Законы и бизнес в России

Постановление Администрации Алтайского края от 24.11.2003 N 613 “Об утверждении “Плана мероприятий по обеспечению безопасности электроустановок в городах и районах Алтайского края на 2004 - 2008 годы“

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2003 г. N 613

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ “ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОСТИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2004 - 2008 ГОДЫ“

В целях реализации системы мероприятий для обеспечения безопасности электроустановок в рамках концепции пожарной безопасности в крае, утвержденной постановлением администрации края от 21.10.2002 N 549 “О концепции пожарной безопасности в Алтайском крае на 2003 - 2005 годы“, постановляю:

1. Утвердить прилагаемый “План мероприятий по обеспечению безопасности электроустановок зданий в городах и районах Алтайского края на 2004 - 2008 годы“.

2. Утвердить состав рабочей группы по координации мероприятий (прилагается).

3. Комитетам администрации края по образованию (С.А.Химочка), по здравоохранению (С.И.Трибунский), по социальной защите населения (А.М.Ващенко), по культуре и туризму (А.И.Ломакин) в срок до 27.11.2003 организовать подготовку технико-экономических обоснований проектных работ, разработать и согласовать с органами местного самоуправления графики и бюджетные заявки на внедрение элементов системы безопасности электроустановок зданий в ведомственных учреждениях.

4. Главному управлению экономики и инвестиций администрации края (В.И.Псарев) ежегодно рассматривать в установленном порядке бюджетные заявки комитетов администрации края и учитывать объемы финансирования в инвестиционной программе краевого бюджета.

5. Топливно-энергетическому отделу администрации края (В.Д.Ланда) подготовить к 10.12.2003 пакет документов для создания некоммерческой организации “Региональный центр электропожаробезопасности“ (РЦЭПБ), который будет осуществлять координацию и организацию работ по реализации Плана мероприятий, обеспечивать методическими рекомендациями и подготавливать специалистов в области проектирования, монтажа и обслуживания устройств защитного отключения.

6. Предложить органам местного самоуправления районов и городов края организовать информирование населения о мерах по обеспечению электроустановок устройствами защитного отключения.

7. Предложить страховым компаниям края представить на страховом рынке перечень услуг, стимулирующих население и юридических лиц на установку электрозащитных устройств.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края С.П.Байкалова.

Глава администрации



Алтайского края

А.А.СУРИКОВ

Утвержден

постановлением

администрации края

от 24 ноября 2003 г. N 613

СОСТАВ

РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО КООРДИНАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Байкалов С.П. - сопредседатель, заместитель главы администрации

края;

Никольский О.К. - сопредседатель, профессор, заведующий кафедрой

Алтайского государственного технического

университета, заслуженный деятель науки и

техники РФ.

Члены рабочей группы:



Ващенко А.М. - председатель комитета администрации края по

социальной защите населения;

Кузнецова Г.Г. - заместитель начальника Главного управления

экономики и инвестиций администрации края;

Ломакин А.И. - председатель комитета администрации края по

культуре и туризму;

Полонский А.В. - директор территориального управления

“Алтайэнергонадзор“ (по согласованию);

Сошников А.А. - профессор Алтайского государственного

технического университета, директор

Международного центра автоматизации и

безопасности электроустановок (по

согласованию);

Трибунский С.И. - председатель комитета администрации края по

здравоохранению;

Химочка С.А. - председатель комитета администрации края по

образованию;

Худяков С.П. - начальник управления противопожарной службы ГО

ЧС Алтайского края (по согласованию).

Утвержден

постановлением

администрации края

от 24 ноября 2003 г. N 613

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ЗДАНИЙ В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2004 - 2008 ГОДЫ

Паспорт

Плана мероприятий

-----------------T-----------------------------------------------¬

¦Основание для ¦- Федеральный закон “О пожарной безопасности“; ¦

¦разработки ¦- Основы законодательства Российской Федерации¦

¦Плана ¦об охране труда; ¦

¦ ¦- Федеральный закон “О безопасности“; ¦

¦ ¦- закон Алтайского края “О поставках продукции¦

¦ ¦для краевых государственных нужд“; ¦

¦ ¦- Приказ МЧС РФ и Министерства образования¦

¦ ¦РФ от 17.04.2003 N 190/1668 “О мерах по¦

¦ ¦повышению уровня пожарной безопасности¦

¦ ¦образовательных учреждений“ ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Заказчик ¦Администрация края ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Исполнители ¦Исполнители: ¦

