Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <16.12.2010> “Вы спрашивали ведущих специалистов Управления“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

ВЫ СПРАШИВАЛИ ВЕДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ

Вопрос: Как попасть на личный прием к руководителю областного Управления или к его заместителям?

Ответ: Организация личного приема граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - Управление) осуществляется в соответствии с Положением об организации личного приема граждан, утвержденным приказом Управления от 19.01.2009 N 01-03/012@.

Личный прием граждан проводится в целях реализации конституционного права граждан на обращение в государственный орган Российской Федерации на основе качественного и своевременного рассмотрения предложений, заявлений и жалоб (далее - обращения).

Прием граждан в Управлении проводят Руководитель, заместители руководителя и начальники структурных подразделений. Личный прием граждан в Управлении осуществляется
на основе обращений, поступивших в письменной форме, в виде электронного запроса или устного личного обращения.

Информация о порядке личного приема граждан (место приема, условия приема, необходимые документы, контактный телефон/факс) размещены на официальном сайте Управления в сети “Интернет“, а также в административном здании Управления. Заявления гражданина должно соответствовать следующим требованиям:

- просьба гражданина о личном приеме не должна быть анонимной;

- интересующий гражданина вопрос должен относиться к компетенции Управления;

- обращение гражданина (как устное, так и письменное), в случае необходимости, должно подкрепляться материалами и документами, обосновывающими или поясняющими суть обращения;

- представляемые гражданином материалы не должны содержать выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц.

Если обращение гражданина (устное или письменное) о личном приеме не соответствует вышеприведенным требованиям, гражданину может быть отказано в личном приеме с разъяснением причины отказа.

Личный прием граждан, обратившихся в Управление с целью получения устной консультации либо для предварительной записи на прием к Руководителю (заместителям руководителя), ведется секретарями Руководителя и его заместителей. Прием граждан ведется по адресу:

город Челябинск, пр. Ленина, 79,

в рабочие дни по установленному графику в порядке очередности.

Лица, имеющие льготы, установленные законодательством Российской Федерации, принимаются вне очереди.

Запись осуществляется по телефонам:

(351) 245-10-00,

(351) 245-10-04,

(351) 245-10-01,

(351) 245-10-06

или по внутренней телефонной сети (телефон расположен в холле 1-го этажа Управления):

10-00, 10-13, 10-06, 10-11.

При личном обращении гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. При отказе гражданина предоставить документы, удостоверяющие его личность, или документы, их заменяющие, обращение гражданина не подлежит рассмотрению, и посетителю отказывается в личном приеме.

Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию Управления, секретарь приемной разъясняет гражданину его право и порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.

Предварительная запись на прием
к руководителю (заместителю руководителя) ведется в соответствии с распределением обязанностей.

Если интересующий гражданина вопрос находится в сфере компетенции территориального налогового органа или соответствующего структурного подразделения Управления, то гражданину, обратившемуся с просьбой о записи на прием к Руководителю или Заместителю руководителя, будет рекомендовано первоначально обратиться в структурные подразделения Управления или соответствующий территориальный налоговый орган для решения его вопроса по существу.

При невозможности решения вопроса заявителя территориальным налоговым органом или структурным подразделением Управления, несогласии заявителя с полученным результатом рассмотрения или отказе заявителя от предложенного рассмотрения его обращения территориальным налоговым органом или структурными подразделениями Управления, к компетенции которых относится его вопрос, гражданин записывается на прием к Руководителю (заместителю руководителя).

При осуществлении предварительной записи на прием к Руководителю (заместителю руководителя) содержание устного обращения вместе с другими сведениями о гражданине заносится в карточку личного приема гражданина секретарем, которым определяется дата проведения личного приема.

Руководитель и заместители руководителя проводят прием граждан в служебных кабинетах Управления.

Руководитель и заместители руководителя при ознакомлении с информацией о произведенной предварительной записи к ним на личный прием, представленной общим отделом, вправе делегировать (в письменной форме) полномочия по приему граждан должностным лицам (не ниже начальника отдела) структурных подразделений Управления, в компетенцию которых входят рассматриваемые вопросы.

