Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от <06.06.2000> N 8/4/2000 <О нарушениях ОАО “Коркиномежрайгаз“ антимонопольного законодательства>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 6 июня 2000 года

Генеральному директору

ОАО “Коркиномежрайгаз“

Комареву В.В.

456550, Челябинская обл.,

г. Коркино,

ул. Энгельса, 73

Директору

“Еманжелинского УЖКХ“

Мурзину Н.А.

456580, г. Еманжелинск,

ул. Чайковского, 8

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Козлова А.А. - зам. руководителя управления;

Члены комиссии:

Кузнецова Н.В. - главный специалист отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства (ОНАЗ);

Казакова Л.Ф. - специалист 1 категории ОНАЗ;

Долгова Н.В. - специалист ОНАЗ;

в присутствии представителей:

ОАО “Коркиномежрайгаз“ - юрисконсульт ОАО “Коркиномежрайгаз“ Рейн Людмила Викторовна;

МП “Еманжелинское УЖКХ“ - юрисконсульт МП “Еманжелинское УЖКХ“ Денисова Любовь Вячеславовна;

рассмотрев дело N 8/4/2000 о нарушении ОАО “Коркиномежрайгаз“ (адрес: 456550, Челябинская
обл., г. Коркино, ул. Энгельса, 73) ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

13 апреля 2000 года в ЧТУ МАП России поступило заявление МП “Еманжелинское управление жилищно - коммунального хозяйства“ (далее МП “ЕУЖКХ“) с жалобой на действия ОАО “Коркиномежрайгаз“, выразившиеся в ограничении договорных объемов поставки природного газа, во включении в договор условий не соответствующих обязательным для сторон правилам, установленным Правилами поставки газа в РФ, утв. постановлением Правительства РФ N 1445 от 30.12.94 г. (п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.), а также в намерении ОАО “Коркиномежрайгаз“ применить к МП “ЕУЖКХ“ коэффициент 1,5 при оплате газа за перерасход газа за январь и февраль 2000 года (телефонограммы от 17.01.2000 г. и от 16.02.2000 г.), что противоречит п. 17 Правил поставки газа в РФ, утв. постановлением Правительства РФ N 162 от 5.02.98 г. (далее Правила поставки газа в РФ 1998 года).

При рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

22 декабря 1997 года между ОАО “Коркиномежрайгаз“ и МП “ЕУЖКХ“ был заключен договор N 35 на поставку природного газа, срок действия которого определен с 1 января 1998 года по 31 декабря 2007 года.

В соответствии с п. 1.1. договора N 35 и дополнительным соглашением к договору N 35 от 20.12.99 г. установлены следующие объемы поставки газа на I квартал 2000 г.: 2926 тыс. куб. м на январь, 2113 тыс. куб. м на февраль, 2243 тыс. куб. м на март. Согласно телефонограмм от 17.01.2000 г., от 16.02.2000 г., от 20.03.2000 г. ОАО “Коркиномежрайгаз“ уменьшило МП “ЕУЖКХ“ объемы газа на январь 2000 года с 2926
тыс. куб. м до 2000 тыс. куб. м, на февраль 2000 года с 2113 тыс. куб. м до 1800 тыс. куб. м, на март 2000 года с 2243 тыс. куб. м до 2000 тыс. куб. м по причине неоплаты стоимости полученного газа.

Согласно п. 4.3 договора в случае расхода газа сверх договорных величин МП “ЕУЖКХ“ обязано осуществить в пользу ОАО “Коркиномежрайгаз“ уплату штрафа с повышающим коэффициентом: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1 ; с 16 сентября по 14 апреля - 4,0.

В соответствии с п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года правило о дополнительной оплате газа с применением повышающего коэффициента за перерасход газа без предварительного согласования с поставщиком не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально - бытовыми потребителями.

Согласно п. 14 Правил поставки газа, утв. постановлением Правительства РФ N 1445 от 30.12.94 г. (далее Правила поставки газа 1994 г.), действовавшим в момент заключения договора, правило о применении повышающего коэффициента за перерасход газа применяется только к промышленным потребителям и предприятиям электроэнергетики.

