Законы и бизнес в России

Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 31.01.2006 N 29 “Об отчете постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения о работе за 2005 год“

Снят с контроля Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 25.12.2006 N 724.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2006 г. N 29

ОБ ОТЧЕТЕ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ О РАБОТЕ ЗА 2005 ГОД

Заслушав информацию председателя постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения И.В.Солнцевой о работе за 2005 год, Алтайский краевой Совет народных депутатов постановляет:

1. Отчет постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения о работе за 2005 год принять к сведению (прилагается).

2. Предложить комитету Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения:

1) продолжить работу по формированию нормативной правовой базы в сферах здравоохранения и социальной защиты населения, обратив особое внимание на решение задач, связанных с введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;

2) осуществлять контроль за своевременным и полным финансированием отраслей социальной сферы в соответствии с законом Алтайского края от 24 декабря 2005 года N 130-ЗС “О краевом бюджете на 2006 год“;

3) активнее использовать право законодательной инициативы Алтайского краевого Совета народных депутатов по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в сферах здравоохранения и социальной защиты населения;

4) совершенствовать практику проведения выездных заседаний комитета по актуальным вопросам;

5) совместно с Администрацией Алтайского края, комитетами Алтайского краевого Совета народных депутатов продолжить работу по оказанию практической и методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения И.В.Солнцеву.

Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов

А.Г.НАЗАРЧУК

Приложение

к Постановлению

краевого Совета

народных депутатов

от 31 января 2006 г. N 29

ОТЧЕТ

ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ О РАБОТЕ ЗА 2005 ГОД

Комитет по охране здоровья и социальной защите населения Алтайского краевого Совета народных депутатов свою работу в отчетный период организовывал в соответствии с Положением о постоянных комитетах и комиссиях Алтайского краевого Совета народных депутатов, утвержденным постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 7 июля 2004 года N 225.

Работа комитета организована в постоянном взаимодействии с другими комитетами, отделами, службами Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации Алтайского края, а также с федеральными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.

Большая часть правотворческой работы по профилю комитета была связана в истекшем году с введением в действие положений федеральных законов N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Введение в действие названных законов предусматривает как передачу ряда государственных полномочий на уровень субъекта федерации, так и существенное перераспределение полномочий между субъектом Российской Федерации, муниципальными районами и сельскими поселениями.

Именно в связи с передачей на уровень субъектов федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов в начале 2005 года краевым Советом народных депутатов был принят закон “О присвоении звания “Ветеран труда Алтайского края“. Проект закона неоднократно рассматривался на заседаниях рабочей группы, в комитет поступило множество предложений и замечаний. В первоначальном варианте проект предусматривал возможность присвоения звания всем жителям края, имеющим трудовой стаж 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин, имеющих поощрения за отличия в труде. Однако Администрацией края из-за отсутствия в краевом бюджете средств на финансирование исполнения закона был согласован проект, в котором одним из условий для присвоения звания “Ветеран труда Алтайского края“ стало наличие государственных наград. Администрации края при этом было предложено подготовить изменения в закон, расширяющие круг лиц, имеющих право присвоение этого звания. На сессии в октябре 2005 года был принят закон “О внесении изменений в статью 2 закона Алтайского края “О присвоении звания “Ветеран труда Алтайского края“. В результате с 1 января 2006 года право на присвоение звания дополнительно получили лица, награжденные от имени органов исполнительной и законодательной власти края. Кроме того, в стаж работы теперь будет засчитываться период учебы в вузах. Однако в связи с тем, что большая часть ветеранов не имеет наград краевого уровня, в краевой Совет депутатов продолжают поступать многочисленные просьбы, замечания и предложения. По всей вероятности, уже в 2006 году необходимо будет вернуться к этому закону.

Необходимость принятия закона Алтайского края “О психиатрической помощи в Алтайском крае“ была продиктована тем обстоятельством, что внесенными в федеральное законодательство изменениями финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной психиатрической помощи отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Закон определяет организацию психиатрической службы в Алтайском крае, полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти в области оказания психиатрической помощи, права лиц, страдающих психическими расстройствами, меры социальной поддержки медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, ответственность нарушение законодательства.