Прием граждан начальниками структурных подразделений проводится в срок, не превышающий 7 календарных дней с даты получения поручения Руководителя (заместителя руководителя).

Информация о дате, времени и месте приема гражданина определяется и доводится до гражданина в срок не более 7 дней по контактным каналам связи.

Если интересующий гражданина вопрос на момент приема Руководителем (заместителем руководителя, начальником структурного подразделения) является очевидным и не требует дополнительной проверки, ответ на
обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема.

В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Если на личном приеме возникают новые вопросы и обращения, которые не могут быть решены непосредственно во время приема, гражданину предлагается изложить интересующие его вопросы в письменном обращении, которое в установленном порядке подлежит регистрации в общем отделе и последующему направлению для рассмотрения по существу структурными подразделениями Управления в соответствии с их компетенцией.

Главный специалист-эксперт

общего отдела

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

И.Н.КОМАРОВА

Вопрос: Могут ли налоговые органы привлечь к субсидиарной ответственности?

Ответ: В связи с принятием в 2009 году новой редакции Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26.10.2002 N 127-ФЗ расширены нормы в отношении привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (статьи 9, 10 Закона о банкротстве), а также введена отдельная глава по оспариванию сделок должника.

В соответствии со статьей 9 Закона о банкротстве, руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии, лица, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, обязаны при наличии у предприятия признаков банкротства обратиться в арбитражный суд с заявлением в установленные сроки. Налоговые органы, выявляя организации, отвечающие признакам банкротства, уведомляют руководителей о необходимости подачи такого заявления в установленный Законом о банкротстве срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве, нарушение обязанности по подаче в арбитражный суд должником заявления в случаях и в сроки, установленные статьей 9 указанного Закона, влечет за собой субсидиарную ответственности лиц, на которых возложена обязанность по подаче такого заявления. Кроме того, основаниями для привлечения учредителей, собственников имущества и руководителей к
субсидиарной ответственности являются также доведение предприятия до банкротства и неисполнение обязанности по сбору, составлению, ведению и хранению документов бухгалтерского учета.

Привлечение руководителей, учредителей, собственников имущества, председателей ликвидационных комиссий к субсидиарной ответственности является как предупредительной, так и карательной мерой.

В рамках контроля за соблюдением законодательства о банкротстве налоговые органы с 2009 года занимаются данной работой. Всего направлено 33 исковых заявления. Из них 18 исков направлены в отношении контролирующих лиц за доведение предприятий до банкротства, и 15 исков направлены в отношении руководителей, ликвидаторов в связи с неподачей ими заявлений в арбитражный суд. В результате, на текущий момент в соответствии с последними решениями судов удовлетворено 5 исков налоговых органов на общую сумму 36,1 млн. руб., подлежащую взысканию с привлеченных лиц. Из них 3 иска на сумму 2,6 млн. руб. в связи с необращением в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) и 2 иска на сумму 33,5 млн. руб. за действия, повлекшие банкротство должника.

В текущем году работа налоговых органов в данном направлении активно продолжается. В настоящий момент применяются дополнительные доказательства вины ответственных лиц для привлечения их к субсидиарной ответственности. Так, имеет место привлечение лиц к административной ответственности в порядке статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем обязанности по подаче в арбитражный суд заявления о признании его банкротом. Кроме того, ведется работа по привлечению ответственных лиц к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьей 196 Уголовного кодекса РФ (преднамеренное банкротство), а также работа по предварительному оспариванию в ходе процедур банкротства незаконных сделок должников в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Перечисленные
составы правонарушений, совершаемых контролирующими должников лицами, неразрывно связаны с привлечением лиц к субсидиарной ответственности. Таким образом, данные лица могут одновременно привлекаться как к уголовной и административной ответственности, так и нести гражданско-правовую (субсидиарную) ответственность. При данных обстоятельствах неотвратимость ответственности и осведомленность обо всех ее видах контролирующих должников лиц заставят учредителей в дальнейшем задуматься о своих неправомерных действиях, направленных на отчуждение имущества должников либо доведение их до банкротства иными способами, а также заставит руководителей и председателей ликвидационных комиссий активизировать действия по самостоятельной подаче заявлений о признании должников банкротами.

