Законы и бизнес в России

Решение Городской Думы МО город Ноябрьск от 31.03.2006 N 72-Д “Об утверждении комплексно-целевой программы “Здоровье с детства“

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 31 марта 2006 г. N 72-Д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

“ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА“

Решением Городской Думы от 27.12.2007 N 318-Д принят новый Устав муниципального образования город Ноябрьск. Нормы статьи 31 старой редакции Устава соответствуют нормам статьи 33 новой редакции.

В целях обеспечения охраны жизни и здоровья детей и работников образовательных учреждений, их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса, для формирования новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, на основании статьи 31 Устава муниципального образования город Ноябрьск, Городская Дума решила:

1. Утвердить комплексно-целевую программу “Здоровье с детства“ на 2006 - 2010 годы (Приложение N 1).

2. Настоящее
решение опубликовать в городской газете “Северная вахта“.

Глава города

Н.Ф.КОРОБКОВ

Приложение N 1

к решению Городской Думы

от 31.03.2006 N 72-Д

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА“ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

----------------T---------------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Комплексно-целевая программа “Здоровье с детства“ ¦

¦программы: ¦ ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Сроки действия ¦2006 - 2010 г.г. ¦

¦программы: ¦ ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Основные ¦Д.п.н., профессор Степанова Г.А., к.п.н., доцент Булатова¦

¦разработчики: ¦Г.А., к.п.н. Гимазов Р.М. ¦

¦ ¦Управление образования администрации города Ноябрьска ¦

¦ ¦Рецензент: Д. мед. наук, доцент Поборский А.Н. ¦

¦Исполнители ¦Муниципальные образовательные учреждения, ¦

¦программы: ¦Управление образования администрации города Ноябрьска ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный

закон N 144-ФЗ принят 16.11.1997, а не 16.10.1997.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный

закон N 102-ФЗ принят 20.07.2000, а не 07.08.2000.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный

закон N 71-ФЗ принят 25.06.2002, а не 18.07.2002.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: “Основы

законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан“ N 5487-1

утверждены 22.07.1993, а не 22.06.1993.

¦Основание для ¦- Закон Российской Федерации “Об образовании“ (10.07.1992¦

¦разработки ¦N 3266-1 с изменениями и дополнениями N 12-ФЗ от ¦

¦программы: ¦13.01.1996, N 144-ФЗ от 16.10.1997; N 102-ФЗ от ¦

¦ ¦07.08.2000; N 71-ФЗ от 18.07.2002); ¦

¦ ¦- Закон Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ¦

¦ ¦ребенка Российской Федерации“ N 124-ФЗ от 24.07.1998; ¦

¦ ¦- “Основы законодательства Российской Федерации об охране¦

¦ ¦здоровья граждан“ N 5487-1 от 22.06.1993 (в редакции ¦

¦ ¦Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 ¦

¦ ¦N 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от ¦

¦ ¦20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ); ¦

¦ ¦- ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и
¦

¦ ¦правонарушений несовершеннолетних“ (N 120-ФЗ от 24 июня ¦

¦ ¦1999 г.); ¦

¦ ¦- Концепция модернизации российского образования до 2010 ¦

¦ ¦г.; ¦

¦ ¦- Комплексная программа реализации национальных проектов ¦

¦ ¦в области образования Ямало-Ненецкого автономного округа ¦

¦ ¦на 2006 - 2010 годы; ¦

¦ ¦- Комплексная программа реализации национальных ¦

¦ ¦проектов в области образования и развития системы ¦

¦ ¦образования муниципального образования город Ноябрьск на ¦

¦ ¦2006 - 2010 годы; ¦

¦ ¦- другие нормативно-правовые документы (Приложение 1) ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Цели и задачи ¦Цели: ¦

¦программы: ¦1. Формирование новой идеологии, утверждающей ¦

¦ ¦приоритетность охраны и укрепления здоровья всех ¦

¦ ¦участников образовательного процесса. ¦

¦ ¦2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников¦

¦ ¦образовательных учреждений, гарантий их законных прав на ¦

¦ ¦безопасные условия образовательно-воспитательного ¦

¦ ¦процесса. ¦

¦ ¦3. Обеспечение качественного образования без ущерба для ¦

¦ ¦здоровья детей. ¦

¦ ¦Задачи: ¦

¦ ¦- Укрепление материально-технической базы образовательных¦

¦ ¦учреждений через обеспечение новыми комплектами ростовой ¦

¦ ¦мебели, технологическим оборудованием столовых, ¦

¦ ¦специальным оборудованием медицинских кабинетов; ¦

¦ ¦- Обеспечение выполнения законодательства по охране ¦

¦ ¦здоровья детей в
образовательных учреждениях; ¦

¦ ¦- Создание условий для полноценного сбалансированного ¦

¦ ¦питания детей с учетом особенностей их здоровья; ¦

¦ ¦- Совершенствование системы специального (коррекционного)¦

¦ ¦образования; ¦

¦ ¦- Создание условий для интеграции детей-инвалидов в ¦

¦ ¦общество сверстников; ¦

¦ ¦- Развитие психолого-педагогической и медико-социальной ¦

¦ ¦службы МОУ для своевременной профилактики нарушений ¦

¦ ¦психологического и физиологического состояний детей и ¦

¦ ¦педагогов; ¦

¦ ¦- Разработка и внедрение программ по физической ¦

¦ ¦культуре с оздоровительной направленностью; ¦

¦ ¦- Внесение изменений в содержание педагогического ¦

¦ ¦образования по вопросам охраны и укрепления здоровья ¦

¦ ¦детей, обеспечения полноценного развития ребенка в ¦

¦ ¦образовательном процессе; ¦

¦ ¦- Развитие системы кружковой, внеклассной и внешкольной ¦

¦ ¦работы по формированию здорового образа жизни ¦

¦ ¦воспитанников и учащихся; ¦

¦ ¦- Совершенствование содержания подготовки и ¦

¦ ¦переподготовки педагогических и административных кадров ¦

¦ ¦по проблеме охраны здоровья ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Объемы и ¦Муниципальный бюджет ¦

¦источник ¦ ¦

¦финансирования:¦ ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Разделы ¦1. Пояснительная записка ¦

¦программы: ¦2. Концептуальное обоснование программы, основные ¦

¦ ¦направления программы ¦

¦ ¦3. Программные мероприятия на 2006 - 2010 г.г. ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Ожидаемые ¦Основные показатели результативности реализации ¦

