Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УМНС РФ по Алтайскому краю <(сентябрь 2001 г.): Ответственность за совершение налоговых правонарушений>

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(сентябрь 2001 г.):

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ВОПРОС: Пункт 2 статьи 108 Налогового кодекса РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. Составы правонарушений, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, не имеют четкого разграничения, в результате чего лицо, совершившее правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, не может одновременно привлекаться к ответственности и по пункту 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим просим разъяснить приоритетность применения пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

ОТВЕТ: Пункт 2 статьи 108 Налогового кодекса РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения.

В связи с этим при рассмотрении вопросов, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена пунктом 3 статьи 120 Кодекса.

Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 Налогового кодекса РФ, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Изложенное подтверждается пунктом 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“.

ВОПРОС: Возможно ли привлечение индивидуального предпринимателя по результатам выездной налоговой проверки одновременно к налоговой и административной ответственности?

ОТВЕТ: Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении физических лиц налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц, в том числе административной ответственности, следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности.

Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в статье 2 Налогового кодекса РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями Кодекса.

ВОПРОС: Следует ли применять по результатам камеральной налоговой проверки штрафные санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ за занижение сумм налога, т.к. в печати приводятся мнения юристов со ссылкой на решения арбитражных судов о неправомерности таких штрафных санкций?



ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки за совершение налогоплательщиком налогового правонарушения.

При этом налогоплательщик привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения и независимо от того, чем выявлено такое правонарушение. Важно наличия события налогового правонарушения. Кроме того, статья 101 Налогового кодекса РФ не конкретизирует, по материалам каких проверок выносится данное решение.

Соответственно привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки является правомерным.