Начальник отдела

урегулирования задолженности

и обеспечения процедур банкротства

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

П.В.БАЙДЕРИН

Вопрос: Как организации исчислить земельный налог, если сведения о кадастровой стоимости участка отсутствуют?

Ответ: Согласно п. 1 статьи 65, п. 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель; порядок проведения государственной кадастровой стоимости земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил). В случаях
необходимости определения кадастровой стоимости земельных участков, вид разрешенного использования или границы которых изменялись, новых земельных участков либо земельных участков, переводимых из одной категории земель в другую, применяется особый порядок расчета кадастровой стоимости земельных участков, установленный Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 “Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка“ (далее - Методические указания).

Кроме того, Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости в случаях выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (п. 1.2 Методических указаний). При этом под ранее учтенными земельными участками понимаются земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет до вступления в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

Кадастровая стоимость таких земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.

Следовательно, для определения кадастровой стоимости ранее учтенного земельного участка, не включенного в состав инвентаризационных описей, составленных для проведения государственной кадастровой оценки земель, его правообладателю необходимо с соответствующим заявлением обратиться в территориальный орган Росреестра.

Начальник

отдела налогообложения

физических лиц

Управления ФНС РФ

по
Челябинской области

Е.В.ЗОТОВА

Вопрос: Можно ли учесть денежные средства, израсходованные на оплату товаров, при исчислении УСН?

Ответ: Согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

При этом указанные расходы признаются в составе расходов при исчислении налога в рамках упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет. Данная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 N 808/10.

В письме от 29 октября 2010 N 03-11-09/95, направленном в Федеральную налоговую службу, Минфин России указывает на целесообразность применения вышеуказанного Постановления при определении расходов на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, в рамках УСН.

Вопрос: Есть возможность заработать. Как платить налоги?

Ответ: Физические лица, получающие доходы, при получении которых налог не был удержан налоговым агентом (работодателем), исходя из сумм таких доходов самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ. На этом основании следует представить декларацию о доходах не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения доходов, и уплатить налог на доходы физических лиц в срок не позднее 15 июля.

Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг признается предпринимательской деятельностью согласно абзацу 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП.

Порядок уплаты налогов индивидуальными предпринимателями напрямую зависит от выбранного ими режима налогообложения. Общий режим налогообложения предполагает уплату налога на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, признаются также плательщиками и других налогов, например налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц.

В отличие от физических лиц, не зарегистрировавших свой бизнес, для индивидуальных предпринимателей НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, таких как:

- УСН с объектом налогообложения “доходы“ (6 %) или “доходы, уменьшенные на величину расходов“ (15 %);

- система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (15 %);

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Вопрос: Собираюсь открыть свой бизнес. Как правильно и с выгодой выбрать порядок уплаты налогов?

Ответ: В целях информирования граждан, желающих начать свой бизнес, о процедуре регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о порядке исчисления и уплаты налогов налоговыми органами разработана брошюра “В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения“, ежемесячно проводятся бесплатные семинары. Указанную брошюру (в электронном виде) Вы можете получить на интернет-сайте Управления www.r74.nalog.ru под баннером “Справочник начинающего предпринимателя“.

Управление рекомендует посетить ближайший бесплатный семинар на тему “Малый бизнес: с чего начать и как правильно платить налоги?“ в налоговой инспекции по месту жительства. Подробнее ознакомиться с графиком проведения семинаров, задать предварительные вопросы можно с помощью сайта www.r74.nalog.ru.

Вопрос: Как узнать ставки по налогу за автомобиль?

Ответ: На главной странице интернет-сайта Управления www.r74.nalog.ru размещен онлайн сервис “Налоговый калькулятор“, с помощью которого можно получить информацию об объектах налогообложения, о налоговых ставках и льготах по
налогу.

Пошаговое меню “Налогового калькулятора“ позволит любому пользователю самостоятельно рассчитать величину транспортного налога за 2009, 2010 и 2011 годы с учетом типа транспортного средства, его мощности и количества месяцев владения в году, выбранном для расчета. Для корректной работы “Налогового калькулятора“ необходимо убедиться в соответствующих настройках безопасности браузера (ее стандартный уровень для работы с сервисом может быть понижен). Достаточные настройки безопасности позволяют при расчете транспортного налога с учетом льгот (“Расчет 1“, “Расчет 2“) вводить дополнительные условия, характеризующие продолжительность использования льготы в налоговом периоде (в месяцах, от 1 до 12), уточнять при необходимости “возраст“ грузового автомобиля, мотороллера или мотоцикла и пр.

