Законы и бизнес в России

Распоряжение Администрации Алтайского края от 21.03.2007 N 101-Р <Об утверждении Концепции развития и использования органами исполнительной власти Алтайского края информационно-коммуникационных технологий на среднесрочную перспективу (2007 - 2008 годы)>

Утратил силу в связи с изданием Распоряжения Администрации Алтайского края от 12.05.2009 N 154-р.

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 марта 2007 г. N 101-р

В целях реализации в Алтайском крае Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и использования органами исполнительной власти Алтайского края информационно-коммуникационных технологий на среднесрочную перспективу (2007 - 2008 годы).

2. Органам исполнительной власти Алтайского края в месячный срок разработать отраслевые программы информатизации с учетом создания функциональных подсистем программы “Электронное правительство Алтайского края“ (далее - “электронное правительство Алтайского края“).

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы Администрации края Локтева С.А.

Глава Администрации

Алтайского края

А.Б.КАРЛИН

Утверждена

Распоряжением

Администрации края

от 21 марта 2007 г. N 101-р

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2007 - 2008 ГОДЫ)

1. Введение

Концепция развития и использования органами исполнительной власти Алтайского края информационно-коммуникационных технологий (далее - “Концепция“) разработана Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края для определения приоритетных направлений деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также для определения механизмов ее исполнения.

Государственная политика Администрации Алтайского края по организации и координации работ в сфере использования информационно-коммуникационных технологий должна быть направлена на создание в крае единого информационного пространства как составной части общего информационного пространства Российской Федерации. Построение и наполнение этого пространства должно быть направлено на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Алтайского края.

Действие Концепции распространяется на отношения в сфере использования органами исполнительной власти Алтайского края информационно-коммуникационных технологий, обеспечения их информационного взаимодействия с населением, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Алтайском крае, органами законодательной и судебной власти.

Правовую основу Концепции составляет Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации, законы Алтайского края, правовые акты Администрации края, регламентирующие вопросы использования органами исполнительной власти информационно-коммуникационных технологий в их деятельности.

2. Проблемы использования

информационно-коммуникационных технологий

Существует ряд проблем, которые необходимо решить при дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий:

сохраняются значительные различия между органами исполнительной власти по степени использования информационных и коммуникационных технологий в их деятельности; результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер;

органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления не имеют комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности;

основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности современной вычислительной техникой и недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем;

не внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов исполнительной власти;

созданные в Интернете сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления практически не содержат необходимых сведений об условиях предоставления государственных услуг, что затрудняет взаимодействие граждан с органами власти, при этом недостаточно быстрыми темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами исполнительной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации;

информационные системы и ресурсы формировались отдельными органами исполнительной власти; содержащиеся в них сведения зачастую были недоступны другим органам исполнительной власти для оперативного использования;

проблема отсутствия инфраструктуры, регламентов и стандартов в области обмена в электронном виде данными на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и коммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем;

отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и коммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования на эти цели бюджетных средств;

общий уровень профессиональной подготовки работников органов исполнительной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями не соответствует внедряемым в деятельность органов исполнительной власти сложным технологиям ввиду отсутствия системы подготовки квалифицированных пользователей и повышения их квалификации;

отсутствие централизованных источников финансирования - в бюджете Алтайского края выделение средств по статье “Информатизация“ не планируется, финансирование работ по развитию информационных и коммуникационных технологий осуществляется органами исполнительной власти децентрализованно.

3. Основные цели, принципы

и направления информатизации

3.1. Цели информатизации

Настоящая Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Основными целями информатизации являются:

повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Алтайского края;

обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов исполнительной власти Алтайского края;

улучшение качества государственного управления в органах исполнительной власти Алтайского края;

создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения, а также потребности органов исполнительной власти Алтайского края в информации и информационном взаимодействии;

обеспечение информационной безопасности краевых и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Алтайского края;

создание в Алтайском крае электронного правительства - комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры.

3.2. Принципы и направления

Реализация государственной политики в сфере использования информационно-коммуникационных технологий основывается на следующих принципах:

использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития Алтайского края;

совершенствование системы управления Алтайским краем; обеспечение прав и свобод граждан;

концентрация ресурсов для решения важнейших задач информатизации Алтайского края;

информационная открытость программ и проектов информатизации Алтайского края для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

реализация комплексного подхода к информатизации Алтайского края, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ информатизации Алтайского края;

стандартизация, унификация отдельных решений и обеспечение их совместимости в рамках информатизации Алтайского края;

гармонизация нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы информатизации Алтайского края в соответствии с федеральным законодательством;

обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации.

