Законы и бизнес в России

Закон ЯНАО от 14.10.1997 N 40 (ред. от 24.06.2004) “Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа“ (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 01.10.1997)

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона ЯНАО от 09.11.2004 N 69-ЗАО.

Изменения, внесенные Законом ЯНАО от 24.06.2004 N 36-ЗАО, вступили в силу со дня официального опубликования.

14 октября 1997 года N 40

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ямало-Ненецкий автономный округ

ЗАКОН

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Принят Государственной Думой

Ямало-Ненецкого автономного

округа 1 октября 1997 года

(в ред. Законов ЯНАО от 13.02.2001 N 11-ЗАО,

от 24.06.2004 N 36-ЗАО)

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических
общностей, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности, создания дополнительных механизмов по обеспечению экологической безопасности в Ямало-Ненецком автономном округе, на природных территориях, изъятых решениями Правительства Российской Федерации, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа или органов местного самоуправления из хозяйственной деятельности частично, либо полностью, и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства об особо охраняемых природных территориях

Задачами законодательства об особо охраняемых природных территориях являются: регулирование отношений по организации, охране и использованию территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение, в целях сохранения уникальных, эталонных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, генетического фонда живых организмов, растительного и животного мира, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения, укрепление законности и правопорядка в этой области.

Статья 2. Принципы (основные начала) охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Охрана и использование особо охраняемых природных территорий осуществляется на принципах:

- приоритета общенациональных и региональных интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов;

- приоритета интересов охраны особо охраняемых природных территорий и объектов перед интересами их использования;

- приоритета использования особо охраняемых природных территорий в научно-исследовательском и рекреационном (где это предусмотрено) видах деятельности над другими видами их использования;

- недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, исключая этно-природные парки, несовместимой с их режимом (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение экологического равновесия на этих территориях).

В местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей допускается использование земель природоохранного назначения
для выпаса оленей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы материалов по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий;

- использования экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий;

- взаимного согласования вопросов охраны и использования особо охраняемых природных территорий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа;

- устойчивости особо охраняемых природных территорий;

- строго целевого характера использования особо охраняемых природных территорий;

- привлечения граждан и их объединений, юридических лиц, включая общественные организации, к решению задач в области охраны особо охраняемых природных территорий и объектов.

Статья 3. Законы и иные нормативные правовые акты об особо охраняемых природных территориях

1. В систему законодательства об особо охраняемых природных территориях автономного округа входят: Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды“, Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“, другие федеральные законы, Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы автономного округа, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

2. Нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях в Ямало-Ненецком автономном округе, содержащиеся в нормативных правовых актах иных отраслей законодательства, должны соответствовать законодательству об особо охраняемых природных территориях.

Статья 4. Система особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Все особо охраняемые природные территории в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа независимо от их значения (статуса) образуют единую систему, призванную обеспечивать сохранение уникальных природных сообществ и экологического равновесия на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Система особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа является составной частью единой системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.

Статья 5. Отношения, регулируемые
законодательством об особо охраняемых природных территориях

1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях регулирует:

- отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на этих территориях (совместно с гражданским законодательством);

- отношения по использованию особо охраняемых природных территорий;

- отношения по управлению особо охраняемыми природными территориями (совместно с административным законодательством);

- отношения по охране особо охраняемых природных территорий (совместно с другим природоохранным законодательством);

- отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (совместно с трудовым, административным, гражданским и другим законодательством).

2. Участниками отношений, регулируемых законодательством об особо охраняемых природных территориях, являются:

- юридические лица, включая общественные организации, граждане и их объединения;

- Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, муниципальные образования в лице соответствующих органов.

3. Земельные, горные, водные, лесные, а также отношения, возникающие по поводу других объектов природы и охраны окружающей природной среды, регулируются соответствующим законодательством.

Статья 6. Собственность на природные ресурсы в пределах особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Природные ресурсы, в пределах особо охраняемых природных территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением случаев, когда иное предусмотрено специальным законодательством).

2. Вопросы владения, пользования и распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа и осуществляются Российской Федерацией и Ямало-Ненецким автономным округом совместно.

Статья 7. Категории особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. С учетом различий в правовом статусе, режиме охраны и использования выделяются следующие категории особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- межрегиональные природные парки;

- окружные (региональные) природные парки;

- ландшафтные парки;

- микрозаповедники;

- этно-природные парки;

-
государственные природные заказники (охотничьи, орнитологические, энтомологические, ихтиологические, почвенные, ландшафтные и иные);

- защитные участки территорий и акваторий;

- внутрихозяйственные заказники;

- водоохранные зоны водоемов и их прибрежные защитные полосы;

- памятники природы;

- генетические резерваты;

- лечебно-оздоровительные местности.

2. Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа и органы местного самоуправления автономного округа в пределах своих полномочий могут устанавливать и другие категории особо охраняемых территорий и объектов.

3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем районной планировки.

5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы и планов районной планировки, администрация Ямало-Ненецкого автономного округа резервирует участки, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и принимает решение об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Статья 8. Деление особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа по их значению

1. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, межрегиональное, окружное (региональное) и местное значение.

2. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

3. Особо охраняемые природные территории межрегионального значения определяются на основе соглашений между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и органами исполнительной власти, граничащих с автономным округом субъектов Российской Федерации.

4. К особо охраняемым природным территориям окружного значения по решению администрации Ямало-Ненецкого автономного округа могут быть отнесены природные парки, окружные микрозаповедники, этно-природные парки, государственные заказники, водоохранные зоны водоемов и их прибрежные полосы, генетические резерваты, лечебно-оздоровительные местности, иные особо охраняемые
природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих окружное значение.

5. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся муниципальные микрозаповедники, ландшафтные парки, лечебно-оздоровительные местности и внутрихозяйственные заказники.