¦результаты ¦программы: ¦

¦реализации ¦Стабилизация показателей: ¦

¦программы: ¦1) функционального состояния здоровья: ¦

¦ ¦- осанки; ¦

¦ ¦- зрения; ¦

¦ ¦2) заболеваемости органов пищеварения; ¦

¦ ¦3) заболеваемости органов дыхания; ¦

¦ ¦4) уровня заболеваемости детей: ¦

¦ ¦- Уменьшение количества учащихся, обучающихся во 2 смену;¦

¦ ¦- Охват горячим питанием до 90% школьников; ¦

¦ ¦- Максимальная коррекция нарушений развития; ¦

¦ ¦- Успешная социализация детей с особыми нуждами; ¦

¦ ¦- Повышение качества образовательных услуг; ¦

¦ ¦- Увеличение количества детей-инвалидов, охваченных ¦

¦ ¦обучением в условиях образовательного учреждения, ¦

¦ ¦дополнительным образованием; ¦

¦ ¦- Стабилизация показателей уровня психоэмоциональных ¦

¦ ¦расстройств детей и педагогов; ¦

¦ ¦- Овладение детьми методами контроля за уровнем своей ¦

¦ ¦физической подготовленности и здоровья; ¦

¦ ¦- Охват 60% детей в МОУ программой “Основы здорового ¦

¦ ¦образа жизни“; ¦

¦ ¦- Увеличение доли детей и подростков, вовлеченных в ¦

¦ ¦профилактические мероприятия, от общей численности (в ¦

¦ ¦процентах); ¦

¦ ¦- Применение здоровьесберегающих технологий (не менее 80%¦

¦ ¦педагогов) ¦

+---------------+---------------------------------------------------------+

¦Организация ¦Администрация г. Ноябрьск ¦

¦контроля за ¦Управление образования администрации г. Ноябрьск ¦

¦выполнением ¦Ежегодные отчеты: ¦

¦программы: ¦- перед заместителем главы администрации города по ¦

¦ ¦социальной политике; ¦

¦ ¦- перед Ноябрьской городской Думой. ¦

¦ ¦Ежеквартальные отчеты перед Комитетом финансов ¦

¦ ¦администрации города Ноябрьск ¦

L---------------+----------------------------------------------------------

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе главным ресурсом, основой развития общества и государства является человек, его образованность, нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, культура, здоровье, профессиональная компетентность. Это существенно повышает значимость решения задач в сфере образования и науки. Приоритетность образования и его реальная востребованность позволяют выстраивать эффективную образовательную политику на муниципальном уровне, вырабатывать, обосновывать и реализовывать новые решения. В г. Ноябрьске создаются условия для полноценного обучения, воспитания школьников. В практику МОУ входит новое понимание сущности образовательного процесса. Расширяются и укрепляются взаимосвязи образовательных учреждений с научными коллективами высших учебных заведений, с семьей и общественностью. Возникают новые формы работы. Образовательные учреждения работают как открытые социально-образовательные системы, тесно взаимодействующие со всеми ведомственными и общественными организациями города, реализующими и обеспечивающими права и интересы ребенка на образование, воспитание, духовно- нравственное развитие, здоровье.

Здоровье детей определяется социальным благополучием общества, в настоящее время характеризуется ухудшением показателей физического и психического развития, увеличением частоты хронических соматических, инфекционных, паразитарных, онкологических заболеваний и врожденных пороков развития. Учитывая изменения, происходящие в политической и экономической жизни нашей страны, подход к воспитанию и формированию здоровья ребенка должен носить комплексный характер и объединять усилия медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, физиологов. Основой формирования здоровья следует считать систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий в работу дошкольных и школьных образовательных учреждений, которые учитывают индивидуальные социально-биологические условия жизни и развития ребенка. При этом особенно важно предусмотреть соответствие условий воспитания и обучения ребенка не только возрасту, но и его морфофункциональным особенностям, состоянию здоровья, уровню развития.

Фактором, разрушающим здоровье человека, является острое неудовлетворение потребности в движении, в физических нагрузках, мышечном напряжении, то есть в двигательной активности. Микросреда, окружающая растущего ребенка и отрицательно влияющая на его здоровье, - это, прежде всего, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние, несовершенство школьных программ по физическому воспитанию, а также отсутствие физического воспитания в семье. Причиной нездоровья, физической незрелости детей являются болезни и образ жизни родителей.

Возросшие требования школьных программ вызвали дисбаланс рационального соотношения умственной и физической нагрузки. У школьников нарушается естественный физиологический прирост антропо- и физиометрических показателей, приобретая, в отдельных случаях, даже отрицательное значение (К.П.Дорожнова), восстанавливаясь лишь за летнее время, когда двигательная активность повышается на 40 - 50%.

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний. На сегодня из всех родившихся детей только около 8% совершенно здоровые. Остальные имеют ту или иную патологию, часто наблюдаются по “группе риска“. В дальнейшем нарушения в состоянии здоровья детей и подростков формируются под влиянием образа жизни, питания, нарушения режима, вредных привычек, стрессов, гиподинамии. Не последнюю роль играет и состояние окружающей среды. В периоды проблемного возраста в организме ребенка происходят физиологические изменения и любой фактор (психологический, эмоциональный, физический) может спровоцировать развитие той или иной патологии.

Исследования состояния здоровья различных контингентов школьников, проведенные ВНИИГ за тридцатилетний отрезок времени, не выявили отчетливой положительной динамики за последние 10 - 15 лет. Кроме того, прослеживаются даже отрицательные тенденции - увеличение в школьной популяции численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями.

Результаты диспансеризации детей, проживающих в ЯНАО, подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением удельного веса детей, имеющих хроническую патологию. 51,7% детей с функциональными отклонениями, требующими проведения лечебно-коррекционных мероприятий, в том числе санаторно-курортное лечение. В 2004 году в ЯНАО у детей в возрасте 10 - 14 лет в среднем диагностируется по 2 - 3 хронических заболевания у одного подростка, в 15 - 18 лет - 4 - 5 заболеваний.

Произошедшие за последние годы негативные сдвиги в состоянии здоровья детей подросткового возраста приводят к медико-социальным последствиям: 40% юношей признаются негодными к службе в армии, 20% имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья. Заболеваемость детей от 0 до 14 лет в 2004 году выросла практически по всем классам заболеваний. Картина общей заболеваемости в категории 15 - 17 лет в округе демонстрирует рост на 8 - 10% и не имеет тенденции к стабилизации. Заболеваемость по округу выше показателей по области. Первое место ежегодно занимают болезни органов дыхания - 1370,6 на 1000 населения, второе - болезни глаз и придаточного аппарата - 170,2 на 1000, третье - органов пищеварения 158,5 на 1000, из них на первом месте гастриты и дуодениты 22,6, затем болезни желчного пузыря, желчевыводящих путей - 21,6, четвертое место - болезни кожи и подкожной клетчатки - 148,0 на 1000, инфекционные и паразитарные болезни - 135,3.

Наблюдения за состоянием нервно-психического здоровья детей в течение последних лет позволяют сделать вывод о том, что увеличивается число детей, имеющих нарушения в психоэмоциональном развитии. Изменение социально-экономических условий, создающее стрессовые ситуации, увеличение учебной нагрузки, отсутствие уверенности за будущее, отсутствие механизмов адаптации детей к быстро меняющимся условиям, преобладающие рыночные отношения, смена духовных ценностей, а также отсутствие для детей образца здорового образа жизни - все это обостряет противоречия между реальными возможностями ребенка и условиями его жизнедеятельности и развития. Возникает необходимость стабилизировать процессы сохранения здоровья детей и создать условия, препятствующие резкому снижению уровня их здоровья.

Появляется потребность увеличения числа специализированных учреждений для детей группы риска, больных, детей с асоциальным типом поведения, с ограниченными физическими и функциональными возможностями.

Численность детей и подростков города Ноябрьска на протяжении последних лет составляет 1/3 (28,6 - 28,8%) от общей численности населения города.

Результаты ежегодных медицинских осмотров дают представление о состоянии здоровья детского населения в целом по городу и по образовательным учреждениям, что важно при оценке качества проводимых оздоровительных мероприятий. У медицинских и педагогических работников крайнюю тревогу вызывает здоровье детского населения.

По итогам профилактических осмотров в 2003 - 2005 г.г. наблюдается снижение количества абсолютно здоровых, увеличение детей с хроническими патологиями, детей-инвалидов, отнесенных к 3 и 4 группам здоровья. Сохраняется тенденция к уменьшению количества абсолютно здоровых детей, отрицательная динамика наиболее выражена в группе детей дошкольного возраста.

