Законы и бизнес в России

Решение Алтайского краевого суда от 01.07.2005 по делу N 3-66/05 В удовлетворении заявления о признании недействующими статей 5 и 6 Закона Алтайского края “Об экономической поддержке средств массовой информации“ от 16.11.2004 N 46-ЗС отказано, так как оспариваемые нормы не противоречат Федеральному закону.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2005 N 51-Г05-24 данное решение оставлено без изменения.

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2005 г. по делу N 3-66/05

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего Д.М.

при секретаре С.С.

с участием прокурора С.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим в части Закона Алтайского края от 16 ноября 2004 года N 46-ЗС “Об экономической поддержке средств массовой информации“

установил:

постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов N 409 от 9 ноября 2001 года принят Закон Алтайского края N 46-ЗС “Об экономической поддержке средств массовой информации“.

Закон Алтайского края N 46-ЗС опубликован в газете “Алтайская правда“ N 327 от 20 ноября 2004 года.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, статьи 5 и 6 Закона Алтайского края от 16 ноября 2004 года N 46-ЗС “Об экономической поддержке средств массовой информации“ противоречат части 1 статьи 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, которая запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация Алтайского края и Комитет администрации Алтайского края по печати и информации.

Выслушав пояснение прокурора С.Т., об удовлетворении заявления, представителя Алтайского краевого Совета народных депутатов Ф.Е., представителя администрации Алтайского края Р.Г., представителя Комитета администрации Алтайского края по печати и информации Л.С., возражавших против заявленных требований, исследовав материалы дела суд полагает, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В силу статьи 5 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской федерации.

Согласно ст. 73 Устава Алтайского края вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской обладают всей полнотой государственной власти.

Таким образом, Закон Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года принят полномочным органом в пределах его компетенции.

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Согласно статьи 5 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года экономическая поддержка районных и городских газет осуществляется в форме, предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Закона, и оказывается районным и городским газетам, внесенным в реестр.

В обосновании своих требований прокурор ссылается на то, что статья 5 Закона Алтайского края N 46-ЗС противоречит статье 7 части 1 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, которая запрещает органам государственной власти субъектов РФ принимать акты и (или) совершать действия которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

В судебном заседании представитель прокуратуры Алтайского края С.Т. пояснила, что статья 5 Закона Алтайского края N 46-ЗС не противоречит федеральному законодательству, а только в совокупности со статьей 6 этого же Закона находится в противоречии с Федеральным Законодательством.

Статья 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ определяет, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещено принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Под реестром следует понимать опись, письменный перечень.

Данная норма Закона не запрещает указанным органам формировать, вносить и утверждать реестры СМИ, что также не противоречит и ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“.

А поэтому доводы прокурора, что статья 5 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года противоречит ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ несостоятельны.

Прокурор Алтайского края также оспаривает ст. 6 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года.

Указанная норма содержит семь пунктов.

При этом прокурор не указывает какому федеральному законодательству противоречат пункты 1 - 6 оспариваемой нормы, а судом не установлено, что указанные пункты статьи 6 противоречат федеральному законодательству.

Статья 6 пункт 7 Закона Алтайского края N 46-ЗС определяет, что в реестр может быть включена районная или городская газета при соблюдении следующих условий: один из учредителей газеты является орган государственной власти Алтайского края или орган местного самоуправления; если районная или городская газета является юридическим лицом.

Прокурор указывает, что данная норма противоречит ст. 7 ч. 1 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, которая запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара т.к. оказание конкретному СМИ экономической поддержки за счет средств краевого бюджета решается органами государственной власти произвольно и такая поддержка ставит СМИ, попавшие в реестр, в более выгодное, преимущественное положение по отношению к своим конкурентам на территории района, города.

Между тем п. 7 ст. 6 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года не противоречит федеральному законодательству.

Пункт 7 ст. 6 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года определяет порядок включения районных газет в реестр: если одним из учредителей районной или городской газеты является орган государственной власти Алтайского края или орган местного самоуправления и если районная или городская газета является юридическим лицом.

Согласно ст. 17 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Статья 18 вышеуказанного Закона предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета..., и бюджетов субъекта РФ.

Из анализа указанных норм следует, что органы местного самоуправления вправе учреждать печатные СМИ и финансировать их - оказывать экономическую поддержку.

Также статью 6 необходимо рассматривать в совокупности со статьей 1 и 3 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года, которые определяют предмет регулирования, цели настоящего Закона и формы экономической поддержки СМИ в Алтайском крае.

В силу статьи 1 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 16 ноября 2004 года настоящий закон регулирует порядок экономической поддержки средств массовой информации, выходящих в свет на территории Алтайского края, за исключением СМИ политических партий и движений, рекламного и эротического характера, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации.

Статья 3 Закона Алтайского края N 46-ЗС предусматривает формы экономической поддержки СМИ - путем выделения денежных средств (районным и городским газетам внесенных в реестр) и другой вид экономической поддержки осуществляется в виде грантов (для других СМИ).

По смыслу данных норм экономическую поддержку в той или иной форме может получить любое средство массовой информации за исключением СМИ политических партий и движений, рекламного и эротического характера. Выбор же формы экономической поддержки основан на принципе эффективности и экономности использования, а также принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.

Указанные статьи данного Закона прокурором не оспариваются.

Таким образом, доводы прокурора, что указанная экономическая поддержка ставит СМИ в Алтайском крае попавшим в реестр в более выгодное положение по отношению к своим конкурентам на территории района, города и что органы государственной власти края фактически наделяются статьями 5 и 6 Закона края возможностью воздействовать на конкуренцию среди СМИ несостоятельны.

С учетом изложенного статья 6 Закона Алтайского края N 46-ЗС не противоречит статье 7 части 1 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Учитывая, что статья 6 оспариваемого Закона не противоречит федеральному законодательству, то и статья 5 в совокупности со статьей 6 Закона Алтайского края N 46-ЗС также не противоречит федеральному законодательству.

А поэтому прокурору Алтайского края следует отказать в удовлетворении заявления в полном объем.

Руководствуясь ст.ст. 193 - 199 ГПК РФ суд

решил:

прокурору Алтайского края в удовлетворении заявления о признании недействующими статьи 5 и 6 Закона Алтайского края от 16 ноября 2004 года N 46-ЗС “Об экономической поддержке средств массовой информации“ отказать.

Резолютивную часть решения опубликовать в газете “Алтайская правда“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Алтайский краевой суд в течение 10 дней.