Раздел II

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов определяются Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР “Об охране окружающей природной среды“, Законом Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях“, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по согласованию с органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

(в ред. Закона ЯНАО от 24.06.2004 N 36-ЗАО)

Статья 10. Полномочия Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

1. Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа:

- принимает законы автономного округа, регулирующие правоотношения в вопросах организации, охраны и использования расположенных в пределах автономного округа особо охраняемых природных территорий и объектов окружного и местного значения, вносит в них изменения и дополнения;

- устанавливает порядок предоставления налоговых и иных льгот предприятиям, учреждениям и организациям, созданным для обслуживания расположенных в пределах автономного округа особо охраняемых природных территорий в части налогов и платежей, поступающих в окружной бюджет, а также в окружные внебюджетные фонды;

- предоставляет льготы по земельному налогу, другим налогам и платежам в
части, подлежащей зачислению в окружной бюджет, собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников федерального и окружного значения, а также заказников, находящихся в муниципальном ведении;

- принимает законы автономного округа о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями автономного округа по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий и объектов с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.

(абзац введен Законом ЯНАО от 13.02.2001 N 11-ЗАО)

2. Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа может рассматривать и другие вопросы в сфере особо охраняемых природных территорий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящим Законом.

Статья 11. Полномочия администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий

К полномочиям администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов относятся:

1) совместное с Российской Федерацией решение вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях;

2) совместное с исполнительной властью Российской Федерации управление в данной сфере в рамках единой системы исполнительной власти;

3) установление категорий особо охраняемых природных территорий окружного значения;

4) образование по представлению специально уполномоченного государственного органа автономного округа по охране окружающей среды в соответствии с его полномочиями и по согласованию с органами местного самоуправления особо охраняемых территорий окружного значения, установление и изменение их границ и режима охраны, утверждение положений о них;

5) согласование решений об организации особо охраняемых природных территорий с Правительством Российской Федерации в случаях необходимости изъятия земельных участков или акваторий, используемых для общегосударственных нужд;

6) принятие на основе схем развития и размещения особо
охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

7) представление в федеральный орган исполнительной власти предложений о предоставлении расположенным в пределах округа территориям, нуждающимся в особой охране, статуса государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и памятников природы федерального значения;

8) внесение предложений в федеральный орган исполнительной власти об изменении границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса;

9) принятие решений об образовании на прилегающих к особо охраняемым природным территориям охранных зон или округов, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны, с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и утверждение положений об охранных зонах и округах;

10) осуществление совместно со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды, иными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, государственного управления и государственного контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий окружного значения;

11) организация ведения государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

12) организация надзора за особо охраняемыми природными территориями и объектами;

13) организация специальных подразделений по охране особо охраняемых природных территорий;

14) организация и проведение научно-исследовательских работ в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов;

15) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых природных территорий и объектов из бюджета автономного округа и окружного внебюджетного экологического фонда;

16) согласование вопросов организации, установления режима и границ, а также ликвидации (за исключением государственных заповедников и национальных парков) особо охраняемых
природных территорий федерального значения;

17) исключен. - Закон ЯНАО от 13.02.2001 N 11-ЗАО;

17) международное и межрегиональное сотрудничество в сфере охраны, изучения и использования особо охраняемых природных территорий;

18) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии туризма и отдыха, использование зарубежного опыта в развитии особо охраняемых территорий оздоровительного и рекреационного назначения;

19) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным природоохранным законодательством, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящим Законом, а также делегированных федеральными органами исполнительной власти.

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов относятся:

1) принятие по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды (в соответствии с их полномочиями) решений об организации, охране, использовании и ликвидации особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения;

2) утверждение и изменение границ и определение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

3) утверждение по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;

4) согласование с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа решений администрации Ямало-Ненецкого автономного округа об образовании на территории муниципального образования особо охраняемых территорий окружного значения;

5) предоставление в администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа предложений о предоставлении, расположенным в пределах границ местных сообществ, территориям, нуждающимся в особой охране, статуса особо охраняемых природных территорий окружного значения;

6) внесение предложений в администрацию Ямало-Ненецкого автономного округа об изменении границ особо охраняемых природных территорий окружного
значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса;

7) участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения;

8) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии туризма и отдыха;

9) осуществление совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, управления и контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;

10) предоставление собственникам, владельцам, пользователям земельных участков, находящихся в границах природных заказников местного значения, а также государственных природных заказников федерального и окружного значения, расположенных в пределах территории местного сообщества, льгот по земельному налогу, другим налогам и платежам в части, поступающей в местный бюджет и местные внебюджетные фонды в соответствии с законодательствами Российской Федерации и автономного округа;

11) организация сбора кадастровой информации по особо охраняемым природным территориям местного значения;

12) организация охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

13) принятие по ходатайству охотхозяйственных и рыбохозяйственных предприятий, согласованному с соответствующими специально уполномоченными природоохранными органами, решений о границах и режиме внутрихозяйственных заказников;

14) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых территорий из местных бюджетов или местного внебюджетного экологического фонда;

15) вносить предложения по финансированию особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении органов местного самоуправления за счет средств государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа;

16) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, законодательством автономного округа, настоящим Законом, а также делегированных федеральными и органами государственной власти автономного округа.

Раздел III

УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 13. Задачи управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

Задачами управления в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:

- реализация Ямало-Ненецким автономным округом своих правомочий по совместному с Российской Федерацией ведению особо охраняемых природных территорий, а также правомочий собственника природных ресурсов;

- организация выполнения особо охраняемыми природными территориями возложенных на них задач и функций;

- обеспечение режима законности на особо охраняемых природных территориях.