В связи с тем, что полномочия по социальному обслуживанию населения переданы в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в августе 2005 года Алтайским краевым Советом народных депутатов принят закон “О социальном обслуживании населения в Алтайском крае“. Потребность в принятии названного закона обусловлена также тем, что деятельность более 120 учреждений социального обслуживания, действующих в крае, до принятия закона была недостаточно регламентирована нормами права. Закон направлен на обеспечение прав граждан на социальное обслуживание в Алтайском крае. Кроме того, в нем закреплены права работников самих социальных служб, предусматривавшиеся ранее федеральным законодательством.

Закон “О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)“ определяет порядок компенсации предприятиям ЖКХ расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам сельских школ. Закон предусматривает, что при возмещении расходов расчет ведется исходя из всей занимаемой площади жилья и полного состава семьи специалиста.

На расширение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, приведение законов края в соответствие с федеральным законодательством направлена большая часть изменений, внесенных в течение года в действующие законы.

В закон “О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов“ изменения вносились дважды. Труженикам тыла дополнительно предоставлено право на оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. Ветеранам труда предоставлено право на компенсацию расходов, связанных с оплатой абонентской платы за телефон, в размере 50 процентов и оплату в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов.

Право бесплатного проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения получили в соответствии с принятыми изменениями реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. По инициативе комитета в краевое законодательство внесены изменения, позволяющие производить бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов краевым категориям льготников у индивидуальных предпринимателей (в случае отсутствия зубопротезных кабинетов в муниципальных учреждениях по месту жительства).

Одной из наиболее социально уязвимых категорий граждан являются многодетные семьи. Новым федеральным законодательством социальная поддержка многодетных семей отнесена к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В крае, по данным на 1 января 2005 года, в 12437 многодетных семьях воспитываются 40683 ребенка, из них 26088 детей проживают в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае. К сожалению, в прошедшем году мерами социальной поддержки наши многодетные семьи практически не пользовались. Данные обстоятельства продиктовали необходимость принятия закона Алтайского края “О внесении изменений в статью 3 закона Алтайского края “О ежемесячном пособии на ребенка“. Внесенными в закон изменениями сумма ежемесячного пособия на детей из многодетных семей с 1 января 2006 года увеличивается в три раза. Социальная поддержка многодетных семей в форме повышения ежемесячного пособия на ребенка в настоящее время представляется наиболее целесообразной, так как уже сформирована база данных получателей, отработана методика начисления и выплаты детских пособий, что, в свою очередь, удобно для получателей.

Необходимость внесения изменений в закон Алтайского края “О погребении и похоронном деле в Алтайском крае“ продиктована изменениями федерального законодательства. Изменения определяют гарантии осуществления погребения, требования к размещению и содержанию мест погребения, уточняют порядок финансирования расходов по выплате социальных пособий органами социальной защиты населения.

Закон Алтайского края “О внесении изменений в статью 1 закона Алтайского края “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“ был принят после принятия решения Алтайского краевого суда, а затем и Верховного Суда, о признании пункта 2 статьи 2 закона не действующим в части распространения его на работников образовательных учреждений. В то же время тот же краевой суд по аналогичному заявлению медицинского работника Олейник Л.П. не признал закон Алтайского края “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“ противоречащим нормам федерального законодательства в части распространения его на работников организаций здравоохранения. Суд руководствовался при этом тем, что в соответствии с изменениями, внесенными в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья, сохранение натуральных льгот в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением для медицинских работников, проживающих в сельской местности, с 1 января 2005 года не предусмотрено. Верховный Суд, рассматривавший данный вопрос в конце декабря прошлого года, оставил решение Алтайского краевого суда в силе.

Прокуратурой Алтайского края в процессе правового анализа закона Алтайского края “О питьевом водоснабжении“ было установлено его несоответствие действующему федеральному законодательству. Учитывая данное обстоятельство, краевым Советом был принят закон Алтайского края “О внесении изменения в статью 17 закона Алтайского края “О питьевом водоснабжении“. В новой редакции статьи закона определена компетенция органов государственной власти края и органов местного самоуправления при возникновении чрезвычайных региональных и межмуниципальных ситуаций, а также чрезвычайных ситуаций местного характера.