¦и соисполнители ¦- комитеты администрации края; ¦

¦ ¦- Региональный центр электропожаробезопасности¦

¦ ¦(РЦЭПБ) (по согласованию). ¦

¦ ¦Соисполнители: ¦

¦ ¦- Алтайская академия экономики и права (по¦

¦ ¦согласованию); ¦

¦ ¦- ФГУ “Алтайгосэнергонадзор“ (по согласованию);¦

¦ ¦- Главное управление по делам гражданской¦

¦ ¦обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского¦

¦ ¦края (по согласованию); ¦

¦ ¦- проектные и монтажные организации Алтайского¦

¦ ¦края (по согласованию) ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Разработчик ¦- Алтайский государственный технический¦

¦ ¦университет ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Сроки реализации¦2004 - 2008 годы ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Цели Плана ¦Повышение электрической и пожарной безопасности¦

¦ ¦электроустановок зданий комитетов по¦

¦ ¦образованию, здравоохранению, социальной защите¦

¦ ¦населения, культуре и туризму на основе¦

¦ ¦использования современных достижений науки и¦

¦ ¦техники в этой области и привлечения¦

¦ ¦отечественной производственной базы ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Основные задачи ¦- Совершенствование нормативно-правовой базы¦

¦ ¦в области безопасности электроустановок¦

¦ ¦зданий; ¦

¦ ¦- оценка состояния электропожаробезопасности¦

¦ ¦объектов внедрения и их проектное и¦

¦ ¦техническое обеспечение необходимыми¦

¦ ¦элементами систем комплексной безопасности¦

¦ ¦электроустановок; ¦

¦ ¦- разработка проектных решений реконструкции¦

¦ ¦существующих систем электрической защиты на¦

¦ ¦основе современных технологий; ¦

¦ ¦- организация поставки для объектов внедрения¦

¦ ¦требуемой электрозащитной и специальной¦

¦ ¦аппаратуры; ¦

¦ ¦- монтаж и наладка электрозащитной аппаратуры ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Ожидаемые ¦Уменьшение числа пожаров от электротехнических¦

¦результаты ¦причин на объектах внедрения Алтайского края¦

¦реализации ¦в 5 - 7 раз; сокращение материальных потерь¦

¦Плана ¦от пожаров до 30%, снижение гибели и¦

¦ ¦травматизма людей при пожарах от¦

¦ ¦электротехнических причин, а также¦

¦ ¦электротравматизма в 7 - 9 раз ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Источники ¦- Краевой бюджет; ¦

¦финансирования ¦- прочие источники ¦

+----------------+-----------------------------------------------+

¦Система контроля¦Администрация края ¦

¦за исполнением ¦ ¦

¦Плана ¦ ¦

L----------------+------------------------------------------------

Содержание проблемы и необходимость ее решения

Весомой составляющей проблемы обеспечения пожарной безопасности объектов инфраструктуры городов и населенных пунктов Алтайского края является необходимость повышения безопасности электроустановок. Существующее состояние электроустановок в жилых и общественных зданиях и уровень их эксплуатации отражают общую тревожную обстановку, сложившуюся в последние годы в России.

Ежедневно на территории Российской Федерации происходит более 700 пожаров. Пожары в течение года уносят жизни до 15 тысяч человек и травмируют более 13 тысяч. При этом уничтожается и повреждается более 63 тыс. строений и до 6 тысяч единиц автотранспорта. Ежедневные материальные потери составляют более 124 млн. рублей (более 45 млрд. руб. в год). Доля пожаров от электроустановок постоянно возрастает, достигая по отдельным регионам 35 - 40% от общего их числа. Особенно неблагополучное положение с пожарами сложилось в малых городах и сельской местности, на которые приходится 2/3 гибели людей и 70% материальных ущербов.