Статья 14. Органы управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Управление в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Российской Федерации, администрацией автономного округа и специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Функции специально уполномоченного государственного органа автономного округа в сфере управления особо охраняемыми природными территориями от имени автономного округа определяются договором между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

3. Согласование взаимных интересов Российской Федерации и автономного округа в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Российской Федерацией и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган автономного округа по охране окружающей среды.

Статья 15. Функции управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

К функциям управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся:

- решение вопросов организации, функционирования и ликвидации особо охраняемых природных территорий;

- организация ведения кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий;

- государственная экологическая экспертиза по вопросам охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

- государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;

- разрешение споров об особо охраняемых природных территориях в процессе управления.

Статья 16. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий округа ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети таких территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета роли этих территорий при планировании социально-экономического развития автономного округа и является составной частью кадастра особо охраняемых природных территорий Российской Федерации.

2. Государственный кадастр особо охраняемых территорий автономного округа включает сведения о правовом статусе этих территорий, их географическом положении, режиме, природопользователях, состоянии охраняемых природных объектов, их экологической, научной, исторической и культурной ценности.

3. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий автономного округа осуществляется специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды за счет бюджета автономного округа и государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа.

4. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Мониторинг особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Мониторинг особо охраняемых территорий автономного округа представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

2. Ведение мониторинга особо охраняемых территорий автономного округа осуществляется специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды за счет бюджета автономного округа и государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа.

3. Порядок осуществления мониторинга особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Экологическая экспертиза по вопросам организации, использования и ликвидации особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Государственная экологическая экспертиза является обязательной.

2. Экологической экспертизе подлежат материалы по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территорий, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов на или в непосредственной близости от особо охраняемых природных территорий, а также материалы, обосновывающие необходимость изъятия охраняемых природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется законодательством Российской Федерации.

4. По инициативе общественности может проводиться также независимая общественная экологическая экспертиза.

Статья 19. Государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Задачей государственного контроля в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий является обеспечение соблюдения всеми государственными органами, юридическими лицами, включая общественные организации, гражданами и их объединениями требований настоящего Закона, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и автономного округа.

2. Государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий осуществляется администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, а также специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды в соответствии с их полномочиями.

Статья 20. Участие юридических лиц, включая общественные организации, граждан и их объединений в охране и функционировании особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Юридические лица, включая общественные организации, граждане и их объединения оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых территорий. Государственные органы при осуществлении этих мероприятий учитывают предложения юридических лиц, включая общественные организации, граждан и их объединений.

2. Общественные организации, граждане и их объединения могут создавать общественные фонды поддержки государственных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий. Вопросы предоставления налоговых льгот для этих фондов решаются органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Расходование средств этих фондов на цели, не связанные с обеспечением организации и функционирования особо охраняемых территорий, запрещается.

Раздел IV

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 21. Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий включает в себя:

1) учет и социально-экономическую оценку особо охраняемых природных территорий;

2) финансирование особо охраняемых природных территорий;

3) экономическое стимулирование природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий), их работников, а также граждан, принимающих участие в охране и восстановлении особо охраняемых природных территорий;

4) экономическую ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Статья 22. Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий обеспечивается:

1) ведением кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий;

2) ведением летописи природы (для государственных природных заповедников) или дневника фенологических наблюдений (для иных особо охраняемых территорий);

3) учетом посетителей (для особо охраняемых природных территорий, положением о которых предусмотрены прием и обслуживание посетителей);

4) учетом проведенных культурно-просветительских мероприятий и результатов научных исследований.

Статья 23. Финансирование особо охраняемых природных территорий Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Финансирование создания и содержания особо охраняемых природных территорий окружного значения осуществляется за счет средств:

- федерального бюджета;

- бюджета автономного округа;

- государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа;

- за счет собственных средств природоохранных учреждений, в том числе полученных от деятельности, не противоречащей их задачам;

- субвенций из федерального экологического фонда;

- средств организаций, на которые решением об организации особо охраняемых природных территорий возложена обязанность осуществлять их содержание и охрану;

- дру“их финансовых источников, прямо не запрещенных законом. Финансирование осуществляется в установленном администрацией автономного округа порядке на основе окружной программы и ежегодных планов развития особо охраняемых территорий автономного округа в соответствии с представленными дирекциями особо охраняемых природных территорий ежегодными сметами расходов и отчетами об исполнении смет расходов за предшествующий год (при отсутствии дирекций сметы и отчеты представляют соответствующие специально уполномоченные государственные природоохранные органы).

2. Порядок финансирования определяется федеральными органами, администрацией автономного округа, органами местного самоуправления автономного округа в пределах их полномочий.

Финансирование мероприятий, проводимых на территории внутрихозяйственных заказников, осуществляется организациями, в ведении которых они находятся. При необходимости для финансирования этих работ могут привлекаться средства местных внебюджетных фондов либо государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа.

3. Все заявки на бюджетное финансирование работ по охране особо охраняемых природных территорий независимо от их значения подлежат согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды, либо с его структурным подразделением (для особо охраняемых природных территорий местного значения).

4. Все заявки на финансирование работ за счет средств государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа подлежат согласованию с органами местного самоуправления.

Статья 24. Предпринимательская деятельность природоохранных учреждений, созданных на базе особо охраняемых природных территорий и зарегистрированных в качестве юридического лица со статусом некоммерческих организаций

1. Природоохранные учреждения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве некоммерческих организаций, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии расходования полученной прибыли для достижения целей, ради которых созданы эти учреждения.

2. Прибыль соответствующих природоохранных учреждений может образовываться за счет средств, получаемых от учебно-просветительской, научной, рекламно-издательской, рекреационной (кроме заповедников и микрозаповедников) и иной предпринимательской деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам.