Согласно п. 2.1 и п. 2.2. Устава МП “ЕУЖКХ“, данное предприятие является многоотраслевым предприятием жилищно - коммунального хозяйства, которое создано для эффективной эксплуатации жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, оказания коммунальных услуг населению. При этом 80 % израсходованного газа приходится на население, 20 % - предприятию.

Вместе с тем, ОАО “Коркиномежрайгаз“, руководствуясь письмом Генерального директора ООО “Межрегионгаз“ от 20.12.99 г. N ВН-13/9103 “О понятии коммунально - бытового потребителя“ (далее письмо ООО “Межрегионгаз“), считает, что МП “ЕУЖКХ“ не является коммунально - бытовым потребителем (письмо от 26.04.2000 г. исх. N 07/356),
в связи с чем к МП “ЕУЖКХ“ был применен повышающий коэффициент за перерасход газа в январе, феврале и марте 2000 года, предусмотренный п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года.

Представитель МП “ЕУЖКХ“ указала, что действиями ОАО “Коркиномежрайгаз“ ущемляются интересы МП “ЕУЖКХ“, так как для исполнения требований ОАО “Коркиномежрайгаз“ требуются дополнительные финансовые средства.

Данный факт подтверждается счет - фактурой N 35/203 от 31.01.00 г., счет - фактурой N 35/209 от 28.02.00 г., счет - фактурой N 35/288 от 31.03.00 г., телефонограммами от 17.01.2000 г. и от 16.02.2000 г., дополнительным соглашением от 20.12.99 г. к договору N 35 от 22.12.97.

На основании п. 1 ст. 548, п. 1 ст. 546, п. 3 ст. 523 ГК РФ, постановления Правительства РФ от 5.01.98 г. N 1 (с изм. от 17.07.98 г.) “О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов“, комиссия пришла к выводу, что действия ОАО “Коркиномежрайгаз“ по ограничению договорных объемов являются правомерными при соблюдении установленного порядка ограничения подачи газа.

Вместе с тем, действия ОАО “Коркиномежрайгаз“, выразившиеся во включении в договор условий, не соответствующих обязательным для сторон правилам, установленным Правилами поставки газа в 1994 г. (п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.), и в применении к МП “ЕУЖКХ“ коэффициента 1,5 при оплате газа за перерасход газа за январь, февраль, март 2000 года содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

1. Согласно п. 4 ст. 421 и ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными
правовыми актами, действующими в момент заключения договора.

В декабре 1997 года, т.е. в момент заключения договора, действовали Правила поставки газа в РФ 1994 г., в соответствии с которыми повышающий коэффициент применяется при перерасходе газа только к промышленным потребителям и предприятиям электроэнергетики.

Однако, МП “ЕУЖКХ“ не является промышленным потребителем и предприятием электроэнергетики, так как эта организация использует поставляемый газ для коммунально - бытовых нужд.

Таким образом, включение в договор на поставку газа условия о применении к МП “ЕУЖКХ“ повышающего коэффициента за расход газа сверх договорных суточных объемов не соответствует действующим в момент заключения договора обязательным для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки - потребления газа, Правилам поставки газа в РФ 1994 года, что может привести к ущемлению интересов МП “ЕУЖКХ“.

Учитывая то, что ОАО “Коркиномежрайгаз“ является субъектом естественной монополии, данные действия ОАО “Коркиномежрайгаз“ содержат признаки нарушения ст. 5 Закона РФ “О конкуренции...“.

2. ОАО “Коркиномежрайгаз“, руководствуясь п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года, применяет повышающий коэффициент 1,5 за перерасход МП “ЕУЖКХ“ газа в январе, феврале и марте 2000 года, что ущемляет интересы МП “ЕУЖКХ“.

Однако, согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, положения Правил поставки газа в РФ 1998 г. не могут применяться к отношениям, возникшим между МП “ЕУЖКХ“ и ОАО “Коркиномежрайгаз“, так как между ними заключен договор на поставку газа до принятия Правил поставки газа в РФ 1998 года.

Кроме того, согласно п. 17 Правил поставки газа в РФ 1998 года, правило о применении повышающего коэффициента при перерасходе газа не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально - бытовыми потребителями.