В Алтайском крае ежегодно происходит более 5000 пожаров (в том числе каждый четвертый - по электрическим причинам). В огне погибают и получают травмы более 400 человек, уничтожается более 1300 строений и квартир, до 100 единиц техники. Потери от пожаров превышают 400 млн. руб. в год.

Основной причиной пожаров в электроустановках (до 70% от общего числа электропожаров) являются короткие замыкания и развивающиеся токи утечки через изоляцию электропроводок. При этом наиболее пожароопасным видом электротехнических изделий являются электропроводки, на долю которых приходится до 45% пожаров.

Неблагополучным также остается положение с электротравматизмом. На его долю приходится от 30% до 70% общего числа регистрируемых электротравм, и тенденции к их снижению пока не наблюдается. Ежегодно от поражений электрическим током в электроустановках зданий гибнет более 4500 человек; теряет трудоспособность и получает инвалидность около 30000 человек.

Сложившееся положение с электротравмами и пожарами в России обусловлено комплексом проблем правового, экономического и технологического характера, накапливающихся десятилетиями и не получивших своего решения. К ним следует отнести:

1. Кризисные процессы в экономике, возникшие в 1980-х - 90-х гг.

2. Несовершенство нормативной правовой базы в области электропожаробезопасности.

3. Недостаточность финансовых средств и материальных ресурсов, выделяемых на осуществление мероприятий по охране труда и безопасности электроустановок.

4. Ликвидация института профсоюзных инспекторов по охране труда, неадекватная оценка обществом реальной опасности электротравм и пожаров.

5. Значительный износ внутренних сетей (электропроводок) и сверхнормативные электрические нагрузки в зданиях.

6. Неэффективная работа существующих средств электрической защиты (предохранителей и автоматических выключателей) и весьма низкий объем промышленного выпуска современных отечественных устройств защитного отключения (УЗО).

Негативное влияние на условия безопасности оказывают и коммунальные службы. Постоянные сбои в отопительной системе приводят к внеплановому увеличению электрических мощностей потребителей, сверхнормативной нагрузке электрических сетей и электропроводок, которые в свою очередь вызывают аварии, травмы и пожары.

Международный опыт свидетельствует, что в зависимости от выбранной стратегии и характера применяемых мер прогноз уровня электробезопасности может развиваться либо по негативному, либо по позитивному сценарию.

Одним из условий благоприятного прогноза состояния электропожаробезопасности является массовое использование устройств защитного отключения.

УЗО является единственной высокоэффективной мерой, обеспечивающей резкое снижение электротравматизма населения и предупреждение пожаров от электроустановок, так как оно реагирует на токи, в десятки тысяч раз меньше токов срабатывания традиционных защитных устройств, и обеспечивает быстродействие, составляющее доли секунды. Поэтому только устройство защитного отключения (УЗО) может спасти человека от смертельной электротравмы и предотвратить пожар уже на начальном этапе короткого замыкания.

Таким образом, решение проблемы безопасности электроустановок возможно в результате внедрения на объектах инфраструктуры городов и населенных пунктов Алтайского края комплексной системы безопасности, обеспечивающей одновременное существенное снижение электротравматизма и предотвращение пожаров по электротехническим причинам.

Цель Плана

Целью является повышение электрической и пожарной безопасности электроустановок зданий комитетов по образованию, здравоохранению, социальной защите населения, культуре и туризму на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.

Научная и нормативная поддержка Плана мероприятий основывается на современных нормативных документах, а также результатах исследований Алтайского государственного технического университета в области создания научно-методической, нормативной и проектно-технологической базы комплексной системы безопасности, обеспечивающей одновременное существенное снижение электротравматизма и предотвращение пожаров от электроустановок и включающей:

- разработку методики прогнозирования последствий коротких замыканий (КЗ) и эффективности электрической защиты, позволяющей оценивать вероятность пожара при КЗ и проводить мероприятия по ее снижению;

- разработку основ проектирования оптимальных систем комплексной безопасности электроустановок, обеспечивающих такой выбор структуры и параметров электрической защиты (на основе предохранителей, автоматических выключателей и устройств защитного отключения) и электропроводок, при котором выполняются заданные условия электро- и пожаробезопасности;

- разработку и организацию производства современной электрозащитной аппаратуры, в том числе электронных, электромеханических и многофункциональных устройств защитного отключения малой, средней и повышенной мощности.