Кроме расчета величины транспортного налога “Налоговый калькулятор“ поможет всем желающим рассчитать стоимость патента и единого налога на вмененный доход за 2010 год.

Ваши отзывы и предложения по работе “Налогового калькулятора“ принимаются на форуме интернет-сайта Управления www.r74.nalog.ru.

Вопрос: Как через Интернет узнать свою задолженность по ИП?

Ответ: Информацию о задолженность по налогам, уплачиваемым физическими лицами (земельный, транспортный налоги, налог на имущество и налог на доходы физических лиц), можно получить на сайте www.r74.nalog.ru, используя онлайн сервис “Личный кабинет налогоплательщика“. Доступ к сервису расположен в правой части главной страницы www.r74.nalog.ru. Сервис предусматривает возможность формирования платежного документа, необходимого для погашения задолженности по налогам, пени, штрафам.

Для входа в “Личный кабинет“ следует указать фамилию и имя, ИНН и защитный код, указанный на экране.

При наличии вопросов, связанных с образованием задолженности, Вы можете направить электронное обращение в инспекцию по месту постановки на учет.

Для получения полной информации о задолженности (переплате) по налогам, в том числе уплачиваемых Вами как индивидуальным предпринимателем, необходимо направить в инспекцию по месту Вашего учета в качестве налогоплательщика письменный запрос о предоставлении справки о состоянии расчетов с бюджетом.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса.

Справка о состоянии расчетов, подписанная электронно-цифровой подписью налогового органа, может быть получена индивидуальным предпринимателем в электронном виде через Интернет с использованием системы “ИОН“ при условии представления им через Интернет налоговой отчетности.

Начальник отдела

работы с налогоплательщиками и СМИ

Управления ФНС России

по Челябинской области

П.С.ЛОГИНОВ

Вопрос: Можно ли при расчете ЕНВД применять корректирующий коэффициент Kst в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети?

Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети. Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.

К стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Магазином признается специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Из совокупности определений магазина, павильона и площади торгового зала следует, что магазином может быть специально оборудованное здание или его часть. При этом магазин должен иметь помимо торгового зала и другие помещения, в том числе подсобные и административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

В связи с вышеизложенным, если для осуществления розничной торговли передана в аренду часть площади торгового комплекса, не соответствующая установленному ст. 346.27 Кодекса понятию магазина (не обеспечено торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже), указанное помещение следует относить к объекту стационарной торговой сети, не имеющему торговый зал. При этом исчисление суммы ЕНВД должно производиться с использованием физического показателя базовой доходности “торговое место“ (в отношении объектов (их частей) площадью не более 5 квадратных метров) или физического показателя базовой доходности - “площадь торгового места“ (в отношении объектов (их частей) площадью более 5 квадратных метров).

Таким образом, если арендуемое помещение относится к торговому месту, то в соответствии с Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 28.11.2006 N 17/3 “О введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Челябинска“ (ред. от 26.11.2009) при определении величины корректирующего коэффициента К2 применяется коэффициент, учитывающий площадь торгового места (Kst).

Начальник

отдела налогообложения

юридических лиц

Управления ФНС России

по Челябинской области

В.Н.СУХОМЛИНОВА

Вопрос: В каких случаях жалоба, поступившая в вышестоящий налоговый орган, может быть оставлена без рассмотрения?

Ответ: Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы введено в целях обеспечения защиты конституционных прав физических и юридических лиц во внесудебном порядке, а также в целях повышения эффективности работы с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц.

В Налоговом кодексе РФ (далее по тексту - Кодекс) не содержится оснований для оставления жалоб без рассмотрения.

Практика рассмотрения жалоб выявила следующие основания для оставления жалоб без рассмотрения:

1. Жалоба подписана неуполномоченным представителем налогоплательщика, либо к жалобе не приложен документ, подтверждающий полномочия.