Использование информационно-коммуникационных технологий осуществляется по следующим основным направлениям:

создание комплекса государственных, краевых и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры;

интеграция информационно-технологической инфраструктуры края с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;

реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение управления информатизацией Алтайского края, включая совершенствование ее нормативной правовой базы, разработку стандартов, создание типовых решений в данной сфере и их сертификацию, разработку программ и проектов, формирование совета информатизации Алтайского края, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов.

4. Правовое обеспечение информатизации

Одним из основных вопросов использования органами исполнительной власти и местного самоуправления информационно-коммуникационных технологий является нормативное правовое и методическое обеспечение процессов в данной области. Основой для разработки необходимых региональных законодательных, нормативных правовых и методических документов должно служить действующее федеральное и краевое законодательство, нормативные документы органов местного самоуправления.

Процесс создания единого информационного пространства и развития информационно-коммуникационных технологий должен основываться на положениях следующих нормативных правовых актов, определяющих государственную политику в области использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Алтайском крае:

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных“;

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и защите информации“;

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“;

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи“;

постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2006 N 502 “О внесении изменений в федеральную целевую программу “Электронная Россия“ (2002 - 2010 годы)“;

постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 N 98 “Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти“;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р о Концепции региональной информатизации до 2010 года;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р о Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 748-р об одобрении Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации;

Соглашение между Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Администрацией Алтайского края о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий федеральной целевой программы “Электронная Россия“ от 03.06.2003 N ЭР-Р.03.10;

законы Алтайского края;

постановления и распоряжения Администрации края и Алтайского краевого Совета народных депутатов;

настоящая Концепция.

Координацию работ в крае осуществляет постоянно действующая рабочая группа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Алтайском крае, состав которой утвержден распоряжением Администрации края от 29.09.2006 N 517-р.

Дальнейшая разработка краевого законодательства по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий должна осуществляться по двум основным направлениям:

принятие законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих процесс формирования единого информационного пространства края и информационного взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и населения Алтайского края;

дальнейшее принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих регламент формирования и использования государственных информационных ресурсов, а также стандарты обмена информацией.

Виды нормативных правовых и методических документов, регламентирующих вопросы информатизации в Алтайском крае:

законы Алтайского края;

постановления и распоряжения Администрации края;

постановления и распоряжения Алтайского краевого Совета народных депутатов;

стандарты;

положения;

регламенты и протоколы взаимодействия;

методические рекомендации;

системы классификации.

5. Приоритетные направления информатизации

5.1. Развитие телекоммуникационной среды

Телекоммуникационная инфраструктура органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления представляет собой совокупность сетей, служб и оконечного оборудования связи, расположенных и действующих на территории края, а также правил их функционирования. Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должно осуществляться с учетом:

соблюдения адекватности уровня развития технических средств поставленным задачам;

обеспечения межсетевого взаимодействия;

обеспечения управляемости сетей;

обеспечения безопасности на основе применения комплекса специальных мер и средств.

В процессе развития информационного пространства необходимо создание телекоммуникационной инфраструктуры краевого и муниципального уровней, имеющей выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы и обеспечивающей максимальный набор коммуникационных услуг. Первоочередными работами по развитию телекоммуникационной среды являются:

совершенствование методов эксплуатации технических средств;

плановая замена выработавшей свой срок и морально устаревшей компьютерной техники и сетевого оборудования;

создание и модернизация локальных вычислительных сетей органов исполнительной власти;

развитие объединенной информационно-вычислительной сети Администрации Алтайского края;

выполнение работ по созданию фрагмента регионального сегмента сети связи специального назначения органов государственной власти Алтайского края;

развитие в муниципальных образованиях узлов доступа с возможностью включения в них пользователей структур органов местного самоуправления.

5.2. Разработка программы информатизации Алтайского края

Направления реализации программы информатизации:

разработка в соответствии с положениями Концепции органами исполнительной власти Алтайского края отраслевых программ информатизации с учетом создания функциональных подсистем электронного правительства Алтайского края;

после утверждения Мининформсвязи России общей методики проектирования электронного правительства региона и на основании данных мониторинга, исследований и отраслевых программ информатизации разработка программы информатизации Алтайского края в соответствии с положениями Концепции;

ежегодное софинансирование Администрацией Алтайского края проектов региональной информатизации в рамках участия Алтайского края в реализации федеральных целевых программ.

5.3. Создание регистра баз данных о получателях различных видов социальной поддержки

Для решения задачи государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействия обеспечению адресности социальной поддержки разработана краевая целевая программа “Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми“ на 2007 - 2010 годы, в которой предусмотрено создание единой базы (регистра) данных о получателях различных видов социальной поддержки.

Программа помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите, предусматривает сочетание материальной помощи с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. В этой связи требует развития система мониторинга бедности и контроля за эффективностью и результативностью программы, а также создание автоматизированной системы учета и контроля предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми, с учетом сетевого использования программного продукта как на уровне отдельных муниципальных образований, так и на краевом уровне.

