Законы и бизнес в России

Решение Хабаровского краевого суда от 24.06.2002 N 3-137/02 <О признании статьи 9 Закона Хабаровского края “О Правительстве Хабаровского края“ от 27.11.2001 N 349 противоречащей федеральному законодательству>

Определением Верховного Суда РФ от 30.08.2002 N 58-Г02-25 данное решение оставлено без изменения.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2002 г. по делу N 3-137/02

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

с участием прокурора Балинской И.И.,

при секретаре Гриневой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании статьи 9 Закона “О Правительстве Хабаровского края“ от 27.11.2001. N 349 противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 27 ноября 2001 был принят Закон Хабаровского края N 349 “О Правительстве Хабаровского края“.

Статьей 9 названного Закона предусмотрено, что в случае временного отсутствия Губернатора края его
обязанности исполняет назначаемое им должностное лицо из числа первых заместителей (заместителей) Председателя Правительства края.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании статьи 9 Закона “О Правительстве Хабаровского края“ от 27.11.2001. N 349 противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению, ссылаясь на то, что оспариваемая статья противоречит положениям статей 18, 19 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

В судебном заседании старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Балинская И.И. поддержала требования, заявленные заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности, Литвинюк М.Н. и Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности, Владимиров В.П. возражали против удовлетворения заявления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, по основаниям, изложенным в отзывах.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Балинской И.И., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. “н“ ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 2
Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть установлена конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Пунктом 34.1 статьи 34 Устава Хабаровского края установлено, что Губернатор края является высшим должностным лицом Хабаровского края, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края - Правительство края.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и п. 34.2 статьи 34 Устава Хабаровского края Губернатор края избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Хабаровского края и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Частью 7 ст. 18 названного Федерального закона определены полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, при этом в соответствии с п. “е“ данной нормы Закона установлена возможность осуществления высшим должностным лицом иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации.

Положениями оспариваемой статьи 9 Закона Хабаровского края “О Правительстве Хабаровского края“ предусмотрено исполнение обязанностей Губернатора в случае его временного отсутствия другими лицами, без ограничения осуществления полномочий, отнесенных к компетенции всенародно избранного высшего должностного лица.

Между тем, единственным основанием временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации согласно ст. 19 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ является досрочное прекращение полномочий в случаях, определенных законом, к которым временное отсутствие высшего
должностного лица не отнесено.

При таких обстоятельствах суд находит, что статья 9 Закона Хабаровского края “О Правительстве Хабаровского края“ противоречит положениям статей 18, 19 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и подлежит признанию недействующей со дня вступления решения в законную силу.

Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края, Губернатора и Правительства Хабаровского края о соответствии оспариваемой статьи Закона края “О Правительстве Хабаровского края“ частям 8 и 9 ст. 19 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ суд считает несостоятельными и основанными на неправильном истолковании закона, поскольку из смысла данных положений Федерального закона следует, что они находятся в прямой связи с нормами части 1 ст. 19, которыми установлены основания временного исполнения обязанностей, относящихся к исключительной компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, ч. 8 ст. 19 названного Федерального закона установлено, что во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации. Положениями п. 38.6 ст. 38 Устава Хабаровского края и п. 6 ст. 20 Закона Хабаровского края “О Правительстве Хабаровского края“ предусмотрено, что обязанности Губернатора исполняет должностное лицо, назначаемое Законодательной Думой из числа первых заместителей Председателя Правительства края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Удовлетворить заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 9 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 “О Правительстве Хабаровского края“.

Сообщение о
настоящем решении опубликовать в Сборнике нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Н.Ю.Барабаш