Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19.08.2010 по делу N 65-07/10 <О нарушении антимонопольного законодательства, выразившегося в неправомерном отказе в допуске к участию в конкурсе на заключение договора для осуществления товарного рыбоводства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2010 г. по делу N 65-07/10

О нарушении антимонопольного законодательства

г. Челябинск,

пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России;

Комиссии:

Членов Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов и

Комиссии: органов власти Челябинского УФАС
России;

Дозморовой И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела

контроля торгов и органов власти

Челябинского УФАС России;

в присутствии:

- <...>, <...> отдела по правовому обеспечению управления правового, кадрового обеспечения и делопроизводства, доверенность N 85 от 25.05.2009;

- <...>, представителя ООО “Ю“, доверенность от 01.02.2010 б/н;

- <....>, <...> ООО “Б“, протокол общего собрания от 19.01.2010;

- <...>, <...> РПК “С“, протокол общего собрания N 2 от 04.04.2008,

рассмотрев дело N 65-07/10 по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Челябинской области (454126, г. Челябинск, ул. <...>) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправомерном отказе в допуске РПК “С“ к участию в конкурсе N 01 на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства (далее - Конкурс) по лоту N 597, а также в неправомерном допуске к участию в Конкурсе по лоту N 597 ООО “Б“,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС
России) поступило обращение РПК “С“ на неправомерные действия Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, заседания Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе, по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе, а также решения, принятые на них, являются незаконными, поскольку заседания Конкурсной комиссии были проведены в отсутствие председателя Конкурсной комиссии и заместителя председателя Конкурсной комиссии. Заседания Конкурсной комиссии велись начальником Управления по развитию животноводства и технической политике Министерства сельского хозяйства Челябинской области.

В то время как в соответствии с Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 136 от 14.02.2009 (далее - Правила) заседания комиссии проводит ее председатель, в случае отсутствия - заместитель председателя. При этом на председателя комиссии возложены полномочия по принятию решения по процедурным вопросам, подведению итогов конкурса, уведомлению членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Кроме того, уведомление о принятии Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе РПК “С“ направлено с нарушением срока, установленного Правилами.

Представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз) на заседании Комиссии пояснил, что заседания Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе, по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе, состоявшиеся в отсутствие председателя Конкурсной комиссии и заместителя председателя Конкурсной комиссии, а также решения, принятые Конкурсной комиссией, являются правомочными и законными, поскольку на указанных заседаниях присутствовало более 50 % общего числа членов Конкурсной комиссии.

На вопрос Комиссии о том, каким документом оформлено
возложение функций председателя Конкурсной комиссии на начальника Управления по развитию животноводства и технической политике Министерства сельского хозяйства Челябинской области, представитель Минсельхоза пояснил, что изменения в Приказ о создании Конкурсной комиссии не вносились.

Представитель Минсельхоза отметил, что при направлении уведомления РПК “С“ об отказе в допуске к участию в Конкурсе Минсельхоз руководствовался Порядком деятельности комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Челябинской области, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области N 17 от 03.02.2010 (далее - Порядок). Так, согласно пункту 1.10 Порядка Конкурсная комиссия направляет заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, уведомления о принятых комиссией решениях не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок. В связи с чем, уведомление о принятии Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе было направлено РПК “С“ 22 апреля 2010 года.

На вопрос Комиссии о том, возможно ли из фактического содержания заявки РПК “С“ на лот N 579 определить, что она подана на лот N 597 - озеро Агачкуль, с. Султаево, Сосновский район - представитель Минсельхоза пояснил следующее. Претенденты на участие в Конкурсе до начала процедуры вскрытия конвертов вправе внести изменения в заявки на участие в Конкурсе. РПК “С“ правом на внесение изменений в заявку на участие в Конкурсе не воспользовался и не устранил ошибку, допущенную при указании номера лота. В связи с этим, Конкурсной комиссией было принято решение об отказе РПК “С“ в допуске к участию в Конкурсе.

Представитель ООО “Ю“ отметил, что все заявки на участие в
Конкурсе направляются в запечатанных конвертах, на которых указывается номер лота, в отношении которого она подана. Конкурсная комиссия проводила процедуру вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе в соответствии с порядковой нумерацией лотов. При вскрытии конвертов с заявками на лот N 597 Конкурсной комиссией было оглашено, что заявка РПК “С“ по лоту N 579 подана в отношении озера Агачкуль, с. Султаево, Сосновский район. В связи с чем, Конкурсная комиссия, а также присутствующие претенденты на участие в Конкурсе имели возможность установить, что РПК “С“ при указании номера лота была допущена техническая ошибка. Представитель РПК “С“ на заседании Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе не присутствовал, о внесении изменений в заявку на участие в Конкурсе не заявлял.