Из числа обследованных детей дошкольного возраста и школьного возраста до 18 лет отнесены к группам здоровья:

---------T---------------------T--------------------T---------------------¬

¦ ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦

+--------+-----------T---------+----------T---------+-----------T---------+

¦ ¦Дошкольный ¦Школьный ¦Дошкольный¦Школьный ¦Дошкольный ¦Школьный ¦

¦ ¦ возраст ¦ возраст ¦ возраст ¦ возраст ¦ возраст ¦ возраст ¦

+--------+-----------+---------+----------+---------+-----------+---------+

¦ 1 гр. ¦ 6,1% ¦ 1,8% ¦ 6,9% ¦ 1,48% ¦ 6,0% ¦ 1,17% ¦

+--------+-----------+---------+----------+---------+-----------+---------+

¦ 2 гр. ¦ 89,4% ¦ 91,6% ¦ 88,6% ¦ 87,92% ¦ 88,7% ¦ 87,83% ¦

+--------+-----------+---------+----------+---------+-----------+---------+

¦3, 4 гр.¦ 4,5% ¦ 6,6% ¦ 4,5% ¦ 10,6% ¦ 5,3% ¦ 11% ¦

L--------+-----------+---------+----------+---------+-----------+----------

Физкультурная группа

--------------------T--------------------------T--------------------------¬

¦ ¦Дошкольный возраст ¦Школьный возраст ¦

+-------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Основная ¦5163 - 92,74% (-0,98%) ¦11771 - 90,09% (-2,07%) ¦

+-------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Подготовительная ¦347 - 6,23% (+1,66%) ¦938 - 7,18% (+1,49%) ¦

+-------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Специальная ¦53 - 0,95% (+1,66%) ¦269 - 2,06% (+0,49%) ¦

+-------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Освобожденные ¦4 - 0,07% (+1,66%) ¦88 - 0,67% (+0,09%) ¦

L-------------------+--------------------------+---------------------------

По данным профосмотров 2005 г., как и в предыдущий год, среди детей дошкольного возраста отмечается рост патологий:

--------------------------T---------------¬

¦Дефекты речи ¦18,9% (+1,66%) ¦

+-------------------------+---------------+

¦Плоскостопие ¦9,9% (+1,78%) ¦

+-------------------------+---------------+

¦Нарушение осанки ¦7,3% (+0,87%) ¦

+-------------------------+---------------+

¦Пониженная острота зрения¦5,7% (+0,46%) ¦

L-------------------------+----------------

Также отмечен рост заболеваемости детей на тысячу детского населения в Ноябрьске:

------T--------T--------T--------T--------¬

¦ ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦

+-----+--------+--------+--------+--------+

¦ ДОУ ¦ 2008,9 ¦ 1945,3 ¦ 2186,3 ¦ 2271,9 ¦

+-----+--------+--------+--------+--------+

¦ СОШ ¦ 779,6 ¦ 1065,2 ¦ 1076,8 ¦ 1310,3 ¦

L-----+--------+--------+--------+---------

Лидирующими являются заболевания органов дыхания.

---¬

¦//¦ заболевания органов дыхания

L---

2000 ¦ 1808,5

¦ 1705 ---¬

¦ ---¬ ¦//¦

1500 ¦ 1430,9 ¦//¦ ¦//¦

¦ ---¬ ¦//¦ ¦//¦

¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

1000 ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

500 ¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

¦ ¦//¦ ¦//¦ ¦//¦

0 L-+--+----+--+----+--+---------------

2003 2004 2005

У детей и подростков, обучающихся в школе, в структуре хронической заболеваемости преобладают (%) (2004 - 2005 г.г.)

-----------------------------------T------------T------------T------------¬

¦ ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦болезни желудочно-кишечного тракта¦ 21,96 ¦ 38,32 ¦ +16,36 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦нарушения осанки + сколиоз ¦ 60,5 + 0,9 ¦ 62,8 + 1,5 ¦ +2,3 + 0,6 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦понижение зрения ¦ 41,9 ¦ 45,0 ¦ +3,1 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦инфекционные ¦ 30,7 ¦ 44,8 ¦ +14,1 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦органов дыхания ¦ 747,4 ¦ 889,7 ¦ +142,3 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦болезни нервной системы ¦ 27,8 ¦ 33,3 ¦ +5,5 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦органов пищеварения ¦ 63 ¦ 77,1 ¦ +14,1 ¦

+----------------------------------+------------+------------+------------+

¦прочие болезни ¦ 42,6 ¦ 62,6 ¦ +20 ¦

L----------------------------------+------------+------------+-------------

Среди стабильно высоких показателей выявленных патологий наблюдается незначительное снижение количества детей школьного возраста с нарушенным зрением и дефектами речи.

Таким образом:

1. В Ноябрьске отмечается тенденция к росту общей заболеваемости детей.

2. Во всех возрастных группах отмечается уменьшение доли здоровых детей и увеличение доли детей II группы здоровья, детей с III - IV группой здоровья.

3. Среди детей дошкольного возраста отмечается рост патологий: дефекты речи, плоскостопие, нарушение осанки, пониженная острота зрения.

4. Среди школьников: нарушение осанки, зрения, плоскостопие, дефекты речи, сколиозы.

Изучение причин, отрицательно влияющих на здоровье детей, способствующих ухудшению их соматического здоровья, позволяет сделать следующие выводы:

- одним из факторов является воздействие неблагоприятной окружающей среды, стрессовые ситуации, а также природные климатические условия (объективные причины);

- фиксируется чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение детей, обусловленное несоответствием предъявляемых педагогом и родителями требований возможностям детей;

- недостаточная двигательная активность;

- не всегда достаточная реализация педагогом подхода к уроку, сохраняющего и укрепляющего здоровье учащихся;

- недостаточная просветительская работа по профилактике заболеваний;

- недостаточное включение в организацию образовательного процесса медицинских работников;

- превышение количества обучающихся и воспитанников в классах, группах и др.;

- перегрузка учреждений образования и обучение в 2 смены, превышение численности детей в группах и классах;

- низкий уровень освещенности в ряде образовательных учреждений;

- отсутствие полного комплекта мебели согласно ГОСТам, что позволяет рассаживать детей с учетом роста;

- недостаточный процент охвата горячим питанием учащихся школ. Несбалансированные рационы и отсутствие полного ассортимента, необходимого качества продуктов питания;

- оборудование и размещение специализированных кабинетов проводится без учета действующих санитарно-гигиенических норм (занижение площадей, отсутствие эффективных систем вентиляции, низкий уровень освещенности, отсутствие стандартного оборудования, инструментария, инвентаря);

- недостаточная работа семьи в формировании потребности здорового образа жизни у детей.

Все вышеперечисленные факторы влияют на состояние здоровья детей, что и приводит к росту патологий среди детей, снижает резистентность детского организма к воздействию внешних факторов.

Стратегической целью образовательной политики Управления образования является создание единого образовательного пространства, обеспечивающего права граждан на получение адресного качественного образования. С этой целью решается ряд задач:

- обеспечение условий сохранения функционирования развития образовательной системы города;

- создание условий для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних в городской образовательной системе, в том числе конституционного права на получение бесплатного основного общего образования. Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии;

- соблюдение нормативов содержания детей в МОУ;

- создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья детей и работников;

- обеспечение функционирования социально-психологической службы системы образования города.

Разработана и функционирует комплексно-целевая программа воспитания школьников образовательных учреждений “Я - ноябрянин“.

На территории муниципального образования город Ноябрьск в сети МОУ нет специализированных дошкольных и общеобразовательных учреждений для детей-инвалидов. Вместе с тем, муниципальные образовательные учреждения различных видов посещают дети-инвалиды: дошкольные образовательные учреждения посещают 56 детей, что составляет 62% от числа детей-инвалидов дошкольного возраста, СОШ - 191 учащийся, из них обучаются на дому 67 человек. Для инвалидов, обучающихся в образовательных учреждениях общего типа, создаются специальные условия:

- индивидуальное обучение на дому по заключению КЭК и ПМПК;

- увеличение количества часов для обучения на дому;

- бесплатное двухразовое питание.

С 2004/2005 учебного года сформирован класс социальной адаптации для детей с глубокой умственной отсталостью, для учащихся-имбецилов, не способных продолжить обучение по специальной (коррекционной) программе 8 вида. С(К)ОУ получило Грант Губернатора ЯНАО за разработку данной программы.

