Законы и бизнес в России

Решение Комитета общего образования администрации Хабаровского края от 03.03.1998 N 1 “О содержании образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края и задачах по его совершенствованию“

КОМИТЕТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 03 марта 1998 г. N 1

О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И ЗАДАЧАХ ПО

ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Заслушав и обсудив доклад Антюховой В.А., начальника отдела общего образования и работы с муниципальными образованиями, коллегия комитета общего образования отмечает, что процесс реформирования содержания образования в общеобразовательных учреждениях края происходит в соответствии с принципами государственной политики в области образования, зафиксированными в Законе РФ “Об образовании“, ст. 2, основными направлениями развития общего образования, утвержденными постановлением главы администрации края от 24.04.1996 N 197.

Подавляющее большинство общеобразовательных учреждений края (91,5%) осуществляют образовательный процесс по учебным планам, разработанным на основе Базисного учебного плана (БУП) общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 07.06.1993 N 237.

БУП стал реальной основой возникновения видового многообразия учреждений в зависимости от уровня реализуемых общеобразовательных программ.

Инвариантная часть БУПа дала возможность сохранить, в условиях отсутствия утвержденных государственных стандартов, единое образовательное пространство в крае.

Педагогические коллективы ряда школ Ленинского округа г. Комсомольска-на-Амуре, Краснофлотского г. Хабаровска, Амурского, Вяземского, Нанайского и других районов разработали преемственные образовательные программы, включающие разбивку содержания образования по учебным предметам (курсам, дисциплинам), по ступеням и годам обучения для каждого набора учащихся с учетом имеющегося или гарантированного учебно-методического обеспечения.

Вариативная часть БУПа позволила создать условия для самоопределения учащихся в основных сферах жизнедеятельности, обеспечить в содержании образования учет краевых и местных социокультурных особенностей, решить задачи дифференцированного обучения. Создана нормативная база Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО).

Использование в учебном плане часов по выбору создало возможности школам обеспечить индивидуальный характер развития школьников в соответствии с их склонностями, интересами, образовательными способностями по направлениям: художественно-эстетическому, гуманитарно-языковому, естественно-научному, экономическому, правовому, экологическому, допрофессиональному.

Вместе с тем коллегия отмечает, что существует разрыв между успешным опытом обновления содержания образования, реализации педагогических открытий отдельными коллективами, в т.ч. негосударственных общеобразовательных учреждений, и практикой массовой школы.

Во многих учебных заведениях, в том числе г. Хабаровска, Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского, Охотского, Солнечного, Бикинского, им. Лазо районов отсутствуют перспективные учебные планы для каждого набора учащихся по ступеням обучения, рекомендованные комитетом образования администрации края и обусловленные переходом на вариативное обучение, что свидетельствует об эклектичности, ситуативности в планировании, резко повышает вероятность нарушения преемственности содержания образования.

Учебные планы ряда общеобразовательных учреждений в течение учебного года
в случаях “хронического“ непреподавания отдельных предметов из-за отсутствия специалистов не корректируются, при этом временно “вакантные“ часы длительное время не используются и пропадают (средние школы NN 6, 45 г. Хабаровска, п. Нелькан Аяно-Майского района и др.).

Остается вне участия в формировании главного нормативного документа школы - учебного плана родительская общественность, становясь “заложницей“ решений администрации школы, что противоречит Закону РФ “Об образовании“, Типовому положению об общеобразовательном учреждении.

Нарушаются требования выделения обязательного количества часов на предметные области, особенно “Искусство“, “Технология“, “Физическая культура и ОБЖ“ (средние школы N 6 г. Амурска, NN 14, 16 г. Комсомольска-на-Амуре, N 16 п. Заветы Ильича Советско-Гаванского района, пп. Богородское, Булава Ульчского района и др.).

Исключаются из учебных планов предметы, входящие в инвариантную часть БУПа, в частности, иностранного языка, ОБЖ, музыки, при этом школа выдает документ государственного образца, не давая полноценного образования.

Проводится самостоятельная ревизия учителями государственных образовательных программ, при этом произвольно сокращаются темы, составляющие ядро образования по предметам: физика, математика, русский язык, английский язык и др.

