Законы и бизнес в России

Трехстороннее соглашение между Правительством Ханты - Мансийского автономного округа, объединением работодателей Ханты - Мансийского автономного округа, объединением организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа на 2003 - 2005 годы (заключено 26.02.2002)

Утратил силу с 31 декабря 2005 года (пункт 7.8 данного документа).

Вступает в силу с момента опубликования (пункт 7.8 данного документа).

ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 2003 - 2005 ГОДЫ

от 26 февраля 2002 года

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Ханты - Мансийского автономного округа (далее - Правительство), объединения работодателей Ханты - Мансийского автономного округа (далее - Работодатели), объединения организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа (далее - Профсоюзы), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным
принципам регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты - Мансийского автономного округа в 2003 - 2005 годах и совместные действия по их реализации.

Стороны Соглашения считают, что в предстоящий период главной целью социально - экономической политики в Ханты - Мансийском автономном округе должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики Ханты - Мансийского автономного округа.

Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно - договорного регулирования социально - трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.

Соглашение распространяется и обязательно к исполнению органами исполнительной власти Ханты - Мансийского автономного округа, организациями, входящими в объединение работодателей Ханты - Мансийского автономного округа, объединение организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа, а также организациями, не входящими в объединение работодателей Ханты - Мансийского автономного округа, в объединение организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа, но присоединившихся к Соглашению.

Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, предусмотренные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы, признают необходимым заключение отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности и обязуются оказывать трудовым коллективам содействие в развитии социального партнерства.

Данное Соглашение является основой при заключении соглашений и коллективных договоров на уровне отраслей, муниципальных образований, предприятий и организаций автономного округа.

Обязательства и гарантии, включенные
в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения.

Участники Соглашения в рамках трехсторонней комиссии Ханты - Мансийского автономного округа по регулированию социально - трудовых отношений (далее - Комиссия) принимают необходимые решения по социально - трудовым вопросам, формируют предложения в адрес органов государственной власти Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа и добиваются их реализации.

Стороны Соглашения своевременно представляют друг другу полную и достоверную информацию по вопросам социально - экономического положения автономного округа, организаций, хода выполнения Соглашения.

Обязательства сторон

В соответствии с основными положениями Соглашения Стороны принимают на себя обязательства в 2003 - 2005 годах по следующим направлениям:

1. В области экономической политики

В области экономической политики Стороны считают приоритетными следующие направления:

- реализация мер по поддержке промышленности, увеличению объемов производства продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, продвижение конкурентоспособной продукции производителей автономного округа на внутреннем и внешних рынках, развитие малого предпринимательства;

- создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями - монополистами;

- согласованное проведение бюджетной, налоговой политики в соответствии с законодательством;

- разработка и реализация целевых программ социально - экономического развития округа;

- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.

В целях обеспечения реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно

1.1. Способствуют стабилизации и росту объемов производства в промышленном комплексе автономного округа, разрабатывают и внедряют методы повышения производительности труда.

1.2. Участвуют в подготовке предложений по совершенствованию налоговой системы, обеспечивающей социально - экономическое развитие автономного округа, и по распределению налоговых поступлений между различными уровнями бюджета.

1.3. Проводят согласованную политику, направленную на сохранение положительной динамики роста производства, поддержку регионального товаропроизводителя, обеспечение максимальной занятости
населения автономного округа и развитие предпринимательства, социальное ориентирование экономических реформ. Готовят предложения по финансовому оздоровлению предприятий.

1.4. Создают систему страхования инвестиционных рисков.

1.5. Способствуют развитию частного сектора экономики, малого предпринимательства (сфера услуг, туризм, недропользование и т.д.).

Правительство

1.6. Систематически анализирует и прогнозирует социально - экономическую ситуацию в отраслях экономики и в муниципальных образованиях автономного округа.

1.7. При формировании бюджета автономного округа учитывает необходимые расходы на разработку и реализацию окружных комплексных и целевых программ. Ежегодно информирует Комиссию о ходе их реализации.

1.8. Формирует бюджет автономного округа, обеспечивающий социально - экономическое развитие региона и повышение жизненного уровня населения. В ходе подготовки проекта бюджета автономного округа рассматривает предложения Комиссии, информирует налогоплательщиков через средства массовой информации о доходах и расходах бюджета автономного округа.

1.9. В инвестиционной политике способствует созданию условий наибольшего благоприятствования для привлечения во все сферы и отрасли экономики округа средств отечественных и зарубежных инвесторов, производит размещение облигационных займов автономного округа, обеспечивает предоставление государственной поддержки инвесторам, в том числе посредством субсидирования части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, гарантий возврата инвестиций. Координирует действия по развитию и реализации инвестиционной политики.

