Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2010 по делу N А76-43581/2009-58-863/4 <О признании недействующим распоряжения Главы Администрации Троицкого городского округа Челябинской области от 22.09.2009 N 587-р в части установления сроков начала отопительного периода>

Данное решение вступило в законную силу немедленно после принятия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2010 г. по делу N А76-43581/2009-58-863/4

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2010 года

Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего

судьи И.В. Мрез, судей Л.В. Забутыриной, Е.А.Михайловой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Додиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества “Челябоблкоммунэнерго“, г. Челябинск

к Администрации г. Троицка,

о признании недействующим распоряжения Главы Администрации Троицкого городского округа Челябинской области от 22.09.2009 N 587-р в части установления сроков начала отопительного периода

при участии в деле:

Прокурора Челябинской области

при участии в судебном заседании

от
заявителя: не явился, извещен (л.д. 88, 109);

от ответчика: К.Н. - паспорт; доверенность от 30.12.2009 N 17/3970;

от прокурора: К.Р. - удостоверение;

установил:

открытое акционерное общество “Челябоблкоммунэнерго“, г. Челябинск (далее - ОАО “Челябоблкоммунэнерго“, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г. Троицка (далее - Администрация) с заявлением о признании недействующим распоряжения Главы Администрации Троицкого городского округа Челябинской области от 22.09.2009 N 587-р в части установления сроков начала отопительного периода (л.д. 2).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Госстроя РФ N 170 принято 27.09.2003, а не 27.09.2009.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания (л.д. 88). В канцелярию арбитражного суда поступило письменное ходатайство ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя по причине невозможности его явки (л.д. 109). В заявлении со ссылкой на п. 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2009 N 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления услуг), справку ГУ “Челябинский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ о среднесуточной температуре наружного воздуха в г. Троицке, указал, что до 22.09.2009 среднесуточная температура наружного воздуха в г. Троицке не опускалась ниже +8 град. C в течение 5 суток подряд, следовательно, оснований для издания распоряжения и установления даты начала отопительного сезона с 22.09.2009 у органа местного самоуправления не имелось. С момента издания оспариваемого акта заявитель, как ресурсоснабжающая организация несет ответственность за
своевременное и качественное обеспечение абонентов коммунальными ресурсами, отвечает за нормативный уровень и режим обеспечения населения коммунальными услугами, в случаях несоблюдения которых наступает административная ответственность. В связи с тем, что до 30.09.2009 обществом отопительный сезон начат не был, прокуратурой г. Троицка Челябинской области в адрес заявителя было направлено требование об устранении нарушений закона.

Представитель Администрации в судебном заседании требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 23). Со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (далее - Закон 131-ФЗ), указал, что оспариваемый акт не противоречит требованиям действующего законодательства, издано уполномоченным органом, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Представитель Прокурора в судебном заседании пояснил, что оснований для удовлетворения требований общества не имеется по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 91 - 93). Со ссылкой на пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона 131-ФЗ, п. 2.6.9 Правил эксплуатации жилищного фонда, п. 12 Правил предоставления услуг, информацию МУ “Гражданская защита города Троицка“ о температуре наружного воздуха ниже +8 град. C в течение 5 дней, указал, что оспариваемое распоряжение принято в пределах предоставленных полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, доказательств нарушения прав общества не имеется.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

25.03.1994 ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Калининского района г. Челябинска, 23.12.2002 Инспекцией МНС России по Калининскому району г. Челябинска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером
1027402334486, что подтверждается свидетельством серии 74 N 001789780 (л.д. 12).

В соответствии с Уставом общества целями деятельности последнего являются извлечение прибыли, а также надежное и бесперебойное снабжение тепловой и электрической энергией населения, коммунально-бытовых и других потребителей Челябинской области, в связи с чем, осуществляет, в т.ч. следующие виды деятельности - передачу пара и горячей воды (тепловой воды), распределение и производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (п.п. 2.1, 2.2 Устава, л.д. 15), имеет Троицкий участок котельных и электротепловых сетей (приложение к Уставу, л.д. 18).

23.03.2005 решением территориальной избирательной комиссии города Троицка N 32 Синеок М.И. зарегистрирован Главой города Троицка (л.д. 32).

25.03.2005 на основании решения территориальной избирательной комиссии Главой издано распоряжение N 1-р о вступлении в должность вновь избранного главы (л.д. 31).