Согласно ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Личное участие налогоплательщика не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

В статье 27 Кодекса дано определение законных представителей налогоплательщика, под которыми понимаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (как правило, директор, генеральный директор). Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (родители, опекуны, попечители).

В статье 29 Кодекса дано определение уполномоченного представителя налогоплательщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Таким образом, от имени организации право подписи жалобы имеет лицо, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При подаче жалобы директором организации документ в подтверждение его полномочий к жалобе прилагать не нужно. В случае подачи жалобы лицом, исполняющим обязанности директора, к жалобе необходимо прилагать заверенную копию документа о возложении обязанностей (как правило, приказ). При подаче жалобы уполномоченным представителем юридического либо физического лица, действующим по доверенности, к жалобе необходимо приложить доверенность. Кодексом установлено специальное требование к удостоверению полномочий представителя - физического лица: доверенность должна быть удостоверена нотариально либо в порядке, приравненном к нотариальному.

При отсутствии документа, подтверждающего полномочия на подачу жалобы, жалоба будет оставлена без рассмотрения.

2. Жалоба не содержит подписи заявителя либо его представителя. В данном случае отсутствие личной подписи рассматривается как отсутствие волеизъявления заявителя на подачу жалобы, что является основанием для оставления ее без рассмотрения.

3. Жалоба не содержит указания на предмет оспаривания. В этом случае невозможно установить, что оспаривает заявитель, соответственно, по существу жалоба не может быть рассмотрена.

4. Жалоба подана налогоплательщиком с нарушением срока для обжалования.

Согласно Кодексу (ст. 139) жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено Кодексом, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В течение трех месяцев могут быть обжалованы действия (бездействие) должностных лиц, ненормативные акты налоговых органов (за исключением решений о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности, принятых в порядке статьи 101 Кодекса).

Жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101.4 Кодекса, подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик получил либо должен был получить решение.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в порядке статьи 101 Кодекса, подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Учитывая, что указанные решения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней с момента вручения налогоплательщику решения, срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 рабочих дней.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятое в порядке статьи 101 Кодекса, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

5. Жалоба подлежит оставлению без рассмотрения в случае наличия на момент подачи жалобы вступившего в законную силу судебного акта между теми же сторонами по тому же предмету. В данном случае нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают принцип приоритета судебной власти в разрешении всех правовых вопросов, в том числе и подлежащих рассмотрению во внесудебном порядке.

Соблюдение со стороны налогоплательщиков требований к надлежащему оформлению жалоб является гарантией рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалоб в установленные сроки и восстановления нарушенных прав и свобод.

Заместитель

начальника отдела

досудебного аудита

Управления ФНС России

по Челябинской области

В.А.ЧИГИНЦЕВ

Вопрос: Какие меры предпринимаются для борьбы с коррупцией в территориальных налоговых органах области?

Ответ: Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы от 31.07.2008 Управлением ФНС России по Челябинской области (далее - Управление) разр“ботан и утвержден План противодействия коррупции на тот же период.

Контроль за ходом исполнения мероприятий в налоговых органах Челябинской области осуществляется руководителем Управления, заместителем руководителя, курирующим данное направление, и начальниками территориальных налоговых органов.

В процессе исполнения Плана обеспечивается строгое соблюдение федерального законодательства в целях эффективной реализации единой антикоррупционной политики. В этой связи Управлением направлено в подведомственные налоговые органы письмо о формировании нетерпимости к любым проявлениям коррупции и персональной ответственности государственных служащих категории “руководители“ за качество проводимой работы в сфере противодействия проявлениям коррупции.

В ходе реализации Плана по противодействию коррупции Управлением проведена следующая работа:

1) На постоянной основе проводится работа по разъяснению положений антикоррупционных законов, проведение профилактической воспитательной работы с государственными гражданскими служащими Управления и с вновь поступающими на государственную службу.

2) Осуществляется мониторинг публикаций в СМИ по вопросам, связанным с противоправными действиями сотрудников налоговых органов и других государственных служащих.

4) Проведена методическая оценка коррупциогенности должностей государственной службы налоговых органов.