1.10. Обеспечивает получение профессионального образования и профессиональную подготовку населения в соответствии с потребностями экономики Ханты - Мансийского автономного округа.

1.11. В пределах предоставленных полномочий осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.

1.12. Способствует производству и внедрению в автономном округе энергосберегающего оборудования и технологий, приборов и систем учета энергоресурсов и дополнительно стимулирует организации, производящие эти технологии, приборы, системы.

1.13. Осуществляет поддержку сельских товаропроизводителей. Способствует развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции.

1.14. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами
создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства.

1.15. Создает условия для развития экономически эффективных производств, расширения внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего за счет роста доходов и накоплений реального сектора экономики и привлечения сбережений населения, а также создания благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций.

1.16. Обеспечивает разработку и реализацию комплекса мер по совершенствованию и развитию дорожной сети на основе целевого использования средств территориального дорожного фонда.

Работодатели

1.17. Участвуют в реализации приоритетных направлений развития экономики автономного округа, окружных программ социально - экономического развития, стабилизации и развития экономики, приватизации, поддержке малого и среднего предпринимательства, а также целевых программ развития соответствующих отраслей.

1.18. Соблюдают налоговую дисциплину.

1.19. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, обеспечению их стабильной работы, выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства предприятий и роста безработицы.

1.20. При изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций, внедрении целевых программ учитывают их социальные последствия, проводят с участием профсоюзных организаций и с учетом интересов трудовых коллективов соответствующие мероприятия.

1.21. Учитывают в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации мнение представителей профсоюзных организаций при принятии решений.

1.22. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации заключают коллективные договоры в организациях и предприятиях независимо от форм собственности, обеспечивают их представление на уведомительную регистрацию в соответствующие органы по труду.

1.23. Признают преимущественное право профсоюзов на заключение коллективных договоров, а также на контроль за исполнением обязательств работодателей, предусмотренных данным Соглашением и коллективными договорами, на ознакомление с результатами финансово - хозяйственной деятельности.

Профсоюзы

1.24. Способствуют устойчивой работе предприятий, организаций и учреждений, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, охране труда, рациональному использованию рабочего времени, повышению производительности труда и качества продукции.

1.25. Принимают участие
в рабочих группах и комиссиях по подготовке проектов бюджетов, целевых программ на уровне автономного округа, муниципальных образований автономного округа.

1.26. Обеспечивают участие трудовых коллективов предприятий и организаций в реализации предусмотренных отраслевыми, территориальными соглашениями и коллективными договорами мер по подъему экономики, осуществлению диверсификации производства.

1.27. Защищают социально - экономические и трудовые интересы работников.

1.28. Участвуют в организации трудового соревнования.

1.29. Добиваются включения в коллективные договоры на предприятиях одной отрасли равных прав для трудящихся, повышения ответственности работодателей за сохранение и развитие производства, создания условий труда, соответствующих законодательству. Добиваются установления оплаты труда и социальных гарантий не ниже установленных данным Соглашением.

2. В области занятости населения

и развития рынка труда

В области занятости населения и развития рынка труда Стороны считают приоритетными следующие направления:

- максимальное обеспечение занятости населения, его профессиональную подготовку в соответствии с потребностями экономики автономного округа, а также разработку планов повышения квалификации персонала предприятий и организаций при подготовке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров;

- регулирование трудовой миграции и использование иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права населения автономного округа, Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест;

- разработка стимулирующих мер, направленных на привлечение молодежи, иных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- создание новых рабочих мест.

В целях реализации вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно

2.1. Обеспечивают реализацию Программы содействия занятости населения Ханты - Мансийского автономного округа на принципах софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета автономного округа и средств работодателей. Осуществляют разработку программы содействия занятости населения на последующий период.

2.2. В случаях угрозы массовой безработицы разрабатывают и осуществляют меры, направленные на сохранение существующих и
создание новых рабочих мест, поддержку высвобождаемых работников, организацию временных и общественных работ.

2.3. При банкротстве градообразующих предприятий содействуют трудоустройству высвобождаемых работников на предприятиях, вновь образуемых на базе имущества предприятий - банкротов.

2.4. Включают в отраслевые, территориальные соглашения, коллективные договоры мероприятия, направленные на сохранение рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.

2.5. В целях повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников различных отраслей проводят конкурсы профессионального мастерства.

2.6. Обеспечивают приоритетное использование трудовых ресурсов автономного округа при заключении контрактов с фирмами на выполнение строительных работ, финансируемых за счет любых источников.