Ссылка ОАО “Коркиномежрайгаз“ на
то, что МП “ЕУЖКХ“ не является коммунально - бытовым потребителем согласно письма ООО “Межрегионгаз“ неправомерна, так как:

а) письмо ООО “Межрегионгаз“ не является нормативно - правовым актом и не может служить основанием для отнесения хозяйствующего субъекта к той или иной группе потребителей;

б) письмо ООО “Межрегионгаз“ основано на Положениях инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения “Сведения о работе жилищно - коммунальных предприятий в условиях реформы“, утв. постановлением Госкомстата России по согласованию с Госстроем России от 6.03.98 г. N 25, которые не могут учитываться при применении повышающих коэффициентов в связи с тем, что инструкция:

- утратила силу согласно постановления Госкомстата России по согласованию с Госстроем России от 28.01.99 г. N 8,

- была разработана в целях организации мониторинга хода реформы в жилищно - коммунальной сфере,

- разъясняет какие именно данные следует указывать в той или иной графе данной формы статистического наблюдения,

- не содержит понятия коммунально - бытовой потребитель и указания на то, что изложенные в ней критерии могут использоваться для применения повышающих коэффициентов.

Таким образом, действия ОАО “Коркиномежрайгаз“ по применению к МП “ЕУЖКХ“ повышающего коэффициента 1,5 при оплате природного газа за перерасход газа в январе, феврале и марте 2000 года ущемляют интересы МП “ЕУЖКХ“, что является злоупотреблением доминирующим положением со стороны ОАО “Коркиномежрайгаз“ и запрещено ст. 5 Закона РФ “О конкуренции...“.

Представитель ОАО “Коркиномежрайгаз“ с выявленными нарушениями антимонопольного законодательства согласился.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 г. N 91, регистрационный N 1143
(с изм. от 11.03.99 г.),

РЕШИЛА:

1. Выдать ОАО “Коркиномежрайгаз“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

2. Рекомендовать администрации г. Еманжелинска заключать трехсторонний договор на газоснабжение населения г. Еманжелинска.

Председатель Комиссии Козлова А.А.

Члены комиссии: Кузнецова Н.В.

Казакова Л.Ф.

Долгова Н.В.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 6 июня 2000 года

Генеральному директору

ОАО “Коркиномежрайгаз“

Комареву В.В.

456550, Челябинская обл.,

г. Коркино,

ул. Энгельса, 73

Директору

“Еманжелинского УЖКХ“

Мурзину Н.А.

456580, г. Еманжелинск,

ул. Чайковского, 8

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Козловой А.А. и членов комиссии: Кузнецовой Н.В. - главный специалист отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства (ОНАЗ); Казакова Л.Ф. - специалист 1 категории ОНАЗ; Долгова Н.В. - специалист ОНАЗ, на основании своего решения от 6 июня 2000 года по делу N 8/4/2000 о нарушении ОАО “Коркиномежрайгаз“ (адрес: 456550, Челябинская обл., г. Коркино, ул. Энгельса, 73) ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО “Коркиномежрайгаз“ прекратить нарушения ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“, выразившиеся:

- во включении в договор условий, не соответствующих обязательным для сторон правилам, установленным Правилами поставки газа в 1994 г. (п. 4.3 договора N 35 от 22.12.97 г.),

- в применении к МП “ЕУЖКХ“ коэффициента 1,5 при оплате за перерасход газа в январе, феврале, марте 2000 года.

2. ОАО “Коркиномежрайгаз“ в срок до 25 июня 2000 года устранить нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- привести п. 4.3. договора N 35 от 22.12.97 г., заключенного с МП “ЕУЖКХ“, в соответствие с действующим законодательством;

- отозвать
счет - фактуру N 35 от 31.01.00 г., счет - фактуру N 35 от 28.02.00 г., счет - фактуру N 35 от 31.03.00 г. в части применения повышающего коэффициента за перерасход газа МП “ЕУЖКХ“ в январе, феврале, марте 2000 года.

3. О выполнении настоящего предписания сообщить до 30 июня 2000 года в Челябинское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнение предписания или несвоевременности исполнения предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель комиссии: Козлова А.А.

Члены комиссии: Кузнецова Н.В.

Казакова Л.Ф.

Долгова Н.В.