Законы и бизнес в России

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 07.09.2006 N 451 “О ходе выполнения закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ административными комиссиями при местных администрациях“

Снят с контроля Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.11.2008 N 757.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2006 г. N 451

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

“ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ“

АДМИНИСТРАТИВНЫМИ КОМИССИЯМИ ПРИ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЯХ

Обобщив практику деятельности административных комиссий при местных администрациях (далее - административные комиссии) и заслушав информацию председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан Д.В.Бессарабова о ходе выполнения закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ административными комиссиями при местных администрациях, Алтайский краевой Совет народных депутатов отмечает, что, несмотря на наличие определенных позитивных результатов, проблема реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях остается острой.

Согласно закону Алтайского края от 12 июля 2005 года N 54-ЗС “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях“ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях. В соответствии с указанным законом в каждом городском округе, муниципальном районе и поселении должны быть образованы административные комиссии.

В Алтайском крае создано и функционирует более 750 административных комиссий, в состав которых входят более 5300 человек. В большинстве муниципальных районов созданы и функционируют районные административные комиссии и административные комиссии поселений. Вместе с тем в Усть-Калманском и Целинном районах созданы только районные административные комиссии. В ряде поселений административные комиссии функционируют не в правомочном составе. Численный состав административных комиссий не соответствуют требованиям статьи 1.1 закона Алтайского края “О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях“: в состав административных комиссий входит менее 7 человек, а в ряде случаев комиссии состоят из 2 человек.

Административные комиссии вправе рассматривать 46 процентов составов административных правонарушений, предусмотренных законом Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, а также административных правонарушений в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, землепользования, предпринимательской деятельности.

В первом полугодии 2006 года наиболее часто к административной ответственности привлекались граждане и должностные лица за засорение улиц и иных общественных мест (27,71 процента), за нарушение правил благоустройства городов и иных поселений (17,05 процента), правил содержания собак (15,18 процента), за сбыт или приобретение спиртных напитков домашней выработки (10,88 процента), за нарушение тишины и покоя граждан (4,79 процента), за выпас домашних животных и птиц в неотведенных местах (2,74 процента).

В то же время не получили практики применения 5 составов административных правонарушений. Так, на рассмотрение административных комиссий не направлялись протоколы о неиспользовании земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, о нарушениях правил пользования пиротехническими и иными подобными средствами, о гадании на деньги, вещи и иные материальные ценности, приставании к гражданам с целью гадания или попрошайничества, о купании в неотведенных местах и иных нарушениях правил водопользования, о нарушении правил обеспечения безопасности на водоемах.

Вместе с тем административные комиссии рассматривают неподведомственные им дела об административных правонарушениях, в частности, за нарушение установленного порядка досрочного голосования и голосования вне помещения для досрочного голосования, незаконную выдачу участнику народного опроса, участнику отзыва бюллетеня для голосования, нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, неприменение мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дикорастущей конопли.

Административными комиссиями в первом полугодии 2006 года рассмотрено более 21400 протоколов об административных правонарушениях, в то же время в 2005 году всего было рассмотрено 13913 протоколов. В первом полугодии 2006 года большинство протоколов поступило от должностных лиц милиции общественной безопасности (77,4 процента), должностных лиц местного самоуправления (22,2 процента). Однако в Каменском, Славгородском, Советском и Тогульском районах протоколы об административных правонарушениях составляют только должностные лица милиции общественной безопасности. Напротив, в городе Камень-на-Оби (72,6 процента), Баевском (66 процентов), Ключевском (61,8 процента), Крутихинском (68,2 процента), Шипуновском (63,9 процента) районах большинство протоколов об административных правонарушениях составлено должностными лицами местного самоуправления. Протоколы об административных правонарушениях должностными лицами Счетной палаты Алтайского края и аппарата Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в первом полугодии 2006 года не составлялись.



По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях административными комиссиями в первом полугодии 2006 года в 93,4 процента случаев вынесены постановления о назначении административного наказания, в 6,6 процента случаев вынесены постановления о прекращении административного производства. В основном дела об административных правонарушениях прекращаются по малозначительности (49,4 процента). Вызывает озабоченность низкое качество рассмотрения дел об административных правонарушениях. 124 постановления о назначении административного наказания было обжаловано, 87,1 процента жалоб было удовлетворено.

Основным видом назначаемого наказания является штраф. Штраф применяется в 64,9 процента случаях, на долю предупреждения приходится 35,1 процента. Большинство составов административных правонарушений не предусматривает такого вида наказания, как предупреждение. Вместе с тем административными комиссиями незаконно вынесено 1253 предупреждения (17,86 процента).