На вопрос Комиссии о причинах допуска ООО “Б“ к участию в Конкурсе по лоту N 597 при условии, что сведения о рыбохозяйственной деятельности, представленные в составе заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют сведениям, представленным Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, представитель Минсельхоза пояснил следующее. Участие в Конкурсе принимало два хозяйствующих субъекта, зарегистрированных под одним наименованием - ООО “Б“, учрежденные различными лицами и зарегистрированные в разных муниципальных образованиях - Октябрьском и Красноармейском районах. В связи с этим, сведения о рыбохозяйственной деятельности на озерах Сакандык, Курги, Карагайкуль, Кумкуль, Саламаткуль, представленные в составе заявки ООО “Б“ (Красноармейский район) на участие в Конкурсе по лоту N 597, полностью соответствуют сведениям, представленным Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

На заседании Комиссии Заявитель отметил, что расчет планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов выполнен на
основании Рыбоводно-биологического обоснования, подготовленного научно-исследовательским институтом города Екатеринбурга. Согласно указанному Рыбоводно-биологическому обоснованию на озере Агачкуль максимально возможный объем разведения (выращивания) водных биологических ресурсов составляет порядка 78 тонн. Однако победитель Конкурса по лоту N 597 ООО “Ю“ указало, что планирует за период осуществления товарного рыбоводства на озере Агачкуль развести более 144 тонн водных биоресурсов, что является невозможным.

Представитель ООО “Ю“ пояснил, что план развития рыбоводного хозяйства и прилагаемые к нему расчеты планируемых к реализации объемов водных биологических ресурсов подготовлены Обществом на основании самостоятельно проведенных научных изысканиях. В настоящее время на озере Агачкуль в целях улучшения условий разведения сиговых пород рыб ООО “Ю“ производится отлов чебака и окуня.

Представитель Минсельхоза пояснил, что договор о предоставлении озера Агачкуль для осуществления товарного рыбоводства заключен на условиях, указанных в Конкурсной документации и заявке ООО “Ю“ на участие в Конкурсе по лоту N 597. В случае неисполнения Обществом условий договора, указанный договор подлежит расторжению Министерством сельского хозяйства Челябинской области в одностороннем порядке.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 3.1 Конкурсной документации заявитель может подать заявку на участие в Конкурсе согласно приложению N 1.

В соответствии с формой заявки на участие в Конкурсе (приложение N 1 к Конкурсной документации) претендентам на участие в Конкурсе надлежит указать N лота, название рыбопромыслового участка, его местоположение.

Согласно перечню рыбопромысловых участков, выставляемых на Конкурс, под лотом N 597 указано озеро Агачкуль, с. Султаево, Сосновский район.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе РПК “С“ отказано в допуске к участию в Конкурсе по лоту N 597
в связи с тем, что неверно указан номер лота в заявке.

В заявке РПК “С“ на участие в Конкурсе указан лот N 579, озеро Агачкуль, с. Султаево, Сосновский район.

Так, в заявке РПК “С“ название рыбопромыслового участка и его местоположение указаны в соответствии с перечнем рыбопромысловых участков, выставляемых на Конкурс. Таким образом, Конкурсная комиссия имела возможность определить, на какой лот подана заявка РПК “С“.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В связи с тем, что комиссия по проведению Конкурса утверждена Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 02.02.2010 N 16, председателем ее являлся Министр сельского хозяйства Челябинской области, то ответственность за действия Конкурсной комиссии несет Министерство сельского хозяйства Челябинской области.

Таким образом, действия Министерства сельского хозяйства Челябинской области, выразившиеся в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе РПК “С“, являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Однако Комиссией принято во внимание, что указанное нарушение антимонопольного законодательства, совершенное Министерством сельского хозяйства Челябинской области, не повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя, поскольку в случае допуска РПК “С“ к участию в Конкурсе по лоту N 597 он не был бы признан победителем, так как объем планируемого разведения (выращивания) водных биологических ресурсов, указанный в составе заявки на участие в Конкурсе, меньше объема, заявленного ООО “Б“ и ООО “Ю“ по лоту N 597.

2. В соответствии с пунктом 8 Правил председатель комиссии проводит заседания комиссии, принимает решения по процедурным вопросам, подводит итоги конкурса, своевременно и должным
образом уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

Таким образом, Конкурсная комиссия в отсутствие председателя и заместителя председателя Конкурсной комиссии не могла принимать решение о допуске или об отказе в допуске к участию в Конкурсе. Проведение заседаний Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе, по рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе в отсутствие председателя и заместителя председателя Конкурсной комиссии может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. В соответствии с пунктом 45 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 136 от 14.02.2009 (далее - Правила), заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых комиссией решениях в течение одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения заявок.

Заседание Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Конкурсе состоялось 16.04.2010, о чем составлен соответствующий протокол N 01/2. Соответственно, уведомления об отказе в допуске к участию в Конкурсе должны быть направлены не позднее 19.04.2010. Однако уведомление о принятии Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе было направлено РПК “С“ лишь 22.04.2010. Несвоевременное направление уведомлений об отказе в допуске к участию в Конкурсе не влияет на состояние конкуренции при проведении торгов.

Согласно пункту 1.10 Порядка Конкурсная комиссия направляет заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, уведомления о принятых комиссией решениях не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок. В
связи с чем, уведомление о принятии Конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе было направлено РПК “С“ 22 апреля 2010 года.

Таким образом, пункт 1.10 Порядка деятельности комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства на территории Челябинской области, утвержденный Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области N 17 от 03.02.2010, не соответствует пункту 45 Правил.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Министерства сельского хозяйства Челябинской области, выразившиеся в неправомерном отказе в допуске РПК “С“ к участию в Конкурсе по лоту N 597, а также в проведении заседаний Конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе в отсутствие председателя и заместителя председателя Конкурсной комиссии, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. В связи с заключением договора по итогам проведения Конкурса по лоту N 597 Министерству сельского хозяйства Челябинской области предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, указанным в настоящем решении.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии:

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

И.В.ДОЗМОРОВА