Основные задачи Плана

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области безопасности электроустановок зданий.

2. Оценка состояния электропожаробезопасности зданий комитетов по образованию, здравоохранению, социальной защите населения, культуре и туризму и их проектное и техническое обеспечение необходимыми элементами систем комплексной безопасности электроустановок.

3. Разработка проектных решений реконструкции существующих систем электрической защиты на основе современных технологий.

4. Разработка механизмов массового внедрения и обслуживания УЗО с учетом существующих ограничений материального, нормативного и организационного характера.

5. Разработка и утверждение органами местного самоуправления городов и районов края графиков и объемов поэтапного внедрения элементов системы комплексной безопасности электроустановок зданий.

6. Организация поставки для объектов внедрения требуемой электрозащитной и специальной аппаратуры, в том числе устройств защитного отключения и измерителей токов утечки для подготовки электроустановок к монтажу УЗО.

7. Монтаж и наладка электрозащитной аппаратуры, координация деятельности надзорных организаций, направленной на реализацию мероприятий по внедрению систем комплексной безопасности электроустановок.

8. Обеспечение объектов внедрения нормативной и методической документацией по безопасности электроустановок.

9. Подготовка специалистов для проектирования, монтажа и обслуживания систем комплексной безопасности электроустановок.

10. Организация рекламной кампании и пропаганда безопасной эксплуатации электроустановок через средства массовой информации.

Этапы и сроки

реализации Плана мероприятий

Реализация представленных ниже мероприятий предусматривается при участии и под контролем Регионального центра электропожаробезопасности (РЦЭПБ).

----T------------------T--------------T-------T-------T-----------¬

¦ N ¦Наименование работ¦ Исполнители ¦Срок ¦Объем ¦ Основные ¦

¦п/п¦по основным этапам¦ ¦испол- ¦финан- ¦результаты ¦

¦ ¦ ¦ ¦нения ¦сиро- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦млн. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦1. ¦Создание при¦администрация ¦4 кв. ¦ 5,0 ¦Действующая¦

¦ ¦администрации ¦Алтайского ¦2003 г.¦(из ¦структура ¦

¦ ¦Алтайского края и¦края, ¦ ¦расчета¦Региональ- ¦

¦ ¦организация ¦АлтГТУ (по ¦ ¦1 млн. ¦ный центр ¦

¦ ¦деятельности ¦согласованию) ¦ ¦руб. ¦(юридичес- ¦

¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦в год) ¦кое лицо) ¦

¦ ¦центра электропо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦жаробезопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(РЦЭПБ) с¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦местонахождением в¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Алтайском ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦государственном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦техническом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦университете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦2. ¦Разработка проекта¦РЦЭПБ (по ¦2 кв. ¦ - ¦Проект ¦

¦ ¦федерального ¦согласованию),¦2004 г.¦ ¦федерально-¦

¦ ¦закона “О¦Алтайская ¦ ¦ ¦го закона, ¦

¦ ¦безопасности ¦академия ¦ ¦ ¦его ¦

¦ ¦электроустановок ¦экономики и ¦ ¦ ¦экспертиза,¦

¦ ¦зданий“ ¦права (по ¦ ¦ ¦представле-¦

¦ ¦ ¦согласованию),¦ ¦ ¦ние законо-¦

¦ ¦ ¦Алтайский ¦ ¦ ¦проекта в ¦

¦ ¦ ¦краевой ¦ ¦ ¦Государст- ¦

¦ ¦ ¦Совет народных¦ ¦ ¦венную ¦

¦ ¦ ¦депутатов (по ¦ ¦ ¦Думу РФ ¦

¦ ¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦3. ¦Разработка и¦РЦЭПБ (по ¦В ¦ - ¦Проект ¦