2.7. Стремятся к снижению уровня безработицы.

2.8. Организуют профориентационную работу, в том числе по формированию у подрастающего поколения мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда.

2.9. Содействуют занятости молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, женщин.

Правительство

2.10. Предусматривает финансирование на очередной финансовый год окружной Программы занятости населения в установленных размерах по соответствующим уровням бюджета и контролирует их реализацию.

2.11. Информирует Комиссию о состоянии занятости населения, ежеквартально публикует в средствах массовой информации данные о состоянии рынка труда, структуре безработицы, перечень профессий, имеющих устойчивый спрос, о перспективах развития рынка труда, возможностях трудоустройства для отдельных категорий населения.

2.12. Ежегодно проводит мониторинг движения рабочих мест по отраслям и территориям с представлением информации в Комиссию.

2.13. Содействует созданию временных рабочих мест для подростков и студентов для работы во время каникул.

2.14. Оказывает содействие в организации общественных работ.

2.15. Принимает решения по привлечению иностранной рабочей силы на предприятиях
автономного округа с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов.

2.16. Содействует участию представителей Профсоюзов в работе региональной межведомственной балансовой комиссии при территориальном органе Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Ханты - Мансийском автономном округе при рассмотрении финансового состояния и платежеспособности организаций.

2.17. Устанавливает объемы и направления подготовки кадров по профессиям и специальностям в учебных заведениях автономного округа в зависимости от спроса на рынке труда и контролирует выполнение установленных объемов.

Работодатели

2.18. Не допускают массового сокращения работников. В случае угрозы сокращения Работодатели информируют об этом Профсоюзы, службы занятости не менее чем за три месяца и разрабатывают меры по уменьшению численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и т.д.).

2.19. Ежемесячно сообщают территориальным службам занятости населения о потребностях в кадрах, требованиях к квалификации рабочих и специалистов. Возмещают расходы на профессиональную подготовку работников на основе заключения договоров между организациями и учреждениями профессионального образования.

2.20. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий преимущественное право трудоустройства не менее чем на 70 процентов рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых предприятий.

2.21. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь до 18 лет, инвалиды, матери, воспитывающие ребенка без отца).

2.22. Включают в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры меры по поддержанию занятости, предусматривающие создание новых (дополнительных) рабочих мест, организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников в целях повышения их трудовой мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

2.23. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.

2.24. Предоставляют студентам вузов, учащимся техникумов
и училищ, расположенных на территории автономного округа, возможность прохождения производственной практики.

2.25. Обеспечивают приоритетное предоставление рабочих мест выпускникам вузов, техникумов, училищ, школ, расположенных на территории автономного округа.

Профсоюзы

2.26. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости через своих представителей.

2.27. Через отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:

- сохранения рабочих мест;

- создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;

- заключения работодателями с работниками договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;

- создания дополнительных рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий.

2.28. Участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области труда, предоставляют бесплатную консультационную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам защиты трудовых прав, занятости, охраны труда, трудового законодательства.

2.29. Участвуют в организации профориентационной работы среди молодежи, в том числе в учебных заведениях, с целью ориентирования молодежи на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда, знакомстве с особенностями производства на конкретном предприятии, учитывая способности и состояние здоровья человека.

3. В области оплаты труда

В области оплаты труда и ее тарифного регулирования Стороны считают приоритетными следующие направления:

- установление в 2003 году в организациях внебюджетной сферы экономики тарифной ставки 1 разряда, без учета районного коэффициента, не ниже 50 процентов от величины прожиточного минимума, сложившегося в Ханты - Мансийском автономном округе для трудоспособного населения;

- повышение уровня оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы и приближение ее размера к среднему окружному уровню;

- справедливая дифференциация труда
между работниками различных профессионально - квалификационных групп, реализация принципа “Равная оплата за равный труд“.

Для реализации указанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно

3.1. Принимают меры по повышению заработной платы.

3.2. Устанавливают в организациях внебюджетной сферы обоснованные соотношения должностного оклада (среднего заработка) руководителя и должностного оклада (среднего заработка) рабочего основной профессии низшей квалификации, а также основных квалификационных категорий и групп работающих, с отражением этих соотношений в коллективных договорах и соглашениях.

3.3. Обеспечивают контроль за уровнем заработной платы и сроком ее выплаты. Принимают меры по ликвидации задолженности по заработной плате, стипендиям, пособиям.

3.4. Индексируют заработную плату с учетом повышения уровня потребительских цен согласно информации Комитета государственной статистики по Ханты - Мансийскому автономному округу, при наличии сверхплановых доходов работодателей, бюджета автономного округа.