Все активнее включаются дети-инвалиды в досуговую деятельность через учреждения дополнительного образования - ЦДТ. Традиционно проведение городского фестиваля детского творчества “Дорогой добра“, на котором дети представляют концертные номера, работы декоративно-прикладного искусства. Создан клуб для детей-инвалидов (посещают 15 детей-инвалидов), их родителей и здоровых детей, в котором ежемесячно проводятся Дни именинников, ко дню инвалидов конкурсно-развлекательная программа “Жизнь прожить - не поле пройти“, “Рождественские колядки“ и др. Дети, имеющие отклонения в развитии, в том числе и дети-инвалиды, обеспечены психолого-медико-педагогическим сопровождением. В ОУ организуются службы сопровождения детей (психолог, логопед, дефектолог, мед. работник), в системе организована работа психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК), координирующих и контролирующих работу специалистов. В течение ряда лет функционирует 46 консилиумов, в работу которых вовлечено более 230 педагогов различного профиля (воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги).

Обеспечивая соблюдение конституционных прав на образование детей-инвалидов ПМПК определяется образовательный маршрут каждого ребенка с учетом интеллектуальных и физических возможностей. По согласованию с Бюро МСЭ ПМПК выдаются направления детям-инвалидам в дошкольные учреждения.

В городе сложилась система помощи детям с отклонениями в развитии в рамках специального (коррекционного) образования на базе МОУ.

В 2005/2006 учебном году в ДОУ организована работа по коррекции нарушений развития у детей в специальных коррекционных группах:

20 групп для детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР) - 235 детей

6 групп для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - 72 чел.

1 группа для детей с нарушением интеллекта (УО) - 9 детей

1 группа для детей с нарушенным слухом - 12 детей, из них 5 слабослышащих

2 группы для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) - 20 детей

5 групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОД) - 86 ч.

7 групп для часто длительно болеющих детей (ЧДБ) - 144 детей

В условиях логопунктов при 27 ДОУ оказывается помощь 669 детям с речевыми нарушениями (ФФН, НПОЗ). Родители детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗПР) освобождены от уплаты за детский сад.

Специальн“е коррекционные учреждения посещают

с нарушениями зрения:

в 7 группах 105 детей дошкольного возраста

в 5 классах - 65 учащихся

с нарушением интеллекта:

в 17 классах - 130 учащихся.

Обеспечена преемственность обучения выпускников ДОУ “Лукоморье“ с умственной отсталостью в С(К)ОУ 8 вида, с нарушениями зрения С(К)ОУ “Ручеек“, соматически ослабленных в СОШ N 2.

В общеобразовательных школах в 41 классе обучаются 400 учащихся с задержкой психического развития и с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия).

В средних общеобразовательных школах 926 учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи, занимаются на логопунктах.

Организация питания - один из важных факторов укрепления здоровья детей. Из общего числа учащихся и воспитанников образовательных учреждений охвачено горячим питанием - 16905 - 78,1%.

Из них:

Дошкольного возраста - 6315, питаются 6315 - 100%

Школьного - 15320, питаются 11252 - 73,4%

По ступеням обучения учащиеся: начальной школы - 4996 - питаются 100%

школы 2 ступени - 6872 - питаются - 4536 - 66%

школы 3 ступени - 2402 - питаются - 887 - 37%

Педколледж - 434 - питаются 217 - 50%

НПУ - 616 - питаются 616 - 100%

С целью профилактики йоддефицитных заболеваний в питании воспитанников и учащихся используется соль йодированная, молочная продукция, обогащенная йодированным белком. Сбалансированность питания детей с 3 до 7 лет за 2005 год составила: белки - 99,7%, жиры - 100%, углеводы - 99,7%, калорийность - 100%.

В образовательных учреждениях на пищеблоках установлены локальные фильтры для очистки воды. В ДОУ питьевой режим осуществляется очищенной водой, в школах - через третьи блюда (чай, компоты, кисели). Существующая материально-техническая база не позволяет решить в школах проблему обеспечения питьевого режима учащихся очищенной водой через питьевые фонтанчики.

Материально-техническое оснащение образовательных учреждений оказывает комплекс оздоровительных услуг, позволяет осуществлять лечебно-профилактические мероприятия в МОУ:

- для физического развития оборудованы и используются 57 спортзалов, 7 мини-спортзалов, 30 спортивных площадок, 126 мини-стадионов, 5 тренажерных залов, 13 бассейнов;

- лечебно-профилактическим мероприятиям служат 47 медицинских (с процедурными) кабинетов, 28 физиокабинетов, 5 кабинетов массажа, БОС - 4 кабинета, 3 фитобара, 5 залов ЛФК, офтальмологический кабинет - 2;

- успешно применяются новые здоровьесберегающие технологии биологической обратной связи по коррекции речи, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата;

- оборудованы сенсорные комнаты в МОУ “Журавлик“, “Ручеек“, МДОУ “Надежда“.

Ввод в эксплуатацию пристроя к школе N 2 позволяет использовать реабилитационно-оздоровительный блок для проведения мероприятий с учащимися, имеющими ДЦП, нарушения осанки, зрения, соматически ослабленными: физиопроцедуры, ЛФК, ароматерапия, занятия в сухом бассейне, массаж, офтальмологические процедуры. После решения организационных кадровых вопросов с Центральной городской больницей и установки нового оборудования - бальнеолечение, душ Шарко и др.

Большая работа для улучшения и сохранения здоровья участников образовательного процесса проводится в образовательных учреждениях. Значительную помощь в профилактике заболеваний и ориентации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни оказывают лекторий по здоровому образу жизни, участие детей в ежегодном марафоне “Мой выбор“, спортивных состязаниях, творческих молодежных объединениях, акциях и др.

Учреждениями ведется мониторинг состояния здоровья детей, уровня заболеваемости, состояния медицинской помощи. Разработаны и реализуются планы и программы сохранения и укрепления здоровья детей.

Изучение здоровьесберегающей среды (организация учебного процесса; двигательной активности; физкультурно-оздоровительной работы; работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; состояние оснащенности учреждений мебелью, пособиями и пр.) показало, что с каждым годом улучшаются материально-технические условия МОУ. С целью повышения уровня организации здоровьесберегающей среды, улучшения медицинского обслуживания совместно с ДГП проведен смотр-конкурс: “Лучший медицинский кабинет“, также Управлением образования проведены смотры-конкурсы: “Психологическая служба МОУ“, “Лучший логопедический кабинет“.

В ряде образовательных учреждений:

- не допускается превышение учебной нагрузки на детей;

- соблюдается режим организации жизнедеятельности с учетом возрастных потребностей;

- улучшилась материально-техническая база учреждений: приобретена детская ростовая мебель, компьютерная техника;

- оборудованы кабинеты психологов, логопедов;

- соблюдаются нормативы по организации питания;

- выполняются требования СанПиН;

- усилен контроль за организацией двигательной активности детей;

- организованы различные виды оздоровительных мероприятий:

- педагоги ДОУ внедряют современные здоровьесберегающие, развивающие технологии обучения и воспитании;

- частично обеспечены современными дидактическими материалами;

- с целью повышения качества физического воспитания в ДОУ введены ставки инструкторов по физической культуре, что при правильной организации работы по физическому воспитанию дает возможность проводить на высоком профессиональном уровне физкультурно-оздоровительные мероприятия, способствовать повышению уровня физического развития детей;

- важную роль играет уровень профессиональной подготовки педагогов. Высокое методическое мастерство большинства педагогов позволяет им создавать комфортную психологическую обстановку в учреждении, условия для успешной реализации программ обучения, использовать технологии обучения, сохраняющие здоровье воспитанников и учащихся;

- медицинские сотрудники обеспечивают своевременное проведение медицинских мероприятий, ежедневно контролируют санитарно-гигиенические условия, проводят лечебно-оздоровительные мероприятия.

