Законы и бизнес в России

Постановление Губернатора ЯО от 14.01.1999 N 12 “О программе демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы“

Вступил в силу с 14 января 1999 года (пункт 3 данного документа).

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 1999 г. N 12

О ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2000 ГОДЫ

В целях дальнейшего развития конкурентных отношений на товарных рынках Ярославской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы.

2. Контроль за исполнением настоящей Программы возложить на заместителя Губернатора области Баракина А.А.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор

Ярославской области

А.И.ЛИСИЦЫН

Приложение

к постановлению

Губернатора области

от 14.01.99 N 12

ПРОГРАММА

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА

ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ на 1999 - 2000 ГОДЫ

г. Ярославль,
1999 г.

1. ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области на 1999 - 2000 годы.

НАИМЕНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ

Постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.98 г. N 412 “Об организации разработки и реализации программы демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах“.

ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

Ярославское территориальное управление государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике (ЯТУ ГАК России).

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

Управление экономики и прогнозирования Администрации Ярославской области, ЯТУ ГАК России.

ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ

Структурные подразделения Администрации Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образовании, территориальные подразделения федеральных органов государственной власти.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

Мероприятия, обеспечивающие нормативно-правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1999 - 2000 годы.

ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

На реализацию организационно-правовых мероприятий, предусмотренных в программе, финансирование не предусматривается.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Общее повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов за счет усиления конкурентных принципов механизма рыночного регулирования;

уменьшение коэффициента концентрации, коэффициента Герфиндаля - Гиршмана на товарных рынках;

расширение потребительского выбора и относительное снижение уровня цен на важнейшие виды товаров и услуг;

повышение качества товаров и услуг;

экономия бюджетных средств.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Региональная межведомственная комиссия по конкурентной политике, ЯТУ ГАК России (тел. 72-93-01).

2. ВВЕДЕНИЕ

Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области, далее именуемая - Программа, разработана во исполнение постановления Губернатора Ярославской области от 22 июня 1998 г. N 412 “Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на
товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах“ и в соответствии с Законом Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ от 22 марта 1991 г. N 948-1, Постановлением Правительства Российской Федерации “О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах“ от 21 февраля 1998 г. N 239, постановлением Губернатора Ярославской области “О приоритетах государственной социально-экономической политики Ярославской области до 2000 года“ от 12.01.96 N 15 и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области. Программа учитывает положения отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в Российской Федерации.

Настоящая Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора Ярославской области от 30 августа 1994 г. N 423 “О программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Ярославской области“, учитывает опыт ее реализации, а также структурные изменения в экономике области, произошедшие за последние годы.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции тесно связаны с инвестиционной политикой и повышением конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей. Достижению целей настоящей программы во многом способствуют мероприятия, предусмотренные Государственной инвестиционной программой Ярославской области, принимаемой ежегодно, и областной Программой “Качество“, принятой на период 1998 - 2001 гг. постановлением Губернатора Ярославской области “Об утверждении Программы “Качество“ в Ярославской области“ от 24.03.98 г. N 193.

Программа базируется на анализе, проведенном с целью оценки состояния и перспектив развития конкурентной среды на товарных рынках области, а также на прогнозах социально-экономического развития области на
ближайшие годы.

Проблемы, связанные с демонополизацией экономики и развитием конкуренции, носят комплексный характер. Разработка и проведение мер по их разрешению обеспечиваются согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта федерации. Настоящая Программа сформирована на основе предложений структурных подразделений Администрации области, территориальных подразделении федеральных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и представляет собой максимально согласованный подход к решению задач в области демонополизации и развития конкуренции на ближайшую перспективу.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Эффективность и результативность мероприятий по демонополизации экономики и развитию конкуренции зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Падение объемов производства и потребления препятствует нормальному функционированию механизмов рыночного саморегулирования, в том числе конкурентных стимулов. В условиях сокращающегося спроса, сужения географических границ рынков и продолжающейся инфляции мероприятия по демонополизации не могут привести к моментальному положительному эффекту, а значит, они должны быть направлены на создание потенциальных условий экономического роста, которые проявятся при уменьшении негативного воздействия экономического кризиса. Кроме того, требуется определенный временной период для проявления положительных результатов таких мероприятий.

Успешному развитию конкурентных отношений могут препятствовать:

- монополистические действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, направленные в первую очередь на создание барьеров для доступа на рынок новым хозяйствующим субъектам, вытеснение конкурентов, получение сверхприбыли;

- соглашения и согласованные действия, направленные на ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, раздел рынка по кругу продавцов или покупателей, по территориальному признаку, по ассортименту реализуемых товаров;

- практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, замены лицензирования (по видам деятельности, не подлежащим лицензированию) иными разрешительными
процедурами;

- необоснованное установление административных барьеров на пути движения товаров по территории России, противоречащее Закону РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и статьям 8 и 74 Конституции Российской Федерации;

- предоставление экономически необоснованной государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов;

- нарушение принципов добросовестной конкуренции, в частности, введением потребителей в заблуждение путем распространения ложных сведений о товарах и услугах;

- активизация процесса экономической концентрации, выражающаяся в покупке крупных пакетов акций в результате перераспределения акций на вторичном рынке;

- низкая конкурентоспособность продукции и услуг местных товаропроизводителей;

- плохо развитая инфраструктура рынка.

Продолжают сохраняться объективные трудности в финансовом обеспечении демонополизации и развития конкуренции в области. Финансовые и инвестиционные проблемы будут решены в ходе дальнейшего экономического развития, но уже сейчас необходимо обеспечить правовые, организационные и экономические условия дальнейшего развития конкурентных отношений.