Правительство

3.5. Реализует меры по повышению средней заработной платы работников бюджетной сферы с учетом необходимости сближения ее уровня с уровнем средней заработной платы в целом по автономному округу.

3.6. Ежеквартально информирует население округа через средства массовой информации о величине и структуре прожиточного минимума, индексе потребительских цен.

3.7. Проводит консультации с Работодателями, Профсоюзами по реализации политики в сфере оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат.

3.8. Проводит работу по совершенствованию оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, учитывая размеры оплаты труда в зависимости от эффективности работы организаций.

3.9. В трудовых договорах с руководителями государственных предприятий предусматривает ответственность за организацию производства и оплату труда.

3.10. Проводит анализ изменения реальной заработной платы по отраслям, ежеквартально информирует об этом население автономного округа.

Работодатели

3.11. Устанавливают в 2003 году в организациях внебюджетной сферы экономики тарифную ставку 1 разряда, без учета районного коэффициента, на уровне не менее 50 процентов от величины прожиточного минимума, сложившегося в Ханты - Мансийском автономном округе для трудоспособного населения.

3.12. Обеспечивают темпы роста заработной платы в соответствии с темпами роста объемов производства (работ, услуг), реализацией выпускаемой продукции и производительностью труда.

3.13. Своевременно выплачивают заработную плату, а в случае ее задержки по вине работодателя индексируют задержанные выплаты в размере не менее одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

3.14. Обеспечивают выплату заработной платы руководителю предприятия одновременно с ее выплатой всем работникам предприятия.

3.15. Не допускают нецелевого использования средств, предназначенных для оплаты труда. Представляют профсоюзам необходимую информацию по формированию и расходованию фонда оплаты труда.

3.16. В организациях, относящихся к внебюджетному сектору экономики, разрабатывают с учетом мнения профсоюзных организаций и закрепляют в коллективных договорах формы и системы оплаты труда работников организаций, размеры ставок и окладов, соотношения в их размерах между отдельными категориями работников, в том числе между работниками низшей квалификации и руководителями организаций, условия и порядок премирования и другие поощрительные выплаты.

3.17. Не допускают внедрения нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.).

Профсоюзы

3.18. Принимают меры, через систему коллективных договоров и соглашений обеспечивающие справедливые соотношения оплаты труда различных квалификационных групп работников, включая руководителей.

3.19. Способствуют росту уровня доходов населения, вносят предложения в исполнительные органы государственной власти, работодателям по росту доходов, добиваются реализации предложений через коллективные договоры и соглашения.

4. В области социальной защиты населения

В области социальной защиты уровня жизни населения Стороны считают приоритетными следующие направления:

- повышение эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением в организациях и предприятиях автономного округа законодательства о труде;

- расширение оказания адресной социальной помощи со стороны Правительства автономного округа, предприятий и организаций автономного округа малообеспеченным категориям населения и работникам, в том числе ветеранам труда;

- рациональное и эффективное использование средств государственных внебюджетных фондов;

- повышение доходов пенсионеров до уровня, обеспечивающего им достойную жизнь.

В целях реализации вышеуказанных направлений стороны принимают на себя следующие обязательства.

Стороны совместно

4.1. Разрабатывают нормативные правовые акты, направленные на реализацию федерального законодательства о минимальных социальных стандартах, стандартах в области образования, здравоохранения, окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и вносят на рассмотрение Правительства, Думы Ханты - Мансийского автономного округа.

4.2. Способствуют выполнению на территории автономного округа Федеральных законов “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

4.3. Совершенствуют и реализуют Закон автономного округа “Об адресной социальной помощи в Ханты - Мансийском автономном округе“.

4.4. Ежегодно на заседании Комиссии рассматривают ход реализации реформы жилищно - коммунального хозяйства и программ жилищного строительства. Принимают меры к увеличению объемов жилищного строительства.

4.5. Осуществляют мониторинг уровня тарифов на коммунальные услуги, тепловую и электрическую энергию, услуги связи, общественного транспорта и принимают меры по недопущению снижения реальных доходов населения.

4.6. Осуществляют меры по развитию объектов оздоровления населения, детей и подростков. Обеспечивают подготовку оздоровительных лагерей всех типов для организации труда и отдыха детей, подростков и студенческой молодежи.

4.7. Принимают меры по реализации окружных программ об отдыхе, оздоровлении и занятости детей, подростков и молодежи, контролируют их выполнение.

4.8. Разрабатывают в 2003 году и реализуют программы поддержки молодых семей, молодежи в автономном округе и осуществляют контроль за ходом их выполнения.