3) В службе собственной безопасности Управления установлен телефон доверия, номер которого обозначен на официальном сайте Управления и стабильно издается в газете “Налоговые вести“.

5) Осуществляется проверка наличия фактов коррупции, указанных в обращениях граждан и организаций.

6) На постоянной основе проводятся проверки достоверности и полноты сведений государственных гражданских служащих о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

7) На постоянной основе проводятся проверки персональных данных государственных гражданских служащих и вновь поступающих на государственную службу граждан на предмет наличия (отсутствия) конфликта интересов, а именно по выявлению фактов подчиненности (подконтрольности) родственников на государственной гражданской службе, фактов родственных отношений между государственными служащими и предпринимателями, чьи предприятия подлежат налогообложению в налоговом органе, где работает их родственник.

8) Регулярно проводятся заседания комиссий по урегулированию конфликтов интересов.

9) В целях противодействия коррупции в налоговых органах приказом руководителя Управления от 20.07.2010 N 01-03/187 создана и действует на постоянной основе рабочая группа по предотвращению и своевременному выявлению фактов незаконного возмещения налога на добавленную стоимость.

10) Оперативно внедряется метод бесконтактного способа общения с налогоплательщиками.

11) Внедряются новые информационные ресурсы с предоставлением удаленного доступа к федеральной базе данных, а также внедрение в эксплуатацию новых версий программного обеспечения, реализующих методы информационного обмена без участия работников налоговых органов.

12) В рамках создания интернет-сервиса “Налоговый калькулятор“ на сайте Управления реализованы режимы расчета УСН на основе патента, расчета транспортного налога, расчета ЕНВД. Это позволит всем желающим получить соответствующую информацию без обращения в налоговый орган.

13) В рамках системы ИОН-оффлайн разработано предоставление налогоплательщикам информационных услуг также без непосредственного обращения в инспекции.

14) Ведется разработка алгоритма автоматизации процессов выявления фактов незаконного возврата вычетов НДС с использованием информационных ресурсов. Создание данной программы с проведением опытной эксплуатации планируется завершить до 01.01.2011, с последующим повсеместным внедрением.

Начальник отдела

собственной безопасности

Управления ФНС России

по Челябинской области

К.А.РЕШЕТОВ

Вопрос: Что такое “Налоговый калькулятор“ и где его можно найти в Интернете?

Ответ: На официальном сайте УФНС России по Челябинской области www.r74.nalog.ru появился уникальный сервис “Налоговый калькулятор“.

Данный сервис рассчитан на широкую аудиторию, среди которой автовладельцы, экономически активное население, малый и средний бизнес. С его помощью любой желающий может узнать сумму транспортного налога, рассчитать стоимость патента, а также сумму единого налога на вмененный доход.

Последняя функция появилась относительно недавно и в настоящее время активно развивается, добавляются новые города, оптимизируется программный код.

Стоит отметить, что интернет-сервис “Налоговый калькулятор“ с каждым месяцем становится все более популярным, Так, в ноябре текущего года было зафиксировано 1486 расчетов различных видов налогов, из них львиная доля приходится на транспортный налог - 1106 расчетов. Что и не удивительно, количество автомобилей, а значит и автовладельцев, в Челябинской области с каждым годом становиться все больше и больше.

Используя современные программные инструменты, мы стараемся сделать интернет-сервис “Налоговый калькулятор“ максимально простым, но в тоже время удобным и информативным. В будущем планируется расширять функциональность проекта, добавляя новые функции и возможности для получения пользователями информации об объектах налогообложения, о налоговых ставках и налоговых льготах.

Ведущий специалист-эксперт

отдела информатизации

Управления ФНС России

по Челябинской области

Ю.А.СЕРГЕЕВ

Вопрос: Второй день пытаюсь выяснить в ИФНС по поводу заявления на предоставление выписки из ЕГРЮЛ наших контрагентов. Можно ли в одном заявлении указать несколько контрагентов и оплатить одним платежным поручением общую сумму?

Ответ: Информация из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) представляется регистрирующим (налоговым) органом - ИФНС России, в котором находится регистрационное дело юридического лица либо индивидуального предпринимателя.

Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице регламентируется ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ) и пп. 23 и 31 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438) и Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630) соответственно.