3. Запрещается предпринимательская деятельность, могущая привести к истощению и загрязнению природной среды на особо охраняемых природных территориях и вблизи них, а также нарушающая, установленный для них, режим особой охраны.

4. Для природных и ландшафтных парков, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды, администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа или соответствующим органом местного самоуправления, в ведении которых находится данная особо охраняемая природная территория, их дирекциям (администрациям) разрешается сдавать в аренду находящиеся в их пользовании земельные участки в целях организации обслуживания посетителей парка с зачислением получаемой арендной платы на счета своих природоохранных учреждений.

Статья 25. Экономическое стимулирование природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий), их работников, а также граждан

1. Систему экономического стимулирования природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий) образуют специальные льготы и санкции в сфере бюджетно-налогового, финансово-кредитного, амортизационного, таможенного и других направлений внутренней и внешней политики государства, экологические фонды, окружной фонд воспроизводства природных ресурсов и наследия будущих поколений, материальное стимулирование и страхование работников этих учреждений и другие направления стимулирования.

2. Вопросы предоставления налоговых льгот для природоохранных организаций, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, а также для организаций, оказывающих им материальную и финансовую помощь, решаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления автономного округа в пределах их полномочий.

3. Работники природоохранных учреждений, добившиеся наибольших успехов в работе, по предоставлению дирекции (администрации) учреждений по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды, премируются за счет средств специально выделенной статьи сметы государственного внебюджетного экологического фонда автономного округа.

4. Граждане, принимающие активное участие в охране и обеспечении нормального функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов, имеют право на льготы, установленные для работников особо охраняемых природных территорий и объектов, и поощряются администрацией этих особо охраняемых территорий и объектов и органами местного самоуправления или администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа морально или материально.

Материальное поощрение может осуществляться как за счет средств, предусмотренных на эти цели соответствующими бюджетами, так и за счет средств соответствующих государственных внебюджетных экологических фондов.

Раздел V

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 26. Порядок организации особо охраняемых природных территорий федерального значения

1. Особо охраняемые территории федерального значения (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные заказники и памятники природы федерального значения и др.) образуются по представлению органов государственной власти автономного округа и специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу постановлением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Закона ЯНАО от 24.06.2004 N 36-ЗАО)

2. Материалы, обосновывающие организацию особо охраняемых природных территорий федерального значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.

3. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

4. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков могут создаваться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

5. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника или национального парка принимается администрацией автономного округа, которая утверждает положение об охранной зоне.

Статья 27. Порядок организации особо охраняемых природных территорий, имеющих межрегиональное значение

1. Межрегиональные особо охраняемые природные территории образуются по представлению и по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды на основе соглашения между администрацией автономного округа и органов исполнительной власти сопредельных субъектов Федерации, на территории которых они организуются.

2. Материалы, обосновывающие организацию межрегиональных особо охраняемых природных территорий и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.

3. Положения о межрегиональных особо охраняемых природных территориях утверждаются совместно администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они расположены.

Статья 28. Порядок организации особо охраняемых природных территорий окружного (регионального) значения

1. Особо охраняемые территории окружного значения образуются администрацией автономного округа по представлению специально уполномоченного государственного органа автономного округа по охране окружающей среды по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

2. Материалы, обосновывающие организацию особо охраняемых природных территорий окружного значения и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.

3. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории окружного значения утверждается администрацией автономного округа.

4. В случае необходимости допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятие земельных участков у их собственников, владельцев и пользователя для организации природных парков, государственных заказников, памятников природы и микрозаповедников.

Статья 29. Порядок организации особо охраняемых природных территорий местного значения

1. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) образуются решением органов местного самоуправления в рамках их (или переданных им органами государственной власти автономного округа) полномочий по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

2. Специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды и другими окружными подразделениями специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации разрабатываются, а администрацией автономного округа утверждаются типовые положения об особо охраняемых природных территориях местного значения.

3. Материалы, обосновывающие образование особо охраняемых природных территорий местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) и их режим, проходят обязательную государственную экологическую экспертизу.

4. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории, разработанное на основе соответствующего типового положения, утверждается решением органа местного самоуправления.

5. Внутрихозяйственные заказники образуются организациями-пользователями природными ресурсами по решению соответствующего органа местного самоуправления. Положение о внутрихозяйственном заказнике утверждается органом местного самоуправления.

6. При необходимости установления более жесткого режима охраны внутрихозяйственного заказника (выходящего за пределы полномочий пользователя) такой режим устанавливается по представлению соответствующей организации органом местного самоуправления по согласованию с структурными подразделениями специально уполномоченного государственного органа автономного округа по охране окружающей среды. Им же, в этом случае, утверждается положение о внутрихозяйственном заказнике.

Раздел VI

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Глава 1

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ

Статья 30. Статус, задачи и режим государственных природных заповедников

Статус, задачи и режим государственных природных заповедников устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и автономного округа.

Глава 2

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Статья 31. Статус, задачи и режим национальных парков

Статус, задачи и режим национальных парков устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Глава 3

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ

ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ

Статья 32. Статус и задачи межрегиональных природных парков

1. Межрегиональные природные парки - природоохранительные рекреационные учреждения, на территории (акватории) которых находятся природные комплексы и объекты межрегионального значения, имеющие большую рекреационную, эстетическую и экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения региона.

2. Задачами межрегиональных природных парков являются сохранение природных комплексов и объектов межрегионального значения, находящихся одновременно на территории автономного округа и территории сопредельных субъектов Федерации, имеющих большую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и использование их в целях охраны природы, экологического воспитания и отдыха населения Ямало-Ненецкого автономного округа и соответствующего субъекта Федерации.

Межрегиональные природные парки являются некоммерческими организациями.

Межрегиональные природные парки располагаются на государственных землях, переданных им в бессрочное (постоянное) пользование, а также на землях других владельцев.