4.9. Осуществляют контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов через своих представителей в соответствующих исполнительных органах.

4.10. Способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

4.11. Принимают меры к обеспечению работников негосударственным пенсионным страхованием.

4.12. Организуют проведение информационной и просветительской работы, направленной на формирование ответственности работодателей и работников за пенсионное будущее.

4.13. Обеспечивают участие своих представителей в координационном совете Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты - Мансийскому автономному округу.

Правительство

4.14. Обеспечивает адресную социальную поддержку малообеспеченных слоев населения в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом автономного округа.

4.15. Обеспечивает реализацию программ жилищного строительства, предоставление ссуд и долгосрочных займов для строительства жилья работникам бюджетной сферы.

4.16. Способствует повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно - коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Обобщает и распространяет опыт работы лучших предприятий, организует проведение окружных конкурсов на звания “Самый благоустроенный город, поселок, село“, “Лучшая организация, предприятие по эффективности работы в новых экономических условиях“.

4.17. Формирует социальные статьи бюджета автономного округа с учетом мнения Работодателей и Профсоюзов и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4.18. Контролирует расходование средств, выделяемых из бюджета автономного округа.

4.19. Сохраняет на уровне не ниже достигнутого количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей из социально незащищенных категорий семей (многодетных, неполных, одиноких матерей, детей - инвалидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

4.20. Финансирует социально - культурную сферу, сохраняя гарантированный уровень образования, медицинского, культурного, жилищно - коммунального обслуживания в пределах средств, предусмотренных бюджетом автономного округа.

4.21. Оказывает содействие при размещении материалов разъяснительного характера для населения о пенсионной реформе, дополнительном негосударственном пенсионном страховании (обеспечении) в окружной газете “Новости Югры“, телерадиокомпаниях “Югория“, “Югра“.

4.22. Осуществляет внедрение дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) работников организаций бюджетной сферы автономного округа.

Работодатели

4.23. Обеспечивают своим работникам права и социальные гарантии, установленные законодательством в области труда, а также страхование лиц, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда.

4.24. Своевременно представляют в Пенсионный фонд РФ перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсионное обеспечение за выслугу лет, также представляют индивидуальные сведения о стаже и заработке для назначения на их основе государственных пенсий.

4.25. Гарантируют работникам, уволенным по сокращению численности, сохранение очередности в списках на улучшение жилищных условий в течение 2 лет.

4.26. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе предприятий и организаций.

4.27. Отчисляют профсоюзам денежные средства в объеме, определенном коллективными договорами, отраслевыми соглашениями на культурно - массовую и физкультурно - оздоровительную работу.

4.28. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях решение вопросов обеспечения жильем работников организаций, в том числе предоставление жилья с оплатой в рассрочку, предоставление ссуд, займов на льготных условиях.

4.29. Используют возможности негосударственных пенсионных фондов для повышения социальной защищенности своих работников.

4.30. В случае ликвидации организации обеспечивают капитализацию и внесение средств на счет страховщика для обеспечения пострадавших на производстве.

4.31. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности молодежных организаций (советы молодых специалистов, молодежные комиссии профсоюзных организаций и т.д.).

4.32. С целью привлечения и закрепления молодежи на предприятиях предусматривают в коллективных договорах и соглашениях для работающей молодежи:

- улучшение социально - бытовых условий;

- организацию досуга;

- поддержку молодых семей;

- предоставление ссуд и кредитов на неотложные нужды, приобретение и строительство жилья, мебели и т.д.

Профсоюзы

4.33. Организуют разработку и заключение коллективных договоров в организациях, а также отраслевых, территориальных соглашений, осуществляют контроль за их выполнением.

4.34. Согласовывают стандарты и объемы финансовой поддержки работников организаций при строительстве или приобретении жилья.

4.35. Участвуют в экспертизе проектов законодательных и нормативных документов, затрагивающих вопросы социальной защищенности населения.

4.36. Принимают участие в организации и финансировании на долевых началах культурно - спортивных мероп“иятий, проводимых в городах и районах автономного округа, на предприятиях и в организациях.

4.37. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по вопросам социальной защиты, трудовым спорам.

4.38. Принимают участие в предоставлении перечней работников, занятых на рабочих местах, имеющих профессии, занимающих должности, дающие право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, в том числе льготное пенсионное обеспечение, контролируют достоверность предоставления перечней в Пенсионный фонд РФ.

