Постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 26.07.1995 N 427 “О Концепции информатизации города Ханты-Мансийска“
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 1995 г. N 427
О КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
С целью проведения единой политики в области информатизации и совершенствования деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления постановляю:
1. Утвердить Концепцию информатизации города Ханты-Мансийска, представленную отделом информационно-вычислительной техники Администрации города.
2. Отделу ИВТ (Кандалян) совместно с Комитетом по экономике и прогнозированию (Чепель) в двухмесячный срок определиться и дать на рассмотрение структуру общегородской базы данных.
3. Комитету по экономике и прогнозированию (Чепель) совместно с отделом ИВТ (Кандалян) дать рекомендации по дооснащению средствами вычислительной техники отделов и подразделений, входящих в общегородскую глобальную вычислительную сеть.
4. Назначить зав. отделом по информационно-вычислительной технике Кандаляна А.С. администратором общегородской базы данных (ОБД).
5. Комитету по экономике и прогнозированию (Чепель С.И.) определить права и обязанности администратора ОБД.
Первый заместитель
Главы Администрации
г. Ханты-Мансийска
В.Г.БУКАРИНОВ
Утверждена
постановлением
Администрации
города Ханты-Мансийска
от 26 июля 1995 г. N 427
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
г. Ханты-Мансийск
1995 год
В данном документе изложена Концепция информатизации государственных органов Ханты-Мансийска. Произведена увязка по срокам и составу работ с Программой информатизации города (утверждена постановлением Главы Администрации города N 426 от 26.07.1995).
Практическая реализация Концепции и координация работ проводятся отделом информационно-вычислительной техники Администрации города Ханты-Мансийска.
Отдел информационно-вычислительной техники Администрации города создан на основании распоряжения Главы Администрации города N 26-К от 31.01.1995 для решения задач, связанных с информатизацией и автоматизацией городских служб. Целью данного документа является выработка концепции развития отдела ИВТ Администрации города и всей информационной инфраструктуры города.
В настоящее время город Ханты-Мансийск, получив статус столицы округа, должен будет стать не только культурным центром Западной Сибири, но и развивать инфраструктуру города как управленческого центра. Одновременно с инфраструктурой набирают мощь и информатизируются предприятия и организации, обеспечивающие жизнедеятельность города. С вводом в эксплуатацию новых жилых зданий и ростом численности населения, а также из-за резкого скачка вновь создаваемых предприятий всех форм собственности возникает необходимость в автоматизации труда и информатизации отделов и служб городской Администрации. С этой целью в 1995 - 1996 годах будет создаваться автоматизированная интегрированная информационная система (АИИС) управления городской Администрации.
В системе управления, как известно, процессы носят информационный характер и завершаются формированием того или иного решения, на основании которого вырабатывается управляющее воздействие. Автоматизированная система управления деятельностью Администрации города является информационной системой, которая использует существующую в глобальной базе данных информацию подразделений муниципальных служб города.
Эта информация используется подразделениями для анализа, прогнозирования и определения источников финансовых поступлений при реализации плана производственного и социального развития города, а также для контроля за исполнением принятых решений подразделениями Администрации.
Единая информационная система позволит осуществлять функции управления, планирования и прогнозирования на основе достоверных данных муниципальных служб управления и значительно сократить сроки по формированию бюджетных планов.
Для обеспечения создания информационной интегрированной системы необходимо создать информационную модель, глобальную базу данных по всем объектам управления, нормативно-справочный фонд, систему управления и компьютерную сеть, которые бы удовлетворили потребность пользователей в информации, ее обмене и в формировании поисковых функций.
Продуманная рациональная система взаимодействия людей и машин, увязка всей системы управления с особенностями и характером региона не только создаст условия для получения достаточной информации, но и поможет осуществить многовариантные расчеты и вести управление наилучшим образом.
Анализ работ по созданию программного обеспечения, проводимых в других городах округа, показывает, что практически все руководители управлений, отделов и служб Администрации в качестве главной задачи указывают необходимость создания и функционирования информационно-поисковых систем с элементами анализа и статистики при возможности доступа к любой интересующей информации.
