Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от <11.04.2000> N 4/4/2000 <О нарушении Миасским городским Советом депутатов антимонопольного законодательства>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 11 апреля 2000 года

Главе г. Миасса,

Члену Президиума

городского Совета

г. Миасса

Жмаеву М.Ю.

456300, г. Миасс,

пр. Автозаводцев, 55

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии

Козлова А.А. - зам. руководителя управления;

Члены комиссии:

Лимаренко В.С. - начальник отдела по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства (ОНАЗ);

Кузнецова Н.В. - главный специалист ОНАЗ;

Черепанов Д.Ю. - специалист 1 категории ОНАЗ,

в присутствии представителя органов местного самоуправления г. Миасса - председателя Комитета по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию Хренова Юрия Анатольевича, рассмотрев дело N 4/4/2000 о нарушении органами местного самоуправления г. Миасса: Главой г. Миасса
и Миасским городским Советом депутатов (456300, Челябинская область, г. Миасс, пр. Автозаводцев, 55), п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“,

УСТАНОВИЛА:

10 марта 2000 года в соответствии с п. 1.1 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 г. N 91 (рег. N 1143 ), по инициативе ЧТУ МАП России было возбуждено дело о нарушении органами местного самоуправления г. Миасса: Главой г. Миасса и Миасским городским Советом депутатов ст. 7 Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившемся в необоснованном воспрепятствовании деятельности хозяйствующих субъектов г. Миасса и предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту (МГУ “Торговое предприятие“) льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в сфере торговли, а именно:

- в принятии Главой г. Миасса постановления N 929 от 23.12.99 г. “Об утверждении “Положения о порядке осуществления контроля за торговой деятельностью юридических и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования “город Миасс“;

- в принятии Главой г. Миасса постановления N 489 от 26.05.98 г. “Об упорядочении работы мелкорозничной торговой сети“;

- в принятии Миасским городским Советом депутатов решения N 9 от 24.11.98 г. “Об утверждении Положения “О порядке регистрации и выдачи свидетельства на место торговли, вид услуг, оказываемых населению на территории муниципального образования “город Миасс“;

- в принятии Миасским городским Советом депутатов решения N 6 от 21.05.98 г. “Об установлении сбора за осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования “город Миасс“.

В ходе рассмотрения решения Миасского городского Совета депутатов N 6 от 21.05.98 г. “Об установлении сбора
за осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования “город Миасс“, которым утверждены Положение о порядке уплаты сбора за осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования “город Миасс“ и установлении ответственности за нарушение правил торговли (далее Положение) и ставки сбора за осуществление торговой деятельности (далее решение N 6), установлено следующее.

Пунктом 3 Положения определен порядок оформления временного патента, который предусматривает необходимость предоставления хозяйствующим субъектом ряда документов для получения временного патента, в том числе предоставление квитанции об уплате сбора за осуществление торговой деятельности. Помимо этого для получения временного патента хозяйствующему субъекту при продаже продовольственной группы товаров требуется согласовать ассортиментный перечень с ЦГСЭН, что противоречит п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.98 г. При этом временный патент выдается в одном экземпляре и действителен только в подлиннике, при утере не восстанавливается, а оформляется вновь.

Решением N 6 установлены ставки сбора за осуществление торговой деятельности на территории города Миасса, кратные величине МРОТ.

Так, пунктом 2.1 решения N 6 ставки сбора за осуществление торговой деятельности дифференцируются в зависимости от вида реализуемых товаров и помещения, в котором осуществляется их реализация.

Таким образом, по смыслу решения Миасского городского Совета депутатов N 6 от 21.05.98 г. “Об установлении сбора за осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования “город Миасс“ уплатой сбора приобретается разрешение органа местного самоуправления на торговлю.

Представитель Миасского городского Совета депутатов - Хренов Ю.А. пояснил, что сбор за осуществление торговой деятельности, введен Миасским городским Советом депутатов на основании п. (е) ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, предусматривающего право органа
местного самоуправления ввести на своей территории сбор за право торговли.

Комиссия считает, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О введении в действие части первой Налогового кодекс Российской Федерации“ от 31.07.98 г. N 147-ФЗ в связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ установление органами местного самоуправления сбора за право торговли является нарушением ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“, так как установление такого сбора органами местного самоуправления противоречит ст. 3 НК России, ст. 74 Конституции РФ, ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляет их интересы и может привести к ограничению конкуренции.

Представитель Миасского городского Совета депутатов - Хренов Ю.А. согласился с мнением комиссии и пояснил, что рассматриваемое решение Миасского городского Совета депутатов в настоящее время фактически не действует. Однако, на заседание комиссии не были представлены документы, подтверждающие факт отмены данного решения.

23 декабря 1999 года постановлением главы г. Миасса N 929 утверждено “Положение о порядке осуществления контроля за торговой деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования “город Миасс“ (далее Положение). Данное Положение устанавливает основания и порядок задержания или изъятия пищевой продукции и непродовольственных товаров (п. 2 и п. 3 Положения).