¦ ¦корректировка ¦согласованию) ¦течение¦ ¦изменений и¦

¦ ¦правил и¦ ¦реали- ¦ ¦дополнений ¦

¦ ¦требований Правил¦ ¦зации ¦ ¦Правил ¦

¦ ¦устройства ¦ ¦Плана ¦ ¦нормативных¦

¦ ¦электроустановок ¦ ¦ ¦ ¦документов ¦

¦ ¦(ПУЭ), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Межотраслевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦правил по охране¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦труда (ПОТ),¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Строительных норм¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и правил (СНиП),¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Норм пожарной¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безопасности (НПБ)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦по применению УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электроустановках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦4. ¦Оценка состояния¦РЦЭПБ (по ¦В ¦ 1,8 ¦Проектные ¦

¦ ¦электропожаробезо-¦согласованию),¦течение¦(до 4% ¦решения ¦

¦ ¦пасности зданий¦проектные ¦реали- ¦от ¦реконструк-¦

¦ ¦комитетов по¦организации ¦зации ¦общей ¦ции систем ¦

¦ ¦образованию, ¦(по ¦Плана ¦суммы ¦электриче- ¦

¦ ¦здравоохранению, ¦согласованию),¦ ¦затрат ¦ской защиты¦

¦ ¦социальной защите¦комитеты ¦ ¦на ус- ¦типовых ¦

¦ ¦населения, ¦администрации ¦ ¦тановку¦объектов ¦

¦ ¦культуре и туризму¦края по ¦ ¦УЗО) ¦инфраст- ¦

¦ ¦и разработка¦образованию, ¦ ¦ ¦руктуры ¦

¦ ¦проектных решений¦здравоохране- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реконструкции ¦нию, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦существующих ¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦систем ¦защите ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электрической ¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦защиты на основе¦культуре и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦современных ¦туризму ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦технологий и их¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦независимая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦экспертиза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦5. ¦Разработка ¦РЦЭПБ (по ¦1 кв. ¦ - ¦Программа ¦

¦ ¦механизмов ¦согласованию),¦2004 г.¦ ¦внедрения ¦

¦ ¦массового ¦комитеты ¦ ¦ ¦электроза- ¦

¦ ¦внедрения ¦администрации ¦ ¦ ¦щитной ¦

¦ ¦электрозащитной ¦края по ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦

¦ ¦аппаратуры. ¦образованию, ¦ ¦ ¦по ¦

¦ ¦Разработка и¦здравоохране- ¦ ¦ ¦комитетам ¦

¦ ¦согласование ¦нию, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦графиков и объемов¦социальной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦поэтапного ¦защите ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦внедрения ¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦элементов системы¦культуре и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦комплексной ¦туризму ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электроустановок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зданий в городах и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦районах края ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦6. ¦Проведение ¦Комитеты ¦1 кв. ¦ - ¦Номенкла- ¦

¦ ¦экспертизы ¦администрации ¦2004 г.¦ ¦тура ¦

¦ ¦электрозащитной ¦края по ¦ ¦ ¦предприятий¦

¦ ¦продукции, ¦образованию, ¦ ¦ ¦-изготови- ¦

¦ ¦представленной на¦здравоохране- ¦ ¦ ¦телей- ¦

¦ ¦российском рынке и¦нию, ¦ ¦ ¦поставщиков¦

¦ ¦участие в¦социальной ¦ ¦ ¦электроза- ¦

¦ ¦конкурсном отборе¦защите ¦ ¦ ¦щитной ¦

¦ ¦предприятий- ¦населения, ¦ ¦ ¦продукции ¦

¦ ¦изготовителей ¦культуре и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦туризму ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦РЦЭПБ (по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦7. ¦Конкурсный отбор¦Комитеты ¦В ¦ - ¦Перечень ¦

¦ ¦электромонтажных ¦администрации ¦течение¦ ¦электромон-¦

¦ ¦организаций ¦края по ¦реали- ¦ ¦тажных ¦

¦ ¦ ¦образованию, ¦зации ¦ ¦организа- ¦

¦ ¦ ¦здравоохране- ¦Плана ¦ ¦ций, ¦

¦ ¦ ¦нию, ¦ ¦ ¦допущенных ¦

¦ ¦ ¦социальной ¦ ¦ ¦к монтажу ¦

¦ ¦ ¦защите ¦ ¦ ¦УЗО ¦

¦ ¦ ¦населения, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦культуре и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦туризму; ФГУ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦“Алтайгосэнер-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦гонадзор“ (по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦согласованию),¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦УГПС Главного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦управления ГО ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ЧС Алтайского ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦края (по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦согласованию),¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦РЦЭПБ (по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦8. ¦Организация ¦РЦЭПБ (по ¦В ¦25,5276¦Обеспечение¦