22.09.2009 Главой г. Троицка М.И. Синеок издано распоряжение N 587-р “О начале отопительного сезона“ (л.д. 6 - 7), опубликовано в газете “Вперед“. Пунктом 1 распоряжения N 587-р предложено начать отопительный сезон в г. Троицке с 22.09.2009 согласно графику включения объектов Жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и социальной сферы г. Троицка. Пунктом 2 распоряжения N 587-р руководителю, в том числе, филиала ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ Троицкие электротепловые сети, рекомендовано обеспечить стабильную работу теплофикационного оборудования, задействованного на обеспечение теплоносителем теплоснабжения объектов города в течение сезона 2009 - 2010 годов. Пунктом 3 распоряжения N 587-р руководителям энергоснабжающих организаций города рекомендовано произвести подачу теплоносителя на объекты с параметрами, обеспечивающими бесперебойную и надежную работу систем теплоснабжения и горячего водоснабжения по городу и поселку ГРЭС; подключение объектов производить только при наличии паспортов готовности к отопительному сезону и погашению задолженности за услуги по теплоснабжению
за отопительный период 2008 - 2009 годов; отключение систем теплоснабжения объектов производить только в случае возникновения аварийных ситуаций по согласованию с главой города. Пунктом 4 распоряжения N 587-р организация исполнения настоящего распоряжения возложена на начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации города.

Контроль исполнения данного распоряжения возложен на первого заместителя главы города, что предусмотрено п. 5 распоряжения N 587-р.

30.09.2009 Прокурором г. Троицка в отношении ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ вынесено требование об устранении нарушений закона и незамедлительно начать производство тепловой энергии по всем котельным города Троицка, обслуживаемым филиалом ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ и ее подачу, в первую очередь, к объектам социальной инфраструктуры - в больницы, детские сады, школы и детские учреждения с круглосуточным пребыванием детей (л.д. 8 - 9).

02.10.2009 ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ направило прокурору г. Троицка письмо (Исх. N 17/3018), в котором сообщило, что ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ своевременно проведена подготовка к отопительному сезону в осенне-зимний период 2009/2010 и получен акт готовности к работе. Производство тепловой энергии не было начато с 22.09.2009, поскольку общество считает, что распоряжение от 22.09.2009 N 577-р является преждевременным, неправомерным и противоречащим п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. До 22.09.2009 среднесуточная температура наружного воздуха в г. Троицке не опускалась ниже +8 град. C в течение 5 суток подряд.

02.10.2009 ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ обратилось к Администрации с письмом, в котором просило отменить распоряжение от 22.09.2009 N 587-р и вынести новое, со ссылкой на то, что до 22.09.2009 среднесуточная температура наружного воздуха в г. Троицке не опускалась ниже +8 град. C. (л.д. 10).

Ответа на указанное обращение не последовало.

01.11.2009 ГУ “Челябинский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды“ в ответ на запрос ОАО “Челябоблкоммунэнерго“ письмом исх. N 887-3 предоставил сведения о среднесуточной температуре воздуха в г. Троицке (л.д. 19).

Общество, полагая, что распоряжение Главы г. Троицка N 577-р не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании указанного правового акта недействующим в части установления даты начала отопительного сезона.

В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

В силу ч. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону,
федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон 131-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона 131-ФЗ подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, в силу ч. 4 ст.
7 Закона 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены и в Уставе города (ст. 41 - 78).

К вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (ч. 1 ст. 16 Закона 131-ФЗ). Аналогичные положения закреплены в ст. 7 Устава города.

В силу ч. 2 ст. 16.1 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 17 Закона 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 78 Закона 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы
в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно статье 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организациях местного самоуправления в Российской Федерации“ ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъектов Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из анализа текста оспариваемого акта, оспариваемое в части распоряжение подпадает под признаки нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего муниципального образования - города Троицка.

В соответствии с пунктом 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 80 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов“, а также на основании статей 27, 29 АПК РФ
требования заявителя относятся к подведомственности арбитражного суда.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 3 Устава города Троицка (Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Челябинской области 4 июля 2008 г. N RU743120002008001) границы территории муниципального образования установлены Законом Челябинской области, в состав территории муниципального образования входят земли города Троицка, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения, и, в соответствии с генеральным планом города, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, водные и иные объекты.

Структуру органов местного самоуправления города Троицка в соответствии со ст. 11 Устава города составляют, в т.ч. Собрание депутатов города Троицка; глава города Троицка; администрация города Троицка (ч. 1). Органы местного самоуправления городского округа обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий (ч. 4).

В силу ст. 20 Устава города глава города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1).

Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 22 Устава города глава города возглавляет администрацию города, руководит ею.