Во многих школах всех городов, районов края за счет факультативных часов вводятся курсы, включенные в расписание занятий и обязательные для всех учащихся, что дискредитирует их основную идею - идею выбора и учета индивидуальных особенностей, способностей, интересов учащихся.

В качестве школьного компонента в ряде учебных заведений вводятся учебные предметы, дисциплины, курсы, не связанные с углублением общеобразовательной подготовки, профилем учебного заведения, а узкоспециальные, ориентированные либо на модные веяния, либо на определенный ВУЗ, либо на конкретного учителя.

Выявлены определенные трудности и проблемы по реализации ХКК ГОС ОО в части выполнения дополнительных краевых требований к минимальному содержанию по отдельным образовательным областям, выстраивания требований
подготовки учащихся по усложняющимся уровням, введения “краевых инвариантов“ в условиях отсутствия учебно-методического и кадрового обеспечения, издания региональных учебных и методических пособий.

В крае нарастает тревожная тенденция по недостаточному обеспечению учебного процесса необходимыми учебниками, учебно-методическими пособиями, что не позволяет каждой школе перейти в режим развития, особенно в сельских районах.

Обозначился ряд проблем в связи с переходом на свободную продажу учебников, недостаточным финансированием на приобретение учебников федерального комплекта для учащихся из многодетных и малообеспеченных семей. Из 11,7 млрд. рублей, предусмотренных в 1997 году краевым бюджетом на приобретение учебников, выделено 4,6 млрд. рублей.

Отсутствие в общеобразовательных учебных заведениях учебников нового поколения по литературе, истории, биологии не позволило перейти с линейной структуры образования на концентрическую. Школы испытывают дефицит в учебниках по истории, ОБЖ, литературе, музыке. Устарел фонд учебников по математике. Не сложилась система по созданию, экспертизе, финансированию издания региональных учебников, учебно-методических пособий.

Обострился ряд проблем в начальной школе, требующих решения в ближайшее время, в т.ч. связанных со сроками обучения.

Коллегия считает, что сложившееся состояние содержания образования в школах края в значительной степени обусловлено ослаблением контрольно-инспекторской функции органов управления образованием на всех уровнях в части компетенции и ответственности за сохранение единства образовательного пространства, соответствия структуры и содержания учебных планов государственным требованиям, предъявляемым к содержанию образования, качественной реализации общеобразовательных программ. Деятельность муниципальных органов управления образованием в большинстве случаев сосредоточена на проблемах ресурсного обеспечения образовательного процесса, в то время как вопросы развития содержания образования остаются на втором плане, отданы на откуп администрациям, учителям общеобразовательных учебных заведений. На основании вышеизложенного коллегия решила:

1. Руководителям органов управления образованием, общеобразовательных учреждений городов и районов края добиться
безусловного выполнения постановления главы администрации края N 524 от 15.12.1997 “О персональной ответственности руководителей органов управления образованием за выполнение Закона РФ “Об образовании“ в части обеспечения содержания общего образования и учебно-методической базы учреждений образования“.

2. Руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений:

2.1. Содержание образования в общеобразовательных учреждениях привести в соответствие с обязательным минимумом содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы, требованиями Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

2.2. Учебные планы общеобразовательных учреждений постепенно привести в соответствие с Базисным учебным планом Министерства общего и профессионального образования РФ, разработанными на его основе примерными учебными планами, рекомендованными комитетом общего образования.

2.3. Ввести в практику утверждение образовательных программ по ступеням обучения для каждого набора учащихся с учетом учебно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса, мнения родителей и учащихся в соответствии с инструктивным письмом комитета образования от 30.11.1995 N 1-3-1301.

3. Руководителям органов управления образованием городов и районов края:

3.1. Установить постоянный контроль за деятельностью руководителей подведомственных общеобразовательных учреждений по выполнению Закона РФ “Об образовании“ в части компетенции и ответственности за содержание общего образования.

3.2. Рассмотреть во втором квартале т.г. на советах органов управления образованием, советах директоров общеобразовательных учреждений вопросы содержания образования, учебно-методического, кадрового обеспечения образовательного процесса.