5. В области охраны труда и экологической безопасности

В области охраны труда и экологической безопасности Стороны определили приоритетными следующие направления:

- соблюдение в организациях автономного округа федерального и окружного законодательства об охране труда и окружающей природной среды с использованием собственных средств на создание безопасных условий труда и экологической безопасности;

- обучение руководителей, специалистов и рабочих предприятий и организаций по вопросам охраны труда, экологической и радиационной безопасности;

- разработка и принятие мер по формированию системы управления охраной труда, промышленной безопасности, охраной окружающей среды и экологической безопасности, соответствующих современным экономическим и трудовым отношениям, переходу к экономическому механизму, побуждающему работодателей создавать и обеспечивать безопасные условия и охрану труда, обеспечение соответствия состояния окружающей среды действующим стандартам и требованиям;

- профилактика профессиональных заболеваний.

Для реализации данных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно

5.1. Участвуют в разработке и реализации окружных программ по улучшению условий и охраны труда, улучшению экологического состояния природной среды в Ханты - Мансийском автономном округе. Обеспечивают выполнение Закона “Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе“.

5.2. Организуют проведение аттестации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда, сертификацию работ по охране труда в организациях.

5.3. Организуют смотры, конкурсы по прогрессивной организации работы по охране труда и окружающей среды, проводят Дни защиты от экологической опасности, обобщают и внедряют положительный опыт работы.

5.4. Обеспечивают обучение по охране труда отдельных категорий, застрахованных согласно Закону Российской Федерации “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Правительство

5.5. Ежегодно проводит анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории автономного округа, разрабатывает меры по их улучшению, направляет информацию о состоянии условий и охраны труда Работодателям и Профсоюзам.

5.6. Разрабатывает и обеспечивает реализацию целевой программы по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе.

5.7. Организует работу по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно - эпидемиологической безопасности населения.

5.8. Участвует в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и случаев со смертельным исходом.

5.9. Обеспечивает деятельность системы обучения и проверки знаний по охране труда и экологической безопасности руководителей и специалистов предприятий и организаций автономного округа.

5.10. Осуществляет контроль за качеством и сроками проведения аттестации рабочих мест.

Работодатели

5.11. Обеспечивают выполнение Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральных законов “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, “Об охране окружающей среды в Российской Федерации“, Законов автономного округа “Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе“, “Об охране окружающей природной среды и экологической защите населения автономного округа“ и других нормативных правовых актов по охране труда и окружающей природной среды.

5.12. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях по результатам аттестации рабочих мест дополнительные по сравнению с законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда работников.

5.13. Обеспечивают условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду и охране труда правовыми и техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, членами комиссий по охране труда.

5.14. Не допускают строительства производственных объектов, на проекты которых отсутствует положительное заключение Государственной экспертизы условий труда. Ввод в действие производственных объектов производят при участии Государственной инспекции труда.

5.15. Обеспечивают соблюдение природоохранного законодательства, установленных лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, размещение отходов, безаварийную работу природоохранных сооружений.

5.16. Проводят обучение вновь избранных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по утвержденным программам.

5.17. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и членам комиссий по охране труда для осуществления контроля за состоянием и условиями труда.

5.18. Обеспечивают за счет предприятий и организаций проведение первичных, при поступлении на работу, и периодических медицинских обследований, профилактику профессиональных заболеваний, предоставление льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях согласно законодательству.

5.19. Финансируют мероприятия по улучшению условий и охраны труда в полном объеме, но не ниже норм, установленных законодательством.

5.20. Принимают предупредительные меры по недопущению производственного травматизма.

Профсоюзы

5.21. Осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда и экологии на предприятиях и в организациях.

5.22. Добиваются включения в коллективные договоры, соглашения мероприятий по улучшению условий труда работающих, дополнительных, по сравнению с законодательством, льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях.

5.23. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональные заболевания.

5.24. Избирают на каждом предприятии уполномоченных (доверенных) лиц профсоюза по охране труда. Организуют совместно с работодателями обучение уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.

6. В области развития социального партнерства

и взаимодействия участников Соглашения

В области развития социального партнерства и координации действий Стороны определили приоритетными следующие направления:

- расширение регулирования социально - трудовых отношений на основе разработки, заключения и выполнения коллективных договоров, отраслевых и территориальных соглашений;

- содействие развитию социального партнерства в автономном округе в соответствии с федеральным и окружным законодательствами в этой области;

- продолжение работы по созданию законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие социального партнерства;

- развитие информационного и организационно - методического обеспечения системы социального партнерства;

- информирование через средства массовой информации о деятельности Комиссии, отраслевых и территориальных комиссий по регулированию социально - трудовых отношений.