¦ ¦поставок УЗО,¦согласованию),¦течение¦ ¦объектов ¦

¦ ¦электрощитовой ¦комитеты ¦реали- ¦ ¦внедрения ¦

¦ ¦продукции, ¦администрации ¦зации ¦ ¦электроза- ¦

¦ ¦оснащенной УЗО, и¦края по ¦Плана ¦ ¦щитной и ¦

¦ ¦специальной ¦образованию, ¦ ¦ ¦специальной¦

¦ ¦аппаратуры (в том¦здравоохране- ¦ ¦ ¦измеритель-¦

¦ ¦числе измерителей¦нию, ¦ ¦ ¦ной ¦

¦ ¦тока утечки) для¦социальной ¦ ¦ ¦аппаратурой¦

¦ ¦объектов внедрения¦защите ¦ ¦ ¦в соответ- ¦

¦ ¦для краевых¦населения, ¦ ¦ ¦ствии с ¦

¦ ¦государственных ¦культуре и ¦ ¦ ¦программой ¦

¦ ¦нужд, в том числе:¦туризму ¦ ¦ ¦поставок ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Госзаказ) ¦

¦ ¦- трехфазные УЗО,¦ ¦ ¦ 9,652 ¦ ¦

¦ ¦встроенные в¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электрические щиты¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(2413 шт.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- однофазные УЗО¦ ¦ ¦12,3006¦ ¦

¦ ¦(20501 шт.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- электрические ¦ ¦ ¦ 0,075 ¦ ¦

¦ ¦щиты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦однофазных УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(1000 шт.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- специальная ¦ ¦ ¦ 3,5 ¦ ¦

¦ ¦измерительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦аппаратура, в том¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦числе измерители¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦тока утечки (500¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦комплектов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦9. ¦Монтаж и наладка¦Монтажные ¦В ¦12,0 ¦Установка в¦

¦ ¦электрозащитной ¦организации ¦течение¦ ¦эксплуата- ¦

¦ ¦аппаратуры в¦Алтайского ¦реали- ¦ ¦цию ¦

¦ ¦подведомственных ¦края под ¦зации ¦ ¦электроза- ¦

¦ ¦зданиях комитетов¦контролем ¦Плана ¦ ¦щитной ¦

¦ ¦края ¦РЦЭПБ (по ¦ ¦ ¦аппаратуры ¦

¦ ¦ ¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦10.¦Разработка и¦РЦЭПБ (по ¦4 кв. ¦ 0,5 ¦Методиче- ¦

¦ ¦издание ¦согласованию) ¦2005 г.¦ ¦ские реко- ¦

¦ ¦Методических ¦ ¦ ¦ ¦мендации ¦

¦ ¦рекомендаций по¦ ¦ ¦ ¦(объем ¦

¦ ¦проектированию, ¦ ¦ ¦ ¦издания - ¦

¦ ¦монтажу и¦ ¦ ¦ ¦5 тыс. шт.)¦

¦ ¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦системы электропо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦жаробезопасности в¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦жилых и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦общественных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зданиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦11.¦Подготовка ¦РЦЭПБ (по ¦В ¦ - ¦Курсы ¦

¦ ¦специалистов для¦согласованию);¦течение¦ ¦подготовки ¦

¦ ¦проектирования, ¦АлтГТУ (по ¦реали- ¦ ¦специалис- ¦

¦ ¦монтажа и¦согласованию);¦зации ¦ ¦тов по ¦

¦ ¦обслуживания ¦ФГУ “Алтайгос-¦Плана ¦ ¦обеспечению¦

¦ ¦систем комплексной¦энергонадзор“ ¦ ¦ ¦безопасно- ¦

¦ ¦безопасности ¦(по ¦ ¦ ¦сти ¦

¦ ¦электроустановок и¦согласованию) ¦ ¦ ¦электроус- ¦

¦ ¦формирование ¦ ¦ ¦ ¦тановок ¦

¦ ¦зональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электромонтажных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦бригад ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦12.¦Организация ¦РЦЭПБ (по ¦В ¦ 1,0 ¦Рекла“ные ¦

