Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(июнь 2005 г.): Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(июнь 2005 г.):

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

ВОПРОС: Каков механизм взыскания задолженности на сегодняшний день?

ОТВЕТ: Сегодня механизм взыскания задолженности более ужесточен по сравнению с Налоговым кодексом, регламентирован и расписан во времени: не заплатил в срок - в течение 15-ти дней обязаны предъявить требование, в течение 30-ти дней - инкассовое поручение на счет, если деньги не поступят в течение 30-ти дней, следует передача документов на арест имущества судебным приставам с последующим инициированием процедуры банкротства. В срок от одного до трех месяцев с даты направления судебному приставу - исполнителю постановления о взыскании налогов за счет имущества налоговый орган обязан принять решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Так как функции по обеспечению процедуры банкротства перешли в ведение ФНС, значительно расширился и спектр полномочий.

Налоговики теперь не только отслеживают причины возникновения у предприятий задолженности по налогам в бюджет и внебюджетные фонды и применяют весь комплекс мер принудительного взыскания, но и готовят и сопровождают документы в делах о банкротстве предприятий, участвуют в судебных процессах, собраниях кредиторов.

Согласно ст.ст. 3, 6 Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 “О несостоятельности (банкротстве)“ основанием для признания должника банкротом является неисполнение обязанности по уплате налогов в течение 3-х месяцев, начиная от срока уплаты. При этом размер задолженности без учета пени и штрафов должен составлять: для организации - более 100 тыс. руб., гражданина - более 10 тыс. руб.

Отложение подачи заявления о признании должника банкротом возможно на срок до 2-х месяцев только в исключительных случаях. Условия отложения подачи заявления прописаны в Приказе Минэкономразвития N 217 от 02.08.2004 “О порядке отложения уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом“ и п. 5 Положения “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, утвержденного постановлением Правительства N 257 от 29.05.2004. Повторное отложение подачи заявления о признании должника банкротом не допускается.

Поскольку условия отложения подачи заявления довольно жесткие, отложение дела о банкротстве является скорее исключением из правил. Поэтому многие организации попадают сегодня в число потенциальных претендентов на банкротство.

Часть из них - это так называемые “отсутствующие должники“, вопрос финансирования процедуры ликвидации которых решается в настоящее время. Но в этот “черный список“ попадают и крупные промышленные предприятия, в том числе социально значимые. А это уже фактически ставит под вопрос их дальнейшее существование. По двум таким предприятиям района уже поданы документы на банкротство, на одном из них введена процедура наблюдения.

Очевидно, что процедура банкротства - удел тех предприятий, которые вряд ли смогут когда-нибудь погасить накопленную задолженность, и практика уже показала, что банкротство отнюдь не способствует увеличению поступлений в бюджет. В конечном итоге оно приводит к ликвидации предприятия и списанию задолженности, безнадежной к взысканию, после завершения конкурсного производства. Кроме того, в ходе конкурсного производства предприятия “нарабатывают“ задолженность по текущим платежам.

Банкротство в итоге приводит к смене собственника, но нисколько не лучше, если некомпетентный собственник продолжает работать и накапливать долги. Ведь налоги - это вся социальная сфера сегодня.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, можно сказать, что в современных условиях право на существование имеет лишь эффективный собственник, который может обеспечивать полное и своевременное поступление налогов в бюджет.