4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью настоящей Программы является предупреждение возможных негативных проявлений монополизма на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, эффективно влияющих на процессы структурных преобразований, уровень цен, тарифов и качество товаров и услуг на приоритетных для области рынках.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

- совершенствование нормативно-правовой базы, форм и методов антимонопольного регулирования и контроля, демонополизации и развития конкуренции;

- предупреждение создания новых монопольных структур;

- обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках;

- осуществление государственного регулирования и контроля за деятельностью естественных монополий;

- осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках;

- поддержка предпринимательства и создание условий для увеличения количества поставщиков продукции на рынки области;

- повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;

- совершенствование системы общегосударственной стандартизации и сертификации;

- расширение
границ и преодоление региональной обособленности товарных рынков;

- развитие рыночной инфраструктуры.

5. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И УРОВЕНЬ МОНОПОЛИЗАЦИИ НА

РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ. СОЗДАНИЕ

УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРИОРИТЕТНЫХ ТОВАРНЫХ

РЫНКАХ ОБЛАСТИ

5.1. Промышленность

В промышленности области, как и в промышленном комплексе России в целом, в результате проводимой в СССР государственной политики централизованного размещения производства исторически сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда. Промышленный комплекс создавался путем строительства в основном крупных и средних предприятий, что преследовало цели повышении уровня концентрации и специализации производства, повышения степени кооперации между регионами России и союзными республиками. Осуществляемые в ходе рыночных реформ преобразования вносят существенные изменения в экономические условия функционирования промышленности и предъявляют к ее структуре новые требования. Демонополизация ряда отраслей промышленности и отдельных отраслей экономики осуществляется в рамках федеральных отраслевых программ.

Высокий уровень концентрации промышленности как предпосылка монопольного поведения субъектов рынка все реже используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки. Кроме того, на фоне общеэкономического кризиса, сопровождающегося резким сокращением потребительского спроса и объема производства, разрывом сложившихся хозяйственных связей, открытием внутреннего рынка, монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.

В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации товарных рынков.

Антимонопольная политика по отношению к крупным предприятиям, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, должна сопровождаться усилением контроля за возможной монополистической практикой хозяйствующих субъектов,
приводящей к злоупотреблениям на рынке, наносящим ущерб потребителям и экономике области в целом.

Создание производств, которые могли бы конкурировать с уже имеющимися, в современных условиях представляется маловероятным, исключение составляет малое предпринимательство. В сложившихся условиях наиболее перспективными направлениями демонополизации и развития конкуренции в промышленном комплексе являются:

- содействие реформированию предприятий с созданием производств по выпуску конкурентоспособной продукции;

- создание “Торговых домов“;

- совершенствование системы налогообложения;

- создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность;

- развитие малых предприятий, производящих товары и услуги и работающих в приоритетных направлениях, создание приемлемых для малого бизнеса условий осуществления хозяйственной деятельности;

- реструктуризация предприятий, проводимая как самими собственниками, так и при участии Территориального агентства федеральной службы России по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению по Ярославской области.

5.2. Строительство

Процесс формирования полноценного рынка подрядных работ в строительстве в нынешних экономических условиях требует государственного регулирования и поддержки. Главной задачей на ближайший период является содействие развитию конкурсных принципов распределения заказов, техническому совершенствованию производства по выпуску высокоэффективной и конкурентной продукции, усиление роли лицензирования и Госархстройнадзора, принятие мер по активизации инвестиционной деятельности в области.

5.3. Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие подотрасли: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство (в том числе водоснабжение и эксплуатация канализационных сетей, газоснабжение, теплоснабжение, гостиничное хозяйство, внешнее благоустройство и санитарная очистка), непроизводственные виды бытового обслуживания (банно-прачечное хозяйство, ритуальные услуги и т.п.). Процессы демонополизации и приватизации в названных подотраслях протекают с разными темпами. Так, например, сфера бытового обслуживания уже сегодня функционирует в рыночных условиях.

Настоящая Программа предусматривает мероприятия по демонополизации и развитию конкуренции на рынке услуг жилищного и коммунального хозяйства. При этом особое внимание уделяется развитию конкуренции и демонополизации на
локальных (в пределах муниципальных образований) товарных рынках.

Создание конкурентной среды в подотрасли “жилищное хозяйство“ зависит от эффективного разделения функций между собственниками жилищного фонда, управляющими компаниями и подрядными жилищными организациями.

Управление жилищным фондом является потенциально высококонкурентной сферой деятельности. Повышение привлекательности этого сектора экономики будет происходить одновременно со становлением хозяйственных структур, специализирующихся на предоставлении услуг по управлению недвижимостью и выступающих заказчиками жилищно-коммунальных услуг - управляющих компаний, взаимоотношения которых с собственниками жилищного фонда должны регламентироваться договором на управление муниципальным или иным жилищным фондом. Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы.

Товарищества собственников жилья также выходят на рынок услуг по управлению жилищным фондом и могут выбирать компанию, которая будет управлять их недвижимостью, на конкурсной основе.

Проведение конкурсного отбора подрядчиков для текущего обслуживания жилья и проведения капитального ремонта обеспечивает повышение эффективности использования финансовых ресурсов, при этом муниципальные предприятия по обслуживанию жилья как самостоятельные хозяйствующие субъекты не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территорией. При демонополизации жилищной сферы целесообразно предусмотреть возможность проведения конкурсов на выполнение специальных работ (обслуживание лифтового и антенного хозяйства, вывоз мусора и др.).