В настоящее время проблема сохранения здоровья детей решается различными ведомствами. В образовании создаются разного типа образовательные учреждения, осуществляющие дифференцированный подход, реализуются разноуровневые программы, создаются специальные (коррекционные) классы. В штатные расписания образовательных учреждений введены педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врачи, социальные педагоги для обеспечения комплексного решения проблемы сохранения здоровья. Вводятся предметы и курсы, интегрирующие знание наук о человеке, увеличиваются часы физической активности, совершенствуется диагностика, обеспечивается лечение больных детей, проводится система мероприятий по оздоровлению, развитию реабилитационной и профилактической деятельности в образовательных учреждениях.

Имеет место и координация деятельности служб и ведомств. Каждое ведомство в отдельности и вместе решает проблему обеспечения здоровья детей своими средствами, стараясь усилить воздействие на ребенка положительных факторов и сократить воздействие негативных. При этом сам ребенок - носитель здоровья или нездоровья - не является активным субъектом действия по сохранению своего здоровья, оздоровлению или лечению организма.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОГРАММЫ “ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА“

При составлении программы в качестве методической основы использованы положения теории функциональных систем (П.К.Анохин): теория адаптации человека (Ф.З.Меерсон, В.Г.Казначеев), концепция о функциональных резервах всех систем детского организма (Н.А.Фомин, С.Н.Кучкин и др.). В качестве методологической основы - принцип системного подхода (В.Г.Ананьев, А.Н.Аверьянов, М.С.Коган, К.К.Платонов, В.П.Симонов и др.) а также принцип целостности, взаимоотношения структуры и функций. Системный подход - общеметодический, в применении к образованию заключается в том, что всякий аспект образования, предмет, процесс, явление следует рассматривать как некую образовательную систему.

Учеными установлено, что 20% фактов, влияющих на состояние здоровья детей, относится к внутришкольной среде, сфере семейной и личной жизни.

При составлении программы “Здоровье с детства“ (далее - Программа) на первое место выдвигались такие дидактические принципы:

Принцип гуманизации воспитания и образования является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса становится развитие ребенка.

Принцип индивидуализации обучения и развития предполагает всесторонний учет способностей каждого ребенка, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития. Индивидуализация обучения ставит задачи повышения учебной мотивации и развития познавательных интересов каждого.

Принцип дифференциации отражается в формировании такой структуры образовательного учреждения, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности. Дифференциация обучения предполагает формирование ступеней, классов, потоков и групп с учетом индивидуальных особенностей детей.

Принцип целостности основан на единстве процессов развития, обучения и воспитания детей и юношества. Его реализация проявляется в создании сбалансированного воспитательного и образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип непрерывности действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования различного типа всех ступеней образования.

Принцип здорового образа жизни предполагает формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного и школьного возраста.

Реализация этих принципов осуществляется через систему преобразований, спроектированных и отраженных в Программе.

Программа:

призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования;

является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий;

находится в числе приоритетных направлений, служит основой сотрудничества и консолидации органов образования и здравоохранения, администрации и родителей.

Основными направлениями в реализации Программы являются:

- разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья детей, реализуемых системой образования;

- создание адаптивной воспитательной и образовательной среды для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности развития:

- создание системы и механизмов общественной поддержки Программы, оценки ее результатов с помощью средств массовой информации, общественных и профессиональных организаций.

Одно из центральных мест в Программе занимают физическое воспитание, формирование потребности здорового образа жизни, устранение факторов риска как важнейшие средства естественного оздоровления.

Предполагается:

- изменение содержания и форм физического воспитания, превращения его в действенную меру охраны и укрепления здоровья школьников, гармонизации личности;

- реализация индивидуально-типологического подхода к учащемуся в процессе его физического развития и совершенствования;

- повышение функциональных возможностей организма детей и подростков;

- повышение приоритета здорового образа жизни, профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;

- поддержка родителями деятельности ОУ по воспитанию здоровых детей;

- применение различных форм взаимодействия ОУ с семьей и общественностью по формированию здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ “ЗДОРОВЬЕ С ДЕТСТВА“

Программа должна реализовываться в три этапа.

I. Организационно-подготовительный период

(до августа 2006 г.). Организационный этап

1. Организационно-методическая деятельность.

- Разработка методики и порядка проведения мониторингов;

- Вовлечение образовательных учреждений города в реализацию идей учреждений содействия здоровью;

- Создание структуры управления по реализации концепции программы;

- Вовлечение представителей различных отраслей социальной сферы в реализацию проекта;

- Проведение педагогического мониторинга 2 раза в год и медицинского мониторинга 1 раз в год;

- Ежегодный анализ форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом;

- Организация научно-практических конференций, семинаров, лекций по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

На данном этапе реализации программы при проведении мониторинга необходимо наряду с объективными тестами предусмотреть проведение анкетных опросов, а также оценки экономической, экологической ситуации в городе.

Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна содержать:

- личные (индивидуальные) результаты объективных тестов:

- социальный анамнез ОУ, характеристику социально-экономического статуса семьи ребенка, посещающего образовательное учреждение;

- санитарно-гигиеническую и медико-педагогическую характеристику условий обучения; экологическую характеристику состояния окружающей среды в регионе, городе, микрорайоне;

- уровень успеваемости учащихся по основным предметам.

Предполагается разработка следующих тестов и анкет, которые войдут в мониторинг на первом этапе программы:

- анкеты, позволяющие выявить запросы родителей, потребности, интересы учащихся в области здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения:

тесты физического развития (оценка роста и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и других показателей, традиционно используемых в регионе для характеристики уровня и темпов физического развития, а также его гармоничности);

тесты двигательной подготовленности, психофизиологические и физиометрические тесты (компьютерные и анкетные варианты обследования психофизиологических особенностей для характеристики психофизической индивидуальности и выявления психо-эмоциональных факторов риска), исследование основных жизненных функций организма;

- социально-психологическое анкетирование (анкеты для учеников, преподавателей, для родителей, для выявления различных форм и видов проблем психосоциальной адаптации и выработки путей их преодоления); социально-экономические условия жизни (анкетные опросы учеников, преподавателей и, возможно, родителей для характеристики социально-экономических условий жизни отдельного ученика, класса, школы.

Создание структуры управления по реализации концепции программы и вовлечение представителей социальной сферы в реализацию проекта.

Обеспечение реализации МОУ программы “Основы здорового образа жизни“ (ОЗОЖ).

Проведение практических семинаров, научно-практических конференций, лекций по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

II. Основной период (сентябрь 2006 г. - 2009 г.) -

этап реализации программы

1. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений:

- новые комплекты ростовой мебели,

- технологическое оборудование столовых,

- специальное оборудование медицинских и физиокабинетов,

- спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры нового поколения,

- приобретение диагностического оборудования и оборудования для корригирующей гимнастики и др.

2. Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей в образовательных учреждениях:

- Выполнение МОУ норм СанПиН;

- Ежеквартальный контроль совместно с Центром санитарии и гигиены за соблюдением норм СанПиН в учреждениях;

- Внедрение современных методов профилактики заболеваний и раннего распознавания болезней совместно с Детской городской поликлиникой;

- Корректировка учебных планов и программ МОУ.

3. Создание условий для полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей их здоровья:

- Обеспечение полноценного горячего питания с учетом состояния здоровья воспитанников и учащихся;

- Увеличение калорийности рациона питания учащихся на 10% и увеличение содержания рациона белка на 8 - 10% и жира на 5 - 10%;

- Витаминизация готовых блюд в период проведения противоэпидемиологических мероприятий;

- Организация питьевого режима и питания воспитанников и учащихся - обеспечение качественной водой для питья (фильтры).