Статья 33. Режим межрегиональных природных парков

Режим межрегиональных природных парков аналогичен режиму природных парков и устанавливается в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства автономного округа, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и автономного округа и конкретизируется в Положении о региональном природном парке.

Глава 4

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ОКРУЖНЫХ

(РЕГИОНАЛЬНЫХ) ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ

Статья 34. Статус и задачи окружных (региональных) природных парков

1. Окружные (региональные) природные парки - природоохранительные рекреационные учреждения, на территории (акватории) которых находятся природные комплексы и объекты окружного значения, имеющие большую рекреационную, эстетическую и экологическую ценность, а также предназначенные для использования в природоохранных целях и целях отдыха населения региона.

2. Задачами окружных природных парков являются: сохранение природных комплексов и объектов окружного значения, имеющих большую экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, и использование их в целях охраны природы, экологического воспитания и отдыха населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Окружные природные парки являются некоммерческими организациями. Территории окружных природных парков располагаются на государственных землях, переданных им в бессрочное (постоянное) пользование, а также на землях других владельцев.

Статья 35. Режим окружных (региональных) природных парков

Режим окружного природного парка определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и автономного округа.

Глава 5

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ЛАНДШАФТНЫХ ПАРКОВ

Статья 36. Статус и задачи ландшафтных парков

1. Ландшафтные парки - природоохранительные учреждения, имеющие сравнительно небольшую площадь в пределах одной административно-территориальной единицы автономного округа, на территории (акватории) которого находятся интересные и ценные природные комплексы и объекты местного значения, имеющие значительную рекреационную и экологическую ценность, и которые предназначены для активного отдыха и туризма населения, а также сохранения местных природных ресурсов.

2. Задачами ландшафтных парков являются сохранение, восстановление и неистощительное рекреационное использование уникальных либо типичных для данной местности ландшафтов, представляющих экологическую, эстетическую и рекреационную ценность, в целях организации активного отдыха и туризма населения и охраны природной среды.

Ландшафтные парки являются некоммерческими организациями.

Статья 37. Режим ландшафтных парков

На территории ландшафтного парка может быть ограничена либо запрещена полностью или частично всякая хозяйственная деятельность, могущая причинить вред охраняемому ландшафту, в том числе:

- изыскательские, буровые, взрывные работы;

- все виды рубок, кроме санитарных и ландшафтно-формирующих;

- распашка, сенокошение, заготовка живицы, шишек, плодов, лекарственно-технического сырья, других видов лесных пользований;

- строительство дорог, линий электропередач, прокладка водоводов, газо-, нефте-, продуктопроводов, иных коммуникаций;

- устройство палаточных городков, туристических стоянок, проход туристических групп вне отведенных для этого мест;

- использование земельных участков под все виды застройки;

- другие виды хозяйственной деятельности, могущие причинить вред охраняемому ландшафту.

На территории ландшафтного парка могут выделяться зоны заповедного режима с полным запретом хозяйственной деятельности.

Особенности режима конкретного ландшафтного парка определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в положении, утверждаемом решением органа местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

Глава 6

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ МИКРОЗАПОВЕДНИКОВ

Статья 38. Статус и задачи микрозаповедников

1. Микрозаповедниками являются уникальные типы природных объектов небольшой площади, предназначенные для охраны и восстановления ценных и редких видов живых организмов (в т.ч. занесенных в Красные книги) и среды их обитания.

2. Задачами микрозаповедников являются сохранение и восстановление локальных мест обитания, размножения и концентрации ценных, редких и исчезающих видов грибов, растений и животных, имеющих особое значение для сохранения популяций этих видов.

3. Объявление микрозаповедников может осуществляться с изъятием земельных участков у собственников, владельцев, пользователей по решению администрации автономного округа в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа микрозаповедники могут быть окружного либо местного значения.

Статья 39. Режим микрозаповедников

На территории микрозаповедников запрещаются все виды хозяйственной деятельности (включая рекреационную), все виды рубок леса, распашка земель, применение химических и биологических средств борьбы с вредителями леса и сельского хозяйства, удобрений и ядохимикатов.

Особенности режима, использования в научных и природоохранных целях конкретного микрозаповедника и его охраны определяются положением, принимаемым администрацией автономного округа (для микрозаповедников окружного значения) либо соответствующим органом местного самоуправления (для микрозаповедников местного значения) по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

Глава 7

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ЭТНО-ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ

Статья 40. Статус и задачи этно-природных парков

1. Этно-природные парки - малоизмененные природные территории достаточной площади, имеющие особое экологическое и историко-культурное значение и являющиеся родовыми охотничье-рыболовными и оленеводческими угодьями коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.

2. Задачами этно-природных парков являются сохранение территорий, имеющих особое экологическое и историко-культурное значение, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, а также сохранение и рациональное использование местных природных ресурсов.

Статья 41. Режим этно-природных парков

1. Семьям коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей предоставляется на переданных им территориях этно-природных парков исключительное право на охоту, рыболовство и другие виды пользования животным и растительным миром. На этих территориях не допускаются какие-либо действия, влияющие на природную среду, без согласия населения, проживающего на соответствующих территориях.

2. Использование на территориях этно-природных парков ресурсов растительного и животного мира лицами, не входящими в состав семей, которым переданы эти угодья, допускается только с разрешения их владельцев.

3. Особенности режима и функционирования этно-природных парков определяются в положении о них, утверждаемом администрацией автономного округа по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды, а для межрегиональных этно-природных парков - соглашениями между администрацией автономного округа и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации.

Глава 8

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ

Статья 42. Статус и задачи государственных природных заказников

1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Задачами государственных природных заказников являются: сохранение природных комплексов в естественном состоянии, сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природной среды либо природных ресурсов.