Внесенными в Федеральный закон “О лекарственных средствах“ изменениями полномочия по осуществлению контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств, надзор за фармацевтической деятельностью и иные действия в сфере обращения лекарственных средств переданы в исключительную компетенцию федеральных органов исполнительной власти. На федеральный уровень передано также лицензирование производства лекарственных средств. В этой связи закон Алтайского края “О лекарственном обеспечении населения и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Алтайского края“ вступил в противоречие с федеральным законодательством, так как регулировал решение проблем, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. На противоречие указанного закона действующему законодательству Российской Федерации было указано в представлении Прокуратуры Алтайского края от 8 августа 2005 года. В связи со сложившимися обстоятельствами закон Алтайского края “О лекарственном обеспечении населения и порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Алтайского края“ был признан утратившим силу.

Внесение изменений в закон Алтайского края “Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края“ обусловлено тем, что в нем недостаточно четко были урегулированы вопросы, связанные с передачей органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи.

Важным моментом является также то, что в законе после внесения в него изменений четко определена единая методика, в соответствии с которой производится расчет субвенций органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий по оказанию специализированной медицинской помощи.

На сессии краевого Совета в декабре 2005 года внесены изменения еще в ряд законов Алтайского края социальной тематики.

Изменения, внесенные в Федеральный закон “О государственной социальной помощи“, относят расходные обязательства по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в 2005 году истек срок действия краевой целевой программы “Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003 - 2005 годы“. В органах социальной защиты населения края сегодня состоит на учете 1062,6 тыс. малоимущих граждан (41,4% от общего числа населения), нуждающихся в оказании социальной поддержки. С принятием закона “О продлении срока действия отдельных положений закона Алтайского края “Об утверждении краевой целевой программы “Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2003 - 2005 годы“ и внесении в него изменений“ реализовано право малоимущих граждан и их семей на получение социальной поддержки в 2006 году. Кроме того, данным законом муниципальные районы наделены государственными полномочиями Алтайского края по социальной поддержке малоимущих граждан. В бюджете на 2006 год предусмотрены субвенции на эти цели.

В целях индексации ежемесячных денежных выплат и в связи с необходимостью наделения муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Алтайского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда, труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, изменения внесены в законы Алтайского края “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, “О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов“, “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности“.

Активно использовалась комитетом в отчетный период такая форма работы, как депутатский запрос.

Отсутствие оперативности в работе органов исполнительной власти при решении вопросов, связанных с передачей органами местного самоуправления в собственность края специализированных медицинских учреждений, стало причиной направления в мае 2005 года депутатского запроса главе администрации Алтайского края М.С.Евдокимову о ходе реализации закона Алтайского края “Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края“ в части передачи специализированной помощи на уровень субъекта Российской Федерации“.

В течение полутора месяцев над решением проблемы работала рабочая группа, возглавляемая депутатом Н.А.Быковой, с привлечением специалистов всех заинтересованных служб. Изучался механизм передачи и взаимодействия лечебно-профилактических учреждений, оказывающих специализированную помощь в системе здравоохранения края. Основным нерешенным вопросом, препятствовавшим реализации действующего законодательства, являлось отсутствие финансирования организационных мероприятий по передаче лечебных учреждений в краевую собственность и погашению кредиторской задолженности, образовавшейся в результате деятельности учреждений в предшествующий период. Общая сумма необходимых расходов составляла на 1 января 2005 года 8065,6 тысячи рублей - по организационным мероприятиям, 21175,1 тысячи рублей - кредиторская задолженность, 11342,8 тысячи рублей - пеня.

В июне на сессии краевого Совета был заслушан ход выполнения постановления по запросу. По предложению комитета работа Администрации края по передаче муниципальных специализированных учреждений здравоохранения в собственность Алтайского края признана неудовлетворительной. Главе Администрации вновь было рекомендовано решить вопросы, поднятые в депутатском запросе. В конечном итоге проблема была разрешена. Передача учреждений в краевую собственность в настоящее время практически завершена.

