Законы и бизнес в России

Решение Алтайского краевого суда от 19.09.2006 по делу N 33-87/2006 О признании недействующим в части Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668.

Определением Верховного Суда РФ от 06.12.2006 N 51-Г06-30 данное решение оставлено без изменения, резолютивная часть решения дополнена указанием на то, что решение касается работающих педагогических работников.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 сентября 2006 г. по делу N 33-87/2006

Алтайский краевой суд в составе:

Председательствующего: К.

При секретаре: Т.

Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668,

установил:

постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668 утверждено Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее по тексту - Положение).

Данное постановление опубликовано в “Сборнике законодательства Алтайского края“ за 2005 год, N 115 ч. 2 и “Сборнике законодательства Алтайского края“ за 2006 год N 119, ч. 4.

В соответствии с п. 14 Положения возмещение расходов, связанных с освещением жилого помещения, осуществляется из расчета не более 370 киловатт в год (30,83 квт в месяц на жилое помещение) по установленным тарифам.

В случае, если два и более педагогических работников - члена одной семьи имеют право на меры социальной поддержки по оплате освещения, возмещение расходов производится одному из них на домовладение.

Согласно пункту 15 Положения возмещение расходов, связанных с приобретением твердого топлива (уголь, дрова) гражданами, проживающими в домах, не имеющих центрального отопления, осуществляется исходя из розничной цены на твердое топливо, установленной топливоснабжающей организацией, реализующей твердое топливо, а также объемов потребления твердого топлива в домах площадью до 33 кв. м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв. метров объем потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля в целом на домовладение.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании противоречащими закону и недействующими абзаца 1 п. 14 в части слов “из расчета не более 370 киловатт в год (30,82 квт в месяц на жилое помещение)“, п. 15 в части слов “а также объемов потребления твердого топлива в домах площадью до 33 кв. м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв. метров потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля, но не более 4 тонн угля в целом на домовладение“ Положения.



В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что указанные выше положения противоречат федеральному законодательству, нарушают и ограничивают права педагогов в части предоставления льгот по коммунальным услугам. Исходя из содержания абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“, статьи 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года (далее по тексту - закон N 189-ФЗ), статьи 59 ЖК РСФСР льгота по отоплению и освещению педагогическим работникам должна предоставляться без каких-либо ограничений и норм.

В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации края С. в судебном заседании просила оставить заявленные требования без удовлетворения, поскольку абзац 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ изначально предполагает, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, осуществляется в определенном размере, установленном законодательными актами субъектов РФ. Поэтому Администрация Алтайского края, устанавливая размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории лиц, действовала в рамках компетенции субъекта Российской Федерации.

Полагает, что в ст. 8 закона N 189-ФЗ речь идет только о тех ситуациях, когда порядок предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг заменяется порядком предоставления денежных компенсаций, ст. 160 ЖК РФ также закрепляет компенсацию гражданам расходов по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам.

Оспариваемое же прокурором Положение регулирует возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги и не регулирует предоставление денежных компенсаций гражданам, в связи с чем ст. 8 закона N 189-ФЗ и ст. 160 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям.

В обоснование возражений представитель Администрации края сослалась также на то, что законом РФ “Об образовании“ обеспечение педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, мерами социальной поддержки в виде предоставления бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением не отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Следовательно, обязательства, связанные с предоставлением этих мер, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Однако федеральными законами о федеральном бюджете на 2005, 2006 гг. не предусмотрены денежные средства на финансирование мер социальной поддержки данной категории лиц. При таких обстоятельствах Алтайский край не обязан нести указанные расходы.

В связи с этим и, учитывая то, что субъект РФ не наделен правом формировать механизм межбюджетных отношений, Алтайский край на свое усмотрение и в пределах возможностей краевого бюджета принял на себя возмещение части расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам и это является дополнительной мерой социальной поддержки, финансируемой за счет средств краевого бюджета.

На стадии дополнений представитель Администрации Алтайского края уточнила возражения против заявленных требований и пояснила, что оспариваемое положение вообще не регулирует предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, а устанавливает только порядок возмещения расходов на эти цели организациям, оказывающим коммунальные услуги. Субъект РФ, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, вправе был установить размер возмещения исходя из возможностей собственного бюджета, что не препятствует организациям обращаться с исками о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки за счет федерального бюджета. Оспариваемые правовые нормы не должны соответствовать п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“, поскольку они регулируют иные вопросы и не касаются мер социальной поддержки педагогическим работникам.

