Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УМНС РФ по Алтайскому краю <(сентябрь 2001 г.): Налоговый контроль>

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(сентябрь 2001 г.):

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ВОПРОС: Какой период деятельности налогоплательщика может быть охвачен выездной налоговой проверкой, можно ли проверять текущие периоды деятельности, например, по налогу на прибыль?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

При этом Налоговый кодекс определяет количество лет, предшествующих году проведения проверки, которые могут быть охвачены налоговой проверкой и не ограничивает права налоговых органов на проведение указанных проверок за текущий год.

Это подтверждено Пленумом ВАС РФ (постановление от 28.02.2001 N 5 пункт 27) “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса“, где указано, “что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года“.

При проверке вопросов налогообложения прибыли следует иметь в виду следующее.

Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (далее - Закон) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Предприятия, перешедшие на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исчисляют фактическую сумму налога на прибыль на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Таким образом, Законом предусмотрен ежеквартальный (ежемесячный) порядок расчета налоговой базы при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное, для предприятий, определяющих налоговую базу и исчисляющих сумму налога на прибыль ежеквартально, налоговым периодом будет являться квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Для предприятий, перешедших на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, налоговым периодом будет являться месяц, 2 месяца и т.д.

При выявлении налоговой проверкой фактов нарушения законодательства о налогах и сборах применяются меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом.

ВОПРОС: В каком порядке проводятся встречные проверки и как оформляются результаты таких проверок?

ОТВЕТ: Порядок организации встречных проверок отражен в пункте 3.5. Регламента проведения выездных налоговых проверок, в котором определены: предмет встречной проверки и в каких случаях она проводится; место проведения (по согласованию проверка может проводиться по месту нахождения контрагентов проверяемых лиц (месту осуществления деятельности), так и в помещении налогового органа; порядок направления запроса налоговому органу, на учете в котором состоит контрагент, срок (10 дней с момента получения соответствующего запроса), в течение которого она должна быть организована.

Запросы налоговых органов, осуществляющих контроль за правомерностью возмещения входного НДС экспортерам, о проведении встречных проверок подлежат обязательному незамедлительному исполнению, за исключением случаев, когда имеются обстоятельства, вследствие которых встречная проверка не может быть проведена (отсутствие лица на контролируемой территории, или же необходимых документов, изъятых правоохранительными или иными контролирующими органами и т.д.).

При отказе налогового органа, получившего запрос, от действий по осуществлению встречной проверки по указанным выше основаниям, об этом незамедлительно информируется налоговый орган, направивший запрос, с обоснованием принятого решения об отказе от выполнения данного запроса. В случае, если информация от налоговых органов о проведении встречных проверок не поступает продолжительное время, необходимо информировать МНС России и направлять в Департамент организации налогового контроля соответствующую информацию.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет ответственность, предусмотренную Кодексом.

Решение о привлечении лица к ответственности принимает налоговый орган, производящий истребование документов, в порядке, установленном статьей 101.1 Кодекса.

Результаты встречной проверки оформляются справкой. В случае выявления встречной проверкой контрагента и иного лица фактов неотражения (неправильного отражения) в учете налогоплательщика отдельных финансово - хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы, материалы встречной проверки прилагаются к акту выездной налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки (если материалы встречной проверки получены в ходе проведения дополнительных мероприятий), и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении.

ВОПРОС: В каких случаях проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля и имеются ли ограничения по времени на их проведение?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля допускаются: проверка представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; назначение экспертизы; получение объяснений налогоплательщика и показаний свидетелей по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля; истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

При этом в решении о проведении дополнительных мероприятий указывается изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и решение о назначении конкретных дополнительных мероприятий (пункт 3.4 Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах“, утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16М38 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2000 N 2259).

Поскольку процедура оформления проведенных дополнительных мероприятий Кодексом не установлена, по мнению Департамента, результаты проведенных дополнительных мероприятий могут быть оформлены справкой или докладной запиской, в которой излагаются установленные при проведении дополнительных мероприятий факты и обстоятельства совершенного налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сборов) налогового правонарушения или отсутствие таковых, а также проведенные формы налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из двух решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

При вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверки следует руководствоваться разделом 3 вышеуказанной Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60.

Несмотря на то, что сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Кодексом не определены, налоговому органу следует учитывать ограничения, установленные статьей 115 Кодекса, по сроку обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции - не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

При этом следует иметь в виду, что днем обнаружения налогового правонарушения является день составления соответствующего акта выездной налоговой проверки (дата подписания акта лицами, проводившими проверку), либо акта дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае, если налоговое правонарушение было выявлено в результате проведения указанных мероприятий).