4. Совершенствование системы специального коррекционного образования:

- Обеспечение преемственности ДОУ и школы в обучении и лечении детей с ДЦП, НОД, тяжелыми нарушениями речи, нарушением зрения, ЗПР, умственной отсталостью через систему коррекционного образования;

- Открытие диагностического класса 7 вида для учащихся с задержкой психического развития, пограничной с олигофренией на базе С(К)ОУ 8 вида;

- Реорганизация С(К)ОУ 4 вида начальная школа - детский сад “Ручеек“ в МДОУ детский сад компенсирующего вида “Ручеек“ с приоритетным осуществлением коррекции нарушений зрения;

- Перепрофилирование МДОУ детский сад “Колокольчик“ в детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции нарушений речи и ЗПР.

5. Создание условий для интеграции детей-инвалидов в общество сверстников:

- Обеспечение преемственности ДОУ и школы в обучении и лечении детей-инвалидов через систему коррекционного образования;

- Увеличение количества детей-инвалидов, охваченных обучением в условиях образовательного учреждения;

- Вовлечение детей-инвалидов в дополнительное образование;

- Организация обучения в С(К)ОУ 8 вида детей с сочетанной патологией: умственной отсталостью слабовидящих;

- Открытие класса для детей с ДЦП на базе МОУ СОШ N 2;

- Обеспечение помощи детям в адаптации к следствиям нарушения здоровья;

- Создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке.

6. Развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы МОУ для своевременной профилактики нарушений психологического и физиологического состояния детей и педагогов:

- Обеспечение материально-технической базы муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - оргтехника, БОС-логотерапевтический, пакеты диагностического материала, методические пособия;

- Оснащение МОУ БОС-технологиями: Класс БОС-Здоровье (дыхание) (все МОУ СОШ); БОС-ортопедический (МОУ СОШ N 2, ДОУ “Белоснежка“); БОС-логотерапевтический (МОУ СОШ N 3, СОШ N 2, ДОУ “Колокольчик“);

- Организация психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников (учащихся) с отклонениями в развитии.

7. Разработка и внедрение программ по физической культуре с оздоровительной направленностью:

- Создание условий для проявления физической активности детей;

- Организация физической активности детей в период их пребывания в ОУ;

- Создание традиций, связанных с сохранением и укреплением здоровья;

- Профилактика детского травматизма;

- Организация факультативных курсов “Физическая антропология“, “Самомассаж“, “Лечебная физическая культура“, “Физкультурно-оздоровительная работа в школе“;

- Внедрение активных, новаторских форм, средств обучения в процессе физического воспитания, что обеспечивается возможностью самим специалистам по физической культуре творчески определять содержание своей работы;

- Коррекционная работа средствами физической культуры, спорта, в том числе лечебной, адаптивной физической культуры;

- Методологическая работа со школьниками среднего и старшего звена по обучению применять знания на практике: самоконтроль, самотестирование, определение методики и различных форм двигательной активности для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

8. Внесение изменений в содержание образования по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения полноценного развития ребенка в образовательном процессе.

Внедрение в образовательный процесс программы “Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)“ с 3 до 17 лет.

9. Развитие системы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни воспитанников и учащихся:

- Организация спортсекций, кружков для детей, имеющих недостаточное физическое развитие;

- Систематическое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- Организация занятий по овладению детьми простейшими методами контроля за уровнем своей физической подготовленности и здоровья;

- Организация занятий “Группы здоровья“ для учителей и родителей с детьми;

- Предупреждение детской наркомании, алкоголизма, табакокурения, заболеваний СПИДом и гепатитом Б.

10. Совершенствование содержания подготовки и переподготовки педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья:

- Организация научно-практических конференций, семинаров по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;

- Организация методического информирования по физической культуре, обеспечивающего информативность о месте физкультуры и спорта в ОУ;

- Организация устных журналов, разработка тематики теоретических занятий для различных возрастных групп;

- Распространение опыта самостоятельной двигательной деятельности на коллективные занятия физическими упражнениями и спортом в семье, окружении.

11. Оздоровительная работа с педагогами

- Проведение спартакиад среди подразделений Управления образования;

- Оздоровление сотрудников образовательных учреждений в профилактории “Озерный“ в каникулярное время и в течение года;

- Поощрение работников МОУ, не болеющих в течение 3-х лет;

- Коррекция психо-эмоциональных состояний с применением БОС-технологий;

- Профилактика эмоционального выгорания, профессиональных деформаций.

Завершающий период - III этап программы (2010 г.)

Этап выявления, анализа и оценки результатов реализации целевой комплексной программы. На этом этапе производится оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, внедрения в образовательный процесс мероприятий, предусмотренных настоящей программой, сопоставление полученных результатов с целью и задачами программы.

Основные показатели результативности реализации программы:

- Стабилизация показателей:

1) функционального состояния здоровья:

- осанки;

- зрения;

2) заболеваемости органов пищеварения;

3) заболеваемости органов дыхания;

4) уровня заболеваемости детей

- Уменьшение количества учащихся, обучающихся во 2 смену;

- Охват горячим питанием до 90% школьников;

- Максимальная коррекция нарушений развития;

- Успешная социализация детей с особыми нуждами;

- Повышение качества образовательных услуг;

- Увеличение количества детей-инвалидов, охваченных обучением в условиях образовательного учреждения, дополнительным образованием;

- Стабилизация показателей уровня психоэмоциональных расстройств детей и педагогов;

- Овладение детьми методами контроля за уровнем своей физической подготовленности и здоровья;

- Охват 60% детей в МОУ программой “Основы здорового образа жизни“;

- Увеличение доли детей и подростков, вовлеченных в профилактические мероприятия, от общей численности (в процентах);

- Применение здоровьесберегающих технологий (не менее 80% педагогов).

Базовыми компонентами программы являются:

- формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

- формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

- формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта, ведение здорового образа жизни;

- формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Прогнозируемая модель личности:

Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

Осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

Правильная организующая свою жизнедеятельность.

Имеющая:

- Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

- Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной активности.

- Самоконтроль, личностное саморазвитие.

- Творческую продуктивность.

При условии успешного решения поставленных перед педагогическими коллективами образовательных учреждений задач предполагается получение следующих результатов:

1. Управленческие:

- информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне отдельной школы, города; определенный вклад в создание единого информационно-аналитического пространства по состоянию здоровья детского населения;

- совершенствование планирования мероприятий социальной сферы для участников образовательного учреждения, родителей учащихся;

- обеспечение статистического учета, контроля и анализа на всех уровнях (ответственные администрация, руководители программы).

2. Медико-социальные:

- регулярное информирование всех заинтересованных лиц о состоянии здоровья детского населения;

- объективизация и стандартизация контроля за ростом и развитием детей;

- выявление разнообразных факторов риска и возможность своевременной профилактики их негативных воздействий на организм и личность ребенка в образовательном процессе; повышение уровня здоровья учащихся детей; преемственность информации о состоянии здоровья.

3. Педагогические:

- совершенствование системы обучения, воспитания начиная с дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста;

- определенное обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию; повышение заинтересованности участников образовательного процесса в укреплении здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;

- повышение квалификации педагогических кадров и здравоохранения.

4. Социально-психологические:

- повышение социальной защищенности детей: стимулирование повышения знаний школьников и их родителей в вопросах здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;

- снижение процента заболеваемости учащихся и учителей по сравнению с данными стартового среза: повышение уровня интеллектуального развития детей; расширение познавательного кругозора, общей эрудиции, повышение культурного уровня как учащихся, так и педагогов.