3.3. Обеспечить приведение содержания образовательных программ и учебных планов общеобразовательных учреждений в соответствие с нормами, установленными государственными и краевыми органами управления образованием.

3.4. В целях охраны здоровья школьников обеспечить согласование рабочих учебных планов общеобразовательных учреждений с муниципальными санитарными службами согласно Закону РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, приказу комитета образования и науки от 09.10.1997 N 175 “Об утверждении ХКК ГОС ОО в части санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса в различных
видах общеобразовательных учреждений Хабаровского края“.

3.5. Совершенствовать деятельность методических служб города, района, общеобразовательных учреждений.

3.6. В целях необходимого учебно-методического обеспечения образовательного процесса, формирования обоснованного заказа на приобретение учебников на 1999/2000 год организовать проведение до 01.07.1998 инвентаризации библиотечных фондов общеобразовательных учреждений.

4. Отделу общего образования и работы с муниципальными образованиями комитета общего образования (Антюхова В.А.) совместно с Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Гришина Н.П.):

4.1. Провести в общеобразовательных учреждениях городов, районов края информационно-методические встречи по материалам коллегии комитета общего образования.

4.2. До 01.09.1998 проанализировать и внести изменения в содержание Хабаровского краевого компонента государственного образовательного стандарта общего образования с учетом требований нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, обязательного минимума содержания общеобразовательных программ.

4.3. Подготовить до 01.08.1998 пакет документов по приведению образовательных программ общеобразовательных учреждений в соответствие с новым Базисным учебным планом, обязательным минимумом содержания образовательных программ (рекомендации по составлению учебных планов в учреждениях общего образования, рекомендации по подходу к реализации инвариантной и вариативной частей Базисного учебного плана; рекомендации по введению образовательных компонентов, раскрывающих структуру содержания образовательных областей; примерные планы общеобразовательных учреждений с учетом уровневой и профильной дифференциации обучения).

4.4. До 01.09.1998 создать банк данных о программах, реализуемых в общеобразовательных учреждениях края в целях изучения их востребованности, оказания адресной методической и практической помощи учителям.

4.5. Провести в марте - мае текущего года кустовые совещания методистов библиотечных фондов по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений учебниками.

4.6. До 15.04.1998 внести предложения в администрацию края об издании региональных программ и учебников, учебных пособий, обеспечивающих Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

4.7. Провести в 1999 году научно-практическую конференцию по проблемам
регионализации содержания общего образования.

4.8. Привести программы повышения квалификации учителей-предметников в соответствие с решением коллегии комитета общего образования.

5. Отделу общего образования и работы с муниципальными образованиями (Антюхова В.А) совместно с отделом лицензирования, аттестации и аккредитации (Елисеева Г.Н.), социальной защиты и реабилитации детей (Бучек Н.Ф), общим отделом (Меркушева Г.Д.):

5.1. До 01.01.1999 проверить работу общеобразовательных учреждений по реализации коррекционно-развивающих программ, подготовить рекомендации для субъектов управления образованием всех уровней по инспектированию образовательных учреждений в части выполнения требований Закона РФ “Об образовании“, других нормативных документов к содержанию общего образования.

5.2. До 01.05.1998 разработать положение о краевом экспертном совете программно-учебно-методического обеспечения образовательного процесса, разработать технологию обеспечения учащихся учебниками федерального комплекта.

5.3. До 15.04.1998 разработать положения об общественном координационном совете, общественной приемной по проблемам развития общего образования при комитете общего образования.

6. Начальнику финансово-экономического отдела (Макарова Н.В.) совместно с отделом общего образования и работы с муниципальными образованиями (Антюхова В.А.) внести предложения в краевую Думу о создании фонда развития общего образования до 01.06.1998.

7. Начальнику отдела информации, информатизации и издательской деятельности (Король А.М.) разработать техническое задание по созданию компьютерной программы автоматизированного учета запросов на учебники федерального комплекта и их исполнения до 01.10.1998.

8. Руководителям органов управления образованием городов и районов края представить в комитет общего образования информацию о выполнении данного решения к 1 августа 1998 г., 1 января 1999 года.

9. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя председателя комитета общего образования.

Председатель коллегии

Л.Ф.Обухова

Секретарь коллегии

Н.В.Землякова