В первом полугодии 2006 года административными комиссиями наложено административного штрафа на сумму более 3,8 миллиона рублей, за весь 2005 год - 2,6 миллиона рублей. Средний размер административного штрафа составил 300 рублей. Однако сумма штрафов взыскивается неполностью (42,69 процента). В качестве основной причины невыплаты штрафов в полном объеме называется низкая платежеспособность населения. Вместе с тем в краевом бюджете на 2006 год предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на функционирование административных комиссий в сумме 8,27 миллиона рублей, которые перечисляются своевременно. В то же время субвенции, выделенные муниципальным районам, далеко не всегда поступают в бюджеты поселений.

В деятельности административных комиссий много правовых и организационных проблем. Зачастую органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в сфере реализации государственных полномочий по созданию и функционированию административных комиссий: представительными органами местного самоуправления утверждается неправомочный состав административных комиссий или полномочия представительного органа делегируются главе муниципального образования; в перечень должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, включаются иные субъекты, депутаты представительных органов, не являющиеся должностными лицами местного самоуправления, должностные лица исполнительных органов государственной власти Алтайского края; правовыми актами органов местного самоуправления устанавливается или усиливается ответственность за совершение административных правонарушений; положения об административных комиссиях содержат нормы, устанавливающие правила назначения наказания за административные правонарушения.

При рассмотрении административных дел административными комиссиями нарушаются нормы материального и процессуального права: сроки рассмотрения административных дел, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, содержание постановления не отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административной ответственности привлекаются ненадлежащие субъекты, назначается вид наказания, не предусмотренный соответствующей статьей закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“, зачастую дела необоснованно прекращаются по малозначительности. Заседания административных комиссий проводятся нерегулярно.

Низкая эффективность деятельности административных комиссий обусловлена низким профессионализмом членов комиссии, недостаточным материальным обеспечением административных комиссий, отсутствием координации и методического обеспечения со стороны Администрации Алтайского края и исполнительных органов городских округов и муниципальных районов.

Вместе с тем есть и положительный опыт участия органов местного самоуправления в реализации закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“. Думой города Бийска и Рубцовским городским Советом депутатов самостоятельно внесены на рассмотрение Алтайского краевого Совета народных депутатов проекты законов о внесении изменений в указанный закон, другие органы местного самоуправления направляют свои предложения о совершенствовании административного законодательства в комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан.

В целях единообразного исполнения закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“, соблюдения норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края, и обеспечения реализации органами местного самоуправления государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях Алтайский краевой Совет народных депутатов постановляет:

1. Информацию председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан Д.В.Бессарабова о ходе выполнения закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ административными комиссиями при местных администрациях принять к сведению.

2. Отметить, что административным комиссиям при местных администрациях при рассмотрении административных дел необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных правил административного производства существенно нарушает конституционные права граждан. Эффективность деятельности административных комиссий может быть достигнута только на основе комплекса организационных и правовых мер.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления:

образовать административные комиссии в муниципальных образованиях, где указанные комиссии не созданы;

организовать работу административных комиссий в полном соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

привести в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края:

решение представительного органа муниципального образования о составе административной комиссии при местной администрации;



решение представительного органа муниципального образования о перечне должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

решение главы (представительного органа) муниципального образования об утверждении положения об административной комиссии при местной администрации;

рассмотреть вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ и настоящего постановления на территории муниципального образования;

усилить контроль за обеспечением исполнения решений о назначении административного штрафа и взыскании его в полном объеме в бюджет муниципального района и городского округа.

4. Предложить Администрации Алтайского края:

организовать оказание методической помощи административным комиссиям, органам местного самоуправления при реализации государственных полномочий в области организации и функционирования административных комиссий при местных администрациях;

для координации деятельности административных комиссий ввести самостоятельную штатную единицу в соответствующем структурном подразделении аппарата Администрации Алтайского края;

организовать проведение семинаров с председателями административных комиссий по организации работы административных комиссий, изучению законодательства Российской Федерации и Алтайского края, обобщению и распространению передового опыта деятельности лучших административных комиссий;

подготовить рекомендации по распределению субвенций между поселениями;

осуществлять постоянный контроль за деятельностью административных комиссий.

5. Предложить Главному управлению внутренних дел Алтайского края активизировать деятельность милиции общественной безопасности по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законом Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“.

6. Алтайскому краевому Совету народных депутатов провести в консультационно-методическом отделе учебу председателей административных комиссий.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по законности, правопорядку и защите прав граждан.

8. Опубликовать настоящее постановление в газете “Алтайская правда“.

Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов

А.Г.НАЗАРЧУК