Для обеспечения вышеуказанных направлений Стороны принимают на себя следующие обязательства:

Стороны совместно

6.1. Развивают социальное партнерство на отраслевом и территориальном уровнях, способствуют заключению коллективных договоров, а также отраслевых и территориальных соглашений и осуществляют контроль за их выполнением.

6.2. Способствуют формированию отраслевых территориальных полномочных объединений работодателей и профсоюзов, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений.

6.3. Содействуют принятию нормативных правовых актов, способствующих развитию социального партнерства в автономном округе.

6.4. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально - экономическим вопросам. Принимают решения после консультаций на уровне Комиссии.

6.5. Проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально - экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов окружных законов и иных нормативных правовых актов в области социально - трудовых отношений, региональных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения.

6.6. Взаимно обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес.

6.7. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров.

6.8. Обеспечивают реализацию Соглашения путем разработки и реализации собственных планов мероприятий, разработка которых осуществляется в течение 3 месяцев после его заключения. Каждая Сторона направляет свой утвержденный план мероприятий другим Сторонам.

6.9. Обеспечивают обучение представителей предприятий, органов власти, профсоюзов по вопросам социального партнерства.

Правительство

6.10. Обеспечивает участие представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых органами государственной власти и органами местного самоуправления постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы размещения государственного и муниципального заказа за счет бюджетных средств на конкурсной основе, вопросы приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости, улучшения жилищных условий и другие проблемы, связанные с реализацией социально - экономических интересов населения.

6.11. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые интересы работников, работодателей без обсуждения их проектов с Работодателями и Профсоюзами.

6.12. Через органы исполнительной власти и местного самоуправления автономного округа оказывает профсоюзам содействие в создании надлежащих условий для уставной деятельности профсоюзных организаций и их объединений, в том числе в части представления им помещений на условиях в соответствии с законодательством.

6.13. Обеспечивает консультации по разработке, содержанию, заключению и исполнению соглашений и коллективных договоров, своевременную уведомительную регистрацию их на территории автономного округа.

Работодатели

6.14. Содействуют созданию и функционированию профсоюзов на всех предприятиях и в организациях, независимо от форм собственности, соблюдают их права и гарантии деятельности. Для уставной деятельности предоставляют профсоюзам помещения, транспорт, оргтехнику, средства связи на условиях в соответствии с законодательством.

6.15. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно и безвозмездно, одновременно с выплатой заработной платы перечисляют на счет соответствующей профсоюзной организации членские взносы из заработной платы этих работников.

6.16. Поддерживают инициативу профсоюзов о заключении коллективных договоров и соглашений. Заключают коллективные договоры и соглашения не позднее чем через 3 месяца после начала ведения переговоров в установленном порядке.

6.17. Представляют соглашения и коллективные договоры в соответствующие органы по труду для уведомительной регистрации.

Профсоюзы

6.18. Инициируют разработку и заключение коллективных договоров, территориальных и отраслевых соглашений.

6.19. Содействуют подготовке и проведению колдоговорных кампаний, организуют членов профсоюзов на выполнение коллективных договоров.

6.20. Организуют обучение профсоюзного актива, руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений, оказывают практическую и консультативную помощь членам профсоюзов в защите социально - трудовых прав и гарантий.

7. Контроль за выполнением Соглашения

и ответственность Сторон

7.1. Стороны признают настоящее Соглашение правовым актом автономного округа, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально - экономической политики в автономном округе, и принимают на себя обязательство соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа, настоящим Соглашением ответственность за нарушение или невыполнение его положений.

7.2. За систематическое нарушение законодательства Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа, неисполнение настоящего Соглашения, коллективных договоров со стороны работодателей Правительство, Профсоюзы вносят предложения о принятии мер к этим работодателям, включая предложения о расторжении трудовых договоров с этими работодателями в соответствующие вышестоящие органы.

7.3. За неисполнение настоящего Соглашения, коллективных договоров со стороны профсоюзов Правительство, Работодатели вносят предложения о принятии мер к руководству этих профсоюзов, включая предложения о переизбрании этого руководства в соответствующие вышестоящие органы.

7.4. За систематическое нарушение законодательства Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа, настоящего Соглашения, коллективных договоров со стороны должностных лиц органов исполнительной власти автономного округа Работодатели, Профсоюзы вносят предложения в Правительство о принятии мер к этим должностным лицам, включая предложения о расторжении трудовых договоров с этими должностными лицами.

7.5. Стороны договорились, что при осуществлении экономической поддержки предприятий и организаций учитывается их участие в социальном партнерстве.