3. Государственные природные заказники могут быть:

1) комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов;

2) ландшафтными, предназначенными для сохранения и восстановления живописного либо редкого пейзажа;

3) биологическими (ботаническими, охотничьими, ихтиологическими, энтомологическими и т.п.), предназначенными для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении, а также редких и исчезающих видов растений или животных;

4) гидрологическими (озерными или речными), предназначенными для сохранения и восстановления естественного режима ценных водных объектов и экосистем, а также прилегающих участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;

5) геологическими, предназначенными для сохранения ценных или редких геологических объектов и комплексов;

6) палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест палеонтологических находок и ископаемых объектов;

7) почвенными, предназначенными для сохранения и восстановления уникальных или типичных для автономного округа почв;

8) геоморфологическими, предназначенными для сохранения уникальных или типичных форм рельефа и связанных с ним элементов ландшафта, имеющих научно-познавательное или эстетическое значение (карстовые формы, горные и речные террасы, останцы, скалы оригинальной формы, пещеры и др.);

9) археологическими, предназначенными для сохранения имеющих научное значение ископаемых (раскопы) или иных (наскальные рисунки и др.) следов деятельности человека доисторического периода (если они не отнесены к историко-культурным заказникам);

10) болотными, предназначенными для сохранения различных типов болот и поддерживания процессов развития болотных экосистем.

Объявление территории государственным природным заказником возможно при обязательной компенсации затрат с изъятием или без такового, у собственников, владельцев и пользователей земельных участков, что определяется в ходе государственной экологической экспертизы.

4. Государственные природные заказники могут являться юридическими лицами (в этом случае образуется дирекция государственного заказника).

Статья 43. Режим государственных природных заказников

1. На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Такими видами деятельности могут быть:

- использование земельных участков под все виды хозяйственной деятельности, застройку, коллективные сады и т.п.;

- рубки главного пользования и другие виды рубок леса, заготовка живицы, шишки, орехов, ягод, плодов, семян, лектехсырья и другие виды побочного лесного пользования;

- строительство зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач и иных коммуникаций;

- промысловая, любительская охота, лов рыбы, иные виды пользования животным миром;

- сбор зоологических, ботанических, минералогических коллекций, а также палеонтологических образцов;

- распашка земель, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и иных химических, а также биологических средств;

- сенокошение, прогон и выпас скота;

- любые виды загрязнения территории и акватории (включая промышленные выбросы и выбросы от автотранспорта);

- изыскательские, взрывные и буровые работы;

- проезд, стоянка и мойка автомототранспорта, судов и иных плавсредств;

- устройство туристских площадок и лагерей, прохождение туристических групп, любые формы организованного и неорганизованного отдыха;

- иные виды хозяйственной деятельности.

На территории государственного природного заказника запрещаются любые виды хозяйственной деятельности, противоречащие целям его создания. Не допускается хозяйственное использование компонентов природной среды и природных комплексов, в интересах сохранения и восстановления которых создавался этот государственный заказник.

Режимные мероприятия, направленные на сохранение и восстановление компонентов природной среды и природных комплексов, не могут сочетаться с одновременным вовлечением их в хозяйственную деятельность.

2. На территориях государственных природных заказников, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

3. Особенности режима каждого государственного природного заказника в зависимости от его профиля, а также значение заказника определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в положении о нем, утверждаемом Правительством Российской Федерации (для заказников федерального значения), или администрацией автономного округа (для заказников окружного значения) по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

Глава 9

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ЗАЩИТНЫХ УЧАСТКОВ

ТЕРРИТОРИЙ И АКВАТОРИЙ

Статья 44. Статус и задачи защитных участков территорий и акваторий

Защитные участки территорий (акваторий) - участки территорий (акваторий), выделяемые для охраны мест обитания (в том числе мест размножения, зимовок, концентраций) отдельных видов редких либо ценных в хозяйственном отношении растений и животных (защитные участки леса вокруг глухариных токов, нерестилищ ценных видов рыб, защитные участки по берегам рек, заселенных бобрами, и т.д.).

Статья 45. Режим защитных участков территорий и акваторий

1. На защитных участках территорий и акваторий запрещается любая хозяйственная деятельность, препятствующая нормальному осуществлению жизненных циклов соответствующих видов растений или животных (рубка леса, заготовка живицы, распашка земель и т.п.).

2. Особенности режима конкретных участков территорий и акваторий, их площадь и границы определяются в ходе государственной экологической экспертизы и устанавливаются решением администрации автономного округа об организации этих участков, принимаемым по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

Глава 10

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАКАЗНИКОВ

Статья 46. Статус и задачи внутрихозяйственного заказника

1. Внутрихозяйственные заказники - территории (акватории), имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства отдельных видов ресурсов растительного и животного мира, в которых заинтересованы местные природопользователи (организации лесного, охотничьего и рыбного хозяйства и др.).

2. Задачами внутрихозяйственного заказника являются сохранение и восстановление ресурсов животного или растительного мира в целях организации рационального, неистощительного пользования этими ресурсами.

3. Внутрихозяйственный заказник образуется без изъятия земель и без образования юридического лица.

Статья 47. Режим внутрихозяйственного заказника

1. На территории внутрихозяйственного заказника решением природопользователя ограничивается либо запрещается полностью или частично соответствующий вид (виды) природопользования.

2. По представлению природопользователя и по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды решением органа местного самоуправления в рамках полномочий, переданных ему администрацией автономного округа, могут быть дополнительно ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности, в том числе все виды рубок леса, заготовка живицы и другие виды побочных лесных пользований, сенокошение, пастьба и прогон скота, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, других химических веществ, предоставление земельных участков под застройку и т.п., посещение этой территории людьми в период размножения животных (цветения растений) и др.