По смыслу ст.ст. 239 и 244 КоАП РСФСР и п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 11.03.98 г. N 8-П, изъятие вещей - мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая допускается в целях обеспечения своевременности и правильности рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также в целях обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в том числе для обеспечения последующей конфискации.

При рассмотрении данного Положения установлено, что оно содержит признаки нарушений
ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившихся

- в установлении необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Миасса;

- в необоснованном предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту - МГУ “Торговое предприятие“ - льгот, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в сфере торговли.

Положением незаконно ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Согласно Положению (п. 5 и п. 3 Положения) сотрудникам УВД предоставлено право изымать товар у его владельцев при отсутствии в действиях владельца товара состава правонарушения. Тогда как, сотрудники УВД вправе изымать предметы и орудия правонарушения и преступления только при наличии в действиях владельца товара состава правонарушения (ст.ст. 29 и 244 КоАП РСФСР, ст. 243 ГК РФ, ст. 11 Закона РФ “О милиции“).

Так, согласно п. 3 Положения подлежит изъятию товар при отсутствии у владельца свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, получаемый от осуществления торговой деятельности, и свидетельства о регистрации места торговли.

Тогда как действующим федеральным законодательством не предусмотрена административная ответственность за торговлю без этих документов.

Кроме того, согласно п. 3 Положения подлежит изъятию товар в случае его реализации без сертификата, оформленного в установленном порядке.

Тогда как в соответствии со ст. Закона РФ “О защите прав потребителей“ и п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ N 55, продавец в подтверждение факта сертификации вправе предъявить не только сертификат, но надлежаще заверенную копию или товарно - сопроводительные документы, оформленные в соответствии с действующим
законодательством.

При этом согласно ч. 2 ст. 146(4) КоАП административным правонарушением является торговля продовольственными товарами без сертификата и (или) знака соответствия, удостоверяющих их безопасность для жизни и здоровья потребителей.

Таким образом, торговля непродовольственными товарами без сертификата в соответствии с действующим законодательством не является административным правонарушением. Учитывая то, что законодательство о защите прав потребителей (ст. 71 Конституции РФ, ст. 1 Закона РФ “О защите прав потребителей“) находится исключительно в ведении РФ, административное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ), органы местного самоуправления не вправе предоставлять сотрудникам УВД право изымать у владельцев непродовольственный товар при торговле без сертификата, а также при торговле товарами без свидетельства о регистрации места торговли или свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.

Помимо этого, пунктами 6 и 7 Положения установлено, что изъятый товар не возвращается и реализуется с учетом накладных расходов в случаях, если владелец изъятого товара:

- не представит в МГУ “Торговое предприятие“ требуемые сведения о товаре;

- не уплатит затраты, связанные с транспортировкой, хранением товара, проведением экспертизы.

Таким образом, Положение предусматривает принудительное безвозмездное изъятие товара у владельца (фактически конфискацию товара) без рассмотрения уполномоченными органами дела об административном правонарушении и без судебного решения о конфискации товара. Тогда как, согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, что подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 11.03.98 г. N 8-П.

Необходимо отметить, что согласно Положения отдельному хозяйствующему субъекту - МГУ “Торговое предприятие“ - предоставлены преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в сфере торговли на территории г.
Миасса.

Так, согласно пункта 5 Положения, изъятый товар препровождается в МГУ “Торговое предприятие“ и сдается на ответхранение.

Согласно Положения служба ЦГСЭН и ветнадзора совместно с директором МГУ “Торговое предприятие“ проводят экспертизу пищевой продукции и принимают решение о возможности дальнейшего использования или уничтожения (п. 6 Положения).

Кроме того, владелец товара обязан возместить МГУ “Торговое предприятие“ расходы, связанные с хранением товара за каждые сутки: 5 % от стоимости непродовольственного товара, 10 % от стоимости продовольственного товара (п. 6 Положения).

При этом выручка от реализации задержанного или изъятого товара в размере 50 % остается на счету МГУ “Торговое предприятие“ (п. 7 Положения).

В соответствии со ст. 1 и ст. 16 Устава Миасского городского унитарного Торгового предприятия, утв. постановлением Главы г. Миасса N 510 от 16.07.97 г., МГУ Торговое предприятие является коммерческой организаций, а следовательно, и хозяйствующим субъектом в соответствии со ст. 4 Закона РФ “О конкуренции...“.

Учитывая то, что в соответствии с уставом МГУ “Торговое предприятие“ вправе осуществлять торгово - закупочную деятельность (ст. 16 Устава), предоставление МГУ “Торговое предприятие“ указанных выше льгот ставит его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в сфере торговли на территории г. Миасса, что запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Представитель органов местного самоуправления г. Миасса - Хренов Ю.А. - согласился с выводами комиссии о наличии в постановлении Главы г. Миасс N 929 “Об утверждении Положения о порядке осуществления контроля за торговой деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования “город Миасс“ признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела установлено,
что в соответствии с п. 2 решения Миасского городского Совета депутатов N 10 от 13.05.99 г. “О порядке регистрации места торговли, оказания услуг населению на территории муниципального образования “город Миасс“ утратило силу решение Миасского городского Совета депутатов от 24.10.98 г. N 9 “О порядке регистрации и выдачи свидетельства на место торговли, вид услуг, оказываемых населению на территории муниципального образования “город Миасс“, которое послужило одним из оснований возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 4/4/2000.

