Законы и бизнес в России

Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 28.04.1999 N 493 “О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 1999 г. N 493

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ

“О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ“

Законодательная Дума постановляет:

1. Одобрить рекомендации депутатских слушаний по вопросу “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Хабаровском крае“ согласно приложению.

2. Направить настоящее постановление главе администрации Хабаровского края, главам муниципальных образований городов и районов края, прокурору Хабаровского края.

Председатель Думы

В.А.Озеров

Приложение

к постановлению

Законодательной Думы

Хабаровского края

от 28 апреля 1999 г. N 493

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕПУТАТСКИХ СЛУШАНИЙ

“О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ“

Цель депутатских слушаний - получение информации об изменениях, произошедших в крае по сравнению с началом 1998 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства в связи с его реформированием, о выполнении рекомендаций аналогичных депутатских
слушаний, проведенных в июне 1998 года, а также определение основных мер, направленных на эффективное проведение реформы и социальной защиты населения края.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства началась в 1993 году после принятия Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“. Но до сих пор цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов предоставляемых услуг - еще очень далеки от достижения.

За время проведения реформ уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в среднем вырос с 1 - 2 процентов до 45 процентов. Реформа отрасли идет в основном в одном направлении - переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. В 1999 году доля платежей населения составляет:

40 процентов затрат на коммунальные услуги (на газ и электрическую энергию - 100 процентов);

50 процентов затрат на содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования.

Кроме того, установлен 40-процентный уровень платы за наем жилых помещений.

В 1998 году эти платежи составляли: 30 процентов - за коммунальные услуги и 40 процентов - за жилищные услуги.

В крае нет ни одного примера снижения ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Дальнейшее их повышение может привести к развалу отрасли из-за неплатежеспособности населения края.

Введение единого в г. Хабаровске расчетно-кассового центра позволило увеличить сбор платежей от населения до 88 процентов от начислений в 1998 году. Но то, что намечено получать от жильцов в перспективе (а в 2000 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“ от 25.05.1997 N 425 доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг составит 70 процентов)
- нереально. Половина населения не сможет оплачивать все возрастающую себестоимость жилищных и коммунальных услуг.

Для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций жилищно-коммунального хозяйства необходимо привлечение организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг. Но конкурсные условия на такие услуги не реализуются из-за отсутствия денег на их оплату.

С целью совершенствования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством сформирована единая служба заказчика жилищно-коммунальных услуг в Кировском районе г. Хабаровска. И опять проблема: нечем платить подрядчику.

Не внедрена система расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, следовательно, не применяются экономические санкции за нарушение договорных отношений.

Один из способов достижения цели реформы - совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств - проводится путем предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В районных администрациях созданы службы субсидий. Однако механизм защиты сложен и получение субсидий затруднено.

Еще одна проблема сегодняшнего дня - неравенство в размерах платежей у жильцов муниципального, государственного жилищных фондов и у жильцов, проживающих в домах жилищно-строительных кооперативов. Последние вступили в стадию реформ неподготовленными: не созданы кондоминиумы, товарищества собственников жилья - как один из приемлемых способов защиты прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг.

Обсудив проблемы жилищно-коммунальной отрасли края, участники депутатских слушаний рекомендуют:

1. Законодательной Думе края:

совместно с администрацией края принять участие в подготовке проекта Закона Хабаровского края “О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае“;

с целью уменьшения выпадающих доходов края пересмотреть социальную норму площади жилья, в пределах которой осуществляется предоставление субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг;

совместно с администрацией края пересмотреть в сторону увеличения размеры штрафов за
нарушение правил использования жилых и нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий.

2. Администрации края:

обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением отодвинуть сроки перехода на полную оплату населением затрат на содержание жилья;

приостановить действие постановления главы администрации края “Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг на территории Хабаровского края в 1999 году“ от 25.01.1999 N 23 до завершения проверки прокуратурой края правомерности взимания платы за найм жилых помещений и затрат на капитальный ремонт.

3. Администрации края и исполнительным органам местного самоуправления:

ужесточить контроль над ценами монополистов всех уровней, с целью выявления неэффективных и необоснованных затрат совместно с энергетической комиссией и Дальневосточным территориальным управлением государственного антимонопольного комитета Российской Федерации провести их экспертную оценку;

не производить повышение ставок платы населения за жилищно-коммунальные услуги без проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг, а также без реального повышения доходов населения;

оказывать поддержку созданию товариществ собственников жилья как одной из форм управления жилищным фондом;

активизировать с использованием средств массовой информации работу среди населения края по разъяснению сути реформы жилищно-коммунального хозяйства;

разработать порядок внедрения приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг организациями бюджетной сферы, предусматривающий стимулирование проведения мероприятий по снижению расходов;

не допускать нарушений действующего законодательства при начислении ставок платы за жилищные и коммунальные услуги гражданам, проживающим в домах жилищно-строительных кооперативов;

провести анализ выпадающих доходов края в связи с предоставлением льгот и субсидий по оплате жилищных и коммунальных услуг;

провести проверки использования целевых фондов, созданных для концентрации средств, поступающих на капитальный ремонт жилых помещений и мест общего пользования.

4. Главам муниципальных образований городов и районов края:

разработать
и реализовать меры по упрощению процедуры получения субсидий малообеспеченным гражданам;

применять меры социальной защиты в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг нуждающейся категории граждан, проживающих в домах жилищно-строительных кооперативов;

принять меры по совершенствованию и оптимизации существующей структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;

изучить опыт организации управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Комсомольска-на-Амуре с целью анализа экономической целесообразности создания альтернативных структур (домовых комитетов, специализированных служб по техническому обслуживанию);

внедрить договорные отношения на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя.

5. Прокуратуре края рассмотреть повторно правомерность включения в ставку оплаты жилья платы за наем жилых помещений и затрат на капитальный ремонт. В случае нарушения законодательства внести протест в установленном порядке. О результатах проверки сообщить в Законодательную Думу края.

Председатель Законодательной

Думы Хабаровского края

В.А.Озеров