Несомненно, что такой подход имеет определенный смысл и на начальном этапе развития должен быть определен как приоритетный.
Работа в этом направлении ведется. Многие предприятия (подразделения) в своей работе частично используют одну и ту же информацию (информация о населении города, о жилом фонде и т.п.). Объем такой информации уже на сегодняшний день очень велик. Таким образом, существующий в одном подразделении объем информации многократно дублируется в других подразделениях и ЛВС (локальных вычислительных сетях). При этом возникает ряд проблем:
- для хранения больших банков данных нужны мощные и дорогие технические и программные средства в каждой ЛВС (локальной вычислительной сети);
- поддержание этой информации в надлежащем состоянии требует существенных затрат времени и наличия специального квалифицированного персонала в каждой организации;
- одна и та же информация в разных подразделениях может отличаться: наблюдается несоответствие информации, которая должна быть идентичной.
Единственный реальный выход из этой ситуации - создание единой городской информационной системы с соблюдением следующих принципов:
1. Единство информационной базы. Основной принцип функционирования предполагает создание и функционирование единой динамической информационной модели объекта управления (город Ханты-Мансийск). На машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной задачи, а большинства задач управления. При этом в основных массивах (банках данных) должно быть исключено неоправданное дублирование информации. Это касается не только оперативной, но и нормативно-справочной информации.
2. Ориентация системы на пользователя:
- Максимально полное удовлетворение потребностей в информации всех пользователей ИС, в том числе руководителей управлений и отделов. В этом случае их непосредственное и активное участие повышает уровень организации работ, активность и заинтересованность низового звена.
- Обеспечение для пользователей простого и понятного интерфейса, позволяющего лучить необходимую информацию при использовании минимального набора функций.
3. Непрерывное развитие системы:
- Ввод новых и усовершенствование уже решаемых задач. Необходимость в этом появляется в связи с постоянным обновлением методов и средств управления.
- Изменение структуры и расширение состава общих банков данных.
- Расширение круга пользователей системы независимо от их территориального расположения.
- Совершенствование технических средств и программного обеспечения ИС с сохранением целостности информации при ее переносе на новые средства.
Функции эксплуатации и развития такой системы целесообразно сосредоточить в отдельном специализированном подразделении, что позволит сократить общую численность персонала для ведения банков данных и в то же время повысит качество эксплуатации программно-технических средств.
Полное наименование предполагаемой к внедрению системы: автоматизированная интегрированная информационная система (АИИС), которая будет носить общегородской характер.
2. Архитектура общегородской информационной системы
и объекты управления
Архитектура общегородской автоматизированной интегрированной информационной системы (АИИС) состоит из:
- определения целей и задач управления на уровне города;
- выбора структуры объектов управления;
- определения очередности разработки и внедрения задач управления;
- распределения этих задач и этапов их решения по уровням и узлам системы;
- выбора технических средств;
- выбора оптимального программного обеспечения, учитывающего возможности вычислительных средств в системе;
- разработки информационного обеспечения и требований по достоверности при переработке и передаче информации;
- определения требований к надежности технических средств;
- оптимального построения системы оперативного и технического обслуживания и многих других проблем.
Для решения поставленных задач необходимо прежде всего разработать схему взаимоувязки информации (функциональную модель), анализ которой позволил бы найти возможность реализации этих задач.
Определение блоков информатизации и демонстрация использования этих блоков в структуре исполнительной власти есть главная цель функциональной модели АИИС.
Проблема построения архитектуры общегородской информационной системы предполагает:
- выбор принципов управления (целей, критериев и ограничений работы различных звеньев системы);
- распределение функций между уровнями системы (город, район, ведомства, городские службы);
- выбор соответствующих схем принятия решений;
- согласование целей подсистем разных уровней и оптимальное стимулирование их работы;
- распределение прав и ответственности;
- распределение выполняемых функций между людьми и техническими средствами;
- выбор комплекса технических средств передачи и обработки информации.
