Законы и бизнес в России

Обзор консультаций УМНС РФ по Алтайскому краю <(сентябрь 2001 г.): Определение цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения>

УПРАВЛЕНИЕ МНС РФ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(сентябрь 2001 г.):

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРОВ, РАБОТ ИЛИ УСЛУГ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ВОПРОС: Существуют ли какие-то рекомендации по применению статьи 40 Налогового кодекса?

ОТВЕТ: При проведении налоговых проверок необходимо руководствоваться следующим.

Согласно статье 40 Кодекса, пока не доказано обратное, предполагается, что цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен.

Основания опровержения налоговым органом данной презумпции предусмотрены пунктом 2 статьи 40 Кодекса.

Согласно существующей редакции Кодекса, презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен не распространяется, в частности, на сделки между взаимозависимыми лицами, когда сторонами сделки выступают физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут повлиять на условия или результаты сделок, то есть с большой долей вероятности позволяют предполагать использование нерыночных цен.

Данной категории лиц посвящена статья 20 Кодекса. Действующие в настоящее время положения пункта 1 статьи 20 Кодекса содержат исчерпывающий перечень случаев признания налоговыми органами лиц взаимозависимыми. Однако пункт 2 указанной статьи предусматривает возможность судебного порядка установления взаимозависимости по иным основаниям, что позволяет налоговым органам, в принципе, проверять правильность применения цен по любым сделкам. Вместе с тем, при установлении отношений взаимозависимости, не подпадающих под категории пункта 1 статьи 20 Кодекса, налоговый орган не вправе взыскать доначисленный налог в бесспорном порядке, предварительно не доказав в суде наличие взаимозависимости.

Кроме наличия перечисленных признаков, согласно пункту 3 статьи 40 Кодекса должно быть установлено, что цена товаров, работ или услуг, примененная сторонами сделки, отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночных цен, определяемых на момент заключения сделки. Только в этом случае налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Пеня рассчитывается на недоимку - доначисленную сумму налога.

В качестве мероприятий при проверке правильности применения цен по сделкам, могут использоваться все предусмотренные Кодексом формы налогового контроля: осмотр, свидетельские показания, истребование документов, экспертная оценка, осуществляемые с целью создания реальной картины деятельности налогоплательщика; могут проводиться товароведческие и другие экспертизы для определения качественных показателей товара (работы, услуги), оказывающих влияние на их цену.

Рыночная цена определяется согласно положениям пунктов 4 - 11 статьи 40 Кодекса как цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между независимыми лицами надбавок к цене или скидок.

Согласно статье 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

При проверке правильности применения цен наиболее типичным будет являться проведение в первоочередном порядке сравнительного анализа информации о ценах, применяемых проверяемым налогоплательщиком по сделкам с одним и тем же товаром, как с взаимозависимыми лицами, так и прочими контрагентами. В тех случаях, когда реализация продукции производится налогоплательщиком только через взаимозависимых лиц, возникает вопрос об использовании источников получения информации, в том числе возможности использования международных каналов информации.



В Кодексе подчеркивается, что информация о заключенных сделках должна быть получена из официальных источников. Информация (сведения) из такого источника должна отвечать критериям достоверности, проверяемости, общедоступности и быть оформлена с соблюдением определенных требований и правил, предъявляемых к документу.

Под официальными источниками могут пониматься компетентные государственные и муниципальные органы (органы статистики и органы, регулирующие ценообразование), специализированные эксперты (об оценке стоимости товаров для целей налогообложения упоминалось, в частности, в Указах Президента РФ от 21.07.95 N 746, от 18.08.96 N 1209), уполномоченные ими юридические и физические лица, а также печатные издания, публикующие информацию от имени вышеназванных органов.

В решении по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок при доначислении налога, а также пени, рассчитанных исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы (услуги) налоговый орган приводит соответствующие факты завышения (занижения) цен по сравнению с рыночной ценой, опровергающие “презумпцию“ соответствия договорной цены уровню рыночных цен.

Исходя из положений статьи 45 Кодекса, взыскание доначисленного налога и пени с организаций производится в бесспорном порядке.

Обязательность судебной процедуры в данном случае Кодексом не предусмотрена (налоговый орган не изменяет юридическую квалификацию ни сделки, ни статуса и характера деятельности налогоплательщика).