В Алтайском крае за февраль - март 2005 года в 19 муниципальных образованиях было зарегистрировано 67 случаев заболевания корью. Заболеваемостью оказались поражены лечебные и учебные заведения края. Возникла угрозой срыва летней оздоровительной кампании детей. Ввиду быстрого распространения кори среди студентов алтайских вузов Территориальным органом Роспотребнадзора предполагалось закрытие ряда высших учебных заведений и других образовательных учреждений. Причиной возникновения кори явилось проникновение инфекции из Казахстана с последующим широким распространением, связанным с отсутствием иммунитета у взрослого населения и воздушно-капельным путем передачи вируса. В связи с неблагополучной эпидемической ситуацией комитетом для изучения ситуации и выработки предложений была создана рабочая группа под руководством заместителя председателя комитета А.Г.Осипова. По предложению комиссии был подготовлен депутатский запрос главе администрации Алтайского края М.С.Евдокимову о выделении средств краевого бюджета на ликвидацию неблагополучной эпидемической ситуации в Алтайском крае по заболеваемости корью. Средства на приобретение вакцины для населения Администрацией края были выделены из резервного фонда достаточно оперативно.

В связи с многочисленными обращениями граждан по инициативе комитета был подготовлен и направлен депутатский запрос Алтайского краевого Совета народных депутатов главе администрации Алтайского края М.С.Евдокимову “О соблюдении прав ветеранов труда, тружеников тыла и муниципальных образований при введении на территории Алтайского края единого социального проездного билета“. При заслушивании информации о ходе выполнения постановления по запросу было отмечено, что, несмотря на принимаемые меры, по-прежнему не определен механизм и источники возмещения муниципальным образованиям расходов, необходимых для расчетов с перевозчиками, не решен вопрос по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла при проезде на автомобильном транспорте пригородных и междугородных (внутрикраевых) маршрутах. В связи с тем, что ситуация с перевозками пассажиров остается в ряде районов и городов и в настоящее время сложной, срок контроля за исполнением постановления краевого Совета депутатов продлен до июня 2006 года.

Депутатский запрос Алтайского краевого Совета народных депутатов главе Администрации Алтайского края М.С.Евдокимову был направлен и по вопросу о недопустимости перепрофилирования медицинского учреждения здравоохранения “Детский санаторий “Колос“. В постановлении по запросу предлагалось отменить все ранее незаконно принятые решения структурных подразделений Администрации края, направленные на перепрофилирование медицинского учреждения здравоохранения “Детский санаторий “Колос“, и принять меры по организации его полноценной работы по реабилитации детей-инвалидов. С контроля постановление было снято в связи с исполнением через полгода.

Большое значение в своей работе комитет по охране здоровья и социальной защите населения уделяет контролю за выполнением ранее принятых законов и постановлений. Так, например, в мае 2005 года на сессии краевого Совета депутатов был заслушан вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края “О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае“. При рассмотрении было отмечено, что в законе Алтайского края “О краевом бюджете на 2005 год“ на реализацию подпрограммы “Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Алтайском крае“ на 2005 год предусмотрено всего восемь миллионов рублей, чего явно недостаточно в сложившейся ситуации. Уровень заболеваемости населения туберкулезом достиг 144,3 на 100 тысяч населения, что в 1,5 раза превышает российский показатель. Сохраняется устойчивая тенденция роста детской заболеваемости. Первичная заболеваемость среди подростков также не имеет тенденции к снижению и превышает показатели Сибирского федерального округа на 20 процентов. Прирост первичной заболеваемости составил 10,6 процентов, смертности - 13 процентов.

Практически все имеющиеся противотуберкулезные учреждения Алтайского края нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте зданий, крайне неудовлетворительно оснащены диагностическим оборудованием и находятся в условиях ограниченного финансирования.

Органами местного самоуправления не определены объемы и источники финансирования местных целевых программ по предупреждению распространения туберкулеза, в отдельных районах объем фактического финансирования мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза, значительно ниже запланированного.

По итогам обсуждения было принято постановление краевого Совета народных депутатов, в котором предложено Администрации края усилить контроль за организацией и проведением ранней диагностики туберкулеза среди детей и подростков, принять меры по укреплению материально-технической базы фтизиатрической службы края, а также предусмотреть в законе о краевом бюджете на 2006 год приобретение стационарных флюорографических аппаратов для центральных районных больниц, передвижных флюорографических установок на медико-географические зоны.