В силу технологических особенностей подотрасли “коммунальное хозяйство“ и условий формирования современных систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимает монопольное положение на обслуживаемой ими территории и являются локальными монополиями. Географические границы этих товарных рынков, как правило, совпадают с административными границами городов и районов (исключение в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

Существенной особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий - поставщиков и производителей
услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, ненадежности и экологической опасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий делает ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами исполнительной власти Ярославской области, а по ряду услуг органами местного самоуправления, недостаточно эффективным.

Важной мерой антимонопольного регулирования деятельности естественных локальных монополий по тепло- и водоснабжению должны стать регулярные проверки этих предприятий, инициируемые органами исполнительной власти субъекта федерации и местного самоуправления. Организация такой работы требует создания необходимого нормативного и методического обеспечения.

Несмотря на ограниченные возможности формирования конкурентной среды в сфере деятельности естественных локальных монополий, определенные пути существуют и здесь за счет развития конкуренции на отдельных этапах предоставления коммунальных услуг подрядными организациями любых форм собственности (сезонные ремонтные работы капитального характера, закупка топлива и материалов и т.д.). В структуре производственных затрат они обычно составляют более 50 процентов. Осуществление закупок подобных товаров и услуг может и должно происходить на конкурсной основе.

Органам местного самоуправления, руководствуясь СНиПами, необходимо обеспечить контроль за установкой приборов учета расхода газа, регулирования, контроля и учета тепла, счетчиков холодной и горячей воды для каждой квартиры в строящихся, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданиях.

В перспективе существенное влияние на формирование конкурентной среды может оказать внедрение новых технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно небольших групп потребителей (например, обеспечение проживающих в многоквартирных домах теплом, электроэнергией, услугами водоснабжения и водоотведения).

Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в сфере услуг по санитарной очистке населенных пунктов и утилизации отходов будет сопровождаться созданием
хозяйствующих субъектов, ориентированных на транспортировку отходов и непосредственно занятых их утилизацией.

5.4. Потребительский рынок

В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования, демонополизации экономики и развитию конкуренции, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности были созданы необходимые условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Существует достаточно развитая конкуренция и функционирует большое количество предприятий различных форм собственности в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, туризма, ремонта автотранспортных средств.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 65 “О свободе торговли“ государственная монополия в сфере торговли разрушена. Количество хозяйствующих субъектов в торговле возросло в несколько десятков раз. В области насчитывается свыше 3000 предприятий малого бизнеса, занимающихся торговлей и общественным питанием. Почти все из них имеют частную форму собственности. Доля товарооборота торговых предприятий государственной формы собственности составляет около 6 процентов. Современный потребительский рынок значительно расширился за счет торговли на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Создание конкурентной среды позволило ликвидировать дефицит товаров и услуг.

В целях повышения культуры обслуживания населения, предотвращения торговли недоброкачественной продукцией и строгого соблюдения финансовой дисциплины необходимо принимать меры по трансформированию стихийно возникающих рынков в торговые комплексы с соблюдением норм и правил, установленных действующим законодательством.

По мере восстановления производства и расширения спроса на товары и продукцию, выпускаемые отечественной промышленностью и сельским хозяйством, возрастет роль оптовых предприятий. В этой связи необходимо способствовать дальнейшему развитию оптового рынка области, в существовании которого заинтересовано достаточное количество лиц: производители сельхозпродукции, переработчики, оптовики, розничная торговля.

Для насыщения рынка отечественными товарами необходимо принимать меры по организации фирменных магазинов, торгующих товарами местных производителей, что позволит сократить посреднические звенья и снизить долю издержек обращения в конечной цене товара.

В связи с созданием альтернативных форм торговли удельный вес потребительской кооперации в общем объеме товарооборота составил 6%, а в сельской местности - 50%. Структура предприятий потребительской кооперации представляется наиболее оптимальной в качестве организации торговли на селе. Имея торговую сеть в райцентрах и других крупных населенных пунктах, она способна содержать сеть убыточных магазинов в глубинке, предоставляя возможность сельскому населению приобретать товары первой необходимости по месту жительства.

Для улучшения торгового обслуживания сельского населения наиболее перспективна разработка программ развития торговой сети в населенных пунктах, не имеющих стационарных магазинов, в соответствии с “Методическими указаниями по составлению перспективных планов развития и размещения предприятий розничной торговли и общественного питания для административных районов“, разработанными ЦНИИЭПом торговых зданий Госкомархитектуры.

5.5. Инвестиционная политика и политика в области качества

Демонополизация экономики и развитие конкуренции создают условия осуществления инвестиционной политики, повышения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках. Для решения этой задачи необходимо содействовать работе предприятий по техническому перевооружению и развитию производства продукции, пользующейся спросом.

Состояние конкурентной среды и уровня монополизации экономики, являясь одной из характеристик инвестиционного климата региона, в то же время во многом определяется направлениями использования ограниченных инвестиционных ресурсов.

Мероприятия по развитию конкуренции через инвестиционные проекты являются составной частью принимаемой ежегодно Государственной инвестиционной программы Ярославской области. Поддержка инвестиционных проектов, осуществляемая в рамках коммерческой части Государственной инвестиционной программы области, способствует:

- развитию новых производств, выход на рынок которых гарантирует потребителям право выбора товаров и услуг;

- совершенствованию технологий и повышению качества товаров, позволяющих сохранять достигнутый уровень удовлетворения спроса;

- расширению ассортимента производимых в области товаров и услуг, создающих достойную конкуренцию или полностью замещающих импорт, и как следствие - более полному удовлетворению потребительского спроса и снижению уровня цен.