Глава 11

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ИХ

ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Статья 48. Статус и задачи водоохранных зон и их прибрежных защитных полос

1. Водоохранная зона - территория, прилегающая к акваториям водоемов (рек, ручьев, озер и водохранилищ), на которой устанавливается специальный режим, направленный на предотвращение загрязнения вод, засорения, заиления, истощения водных объектов, а также эрозии почв на этой территории, сохранение прибрежной растительности и условий для обитания диких животных.

В состав водоохранных зон включаются запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов (водоохранные леса), поймы рек, верховые болота, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, а также (в необходимых случаях) участки акватории.

2. Водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы создаются без образования юридического лица на основании проектов водоохранных зон. Проекты водоохранных зон и их прибрежных защитных полос утверждаются администрацией автономного округа по представлению специального уполномоченного территориального органа управления использованием и охраной водного фонда автономного округа. В решении указываются их размеры, режим, источники финансирования работ по их обозначению на местности, а также юридические лица (органы лесного хозяйства, охотохозяйственные, рыбохозяйственные и сельскохозяйственные организации), которым под охрану передаются водоохранные зоны и прибрежные полосы.

3. Ширина водоохранных зон устанавливается администрацией автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В пределах водоохранных зон по берегам водоемов выделяются прибрежные защитные полосы, представляющие собой территории с особо строгим ограничением хозяйственной деятельности. Ширина прибрежных защитных полос устанавливается администрацией автономного округа в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

В прибрежных защитных полосах сохраняется либо восстанавливается древесно-кустарниковая растительность.

Статья 49. Режим водоохранных зон и их прибрежных защитных полос

В пределах водоохранных зон и их прибрежных защитных полос запрещаются:

- все виды рубок, кроме рубок реконструкции древостоев, санитарных рубок, рубок ухода и прочих рубок (без права вырубки дуплистых деревьев и деревьев, пригодных для гнездования хищных птиц, занесенных в Красные книги), проводимых по ходатайству органов лесного и водного хозяйства, охотохозяйственных и рыбохозяйственных организаций в целях усиления их водоохранной роли и улучшения их качества как среды обитания диких животных, эти рубки проводятся с разрешения специально уполномоченного государственного органа автономного округа по охране окружающей среды Ямало-Ненецкого автономного округа под контролем его территориальных подразделений;

- строительство промышленных предприятий;

- проведение авиационно-химических работ и наземных способов применения ядохимикатов и минеральных удобрений, устройство площадок для заправки ими аппаратуры и агрегатов, а также устройство взлетно-посадочных полос для ведения авиационно-химических работ;

- размещение животноводческих комплексов, ферм и оросительных систем с использованием навозосодержащих сточных вод, мест захоронения и складирования навоза;

- устройство складов горюче-смазочных материалов, гаражей, заправка топливом“ мойка и ремонт автотракторного парка;

- устройство мест складирования, захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

- мочка мочал и кож.

В пределах прибрежных полос, кроме того, запрещается:

- распашка земель;

- выпас и организация летних лагерей скота, кроме использования традиционных мест водопоя;

- любое применение ядохимикатов и удобрений;

- любое строительство и расширение существующих объектов, в том числе баз отдыха, палаточных городков, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

Использование территории водоохранных зон для строительства баз отдыха, санаториев в виде исключения может быть допущено в каждом отдельном случае специальными решениями Правительства Российской Федерации или администрацией автономного округа после государственной экологической экспертизы такого строительства.

Глава 12

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ

Статья 50. Статус и задачи памятников природы

1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные объекты и комплексы естественного и полукультурного происхождения. В памятники природы могут включаться участки тундры, ценные лесные насаждения, пруды, озера, участки рек, болота и болотно-озерные комплексы, геоморфологические, геологические, палеонтологические, археологические и другие объекты.

2. Задачами памятников природы является сохранение уникальных, редких или хорошо сохранившихся типичных природных объектов и комплексов, имеющих исключительное или важное заповедное, научное, экологическое, краеведческое, эстетическое значение, а также прилегающих к ним территорий.

3. Объявление природных объектов и комплексов и прилежащих к ним территорий памятниками природы может осуществляться с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков. Памятники природы организуются без образования юридического лица.

Памятники природы могут иметь федеральное либо окружное значение.

Статья 51. Режим памятников природы

1. Природные комплексы и объекты, и прилегающие к ним территории, объявляемые памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану.

2. Особенности режима и значение конкретного памятника природы определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в паспорте. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу.

(часть 2 в ред. Закона ЯНАО от 24.06.2004 N 36-ЗАО)

Глава 13

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕЗЕРВАТОВ

Статья 52. Статус и задачи генетических резерватов

1. Генетические резерваты - участки естественных или культурных лесов, уникальные или типичные по своим лесоводственным, лесорастительным или генетико-селекционным показателям в условиях определенного природно-климатического района, имеющие важное значение для сохранения генетического фонда лесообразующих пород.

2. Задачами генетических резерватов является сохранение генетического фонда ценных лесообразующих пород.

Статья 53. Режим генетических резерватов

1. На территории генетических резерватов запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая их сохранности или нарушающая естественный ход развития лесных экосистем.

2. Особенности режима конкретного генетического резервата определяются в постановлении о его организации, принимаемом администрацией автономного округа по ходатайству органов лесного хозяйства и по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

3. Для обеспечения устойчивости насаждений генетических резерватов вокруг них создаются специальные охранные (буферные) зоны. Размер этих зон устанавливается конкретно для каждого объекта с учетом его местонахождения и площади.

Глава 14

СТАТУС, ЗАДАЧИ И РЕЖИМ

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ

Статья 54. Статус, задачи и режим лечебно-оздоровительных местностей

Статус, задачи и режим лечебно-оздоровительных местностей устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и автономного округа, а также нормативно-правовые акты местного самоуправления (для лечебно-оздоровительных местностей местного значения).