5. Методические:

- научное обоснование и внедрение программ, технологии, создание методических материалов и условий, способствующих обеспечению оптимального уровня здоровья детей, в том числе детей с ограниченными возможностями.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

-------T-------------------------T---------T---------------------------T------------¬

¦N п/п ¦ Мероприятия программы ¦ Сроки ¦ Объем финансирования ¦Исполнители ¦

¦ ¦ ¦ прове- +------T------T------T------+и категория ¦

¦ ¦ ¦ дения ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ участников ¦

¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ г. ¦ ¦

L------+-------------------------+---------+------+------+------+------+-------------

1. Организационно-

методические

1.1. Разработка критериев 2006 г. Управление

определения статуса образования,

учреждения, МОУ

способствующего здоровью

1.2. Разработка методики и 2006 г. Управление

порядка проведения образования,

мониторингов МОУ

1.3. Разработка локальных 2006 - Управление

нормативно-правовых 2007 гг. образования,

документов ОУ МОУ

1.4. Разработка Положений 2006 г. Управление

городских образования,

оздоровительных, МОУ

спортивных мероприятий

1.5. Заседание временных По мере Управление

творческих групп по необхо- образования,

реализации программных димости МОУ

проектов

1.6. Создание структуры 2006 г. Управление

управления по реализации образования,

концепции программы МОУ

Заседание Совета 1 раз в

координаторов программы четверть

2. Укрепление материально-

технической базы МОУ

2.1. Укрепление материально- 2007 - 1000 2000 Управление

технической базы 2009 гг. образования,

медицинских кабинетов ОУ МОУ

для обеспечения комплекса

восстановительной терапии

и профилактической работы

с учащимися

(воспитанниками) МОУ

2.2. Закупка оборудования и 2007 - 250 500 1000 Управление

инструментария для 2009 гг. образования,

медицинских МОУ

физиокабинетов ДОУ

2.3. Дооснащение спортивных и 2007 - 1500 1000 Управление

тренажерных залов 2009 гг. образования,

спортоборудованием, МОУ

инвентарем, мягкими

модулями и тренажерами

нового поколения

2.4. Организация и оснащение: 2007 - 12 100 100 100 Управление

- комнат (уголков) 2009 гг. образования,

гигиены полости рта у МОУ

детей в ДОУ,

- туалетных комнат в

школе - мылом, бумагой,

фенами

2.5. Оснащение оборудованием 2007 - 2500 1500 500 500 Управление

МОУ: 2009 гг. образования,

ростовая мебель, сухие МОУ

бассейны, аудиторские

доски, сенсорные комнаты

3. Обеспечение выполнения

законодательства по

охране здоровья детей в

МОУ

3.1. Осуществление контроля за Согласно Управление

учебной нагрузкой при плану образования,

организации учебно- работы УО МОУ

воспитательного процесса,

выполнением норм СанПиН,

организацией учебно-

воспитательного процесса,

питания, медико-

психолого-педагогического

сопровождения,

реализацией санитарно-

гигиенических мероприятий

3.2. Общее родительское Ежегодно Управление

собрание “Взаимодействие образования,

семьи и образовательных МОУ
<“r> учреждений по воспитанию

здорового ребенка“

3.3. Лекторий для родителей Ежеквар- 20 25 30 МОУ

“Здоровый образ жизни - тально

залог жизненного успеха“

4. Создание условий для

полноценного

сбалансированного питания

детей с учетом

особенностей их здоровья

4.1. Реконструкция с заменой 2007 - 300 500 Управление

торгово-технологического 2009 гг. образования,

и холодильного МОУ

оборудования пищеблоков

МДОУ и школьных столовых

4.2. Переоснащение 3 буфетов 2007 - 250 400 Управление

для обслуживания учащихся 2009 гг. образования,

МОУ СОШ N 11 (начальная МОУ

школа), N 12, N 5

4.3. Обеспечение фильтрами для 2007 - 225 Управление

очистки питьевой воды 2009 гг. образования,

МОУ

4.4. Увеличение калорийности 3600 1200 2200 Управление

рациона питания на 10% и образования,

увеличение содержания МОУ

рациона белка на 8 - 10%

и жира на 5 - 10%

4.5. Витаминизация готовых 40 45 Управление

блюд в период проведения образования,

противоэпидемиологических МОУ

мероприятий

4.6. Проведение практических 2007 - 5 5 - Управление

семинаров для работников 2009 гг. образования,

пищеблоков МДОУ и МОУ

школьных столовых

4.7. Организация конкурсов: Управление

образования,

МОУ

- на лучшую организацию 15

работы пищеблоков ДОУ

- на лучшее МОУ, классный 10

коллектив по организации

питания

- персональная выставка 25

поваров МДОУ

- мастер-класс 13

“Взаимодействие ДОУ с

родителями по вопросам

детского питания“

4.8. Проведение практических 1 раз в 2 - - Управление

семинаров для помощников год образования,

воспитателей “Этика и МОУ

эстетика питания“

5. Совершенствование системы

специального

коррекционного

образования

5.1. Перепрофилирование МДОУ 2007 г. Управление

детский сад “Колокольчик“ образования,

в детский сад МОУ

компенсирующего вида с

приоритетным

осуществлением коррекции

нарушений речи и ЗПР

5.2. Реорганизация С(К)ОУ 4 2007 - Управление

вида начальная школа - 2008 гг. образования,

детский сад “Ручеек“ в МОУ

МДОУ детский сад

компенсирующего вида

“Ручеек“ с приоритетным

осуществлением коррекции

нарушений зрения

5.3. Открытие диагностического 2006 - Управление

класса 7 вида для 2007 гг. образования,

учащихся с задержкой МОУ

психического развития,

пограничной с

олигофренией на базе

С(К)ОУ 8 вида

6. Создание условий для

интеграции

детей-инвалидов в

общество сверстников

6.1. Организация обучения в 2006 г. Управление

С(К)ОУ 8 вида детей с образования,

сочетанной патологией: МОУ

умственной отсталостью

слабовидящих

6.2. Открытие класса для детей 2006 - Управление

с ДЦП на базе МОУ СОШ N 2 2007 гг. образования,

МОУ

6.3. Оснащение группы Управление

кратковременного образования,

пребывания МОУ

детей-инвалидов в ДОУ

“Аленький цветочек“

6.4. Проведение мероприятий

для детей-инвалидов в

клубе “Добрики“ МОУ ДОД

“ЦДТ“

7. Развитие психолого-

логопедо-медико-

педагогической службы МОУ

для своевременной

профилактики нарушений

психологического и

физиологического

состояний детей и

педагогов

7.1. Обеспечение материально- 2007 - 160 Управление

технической базы ПМПК 2009 гг. образования,

МОУ

- оргтехника, 2007 - - 100 Управление

- БОС-логотерапевтический 2009 гг. 350 образования,

МОУ

- пакеты диагностического 2007 - 15 - 50 Управление

материала, методические 2009 гг. образования,

пособия МОУ

7.2. Оснащение 2006 -

БОС-технологиями: 2009 гг.

Класс БОС - Здоровье 2006 - 1300 Управление

(дыхание) 2009 гг. образования,

МОУ

БОС-ортопедический 2006 - 258 Управление

2009 гг. образования,

МОУ

7.3. Организация конкурсов: Постоянно Управление

образования,

МОУ

Психологической службы 10

МОУ

Медицинских кабинетов 15

Логопунктов 10 15

7.4. Обеспечение медико- Постоянно МОУ

психолого-педагогического

сопровождения детей с

отклонениями в развитии

8. Разработка и внедрение

программ по физической

культуре с

оздоровительной

направленностью

8.1. Организация Управление

факультативных курсов образования,

“Физическая МОУ

антропология“,

“Самомассаж“, “Лечебная

физическая культура“,

“Физкультурно-

оздоровительная работа в

школе“

8.2. Проведение лектория для Ежеквар- 20 25 30 Управление

учащихся “Здоровый образ тально образования,

жизни - залог жизненного МОУ

успеха“

8.3. Организация в МОУ Ежегодно Управление

спортивно- образования,

оздоровительных МОУ

мероприятий:

- дней Здоровья;

- часов Здоровья по

параллелям;

- традиционных спортивных

праздников (“Папа, мама,

я - спортивная семья!“,

“А ну-ка, девушки!“,

“Сильный, ловкий,

смелый“;

- спартакиады;

- товарищеских встреч по

футболу, волейболу,

баскетболу и т.д.;

- спартакиады 25 40 45 45

дошкольников (осень);

- городских школьных

спортивных соревнований

9. Внесение изменений в

содержание образования по

вопросам охраны и

укрепления здоровья

детей, обеспечения

полноценного развития

ребенка в образовательном

процессе

9.1. Обеспечение реализации 2006 - 200,0 300,0 300,0 Управление

МОУ программы “Основы 2007 образования,

здорового образа жизни“ МОУ

9.2. Обеспечение внедрения Постоянно 100,0 200,0 200,0 Управление

здоровьесберегающих образования,

технологий в МОУ

образовательный процесс

МОУ города

10. Развитие системы

воспитательной работы по

формированию здорового

образа жизни

воспитанников и учащихся

10.1. Профилактические занятия МОУ

для детей и подростков по

предупреждению

деструктивных отклонений

в развитии детей и

подростков

10.2. Проведение ежегодной Ежегодно 10 10 10 Управление

ученической конференции образования,

“Здоровьесберегающая МОУ

среда в школе“

10.3. Работа спортивных секций МОУ

на базе МОУ СОШ и МОУ

ДОД:

- баскетболу;

- волейболу;

- футболу;

- художественной

гимнастике;

- аэробике;

- боксу и др.