Принятие решений в организационных системах невозможно без качественной и несвоевременно поступающей информации, обеспечение которой возлагается на информационную базу в АИИС.
Проектирование информационной базы должно основываться на понимании задач, решаемых системой, которые она призвана обслуживать. При этом возникают важные вопросы, связанные с фильтрацией информации, обобщением ее, выбором источников возникновения информации и оценкой ее достоверности.
Круг задач, решаемых в общегородской АИИС, охватывает вопросы сбора, хранения, обработки информации и выдачи ее потребителям на различных уровнях в удобной для восприятия форме со статистическими выкладками.
Концепция реализации архитектуры общегородской информационной системы реализована на основе обследования структур Администрации города и городских служб, связанных с нею.
Объект управления - документооборот между подразделениями городской Администрации и бюджетными организациями города, непосредственно участвующими в управлении городом, городским хозяйством и работе с населением. Под документооборотом подразумевается движение любой информации. Обобщенные результаты исследования приведены ниже.
3. Перечень и структура баз данных
(блоков информатизации) общегородского уровня
Обследование фактического состояния системы информатизации города Ханты-Мансийска и анализ полученного материала позволяют применить методологию научного подхода к созданию автоматизированной системы информатизации и построить схему взаимоувязки информационных блоков, которая может лечь в основу создания более совершенной организационной структуры системы управления и ее информационно-технического обеспечения.
Информационные потоки (функциональная модель) автоматизированной системы информатизации города Ханты-Мансийска представляют собой двухмерную матрицу, позволяющую наглядно увидеть связь между поставщиками и получателями общегородской информации (структурные подразделения городской Администрации).
Блоки информатизации определим как основные элементы создания базы данных, что целесообразно с точки зрения взаимосвязи автоматизированного управления с традиционным:
- правовое и законодательное обеспечение;
- основные и оборотные средства города;
- деятельность исполнительных органов власти;
- народонаселение (демография);
- финансы;
- ведомства.
Использование базы данных блоков информатизации в структурных подразделениях городской власти отмечено на пересечении этих блоков (единичка), что дает наглядное представление о формировании информационных потоков и первоочередных задач информатизации.
Обследование функций деятельности подразделений Администрации города заключается в изучении документопотоков, информационных связей и функциональных задач, которые необходимо автоматизировать.
Таблица 1
Перечень предполагаемых абонентов
и их основные информационные связи
--------------------------------T-T-T-T-T-T-T-T-T-T--T--T--T--T--¬
¦Получатели ¦1¦2¦3¦4¦5¦6¦7¦8¦9¦10¦11¦12¦13¦14¦
¦Поставщики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--T----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦1 ¦Паспортный стол УВД ¦ ¦0¦1¦1¦1¦1¦0¦1¦1¦ 0¦ 1¦ 1¦ 1¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦2 ¦БТИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. Картотека зданий и соор. ¦0¦ ¦1¦1¦1¦0¦0¦0¦1¦ 0¦ 0¦ 1¦ 0¦ 1¦
¦ ¦2. Картотека квартир ¦0¦ ¦1¦0¦0¦0¦1¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 1¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦3 ¦Администрация города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. Картотека предприятий ¦1¦1¦ ¦1¦1¦0¦0¦1¦1¦ 1¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦2. Реестр муниц. собствен. ¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦3. Распределение жилья ¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦4. БД законодательства РФ ¦1¦1¦ ¦1¦1¦1¦1¦1¦1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦
¦ ¦5. Земельный кадастр ¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦0¦0¦1¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦6. Электронная карта города ¦1¦1¦ ¦0¦0¦0¦0¦0¦1¦ 1¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦7. Справочная информация ¦1¦1¦ ¦1¦1¦1¦1¦1¦1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦4 ¦Налоговая инспекция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. БД налогоплательщиков ¦0¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦1¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 1¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦5 ¦Управ. статистики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. Статистич. показат. ¦0¦0¦1¦0¦ ¦0¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦6 ¦ЗАГС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. Картотека новорожденных ¦1¦0¦1¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦2. Картотека бракосочетаний ¦1¦0¦1¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦3. Картотека умерших ¦1¦0¦1¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