Вопросы создания в Ярославской области условий, способствующих повышению качества выпускаемой предприятиями продукции и оказываемых услуг, их конкурентоспособности, решаются в рамках областной программы “Качество“, предусматривающей конкретные мероприятия по:

- созданию и постановке на производство новых видов конкурентоспособной продукции;

- разработке, внедрению и сертификации современных комплексных систем качества на предприятиях области;

- сертификации услуг предприятий торговли и общественного питания, производственных и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, автотранспортных пассажирских перевозок, гостиниц и туристических организаций;

- обучению специалистов предприятий и организаций по вопросам качества;

- созданию новых органов по сертификации.

5.6. Устранение барьеров входа на рынки

В современных условиях развития экономики важное значение имеет устранение барьеров входа на товарные рынки, связанных с действием таких факторов, как сужение его географических границ вследствие роста транспортных издержек и возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Демонополизация экономики связана с расширением товарообмена и преодолением региональной обособленности товарных рынков. В целях расширения географических границ товарных рынков, повышения уровня спроса на производимую продукцию и восстановления единого экономического пространства необходимо реализовать меры по упорядочению расчетов, ликвидации бартера и существенному снижению доли транспортных издержек в конечной цене реализации продукции.

Особое место занимают барьеры входа на рынок, которые могут создаваться действиями органов государственной власти всех уровней в процессе государственного регулирования экономики (лицензирование, налогообложение, ценовая политика, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам и др.).

6. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система мер, направленных на предупреждение и ограничение монополистической деятельности, может включать в себя превентивные меры и меры ограничительного порядка.

К первым следует отнести:

- ведение Реестра хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках, с учетом изменения уровня монополизации и степени концентрации, условий хозяйствования и значимости товарной группы;

- периодическую публикацию Реестра в печати для сведения хозяйствующих субъектов, предпринимателей, населения;

- целенаправленную работу по сбору и обработке информации по форме N 1-мон “Сведения о производстве продукции хозяйствующими субъектами, имеющими на рынке определенного товара долю более 35 процентов“ и на этой основе - разработку и реализацию мер экономико-правового ограничения монополистической деятельности предприятий, находящихся в Реестре;

- информирование должностных лиц хозяйствующих субъектов, находящихся в Реестре, об изменениях в антимонопольном законодательстве;

- пропаганда основ антимонопольного законодательства с целью разъяснения прав и обязанностей, которое дает конкурентное право гражданам Российской Федерации.

К мерам, направленным на ограничение монополистической деятельности, следует отнести создание системы действенного государственного контроля за хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, по вопросам соблюдения установленного порядка ценообразования, установления монопольно высоких и монопольно низких цен, по вопросам ограничения доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам, территориальных ограничений при поставке товаров, дискриминирующих условий в договорах. Условиями и мерами ограничения монополистической деятельности могут быть процессы принудительного разделения (выделения) одного или нескольких хозяйствующих субъектов на базе структурных подразделений, запрет на приобретение пакета акций хозяйствующим субъектом, создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих организаций и их объединений, если такие действия приводят к злоупотреблениям доминирующим положением и ограничению конкуренции; разработка механизма ограничения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, относящихся к естественным монополиям.

7. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Выполнение конкретных мероприятий по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках области в пределах своей компетенции в установленном порядке организуют структурные подразделения Администрации области во взаимодействии и с привлечением, в необходимых случаях, органов местного самоуправления, общественных организаций и отдельных хозяйствующих субъектов.

Координацию действий и контроль за ходом реализации Программы осуществляют Ярославское территориальное управление ГАК и Региональная межведомственная комиссия по конкурентной политике, образованная в соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области от 22.06.98 г. N 412 “Об организации разработки и реализации программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Ярославской области в 1998 - 2000 годах“.

8. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Качественным результатом реализации организационных мероприятий настоящей Программы будет создание новых, более благоприятных условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития предпринимательства, защиты населения и хозяйствующих субъектов от диктата локальных монополий и злоупотреблений доминирующим положением.

Количественными проявлениями положительного воздействия процессов демонополизации и развития конкуренции станут:

- общее повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов за счет усиления конкурентных принципов механизма рыночного регулирования;

- уменьшение коэффициента концентрации, коэффициента Герфиндаля - Гиршмана на товарных рынках;

- расширение потребительского выбора и относительное снижение уровня цен на важнейшие виды товаров и услуг;

- повышение качества товаров и услуг;

- экономия бюджетных средств.

9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И

РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1999 - 2000 ГОДАХ

-------T-------------------------------T--------T------------------¬

¦ N ¦Направление и содержание работ ¦ Срок ¦ Ответственные ¦

¦ п/п ¦ (в установленном порядке) ¦исполн. ¦ исполнители ¦

¦ ¦ ¦ ¦ (в установленном ¦

¦ ¦ ¦ ¦ порядке) ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1. ¦Совершенствование нормативно - ¦ ¦ ¦

¦ ¦правовой базы, форм и методов ¦ ¦ ¦

¦ ¦антимонопольного контроля и ¦ ¦ ¦

¦ ¦регулирования, демонополизации ¦ ¦ ¦

¦ ¦и развития конкуренции ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1.1. ¦Анализ нормати“но-правовой ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦базы на региональном уровне ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦по реализации антимонопольной ¦ ¦ ¦

¦ ¦политики и развитию ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкурентной среды ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1.2. ¦Обеспечение применения ¦1999 г. ¦Администрация ¦

¦ ¦установленных законодательством¦ ¦Ярославской ¦

¦ ¦принципов антимонопольного ¦ ¦области, ЯТУ ГАК ¦

¦ ¦контроля при проведении ¦ ¦России, органы ¦

¦ ¦конкурсов, торгов и аукционов, ¦ ¦местного ¦

¦ ¦в том числе при размещении ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦заказов на поставку продукции ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦и выполнение работ для ¦ ¦образований ¦

¦ ¦региональных и муниципальных ¦ ¦ ¦

¦ ¦нужд ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1.3. ¦Совершенствование процедуры ¦1999 г. ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦рассмотрения дел по фактам ¦ ¦ ¦

¦ ¦нарушения антимонопольного ¦ ¦ ¦

¦ ¦законодательства в целях ¦ ¦ ¦

¦ ¦обеспечения гласности и ¦ ¦ ¦

¦ ¦публичности правоприменительной¦ ¦ ¦

¦ ¦практики и защиты интересов ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйствующих субъектов и ¦ ¦ ¦

¦ ¦граждан ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1.4. ¦Разработка проекта Закона ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦Ярославской области “О ¦ ¦жилищно - ¦

¦ ¦жилищно-коммунальном хозяйств哦 ¦коммунального ¦

¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦1.5. ¦Разработка Методических ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦рекомендаций по планированию, ¦1999 г. ¦жилищно - ¦

¦ ¦учету и калькулированию ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦себестоимости тепловой энергии ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦теплоэнергетическими предприят.¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦2. ¦Предупреждение создания новых ¦ ¦ ¦

¦ ¦монопольных структур ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦2.1. ¦Осуществление предварительного ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России, ¦

¦ ¦контроля за созданием новых ¦2000 гг.¦департаменты ¦

¦ ¦интегрированных структур ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦монопольного характера в ¦ ¦области ¦

¦ ¦результате слияния, присоедин. ¦ ¦ ¦

¦ ¦коммерческих организаций, ¦ ¦ ¦

¦ ¦создания объединений коммерч. ¦ ¦ ¦

¦ ¦организаций, а также ¦ ¦ ¦

¦ ¦приобретения крупных пакетов ¦ ¦ ¦

¦ ¦акций (долей, вкладов) ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйственных обществ и ¦ ¦ ¦

¦ ¦товариществ ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦2.2. ¦Обеспечение координации ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России, ¦

¦ ¦деятельности органов исполнит. ¦2000 гг.¦департаменты ¦

¦ ¦власти при реализации ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦требований антимонопольного ¦ ¦области, ¦

¦ ¦законодательства, в том числе: ¦ ¦Территориальное ¦

¦ ¦- в процессе приватизации; ¦ ¦агентство ¦

¦ ¦- при осуществлении процедур ¦ ¦Федеральной службы¦

¦ ¦банкротства и санации ¦ ¦по делам о ¦

¦ ¦убыточных предприятий; ¦ ¦несостоятельности ¦

¦ ¦- при регистрации операций ¦ ¦(банкротстве) и ¦

¦ ¦на вторичном рынке ¦ ¦финансовому ¦

¦ ¦корпоративных ценных бумаг, ¦ ¦оздоровлению по ¦

¦ ¦рассмотрении учредительных ¦ ¦Ярославской ¦

¦ ¦документов коммерческих ¦ ¦области ¦

¦ ¦организаций и их объединений ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦3. ¦Обеспечение равных возможностей¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйствования ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦3.1. ¦Правовая регламентация порядка ¦1999 - ¦Департаменты ¦

¦ ¦и процедуры предоставления ¦2000 гг.¦Администрации ¦

¦ ¦государственной помощи в виде ¦ ¦области, ¦

¦ ¦субсидий, льгот, гарантий или ¦ ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦иных преимуществ для отдельных ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйствующих субъектов ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦3.2. ¦Развитие конкурсных принципов ¦1999 - ¦Департаменты ¦

¦ ¦и соблюдение антимонопольных ¦2000 гг.¦Администрации ¦

¦ ¦требований при размещении ¦ ¦области, ¦

¦ ¦заказов на поставку товаров и ¦ ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦выполнение работ для государ. ¦ ¦ ¦

¦ ¦нужд Ярославской области и ¦ ¦ ¦

¦ ¦муниципальных нужд ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦3.3. ¦Освещение хода и итогов ¦1999 - ¦Управление ¦

¦ ¦конкурсов на закупку продукции ¦2000 гг.¦общественных ¦

¦ ¦и выполнение работ для госуд. ¦ ¦связей, информации¦

¦ ¦нужд Ярославской области и ¦ ¦и печати ¦

¦ ¦муниципальных нужд в средствах ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦массовой информации ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦ ¦ ¦местного ¦

¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4. ¦Упорядочение государственного ¦ ¦ ¦

¦ ¦регулирования и контроля ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности естественных ¦ ¦ ¦

¦ ¦монополий ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4.1. ¦Создание Региональной ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦энергетической комиссии на ¦1999 г. ¦промышленности и ¦

¦ ¦профессиональной основе с ¦ ¦предпринимательст.¦

¦ ¦целью более эффективного ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦регулирования тарифов на ¦ ¦области ¦

¦ ¦электрическую и тепловую ¦ ¦ ¦

¦ ¦энергию, цен на газ ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4.2. ¦Совершенствование единой ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦методологической базы контроля ¦1999 г. ¦государственного ¦

¦ ¦цен и экспертизы ценообразован.¦ ¦регулирования ¦

¦ ¦в отраслях естественных ¦ ¦хозяйственной ¦

¦ ¦монополий ¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4.3. ¦Анализ изданных нормативных ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России, ¦

¦ ¦актов по вопросам, касающимся ¦2000 гг.¦департаменты ¦

¦ ¦деятельности субъектов ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦естественных монополий на ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦соответствие их антимонопольн. ¦ ¦местного ¦

¦ ¦законодательству ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4.4. ¦Разработка нормативно - ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России, ¦

¦ ¦правовых актов, определяющих ¦2000 гг.¦департаменты ¦

¦ ¦сферы, формы и методы регулир. ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦деятельности естественных ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦монополий на локальных рынках ¦ ¦местного ¦

¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦4.5. ¦Контроль за деятельностью ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦субъектов естественных ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦монополий, включенных в Реестр ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйствующих субъектов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦имеющих на рынке определенного ¦ ¦ ¦

¦ ¦товара долю более 35 процентов,¦ ¦ ¦

¦ ¦на предмет соблюдения ими ¦ ¦ ¦

¦ ¦антимонопольного ¦ ¦ ¦

¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5. ¦Создание условий для развития ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкурентной среды на ¦ ¦ ¦

¦ ¦приобретенных товарных рынках ¦ ¦ ¦

¦ ¦области. ¦ ¦ ¦

¦ ¦Формирование инфраструктуры ¦ ¦ ¦

¦ ¦рынков, устранение барьеров для¦ ¦ ¦

¦ ¦развития конкуренции и входа на¦ ¦ ¦

¦ ¦рынки хозяйствующих субъектов ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1. ¦Промышленность ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.1.¦Содействие реформированию ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦предприятий с созданием ¦2000 гг.¦промышленности и ¦

¦ ¦производств по выпуску ¦ ¦предпринимат. ¦

¦ ¦конкурентоспособной продукции ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области, ГУ ¦

¦ ¦ ¦ ¦“Ярославский Центр¦

¦ ¦ ¦ ¦реструктуризации ¦

¦ ¦ ¦ ¦предприятий“ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.2.¦Содействие созданию “Торговых ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦домов“ и участие в их ¦2000 гг.¦промышленности и ¦

¦ ¦организации ¦ ¦предпринимат. ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.3.¦Совершенствование системы ¦1999 - ¦Администрация ¦

¦ ¦налогообложения ¦2000 гг.¦области, ¦

¦ ¦ ¦ ¦Государственная ¦

¦ ¦ ¦ ¦Дума области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.4.¦Создание и развитие инфраструк.¦1 кв. ¦Администрация ¦

¦ ¦рынка, обеспечивающей ¦1999 г. ¦области, ¦

¦ ¦предпринимательскую ¦ ¦Администрация ¦

¦ ¦деятельность, в частности: ¦ ¦Рыбинского МО, ¦

¦ ¦развитие Рыбинского предприним.¦ ¦Администрация ¦

¦ ¦центра, создание территориальн.¦ ¦Тутаевского МО ¦

¦ ¦центров развития малого бизнеса¦ ¦ ¦

¦ ¦в муниципальных образованиях ¦ ¦ ¦

¦ ¦(в том числе учебно-делового ¦ ¦ ¦

¦ ¦центра в г. Тутаеве) ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.5.¦Поддержка проектов развития ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦предприятий, производящих ¦2000 гг.¦промышленности и ¦

¦ ¦товары и услуги и работающих ¦ ¦предпринимат. ¦

¦ ¦в приоритетных направлениях: ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦- переработка сельскохозяйств. ¦ ¦области, ¦

¦ ¦продукции; ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦- производственная и ¦ ¦инвестиционной и ¦

¦ ¦инновационная деятельность; ¦ ¦внешнеэкономич. ¦

¦ ¦- оказание услуг населению; ¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦- социально значимая ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦деятельность (обслуживание ¦ ¦области ¦

¦ ¦детей, инвалидов, пенсионеров ¦ ¦ ¦

¦ ¦и др.) ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.1.6.¦Создание приемлемых для малого ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦бизнеса условий при предоставл.¦2000 гг.¦промышленности и ¦

¦ ¦в аренду и приватизации ¦ ¦предпринимат. ¦

¦ ¦имущества в свете Указа ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦Президента РФ от 29.06.98 N 730¦ ¦области, ¦

¦ ¦“О мерах по устранению админис.¦ ¦Департамент по ¦

¦ ¦барьеров при развитии ¦ ¦управлению ¦

¦ ¦предпринимательства“ ¦ ¦государственным ¦

¦ ¦ ¦ ¦имуществом ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2. ¦Строительство ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.1.¦Создание областного информац. ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦центра и базы данных по ¦ ¦строительства и ¦

¦ ¦прогрессивным технологиям, ¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦материалам, конструкциям, ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦изделиям, системам, проектным ¦ ¦области ¦

¦ ¦и инженерным решениям в области¦ ¦ ¦

¦ ¦строительства с учетом максим. ¦ ¦ ¦

¦ ¦задействования предприятий ¦ ¦ ¦

¦ ¦региона ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.2.¦Подготовка предложение по ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦осуществлению структурной ¦ ¦строительства и ¦

¦ ¦перестройки предприятий строит.¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦комплекса области, с проработ. ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦вопросов создания конкурентосп.¦ ¦области ¦

¦ ¦производств ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.3.¦Разработка предложений органам ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦местного самоуправления ¦1999 г. ¦строительства и ¦