¦ ¦рекламной кампании¦согласованию) ¦течение¦ ¦фильмы, ¦

¦ ¦и пропаганда¦ ¦реали- ¦ ¦буклеты, ¦

¦ ¦безопасной ¦ ¦зации ¦ ¦печатная ¦

¦ ¦эксплуатации ¦ ¦Плана ¦ ¦продукция ¦

¦ ¦электроустановок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦через средства¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦массовой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------+--------------+-------+-------+-----------+

¦ ¦Итого: ¦ ¦ ¦45,8276¦ ¦

L---+------------------+--------------+-------+-------+------------

Примечание. Работы по п.п. 2, 3, 5, 6, 7, 11, 12 выполняются Региональным центром электропожаробезопасности (РЦЭПБ) и финансируются из средств, выделяемых Центру по п. 1.

Оценка эффективности

реализации Плана мероприятий

Исходные данные

1. Расчетный период: 2004 - 2008 годы.

2. Количество объектов внедрения комплексной системы безопасности электроустановок: 2022, в том числе:

- образовательные учреждения - 1800;

- объекты здравоохранения - 109;

- объекты социальной защиты населения - 75;

- учреждения культуры - 38.

3. Объем внедрения электрозащитной аппаратуры (УЗО) - 22914 шт., в том числе:

- трехфазные многофункциональные - 2413 шт.;

- однофазные электронные и электромеханические - 20501 шт.

4. Объем внедрения электрозащитной аппаратуры (УЗО) по комитетам:

-------------T-----------T----------T---------T----------T-------¬

¦ Комитеты ¦ По ¦По здраво-¦По соци- ¦ По ¦ Итого ¦

¦ ¦образованию¦охранению ¦альной ¦ культуре ¦по краю¦

¦ ¦ ¦ ¦защите ¦и туризму ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦населения¦ ¦ ¦

+------------+-----------+----------+---------+----------+-------+

¦Трехфазные ¦ 1800 ¦ 500 ¦ 75 ¦ 38 ¦ 2413 ¦

¦УЗО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+----------+---------+----------+-------+

¦Однофазные ¦ 18000 ¦ 1265 ¦ 792 ¦ 444 ¦20501 ¦

¦УЗО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------+-----------+----------+---------+----------+-------+

¦Всего ¦ 19800 ¦ 1765 ¦ 867 ¦ 482 ¦22914 ¦

L------------+-----------+----------+---------+----------+--------

5. Средний объем финансирования на установку одного аппарата УЗО: 1999,98 руб.

6. Динамика внедрения и финансовые затраты по комитетам:

----------------------T---------T--------T---------T---------T----------¬

¦ Комитеты ¦По ¦По ¦По социа-¦ По ¦ Итого ¦

¦ ¦образова-¦здраво- ¦льной ¦культуре ¦ по краю ¦

¦ ¦нию ¦охране- ¦защите ¦и туризму¦ ¦

¦ ¦ ¦нию ¦населения¦ ¦ ¦

+------T--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦2004 ¦Количество ¦ 250 ¦ 27 ¦ 22 ¦ 8 ¦ 307 ¦

¦год ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Требуемое ¦ 3700 ¦ 424 ¦ 232 ¦ 114 ¦ 4470 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 7,400¦ 0,848¦ 0,464¦ 0,228¦ 8,940 ¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦2005 ¦Количество ¦ 300 ¦ 26 ¦ 21 ¦ 8 ¦ 355 ¦

¦год ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Требуемое ¦ 4100 ¦ 415 ¦ 249 ¦ 92 ¦ 4856 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 8,200¦ 0,830¦ 0,498¦ 0,184¦ 9,712 ¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦2006 ¦Количество ¦ 450 ¦ 22 ¦ 12 ¦ 8 ¦ 492 ¦

¦год ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Требуемое ¦ 4400 ¦ 373 ¦ 150 ¦ 97 ¦ 5020 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 8,800¦ 0,746¦ 0,300¦ 0,194¦ 10,040 ¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦2007 ¦Количество ¦ 400 ¦ 19 ¦ 11 ¦ 4 ¦ 434 ¦