¦ ¦4. Картотека разводов ¦1¦0¦1¦0¦1¦ ¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦7 ¦Комитет соц. защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. БД льготных категорий ¦0¦0¦1¦0¦0¦0¦ ¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦8 ¦Страховая медицина ¦1¦0¦1¦0¦0¦0¦0¦ ¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦9 ¦Ком. охраны природы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦1. Экологический паспорт ¦0¦0¦1¦0¦0¦0¦0¦0¦ ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦10¦Горвоенкомат ¦1¦0¦1¦0¦0¦0¦0¦0¦0¦ ¦ 0¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦11¦Управление нар. образ. ¦0¦0¦1¦0¦0¦1¦0¦0¦0¦ 0¦ ¦ 0¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦12¦Штаб ГО ¦1¦0¦1¦0¦0¦0¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ ¦ 0¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦13¦Пенсионный фонд ¦1¦0¦1¦0¦0¦0¦0¦0¦0¦ 0¦ 0¦ 0¦ ¦ 0¦
+--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+--+
¦14¦Ведомства ¦1¦1¦1¦1¦1¦0¦1¦1¦1¦ 1¦ 0¦ 1¦ 1¦ ¦
L--+----------------------------+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--+--+--+--+---
Таблица 1 наглядно представляет банки данных, которые необходимо создать, и информационные потоки между этими банками.
При проектировании автоматизации задач каждого блока вырабатывается алгоритм и программа решения данного комплекса задач, выявляется необходимое информационное обеспечение и нормативная база, определяются технические средства, устанавливаются функции тех или иных служб при решении данного комплекса задач. Если все это сделано по всем блокам, то в рамках системного подхода будет обеспечена стыковка горизонтальных уровней и вертикальных слоев использования информации.
В таблице представлены документопотоки отдела ЗАГСа, налоговой инспекции, Комитета по социальной защите и др. подразделений города как примеры построения схем документопотоков.
Таким образом, обследование фактического состояния всей системы управления деятельностью подразделений Администрации города и анализ полученного материала позволяют определить:
- конечную цель проектирования как автоматизацию конкретного числа задач или комплексов задач;
- требования к организации документопотока между подразделениями;
- перспективу развития автоматизации города;
- действенную координацию в использовании баз данных городского уровня;
- наметить мероприятия по совершенствованию управления и дать предложения по организационной деятельности в условиях автоматизации.
4. Информационная взаимосвязь между имеющимися
и вновь создаваемыми информационными системами
Анализируя комплекс задач, реализуемых АИИС, видим, что информационные потоки, сформированные по вышеперечисленным блокам информатизации, и лежат в основе информационной модели города.
Одним из важнейших принципов организации информационного обеспечения является однократный ввод данных и многократное их использование, обработка и фильтрация информации, зависимость степени обработки от уровня принятия решений. Выполнение этих принципов предусматривает комплексное использование массивов информации при решении задач с помощью ПЭВМ.
Процесс реализации любой задачи в автоматизированной системе состоит из передачи данных по каналам связи и первичной обработки исходных данных для ввода в ПЭВМ.
Выбранная структура первичной обработки должна обеспечивать требуемую достоверность обрабатываемой информации.
Анализируя существующие разработки, внедренные в подразделениях городской Администрации, можно рекомендовать использовать их информационные базы при создании ИПАС по блокам информатизации, но информационные массивы должны быть организованы в концепции формирования единой информационной базы и реализованы на едином программном инструменте.
На основе анализа ИВЦ других городов округа выяснилось, что такого рода подразделений в городе достаточно для того, чтобы говорить о создании автоматизированной интегрированной информационной системы.