В апреле 2005 года предметом обсуждения депутатов краевого Совета стал вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края “Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения“ (в части выполнения подпрограммы “Гемодиализ и трансплантация почки“). За три года после принятия указанного закона произошло увеличение финансирования подпрограммы из краевого бюджета с 5,3 миллиона рублей до 15 миллионов рублей. Тем не менее в результате обсуждения Администрации края было предложено при поступлении дополнительных доходов, не предусмотренных законом Алтайского края “О краевом бюджете на 2005 год“, увеличить финансирование подпрограммы по гемодиализу. На эти же цели было предложено направить доходы, полученные при исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в 2005 году сверх сумм, установленных законом Алтайского края “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2005 год“. Администрации Алтайского края было рекомендовано предусмотреть в краевом бюджете на 2006 год возможность увеличения в два раза средств на улучшение материальной базы отделений хронического гемодиализа Алтайского края, предложено разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О погребении и похоронном деле“ и “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О трансплантации органов и (или) тканей человека“.

В 2005 году систематически рассматривались вопросы контроля на заседаниях комитета. Заслушав и обсудив информацию об исполнении закона Алтайского края “Об утверждении краевой целевой комплексной программы “Социальная защита инвалидов Алтайского края на 2002 - 2004 годы“ в части льготного зубного протезирования за 2004 год“, комитет принял решение рекомендовать администрации города Барнаула в соответствии с законом Алтайского края “О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов“ своевременно и в полном объеме обеспечивать внеочередное оказание зубопротезной помощи льготным категориям граждан, принять неотложные меры по ликвидации задолженности прошлых лет.

Оказание качественной и технически квалифицированной медицинской помощи сегодня невозможно без современной медицинской техники. Об этом говорили депутаты на заседании комитета при обсуждении вопроса о ходе реализации закона Алтайского края “Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения“ в части выполнения краевой целевой программы “Организация и приобретение дорогостоящей медицинской техники на 2003 - 2006 годы“.

Учитывая значимость проблемы, неоднократно на заседаниях комитета рассматривался вопрос о ходе реализации законов по замене льгот денежными выплатами и дополнительных мерах по социальной защите отдельных категорий населения в Алтайском крае.

Предметом внимания комитета являлись в уходящем году вопросы развития физической культуры и спорта. Именно при обсуждении вопроса о состоянии физкультурно-спортивной работы с инвалидами в крае депутаты пришли к выводу о необходимости предусмотреть в бюджете 2006 года увеличение средств на поддержку физкультурно-спортивной работы с инвалидами.

В ноябре на заседании комитета заслушана информация отдела по надзору за питанием населения территориального управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю о состоянии и мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов. Интерес к проблеме у депутатов вызван тем, что за последние пять лет в крае существенно возросла заболеваемость анемиями, тиреотоксикозом, что в первую очередь специалисты связывают с недостатком железа, йода, витаминов в рационах питания населения.

Наиболее уязвимыми группами населения в отношении риска развития йод-железодефицитных состояний являются при этом прежде всего дети и социально не защищенные группы населения. Положение усугубляется недостаточным потреблением мяса и мясопродуктов, овощей, фруктов, молочных изделий.

Несмотря на такое положение, в крае недостаточно производится пищевых продуктов массового потребления, обогащенных микронутриентами. Комитет предложил Администрации Алтайского края, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов рассмотреть вопрос об увеличении количества предприятий и расширения ассортимента выпускаемой продукции, обогащенной железом, йодом, витаминами, в том числе для детей раннего возраста. При формировании бюджета на предстоящий год рекомендовано предусматривать средства на исполнение краевых целевых программ “Формирование и пропаганда здорового образа жизни населения края на 2003 - 2007 годы“, “Дети Алтая“. Своевременно и в полном объеме финансировать их с целью реализации в крае принципа здорового образа жизни, в том числе обеспечение возможностью рационального питания беременных женщин, детей, школьников и студентов.