Создание регистра баз данных о получателях различных видов социальной поддержки позволит совершенствовать процедуру приема от граждан документов и их обработки, осуществлять мониторинг эффективного использования бюджетных средств. Создание и ведение единого регистра получателей осуществляется на базе Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Сбор данных и поддержка регистра баз данных в актуальном состоянии производится муниципальными органами социальной защиты населения.

5.4. Развитие единой образовательной информационной среды Алтайского края

Реализация в 2007 - 2008 годах подпрограммы “Развитие единой образовательной информационной среды Алтайского края“ на 2006 - 2010 годы краевой целевой программы “Развитие образования в Алтайском крае“ на 2006 - 2010 годы, утвержденной решением коллегии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 13.10.2006.

5.5. Внедрение информационной системы “Портал государственных закупок Алтайского края“

В 2007 году предусматривается внедрение системы “Портал государственных закупок Алтайского края“, разработанной Минэкономразвития России на уровне Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (создание временной и постоянной площадок) и интеграция данного Портала с Порталом государственных закупок России, создание электронной торговой площадки на Портале (разработка подсистемы электронных аукционов).

5.6. Развитие системы автоматизированного документооборота

Развитие системы документооборота в 2007 - 2008 годах направлено на увеличение числа пользователей и применение следующих возможностей системы: внедрение подсистем работы с проектами документов, удаленного web-доступа органов исполнительной власти Алтайского края к документообороту, электронной цифровой подписи и шифрования, подсистемы ведения архива, внедрение автоматизированного документооборота в органах местного самоуправления.

5.7. Создание системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения

Целью создания системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности Администрации края и органов исполнительной власти Алтайского края в особый период и при чрезвычайных ситуациях за счет создания комплексной системы мониторинга, анализа, прогнозирования и моделирования социально-экономического развития, угроз общественной и национальной безопасности.

В рамках направления осуществляется:

создание и развитие информационно-аналитической системы, обеспечивающей сбор и обработку информации;

создание информационной системы планирования социально-экономического развития Алтайского края.

В системе планирования и мониторинга социально-экономического развития обеспечивается в электронном виде сбор, последующая обработка и анализ сведений, характеризующих фактическое состояние и планируемый уровень развития отдельных областей социально-экономической сферы, результативность деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, эффективность бюджетных расходов и потребность в бюджетном финансировании, многоаспектный анализ текущего состояния социально-экономического развития края, формирование и ведение базы значений показателей развития Алтайского края, формирование многовариантных прогнозов его развития, разработка вариантов планов и целевых программ развития.

5.8. Создание аппаратно-программного комплекса для ведения Алтайского краевого инновационного банка данных и реестра приоритетных инновационных проектов Алтайского края

В рамках данного направления предусматривается реализация закона Алтайского края “Об инновационной деятельности в Алтайском крае“ от 14.09.2006 N 95-ЗС.

5.9. Реализация плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007 - 2008 годах

В рамках данного направления предусматривается реализация раздела “Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Алтайского края“ плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007 - 2008 годах, утвержденного распоряжением Администрации Алтайского края от 09.01.2007 N 3-р.

6. Механизм реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения планов, разрабатываемых органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий - Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти Алтайского края и органы местного самоуправления вносят в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края предложения по формированию планов информатизации Алтайского края и принятию соответствующих решений на краевом уровне.

7. Этапы реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе (2007 год) производится:

разработка и утверждение органами исполнительной власти Алтайского края отраслевых программ информатизации с учетом создания функциональных подсистем электронного правительства Алтайского края;

разработка и утверждение программы информатизации Алтайского края;

частичная реализация плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007 - 2008 годах;

начало работ по созданию регистра баз данных о получателях различных видов социальной поддержки;

развитие телекоммуникационной среды и интеграция на ее основе информационных ресурсов органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления; создание информационного портала органов исполнительной власти Алтайского края;

развитие единой образовательной информационной среды Алтайского края;

внедрение информационной системы “Портал государственных закупок Алтайского края“;

развитие системы автоматизированного документооборота;

начало работ по созданию системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения;

развитие интегрированной электронной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Алтайского края;

создание аппаратно-программного комплекса для ведения Алтайского краевого инновационного банка данных и реестра приоритетных инновационных проектов Алтайского края.

На втором этапе (2008 год) производится:

окончательная реализация плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007 - 2008 годах;

продолжение работ по созданию регистра баз данных о получателях различных видов социальной поддержки на пилотных территориях;

окончание работ по развитию единой образовательной информационной среды Алтайского края;

развитие системы автоматизированного документооборота;

развитие интегрированной электронной системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Алтайского края;

продолжение работ по созданию системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения.