Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(август 2006 г.): Земельный налог>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(август 2006 г.):

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: По какой форме необходимо представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу?

ОТВЕТ: Налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, начиная с отчетности за второй отчетный период (полугодие) текущего года, необходимо представлять в налоговые органы по новой форме с учетом всех изменений, внесенных приказом Минфина России от 12.04.2006 N 64н. Этим же приказом утверждена и новая редакция Рекомендаций по ее заполнению. Налогоплательщики должны сдать налоговые расчеты в налоговые органы, в которых они стоят на учете по месту нахождения земельных участков. Причем сделать это нужно не позднее 31 июля 2006 года.

Изменения, внесенные в налоговый расчет по авансовым платежам, незначительны.

В разделе 1 изменился только порядок заверения представленных сведений. Если ранее они могли быть заверены руководителем организации или главным бухгалтером, то теперь сведения заверяются и руководителем, и главным бухгалтером, либо индивидуальным предприятием, если расчет заполняется от его имени.

Раздел 2, как и прежде, заполняется отдельно по каждому земельному участку, отнесенному к определенной категории земель.

Налоговая база и сумма налога рассчитываются в налоговом расчете по каждой категории земель. Информация об этих категориях и их кодах приведена в приложении N 3 к приказу N 64н.

В данном разделе поменялся порядок отражения льгот. Эти новшества связаны с уточнением порядка определения налоговой базы теми налогоплательщиками, которым предоставлены льготы в виде необлагаемой налогом суммы и в виде необлагаемой налоговой площади земельного участка. Ранее необходимо было разделять льготы по видам, то есть в отдельных строках отражать льготы, предусматривающие освобождение от налогообложения полностью (п. 2 ст. 387 и ст. 395 НК РФ), и отдельно - на определенную необлагаемую налогом сумму (п. 2 ст. 387 и п. 5 ст. 391 НК РФ). Поскольку данные виды льгот могут устанавливаться и на местном уровне, в налоговом расчете их теперь необходимо указывать отдельно, в зависимости от того, на федеральном (п. 5 ст. 391 и ст. 395 НК РФ) или на местном уровне (п. 2 ст. 387 НК РФ) они установлены.

Одновременно изменился и перечень кодов налоговых льгот. Кроме того, изменен и порядок расчета суммы льготы с учетом применения коэффициента использования налоговой льготы К1. В прежней форме расчета в случае, если льгота налогоплательщику предоставлялась не с начала текущего года, ее сумма с учетом коэффициента рассчитывалась налогоплательщиком неправильно. Теперь коэффициент К1 рассчитывают следующим образом: количество полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, делят на количество календарных месяцев в отчетном периоде. Причем месяцы возникновения и прекращения права на льготу принимаются за полные месяцы.

Напомним, что налогоплательщик может лично или через его представителя представить новую форму расчета в налоговую инспекцию на бумажном носителе. Он также имеет право отправить ее в виде почтового отправления с описью вложения или передать по телекоммуникационным каналам связи. Датой представления налогового расчета в этом случае считается дата его отправки.

ВОПРОС: По какой ставке облагать земельные участки под общежитиями, в которых проживают студенты?

ОТВЕТ: Жилищным кодексом определены виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относятся:

1) служебные жилые помещения - предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления;

2) жилые помещения в общежитиях - предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) жилые помещения маневренного фонда - предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; в результате чрезвычайных обстоятельств и иных случаях, предусмотренных законодательством;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения - которые предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами - предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами;

6) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан - предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

Таким образом, общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, также относятся к жилому фонду.

Следовательно, если на балансе организаций имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то организация вправе при начислении земельного налога в отношении данных земельных участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Решением Барнаульской городской Думы ставка за вышеназванные земельные участки установлена 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка.

Ставку по конкретному участку можно узнать из решения муниципального образования, на территории которого находится данный участок.

ВОПРОС: Является ли организация плательщиком земельного налога, если у нее отсутствуют документы на право пользования земельным участком, занимаемым зданиями и сооружениями?

ОТВЕТ: К правоустанавливающим документам кроме свидетельства о государственной регистрации права относятся акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции. Необходимо проверить, есть ли такой документ.

Налоговым кодексом (ст. 392) определено, что при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Ст. 65 Земельного кодекса предусматривает платность использования земли. Если не уплачивается арендная плата, то пользователями земельного участка должен уплачиваться земельный налог.

ВОПРОС: Какой порядок определения налоговой базы и уплаты земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности?

ОТВЕТ: По земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Каждый налогоплательщик оплачивает земельный налог пропорционально своей доле в праве собственности на данный земельный участок.

ВОПРОС: Как рассчитать авансовые платежи по земельному налогу на 2006 год, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, и сдать расчет авансовых платежей?

ОТВЕТ: Если кадастровая стоимость не была известна налогоплательщику на день сдачи авансового платежа по налогу, то налогоплательщик обязан сдать “нулевой“ налоговый расчет в установленный срок. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков необходимо представить уточненный расчет.

ВОПРОС: Организация приобрела земельный участок для строительства жилого дома. В каком порядке исчисляется земельный налог по этому участку?

ОТВЕТ: За земельные участки, приобретенные юридическими и физическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, налог исчисляется с коэффициентом 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если такое строительство и регистрация права произведены до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в этот период сверх суммы налога, исчисленной с коэффициентом 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету или возврату. Если же период проектирования и строительства превышает трехлетний срок, то налог исчисляется с коэффициентом 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

ВОПРОС: Могут ли облагаться земельным налогом парки, скверы и другие зоны общественного отдыха? Кто будет являться плательщиком земельного налога в отношении земель, занимаемых этими объектами?

ОТВЕТ: Если земельные участки переданы или проданы на соответствующих правах организациям или физическим лицам, то эти лица и будут плательщиками земельного налога.