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

На основании пункта 3 статьи 235 Кодекса адвокаты освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Итоговые суммы, на которые должен быть начислен налог адвокату Дмитриеву П.П., представлены в графе “подлежит налогообложению“.

-------------T---------------------------------------------------¬

¦ Месяц ¦ Дмитриев П.П. ¦

¦ +------------T------------T-------------------------+

¦ ¦ начислено ¦ Расходы ¦Подлежит налогообложению ¦

¦ ¦ (руб.) ¦ ¦ (руб.) ¦

+------------+------------+------------+------------T------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ежемесячно ¦ с начала ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ года ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Январь ¦ 25000 ¦ 7500 ¦ 17500 ¦ 17500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Февраль ¦ 20000 ¦ 6000 ¦ 14000 ¦ 31500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Март ¦ 30000 ¦ 9000 ¦ 21000 ¦ 52500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Апрель ¦ 40000 ¦ 12000 ¦ 28000 ¦ 80500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Май ¦ 40000 ¦ 12000 ¦ 28000 ¦ 108500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Июнь ¦ 45000 ¦ 13500 ¦ 31500 ¦ 140000 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Июль ¦ 35000 ¦ 10500 ¦ 24500 ¦ 164500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Август ¦ 25000 ¦ 7500 ¦ 17500 ¦ 182000 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Сентябрь ¦ 25000 ¦ 7500 ¦ 17500 ¦ 199500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Октябрь ¦ 35000 ¦ 10500 ¦ 24500 ¦ 224000 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Ноябрь ¦ 35000 ¦ 10500 ¦ 24500 ¦ 248500 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦Декабрь ¦ 45000 ¦ 13500 ¦ 31500 ¦ 280000 ¦

+------------+------------+------------+------------+------------+

¦ИТОГО ¦ 400000 ¦ 120000 ¦ 280000 ¦ ¦

L------------+------------+------------+------------+-------------

В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 239 Кодекса Дмитриеву П.П., как инвалиду предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога на доходы, не превышающие 100000 руб. в налоговом периоде.

В мае 2001 года доходы Дмитриева П.П., подлежащие налогообложению, составили 108500 руб. Сумма авансового платежа, подлежащего уплате в мае, рассчитывается следующим образом:

Май

в ПФР - (108500 руб. - 100000 руб.) x 14% = 1190 рублей;

в Федеральный фонд ОМС - (108500 руб. - 100000 руб.) x 0,2% = 17 рублей;

в территориальный фонд ОМС - (108500 руб. - 100000 руб.) x 3,4% = 289 рублей.

Июнь

в ПФР - (140000 руб. - 100000 руб.) x 14% - 1190 руб. = 4410 рублей;

в Федеральный фонд ОМС - (140000 руб. - 100000 руб.) x 0,2% - 17 руб. = 63 рубля;

в территориальный фонд ОМС - (140000 руб. - 100000 руб.) x 3,4% - 289 руб. = 1071 рубль.

В следующие месяцы расчет производится в аналогичном порядке.

30. Налогоплательщики - работодатели представляют налоговую декларацию по налогу не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщики представляют в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

31. Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

32. При представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

33. Налогоплательщики и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления налога в соответствии с Кодексом.

34. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога осуществляется налоговыми органами в соответствии с их компетенцией, определяемой Кодексом.

Пресс-группа

Управления МНС России

по Хабаровскому краю