Полагает, что Алтайский край, взяв на себя возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, не нарушил их права, а напротив защитил на тот период времени, пока денежные средства на финансирование мер социальной поддержки педагогическим работника не будут предусмотрены на федеральном уровне.

Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политики Администрации Алтайского края Б. и представители Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) Л., А. возражали против удовлетворения заявленных требовании по тем же основаниям, что и представитель Администрации Алтайского края.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителей заинтересованных лиц, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пп. “е“, “к“, “ж“ ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ N 3266-1 от 10 июля 1992 года (с последующими изменениями) предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и в силу ст. 2 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ N 52-ФЗ от 6 мая 2003 года (далее по тексту - закон N 52-ФЗ) учитываются в межбюджетных отношениях.

В силу требований статьи 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.



Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих поселках и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Таким образом, ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не устанавливают нормирование предоставления бесплатного жилья, отопления и освещения и не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

Поскольку оспариваемые нормы Положения ограничивают установленное федеральным законом право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что Положение не устанавливает меры социальной поддержки педагогическим работникам, а регулирует только порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки, организациям (поставщикам услуг) не может быть принят во внимание, поскольку указанным нормативным правовым актом урегулирован не только порядок возмещения, но и его размер.

В силу п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением без каких-либо ограничений и поскольку возмещение расходов направлено на обеспечение этой меры социальной поддержки, то размер возмещения расходов не может быть иным, чем тот, который установлен данным законом.

Ссылка представителей заинтересованных лиц на то, что оспариваемые нормы нельзя рассматривать как ограничение прав педагогов, поскольку они не регулируют отношения с их участием, является несостоятельной также и потому, что в силу пункта 16 Положения оспариваемые нормы распространяются также и на педагогических работников (проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, при отсутствии на территории города, района топливоснабжающей организации).

Довод представителя Администрации Алтайского края о том, что оспариваемые нормы не препятствуют организациям исполнять положения п. 5 ст. 55 Закона РФ “Об образовании“, а затем предъявлять требования о взыскании расходов за счет средств федерального бюджета является несостоятельной, так как законом (N 52-ФЗ) установлен иной механизм погашения указанных расходов: они должны учитываться в межбюджетных отношениях, участниками которых организации не являются.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что Положение носит временный характер, действует до момента финансирования из федерального бюджета и не имеет отношения к ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ не принимается во внимание, так как из этого нормативного правового акта такая целевая направленность не усматривается. Напротив, из преамбулы постановления Администрации края от 17 ноября 2005 года N 668, которым утверждено Положение, следует, что это сделано в целях реализации закона Алтайского края от 3 ноября 2005 года N 88-ЗС “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности“, который в свою очередь принят в соответствии со ст. 55 Закона РФ “Об образовании“.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что отсутствует финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ не принимается во внимание, поскольку это касается межбюджетных отношений и не является предметом судебного разбирательства.

Довод представителей заинтересованных лиц о том, что ст. 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ и ст. 160 ЖК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям не принимается во внимание, поскольку основан на неправильном толковании закона.

Довод представителей Главалтайсоцзащиты о том, что ранее принятым постановлением Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1948 года N 246 предусматривались льготы по коммунальным платежам, исходя из установленных тарифов также не может быть не принят во внимание. Действительно, в данном нормативном правовом акте содержится положение о предоставлении жилых помещений педагогическим работникам согласно нормативам, установленным на данной территории. При этом жилое помещение должно быть благоустроенным (отопление и освещение). Между тем положений о нормировании потребления коммунальных услуг в указанном постановлении не содержится.

Ссылка представителей Главалтайсоцзащиты на отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей не является основанием для ограничения прав педагогических работников, предусмотренных законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании недействующим в части Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года N 668 удовлетворить.

Признать недействующим абзац 1 пункта 14 в части слов “из расчета не более 370 киловатт в год (30,83 квт в месяц на жилое помещение)“, пункт 15 в части слов “а также объемов потребленного твердого топлива в домах площадью до 33 кв. м включительно - 2,5 тонны угля и 2 куб. метра дров. На каждый дополнительный квадратный метр площади жилья сверх 33 кв. метров объем потребления твердого топлива увеличивается на 40 килограммов угля, но не более 4 тонн угля в целом на домовладение“ Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из краевого и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 17 ноября 2005 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Алтайского края в доход Федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения через Алтайский краевой суд.