¦ ¦муниципальных образований ¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦области по осуществлению ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦программ модернизации домов ¦ ¦области ¦

¦ ¦первых массовых серий ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.4.¦Осуществление пилотного проекта¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦внедрения нетрадиционного ¦ ¦строительства и ¦

¦ ¦источника теплоснабжения в виде¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦теплонасосной установки на ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦строящейся школе в деревне ¦ ¦области ¦

¦ ¦Филлипово Любимского муницип. ¦ ¦ ¦

¦ ¦округа ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.5.¦Проведение конкурса среди ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦проектных и строительных ¦ ¦строительства и ¦

¦ ¦организаций на лучший проект ¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦многоэтажного “теплого“ дома с ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ограниченной стоимостью ¦ ¦области, совместно¦

¦ ¦квадратного метра не более ¦ ¦с отделением Союза¦

¦ ¦2,0 - 2,3 тыс. рублей ¦ ¦строителей РФ (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.2.6.¦Проведение конкурса среди ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦проектных и строительных ¦ ¦строительства и ¦

¦ ¦организаций на лучший проект ¦ ¦архитектуры ¦

¦ ¦модернизации домов первых ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦массовых серий ¦ ¦области совместно ¦

¦ ¦ ¦ ¦с отделением Союза¦

¦ ¦ ¦ ¦строителей РФ (по ¦

¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3. ¦Жилищно-коммунальное хозяйство ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.1.¦Завершение формирования служб ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦единого заказчика и переход на ¦1999 г. ¦жилищно - ¦

¦ ¦договорные отношения в отрасли ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦ ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦ ¦ ¦местного ¦

¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.2.¦Разработка и доведение до ¦1 кв. ¦Департамент ¦

¦ ¦муниципальных образований ¦1999 г. ¦жилищно - ¦

¦ ¦пакета документов, необходимых ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦для создания и функционирования¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦в области товариществ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦собственников жилья ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.3.¦Оказание помощи в заключении ¦1 кв. ¦Департамент ЖКХ ¦

¦ ¦договоров на обслуживание с ¦1999 г. ¦Администрации ¦

¦ ¦собственниками жилых помещений ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.4.¦Разработка мер по снижению ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦стоимости жилищно-коммунальных ¦2000 гг.¦жилищно - ¦

¦ ¦услуг за счет исключения ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦необоснованных затрат, ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦включаемых в себестоимость, ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦организация проведения ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦аудиторских проверок деятельн. ¦ ¦местного ¦

¦ ¦организаций жилищно-коммун. ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦хозяйства ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.5.¦Обеспечение организационно - ¦1999 - ¦Департамент ¦

¦ ¦методической помощи органам ¦2000 гг.¦жилищно - ¦

¦ ¦местного самоуправления ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦муниципальных образований по ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦разработке тарифов на услуги ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦жилищно-коммунального хозяйства¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.6.¦Переход на конкурсную систему ¦1999 - ¦Органы местного ¦

¦ ¦размещения заказов на поставку ¦2000 гг.¦самоуправления ¦

¦ ¦продукции и выполнение работ в ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦сфере жилищно-коммунального ¦ ¦образований ¦

¦ ¦хозяйства, в том числе: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- текущий и капитальный ремонт ¦ ¦ ¦

¦ ¦жилищного фонда; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- содержание объектов внешнего ¦ ¦ ¦

¦ ¦благоустройства; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- отбор энергосберегающих ¦ ¦ ¦

¦ ¦технологий, установка и ¦ ¦ ¦

¦ ¦эксплуатация приборов учета и ¦ ¦ ¦

¦ ¦контроля; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- обслуживание лифтов; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- закупка оборудования и ¦ ¦ ¦

¦ ¦материалов для жилищного ¦ ¦ ¦

¦ ¦хозяйства; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- сбор и вывоз твердых бытовых ¦ ¦ ¦

¦ ¦отходов; ¦ ¦ ¦

¦ ¦- проведение аудита в предпр. ¦ ¦ ¦

¦ ¦и организациях жилищно-коммун. ¦ ¦ ¦

¦ ¦сферы ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.3.7.¦Мониторинг процессов ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России, ¦

¦ ¦демонополизации и развития ¦2000 гг.¦Департамент ¦

¦ ¦конкуренции в сфере жилищно - ¦ ¦жилищно - ¦

¦ ¦коммунального хозяйства и ¦ ¦коммунального ¦

¦ ¦влияния конкуренции на уровень ¦ ¦хозяйства ¦

¦ ¦цен, качество обслуживания, ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦надежность и экологическую ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦безопасность оказываемых услуг ¦ ¦местного ¦

¦ ¦ ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦ ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦ ¦ ¦образований ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4. ¦Потребительский рынок ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.1.¦Разработка программ развития ¦1 кв. ¦Департамент АПК, ¦

¦ ¦торговой сети в населенных ¦1999 г. ¦природопользования¦

¦ ¦пунктах, не имеющих стационарн.¦ ¦и потребительского¦

¦ ¦магазинов, в соответствии с ¦ ¦рынка ¦

¦ ¦“Методическими указаниями по ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦составлению перспективных ¦ ¦области, органы ¦

¦ ¦планов развития и размещения ¦ ¦местного ¦

¦ ¦предприятий розничной торговли ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦и общественного питания для ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦административных районов“, ¦ ¦образований ¦

¦ ¦разработанными ЦНИИЭПом ¦ ¦ ¦

¦ ¦торговых зданий ¦ ¦ ¦

¦ ¦Госкомархитектуры ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.2.¦Продолжение работы по развитию ¦1999 г. ¦Департамент АПК, ¦

