Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 31.03.2009 N 1580 “Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов“ (вместе с “Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов“)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 24.12.2009 N 2063.

Вступил в силу с 31 марта 2009 года (пункт 2 данного документа).

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 г. N 1580

Об утверждении Методики проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов, принятых

Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов

Законодательное Собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов (приложение).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

Челябинской области

В.В.МЯКУШ

Приложение

к постановлению

Законодательного Собрания

Челябинской области

от 31 марта 2009 г. N 1580

Методика

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов, принятых Законодательным Собранием

Челябинской области, и их проектов

I. Общие
положения

1. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области, и их проектов (далее - Методика) применяется в целях осуществления анализа и оценки действующих законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания Челябинской области, а также их проектов (далее - нормативные правовые акты и их проекты), вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Челябинской области, на предмет выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм в действующих нормативных правовых актах и их проектах.

Коррупционными факторами признаются положения проверяемых нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.

II. Основные правила

проведения антикоррупционной экспертизы нормативных

правовых актов и их проектов

3. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

4. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

5. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В заключении могут быть
отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов.

6. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.

III. Коррупционные факторы

7. Коррупционными факторами являются:

1) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти Челябинской области (далее - орган государственной власти области) или органа местного самоуправления;

2) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;

3) факторы системного характера.

8. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти области или органа местного самоуправления, выражаются в:

1) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, необоснованном завышении сроков, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

2) определении компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

3) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

4) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;

5) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

6) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти области или органа местного самоуправления, принявшего
первоначальный нормативный правовой акт;

7) юридико-лингвистической неопределенности - использовании двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки;

8) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти области при принятии нормативных правовых актов;

9) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.

9. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта и выражаются в:

1) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;

2) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

3) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);

4) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;

5) отсутствии мер ответственности органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;

6) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти области или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями
органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);

7) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

10. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии.

Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти области или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

IV. Заключение по результатам проведения антикоррупционной

экспертизы нормативного правового акта, проекта

нормативного правового акта

11. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта готовится заключение, содержащее выводы, с указанием:

1) наличия либо отсутствия коррупционных факторов;

2) рекомендаций по устранению, ограничению либо коррекции выявленных коррупционных факторов;

3) предложения о дополнении превентивными антикоррупционными нормами.

12. При анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта и подготовке заключения специалист, готовящий заключение, оценивает наличие коррупционных факторов и их коррупционную опасность по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех касающихся нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта правоположений в их совокупности, руководствуясь правосознанием и профессиональным опытом.