За отчетный период комитет по охране здоровья и социальной защите населения рассмотрел и подготовил заключения на 34 проекта федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Рассмотрено и поддержано более 50 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

В порядке законодательной инициативы Алтайским краевым Советом народных депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлен проект Федерального закона “О внесении изменения в статью 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. К вопросам местного значения муниципального района предложено отнести вопросы создания и обеспечения условий для развития физической культуры и спорта. Необходимость этого вызвана тем, что десятилетиями складывавшаяся система организации и проведения массовых стартов - Олимпиад, Спартакиад, детских турниров “Золотая шайба“, “Кожаный мяч“, “Белая ладья“ и других, начинавшаяся с сельских поселений и муниципальных районов, может быть разрушена. Постоянного внимания со стороны органов местного самоуправления муниципальных районов требуют к себе вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту, организация спортивно-массовой работы среди сельских поселений, физическая подготовка допризывной и призывной молодежи, формирование и пропаганда здорового образа жизни, единая система учета и статистическая отчетность. Принятие поправок в закон позволит повысить массовость физической культуры, спортивное мастерство талантливой сельской молодежи, будет способствовать снижению правонарушений и преступности, препятствовать распространению алкоголизма и наркомании среди детей, подростков и молодых людей.

Совместно с Главным управлением администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне комитетом был подготовлен проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. Целью принятия названного федерального закона является необходимость устранения социальной несправедливости, связанной с тем, что действующий Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ не предусматривает зависимость размера базовой части трудовой пенсии от районных коэффициентов.

По пенсионному законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года, районный коэффициент начислялся к минимальному и максимальному размерам пенсий, исчисляемых по Закону Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, к компенсационным выплатам, которые устанавливались к этим пенсиям, а также к пенсиям и надбавкам, размер которых устанавливался в зависимости от минимального и максимального размера пенсии по старости.

С 1 января 2002 года базовая часть пенсии увеличивается на районной коэффициент только у лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Государство, гарантируя определенный размер базовой части пенсии, не предусмотрело зависимость этого размера от районных коэффициентов, что не может считаться социально справедливым. Пенсионеры, проживающие в районах с неблагоприятными климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, не должны быть уравнены по размеру пенсии с пенсионерами, проживающими в районах с более благоприятными климатическими условиями.

Исключительную опасность для государства стал представлять в настоящее время терроризм. Наиболее распространенными действиями террористов стали акции терроризма на воздушном и наземном транспорте. Так, 24 августа 2004 года в небе над Ростовской областью террористкой был взорван самолет Ту-154. В результате взрыва погибли 46 пассажиров и восемь членов экипажа. Четыре погибших бортпроводника на борту самолета были из барнаульской бригады бортпроводников Алтайского филиала авиакомпании “Сибирь“.

Нарастание террористической опасности, масштабы последствий терактов показали необходимость пересмотра целого ряда норм в области противодействия терроризму и социальной защиты пострадавши“ от террористических акций. Это обстоятельство побудило комитет подготовить и направить в федеральные органы власти Обращение депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову о необходимости предоставления мер социальной поддержки нетрудоспособным членам семей, потерявших кормильцев в результате террористических актов.

Значительное место в работе комитета занимала работа по формированию краевого бюджета в части финансового обеспечения отраслей социальной сферы, находящихся в компетенции комитета, и контролю за его исполнением. Депутаты активно работали в согласительных комиссиях и рабочих группах, комитет внес поправки в проект бюджета на 2006 год. Многие из внесенных комитетом поправок учтены, более 10 миллионов рублей направлено дополнительно на реализацию краевых целевых программ в области здравоохранения, около 2 миллионов рублей - на развитие физкультуры и спорта. По поправкам комитета до 130 и 110 рублей проиндексированы ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, репрессированным и труженикам тыла, с 200 до 300 рублей увеличены компенсационные выплаты сельским специалистам.

Важное место в деятельности комитета по охране здоровья и социальной защите населения занимает работа с письменными и устными обращениями граждан, организаций, общественных объединений.

Рост количества обращений граждан, с одной стороны, свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти не предпринимают достаточных мер по решению их проблем, с другой стороны, - о том, что граждане, обращаясь в Алтайский краевой Совет народных депутатов, как правило, находят здесь поддержку и конкретную помощь.