¦ ¦оптового продовольственного ¦ ¦природопользования¦

¦ ¦рынка в г. Ярославле ¦ ¦и потребительского¦

¦ ¦ ¦ ¦рынка ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области, ¦

¦ ¦ ¦ ¦Управление сферы ¦

¦ ¦ ¦ ¦услуг мэрии ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. Ярославля ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.3.¦Организация подготовки ¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦квалифицированных кадров ¦ ¦федеральной ¦

¦ ¦инфраструктуры товарных рынков ¦ ¦государственной ¦

¦ ¦из числа безработных граждан ¦ ¦службы занятости ¦

¦ ¦ ¦ ¦населения по ¦

¦ ¦ ¦ ¦Ярославской ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.4.¦Осуществление контроля за ¦1999 - ¦Департамент АПК, ¦

¦ ¦выполнением обязательных ¦2000 гг.¦природопользования¦

¦ ¦требований и условий ¦ ¦и потребительского¦

¦ ¦хозяйствования, включающих ¦ ¦рынка, Департамент¦

¦ ¦соблюдение законодательных ¦ ¦государственного ¦

¦ ¦актов, норм и стандартов ¦ ¦регулирования ¦

¦ ¦предприятиями торговли, ¦ ¦хозяйственной ¦

¦ ¦общественного питания ¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.5.¦Трансформирование стихийно ¦1999 г. ¦Органы местного ¦

¦ ¦возникающих рынков в торговые ¦ ¦самоуправления ¦

¦ ¦комплексы с соблюдением норм ¦ ¦муниципальных ¦

¦ ¦и правил, установленных ¦ ¦образований ¦

¦ ¦законодательством ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.6.¦Разработка порядка и условий ¦1 кв. ¦Департамент АПК, ¦

¦ ¦деятельности организаций, ¦1999 г. ¦природопользования¦

¦ ¦осуществляющих временное ¦ ¦и потребительского¦

¦ ¦хранение, переработку или ¦ ¦рынка, Департамент¦

¦ ¦уничтожение некачественных ¦ ¦государственного ¦

¦ ¦продуктов во исполнение ¦ ¦регулирования ¦

¦ ¦Постановления Правительства РФ ¦ ¦хозяйственной ¦

¦ ¦от 29.09.97 N 1263 “Об ¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦утверждении положения о ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦проведении экспертизы ¦ ¦области ¦

¦ ¦некачественных и опасных ¦ ¦ ¦

¦ ¦продовольственного сырья и ¦ ¦ ¦

¦ ¦пищевых продуктов, их ¦ ¦ ¦

¦ ¦использовании или уничтожении“ ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.4.7.¦Создание информационной системы¦1999 г. ¦Департамент ¦

¦ ¦о выявленных правонарушениях в ¦ ¦государственного ¦

¦ ¦выполнении лицензионных условий¦ ¦регулирования ¦

¦ ¦субъектами хозяйствования, ¦ ¦хозяйственной ¦

¦ ¦работающими на рынках товаров и¦ ¦деятельности ¦

¦ ¦услуг области ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области, ¦

¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦информатизации и ¦

¦ ¦ ¦ ¦технических ¦

¦ ¦ ¦ ¦средств ¦

¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5. ¦Предупреждение и ограничение ¦ ¦ ¦

¦ ¦монополистической деятельности ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5.1.¦Ведение и публикац“я Реестра ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦хозяйствующих субъектов, ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦имеющих долю на рынке определ. ¦ ¦ ¦

¦ ¦товара более 35 процентов ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5.2.¦Контроль за деятельностью ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦хозяйствующих субъектов, ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦включенных в Реестр, на предмет¦ ¦ ¦

¦ ¦соблюдения ими антимонопольного¦ ¦ ¦

¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5.3.¦Пресечение монополистической ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦деятельности, связанной со ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦злоупотреблениями доминирующим ¦ ¦ ¦

¦ ¦положением на товарном рынке, ¦ ¦ ¦

¦ ¦соглашениями и согласованными ¦ ¦ ¦

¦ ¦действиями, недобросовестной ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкуренцией хозяйствующих ¦ ¦ ¦

¦ ¦субъектов, действиями органов ¦ ¦ ¦

¦ ¦власти и управления, направлен.¦ ¦ ¦

¦ ¦на ограничение конкуренции (по ¦ ¦ ¦

¦ ¦признакам нарушения ст. 5, 6, ¦ ¦ ¦

¦ ¦7, 8, 10 Закона РФ “О ¦ ¦ ¦

¦ ¦конкуренции и ограничении ¦ ¦ ¦

¦ ¦монополистической деятельности ¦ ¦ ¦

¦ ¦на товарных рынках“ от 22 марта¦ ¦ ¦

¦ ¦1991 г. N 948-1) ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5.4.¦Консультирование хозяйствующих ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦субъектов по вопросам ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦применения антимонопольного ¦ ¦ ¦

¦ ¦законодательства ¦ ¦ ¦

+------+-------------------------------+--------+------------------+

¦5.5.5.¦Освещение вопросов ¦1999 - ¦ЯТУ ГАК России ¦

¦ ¦правоприменительной практики ¦2000 гг.¦ ¦

¦ ¦Закона РФ “О конкуренции и ¦ ¦ ¦

¦ ¦ограничении монополистической ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности на товарных ¦ ¦ ¦

¦ ¦рынках“ от 22 марта 1991 г. ¦ ¦ ¦

¦ ¦N 948-1 ¦ ¦ ¦

L------+-------------------------------+--------+-------------------