Кроме того, согласно п. 6 постановления Главы г. Миасса N 403 от 20.05.99 г. “Об упорядочении работы мелкорозничной торговой сети на территории муниципального образования “город Миасс“ утратило силу постановление главы города Миасса от 26.05.98 г. N 489 “Об упорядочении работы мелкорозничной торговой сети“, которое послужило одним из оснований возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 4/4/2000.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, п. 2.12 и п. 2.14 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 г. N 91, регистрационный N 1143 (с изм. от 11.03.99 г.),

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

1. В части принятия Главой г. Миасса постановления N 489 от 26.05.98 г. “Об упорядочении работы мелкорозничной торговой сети“ дело производством прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства до вынесения решения по существу.

2. В части принятия Миасским городским Советом депутатов решения N 9 от 24.11.98 г. “Об утверждении Положения “О порядке регистрации и выдачи свидетельства на место торговли, вид услуг, оказываемых населению на территории муниципального образования “город Миасс“ дело производством прекратить в связи с устранением нарушения антимонопольного
законодательства до вынесения решения по существу.

3. Выдать главе г. Миасса предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

4. Выдать Миасскому городскому Совету депутатов предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии

В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.КУЗНЕЦОВА

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 11 апреля 2000 года

Члену Президиума

Миасского городского

Совета депутатов

Жмаеву М.Ю.

456300, г. Миасс,

пр. Автозаводцев, 55

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Козловой А.А. и членов комиссии: Лимаренко В.С., Кузнецовой Н.В., Черепанова Д.Ю., на основании своего решения от 11 апреля 2000 года по делу N 4/4/2000 о нарушении органами местного самоуправления г. Миасса - главой г. Миасса и Миасским городским Советом депутатов (456300, Челябинская область, г. Миасс, пр. Автозаводцев, 55) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Миасскому Городскому Совету депутатов в срок до 11 июля 2000 года прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“, выразившееся в установлении необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли продовольственными и непродовольственными товарами, оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания на территории г. Миасса, а именно: отменить решение Миасского городского Совета депутатов N 6 от 21.05.98 г. “Об установлении сбора за осуществление торговой деятельности на территории муниципального образования “город Миасс“.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить до 30 июля 2000 года в Челябинское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение
шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнение предписания или несвоевременности исполнения предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии

В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.КУЗНЕЦОВА

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 11 апреля 2000 года

Главе г. Миасса,

Жмаеву М.Ю.

456300, г. Миасс,

пр. Автозаводцев, 55

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии Козловой А.А. и членов комиссии: Лимаренко В.С., Кузнецовой Н.В., Черепанова Д.Ю., на основании своего решения от 11 апреля 2000 года по делу N 4/4/2000 о нарушении органами местного самоуправления г. Миасса - главой г. Миасса и Миасским городским Советом депутатов (456300, Челябинская область, г. Миасс, пр. Автозаводцев, 55) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Главе г. Миасса в срок до 11 июля 2000 года прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках в РФ“, выразившееся в установлении необоснованных препятствий осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере торговли продовольственными и непродовольственными товарами на территории г. Миасса и в необоснованном предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту - МГУ “Торговое предприятие“, ставящих его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим в сфере торговли, а именно: в Положение о порядке осуществления контроля за торговой деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования “город Миасс“, утв. постановлением главы г. Миасса N 929 от 23.12.99 г., внести следующие изменения:

- исключить из пункта 3 слова “отсутствует свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, получаемый от осуществления торговой деятельности, свидетельство о регистрации места торговли“;

- отменить пункты 5 и 6, согласно которым “Изъятый товар препровождается в МГУ “Торговое предприятие“ и сдается на ответхранение вместе с одним экземпляром акта изъятия. В течение трех дней владелец изъятого товара должен предоставить в МГУ “Торговое предприятие“ требуемые сведения о товаре и возместить затраты, связанные с хранением за каждые сутки: непродовольственных товаров 5 % от стоимости товара, пищевой продукции 10 % от стоимости товара“;

- исключить из абзаца 1 пункта 7 слова: “совместно с директором МГУ “Торговое предприятие“, принявшего изъятую продукцию“;

- исключить из абзаца 3 пункта 7 слова: “... на расчетный счет МГУ “Торговое предприятие“ и “МГУ “Торговое предприятие“ возмещает затраты ...“;

- отменить абзацы 3 и 4 пункта 7, согласно которым “В случае уклонения от уплаты изъятый товар не возвращается и реализуется с учетом накладных расходов. Выручка от реализации задержанного или изъятого товара в размере 50 % остается на счету МГУ “Торговое предприятие“, в размере 50 % перечисляется на расчетный счет УВД“.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить до 30 июля 2000 года в Челябинское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнение предписания или несвоевременности исполнения предписания в соответствии со ст. 23, 24 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии

В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.КУЗНЕЦОВА

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