7.6. Контроль за реализацией положений Соглашения осуществляет Комиссия, рассматривающая ход выполнения Соглашения один раз в шесть месяцев. Между заседаниями Комиссии текущие вопросы выполнения Соглашения рассматриваются в рабочем порядке.

7.7. Стороны договорились, что в период действия настоящего Соглашения возникающие разногласия рассматриваются Комиссией.

7.8. Трехстороннее соглашение в Ханты - Мансийском автономном округе вступает в силу с момента опубликования и действует до 31 декабря 2005 года. В случае отсутствия заключенного Соглашения на следующий период настоящее Соглашение действует до заключения нового Соглашения.

7.9. Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не вправе в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

7.10. Стороны предлагают органам исполнительной власти, органам местного самоуправления автономного округа, отраслевым, территориальным объединениям работодателей и профсоюзов после подписания настоящего Соглашения разработать и подписать на его основе отраслевые и территориальные соглашения, а также внести соответствующие изменения и дополнения в ранее заключенные Соглашения, учитывающие специфику отрасли, муниципального образования.

7.11. В недельный срок после подписания Соглашения Правительство автономного округа обеспечивает его публикацию в газете “Новости Югры“.

8. Заключительные положения

8.1. Стороны договорились, что каждая из Сторон имеет право выступить с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение не чаще одного раза в год.

8.2. В случае, если одна из Сторон выступит с инициативой о внесении изменений и дополнений в Соглашение, другие две Стороны обязаны рассмотреть это предложение в установленном порядке на заседании Комиссии, созываемой в течение одного месяца, после получения предлагаемых изменений и дополнений.

8.3. Настоящее Соглашение вместе с протоколом разногласий подписано 26 февраля 2003 года в г. Ханты - Мансийске в трех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу.

От Правительства: От Работодателей: От Профсоюзов:

Председатель координатор стороны координатор стороны

Правительства работодателей профсоюзов

Ханты - Мансийского Ханты - Мансийского Ханты - Мансийского

автономного округа автономного округа автономного округа

А.ФИЛИПЕНКО в Комиссии, в Комиссии,

генеральный директор председатель объединения

ОАО “Северавтотранс“ организаций профсоюзов

Л.СКВОРКОВСКИЙ автономного округа

Ф.СИВАШ

ПРОТОКОЛ

РАЗНОГЛАСИЙ ПО ТРЕХСТОРОННЕМУ СОГЛАШЕНИЮ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА,

ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

НА 2003 - 2005 ГОДЫ

г. Ханты - Мансийск 26 февраля 2002 года

Мы, полномочные представители сторон трехсторонней комиссии Ханты - Мансийского автономного округа по регулированию социально - трудовых отношений, действуя на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях“, подписали настоящий протокол о том, что в ходе переговоров не было достигнуто согласия по вопросу включения в Трехстороннее соглашение между Правительством Ханты - Мансийского автономного округа, объединением работодателей Ханты - Мансийского автономного округа, объединением организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа на 2003 - 2005 годы следующих предложений стороны Комиссии, представляющей объединение организаций профсоюзов Ханты - Мансийского автономного округа:

1. Раздел 3 Соглашения “В области оплаты труда“ первое приоритетное направление дополнить абзацем следующего содержания:

“- Установление в организациях внебюджетной сферы экономики тарифной ставки 1 разряда, без учета районного коэффициента, в 2004 году не ниже 80%, в 2005 году не ниже 100% величины прожиточного минимума, сложившегося в Ханты - Мансийском автономном округе, для трудоспособного населения.“.

2. Пункт 3.4 Соглашения изложить в следующей редакции:

“По окончании каждого квартала проводят индексацию заработной платы в соответствии с индексом потребительских цен за прошедший квартал на основании данных Комитета государственной статистики Ханты - Мансийского автономного округа.“.

3. После пункта 3.11 дополнить Соглашение пунктом следующего содержания:

“Устанавливают в организациях внебюджетной сферы экономики тарифную ставку 1 разряда, без учета районного коэффициента, в 2004 году не ниже 80%, в 2005 году не ниже 100% величины прожиточного минимума, сложившегося в Ханты - Мансийском автономном округе, для трудоспособного населения.“.

От Правительства: От Работодателей: От Профсоюзов:

Председатель координатор стороны координатор стороны

Правительства работодателей профсоюзов

Ханты - Мансийского Ханты - Мансийского Ханты - Мансийского

автономного округа автономного округа автономного округа

А.ФИЛИПЕНКО в Комиссии, в Комиссии,

генеральный директор председатель объединения

ОАО “Северавтотранс“ организаций профсоюзов

Л.СКВОРКОВСКИЙ автономного округа

Ф.СИВАШ