Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УФНС РФ по Алтайскому краю <(июнь 2005 г.): Единый социальный налог>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(июнь 2005 г.):

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

ВОПРОС: Облагаются ли единым социальным налогом выплаты, производимые гражданам в связи с выполнением ими обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы?

ОТВЕТ: Согласно статье 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью.

В соответствии с п. 3 Положения о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 N 157, действовавшего в 2004 году, граждане Российской Федерации на время прохождения военных сборов освобождались от работы (учебы) с сохранением за ними места постоянной работы (учебы) и выплатой среднего заработка (стипендии) по месту постоянной работы (учебы), но не более 10 минимальных размеров оплаты труда, установленных для определенного размера стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета, предусмотренных по разделу “Национальная оборона“ (подраздел “Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки“, целевая статья “Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации“).

С 1 января 2005 года, в соответствии с пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, компенсации подлежат расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в. т.ч. гражданам, призванным на военные сборы.

Пунктом 3 Правил определено, что компенсация расходов организации, связанных с выплатой среднего заработка вышеуказанным гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ.

Учитывая вышеизложенное, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, компенсируемые федеральным бюджетом, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и, соответственно, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

ВОПРОС: Облагаются ли единым социальным налогом суммы оплаты ежегодных дополнительных отпусков гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне и вследствие аварии на Чернобыльской АЭС?

ОТВЕТ: Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом (далее ЕСН) для налогоплательщиков - работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Право на дополнительный отпуск указанным категориям граждан предоставлено п. 15 ст. 2 Федерального Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“ (далее Закон N 2-ФЗ), а также п. 5 ст. 14 и п. 4 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее Закон N 1244-1).

Статьей 116 Трудового кодекса РФ предусмотрены случаи, когда работнику могут быть предоставлены ежегодные дополнительные оплачиваемые работодателем отпуска. Дополнительные отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации на Семипалатинском полигоне и вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Трудовым кодексом не предусмотрены.

Предоставление дополнительных отпусков в соответствии с указанными выше Законами с выполнением текущих трудовых обязанностей работниками или особыми условиями труда у работодателя не связано, независимо от наличия соответствующих положений в трудовом или коллективном договоре.

Статьей 7 Закона N 2-ФЗ и статьей 5 Закона N 1244-1 предусмотрено, что меры социальной поддержки данных категорий граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не работодателей. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Вышеуказанные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, либо за прохождение военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и за потерю здоровья вследствие радиации.

Таким образом, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, не являются объектом налогообложения по ЕСН, так как предоставление таких отпусков не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.