Раздел VII

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ОСОБО

ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 55. Основания и порядок ликвидации особо охраняемых природных территорий

1. Государственные природные заповедники и национальные парки создаются навечно и ликвидации не подлежат.

2. Иные особо охраняемые природные территории могут быть ликвидированы по следующим основаниям:

1) истечении установленного срока организации, если его продление признано государственной экологической экспертизой нецелесообразным;

2) миновании надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.п. и их восстановление стало невозможным).

3. Особо охраняемые природные территории (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков) федерального значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации по согласованию с администрацией автономного округа и специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу.

(в ред. Закона ЯНАО от 24.06.2004 N 36-ЗАО)

4. Межрегиональные природные парки могут быть ликвидированы совместным решением администрации автономного округа и соответствующих сопредельных субъектов Российской Федерации.

5. Особо охраняемые природные территории окружного значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации или администрации автономного округа по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

6. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) могут быть ликвидированы решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом автономного округа по охране окружающей среды.

7. Внутрихозяйственные заказники могут быть ликвидированы решением предприятия (организации), их организовавшего.

Раздел VIII

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ

ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 56. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях федерального значения

1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“, иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и автономного округа.

2. Права должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых территорий федерального значения, определяются Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях“, положениями об этих территориях и должностными инструкциями.

Статья 57. Охрана природных комплексов и объектов на территории межрегиональных природных парков

1. На территории межрегиональных природных парков охрана природных комплексов осуществляется специальной инспекцией по охране территории регионального парка, работники которой входят в штат регионального парка.

2. Руководитель регионального природного парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий региональных природных парков.

Статья 58. Охрана особо охраняемых природных территорий окружного (регионального) значения

1. Охрана территорий природных парков осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат природного парка.

2. Руководитель природного парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территорий природных парков.

3. Охрана территорий государственных заказников осуществляется службой охраны этих заказников (где такая служба имеется) или должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов.

4. Охрана памятников природы и других особо охраняемых природных территорий окружного значения осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов, а также органов и организаций, на которые охрана этих территорий возложена администрацией автономного округа.

5. Должностные лица, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий окружного значения, несут персональную ответственность за их состояние и охрану.

6. Для охраны особо охраняемых природных территорий окружного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается администрацией автономного округа.

7. Охрана особо охраняемых территорий окружного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них.

Статья 59. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения

1. Охрана ландшафтных парков осуществляется специальной службой охраны, работники которой входят в штат ландшафтного парка.

2. Охрана внутрихозяйственных заказников осуществляется должностными лицами предприятий (организаций), их образовавших.

3. Охрана иных особо охраняемых территорий местного значения осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, на которые охрана этих территорий возложена решениями органов местного самоуправления, а также должностными лицами соответствующих специально уполномоченным государственным органам.

4. Для охраны особо охраняемых природных территорий местного значения могут создаваться специальные подразделения по их охране. Положение о таких подразделениях утверждается органом местного самоуправления.

5. Охрана особо охраняемых территорий местного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них.

Статья 60. Права должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий

1. Должностные лица, на которых возложена охрана особо охраняемых природных территорий межрегионального, окружного (местного) значения, имеют право:

1) проверять у лиц, находящихся на этих территориях, разрешение на право пребывания на них;

2) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и на территориях охранных зон, прилегающих к ним;

3) задерживать на особо охраняемых природных территориях лиц, нарушивших законодательства Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа об особо охраняемых природных территориях и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

4) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима особо охраняемых природных территорий, к административной ответственности;

5) изымать у нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

6) производить на особо охраняемых природных территориях досмотр транспортных средств, личных вещей;

7) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на особо охраняемых природных территориях, для проверки соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях;

8) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особо охраняемых природных территорий.

2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране особо охраняемых природных территорий, помимо указанных в части 1 данной статьи, предоставляется также право:

1) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особо охраняемых природных территорий;

2) налагать административные взыскания за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях;

3) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам особо охраняемых природных территорий в результате нарушений установленного режима особо охраняемых природных территорий;

4) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.

3. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройство для принудительной остановки транспорта, служебных собак. Они обеспечиваются также средствами индивидуальной защиты.

5. Должностным лицам, уполномоченным на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.

6. Иные права должностных лиц, уполномоченных на охрану особо охраняемых природных территорий, определяются положениями об этих территориях и должностными инструкциями.

7. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа.

8. Перечень должностей и организаций, на которые распространяются права, предоставляемые настоящей статьей, утверждается администрацией автономного округа.

Раздел IX

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Глава 15

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 61. Разрешение споров

Споры в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также имущественные споры, связанные с причинением вреда особо охраняемым природным территориям и объектам, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Глава 16

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Статья 62. Виды ответственности

1. За нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях могут применяться следующие виды ответственности:

- дисциплинарная;

- административная;

- гражданско-правовая;

- уголовная.

2. Условия и порядок применения указанных в части 1 настоящей статьи видов ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 63. Возмещение убытков

Граждане и юридические лица возмещают убытки, причиненные ими в результате нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях в установленном федеральным законодательством порядке.

Раздел X

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО И ДОГОВОРЫ

Статья 64. Межрегиональное и международное сотрудничество и договоры

Ямало-Ненецкий автономный округ поддерживает, развивает сотрудничество и обмен опытом в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов с другими регионами Российской Федерации, а также с зарубежными странами и заключает соответствующие договоры с другими регионами Российской Федерации.

Международные договоры, имеющие отношение к охране особо охраняемых природных территорий, заключенные Российской Федерацией, имеют приоритетное значение на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Раздел XI

О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 65. О вступлении в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в окружных средствах массовой информации.

Губернатор

автономного округа

Ю.В.НЕЕЛОВ

г. Салехард

14 октября 1997 года

N 40