5. Предложения по разработке и внедрению АИСУ
Разработка и внедрение функциональной и информационной моделей города представляет системный подход к автоматизации функциональной деятельности подразделений городской Администрации. Очередность комплексов задач, которые необходимо реализовать в условиях АСУ, предопределяются следующими основными факторами:
- важностью выбранного комплекса задач в конкретных условиях деятельности подразделений города;
- техническим уровнем средств автоматизации, применяемых в АСУ;
- возможностью приобретения и внедрения в намеченные сроки тех или иных технических средств;
- подготовленностью подразделений и его кадров;
- наиболее целесообразной технологией реализации задач АСУ с точки зрения минимизации общей суммы затрат;
- возможностью использования в последующих разработках результатов проектирования и внедрения первоочередных задач;
- возможностью создания информационной базы АСУ;
- возможностью создания информационно-поисковой системы на уровне программирования;
- перечнем запросов по наиболее важным задачам выбранного комплекса для отделов Администрации города.
В соответствии с предложенной Концепцией развития общегородской АИИС на основе обследования функций подразделений городских структур и анализа документопотоков предлагаю к внедрению АИИС пользовательского уровня, которая включает следующие работы:
1. На основе общегородской базы данных определить комплекс разрабатываемых задач, взаимоувязку задач и сформулировать требования к автоматизации информационной модели.
2. Определить требования к организации документопотока между подразделениями в Администрации города.
3. Определить требования к созданию общегородских баз данных.
4. Создать базу данных на основе информации, которая находится и возникает в соответствующих службах города.
5. Оснастить средствами ВТ подразделения города, в которых должны внедряться разработки по АИИС.
6. Создать компьютерную сеть городского уровня.
7. Принять общее для всех задач математическое обеспечение для разработки автоматизированных систем и подсистем, что позволяет унифицировать подход к работе пользователей, передавать информацию в компьютерных сетях без конвертеров.
8. Назначить администратора общегородской базы данных и организовать работу со службами через администратора.
9. Определить порядок использования общегородской базы данных всеми заинтересованными службами - запросная система в системе АИИС.
10. Установить права и обязанности администратора общегородской базы данных.
Предлагаю к рассмотрению возможную структурную схему поставщиков и потребителей информации в общегородскую базу данных как на договорной, так и на безвозмездной основе.
Структурная схема
----------------¬ ------¬ ----------------¬ ------¬ -------------¬
¦ Горвоенкомат ¦ ¦ ГОМ ¦ ¦Паспортный стол¦ ¦ УВД ¦ ¦ Ведомства ¦
L---------------+ L--T--- L------T--------- L-T---- +-------------
----------¬ ¦ ¦ ------+------¬ ¦ ¦ -----------¬
¦Пожарная ¦ ¦ L-----+ Службы МВД +------ ¦ ¦Статистика¦
¦ охрана +---¬ ¦ L-----T------- ¦ +-----------
L---------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-----¬ +-+----------------+------------T------ ¦----------¬
¦БТИ +--------+ Общегородская база +--------¦Налоговая¦
L----- ¦ данных Администрации +--------+инспекция¦
-----------¬ ¦ города +-------¬L----------
¦ Центр ¦ +------T-T---------T---------T--+ -+----------¬
¦занятости +--- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Управ. нар.¦
L----------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования¦
------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------
¦ЗАГС +--------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ----------¬
L------ ¦ ¦ ¦ L--------+ Комитет ¦
-------¬ --------------+-¬ ------+-----¬ --+---------¬ ¦ охраны ¦
¦Собес +-+Территориальная¦ ¦ Страховая ¦ ¦Пенсионный ¦ ¦ природы ¦
L------- ¦ соц. служба ¦ ¦ медицина ¦ ¦ фонд ¦ L----------
L---------------- L------------ L------------
Для выполнения необходимых задач, рассмотренных выше и предстоящих решить в дальнейшем, предлагается Программа информатизации города Ханты-Мансийска.
Заведующий
информационно-вычислительным центром
КАНДАЛЯН А.С.