¦год ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Требуемое ¦ 3800 ¦ 302 ¦ 131 ¦ 85 ¦ 4318 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 7,600¦ 0,604¦ 0,262¦ 0,170¦ 8,636 ¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦2008 ¦Количество ¦ 400 ¦ 15 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 434 ¦

¦год ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Требуемое ¦ 3800 ¦ 251 ¦ 105 ¦ 94 ¦ 4250 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 7,600¦ 0,502¦ 0,210¦ 0,188¦ 8,500 ¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------+--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦Всего ¦Количество ¦ 1800 ¦ 109 ¦ 75 ¦ 38 ¦ 2022 ¦

¦за ¦оснащаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2004 -¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2008 +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦годы ¦Требуемое ¦19800 ¦1765 ¦ 867 ¦ 482 ¦22914 ¦

¦ ¦количество УЗО¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +--------------+---------+--------+---------+---------+----------+

¦ ¦Финансовые ¦ 39,600¦ 3,530¦ 1,734¦ 0,964¦ 45,8276¦

¦ ¦затраты, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------+--------------+---------+--------+---------+---------+-----------

Экономические показатели

1. Затраты на реализацию Плана мероприятий: 45,8276 млн. руб.

2. Среднее ежегодное снижение материальных потерь от пожаров, вызванных электротехническими причинами (с учетом снижения числа пожаров от электроустановок в 5 - 7 раз):

-------------T----------T---------T---------T---------T----------¬

¦ Годы ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦

+------------+----------+---------+---------+---------+----------+

¦Сумма, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦млн. руб. ¦ 2,235 ¦ 4,663 ¦ 7,173 ¦ 9,332 ¦ 11,457 ¦

L------------+----------+---------+---------+---------+-----------

Финансовые вложения при реализации Плана мероприятий полностью окупаются, начиная с 3-го года его реализации.

Выполненные расчеты базируются на следующем.

В Алтайском государственном техническом университете разработана Методика количественной оценки противопожарной эффективности различных электрозащитных устройств, включая УЗО, одобренная научно-техническим Советом Федерального центра науки и высоких технологий Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России в октябре 2002 г.

В соответствии с проведенными расчетами, устройства защитного отключения только за счет предотвращения развития однофазных коротких замыканий на корпус позволяют снизить вероятность пожаров от дуговых коротких замыканий в 5 - 7 раз.

Полученные результаты нашли практическое подтверждение на Первом Всероссийском научно-практическом совещании “Проблемы и перспективы массового применения устройств защитного отключения в России“ (г. Барнаул, 2000 г.) при подведении итогов широкомасштабного эксперимента по проверке надежности и эффективности применения УЗО для снижения электротравматизма и пожаров от электроустановок, организованного совместным решением ГУГПС МВД России и Главгосэнергонадзора России от 30 июня 1998 г. (Эксперимент проводился в регионе Западной Сибири, включая Алтайский край, Республике Чувашия, а также Московской, Нижегородской и Волгоградской областях).

По данным Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ, ежегодно в России происходит более 50000 пожаров по электротехническим причинам, которые составляют до 25 - 30% (а по отдельным регионам, до 40%) от общего числа пожаров. При среднем материальном ущербе от пожаров порядка 45 млрд. руб. в год на долю электропожаров приходится до 15 млрд. руб. Уменьшение числа пожаров от электротехнических причин в 5 - 7 раз позволяет снизить материальный ущерб на 12 - 13 млрд. руб. (в среднем 12,5 млрд. руб.) в год. Этот эффект может быть достигнут при внедрении в России порядка 25 млн. шт. УЗО (принимая один аппарат УЗО на 5 - 6 человек). Таким образом, средняя величина предотвращенного материального ущерба, приходящаяся на один аппарат УЗО, составляет порядка 500 руб.

Результирующий эффект от применения УЗО по годам рассчитывается с учетом нарастающего количества УЗО, введенных в эксплуатацию.

Социальный эффект

Снижение гибели и травматизма людей при пожарах по электротехническим причинам, а также электротравматизма в 7 - 9 раз.