За 2005 год в комитет по охране здоровья и социальной защите населения поступило около 1000 писем и большое количество устных обращений от граждан и организаций Алтайского края.

Тематика поступивших писем и жалоб весьма разнообразна. Ни одно из обращений не оставлено без рассмотрения и ответа. Около половины из них решено положительно, по остальным даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой работы. К сожалению, ряд вопросов, поднимаемых гражданами сегодня, не может быть решен из-за дефицитности краевого и местных бюджетов либо по причине несовершенства действующего законодательства. Председателем комитета И.В.Солнцевой принято за отчетный период 102 человека по личным вопросам, вынесено 84 контрольных резолюции. Прием по личным вопросам вели в отчетный период заместители председателя, депутаты комитета.

Анализ поступивших обращений показал, что наибольшее количество обращений граждан связано:

1. С введением в действие положений Федеральных законов “О трудовых пенсиях“ и “О государственном пенсионном обеспечении в РФ“ в части назначения пенсий по инвалидности в соответствии с ограничением трудоспособности 1, 2 и 3 степеней. Переосвидетельствование инвалидов бюро медико-санитарной экспертизы на присвоение степени ограничения трудоспособности вызвало многочисленные обращения с просьбой оказать содействие в прохождении экспертизы.

2. С введением в действие Федерального закона от “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, резко увеличилось количество обращений, связанных с льготным обеспечением лекарственными средствами, присвоением звания “Ветеран труда“, с оказанием материальной помощи, с выделением путевок в санатории и интернаты, а также обращений о выделении автомобиля “Ока“, о детских пособиях, о доплате к пенсии, о пенсионном обеспечении. К сожалению, решение не всех вопросов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям жителей края, в настоящее время урегулировано. Это вызывает многочисленные обращения граждан в краевой Совет, в органы прокуратуры, в суды различных инстанций.

Один из таких вопросов - предоставление различных мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право по нескольким основаниям. Органы социальной защиты, финансовые органы, ссылаясь на рекомендации федеральных министерств и ведомств, отказываются вносить одного и того же гражданина одновременно в федеральный и региональный реестры льготников.

Очень много нареканий связано с неодинаковым характером мер социальной поддержки, предоставляемых сельским специалистам, работающим в сферах образования и здравоохранения, при оплате услуг ЖКХ.

Вообще без такой поддержки оказались около 70 процентов сельских работников культуры, переведенных в связи с дефицитностью бюджета на работу на 0,5 ставки должностного оклада.

Массу телефонных звонков и писем пожилых граждан вызвало принятие закона “О присвоении звания “Ветеран труда Алтайского края“, обусловившего возможность присвоения почетного звания наличием наград, врученных от имени органов государственной власти Алтайского края. Люди не без основания считают, что звания “Ветеран труда Алтайского края“ заслуживают все те, кто имеет трудовой стаж 35 - 40 лет.

Отсутствие, как в краевом, так и в федеральном законодательствах четкого определения сроков действия сезонных тарифов на автомобильном и железнодорожном транспорте вызывает вопросы как у льготников, так и у самих перевозчиков.

Заслуживает внимания проблема более существенной индексации пособия на детей для малообеспеченных семей.

Конечно, все перечисленные проблемы можно быстро решить, приняв на уровне края необходимые законы (или внеся изменения в уже действующие), и комитет готов их разработать. Но вопросы опять упираются в дефицит краевого бюджета и потому продолжают оставаться нерешенными.

Среди проблем, которые не удалось решить в 2005 году, следует отметить законодательное регулирование частной медицинской деятельности. Мы не можем пока сделать этого из-за пробелов федерального законодательства.

Достаточно серьезной проблемой, на которой необходимо будет сконцентрировать усилия депутатов комитета, является проблема, связанная с окончанием в 2006 году срока действия краевых целевых программ в области здравоохранения и социальной защиты. Совместно с Администрацией края предстоит активная работа по реализации на Алтае приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Над этими и другими вопросами комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения планирует активно работать в 2006 году.

Председатель комитета

по охране здоровья и

социальной защите населения

Алтайского краевого

Совета народных депутатов

И.В.СОЛНЦЕВА