Глава города имеет следующие полномочия, в т.ч.: издает в пределах своих полномочий постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области и распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города, осуществляет контроль их исполнения (п. 9 ч. 1 ст. 22 Устава города).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 23 Устава города администрация города является исполнительно-распорядительным органом города Троицка, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Троицка федеральными законами и законами Челябинской области, и юридическим лицом в соответствии с федеральным законодательством.

Полномочия администрации города закреплены в ст. 25 Устава города, к которым относятся организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом.

По вопросам местного значения население городского округа непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты (ч. 1 ст. 29 Устава города). В систему муниципальных правовых актов, в том числе, входят: постановления и распоряжения главы г. Троицка.

Правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (ст. 31 Устава города).

Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Так в соответствии с п. 1.1 Правил и норм эксплуатации, последние определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В соответствии с п. 2.6.9 указанных Правил начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Указанное, по мнению суда, применительно к фактическим обстоятельствам свидетельствует о том, что оспариваемый акт издан уполномоченным лицом в пределах соответствующих полномочий органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 Правил).

В Правилах используются следующие определения (п. 3):

“коммунальные услуги“ - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

“исполнитель“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

“ресурсоснабжающая организация“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

“коммунальные ресурсы“ - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в т.ч. отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Исходя из п. 12 Правил если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

Под среднесуточной температурой наружного воздуха понимается средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени. Она принимается по данным метеорологической службы (Приложение 1 Справочное, Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.005-88, утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 29 сентября 1988 г. N 3388 с 1 января 1989 года, опубликован М.: ИПК Издательство стандартов, 2001).

В материалы дела прокурором представлена справка Муниципального учреждения “Гражданская защита города Троицка“ от 08.02.2010 N 35 о том, что в период с 17.09. по 21.09.2009 среднесуточная температура воздуха не превышала +8 град. C. При этом утренние температуры на 7.00 21.09.2009 и 22.09.2009 составили +3 град. C и +4 град. C соответственно (л.д. 94).

Кроме того, в материалы дела представлено решение комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Троицка от 21.09.2009 N 14 “О введении на территории города режима Повышенной готовности“, в соответствии с которым по прогнозу гидрометеоцентра к концу недели, с 25.09.2009 ожидается резкое понижение температуры до +1, что может привести к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (л.д. 97) и протоколы исследований факторов производственной среды (микроклимат) от 22.09.2009 (л.д. 100 - 101, 102 - 103, 104 - 105), из текста которых усматривается, что параметры микроклимата на момент обследования в комнатах МДОУ “Детский сад N 30“, МДОУ “Детский сад N 15“, ММ ЛПУ “Центральная районная больница“ не соответствуют требованиям гигиенических нормативов по температуре воздуха.

При исследовании оспариваемого акта, судом установлено, что п. 1, 2 распоряжения начать отопительный сезон 2009 - 2010 годов с 22.09.2009 рекомендовано, в т.ч. и заявителю.

Распоряжение не устанавливает сроки, к которым необходимо произвести подключение систем теплоснабжения зданий.

Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что распоряжение в части установления даты начала отопительного сезона носит рекомендательный характер, следовательно, не может создавать препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт распоряжения соответствует вышеприведенным положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что с момента издания указанного распоряжения заявитель, как ресурсоснабжающая организация несет ответственность за своевременное и качественное обеспечение абонентов коммунальными ресурсами, а также отвечает за нормативный уровень режим обеспечения населения коммунальными ресурсами, в случае несоблюдения которых наступает административная ответственность, установленная КоАП РФ, не влияет на законность оспариваемого в части акта, поскольку предложение органа местного самоуправления начать отопительный сезон 22.09.2009, не свидетельствует о том, что на момент обнаружения правонарушения у заявителя не имелось оснований для начала отопительного сезона, кроме того, носит предположительный характер.

Иных доводов, доказательств в обоснование наличия нарушенных прав заявитель не приводит, материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель не доказал нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый в части нормативный правовой акт может быть признан недействующим, отсутствует: акт соответствует Постановлению и не нарушает прав и законных интересов общества, в удовлетворении требований последнего следует отказать.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина уплачивается для организаций в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче заявления в Арбитражный суд Челябинской области была уплачена государственная пошлина в размере 2000 (Две тысячи) рублей, что подтверждается платежным поручением N 7723 от 02.12.2009 (л.д. 4).

В силу ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 151, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Открытого акционерного общества “Челябоблкоммунэнерго“, г. Челябинск к Администрации г. Троицка о признании недействующим распоряжения Главы Администрации Троицкого городского округа N 587-р от 22.09.2009 в части установления сроков начала отопительного периода, отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

И.В.МРЕЗ

Судьи:

Л.В.ЗАБУТЫРИНА

Е.А.МИХАЙЛОВА