Обращаем внимание, что нормами ст. 7 Закона N 129-ФЗ установлено, что предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов осуществляется за плату. Размер платы за предоставление информации установлен пп. 24 и 31 упомянутых выше Правил соответственно.

Документ об уплате направляется на регистрирующий (налоговый) орган (инспекцию ФНС России), в котором находится регистрационное дело запрашиваемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, одновременно с запросом.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ, не допускается. Кроме того, действующим законодательством Российской Федерации не определено, что запрос на предоставление сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП должен быть составлен только на одно запрашиваемое юридическое лицо либо на одного индивидуального предпринимателя.

Из вышеизложенного следует, что в случае получения регистрирующим (налоговым) органом запроса на предоставление сведений из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, в котором запрашиваются сведения о нескольких контрагентах, с приложением оригинала платежного документа, в котором сумма платежа соответствует количеству запрашиваемой информации, регистрирующим органом данный запрос будет исполнен в соответствии с положениями действующего законодательства.

Вопрос: Сколько налогоплательщиков состоит на учете в инспекциях области?

Ответ: По оперативным данным, на 1 декабря 2010 года в налоговых органах области состоят на учете 3 миллиона 608 тысяч 50 налогоплательщиков. Из них 118,9 тысячи - это юридические лица, 3489,6 тысячи - физические лица, в том числе 111,3 тысячи являются индивидуальными предпринимателями.

Начальник

отдела регистрации

и учета налогоплательщиков

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

О.В.ГАЛИМОВА

Вопрос: Везде пишут о внедрении в госструктурах электронного документооборота. А как обстоят дела в налоговой?

Ответ: В 2010 году в инспекциях области внедрено множество информационных ресурсов для налогоплательщиков, использующих web-технологии, таких как “Портал государственных услуг“, “Личный кабинет налогоплательщика“, “Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в виде выписки (электронной или на бумажном носителе) на основании запроса, поступившего в электронном виде о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе (о себе)“, “Постановка ФЛ на налоговый учет через Интернет“.

Все больше налогоплательщиков пользуются информационными ресурсами и сервисами налоговой службы.

Так, за период октябрь - ноябрь 2010 года с помощью сервиса “Личный кабинет налогоплательщика“ было сформировано 81813 платежных документов на сумму задолженности 81 млн. 327 тыс. рублей, поступило за октябрь - ноябрь уплаты по платежным документам по задолженности 147 млн. 601 тыс. рублей за октябрь и 86 млн. 192 тыс. рублей за ноябрь.

Внедренный электронный документооборот между ИФНС, УФНС и банками (“Биллинговая система“) позволяет производить уплату налогов физическим лица с помощью устройств самообслуживания Сбербанка (терминалов, банкоматов). 20 % платежей Сбербанка по физическим лицам проходит через устройства самообслуживания.

За октябрь - ноябрь 2010 было выгружено 673007 платежных документов по Биллинговой системе, поступило через банки России платежей в количестве 359971 документа, из них через Сбербанк поступило 97 % платежей.

С ноября 2010 года поступают заявления физических лиц на перевод денежных средств в составе электронного документооборота между Сбербанком и инспекциями по Биллинговой системе (формат 1.03).

За ноябрь 2010 поступило 26734 заявления от физических лиц и платежных документа по форме N ПД-4сб (налог). Особое внимание налогоплательщикам нужно обратить на заполнение обязательного реквизита “Статус“ в бланке заявления физического лица на перевод денежных средств по платежам физических лиц и в платежных документах по форме N ПД-4сб (налог).

Реквизит “Статус“ определяет лицо, оформившее расчетный документ: налоговый агент (02), индивидуальный предприниматель (09), нотариус, занимающийся частной практикой (10), адвокат, учредивший адвокатский кабинет (11), глава крестьянского (фермерского) хозяйства (12), иное физическое лицо (13), физическое лицо - плательщик отмененного единого социального налога и страховых взносов, производящий выплаты физическим лицам (14). Всего в реквизите “Статус“ должно быть 2 знака.

Для налогоплательщика - физического лица данный реквизит должен быть заполнен кодом “13“ - то есть иное физическое лицо.

Заместитель начальника

отдела информатизации

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

С.Г.БАРАБАНОВА