10.4. Работа кружков

физкультурно-

оздоровительного

направления для детей

старшего дошкольного

возраста

10.5. Конкурсная программа Ноябрь, Управление

“Традиции моей семьи“ в ежегодно образования,

рамках фестиваля МОУ

творчества школьников

“Восхождение к истокам“

(Здоровье, спорт)

10.6. Акция “Экологический Сентябрь, Управление

лабиринт“ ежегодно образования,

МОУ

10.7. Интеллектуально- Январь, 5 7 10 10 Управление

познавательные игры: ежегодно образования,

- “Азбука безопасности“ МОУ

(ПДД);

- “Если хочешь быть

здоров“

10.8. Марафон “Мой выбор“ Октябрь, Управление

(двухмесячник по ноябрь, образования,

пропаганде здорового ежегодно МОУ

образа жизни)

10.9. Организация и проведение Управление

“Дня здоровья“ в образования,

микрорайонах города МОУ

10.10. Организация спортивных Ежегодно Управление

кортов для занятий детей образования,

зимними видами спорта по МОУ

месту жительства

10.11. Привлечение и проведение Постоянно МОУ

занятий в спортивных

тренажерных залах в

клубах по месту

жительства

10.12. Привлечение подростков к Постоянно МОУ

занятиям в секции

парашютного спорта, при

поддержке СК “Купол“

10.13. Туристические походы Ежегодно МОУ

10.14. Коммунарские сборы Ежегодно Управление

образования,

МОУ

10.15 Организация каникулярного Март, Управление

времени детей с ежегодно образования,

ограниченными МОУ

возможностями здоровья

10.16. Тренинг-семинар 2007 1,6 1,6 1,6 Управление

“Организация школьных образования,

компаний“ МОУ

10.17. Конкурс творческих 10

объединений

10.18. Реализация тренинговых МОУ

занятий в рамках ППХЗ

11. Совершенствование

содержания подготовки и

переподготовки

педагогических и

административных кадров

по проблеме охраны

здоровья

11.1. Систематическое обобщение Раз в год 100,0 100,0 100,0 Управление

опыта образовательных образования,

учреждений города, МОУ

образовательных систем РФ

с целью последующего

внедрения

профилактических моделей

сохранения и укрепления

здоровья детей в

муниципальной

образовательной системе

11.2. Организация научно- 3 раза в 10 15 15 Управление

практических конференций, год образования,

семинаров, лекций по МОУ

проблеме сохранения и

укрепления здоровья детей

и подростков.

Обеспечение проведения

психолого-педагогических

семинаров по проблемам

здоровья детей:

- физического;

- психического;

- нравственного;

- профилактики

12. Оздоровительная работа с

педагогами

12.1. Проведение спартакиад Ежегодно 50 80 85 90

среди подразделений

Управления образования:

Волейбол

Настольный теннис

Баскетбол

Стрельба

Дартс

12.2. Оздоровление сотрудников

образовательных

учреждений в

профилактории “Озерный“ в

каникулярное время и в

течение года

12.3. Внедрение показателей

поощрения работников МОУ,

не болеющих в течение 3-х

лет, через надтарифный

фонд

12.4. Коррекция

психоэмоциональных

состояний с применением

БОС-технологий

12.5. Мероприятий по

профилактике

эмоционального выгорания,

профессиональных

деформаций

13. Информационное

сопровождение

13.1. Взаимодействие со СМИ: Постоянно Управление

- публикации в газете образования,

“Северная вахта“ на МОУ

тематической странице

“Образование“ рубрика

“Выбираем здоровье“;

- Телеагентство “МИГ“;

- Радио-Ноябрьск.

Информационное

обеспечение физкультурно-

оздоровительного

направления деятельности

МОУ:

- выпуск ежемесячных

бюллетеней Здоровья;

- оформление постоянно

действующих стендов

“Здоровое поколение XXI

века“;

- выпуск радиожурнала

“Здоровье с детства“;

- организация выставки

спортивных достижений

учащихся школы;

- создание детской

информационной газеты

13.2. Подготовка сборников Постоянно 70,0 Участники

информационно- Программы

аналитических материалов

по вопросам сохранения и

укрепления здоровья детей

13.3. Создание банка данных по 2006 - Участники

показателям мониторинга 2010 Программы,

состояния здоровья детей Управление

образования

14. Контроль

14.1. Ежегодный анализ форм и Ежегодно 100 100 100

методов

здоровьесберегающей

деятельности

образовательных

учреждений системы

образования в целом;

выпуск аналитических

сборников

14.2. Проведение 100 100 100

педагогического

мониторинга 2 раза в год

и медицинского - 1 раз в

год, публикации

14.3. Отчет перед Ноябрьской Ежегодно Управление

городской Думой и образования

администрацией г.

Ноябрьск о выполнении

Программы

ИТОГО по программе 6481,6 7745,6 7254,6 5195,0

Приложение 1

- Закон Российской Федерации “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний“;

- Федеральная программа развития образования N 51-ФЗ от 10.04.2000;

- Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 1202-р;

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

Утверждено Постановлением Правительства РФ N 677 от 01.07.1995.

С изменениями и дополнениями на 14.02.1997;

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Утверждено Постановлением Правительства РФ N 1204 от 19.09.1997;

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации N 288 от 12.03.1997 с изменениями и дополнениями на 10.03.2000;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Утверждено Постановлением Правительства РФ N 196 от 19.03.2001;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации N 636 от 22.10.1999 “Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации“;

- Постановление Правительства Российской Федерации “Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи“ N 916 от 29.12.2001;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации“ N 176/2017 от 31.05.2002;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации“ N 2712/227/166/19 от 16.07.2002;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 309 от 06.08.1999 “О введении в действие санитарных правил “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений“;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации N 186/272 от 30.06.1992 “О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях“;

- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 229 от 29.06.2000 “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций“;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации “Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей“;

- Письмо Министерства здравоохранения N 13-16/42 от 21.12.1999 “Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях“;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 65/23-16 от 14.03.2000 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения“;

- Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 48 от 04.09.1997 “О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов“;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 27/901-6 от 27.03.2000 “О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения“;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 129/23-16 от 29.06.1999 “Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии“;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 03-51-5 ин/23/03 от 16.01.2002 “Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях“;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 109/23-16 от 26.05.1999 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек“;

- Письмо Министерства народного образования РСФСР N 17-253-6 от 14.11.1988 “Об индивидуальном обучении больных детей на дому“;

- Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразования России) N 27/511-6 от 09.04.1999;

- Письмо Министерства образования Российской Федерации N 63-М от 05.04.1993 “О приведении в соответствие с Законом Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“ нормативных документов, используемых в своей деятельности органами управления образования и образовательными учреждениями“;

- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации N 2 от 14.02.2000 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения“.